Что такое портфолио в школе
Структура, содержание и принципы формирования портфолио учащегося начальной школы
Людмила Потоцкая
Структура, содержание и принципы формирования портфолио учащегося начальной школы
В данной работе представлена авторская разработка по составлению и структурированию портфолио учеников начальных классов в соответствии с ФГОС.
Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.
Портфолио ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.
Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.
Портфолио является одним из трёх показателей, на основании которых создается итоговая оценка выпускника начальной школы и приминается решение о возможности или невозможности продолжения обучения каждого обучающегося на следующей ступени общего образования.
Портфолио позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана.
Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.
Портфолиопозволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.
Портфолио служит для сбора информации о продвижении знаний, умений и навыков обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Основными задачами составления Портфолио являются:
поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающегося по ступеням обучения;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;
активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Функции Портфолио
Портфолио ученика начальныхклассов как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:
оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый пе-риод времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;
целеполагания – поддерживает учебные цели;
мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;
содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Порядок формирования Портфолио
Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися и родителями в начале обучения.
Пополнять Портфолио должен прежде всего ученик с помощью взрослых (родителей, учителя).
Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
Учет документов, входящих в Портфолио, осуществляет классный руководитель, который оказывает помощь учащемуся в процессе формирования Портфолио, осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио.
Родители оказывает помощь классному руководителю в руководстве самостоятельной работой обучающихся по формированию и оцениванию Портфолио.
Портфолио хранится в школе в течение всего срока пребывания в ней ребенка. При переводе ребенка в другое образовательной учреждение Портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом ребенка.
На каникулы Портфолио выдается домой для доработки и знакомства родителей с его содержанием.
Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое знакомство родителей с его содержанием возлагается на классного руководителя.
Структура, содержание и оформление Портфолио
В состав Портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
Портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начальногообщего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО должны быть включены следующие материалы:
Подведение итогов работы
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы о образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на следующую ступень обучения.
Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.
Портфолиосопровождается документами:
— состав Портфолио;
— критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.
Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы классным руководителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.
В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником,с оценками типа:
зачет/незачет, т. е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;
Критерии оценки достижений учащихся
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:
— сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;
— сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
— индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
По результатам оценки Портфолио обучающихся может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио,делаются выводы:
• Сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;
• Сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
Материалы Портфолио допускают проведение независимой внешней оценки. Оценка выставляется педагогами-экспертами (учителем данного класса, несколькими учителями других начальных классов; возможно привлечение представителя школьной администрации).
Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустимо только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ВЕДЕНИЮ ПОРТФОЛИО
1. Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).
2. Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3. Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!
5. Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
6. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.
7. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
8. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т. к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
9. В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей.Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА ПО ВЕДЕНИЮ ПОРТФОЛИО
1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.
2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.
3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.
4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!
5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!
Классный час для учащихся начальной школы «Уважай старших» Классный час на тему «Уважай старших» Цели: воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным.
Мероприятие для начальной школы, посвященное 103-летию С. В. Михалкова СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ,посвящённого 103х-летию со дня рождения С. В. Михалкова Цели: • обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве.
Мы и наше здоровье. Внеклассное занятие для детей начальной школы. мы и наше здоровье Цель: Способствовать развитию у детей потребности в здоровом образе жизни, воспитывать негативное отношение к вредным.
Праздник «Осень» для учащихся начальной школы ПРАЗДНИК ОСЕНИ Цель: поддержать интерес учащихся к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение видеть красоту.
Преемственность ДОУ и начальной школы по здоровьесбережению в рамках ФГОС Меркурьева Ольга Борисовна, инструктор по физической культуре, МБДОУ «Добрянский детский сад № 21», г. Добрянка, Пермский край Преемственность.
Принципы технического развития учащихся детской музыкальной школы в процессе работы над гаммами Авторская Методическая работа Васильчук Л. В. (Фортепиано) Принципы технического развития учащихся детской музыкальной школы в процессе работы.
Сценарий праздника «День матери» для учащихся начальной школы Сценарий праздника День Матери Цель: Вызвать чувство любви и уважения к матери, желание проявлять заботу о ней; Развивать у ребят творческие.
Сценарий праздника для начальной школы «День Победы» Сценарий праздника для начальной школы «День Победы» Подготовила и провела: Михайлова Лариса Викторовна Цель: расширить знания учащихся.
Сценарий праздника, посвященного окончанию начальной школы Праздник, посвященный окончанию начальной школы. На экране презентация. Слайд 1. Надпись «Прощай, начальная школа!» Учитель. Внимание! Под.
