Что такое положительный опыт
Изучение и использование передового опыта
Передовой опыт — один из самых доступных практике источников новых идей, подходов и технологий. Поэтому чаще всего педагогический и социально-педагогический поиск строится на основе или под непосредственным влиянием конкретного передового опыта. Поскольку эффективно заимствовать его возможно только творчески, то освоение опыта превращается в его переработку, модификацию, по существу, в процесс выработки на основе известного образца своего, авторского варианта. В таком случае вполне правомерно считать его изучение и использование самостоятельной методикой исследования.
Научное изучение, анализ и обобщение опыта служат различным исследовательским целям:
— выявлению существующего уровня решения образовательных, воспитательных, социально-профилактических и иных задач,
— узких мест и конфликтов, возникающих в практике,
— изучению доступности и эффективности научных рекомендаций,
— выявлению элементов нового, рационального, рождающегося в каждодневном творческом поиске передовых коллективов и работников.
Предметом изучения при использовании указанного метода может быть опыт массовый (для выявления ведущих тенденций), опыт отрицательный (для выявления характерных недостатков и ошибок, на которых, как известно, надлежит учиться), но особое значение имеет изучение передового опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики крупицы нового, оригинальные идеи и замыслы, эффективные сочетания методов, новые формы организации обучения и воспитания.
Есть все основания выделить из всего комплекса источников и условий перестройки образования и воспитания именно передовой опыт и сосредоточить внимание на способах его изучения и использования.
Вызвано это тем, что в передовом опыте нащупываются и вскрываются болевые точки практики, рождаются практические проекты назревающих преобразований, и в этом смысле он оказывается незаменимым как ориентир для массовой практики. Известно, далее, что педагогическая наука зачастую не успевает достаточно оперативно откликнуться на запросы практики, и живой опыт мастеров и новаторов оказывается наиболее оперативным способом решения острых практических вопросов. Наконец, известно, что сами рекомендации науки в силу ряда причин внедряются непросто. Живой опыт, пример коллег отличается наглядностью, его легче заимствовать, распространять, он более инструментален, его результаты наглядны и осязаемы. Поэтому научные рекомендации лучше идут в массовую практику, будучи освоены сначала в передовом опыте.
Какой же опыт мы вправе квалифицировать как передовой? По качественной характеристике передовой опыт не только противопоставляется отрицательному, но и не совпадает полностью с наиболее близким ему опытом положительным.
Положительный опыт — это опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать результаты, отвечающие современным требованиям. Этот опыт, как правило, опережает тот уровень, который достигнут в массовой практике.
Передовой опыт — это опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития воспитания и социальной помощи, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах социально-педагогического процесса и в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов.
Хотя для изучения и распространения передового опыта сделано немало, в этой работе остается еще ряд серьезных недостатков. Не создана единая система выявления, регистрации (патентования), хранения и распространения передового опыта.
Не освоена комплексная, целостная процедура его изучения, включающая выявление, описание, анализ, обобщение, истолкование, коррекцию и распространение.
Слабо раскрываются функциональные и причинно-следственные связи между задачами, замыслом, средствами, способами деятельности педагога и воспитанников и достигнутыми результатами.
Недостаточно вычленяются и показываются объективные связи и закономерности, лежащие в основе достигнутых успехов, связь опыта с передовыми идеями современной педагогики, психологии, социологии, теории социальной работы, с одной стороны, и субъективные формы их воплощения, связанные с личностью педагога, — с другой.
Вследствие этого описываются и распространяются отдельные внешние атрибуты, приемы педагогической деятельности, в лучшем случае система приемов, но не ее ведущие идеи, не педагогическая система в целом.
Не раскрываются психологические условия и механизмы рождения нового.
Чтобы преодолеть отмеченные недостатки и обеспечить научный подход к организации, выявлению, изучению и распространению передового опыта, полезно положить в основу работы следующие вытекающие из теории и проверенные практикой положения:
1. Изучение и распространение опыта должно вестись на основе современных концепций воспитания, обучения и социальной помощи и предполагать развитое самостоятельное педагогическое мышление руководителей, методистов, учителей, воспитателей, понимающих реальные потребности конкретного образовательного учреждения и его готовность к восприятию и творческой переработке опыта.
