Что такое полуторный меч
Полуторный меч
Полуторный меч обычно удерживается в бою обеими руками, хотя некоторые могут быть использованы как одноручные мечи. Полуторный меч используется для нанесения рубящих и режущих, а также колющих ударов. Специфическое атакующее предназначение полуторного меча имеет корни в его форме. Все части меча используются в атакующих целях, включая гарду и навершие.
Что касается средневекового периода, типология Окшотта упоминает мечи подтипов XIIa и XIIIa второй половины Высокого Средневековья, приблизительно 1250-1350 гг., как предков полуторных мечей. Окшотт называет эти мечи «великими мечами» (great swords), и указывает на их полутораручные рукояти (с длиной, достаточной для того, чтобы удерживать второй рукой рукоять за навершие), и относительно большие клинки (порядка 90 см). Эти мечи были в большинстве своем заметно длиннее и шире, чем современные им одноручные мечи. Позднее, в Позднем Средневековье, приблизительно в 1350-1550 гг., возникли различные подтипы полуторных мечей:
Стоит отметить, что последний подтип XVIIIe иногда описывается как классический двуручный меч. Хотя все описанные выше типы мечей Позднего Вредневековья могут считаться «двуручными мечами», типология Окшотта не охватывает истинные двуручные мечи Ренессанса, с поистине огромными клинками, такие как шотландский клеймор (клинки длиной около 108-110 см) и германский цвайхандер (клинки в среднем около 135 см).
Современная терминология включает голландский grootzwaard, немецкий Langschwert, итальянский спадон или длинный меч (lunga) и португальский монтанте. Французская шпага batarde ссылается на бастард, тип полуторного меча. Термины «полутораручный меч», «greatsword», и «бастард» используются в разговорной речи применительно к полуторным мечам в целом.
История полуторного меча
Развитие меча прежде и после появление полуторного меча не было полностью линейно. Мечи старшего типа могли сосуществовать с более новыми вариантами в течение достаточно долгого времени, мешая прослеживать единый путь развития меча. Вместо этого направление развития меча является многослойным, с некоторыми видами мечей, развивающимися из более ранних типов, действующих подобно их современникам, и, в конечном счете, забытыми, в то время как оригинальный меч продолжал использоваться в течение более позднего времени.
Относительно всесторонняя типология Окшотта была создана историком и иллюстратором Эвардом Окшоттом, как способ дать определение типам мечей и каталогизировать их, основываясь на их физической форме, хотя грубый смысл хронологии очевиден. Однако, эта типология не дает определения прототипа полуторного меча. Вместо этого, данная типология разделяет широкую область вооружения на множество ограниченных типов, основываясь на их преобладающих физических характеристиках, включая форму клинка и конфигурацию рукоятки. Эта типология также сосредотачивается на меньших одноручных мечах, вроде рыцарских мечей.
Бастарды
Бастард (нем. bastard), или современный espee bastarde, является типом меча, датирующегося примерно началом 15 века. Он получил такое имя, потому что не вписывался ни в семейство одноручных мечей, ни в семейство двуручных, вследствие чего он был назван «ублюдок» (именно так переводится слово bastard). Эти мечи обладали более длинными эфесами, подобными эфесам полуторных мечей. Дополнительного места на гарде было недостаточно, чтобы держать меч обеими руками, однако его хватало, чтобы дополнительно использовать несколько пальцев или часть кисти, обеспечивая дополнительные рычаги. Эфесы бастардов часто имеют утонченный вид, как в типе XVIa по Окшотту. Бастард более чем полуторный меч подходит под класс «полутораручный меч», поскольку некоторые полуторные мечи обеспечивали значительно больше места на гарде для удержания меча, чем дополнительная «половина» руки. Так же, более короткая длина меча в 115-140 см помещала бастард на полпути между более коротким одноручным мечом и большим (и иногда полностью двуручным) полуторным мечом.
Форма полуторных мечей
Клинок средневекового полуторного меча является прямым и преобладающе обоюдоострым. Конструкция клинка является относительно тонкой, с прочностью, обеспечиваемой точной геометрией клинка. В течение долгого времени, как свидетельствует типология Окшотта и другие подобные системы, клинки полуторных мечей становятся немного более длинными, более толстыми в поперечном сечении, менее широкими, и значительно более тонкими (на конце). Эти изменения меча в значительной степени обусловлены использованием латных доспехов как весьма эффективной защиты, более или менее сводящих на нет способность меча прорубить доспех. Вместо прорубания, полуторные мечи использовались в основном для нанесения колющих ударов против противника в латном доспехе, требуя для этого более острого и более твердого клинка. Однако, рубящая способность полуторных мечей полностью никогда не устранялась, как например в некоторых более поздних рапирах, но была не так важна, как колющая.