Викторина по ПДД «Зеленый огонек» для учащихся начальной школы Викторина по правилам дорожного движения «Зелёный огонек» для начальной школы Разработала: Брайлян Н. В. (автор стихов о дорожных знаках.
Портфолио ученика – что это такое?
Портфолио ученика – что это такое?
Портфолио – модное слово, пришедшее в наш лексикон не так давно и употребляющееся до недавнего времени исключительно в сфере модельного бизнеса. Но… Время течет, все вокруг меняется. И вот уже сегодня все родители должны знать, что такое портфолио ученика.
Так что же это такое? Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения со 2 по 11 классы. Если говорить проще, портфолио – это портфель документов, папка (может быть и в электронной форме), в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты. Портфолио призвано дополнить традиционные котрольно-оценочные средства, и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т. п.
Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен. Если ваш ребенок творческая или спортивная личность, которая не просто просиживает кресло, играя дни и ночи в компьютерные игры, а занимается действительно стоящим делом – ему будет что отразить в своем портфолио. А фиксироваться в нем будут абсолютно все достижения: участие в выставках, концертах, школьном театре и хоре; посещение элективных и факультативных курсов, а также учреждений дополнительного образования; различные практики: языковые, трудовые, педагогические; участие в олимпиадах и конкурсах, научных конференциях и учебных семинарах; спортивные достижения.
Итак, на первые 2 вопроса: что же такое портфолио ученика, и в чем его основной смысл мы ответили. Еще один немаловажный вопрос – цели и задачи его введения в концепцию общеобразовательных программ среднего образования? Они таковы:
— поддержать высокую учебную мотивацию школьников;
— формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
— создать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников;
— поощрять активность и самостоятельность, расширить возможности обучения и самообучения.
Иными словами, основной целью и задачей внедрения портфолио ученика является формирование его активной жизненной позиции, воспитание неравнодушного человека, способного принести пользу современному обществу.
Структуру портфолио определяет каждое учебное заведение самостоятельно. Тут нет строгих рамок. Обучающийся имеет право включать в портфолио помимо основных, дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п.
В процессе формирования портфолио информационную и консультативную помощь ученику обязаны оказать как родители, так и классный руководитель. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности. А в конце каждого года производится анализ и исчисление рейтинга личных достижений обучающегося на основе ранжирования результатов.
Растите талантливых, увлеченных детей! Они – наше будущее! Уместно здесь будет и современное выражение: «Мы не хотим быть овощами!» Немного резко, но зато в самую точку!
Портфолио школьника: что это за зверь и как его укротить
Если в школе вашего ребёнка просят принести портфолио, а вы не понимаете, что это и зачем, — читайте нашу статью.
Что это
Портфолио школьника — это достижения за определённый период. Обычно его собирают в папку. Цель портфолио в том, чтобы ребёнок научился отмечать свои успехи и работать над тем, что ещё не получается.
В папку с достижениями можно сложить всё, начиная от прописей первоклассника, заканчивая благодарностями и грамотами выпускника. Наполнять портфолио следует не только школьными работами и наградами: кружки, выступления на соревнованиях — всё, в чём участвует ребёнок, должно попасть в папку.
Совет: составляя портфолио школьника, привлеките к процессу самого ученика. Похвалите за достижения, спросите, чем он гордится больше всего, и объясните, как маленькие победы помогут ему в будущем. Это послужит позитивной мотивацией для новых свершений.
Подарочный набор с портфолио
Зачем это
В федеральном образовательном стандарте зафиксировано, что портфолио нужно для поощрения высокой учебной мотивации школьников, их активности и самостоятельности. С этим трудно поспорить, ведь когда ты видишь свои достижения за несколько лет, это подстёгивает развиваться дальше.
Во многих школах к этому относятся более чем серьёзно: с первого класса ученики наполняют свои папки сначала вместе с родителями, а затем и самостоятельно. Часто при выставлении итоговой оценки учитывают и достижения, зафиксированные в портфолио.
Для самого ученика это наглядная демонстрация его роста.
Портфолио в папке на кольцах
Портфолио в папке на резинке
Портфолио в папке на молнии
Как наполнять
Универсальных правил не существует. Есть лишь рекомендации по разделам. Вот пример, из каких частей может состоять портфолио ученика.
Всё это удобно хранить в одном месте. Можно использовать плотную папку на кольцах или с креплением в виде резинки.
Вкладыши для портфолио
Вкладыши для портфолио
Вкладыши для портфолио
Комментарии ( 0 )
Правила публикации комментариев к статьям
ООО ТД «Сима-ленд» вправе самостоятельно и без уведомления пользователей отбирать комментарии для публикации. Мы не публикуем комментарии, в которых содержится:
ООО ТД «Сима-ленд» оставляет за собой право удалять опубликованные комментарии в любое время, а также самостоятельно определять срок, в течение которого они считаются актуальными и на который они публикуются на сайте.
Мы не принимаем на себя обязательств сообщать пользователям о причинах отклонения публикации и удаления ранее опубликованных комментариев.
Если пользователь оставляет комментарий, отвечает на комментарий или вопрос к нему, он соглашается получать уведомления о новых ответах на свои комментарии.
Что может представлять собой “портфолио” и зачем оно нужно в начальной школе?
Макогон Н.М.-МО начальных классов
Что может представлять собой “портфолио” и зачем оно нужно в начальной школе?
Портфолио ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.
Портфолио является одним из трёх показателей, на основании которых создается итоговая оценка выпускника начальной школы и принимается решение о возможности или невозможности продолжения обучения каждого обучающегося на следующей ступени общего образования.
Портфолио позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана.
Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио дополняет традиционные, контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
2. Цель и задачи портфолио
Цель портфолио: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений, способности практически применять приобретенные знания и умения.
Портфолио способствует решению следующих педагогических задач:
— создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
— содействовать индивидуализации образования ученика;
— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
— укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой;
3. Функции портфолио
Портфолио ученика начальных классов как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:
4. Оформление портфолио
Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих портрета выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения его дальнейшего развития и обучения.
Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней.
При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
— систематичность и регулярность ведения портфолио;
— достоверность сведений, представленных в портфолио;
— целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
Процессу формирования портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися и родителями в начале обучения.
Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть портфолио (после контрольных работ), обучает ученика порядку пополнения портфолио основным набором материалов шкале.
Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Если какой-либо материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
Учет документов, входящих в портфолио, осуществляет классный руководитель, который оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования Портфолио.
Родители (законные представители) оказывают помощь классному руководителю в руководстве самостоятельной работой обучающихся по формированию и оцениванию портфолио.
На каникулы портфолио выдается домой для доработки и знакомства родителей (законных представителей) с его содержанием.
Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
5. Структура и содержание портфолио
«ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ». Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Ребенок сам выбирает фотографию для титульного листа (это может быть не строгий портрет), реализующую возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА». Раздел посвящен школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами; работами, выполненными на отличную отметку; таблицами и графиками, показывающими динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета; названиями книг, которые он прочитал, автора и краткое описание прочитанного; ведомостью отметок за четверти и д.т. и т.п.
Из опыта работы с портфолио
Я уверена, что основное предназначение портфолио в нач. школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.Так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится “историей успеха”, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.
Основные цели и задачи ведения портфолио в нач. классах :
Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности;
Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Мы уже с ребятами 3-ый год ведём свои портфолио, и каждый ребёнок в нашем классе может похвастаться своим портфолио: у каждого есть чувство гордости за свои, пусть ещё небольшие, но уже достижения. На переменах они снова просматривают свои портфолио, обмениваются друг с другом – тем самым учатся друг у друга оформлению, фантазируют, как сказать лучше, красивее. Важен здесь дух соревнования. Он не даёт погаснуть живой искре интереса ребёнка к учёбе, стремлению к приобретению знаний, желаю учиться, трудиться.Ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться.Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребёнка в том случае, если у него возникает интерес к учению.
А теперь попробуй нарисовать свою родословную. Впиши в нарисованные фигуры фамилии, имена и отчества своих родственников.
В давние времена, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось ДРУЖИНА. Каждого воина потом стали называть другом. Прошли века, и теперь другом называют самого верного и надёжного человека, который всегда разделит с тобой радость и горе и придёт к тебе на помощь.
Чтобы человек стал для тебя настоящим другом, он должен быть…
Соедини стрелками рисунок друга только с 5 чертами характера, которыми, на твой взгляд, он должен обладать. А теперь посмотри на себя со стороны и ответь на вопрос: «Какой ты?» Запиши пять черт характера, присущих тебе.
Как я отношусь к людям
Тебе нравятся люди, которые выполняют свои обещания, готовы прийти на помощь, дружелюбны и приветливы, умеют сделать комплимент?
Это приятно, не так ли?
А ты можешь ответить людям тем же? Это очень просто. Постарайся следить за своими поступками и эмоциями каждый день. Удаётся ли тебе быть добрым, внимательным, приветливым, весёлым, вежливым в общении?
Заполни таблицу, выбрав верные для тебя утверждения:
Это случается редко
Стараюсь, но не всегда получается
Никогда не делаю этого
Приветливо здороваюсь каждое утро