Что такое понятийный аппарат определение
Как устроен понятийный аппарат?
Чтобы не вводить читателя в заблуждение, в самом начале этого произведения сделаю оговорку по поводу того, что на сегодняшний день никто не знает достаточно хорошо, как устроен механизм, формирующий сознание и понятие. Много существует умозрительных предположений и исследований самых разных научных направлений, но обобщающей теории нет. Умозрение – умение видеть умом – доступно не каждому человеку, поскольку уже предполагает способность к глубокому мышлению. Мышление же – ассоциативный процесс, где сцепленные между собой понятия овладевают вниманием не единовременно – все сразу, а последовательно, следуя одно за другим.
Я хочу поделиться с читателем простой умозрительной схемой возникновения понятийного аппарата в мозге человека, которая кое-что объясняет, но далеко не всё. Классиками марксизма-ленинизма давно обозначен путь познания. Оно осуществляется отражением действительности в сознании, обобщением этого отражения и переходом к практической деятельности. С такой научной логикой не поспоришь. Однако же в жизни конкретного человека все эти движения происходят одновременно. Только что родившийся малыш осваивает окружающий его мир сразу и действием, и формированием ассоциативных связей (понятий), и непосредственным восприятием (ощущением) его.
Понятно, что сознание и мышление, образуются на материальной основе – безусловных и условных рефлексах. Об этом говорил академик И.П. Павлов. Следовательно, и сознание, и мышление – материальные феномены. Но не надо передёргивать, полагая, что сама мысль материальна. Будучи материальным феноменом, сознание нематериально. Мозг не выделяет мысль как поджелудочная железа пищеварительные ферменты. С таким архаичным представлением о мышлении человечество разделалось раз и навсегда, хотя некоторые чудаковатые люди продолжают в это верить.
Мною предлагается простая умозрительная (но не спекулятивная) схема механизма образования понятий. С момента начала новой жизни, благодаря очень сильному эмоциональному, иному контакту матери и её ребёнка, сразу формируется абстрактный (отвлечённый) уровень восприятия (понимания) окружающего мира. Это по аналогии можно сравнить с форматированием жёсткого диска компьютера и выстраиванием файловой системы, где каждое понятие подвергается первичному кодированию, то есть обозначению. Можно представить себе и другую аналогию на примере строительства сот пчёлами для предстоящего мёдосбора. Пусть читатель сохранит в себе некоторый уровень критичности по отношению к тому, о чём я говорю. Всякая аналогия хороша тем, что проста и понятна, но и опасна, поскольку рискованна.
Так вот, каждая первичная ячейка, сформированная в раннем периоде жизни, далее, в течение всей жизни человека, продолжает наполняться конкретным содержанием (мёдом или пергой). Понятия не даются человеку раз и навсегда, они развиваются, как живые сущности. Происходит «восхождение абстрактного в конкретное». Понятия уточняются, усложняются и упрощаются одновременно. С развитием каждого понятия отшлифовывается одна из граней драгоценного камня – алмаза, с последующим превращением его в бриллиант. Это трудоёмкая и длительная работа самосовершенствования в течение всей нашей жизни. Формирование понятийного аппарата – это анализ и синтез сложных понятий, то есть диалектический метод мышления. Понять, значит, уметь выразить в понятиях (проф. Попов М.В.).
Понятийный аппарат научно-исследовательской работы
Каждая научно-исследовательская работа предполагает обзор современной и «живой» темы, притом траекторию изучения автор строит самостоятельно, но она не обходится без ключевых моментов и стандартов. Одним из важнейших компонентов НИР выступает понятийный аппарат.
Каждая научно-исследовательская работа предполагает обзор современной и «живой» темы, притом траекторию изучения автор строит самостоятельно, но она не обходится без ключевых моментов и стандартов. Одним из важнейших компонентов НИР выступает понятийный аппарат.
Что это такое?
Научная работа посвящается конкретной теме и проблеме, в которую автор погружается с головой, стараясь всесторонне ее изучить, а затем решить инновационным методом, показав его эффективность и реалистичность. Облегчает данную миссию понятийный аппарат, представляющий собой систему общих терминов, отражающих взаимосвязи в проекте и получаемые результаты.
Что такое понятийный аппарат?
Понятийный аппарат позволяет конкретизировать «миссию» НИР:
Фактически понятийный аппарат научной работы позволяет исследователю понять ее предназначение и построить эффективный и точный план действий, установить последовательность событий и фактов, логику НИР. Качество научной работы на 90% зависит от правильного понимания понятийного аппарата.