2. Распространять и внедрять нужно, следуя К. Д. Ушинскому, не сам опыт, а прежде всего идею, мысль, извлеченную из опыта, подходы, закономерности. Набор же приемов и методов, используемых в передовом опыте, должен органически вытекать из идеи, замысла и использоваться творчески, с учетом накопленного опыта, возможностей, стиля работы перенимающего опыт субъекта. Возможно, добавим мы, вычленить и передать (или позаимствовать) технологию, т. е. структурированную систему действий и операций, если она оказывается пригодной для иных условий. Для этого нужно овладеть методикой выявления, описания, анализа и обобщения опыта.
3. Передовой опыт должен изучаться и распространяться комплексно, с учетом запросов конкретного адресата, реальных проблем и задач, условий региона и микрорайона, подготовленности кадров. Новые приемы, частные усовершенствования должны органически вписываться в сложившуюся систему работ, усиливать и совершенствовать ее. Если же речь идет о замене малоэффективных систем новыми, то внедрению подлежит логически обоснованная целостная система, охватывающая и цели, и идеи, и содержание, и средства педагогической деятельности. Именно в этом смысле А.С.Макаренко говорил об «индукции цельного опыта», который должен быть основанием для «советского педагогического закона».
4. Введение нового эффективно тогда, когда эта работа стимулирует творческую деятельность как воспитателей, так и воспитанников, когда возникает коллективный поиск, вынашивается и рождается свой, авторский вариант нововведения.
Необходимо иметь в виду, что понятие «передовой опыт» имеет не только абсолютный, но и относительный смысл. То, что давно освоено одним коллективом, может быть перспективным, передовым для другого. Нужно учитывать при внедрении актуальные (сегодняшние) и перспективные возможности коллектива и отдельных его членов, обеспечивая при необходимости поэтапное и вариативное внедрение нового, дифференцировать цели обращения к опыту: инициирование творчества в коллективе, заимствование идеи, использование технологии, комплексное использование опыта и др.
Передовой опыт: его сущность, исследование и применение
В данной статье мы постараемся ответить на вопрос: ”Какой же педагогический опыт является передовым?” и на целый ряд других, не менее важных. Передовой педагогический опыт – это такой опыт, который чаще всего называют «золотым фондом» педагогической практики, который обогащает саму практику и считается некой «питательной средой» всей педагогической науки. В случае, если бы не было педагогического опыта, исследованного, обобщенного, популярного и уже внедренного, то пришлось бы все это делать с начала.
Педагогическая практика представляет собой ту самую основу, в которую следующие поколения воспитателей добавляют нечто свое, свежее, специфическое, чего ранее не было в педагогической практике, что определяет состояние педагогической действительности в настоящее время.
Таким образом, педагогический опыт является не постоянным, застывшим во времени понятием, раз и навсегда, а чем-то, что непрерывно находится в состоянии развития, постоянно подвергнутое дополнительному совершенствованию, углублению существующих понятий и знаний.
Сущность современного педагогического опыта может быть определена как индивидуализированная педагогическая система, стабильно провоцирующая некие глубокие последствия в ходе учебно-воспитательного процесса.
Передовой педагогический опыт – это новые специфические формы, способы, средства и приемы педагогической работы, найденные и переработанные в ходе креативного поиска вариантов и средств повышения качества и эффективности процесса изучения, воспитания и становления учащихся. Передовой опыт представляет собой профессиональное включение педагогом своих сильных качеств.
Также стоит отметить, что передовой опыт является не только педагогическими новациями. Исследуя передовой опыт, грубой ошибкой будет не обратить свое внимание на ежедневные и даже малозаметные труды тех воспитателей, так называемый «секрет» успеха которых в комплексном воплощении в жизнь важнейших дидактических и методических базовых основ и инструкций, как новых, так и обычных, часто употребляемых. Подобный опыт тяжело заметить, а проследить его действенность и вовсе практически невозможно. Однако он зачастую принимается за основу значительных учебно-воспитательных эффектов. Труд профессионала, преподавателя, который не привнес ничего абсолютно нового, но со знанием и достаточным умением применяющего существующие методики и средства с цель максимально эффективного решения учебно-воспитательных задач, и обязана быть объектом исследования для тех, кто еще не достиг подобного уровня в собственной работе. В процессе выборе опыта (новаторского или же обычного положительного), направленного к исследованию и изучению, крайне важно сделать правильную оценку его особенностям и сравнить со своими собственными возможностями.
Исследование и применение передового опыта
Положительный опыт — это опыт, применение которого в деятельности приводит к положительному результату.
Главным при изучении и анализе передового опыта воспитателя принято считать уяснение педагогической системы, педагогического стиля его «носителя», основной сущности педагогических средств заслуги позитивных эффектов, исследование как организационных форм, так и путей и методических способов, что способствуют повышению эффективности работы, однако и определение тех противоречий, на разрешение которых нацелены поиски и применяющиеся педагогические средства. Учителям, в большей степени это относится к новичкам педагогической работы, занимающимся изучением передового педагогического опыта, крайне важно попасть в так называемую «творческую лабораторию» профессионалов педагогического труда: осознать систему подготовки к занятиям, сделать тщательный анализ его передового педагогического опыта, его перспективно-тематических проектов, а также ассортиментов учебно-производственных работ, графиков движения и нагрузки, приходящийся на учащихся, инструкционно-технологической и другой учебной документации, дидактических материалов, проектов занятий и необходимого для них оснащения, конспектов, методических разработок и так далее.
Однако ключевой способ изучения современного педагогического опыта — это, несомненно, посещение занятий опытного учителя, другими словами профессионала производственного учения. Именно на нем раскрываются все способности педагога, уровень его подготовки, профессионализм, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая техника, и все, что можно назвать аспектом педагогического опыта, педагогического мастерства. Изучение и анализ занятия, которое проводил опытный преподаватель, традиционно сводятся к следующей совместной схеме:
Рекомендуя посещения уроков опытного преподавателя в качестве ключевого способа перенимания его опыта, необходимо обратить свое внимание на целенаправленность подобных посещений. Важно не просто присутствовать на проводящемся уроке, а почерпнуть из посещения общее понимание. Необходимо, чтобы посещающий такой урок целью своего посещения принимал конкретную задачу и точно понимал, что нужно выучить, воспринять, а далее, по возможности, и взять для пополнения своего багажа. В таком смысле ключевую роль играют предшествующие разговоры посещающего с организаторами или зачинщиками данной методической работы в учебном заведении, которые точно знают сильные стороны «носителя» современного опыта и обладающими достаточными знаниями, чтобы подсказать, на что стоит обратить особое внимание.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на занятие к опытному преподавателю с целью перенимания его опыта необходимо идти уже подготовленным. Достаточно эффективным способом изучения и распространения современного педагогического опыта считается проведение и рассмотрение «открытых» уроков опытного преподавателя. В высшей степени при этом необходимо отметить этап обсуждения прошедшего урока его посетителями. Значение этого коллективного обсуждения процесса проведения и эффектов урока заключается в том, что в таком случае методические приемы, которые были продемонстрированы учителем, мастером, подвергаются всестороннему и сложному анализу. В процессе раскрываются не только заслуги педагога, но и его ошибки с промахами, формируется уже целостное обобщенное мнение о существенных и важных сторонах опыта, рассматриваются приемы его использования на практике.
Для людей, изучающих передовой опыт, подобные обсуждения представляют колоссальное значение в плане возможности наиболее глубоко разобраться в его сути и наметить для себя способы и приемы применения, рассмотреть собственный опыт сквозь призму проанализированного опыта преподавателя, проводившего открытый урок.
Школы педагогического опыта
В числе других эффективных способов исследования и распространения педагогического опыта ошибочным будет не назвать так называемые «Школы современного педагогического опыта», в которых квалифицированный педагог-наставник (преподаватель или же знаток производственного обучения) делится собственным опытом с группой педагогических сотрудников одного или нескольких учебных заведений. Из наиважнейших направлений таких школ стоит отметить следующие:
Школы современного педагогического опыта представляют собой коллективную форму педагогического наставничества. Во множестве учебных заведений находит свое применение личная форма подобного наставничества, другими словами «менторство».
Педагогическое наставничество в качестве поддержки опытным учителем-профессионалом своего несколько менее умелого коллеги может обеспечить прогнозируемый результат при условии соблюдении таких требований, как:
Исследование современного опыта является значимым, однако вовсе не ключевым шагом для повышения педагогической квалификации учителей и профессионалов производственного преподавания. Изученный опыт может дать полезный результат только в том случае, если он будет применен и освоен.
Что такое положительный опыт
Понятие положительного опыта, его изучение, обобщение
и распространение
Литвишков Владимир Михайлович
доктор педагогических наук, профессор,
старший научный сотрудник
ФКУ НИИ ФСИН России;
Россия (125130, Москва, ул. Нарвская дом 15А),
Аннотация: В статье рассматривается эффективность исправления несовершеннолетних осужденных, положительный опыт по их исправлению.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, положительный опыт, исправление.
The concept of positive experience, its study, generalization
and distribution
Litvishkov Vladimir Mikhailovich
doctor of pedagogical Sciences, Professor,
PKU research Institute of the Federal penitentiary service of Russia;
Russia (15A Narva street, Moscow, 125130),
mavlad67mail.ru
Abstract: the article deals with the effectiveness of correction of juvenile convicts, positive experience in their correction.
Key words: juvenile convicts, positive experience, correction.
Эффективность исправления несовершеннолетних осужденных
в качестве обязательного условия предполагает поиск, обобщение, отбор, распространение и внедрение в практику положительного опыта.
В любой сфере человеческой деятельности положительный опыт всегда является необходимым условием прогресса и дальнейшего развития общества. И сейчас этому вопросу уделяется самое пристальное внимание.
Государственный стандарт определяет понятие положительный опыт как комплекс средств, приемов и методов труда, дающих наибольший эффект при высоком качестве труда и наименьших затратах.
Положительный опыт по исправлению несовершеннолетних осужденных – это совокупность практических занятий, умений и навыков, приобретаемых воспитателями ВК в ходе повседневной воспитательной работы; основа профессионального мастерства; один из источников развития юридической и психолого-педагогической науки.
Накопление положительного опыта исправления несовершеннолетних осужденных может идти двумя путями:
первый – эмпирическое накопление знаний, умений, навыков, фактов, вскрытие связей между сущностями путем многократно повторяющихся действий, проб и ошибок;
второй – активное творческой преобразование педагогической действительности. Второй путь предполагает осмысление большого количества фактов о современном состоянии педагогики, психологии, социологии и права.
При оценки того или иного опыта необходимо учинить как проявляются в нем указанные признаки в совокупности.
Изучение положительного опыта относится к числу исследовательских работ, поэтому выводы, результаты и рекомендации во многом определяются позицией и квалификацией исследователя. Отсюда вытекает одно
из основных требований: при изучении положительного опыта необходимо его теоретически осмыслить. В данном случае следует в первую очередь определить идею, рациональное зерно такого опыта.
Опыт воспитательной работы необходимо изучать с учетом свойств педагогической системы, чтобы совершенствование или изменение одних элементов не повело к разрушению других. При описании опыта следует раскрывать условия его возникновения и протекания, трудность, возникающие при его формировании.
Обобщая опыт нужно определить: в чем заключается новизна; сколько времени он функционирует; в каком виде и масштабе получил распространение; что нового дало его внедрение в практику; в каком направлении будет идти совершенствование и что для этого необходимо.
Результатом обобщения могут служить методические рекомендации,
в которых отражается суть опыта. В них целесообразно предлагать различные варианты и формы его применения.
Распространение опыта связано с его пропагандой. Наиболее массовой формой пропаганды опыта является издание брошюр, монографий, статей
с описанием нововведений и их результатов, проведение научно-практических конференций.
К другим формам пропаганды опыта следует отнести выступления
с лекциями, докладами, отражающими достижения передовой практики, организацию выставок, экспозиций, как временных, так и постоянных.
Самой действенной и убежденной формой пропаганды опыта является изучение его практическими работниками непосредственно
в подразделениях.
Внедрение в массовую практику передового опыта, прогрессивных форм и методов, научных и теоретических достижений является заключительным в этой деятельности.
Здесь следует применить ряд организационных мер, включающих определение конкретных форм и методов, приемлемых для данного учреждения, количества сил и средств, их расстановку; необходимо также разработать план мероприятий по внедрению положительного опыта, определить конкретных исполнителей и четко поставить перед ними задачи.
Все это требует обучения личного состава формам и методам работы
в новых условиях с учетом дополнительных обязанностей, контроля
за результатами внедрения.
Наряду с организационными мероприятиями данную работу следует обеспечить правовыми и методическими мерами, включающими в себя: нормативное закрепление функциональных обязанностей непосредственных исполнителей, разработку приказов, инструкций, указаний по вопросам внедрения положительного опыта, методических рекомендаций, наставлений, памяток по вопросам тактики и методики выполнения конкретных мероприятий.
Названные мероприятия нужно дополнять разъяснительной работой
и психологической подготовкой личного состава и осужденных. Руководителю учреждения следует подойти к исполнению приказа
о внедрении опыта не формально, а творчески, требуя этого
же и от исполнителей.
Опыт можно считать внедренным, когда все его элементы действуют,
в результате чего стабильно повышается эффективность воспитательной работы.
Литература:
1. (Budanov A. V. Study and implementation of best practices for rehabilitation of convicts // Correctional (prison) education. Ryazan: RWS Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, 1993. p. 279-294.)
2. Vilkova A.V. communication of convicts in extreme conditions of the colony / in the collection: Actual problems of protection of the rights and legitimate interests of suspects, accused and convicted persons held in institutions of the penal system (collection of materials of the round table). 2018. P. 48-54.
3. Vilkova A.V. Socio-pedagogical reason that adversely affects the development of the moral sphere of juvenile offenders in mass riots / in the collection: Group disobedience and riots in institutions of the penal system (materials of the round table), under the General editorship of the leading researcher of the fku research Institute of the FSIN of Russia, doctor of economic Sciences, Professor S. V. Garnik. M: PKU research Institute of the Federal penitentiary service of Russia, 2018. P. 50-53.
4. Sukhareva E. V. Psychological and pedagogical characteristics of the personality of the teacher in mass riots: initial training of trainees / Vilkova A.V., Sukhareva E. V. / in the collection: Group disobedience and riots in the institutions of the MIS (materials of the round table), under the General editorship of the leading researcher of the fku NII FSIN of Russia, doctor of economic Sciences, Professor S. V. Garnik. M: PKU research Institute of the Federal penitentiary service of Russia, 2018. Pp. 54-59.
5. Antipov A. N. Some problems of application of mediation procedures (legal aspect) / V. Vilkova, A., Antipov A. N. Military law. 2018. No. 1 (47). P. 136-141.
7. Prerequisites, conditions and grounds for the removal of a criminal record: prospects for legislative improvement of the Institute / Zinin G. Yu., Vilkova A.V. Military law. 2018. No. 1 (47). P. 204-209.
8. Bykov A. V., Timofeeva E. A., Vilkova, A. V., Fumm A. M., Yakovlev O. N., Belonosov V. O. Prison system in France at the present stage. Analytical review / Samara, 2017.
9. Timofeeva E. A. activities of penitentiary institutions and training in the penitentiary system of the people’s Republic of China (on the example of the Shanghai region)/ Timofeeva E. A., Vilkova A. V. Analytical materials. Samara, 2017.
10. Sergeeva M. G. The interaction of labor market and educational services market considering the social partnership mechanism and spe policycificity of the regional educational / Sergeeva M. G., Flyagina V. Yu., Taranenko I. V., Krasnova E. V., Vilkova A. V. Ponte. 2017. Vol. 73. No. 12. S. 2.
11. Vilkova, A. V. Extreme psihogenny the factors that influence prison staff in case of emergencies / Education and science in Russia and abroad. 2017. No. 5 (34). P. 66-70.
12. Education of underage girls as a spiritual and moral aspect / Vilkova A.V. / in the collection: the Penal system at the present stage: the interaction of science and practice materials of the International scientific and practical interdepartmental conference. Under the General editorship of A. A. Votinova. 2016. P.126.
13. Sherayzina R. M. Spiritual and moral values of adolescents as a pedagogical phenomenon / Vilkova A.V., Sherayzina R. M. /
In the collection: Theoretical and methodological and applied aspects of social institutions of law, Economics, management and education Materials of the all-Russian scientific conference with international participation. Humanitarian and social Institute. 2016. P. 240-244.
14. To the question of pedagogical conditions of rhetorical improvement of employees of law-enforcement bodies in the course of training at courses of improvement of qualification /
Vilkova, A. V./ Siberian pedagogical journal. 2016. No. 3. P. 59-64.
15. Sherayzina R. M. Gender aspect of spiritual and moral education of underage girls /Vilkova A.V., Sherayzina R. M.
Statements of the penal correction system. 2016. № 10 (173). Pp. 8-12.
16. Litvishkov V. M. Moral stability of juvenile convicts as a pedagogical problem /
Litvishkov V. M., Vilkova, V. A. / statements of the penal system. 2016. № 8 (171). P. 24-27.