У полуторных мечей существует множество вариантов эфесов, с различными видами наверший и гард, изменяющиеся в течение долгого времени, чтобы улучшения различных свойства клинка и соответствия возникающим новым тенденциям.
Бой полуторным мечом
Все то, что известно о бое с использованием полуторного меча, дошло до нас из художественных описаний сражений из рукописей и мануалов средневековых мастеров и мастеров эпохи Возрождения. В них было описание основ боя и, в некоторых случаях, соответствующие изображения. Немецкая школа искусства фехтования включает самый ранний известный мануал по фехтованию полуторным мечом, руководство, датированное приблизительно 1389 годом, аккредитованное Йоханном Лейхнауэром. Это руководство, к сожалению для современных ученых, было написано неясным стихом. С помощью учеников Лейхнауэра, таких как Зигмунд Рингек, это руководство было переведено в более понятную прозу, что сделало его более систематизированным и понятным. Другие специалисты так же проводили подобную работу, иногда сопровождая ее множеством изображений, поясняющих текст.
Обе школы пережили спад в конце 16 века, с приходом более поздних итальянских мастеров, воздерживающимися от полуторного меча, и сосредоточившимися прежде всего на фехтовании на рапире. Последнее известное немецкое руководство, включающее в себя обучение технике фехтования полуторным мечом, было руководством Якоба Сьютора, изданное в 1612 году. В Италии обучение фехтованию на спадоне, или полуторном мече, продолжалось, несмотря на популярность рапиры, по крайней мере до середины 17 века (Lo Spadone Alfieri’s 1653), с последним трактатом «Двуручные мечи» некого Джузеппе Колобани, дантистом из Венеции, датирующегося 1711 годом. Эти традиции обучения, возможно, выжили в 19-20 веках в виде итальянской борьбы на палках, например, в работе Джузеппе Серри «Trattato teorico e pratico della scherma di bastone» 1854 года. Однако, несомненно то, что расцвет полуторных мечей на полях сражений закончился к 1500 годам.
«Голое фехтование»
Фехтование в доспехах
История меча (7): полуторный меч
Меч с рукоятью «в полторы руки» лучше всего изучать по европейским исследованиям — там эта тема куда более развита, чем у нас. Что интересно — внутри полуторных мечей тоже есть свое разделение.
Существует два типа меча, каждый из которых можно отнести к полуторным. И в то же самое время они различаются между собой.
1) longsword («длинный меч») — полуторный меч с рукоятью на три руки впритык (около 30 см). Такой меч можно свободно держать двумя руками, причем на рукояти остается место еще для одной ладони. Это дает больше возможностей для применения рычагов и использования сложных траекторий ударов.
Меч на фото из Германии (предположительно), датируется 1400-1430 годами.
2) bastard sword («ублюдок», «незаконнорожденный») — полуторный меч с рукоятью на две ладони впритык (около 20 см). Фактически, это тот же меч войны в готическом варианте.
«Бастард» переводиться на русский как «незаконнорожденный». Часто говорят, что обидное прозвище этот тип меча получил потому, что он ни рыба, ни мясо — то есть не одноручный, но и не двуручный. На самом деле он ублюдок, потому что не longsword.
Меч на фото итальянский, изготовлен между 1475 и 1500 годами. Общая длина 118,7 см., длина клинка 94,2 см., ширина клинка — 6,8 см., длина гарды — 30,4 см.
Саму анатомию полуторных мечей мы разбирать не будем. Она соответствует анатомии одноручных готических мечей, просто клинок и рукоять у них покороче будут. А поскольку мы уже сделали это, то смысла перемалывать одно и тоже не видим.
Тем более, нам есть о чем поговорить и без этого. Прежде всего — об отличиях от одноручного меча в применении. Если одноручным готическим мечом работали на пару с щитом, то с полуторным «бастардом» без него обходились.
Прежде основным доспехом была кольчуга, не способная жестко встретить клинок меча. Результат сражения в кольчугах отлично передает фрагмент миниатюры XIII века:
С 1209 по 1470 год современный греческий город Халкида находился под властью Венеции. Назывался он тогда Халкис, и в нем были, соответственно, крепость и «ограниченный контингент» венецианских войск. Так вот, при раскопках в Халкиде удалось найти не только доспехи XIV-XV столетий, но и более сотни шлемов того же самого периода.
Фехтовальные школы
Возможность обходиться без щитов сразу породила целый гербарий интереснейших фехтовальных приемов.
О них мы узнаем из «фехтбухов» — руководств по фехтованию, которые оставили нам великие мастера прошлого — Иоганн Лихтенауэр, Ханс Тальхоффер и другие.
Кстати. Вот эти два рисунка сделаны одним и тем же человеком. Звали его Альбрехт Дюрер — это был не только отличный художник, но так же математик, теоретик обороны крепостей и, конечно же, боец. Его учебник фехтования и борьбы считается классическим.
Однако, не стоит путать фехтовальные школы и обучение военному ремеслу. Дело в том, что фехтование из трактатов на войне мало применимо.
В основном фехтбухи — это учебники о том, как победить в судебном поединке (кто выжил, тот и прав). Однако, на рыцарском турнире, эти знания тоже были весьма кстати.
Другое дело — война. Солдат учили держать строй и уничтожать стоящих в таком же строю напротив. Трактатов на эту тему автор не припомнит.
Особый прием
В знаменитом учебнике фехтования 1459 года — фехтбухе Ханса Тальхоффера, можно увидеть немало разных приемов. Все они применимы в условиях поединка, на этом учебнике выросло и выжило немало отличных бойцов.
Однако кое-какие приемы, показанные в трактате Тальхоффера, вызывают немалое удивление в наши дни. Например, вот такой прием:
Возникает вопрос — неужели бойцы не боятся распахать руку о лезвия мечей?
Все просто: как мы помним из прошлой главы, многие готические мечи делались заточенными только в последней трети клинка. Поэтому воины могли использовать так называемую «технику полумеча»:
Автору этих строк доводилось беседовать с людьми, которые на своих пальцах проверили технику полумеча с полностью заточенным клинком. Главное — не дать ему «гулять» в ладони, иначе и вправду можно остаться без пальцев. Вот что они рассказали:
«Хватать можно и заточенный меч без всяких проблем. Мы проверяли многократно, достаточно держать покрепче и ничем это не грозит.
Более того, при разглядывании фехтбухов закрадывается мысль, что большой меч против парней в доспехах использовали только с хватом за лезвие. Идея в том, что рубить человека в железе бесполезно, а вот сунуть ему острие в подмышку — очень даже ничего. Ну и «рычаги» для борьбы в полумече выходят прекрасные».
Длинный меч на Руси
Прежде всего, следует вспомнить, что средневековая Русь условно делится на несколько частей:
Часть перечисленных земель находилась под сильным влиянием Западной Европы. Причем не только в географическом, но и в культурном, торговом, военном смыслах. Например, в Беларуси и на Западной Украине можно встретить рекордное для русских земель количество рыцарских замков.
В августе 2013 года по всем каналам новостей прошли сообщения о находке под Мстиславлем (Могилевская обл., Беларусь) рыцарских доспехов западноевропейского образца, которые датируют XVI столетием.
Но иногда археологи находят исключения, вроде этого меча из новгородских раскопок:
Другое дело — земли Западной и Юго-Западной Руси. Это достаточно рыцарственная территория. Здесь в ходу были доспехи не только русского, но и европейского образца. И именно там было найдено большинство полуторных мечей.
Где кончается полуторный меч и начинается двуручный?
А вообще, как определить: двуручный ли это меч или полуторный? Если это не цвайнхандер, специальный двуручный меч, а просто большой клинок, то понять может быть сложно.
Тут все зависит от массы меча и длины рукояти, хотя, по большому счету, решается персонально. Если мечом, несмотря на размеры и длинную рукоять, можно эффективно сражаться одной рукой — значит, меч полуторный.
А вот если одной рукой в бою не слишком удобно, тогда это «двуручник». В среднем, граница проходит по отметке «140 см. общей длины» — все что больше уже нельзя контролировать одной правой.
Причем даже для Николая Валуева и Кости Цзю один и тот же меч может оказаться разным — кому полуторным, а кому и двуручным мечом.
Ну а мы благодарим за крайне полезные для статьи консультации Вадима Сеничева. Это один из самых больших российских экспертов по фехтованию длинным мечом и большой друг нашего сайта.
Ну и бонусом — видео, которое посоветовал Вадим. Оно про то, как держать в руках меч и не порезаться:
Полуторный меч
Полуторный меч | |
---|---|
Классический полуторный меч | |
Тип: | |
История службы | |
Годы эксплуатации: | ок. 1350—1550 |
Характеристики | |
Масса, кг: | |
Длина лезвия, мм: |