Состав понятийного аппарата научно-исследовательского проекта
Понятийный аппарат студенческой или научной работы стандартен. Он включает в себя основные категории, описывающие ключевые моменты изыскания:
Каждый из элементов понятийного аппарата НИР выполняет конкретную миссию, о чем мы расскажем подробнее ниже.
Порядок оформления понятийного аппарата в НИР: от А до Я
Понятийный аппарат раскрывается на протяжении всего научного изыскания, но в общем виде (кратко и емко) он предстает во введении.
Все мы помним структуру введения студенческого или научного проекта. Именно его основные элементы фактически лежат в основе понятийного аппарата. Здесь они предстают в максимально сжатом виде: каждый из критериев оформляется в виде нескольких предложений, подчеркивающих суть каждого постулата.
Актуальность темы исследования
Что такое актуальность? Данный термин подчеркивает существование проблемы в настоящее время и необходимость ее решения. Это значит, что вопрос (тема) остается открытым и требует вмешательств, подчеркивая тем самым слабые места, несовершенство существующих правил и методов.
Что такое актуальность исследования?
Согласитесь, изучать неактуальные вопросы бессмысленно и неинтересно, ведь все уже описано, «разжевано» и решено за Вас. В этом случае получится не НИР, а банальный реферат – пересказ чужих мыслей. В чем же заслуга автора? Поэтому актуальность темы и НИР подчеркивает инициативу и храбрость исследователя, его желание привнести нечто новое и полезное в науку/отрасль, роль проекта и предложений.
Пример отображения актуальности исследования
Данная единица понятийного аппарата кратко отражается во введении НИР (отмечают именно в чем она проявляется, какая часть вопросы или проблема не решена), а затем детальнее расписывается на протяжении всей основной части, основываясь на фактах, результатах анализа, теоретических и практических данных и пр.
Цель и задачи НИР
Чтобы раскрыть тему и решить проблему, автору важно правильно и точно наметить ориентир, к чему стремиться – цель, а затем определить «ступени» (задачи), этапы исследования, которые приведут его к ней. Решать сложные проблемы мелкими шагами, поэтапно, легче, чем «сворачивать горы» с огромными затратами времени, сил, финансов и пр.
Цель и задачи формулируются также емко и кратко, призывая аудиторию и автора к действиям: решить, определить, установить, исследовать, изучить, проанализировать и пр. Каждый из этих постулатов отражается точно: что решить, что изучить. Притом важно понять, в какой последовательности это делать и правильно расставить задачи изыскания.
Объект и предмет
Эти компоненты понятийного аппарата научно-исследовательской работы призваны установить ограничения, масштабы практической или аналитической части:
Формулировка данных категорий подчеркивает сущность проблемы и должна быть конкретизирована. Объект – группа лиц с описанием основных характеристик (возраст, пол и пр.), компания, отрасль, регион и пр. Предмет – определенная научная область с описанием захваченных единиц.
Проблема и гипотеза.
Это, пожалуй, самая важная часть НИР, которая подлежит тотальному обоснованию и проверке. На основе выделенной проблемы автор должен «предположить» решение и выдвинуть его в виде гипотезы (то есть это и будет потенциальное решение, требующее проверки).
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Гипотеза подчеркивает инновации, мышление автора, а также призвана решить именно ту «узкую часть» проблемы, которая ранее не была затронута исследователями, не решена полностью существующими концепциями и правилами и пр.
Проблема порождает гипотезу, а гипотеза призвана решить проблему. Притом последний элемент должен сочетаться с темой, целью и задачами.
Методология НИР
Методы любого исследования должны учитывать целый ряд факторов: от узости темы до возможностей автора (его подготовки и навыков), от доступа к источникам информации до организаторских способностей (планирование и проведение эксперимента), от гипотезы и цели проекта.
Методы исследования при написании НИР
Каждый автор должен не просто выбирать легкие для него пути изучения темы и проблемы. Важно определить максимально эффективные, интересные приемы, которые помогут рассмотреть проблему в нового ракурса, с новой позиции, определить механизм ее действия и воздействия и увидеть инновационный путь к решению.
Чаще всего в основе студенческих и научных работ лежат общенаучные приемы (очерчивающие моменты в общей позиции, на общих началах). В практической части проявляются «индивидуальные нотки» изысканий: комбинирование разных приемов и инструментов, методов исследования, подбор алгоритма, который приведет к результату с наименьшими затратами и пр.
Универсальные методы позволяют очертить очевидное, а узкоспециализированные – конкретизировать глубину проблемы, детализировать гипотезу, проверить ее на «прочность» и эффективность, посильность и обоснованность. Методика НИР зависит от принадлежности к конкретной научной среде (отрасли) и посильности для автора, его предпочтений и знаний.
Научная новизна
Данный элемент отражает именно те новшества, которые предлагает автор НИР и которые отличают проект от себе подобных. Помните игру «найдите 10 отличий»? По сути, это ключ к ней.
Казалось бы, тема популярна, известна, но имеет «недоработки», изъяны. Научная новизна в этом случае будет проявляться именно в проработке этих замечаний и изъянов, решении проблемы «новыми путями», нестандартными вариациями и траекториями.
Подчеркнуть научную новизну придется как во введении, так и в заключении, а доказательная база будет представлена в полном объеме в основной части научной работы. Определение критерия должно быть четким и понятным, отражать проявление новшеств – что было разработано автором и для чего. Для этого достаточно уточнить разработку и конкретизировать для решения какой проблемы.
Значимость исследования
Значимость может быть теоретической и практической, притом она отражается преимущественно в заключении проекта. В любом случае в конце любого вида НИР следует подчеркнуть практическую ценность изыскания: привести конкретные примеры и цифры, факты, отмечающие роль предлагаемых мероприятий, их воздействие на объект, проблему, определение тенденций и изменений и пр.
Теоретическая и практическая значимость исследования
В начале исследования подчеркивается теоретическая значимость НИР. Это делается путем анализа ситуации, определении и сравнении существующих методов решения проблемы и оценки их эффективности, выявлении пробелов и изъянов. Практическая значимость НИР проявляется путем проверки предложения автора на основе апробации результатов или прогноза данных. Фактически исследователь «оценивает эффективность» предложенного механизма в рамках конкретного объекта.
Таким образом, понятийный аппарат исследования позволяет грамотно спланировать и структурировать научное изыскание, определить перспективы развития в рамках выбранной темы с учетом возможностей автора, грамотно оформить полученные результаты и обосновать их эффективность.
На основе понятийного аппарата НИР автор может построить защитную речь, построить сопутствующие документы (презентация, раздаточный материал и пр.) проекта и добиться успеха в финальном рубеже.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Понятийный аппарат: что это такое и его значимость в науке
Все научные открытия и следования должны быть как-то обозначены для того, чтобы другие могли понимать все эти процессы и явления. Сегодня мы разберем подробно что такое понятийный аппарат, рассмотрим методику, его актуальность и важность в науке.
Определение
Каждое научное открытие вызывает необходимость в его определении, назывании «Что это?» — так появляется термин. Затем происходит сравнение открытых научных явлений и процессов с уже существующими: «На что похоже, чем отличается?» Полученные данные о сходстве и различии обобщаются, систематизируются.
Понятийный аппарат — это логично выстроенная система специальных терминов, позволяющая единообразно толковать и понимать образующиеся в науке взаимосвязи и процессы.
Наличие специфической терминологии обязательно для любой дисциплины. Особенно богаты своими собственными терминами и определениями гуманитарные науки: философия, психология, языкознание.
Понятийно-категориальный аппарат исследования
Успешность решения научной задачи зависит от того, насколько хорошо исследователь владеет как понятийным аппаратом, так и практическими навыками научной работы.
Актуальность и практическая ценность исследования
Масштаб научного исследования может быть разным, от небольшой лабораторной работы до решения мировой проблемы (например, исследования влияния промышленного производства на экологию). Однако в любом случае эта научная работа должна быть актуальной и практически полезной.
Актуальность определяется насущностью, важностью решения существующих практических или теоретических задач. Актуальной может быть тема изучения в целом или один из ее аспектов, отдельный вопрос, который станет существенным шагом в ее раскрытии.
Практическая ценность исследования характеризуется степенью той пользы, которую оно может принести в ходе применения его результатов в каком-либо виде деятельности человека (на производстве, в медицине, в образовании и пр.).
Цель и задачи научной работы
Осмысление «пробелов» в науке, понимание необходимости решения отдельных теоретических и практических задач приводит исследователя к формулировке цели его исследований.
Цель — это тот конечный результат, которого он хочет достичь в своей научной работе по конкретной проблеме: доказать что-то, разработать, обосновать, выявить, проверить, уточнить.
