Что такое поливная керамика

Поливная керамика лезгин

На фотографии глиняный водоносный кувшин, изготовленный испикским мастером Умасалимой Дадашевой в селе Испик в 1950 году. Техника: керамика поливная и роспись. Лезгинское название такого рода водоносного кувшина «Квар». Обратите внимание на саму роспись. Использованы приемы кистевой росписи. Основываются они на традиционных способах нанесения белого ангоба на красновато-коричневую поверхность черепка. На ранних этапах этой техники на черепок наносился слой белого ангоба, по которому процарапывались различные узоры. Затем изделие покрывалось прозрачной поливой, подцвеченной широкими мазками обычно в зеленый цвет. Затекая в углубления, полива контрастно выделяла узор. На данном кувшине же применена другая испикская техника, получившая широкое распространение в XVIII—XIX вв., которая состоит в нанесении белой ангобной росписи на природный терракотовый цвет черепка.

В небольших изделиях посудной группы села Испик чаще всего композиция узора строится на геометрической основе. Горизонтальные белые полосы наносятся на станке при вращении изделия, промежутки между ними заполняются зигзагообразными линиями, мазками, нанесенными по диагонали, треугольниками. В орнамент вкрапливаются солярные розетки в виде звезд, колеса со спицами, линии, расходящиеся от центра. Все эти мотивы чрезвычайно распространены в резном дереве, гравированной меди, камне и других видах декоративного искусства лезгин.

Аманат яз хуьзва за
Багьа ядигар,
Нек1един чар юзурдай
Кьенч1ин яру квар.

Къе зани а кварцелай
Вахчузва дуьдгъвер,
Багъишзавай гьакъисагъ
Зегьметди бегьер.

Юзурдайла ацукьна,
К1ват1 жеда кифлет,
Кварцик чпин пай кутун
Хьанвайбур хесет.

Гьатда к1вале манидин
Рик1из хуш аваз,
Квар вегьейла мет1ел кьаз
Бадед чирай заз:

«Нехирар хьуй калеркай,
Хиперкай суьруь,
Зи гафари темпелдиз,
Авурай регъуь.

Хкяйнек1ед къафунар,
Мукашни ниси,
Бул хьуй къаймах гет1ейра
Нек1един фири.

Ац1анват1ан суьрсетрив
Базарар пара,
Гьикьван, гьикьван дадлуда
Давугъад хап1а!

Элец1тавуй биц1екар,
Квар, куьмекдиз ша!
Гузанариз лавашар
Чразва хьра.

Кьегьалар яз ч1ехи хьухь
Алакьдай крар,
Тада за квез савкьват яз
Зи бадедин квар».

Анжах са кар аян я,
Заз хуьзвай и квар
Амукьдат1а юзурдай
Ч1ем ник1един чар?…

(Шаир: Джарият Магомедова)

Автор статьи: Шери Пашаева

На фото: «КВАР». Лезгинский водоносный кувшин.
Керамика поливная. Роспись.
Мастер: Умасалима Дадашева.
Село Испик. 1950 год

Источник

Глазурь (полива)

Что такое поливная керамика. Смотреть фото Что такое поливная керамика. Смотреть картинку Что такое поливная керамика. Картинка про Что такое поливная керамика. Фото Что такое поливная керамика

Постепенно обваривание (в квасной гуще, молочной сыворотке и т.п.) стало применяться все реже и реже. Чтобы защитить керамическое изделие от проникновения влаги и воздействия вредных веществ, гончары стали все больше покрывать их тончайшим слоем стекла — так называемой глазурью, или поливой. Под тончайшим слоем глазури краски и ангобы становятся более сочными и яркими, а само изделие приобретает более нарядный вид. Для получения самой простой и доступной глазури обычно используют толченое бутылочное стекло. Предварительное дробление стекла выполняют следующим образом. Осколки бутылки нагревают на огне, а затем бросают в посудину с холодной водой. От резкого изменения температуры стекло покрывается множеством мельчайших трещин. Достаточно слегка постучать по нему каким-либо металлическим предметом, чтобы оно рассыпалось на мелкие осколки.

Осколки стекла толкут в ступке или в какой-нибудь металлической посудине с толстыми стенками (рис. 73). Можно растолочь стекло и в обычной консервной банке, только на ее дно нужно положить какой-нибудь массивный круг. Возможен и другой вариант: на дно банки кладут куски свинца, которые в ней же и расплавляют. Слой расплавленного свинца должен быть не менее 1 см. Застывший свинец будет служить в качестве наковаленки. Толочь стеклянный бой нужно очень осторожно, обязательно в рукавицах и в защитных очках. Чтобы стекло не разлеталось при ударах, на ступку и пест надевают полиэтиленовый пакет. Ступку ставят на торец массивного кряжа или на тяжелую стальную плиту. Толочь стекло нужно до тех пор, пока оно не станет белым, как мука. Толченое стекло нужно просеять через сито из капроновой ткани (например, от старого чулка). Для обечайки сита подойдет консервная банка с низкими стенками. Постоянно помешивая, стеклянный порошок высыпают медленно в посуду с жидким крахмальным клейстером (вместо клейстера можно использовать слабый раствор силикатного, канцелярского клея). Как только клей приобретет консистенцию жидкой сметаны, глазурь готова к употреблению.

Глазуровать можно как нерасписанные (терракотовые) изделия, так и расписанные подглазурными красками и ангобами.

Предназначенные для глазурования керамические изделия тщательно очищают, удаляя широкой кистью или щеткой пыль, снимая всевозможные загрязнения и жировые пятна. Там, куда каким-то образом попадает грязь или жир, глазурь во время обжига отслоится.

Что такое поливная керамика. Смотреть фото Что такое поливная керамика. Смотреть картинку Что такое поливная керамика. Картинка про Что такое поливная керамика. Фото Что такое поливная керамика

Глазурь наносится на поверхность изделия кистью, а также окунанием и обливанием. Так, например, изразцы удобнее обливать глазурью. Во время обливания каждый изразец держат над широкой посудиной за румпу или же устанавливают на специальное приспособление, согнутое из толстой проволоки (рис. 74). Для глазурования внутренних стенок посуду примерно на четверть наполняют глазурью. Затем посуду наклоняют и медленно поворачивают, следя за тем, чтобы глазурью были омыты все ее внутренние участки. Оставшуюся поливу выливают в таз и уже кружкой обливают посудину снаружи. Обычно крынку обливают только до половины (рис. 75). Мелкие вещицы, например свистульки, окунают в глазурь, держа их за пищик. Поэтому эта часть у готовой свистульки обычно глазурью не покрыта (рис. 76). Чтобы на отдельных участках керамического изделия не образовались толстые наслоения, их стараются полить быстро и равномерно.

Влага из глазури почти мгновенно впитывается в поры глины, а на поверхности остается удерживаемый клеем тонкий матовый слой порошкового стекла.

Что такое поливная керамика. Смотреть фото Что такое поливная керамика. Смотреть картинку Что такое поливная керамика. Картинка про Что такое поливная керамика. Фото Что такое поливная керамика

Есть и другие способы нанесения стеклянного порошка на глиняное изделие. Так, например, некоторые гончары покрывают сосуды тонким слоем мучного или крахмального клейстера, а иногда и силикатного клея и тут же через сито припорашивают поверхность стеклянным порошком. Небольшие изделия просто обваливают в порошке, а затем легким постукиванием по донышку стряхивают его излишки. Наряду с бесцветной широко используется цветная прозрачная глазурь. Ею обычно покрывают изделия, декорированные рельефными изображениями, тиснением и гравировкой.

Цвет глазури

Наряду с «муравлеными» (зелеными) применяли «цениные» (синие) изразцы, которые покрывались зеленой и синей глазурью. Собираясь в углублениях более толстым слоем, чем на выпуклых частях, глазурь как бы темнеет, а рельеф становится более выразительным.

Для подкрашивания глазури, так же, как и для ангобов, используют оксиды хрома, дающие зеленый цвет, меди — бирюзовый, кобальта — синий и железа — желтый и красно-коричневый.

После того как глазурь высохнет, изделия обжигают. При высокой температуре клей выгорает, а частицы стекла оплавляются и тонким слоем покрывают керамическое изделие. Чтобы глазурь не потрескалась, изделия должны остывать медленно вместе с печью.

Имитация глазури

Если керамическое изделие не будет постоянно соприкасаться с жидкостями, а также подвергаться действию высокой температуры, то глазурь вполне допустимо имитировать. Внешне она мало чем будет отличаться от настоящей, к тому же надежно защитит керамику от пыли и грязи. «Глазуровать» можно изделия, декорированные налепным рельефом, резьбой, гравировкой, расписанные масляными красками, темперой, гуашью, текстильными и растительными красителями. В качестве «глазури» используется бесцветный мебельный нитролак НЦ-222 и лак с золотистым оттенком НЦ-228. На крупные изделия лак наносят пульверизатором или кистью. Мелкие предметы, например всевозможные украшения просто опускают в лак на несколько секунд. Чтобы усилить блеск, лак после подсыхания наносится на поверхность изделия два-три раза очень тонкими слоями.

Чтобы получить цветную «глазурь», лак можно подкрасить пастой из шариковой авторучки. Добавив в нитролак зеленую пасту, имитируют зеленую глазурь «мураву».

Если глазурь необходимо нанести на печные изразцы, то вместо нитролака лучше использовать мебельный масляный лак. Он хорошо выдерживает высокую температуру, возникающую во время топки на облицовке печи. Такой лак можно подкрасить масляными красками.

Вместо глазури можно использовать силикатный клей (жидкое стекло), который дает на изразцах очень прочную и стойкую пленку. Силикатный клей можно подкрашивать акварельными красками и цветной тушью.

Здравствуйте! Если развести жидкое стекло водой и пропитать обожженное изделие, это ведь не должно быть токсично при взаимодействии с пищей? Без сертификатов, чисто теоретически)

Источник

Поливная керамика

Смотреть что такое «Поливная керамика» в других словарях:

Керамика — – изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов и других неорганических соединений. [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Керамика –… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Керамика поливная — – изделия из обожженной глины, покрытые глазурью. [Термины российского архитектурного наследия. Плужников В. И., 1995] Рубрика термина: Керамика Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги, Автотехник … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

ДРЕВНЕЙ РУСИ АРХЕОЛОГИЯ — одно из главных направлений отечественной истории и археологии, в задачи к рой входит способствовать решению вопросов формирования и развития гос ва вост. славян в IХ XI вв., их христианизации, культурной идентификации и дальнейшего (до кон. XIII … Православная энциклопедия

Узбекская Советская Социалистическая Республика — (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Персия — (Persia) Персия это древнее название страны в Юго Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном Древнее государство Персия, история Персии, правители Персии, искусство и культура Персии Содержание Содержание Определение… … Энциклопедия инвестора

Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика — Дагестан. В составе РСФСР. Расположена в восточной части Северного Кавказа. На территории Дагестана выявлены поселения эпох энеолита (Гинчи) и бронзы (Верхний Гуниб), близкие современным аулам по террасообразному расположению домов,… … Художественная энциклопедия

Хорезм — древнее и средневековое государство в низовьях реки Амударья (современные области Туркменской ССР, Узбекской ССР, территории Каракалпакской АССР). Античная историческая традиция причисляет хорезмийцев к племенам круга саков. Полагают, что … Художественная энциклопедия

Наука и культура. Архитектура и изобразительное искусство — Фрагмент стены крепости Саксауаман, близ Куско (Перу). XV в. Культура инков. Наука и культура. Архитектура и изобразительное искусство Архитектура. История архитектуры стран Латинской Америки расчленяется на 3 периода: древний (доиспанский),… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

Афрасиаб — городище домонгольского Самарканда (Мараканда у античных авторов, центр Согда), расположенное на окраине Самарканда Узбекской ССР. Раскопки ведутся (с перерывами) с 1874. Установлено, что жизнь на А. протекала почти непрерывно с 6 в. до н … Большая советская энциклопедия

Саманидов государство — (875 999) феодальное государство с основной территорией в Средней Азии. Столица г. Бухара. Образование С. г. связано с распадом Арабского халифата и возвышением Саманидов (См. Саманиды), захвативших наместничество в Мавераннахре и… … Большая советская энциклопедия

Источник

Макарова Т.И. О происхождении поливной посуды на Руси

Среди однородной поливной посуды древнерусских городов выделяется компактная группа, отличающаяся устойчивым единством признаков. Это — посуда с белым, реже розоватым, цветом глины в изломе. Самой характерной ее чертой является ярко-зеленая непрозрачная полива, лежащая на черепке плотным слоем; самый типичный орнамент — густая волна, проведенная пяти-шестирядной гребенкой; самая распространенная форма — горшок или кувшин с широким округлым валиком у шейки. Ряд стратиграфических наблюдений позволяет считать ее наиболее ранней группой русской поливной посуды и относить к рубежу X—XI вв. Единство признаков этой посуды может свидетельствовать о единой производственной базе, на которой оно сложилось. Настоящая заметка посвящена выявлению этой производственной базы.

Белоглиняная поливная керамика с ярко-зеленой поливой известна по находкам в Киеве, Чернигове, Любече, Вышгороде, Городске, в с. Волосском Днепропетровской области и других местах. Общее число находок ее в настоящее время не превышает 50 фрагментов.

Рассмотрим находки этой керамики в разных городах более подробно 1 :

Обломок стенки сосуда со следами ручки с внешней зеленой поливой. По типу глины, а также по составу и внешнему виду поливы этот фрагмент принадлежит к типичным образцам посуды описываемой группы. Некоторое своеобразие его заключается в лучшем размешивании глины, чем у других образцов. Он найден вместе со стеклянным браком в горне № 1 во время раскопок В. А. Богусевича в Киевской лавре.

2. Стенка сосуда светло-розовой глины с внешней плотной ярко-зеленой поливой. Орнамент нанесен по сырой глине многорядной гребенкой и, несколько ниже, плоской палочкой. Фрагмент найден М. К. Каргером
при раскопках храма на Кудрявце в 1947 г. (двор Художественного института в Киеве). Обломки очень близких к нему сосудов обнаружены в ряде других мест: в Чернигове, Любече, Вышгороде, Городске и Мстиславле.

3. Стенка кувшина ярко-зеленой поливы с орнаментом, проведенным трехрядной гребенкой. Полосы волны чередуются с линейными полосами (рис. 1, 1). Найдена в Чернигове.

4. Стенка кувшина с густой шестирядной волной, заключенной между двумя полосами, проведенными той же гребенкой. Полива ярко-зеленая, плотная. Найдена в Любече.

5. Стенка кувшина с пятирядной густой волной, проведенной гребенкой. Полива двусторонняя, ярко-зеленая (рис. 1,2). Найдена в Вышгороде.

6. Стенка кувшина с внешней зеленой поливой и с шестирядной волной, проведенной гребенкой (рис. 1,5). Найдена в Городске.

Все эти фрагменты весьма похожи по общему облику, а также деталями. По способу орнаментации, вытекающему из свойства самого теста, глина замешивалась довольно жидко, поэтому линии рисунка быстро заплывали, под кроющей поливой орнамент кажется едва углубленным, а поэтому иногда слабо заметным.

Некоторое своеобразие составляет орнамент елочкой или точками на некоторых образцах, во всем остальном аналогичных описанным выше. Обломки подобных сосудов встречены в Городске и в с. Волосском Днепропетровской области.

7. Стенка кувшина, найденная в Городске, с валиком, орнаментированным ломаной линией и небрежным орнаментом в виде елочки. Полива плотная, непрозрачная, зеленая (рис. 1,4).

8. Обломок стенки сосуда из белой глины с орнаментом, проведенным гребенкой. Он состоит из четырехрядной ленты и идущих от нее вверх и вниз отростков (рис. 1, 5).

Судя по профилю описанных фрагментов, все они принадлежат большим кувшинам. Некоторое представление об их форме дают единичные находки частей горла и ручек. Они позволяют восстановить очень близкие по типу сосуды, несмотря на географическую отдаленность пунктов, где образцы были найдены. Речь идет о находках в Любече, Городске.

Что такое поливная керамика. Смотреть фото Что такое поливная керамика. Смотреть картинку Что такое поливная керамика. Картинка про Что такое поливная керамика. Фото Что такое поливная керамика

Рис. 1. Обломки сосудов белой глины с яркой зеленой поливой из Чернигова, Любеча, Городска, Сокольцов на Буге и с. Волосского Днепропетровской области

9. Обломок кувшина с округлым валиком (шириной около 1 см) у горла. Полива плотная, яркая, с мелким цеком.
Следует отметить, что цек (сетка мелких трещин) на поливе этой группы встречается часто. Он является результатом различного коэффициента расширения черепка и поливы и никакого декоративного значения, конечно, не имеет.

Валик на кувшинах не имеет никакого практического назначения. Его нужно рассматривать как подражание в глине формам металлических кувшинов, где валик играет техническую роль, скрывая место соединения горла с туловам. У этих кувшинов имеются характерные по форме массивные граненые ручки; две найдены в Любече, одна — в Городске.

10. Обломок шестигранной ручки, покрытой плотной ярко-зеленой поливой. Фрагмент аналогичной ручки найден в Любече.

11. Обломок восьмигранной ручки с плотной ярко-зеленой поливой. Найден в Городске.

К описываемой группе посуды с зеленой поливой относятся горшки обычной формы с линейньим или волнистым орнаментом. Они встречены в Киеве, Чернигове и Любече. Возможно, что часть трудно определимых обломков из других мест принадлежала тоже горшкам.

12. Днище миниатюрного горшочка с двусторонней плотной ярко-зеленой поливой. Найдено в Киеве на Кудрявце.

13. Горшочек (высота 7 см, диаметр 11,4 см) с двусторонней плотной ярко-зеленой поливой и с линейным орнаментом из Чернигова (рис. 1,5).

14. Горшочек (диаметр 12 см) с ручкой, с двусторонней плотной поливой и линейным орнаментом (рис. 1,5). В Любече найдены два таких сосуда.

Наконец, к этой же группе посуды следует отнести единичные находки сосудов, покрытых той же плотной непрозрачной зеленой поливой с надглазурной росписью поливой другого тона. Два таких фрагмента были найдены во время раскопок в Воинской Гребле в 1956—1957 гг.

15. Обломок стенки сосуда из белой глины с двусторонней глухой зеленой поливой с надглазурной росписью ярко-желтой поливой в виде небрежной зигзагообразной линии.

16. Обломок сосуда из белой глины с двусторонней непрозрачной зеленой поливой. На внутренней стороне — небрежная волнистая линия, проведенная желтой поливой. Оба фрагмента ничем не отличаются от описанной выше посуды, кроме наличия надглазурной росписи.

Византийские кувшины с зеленой поливой ничем не напоминают по форме кувшины, находимые в древнерусских городах (рис. 2,3). Самый распространенный тип византийской посуды с зеленой поливой — большие открытые блюда со своеобразным венчиком — совсем не были известны на Руси. Совершенно не похожа на русскую непрозрачную поливу жидкая пятнистая прозрачная полива византийской посуды. Однако те же петрографические и спектральные анализы показали, что русская поливная посуда с зеленой поливой близка, а в ряде случаев идентична византийской посуде из белой глины как по способу приготовления теста, так и по рецептуре поливы. Своеобразие русской поливы составляет только ее непрозрачность, что обусловливается повышенным содержанием окиси олова; византийская полива всегда прозрачна.

Чем же можно объяснить общность технологии при отсутствии каких-либо общих черт в облике выпускаемой продукции? Ее можно объяснить только общностью технологии разных отраслей стекольного производства, складывавшихся на Руси в этот период при непосредственном участии греческих мастеров.

Применение спектрального анализа для исследования большого числа стеклянных изделий позволило Ю. Л. Щаповой вещественно уловить продукцию греко-киевской мастерской, работавшей в Киеве во времена Ярослава. Она также предполагает возможность обучения стеклоделию в смальтоварных мастерских Киева.

Что такое поливная керамика. Смотреть фото Что такое поливная керамика. Смотреть картинку Что такое поливная керамика. Картинка про Что такое поливная керамика. Фото Что такое поливная керамика

Рис. 2. Кувшин белой глины с зеленой поливой из Византии. Найден в слое X в. в Тмутаракани

Что такое поливная керамика. Смотреть фото Что такое поливная керамика. Смотреть картинку Что такое поливная керамика. Картинка про Что такое поливная керамика. Фото Что такое поливная керамика

Рис. 3. Обломки блюда и кувшина белой глины с зеленой поливой из Византии. Найдены в слоях X в. в Тмутаракани

Суммируем выводы, которые позволяют нам сделать рассмотрение керамики этой группы:

1. Возникновение на Руси в конце X— начале XI в. поливной посуды связано с организацией мастерских по производству керамических украшений храмов.

2. По стилистическим особенностям производство поливной посуды было русским. Форма и орнаментация русских изделий не подражали византийским образцам.

3. К технологическому своеобразию русской поливной посуды следует отнести использование непрозрачной поливы и применение надглазурной росписи другого тона.

4. В технологии русской поливной посуды наблюдается воздействие греческого стеклоделия, что характерно для всего стекольного производства Руси.

5. Производство поливной посуды в конце X — начале XI в. на Руси не было рассчитано на широкий спрос. Оно возникало лишь в некоторых городах, а там, где возникало, было не самостоятельным, а побочным при производстве архитектурной керамики.

6. Смешанный греко-русский состав мастерских, производивших различные декоративные материалы для украшения храмов, очень наглядно виден на производимой этими мастерскими поливной посуде, русской по облику и греческой по рецептуре.

Источник

Политой или глазурный обжиг керамики

Любой керамист знает, что процесс обжига глины имеет определяющее значение, поэтому без соответствующих навыков трудно получить желаемый результат. При термической обработке происходят сложные физические и химические процессы, однако гончарное искусство было освоено задолго до того, как человечеству были открыты тайны химических реакций, фазовых переходов, капиллярных явлений. Это означает, что познать азы работы с керамикой может любой желающий, пополнив свой багаж знаний основными положениями и приготовлении материала, декорировании и обжиге.

Сегодня в сети интернет можно встретить подробные алгоритмы и технологии изготовления разных сортов керамики, а также технологии их декорирования. Все эти алгоритмы проверены временем и разработаны методом проб и ошибок. Знание теории обжига позволит мастеру проявлять творчество, импровизировать, создавать новые шедевры.

Что такое поливная керамика. Смотреть фото Что такое поливная керамика. Смотреть картинку Что такое поливная керамика. Картинка про Что такое поливная керамика. Фото Что такое поливная керамика

Именно термообработка превращает пластичную глину в привычную для нас керамику. Используя разные алгоритмы обжига, можно получать разные по внешнему виду и физическим свойствам изделия. Обжиг несет в себе двоякую функцию.

Виды обжига

В зависимости от того, в какой среде происходит термическая обработка глины, различают два вида обжига. Речь идет о восстановительном и окислительном видах.

Обжиг считается неотъемлемой составляющей процесса производства керамики. Термообработке подвергаются, как изделия промышленного производства, так и продукты ручной работы. Современные материалы, представляющие собой полимерную глину, позволяют вести обжиг в один прием при относительно невысоких температурах. Работа с природной глиной требует более сложных схем термообработки. Как правило, температура обжига некоторых материалов превышает 1200 градусов, поэтому в арсенале керамиста должна быть специальная муфельная печь.

Что такое поливная керамика. Смотреть фото Что такое поливная керамика. Смотреть картинку Что такое поливная керамика. Картинка про Что такое поливная керамика. Фото Что такое поливная керамика

Когда обжиг ведется в несколько приемов, то первый обжиг называют утильным, второй – политым, а третий – декоративным. Утильный обжиг предназначен для закрепления формы изделия, так как пластичная глина не позволяет наносить на поверхность глазури. Политой обжиг заканчивает формирование основных физических свойств керамики, а также способствует закреплению глазури на поверхности изделия (по этой причине политой обжиг часто называют глазурным).

Декоративный обжиг производят по необходимости, когда нужно закрепить на глазури рисунок, выполненный надглазурными красками.

Особенности физико-химических процессов при нагревании и охлаждении

Процесс обжига условно можно разделить на три основные стадии:

Различие режимов обжига подразумевает под собой разные температуры, разную скорость нагрева и время выдержки. Для создания окислительной среды обеспечивают свободный приток воздуха. Восстановительная среда образуется в герметичном муфеле. Если приток воздуха будет минимальным, то такая среда называется нейтральной.

Для четкого понимания влияния среды на процесс обжига необходимо обладать достаточными знаниями по химии. Если говорить упрощенно, то подавляющее большинство процессов термообработки происходит в окислительных средах. Современные печи позволяют регулировать и контролировать режим обжига. Нагревание и охлаждение изделий идет по заданным параметрам, а автоматические системы исключают любые отступления от алгоритма.

Скорость нагрева – один из важнейших параметров, причем далеко не всегда он должен быть высоким. Время выдержки необходимо соблюдать, чтобы все физико-химические процессы формирования керамики завершились в полной мере.

Для объяснения происходящих при термообработке явлений процесс нагревания и охлаждения делят на температурные интервалы. В каждом таком интервале происходят превращения, реакции, фазовые преобразования. Таблица основных процессов одинакова для всех видов керамики, но в специализированной литературе достаточно много неизвестных химических терминов. Можно описать процессы более тривиальным образом.

Что такое поливная керамика. Смотреть фото Что такое поливная керамика. Смотреть картинку Что такое поливная керамика. Картинка про Что такое поливная керамика. Фото Что такое поливная керамика

Нагревание

При нагревании от 25 градусов до 200 градусов повышается внутренняя энергия материала. При этом вся влага, содержащаяся между слоями, испаряется. Чтобы она удалялась равномерно, необходимо медленно повышать температуру. Мастер уже в самом начале обжига может наблюдать дефекты, которые возникают в черепках по причине неправильной сушки или неоднородности глины, а чрезмерная заглаженность поверхностей приводит к тому, что газы не могут прорваться наружу через поры и образуют пузыри или разрывы в толще материала.

Скорость нагрева для каждого случая различная. Она зависит не только от вида глины, но и от объема печи, количества обжигаемых элементов, их габаритов. Чем толще стенки черепка, тем меньшей должна быть скорость нагрева. Однако слишком медленное повышение температуры приведет к появлению пятен от сконденсировавшихся солей, растворенных в воде. В течение одного часа температуре должна подниматься на 100 градусов.

Следующий температурный интервал ограничен верхним порогом в 400 градусов. В этот период окончательно удаляется влага, в том числе, удаляется и связанная вода. Также данный этап характерен реакциями окисления. Органические соединения при контакте с кислородом выгорают, поэтому важно обеспечить хорошую вентиляцию. Органика выгорает достаточно долго и при температуре в 400 градусов этот процесс не завершается. Нагрев от 200 до 400 градусов рекомендуется вести с небольшой скоростью, а после достижения верхнего предела требуется произвести 15-минутную выдержку. Через открытые заглушки печной камеры не только поступает кислород, но и выводятся газы, вышедшие через поры из глины.

Что такое поливная керамика. Смотреть фото Что такое поливная керамика. Смотреть картинку Что такое поливная керамика. Картинка про Что такое поливная керамика. Фото Что такое поливная керамика

При температуре, превышающей значение в 400 градусов, происходит удаление воды уже из структуры кристаллической решетки. Данный процесс достаточно сложен. Он называется дегидратацией. Происходит отщепление молекул воды в результате химических реакций с органическими веществами. Дегидратация наблюдается в интервале от 400 до 600 градусов.

В этот период не наблюдается никаких осложнений в технологии, однако экстремальной точкой, на которую нужно обратить внимание, служит температура в 573 градуса. Причина заключается в изменении структуры кристалла кварца.

Именно при температуре 573 градуса происходит фазовый переход, в результате которого кварц модифицируется (α-кварц превращается β-кварц).

Указанный участок следует проходить при медленном нагревании. В противном случаи будут локально появляться области с повышенным механическим напряжением, что чревато образованием трещин. При температуре 600 градусов делается выдержка в 30 минут.

В диапазоне температур от 600 до 800 градусов глина теряет свою прочность, хотя это явление временное. Глинистые минералы на данном этапе модифицируются, поэтому в процессе модификации наблюдается неоднородность структуры черепка. Часть минералов пребывает в исходном состоянии. Другая же часть уже начала трансформироваться. Но в целом керамика еще не спеклась, поэтому не набрала своей положенной прочности. Рекомендуется пройти участок от 600 до 800 градусов в ускоренном режиме, то есть, необходимо увеличить скорость нагрева. Она должна составлять около 130 градусов в час. Ни в коем случае нельзя прерывать нагревание, так как может наблюдаться разрушение материала.

Что такое поливная керамика. Смотреть фото Что такое поливная керамика. Смотреть картинку Что такое поливная керамика. Картинка про Что такое поливная керамика. Фото Что такое поливная керамика

Керамика при температуре 800 градусов только начинает спекаться. Различные составы глины отличаются разной температурой трансформирования минералов. Для них температуре спекания отличается. Несмотря на то, что с момента начала нагревания прошло достаточно времени, газообразные вещества в диапазоне температур от 800 до 1000 градусов еще продолжают выделяться. Но важно, чтобы до достижения температуры в 1000 градусов процесс выхода газа, образованного в результате химических реакций, завершился.

Охлаждение

В процессе охлаждения на первой стадии никаких особенных процессов не происходит. Сама глина и глазурь, которой покрыто изделие, находятся в пластичном состоянии, поэтому не нужно волноваться за возникновение дефектов. Можно увеличить скорость охлаждения, если это позволяет устройство печи.

В диапазоне от 1000 до 700 градусов происходит окисление металлов. В случае ведения восстановительного обжига на данном этапе важно исключить доступ кислорода. Отсутствие или недостаток кислорода становится причиной металлизации поверхностей. Вплоть до температуры 300 градусов среда должна быть восстановительной.

При температуре 900 градусов керамика становится хрупкой. Она прочно скрепляется с глазурью и впоследствии остывает с ней как единое целое. Важно, чтобы основной материал и глазурь имели примерно одинаковый коэффициент теплового расширения (КТР), иначе будут образовываться сколы или цек.

Что такое поливная керамика. Смотреть фото Что такое поливная керамика. Смотреть картинку Что такое поливная керамика. Картинка про Что такое поливная керамика. Фото Что такое поливная керамика

Критическая температура 573 градуса требует внимания и при охлаждении. В это время происходит обратное преобразование кристаллов кремния. При высокой скорости охлаждения наблюдается разрушение материала, который называют «холодным треском».

Состав глины диктует свои условия при определении подходящего рецепта обжига. При высокой температуре происходит плавление карбонатов, входящих в состав глинистых соединений. Черепки с высоким содержанием карбонатов нельзя пережигать, иначе образуются зоны скопления стекловидного вещества, обладающего низкой прочностью.

Схемы обжига

Чтобы пояснить назначение политого обжига, целесообразно рассмотреть его в комплексе с утильным в двухэтапной схеме или с декоративным в трехэтапной схеме. Двухэтапная схема является самой распространенной. В ней первый обжиг предназначен для получение прочного черепка, обладающего высокой пористостью, чтобы к поверхности хорошо пристала глазурь.

Политой или глазурный обжиг направлен на придание лазури и самому черепку дополнительной прочности и водонепроницаемости. В процессе политого обжига глазури, как и сама глина, принимают определенные оттенки, зависящие от пигмента и оксидов в своем составе. Еще необходимо отметить, что во время политого обжига происходит термообработка подглазурных красок, которыми был сформирован рисунок перед покрытием глазурью.

Что такое поливная керамика. Смотреть фото Что такое поливная керамика. Смотреть картинку Что такое поливная керамика. Картинка про Что такое поливная керамика. Фото Что такое поливная керамика

Комбинирование первого и второго обжига происходит по разным сценариям. В зависимости от типа керамики устанавливается температура. В подавляющем большинстве случаев температура поливного обжига выше, чем утильного, однако существуют схемы, в котором наоборот, температура утильного обжига более высокая.

Под схемой подразумевается алгоритм обжига с определенными параметрами. Дело в том, что для каждого изделия разрабатывать свою технологию нецелесообразно, поэтому пользуются алгоритмами для обжига разных видов керамики. Наиболее популярными являются такие схемы как:

Что такое поливная керамика. Смотреть фото Что такое поливная керамика. Смотреть картинку Что такое поливная керамика. Картинка про Что такое поливная керамика. Фото Что такое поливная керамика

Технология поливного обжига

Первым делом изделие покрывается слоем глазури. Подготовленные черепки, покрытые глазурью, помещаются в печь. Так как утильный обжиг придал черепкам определенную прочность, то на первых этапах можно повысить скорость нагрева.

Самое главное, чтобы глазурь успела хорошо просохнуть. При достижении конечной температуры (зависит от типа керамики) необходимо сделать выдержку, время которой варьируется от 15 минут до 2 часов. Но если на завершающем этапе скорость нагрева не превышала 50 градусов в час, то выдержку делать не нужно, так как изделие прогрелось равномерно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *