Что такое положение ризы господней в москве

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В МОСКВЕ

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве
Положение ризы Господней в Москве

Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи́ца [1], как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном III, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню.

В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

Молитвословия

Днесь притецем, вернии, / к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога, / благоизволившаго сию плотию носити и на Кресте святую Свою Кровь излияти, / еюже искупи нас от работы вражия. Тем, благодаряще, вопием Ему: / спаси отечество наше, / и архиереев, и град, и вся люди, / честною Твоею ризою защити / и спаси души наша, / яко Человеколюбец.

Кондак, глас той же

Одеяние нетления, спасительнаго целения/ всем человеком, Владыко, даровал еси/ Твое Божественное сокровище, честную Ризу,/ яже есть хитон,/ еюже живоносную и Святую Плоть вочеловечения Твоего одеяти благоволил еси./ Сию желанием приемлюще светло празднуем,/ страхом же и любовию, яко Благодателю воспевающе, зовем Ти, Христе:/ сохрани в мире отечество наше, и вся люди,\ по велицей Твоей милости.

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем вси Божественныя ризы Твоея честное положение.

Использованные материалы

Источник

СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА ДЕБРЕ

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) КОСТРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625) празднуется 23 июля

Согласно евангельскому повествованию, Риза Господня — часть верхней одежды — плащ (гиматий), которая упоминается в Евангелии в рассказе о том, как кровоточивая женщина исцелилась, как только с верой прикоснулась «к краю одежды Его» (Мф. 9:20-22; Мк. 5:25-34). Эта женщина болела 12 лет, потратила все деньги на врачей, но состояние ее только ухудшалось. Христос не просто исцеляет ее, но и говорит: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». То есть нечто несоизмеримо большее, чем просто физическое исцеление, получает эта женщина по вере своей.

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

Кровоточивая женщина исцеляется после прикосновения к краю Ризы Спасителя

Это та самая Риза, в которой Христа вели на Голгофу, и которую воины разделили на четыре части (каждому воину по части).
Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москвеЧто такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве
Один из вариантов предания гласит, что воин, которому досталась Риза Господня, был грузином и впоследствии перенёс её в Грузию. Согласно другому сказанию, один еврей, живший в древней столице Иверии (Грузии) Мцхете, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Ризу Господню у одного из воинов, и вернулся с ней в Мцхету, где она была положена в храме Светицховели и хранилась там до XVII века.

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с Его Хитоном, который по жребию достался одному из воинов. Хитон — это нижняя одежда (туника, рубаха), которую носили на теле. Этот не сшитый Хитон соткала Своему Сыну Сама Матерь Божия и именно об этом Хитоне повествуется в Евангелии, что его не решились разодрать даже воины, распинавшие Спасителя.

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

Спаситель в Хитоне перед казнью

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

Римские воины бросают жребий, кому достанется Хитон

Риза, подобная плащу, была разорвана воинами на части. А Хитон в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки. Риза и Хитон ясно различаются в Священном Писании: Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин.19:23-24; Пс.21:19).

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

Хитон Господень в Трире (Франция)

Об обстоятельствах перенесения хитона и ризы из Иерусалима повествуют разные предания.
По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Елиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября).
Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москвеЧто такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

Собор Светицховели, Мцхети

Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией — Животворящим Столпом.

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

Молитва перед Животворящим столпом

Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню.
В эти дни на Руси царствовал благоверный царь и великий князь, самодержец всея России, Михаил Феодорович (первый царь из династии Романовых), а Патриархом был святейший Филарет. Питая любовь и расположение к благоверному царю Михаилу, шах Аббас часто отправлял к нему послов с дарами. Подобно сему и российский царь присылал к нему послов с дарами. В марте 1625 года прибыл в Москву к благоверному царю Михаилу от Аббаса некий славный посол по имени Урусамбек. Он привез с собою послание и много ценных подарков.

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москвеЧто такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москвеЧто такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве
Михаил Федорович Романов первый русский царь династии Романовых (1613-1917)Патриарх ФиларетАббас I Великий (Шах-Аббас) — шах Персии (с мая 1587) из иранской шахской династии, Сефевидов, долгое время правившей Персией. Крупный военачальник.

Кроме того, он принес с собою драгоценный подарок святейшему патриарху Филарету, а именно: ризу Господа нашего Иисуса Христа, положенную в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В этом послании персидский шах извещал, что риза Христова найдена во время завоевания Иверской страны в митрополичьей ризнице, где она была запечатана в одном из крестов. Взяв эту ризу, шах и отправил ее в дар святейшему патриарху Московскому.
Святейший патриарх Филарет с радостью принял великий дар, а потом призвал к себе находившихся в то время в Москве опытных греческих старцев. Святейший патриарх Филарет спросил этих старцев-греков — знают ли они что-нибудь о ризе Господней, и что говорят о ней в странах греческих? Каждый из старцев поведал то, что ему было известно, говоря, что много чудес творилось сею ризою Христовою.
Святейший патриарх Филарет выслушал все сообщения о ризе Господней, потом посоветовался с преосвященными российскими архиереями.
Поскольку Ризу прислал иноверный царь, а «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется», стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Во всех монастырях и храмах был объявлен строгий пост и молитва, чтобы Господь Бог Сам явил Свою волю об этой святыне. Потом, совершив всенощное бдение в Неделю Крестопоклонную (4-я Неделя Великого поста), святейший патриарх повелел ризу Христа Спасителя и Бога нашего возлагать на больных подобно тому, как в древности благочестивая царица Елена возложила на мертвеца крест Христов для удостоверения всех в его истинности. Как и тогда, все удостоверились в истинности ризы Господней, ибо от неё получили исцеление и скорое выздоровление все болящие, на которых она возлагалась.
И благоверный царь, и святейший патриарх преисполнились великой радости о такой благодати. Честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля.

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

Успенский Собор Московского Кремля

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

В Успенском соборе

Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей. По описи Успенского собора 1627 г. в храме было три части Ризы Господней. Одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям.
Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы — в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.
Событие перенесения честной ризы Господней произошло в марте месяце, во время Великого поста, но ради великопостного времени празднование перенесения честной ризы Господней перенесено на 23 июля, так как непосредственно перед этим был торжественно коронован царь Михаил Феодорович.
В Москве ежегодно 23 июля (по н.ст.) Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
Около 1627 г. была написана икона «Положение Ризы Христовой». В праздник Положения честной Ризы Господней вместе с ней чествовался иГвоздь Господень. Его в 1688 г. привёз в Москву грузинский царь Арчил Вахтангович, переселившийся сюда на жительство; позднее указом Петра I велено было отдать Гвоздь Господень на хранение в Успенский собор.

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

Храм Ризоположения в Москве на Донской улице

На месте торжественной встречи московским духовенством в 1625 г. посольства персидского шаха Аббаса, передавшего в дар Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу, в 1690 году был сооружен деревянный храм — церковь Ризоположения, что на Донскойулице в Москве. В 1951 году Святейшим Патриархом Алексием I, в связи с 250-летием этой церкви, была передана малая частица Ризы.

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

В Храме Ризоположения на Донской хранится аналойная икона «Положение ризы Господней в Москве» с серебрянным крестом и в нем частицей ризы Господней.

После революции в 1922 году, когда было издано печально известное постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья, многие части Ризы Господней, хранившиеся в разных монастырях, были утеряны. «Московская» часть Ризы, хранившаяся в алтаре Успенского собора была перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находился и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов. Как выяснилось, святыня всё это время хранилась в музейных фондах под другим названием. Ковчег и панагия хранились под разными номерами просто как церковная утварь, и даже сведения об их происхождении были искажены. По мнению музейных работников, это было сделано намеренно, с целью спасти реликвию от большевиков, которые, без сомнения, уничтожили бы её.
19 ноября 2007 года, во время встречи в Кремле Святейшего Патриарха Алексия II с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиными, состоялась передача Церкви фрагмента Ризы Христовой, хранившейся в Музеях Московского Кремля. Святейший Патриарх отметил огромную важность акта возвращения великой святыни и сообщил, что отныне она будет храниться в кафедральном соборе Москвы — Храме Христа Спасителя — и к ней, как и в прошлом, во множестве смогут приходить люди, дабы воздавать ей должное почитание и получать духовную поддержку.

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

Частица Ризы Господней был передана Владимиром Путиным Его Святейшеству Алексию II. Риза передана в Храм Христа Спасителя навсегда, доступ к святыне открыт в субботние и воскресные дни.

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

Часть Ризы Господней в храме Христа Спасителя в Москве

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

Источник

Положение честно ́ й ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)

Историческое содержание

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном – они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин.19,23-24; Пс.21,19).
По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией – Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. «ЖМП», 1977, № 9, С. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачица (известны также части Ризы Господней в Западной Европе – в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619–1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы – в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

Богослужения

Молитвы

Днесь притеце́м, ве́рнии,/ к Боже́ственней и цельбоно́сней ри́зе Спаси́теля на́шего Бо́га,/ благоизво́лившаго сию́ пло́тию носи́ти/ и на Кресте́ святу́ю Свою́ Кровь излия́ти,/ е́юже искупи́ нас от рабо́ты вра́жия./ Тем, благодаря́ще, вопие́м Ему́:/ спаси́ оте́чество на́ше,/ и архиере́ев, и град, и вся лю́ди/ честно́ю Твое́ю ри́зою защити́,/ и спаси́ ду́ши на́ша,// я́ко Человеколю́бец.

Перевод: В сей день прибегнем, верные, к Божественней и цельбоносной ризе Спасителя нашего Бога, благоволившего ее на теле Своем носить и на Кресте святую Свою Кровь излить, которою искупил нас от рабства врагу. Потому с благодарностью взываем Ему: «Спаси Отечество наше, и архиереев, и град, и всех людей священной Твоею ризою защити и спаси души наши, как Человеколюбец!»

Одея́ние нетле́ния, спаси́тельнаго целе́ния/ все́м челове́ком, Влады́ко, дарова́л еси́,/ Твое́ Боже́ственное сокро́вище – честну́ю ри́зу,/ я́же есть хито́н,/ е́юже живоно́сную и святу́ю плоть вочелове́чения Твоего́ оде́яти благоволи́л еси́./ Сию́ жела́нием прие́млюще све́тло пра́зднуем,/ стра́хом же и любо́вию, я́ко Благода́телю воспева́юще, зове́м Ти, Христе́:/ сохрани́ в ми́ре оте́чество на́ше, и архиере́ев, и вся лю́ди,// по вели́цей Твое́й ми́лости.

Перевод: Как одеяние нетления, исцеляющее во спасение, всем людям, Владыка, Ты даровал Твое Божественное сокровище – священную ризу, то есть хитон, которой Ты живоносную и святую плоть Свою, вочеловечившись, облекать благоволил. Ее с усердием принимая, торжественно празднуем, и со страхом и любовью, как Благодетелю воспевая, взываем Тебе, Христе: «Сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и всех людей по великой Твоей милости».

Величание Положения честной ризы Господней в Москве

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем вси Боже́ственныя ри́зы Твоея́// честно́е положе́ние.

Молитва на Положение честной ризы Господней в Москве

Благодари́м Тя, Влады́ко Человеколю́бче, Царя́ веко́в и Пода́теля благи́х, разруши́вшаго вражды́ средосте́ние и мир пода́вшаго ро́ду челове́ческому. Да́руй и нам, рабо́м Твои́м, мир ри́зою Твое́ю честно́ю, вкорени́ во всех страх Твой, и друг ко дру́гу любо́вь утверди́, угаси́ вся́кую ра́спрю, вся разногла́сия и собла́зны. Я́ко Ты еси́ мир наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Риза чистая Христа.

395 лет назад в России появилась одна из самых значимых христианских святынь

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

Это православное торжество свершилось в 1625 году при первом государе из рода Романовых – Михаиле Фёдоровиче и его отце – Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Филарете. Тогда же был учрежден и праздник, посвящённый великому событию.

Митрополит Крутицкий Киприан, современник и очевидец этого события, составил специальную торжественную службу, которая до сих пор звучит в храмах и монастырях Русской православной церкви.

Около 1627 года была написана икона «Положение Ризы Христовой». На иконе изображена Риза Господня в Успенском соборе Московского Кремля. В центре стоит Патриарх Филарет, напротив его сын – государь Михаил Фёдорович. Патриарх собственноручно полагает Ризу Господню в ковчег.

Патриарх и государь окружены святителями и другими духовными лицами, православным народом. И все они узнаваемы, написаны портретно, хотя на иконе около полусотни государственных мужей, духовных лиц и мирян.

Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть фото Что такое положение ризы господней в москве. Смотреть картинку Что такое положение ризы господней в москве. Картинка про Что такое положение ризы господней в москве. Фото Что такое положение ризы господней в москве

…Риза Господня прошла поистине тернистый путь из Иерусалима – через Грузию и Персию! – в Россию. И ныне, слава Богу, эта святыня доступна для поклонения верующим – её частицы хранятся в нескольких храмах и монастырях нашего Отечества. 23 июля 2020 года (10 июля по ст. стилю) Русская православная церковь, продолжая традиции наших благочестивых предков, во всех храмах и монастырях вновь праздновала Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве.