Цель достигается пошагово в процессе последовательного решения отдельных задач. Их выбор должен быть обоснован логикой исследования и практической необходимостью на пути к поставленной цели. Задачи очерчивают тот круг теоретических изысканий и практических действий исследователя, которые помогут получить запланированный результат (цель).
Методы и методика исследования
Специальные действия, направленные на достижение поставленной цели, называются методами. Неверно выбранные методы исследования могут привести к ошибочным результатам и выводам.
Каждая наука имеет свои методы, но существуют и общенаучные. Например, понятийный аппарат педагогики включает в себя такие методы как наблюдение за объектом, описание и анализ действий изучаемого объекта или процесса, анализ и систематизацию результатов, их описание, эксперимент. Но эти же методы используются в процессе изучения физических, химических, биологических и любых других явлений.
Методика применения представляет собой ряд последовательных действий, направленных на его эффективное осуществление, которая требует тщательной подготовки и продуманности всех его деталей. Готовясь к наблюдению за объектом, экспериментатор должен решить: когда, где, как долго будет использовать этот метод, будет ли наблюдение открытым или негласным, как будет производиться фиксация процесса наблюдения и т.д.
Особенности научной дисциплины диктуют необходимость разработки специфических методов и методики научной работы. В социологии и психологии, где объектом изучения являются человек и человеческое сообщество, это, например, интервьюирование, анкетирование, опрос.
Язык научного исследования
Публичное выступление (лекция) не должно быть сухим изложением материала. Оно может для привлечения внимания слушателей включать в себя умеренно эмоциональные выражения и оценки.
Стиль и грамотность изложения научного материала дает представление как об общей, так и о научной культуре автора.
Что такое понятийный аппарат определение
Этот сайт для тех студентов, учащихся, кто решил создать стоящую студенческую работу своими руками. Ведь ни для кого не секрет, что не вся информация с бесплатных источников достоверна и подходит конкретно для Вашей темы. Подводных камней при скачивании такой информации достаточно много и стоит ли тратить свой трафик, время и деньги на то, что Вы с легкостью сможете сделать своими руками и еще очень долго будете гордиться своим детищем!
Оформление, правила выполнения рефератов, курсовых, дипломных работ
2 часть работы. Что такое понятийный аппарат? И для чего он нужен?
Итак, мы подошли к самому сердцу студенческой работы – понятийному аппарату. Для того, чтобы перейти к этой части работы, необходимо задать себе самый главный вопрос: Что Вы хотите сказать курсовой, дипломной и другой работой? О чем должна быть ваша работа, какие важные акценты у Вашей темы по сравнению с похожими тематиками сокурсников, в чем должно быть отличие, в чем схожесть, чем ценна тема проекта, а в чем актуальность это очень ВАЖНО. Подумав немного определитесь с чего начать,
Если Вы наметили хоть какой-нибудь примерный план, схему предстоящих умственных трудов, тогда начинаем! Если есть трудности подсмотрите план схему в «Костяке работы», а именно где приведен образец построения «оглавления».
Итак с чего же нам надо начать? Конечно с формирования цели студенческой работы. Здесь надо так – снова задать себе вопрос – в чем цель моей работы, или что мы выявляем исследуя нашу тему? Вообще сразу скажу, что дипломная, курсовая, реферат – это исследовательские работы, где Вы с помощью ограниченного набора средств и методов Вы выявляете сущность и исключительность непосредственно вашей темы.
Таким образом, сразу определимся с целью. Запомните! Цель призвана выявить значимость явления в общедисциплинарной среде.
Например, если у Вас дисциплина или предмет – социология, а социология – наука об обществе, значит и среда будет общественная, ну и так далее.
А далее у нас по общепринятому образцу Вашей кафедры обычно идет актуальность. Вот здесь придется попотеть. Вывить актуальность – значит уловить саму суть проводимого исследования.
Обычно – это проведение проблемных мест темы через призму способов решения и добавления способов решения также через сферу дисциплины.
Актуальность исследования заключается в большой степени значимости данного явления, в потребности решения проблемы, внесения уточнений в полную реализацию явления темы.
Например: актуальность исследования заключается в большой степени значимости такого природного явления, как пресная вода, и в расширении призмы общественного отношения к данному явлению, как к необходимому элементу жизнеобеспечения.
Под примерную формулировку можно отнести все что угодно, лишь бы подчеркнуть уникальность явления или предмета изучения.
Дальше формулируем объект исследования. Что такое объект? Это такая штука на которую направлено ваше пытливое внимание, то есть если это водный баланс и вам надо исследовать общественное отношение, к примеру в стране ЮАР, то Вы так пишите, объектом исследования являются общественные отношения в ЮАР по отношению опресненного водного баланса страны, ну так далее.
Итак объектом исследования должна стать конкретная сущность исследуемого явления. Он скорее всего носит характер отношений по поводу вашего явления!
Далее предмет, но не обязательно, каждое образовательное заведение скорее всего предложит Вам требуемые характеристики, параметры работы, вот там и посмотрите, нужен ли Вам тот или иной пункт в понятийном аппарате.
Предмет всегда выражает функциональную взаимосвязь схожих явлений, или вернее сказать зависимость от тех или иных обстоятельств.
Для наглядности приведу пример: Предметом исследования данной курсовой работы является проявление такого правового явления, как преступность в контексте общей судебно-правовой практики.
Далее задачи. Здесь все просто: Вы просто переписываете все названия глав с одной особенностью, вернее с двумя.
1. Всегда и при всех обстоятельствах первой задачей ставьте изучение источников, литературы, материала по теме в общем блоке дисциплины.
1. Изучение и рассмотрение литературы в контексте общеправовых дисциплин.
Далее вторая особенность: всегда при написании очередной задачи первое слово должно быть в двух формах то есть: выявление, изучение, рассмотрение, либо выявить, изучить, рассмотреть и так далее. Да и еще задач должно быть не менее 3 и не более 6.
Следующим элементом понятийного аппарата выступает гипотеза:
Не пугайтесь, она не так уж и сложна, хотя и занимает много времени и заставляет порой напрячься умственно.
Так что же такое гипотеза? Все очень просто.
Гипотеза – это предположение результата исследования. То есть, когда мы говорим об объекте исследования, мы всегда представляем, чем завершится его исследования при воздействии на него той или иной среды.
Например: Если мы говорим о воде, то при определенных условиях она превратится либо в пар, либо в лед.
Так и с гипотезой научной – все также просто и закономерно.
Например: Гипотеза: предполагается, что в настоящее время, социально-культурные отношения сотрудников на предприятии приобретут позитивный характер под воздействием программы снижения конфликтности в организации, так как под ее воздействием заметно улучшается микроклимат на предприятиях.
Вот в принципе так, только можно еще привести по больше доводов, доказательств.
Запомним, гипотеза – это предположение проявления явления при наличии таких и таких фактов, ситуаций, обстоятельств и так далее.
Так что еще: да остается новизна темы, практическая пригодность, методы.
С новизной проще – в принципе ее можно сформулировать также как и актуальность, но перефразировать и сделать короче.
Практическая пригодность – это тоже просто, это всего лишь перечисление мест применения вашего проекта после его завершения, например в качестве метод. материала, практического пособия и так далее, и еще можно сюда записать, что ее применение может заключаться в вспомогательном материале при разрешении данной проблематики, например: системно-функциональное выявление особенностей исследования, сравнительно- правовая детализация материала по теме, изучение нормативно-правового материала, исследование научной литературы, и иные специальные методы научного исследования.
Ух, ух, да неужели мы смогли, мы сумели правильно составить весь понятийный аппарат Вашей работы. Устройте себе небольшой отдых и за работу.
Понятийный аппарат, содержание и классификация наук
Схема 2. Основные структурные элементы теории познания.
Гипотезы как и идеи имеют вероятностный характер и проходят в своем развитии три стадии:
— накопление фактического материала и выдвижение на его основе предположений;
— формулировка и обоснование гипотезы;
— проверка полученных результатов на практике и на основе уточнение гипотезы.
Если полученный практический результат соответствует предположению, то гипотеза превращается в научную теорию, то есть становится достоверным знанием. В практике может формулюватись несколько гипотез из одного и того самого неизвестного явления, потому что любое явление многогранное и связано с другими. Наличие различных гипотез обеспечивает тот разносторонний анализ, без которого невозможно строгое научное обобщение.
При опосредованном способе, доказательство является логической процедуре установления истинности любого утверждение с помощью других утверждений, истинность которых уже доказана, в структуре доказательств могут быть следующие элементы: тезис, аргумент и демонстрация.
Внутренний существенный устойчивую взаимосвязь явлений в природе и обществе, что предопределяет их закономерное развитие, определяет закон. Это философская категория, отражающая существенные, общие, устойчивые повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении. Закон осуществляется через совокупность единичных, случайных, изменчивых, неповторяющихся отношений и функционирования вещей. Закон фиксирует общность явлений. Изобретен через догадку, он требует логического доказательства и только в таком случае он признается наукой.
Для доведения закона наука использует суждения. Это форма мышления, которая путем сравнения нескольких понятий позволяет утверждать или отрицать наличие в объектах исследования определенных свойств, качеств. Иначе, это любое высказывание, мысль о определенный предмет или явление. Его можно получить при непосредственном наблюдении любого факта, или косвенно посредством умозаключения
Научные теории, основанные на познании объективных законов природы, позволяют предположить явления, которые могут возникнуть в будущем как результат действия этих законов (например: периодический закон Д.и.менделеева предусмотрел не существующие на то время элементы).
Структуру теорий формируют факты, понятия и суждения, положения, законы, аксиомы и постулаты, принципы. (Схема 3).
Схема 3. Структура формирования теории.
Понятие является отражением наиболее существенных и присущих предмету или явлению признаков. Они могут быть общими, частичными, сборными, абстрактными, конкретными, абсолютными и относительными.
В процессе познания научные работники пользуются определенной методологией научного познания, которая предусматривает соответствующие виды научной деятельности.
Научной деятельностью считается интеллектуальная творческая работа, направленная на получение и применение новых знаний.
В практике применяют различные виды научной деятельности:
— научно-педагогическую и другие.
Важной задачей научной деятельности является формирование системы знаний, которые способствуют найраціональнішій организации производственных отношений и использованию производственных сил в интересах всех членов общества. Она включает в себя выполнение трех социальных функций:
Следовательно, можно сказать, что понятие науки нужно рассматривать с трех основных позиций. Во-первых, с теоретической, как систему знаний, как форму общественного сознания; во-вторых, как определенный вид общественного разделения труда, как научную деятельность, связанную с целой системой отношений между учеными и научными учреждениями; в-третьих, с позиций практического применения выводов науки, то есть ее общественной роли. Именно материальные объекты природы определяют существование многих отраслей знаний, объединенных в три большие группы наук, которые различаются по предметами и методами исследования:
— естественные (физика, химия, биология, география, астрология и др.), науки, предметом которых являются различные виды материи и формы их движения, их взаимосвязи и закономерности;
— общественные (экономические, филологические, философские, логические, психологические, исторические, педагогические и др.), науки, предметом которых является исследование социально-экономических, политических и идеологических закономерностей развития общественных отношений;
— технические (радиотехника, машиностроение, самолетостроение), предметом которых является исследование конкретных технических характеристик и их взаимосвязи.
На грани между естественными, общественными, техническими науками развиваются новые смежные отрасли науки, как техническая кибернетика, эргономика, бионика, биофизика, техническая эстетика и другие.
Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Украины по согласованию с Министерством образования и науки Украины, Государственным комитетом по делам науки и технологий Украины утвержден определенную классификацию отраслей наук.
Согласно этой классификации Основными отраслями наук являются:
1. Физико-математические науки.
2. Химические науки.
3. Биологические науки.
4. Геологические науки.
5. Технические науки.
6. Сельскохозяйственные науки.
7. Исторические науки.
8. Экономические науки.
9. Философские науки.
10. Филологические науки.
11. Географические науки.
12. Юридические науки.
13. Педагогические науки.
14. Медицинские науки.
15. Фармацевтические науки.
16. Ветеринарные науки.
19. Психологические науки.
21. Национальная безопасность.
22. Социологические науки.
23. Политические науки.
24. Физическое воспитание и спорт.
25. Государственное управление.
Новые знания, полученные в процессе фундаментальных исследований и зафиксированы на носителях научной информации в форме научного доклада, научной работе, могут быть оформлены в виде: научных рефератов; научных докладов на конференциях, совещаниях, семинарах, симпозиумах; курсовых (дипломных, магистерских работ); научных переводов; диссертаций (кандидатских или докторских); авторефератов диссертаций; монографий; научных статей; аналитических обзоров; авторских свидетельств; библиографических указателей; учебников, учебных пособий и др.
Наука является составной частью духовной культуры человечества. Как система знаний она охватывает не только фактические данные о предметах окружающего мира, человеческой мысли и действия, не только законы и принципы изучения объектов, но и определенные формы и способы осознания. Этим самым наука выступает как форма общественного сознания.
Обобщает и исследует закономерности функционирования науки как системы знаний и социального института, осуществляет прикладной системный анализ организационно-экономических и социально-управленческих условий повышения эффективности процессов научной деятельности комплекс научных дисциплин под общим названием науковедение и государственные научные учреждения и формирования.