Святыни, связанные с распятием Спасителя, известны как «Страсти Христовы». Те, что сохранились в храмах и монастырях разных стран, почитаются всем христианским миром. Особое место в их ряду занимает Риза Господня – льняной хитон, в который был облачён Христос на Голгофе. Евангелие повествует: «Воины же, когда распяли Христа, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).

Воин, которому досталась Риза Господня, по преданию, был грузином. Он принёс святыню к себе на родину, где она, после принятия в IV веке Иверией христианства, была окружена особенно благоговейным почитанием.

Риза Господня заняла достойное место в Патриаршем соборе во имя Двенадцати апостолов древней столицы Иверии – Мцхеты. Здесь святыня и сохранялась до XVII века.

Завоевавший и опустошивший в 1616 – 1617 годах Иверию персидский шах Аббас I, вместе с другими сокровищами вывез и эту святыню. Спасаясь от персидского ига, грузины попросили защиты у русского царя Михаила Фёдоровича Романова.

В 1619 году Теймураз I, царь Кахетинский и Карталинский, скончавшийся впоследствии в плену у персов, обратился к Михаилу Фёдоровичу, с мольбой о помощи и поддержке. Он бил челом, чтобы «великий государь, его царское величество, принял его под свою царскую высокую руку и от недруга его от шаха учинил его в обороне».

Теймураз I подтвердил высказанное ещё во дни царствования Фёдора Иоанновича желание грузинского народа жить под «высокой рукой» государей Московских и всея Руси.

И Православная Россия предприняла энергичные меры по облегчению положения единоверной братской державы и её народа. В ответной грамоте Теймуразу от 5 мая 1621 года царь Михаил Фёдорович уведомлял о своём желании держать его «в царском жаловании». А в царской грамоте шаху Аббасу писано, чтобы он, шах, «ведая то, что иверские цари и вся Иверская земля прежде того были под державою великих государей царей и великих князей российских, ныне бы на Иверскую землю наступати и войны и тесноты никакия чинити не велел». Аббас I считался с Россией и не хотел с ней ссориться. А посему, по настоянию русского посла при дворе персов, решил задобрить православного соседа, передав ему в дар святыню – Ризу Господню.

Посольство прибыло в Москву в марте 1625 года и преподнесло от имени шаха в дар двум «великим государям» царю Михаилу Фёдоровичу и его отцу Святейшему Патриарху Филарету часть Ризы Господней, взятой персами в качестве военного трофея во время похода на Иверию.

11 марта 1625 года посланцев Персии встречали за городской чертой Москвы, на южной окраине русской столицы, неподалеку от основанного в 1591 году Донского монастыря.

Михаил Фёдорович принял от послов золотой, украшенный драгоценными камнями ковчежец с заключенной в нём святыней, но всё же к подарку иноверного правителя и царь, и Патриарх отнеслись с недоверием и крайней осторожностью. Поскольку «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется».

Патриарх Филарет стал осматривать золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями. «И по досмотру в том ковчежце (оказалась) часть некая полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет от давных лет, лице изменила, а тканна во лну, а в длину и поперег пяди».

Но как проверить, действительно ли это Риза Господня? Была учреждена специальная комиссия, в задачи которой входил сбор материалов о Ризе Господней и установление подлинности присланной шахом святыни. Так, подлинность святыни была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, Патриархом Иерусалимским Феофаном, а также несколькими греческими и иерусалимскими архиереями и архимандритами, которые находились в то время в Москве. Они заявляли, что в их Церквах сохраняется предание о том, что Риза Господня хранится в Иверии, куда она была перенесена воином, бывшим при распятии Иисуса Христа. Но сведения, полученные комиссией (ныне в Российском государственном архиве древних актов хранится «Дело о принесении в Москву Ризы Господней при государе Михаиле Феодоровиче в 1625 году»), оказались всё-таки противоречивыми и недостаточными для установления истины.

…Шла третья седмица Великого поста. Патриарх Филарет в своём указе от 22 марта 1625 года обратился с призывом: «Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне».

В приходских храмах ежедневно совершались Божественные литургии, и московский люд усердно молился о том, чтобы Господь явил знамение и разрешил терзавшее всех недоумение. Согласно евангельскому преданию, одежда Христа имеет чудодейственное свойство: при возложении её на больных те исцеляются. Совершив всенощное бдение в Крестопоклонную неделю, Святейший Патриарх повелел возлагать Ризу Господню на больных.

Святыню положили в серебряный ковчежец, опечатали его патриаршей печатью и стали носить по домам горожан, возлагая дар из Персии на больных и недужных. Вскоре от святыни последовали чудесные исцеления, подтвердившие, что доставленная в Москву реликвия действительно является Ризой Господней.

Так когда-то и святая равноапостольная царица Елена, мать святого равноапостольного царя Константина Великого, смогла найти Животворящий Крест Господень, возложив его на умершего.

27 марта Риза Господня была торжественно положена в юго-западном углу Успенского собора Московского Кремля, в приделе святых апостолов Петра и Павла, под сень специально изготовленного и устроенного бронзового шатра, где в настоящее время пребывают мощи священномученика Патриарха Ермогена. Из-за бывшего в марте 1625 года Великого поста, когда Риза Господня была привезена в Москву, ежегодный праздник в честь этого события – Положение Ризы Господней в Москве – был установлен 10 июля по старому стилю (23 июля – по новому), в канун возведения на царство Михаила Фёдоровича. Только в этот день, когда на праздник в Москву съезжалось множество народа, Ризу Господню выносили для поклонения верующим на середину Успенского собора.

…По описи Успенского собора 1627 года, в нём было три части Ризы Господней. Они хранились на кипарисовом Гробе. Одна часть называлась большой, вторая – меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам, чтобы к ней могли прикоснуться немощные и болящие.

Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города страны. Так, в 1626 году Патриархом Филаретом малая частица Ризы Господней была передана в Кострому – в Ипатьевский монастырь. Часть Ризы Господней хранилась в киевском Софийском соборе, две части – в Санкт-Петербурге (одна – в церкви Спаса Нерукотворенного Образа, находящейся в Зимнем дворце, другая – в соборном храме Петропавловской крепости). По свидетельству, относящемуся к середине ХIХ века, «в Петропавловском соборе почти во всякое время дня можно встретить усердно молящихся близ того аналоя, в котором помещается ковчег с Ризою Господнею».

Каждый новорожденный наследник Российского престола, представитель Дома Романовых, как благословение по установившейся традиции получал при крещении маленькую частичку Ризы Господней для ношения в нательном кресте.

Дары с частицей Ризы Господней вручались не только царственным младенцам, но и особо достойным людям России. Как следует из открытия пушкинистов, одну из великих святынь Церкви носил на своей груди в ладанке Александр Сергеевич Пушкин.

Из воспоминаний Александры Петровны Араповой – старшей дочери Натальи Николаевны Пушкиной от её второго брака с генералом Ланским: «В роде бояр Пушкиных с незапамятных времён хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключённой в ней частицей Ризы Господней. Она –обязательное достояние старшего сына. Ему вменяется в обязанность 10 июля в день праздника Положения Ризы Господней служить перед этой святыней молебен. А когда наступит время, вручить её старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета. А.С. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое».

Как же великая христианская святыня оказалась в роду Пушкиных?

«Можно лишь предполагать, – отмечает в своей статье-исследовании “Тайна пушкинской ладанки” Лариса Черкашина («Столетие», 07.08.2019), – что в XVII столетии ею владел прапрадед поэта Петр Петрович Пушкин, затем его сын Александр, после – внук Лев. Лев Александрович Пушкин, он же дед поэта, передал ладанку своему старшему сыну Василию. После кончины дядюшки поэта, Василия Львовича Пушкина, в августе 1830-го фамильная реликвия, вместе с родовым гербом, печатью и пушкинским древом, перешла к его гениальному племяннику».

Именно Ларисе Черкашиной, о чём она и рассказывает в статье, после долгих поисков довелось «найти пушкинскую ладанку (во многих источниках указывается, что святыня была утрачена. – Н.Г.) после всех потрясений и катастроф, случившихся в России в минувшем веке».

Её хранителем был профессор N, который жил в Москве. После его кончины святыню хранит его вдова – «в её воле решать, – оставить ли дорогую реликвию в семье или передать в один из московских храмов, связанный с именем поэта».

«Пожалуй, никто из поклонников русского гения, – размышляет Лариса Черкашина, – не задавался прежде вопросом: почему на памятнике-надгробии поэту изображено Всевидящее Око? Символ всеведения и вездесущия, силы и света. Памятник Пушкину заказала петербургскому мастеру Пермагорову вдова поэта, на ту пору хранительница святой реликвии. Возможно, Наталия Николаевна, исполняя предсмертную просьбу мужа, настояла на изображении христианского символа на кресте, венчающем скромное беломраморное надгробие. Всевидящее Око на серебряной ладанке и Око Господне, взирающее с пушкинского памятника в Святых Горах. Какая зримая и вечная связь!».

…Всего один раз в жизни – в 2003 году – мне довелось побывать в Успенском Святогорском монастыре, поклониться могиле Александра Сергеевича Пушкина. Я уже знал тогда о пушкинской святыне. Но связи между пронизывающим в те мгновения меня Всевидящим Оком – на ладанке и на памятнике поэта, о чём спустя годы убедительно написала Лариса Черкашина, – я тогда не усматривал. Долго стоял тогда, молился, вспоминал бессмертные пушкинские строки:

…Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидовать судьбе

… Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о, Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

(«Отцы пустынники и жены непорочны…», 1836)

Итак, знаменуя конец Смутного времени и начало царствования Дома Романовых, в 1625 году Риза Господня появилась в нашем Отечестве. Но и в следующие столетия Россию ждало, как мы знаем, немало потрясений.

В 1701 году, накануне предстоявших тяжелых испытаний – войны со Швецией, в которой Россия боролось с грозным северным соседом за выход к Балтийскому морю, Пётр I приказал воздвигнуть каменный храм на месте встречи Ризы Господней, привезённой в Москву персидским посольством. Каменный храм в стиле «московское барокко», сменивший здесь деревянный, был возведён в 1701–1716 годах.

В 1812 году, во время «нашествия галлов», «…более пострадал от неприятелей Успенский собор. Хотя главные его святыни – чудотворные иконы Владимирской Божией Матери, Риза Господня, корсунские кресты и другие священные предметы – своевременно были отправлены вместе с Патриаршей ризницей из Москвы (вся ризница в Вологду, а икона Владимирской Божией Матери вместе с иконою Иверской Божией Матери – во Владимир)», – как явствует из брошюры, выпущенной к 100-летию Отечественной войны 1812 года.

После Победы над Наполеоном Патриаршую ризницу вернули в Москву. Риза Господня вместе с другими святынями заняла своё прежнее место в Успенском соборе.

…Серьёзным испытанием для России стала и реформа 1861 года. О судьбе крестьян в связи с предстоящей реформой размышляет в стихотворении «Над этой тёмною толпой» и Фёдор Тютчев:

Над этой тёмною толпой

Взойдёшь ли ты когда, Свобода,

Блеснёт ли луч твой золотой.

Блеснёт твой луч и оживит,

И сон разгонит и туманы.

Но старые, гнилые раны,

Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и в сердце ноет, –

Кто их излечит, кто прикроет.

Ты, риза чистая Христа.

Завершающее четверостишие – и надежда на чудесное спасение, и вместе с тем крик отчаяния. Потому поэт и поставил после него многоточие. По Тютчеву, Россия – душа человечества. Как и во всякой душе, светлое духовное начало в ней имеет против себя тёмную хаотическую энергию. Её жизнь ещё не определилась окончательно, она ещё движется, двоится, увлекаемая в разные стороны противоборствующими силами. Воплотится ли в России – душе человечества – свет истины?! Сможет ли она соединить все части любовью?! Поэт признает, что Россия не покрыта ещё ризою Христа.

Его побудили написать это стихотворение наблюдения за крестьянами, сделанные 15 августа 1857 года во время престольного праздника в его родовом имении – Овстуге. По Тютчеву, освобождение, не подкрепленное священными ориентирами, бессильно перед решением главной проблемы. Последствия вековых притеснений и душевной опустошённости поэт передаёт мощной метафорой («Но старые, гнилые раны,/ Рубцы насилий и обид…»).

Излечение, по мысли Тютчева, по силам только искренней вере. И её символ в стихотворении – одна из главных святынь Русской православной церкви! – «риза чистая Христа». Только осознав своё духовное призвание, считает поэт, народ сможет ощутить истинное освобождение от непросвещенности, униженности, варварства.

По мысли Тютчева, гармоничное будущее России неразрывно связано с православной верой – главной, определяющей чертой национального характера. Образ Христа у Тютчева – свидетельство причастности светлых сторон народного начала к высоким духовным основам.

После революции один за другим закрывались храмы и монастыри. Церковные реликвии были изъяты и переданы на хранение в государственные музеи. Так были утеряны и несколько частиц Ризы Господней. Те, что хранились в Успенском соборе, в 1918 году были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь на Воздвиженке в Москве, а оттуда, после его закрытия, вместе с золотым ковчегом попали в фонды музеев Московского Кремля.

После окончания Великой Отечественной войны, когда наше Отечество находилось под незримым покровом Ризы Господней, верующие приходили благодарить Господа за Победу в немногочисленные храмы, которые были открыты в то время. Среди них был и храм Ризоположения на Донской улице в Москве.

В 1951 году в связи с 250-летием со времени основания этого храма Святейший Патриарх Алексий I передал сюда частицу Ризы Господней. Великую святыню Предстоятель нашей Церкви получил в подарок от Патриарха Александрийского.

После распада СССР Русской православной церкви были возвращены и многие святыни из фондов отечественных музеев. Они были помещены для поклонения верующих в храмы и монастыри.

…В числе избранных городов, получивших в дар частицу Ризы Господней вскоре после появления этой святыни в России, оказался и Ярославль. В 1650 году царь Алексей Михайлович и Патриарх Иосиф передали её ярославским купцам братьям Скрипиным за великие заслуги. Когда во время Смуты ополчение Минина и Пожарского перед освободительным походом на Москву долгое время стояло в Ярославле, оно содержалось на деньги местных купцов, и прежде всего братьев Скрипиных. Для поклонения Ризе Господней братья Скрипины построили в Ярославле церковь Илии Пророка. Для святыни здесь был устроен придел – Ризоположенский, изготовлен драгоценный ковчег.

В 1920-х годах после закрытия Ильинского храма, когда было издано постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья, ковчег с частицей Ризы Господней исчез. Как оказалось, святыня хранилась в музейных фондах под другим названием и благополучно «дожила» в Ярославском музее-заповеднике «Спасский монастырь» до третьего тысячелетия.

Хранитель фонда драгоценных металлов музея-заповедника Е.В. Бурдакова, готовившая на Пасху 2002 года очередную выставку, обнаружила частицу Ризы Господней в ковчеге, который по документам числился как одна из реликвий из ризницы Спасского монастыря. Она узнала частицу Ризы Господней по описаниям, сохранившимся в музее – в книге 1906 года ярославского мецената Вахромеева.

В серебряном позолоченном ковчеге в виде Гроба Господня, в центре барельефа, изображающего расходящиеся в разные стороны лучи света, лежит восьмигранная серебряная панагия, которая украшена четырьмя драгоценными камнями. В центре панагии под пластинкой слюды находится кусочек льняной ткани, размером с ноготь – частица Ризы Господней.

Ковчег и панагия хранились в фондах Ярославского музея-заповедника под разными номерами просто как церковная утварь. Известно немало случаев, когда работники музеев СССР, как и в Ярославле, намеренно путали легенду церковных предметов, чтобы спасти их от уничтожения. Они надеялись, что рано или поздно истинное значение этих ценностей обнаружится. Так в Ярославле нашлась великая святыня. В Великую Пятницу, 9 апреля 2004 года, святыня была передана Русской православной церкви и положена на поклонение в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре.

«Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды средостение и мир подавшаго роду человеческому. Даруй и нам, рабом Твоим, мир ризою Твоею честною, вкорени во всех страх Твой и друг ко другу любовь утверди, угаси всякую распрю, вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу воссылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

19 августа 2000 года, в день великого освящения храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешения дирекции музеев Московского Кремля ковчег с частицей Ризы Господней обнесли вокруг храма. Весь день она пребывала в храме Христа Спасителя. После этого святыня была возвращена в музеи Московского Кремля.

Святейший Патриарх Алексий II в ответном слове поблагодарил и подчеркнул, что Церковь «сегодня получила огромный подарок». «Это одна из наиболее значимых христианских святынь, – отметил Первоиерарх. – Она будет находиться в храме Христа Спасителя».

«Риза честная Твоя, Владыко, яже Твое Божественное и Пречистое тело покрывающая, одежду исцелений дарова нам».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *