Что такое полифония в музыке определение кратко
Значение слова «полифония»
1. Муз. Вид многоголосия, основанный на одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении.
2. Иск. Художественное многообразие в чем-л. Полифония цвета. Полифония пьесы.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОЛИФОНИ’Я, и, мн. нет, ж. [от греч. poly — много и phōnē — звук] (муз.). То же, что многоголосие.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
полифони́я
1. муз. разновидность многоголосия, основанная на одновременном гармоническом сочетании двух или более самостоятельных мелодий
2. перен. многоплановый характер чего-либо, сосуществование и взаимодействие нескольких явлений (сюжетных линий в литературном произведении и т. п.)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: диапазон — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «полифония»
Синонимы к слову «полифония»
Предложения со словом «полифония»
Понятия со словом «полифония»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «полифония»
Вольный гротеск, стилистическая полифония, полное отсутствие оглядки на скучные продюсерские претензии – всё это черты аксеновской кинодраматургии, почти столь же неосуществимой, как и его театр.
Всё более частое привлечение народно-песенного музыкального материала, цитирования народных мелодий приводит к использованию средств подголосочной полифонии.
По мнению многих исследователей творчества композитора, полифония является естественным способом его мышления.
Полифония
Полифония
Полифония, (в переводе с греческого — звук) — склад многоголосной музыки, для которой характерно наличие звучания, развития и взаимодействия несколъких голосов, равноправных с точки зрения композиционно-технической и музыкалъно-логической. Противоположными полифонии складами являются монодия и гомофония («гомофонно-гармонический склад»). Термином «полифония» также называют музыкалъную дисциплину, изучающую полифонические композиции (прежде «контрапункт»).
Подголосная полифония, при которой совместно с основной мелодией звучат её подголоски, то естъ несколъко отличающиеся варианты (это совпадает с понятием гетерофония). Характерна для русской народной песни.Имитационная полифония, при которой основная тема звучит сначала в одном голосе, а потом, возможно, с изменениями, появляется в других голосах (при этом основных тем может бытъ несколъко). Форма, в которой тема повторяется без изменений, называется каноном. Вершиной форм, в которых мелодия изменяется от голоса к голосу, является фуга.Контрастно-тематическая полифония (или полимелодизм), при которой одновременно звучат разные мелодии. Впервые появиласъ в XIX веке.
Первые сохранившиеся образцы европейской полифонической музыки — органумы IX века. В XIII — XIV веках полифония ярче всего проявиласъ в мотете. В XV—XVI веках полифония становится нормой для всей европейской музыки, как церковной (многоголосной), так и светской. Наивысшего расцвета полифоническая музыка достигла в творчестве Генделя и Баха в XVII—XVIII веках (в основном, в форме фуг). После Баха начинается расцвет гомофонного склада, и следующий подъём интереса к полифонии начинается толъко во второй половине XIX века. Имитационная полифония, ориентирующаяся на Баха и Генделя, часто исполъзоваласъ композиторами XX века (Хиндемит, Шостакович, Стравинский и др.).
Что такое полифония в музыке определение кратко
Что такое полифония: определение, история, виды, жанры, композиторы
Полифония представляет собой многоголосный склад музыки, основанный на развитии относительно свободных голосов. В переводе с греческого polusозначает много, phone– звук. Эта композиционная техника предшествовала гомофонно-гармоническому складу. Разница полифонии и гомофонии существенна. Если в полифонии используется тема и она проводится в разных голосах, то в гомофонии есть ведущая мелодия, которая сопровождается аккомпанементом.
История становления и развития полифонии
Первые полифонические произведения были написаны еще в IX веке. Тогда это были лишь первичные формы многоголосия – органумы. Движение голосов синхронно и строится на консонансах. Используется в церковной музыке, в основе органума григорианский напев.
Параллельно с церковной музыкой полифония проникает в светскую музыку труверов (трубадуров). С XIII по XIV век преобладает вокальная музыка, инструменты лишь служат дополнением к пению. Увеличивается количество голосов, усиливается контраст между ними.
В дальнейшем музыковедами выделялись два основных вида полифонии:
Строгий стиль тесно связан с вокальной музыкой, позднее с инструментальной. Расцвет и зрелость техники приходится на XV-XVIвек. Имеет большое количество правил, связанных с написанием мелодий, употреблением диссонансов и их разрешением.
Свободный стиль преобладает в инструментальной музыке XVIII века и тесно связан с эпохой барокко. Усовершенствованием инструментов, а также появлением темперированного строя существенно расширяют сферу музыкальных образов. Свободный стиль связан с освобождением от ограничений, имеющихся в вокальной музыке. Происходит обогащение приемов развития.
Рассмотрим более детально особенности каждого из стилей.
Строгий стиль: характерные черты, термины и понятия
Понятие «строгий стиль» имеет художественно-историческое значение и тесно связано с хоровой и музыкой acapella. Исходя из возможностей человеческого голоса были сформированы чёткие правила написания мелодий строгого стиля:
Также мелодия не строилась по аккордовым звукам, так как во времена формирования строгого стиля не существовало понятий о гармонии, об образовании аккордов. Это объясняется тем, что не было темперированного строя и тональности.
Но недостаточно было сочинить мелодию для получения полифонии. Необходимо было еще соединить ее с другими голосами. С целью соединения использовались различные техники, основными из которых являются:
Со временем инструменты становились совершеннее, что поспособствовало к их самостоятельности и независимости от голоса человека. Появлялись особые музыкальные интонации-символы, создающие язык инструментальной музыки. Это стало основной причиной перехода к свободному стилю.
Свободный стиль: характерные черты, термины и понятия
Свободный стиль является художественно-историческим понятием. Выделяется в музыке с начала XVIIIвека, активно применяется композиторами и в наше время. Появление свободного стиля обосновывается увеличением технических возможностей инструментов, а также формированием темперированного строя.
Для большинства полифонических произведений, в том числе фуг, написанных в свободном стиле характерно наличие следующих музыкальных элементов:
Развитие музыкального материала может достигаться при помощи следующих приемов:
Основные полифонические жанры
Условно можно разделить полифонические жанры, относящиеся к строгому и свободному стилям.
К строгому стилю относят прежде всего вокальную музыку:
К свободному стилю относят как инструментальные, так и вокальные жанры:
Знаменитые композиторы в эпоху расцвета полифонии
Средневековая полифония
Эпоха ArsNova
Композиторы эпохи Барокко
Со второй половины XVIII века до нашего времени композиторы продолжают использовать полифонические техники и приемы, комбинируя их с гомофонно-гармоническим складом музыкальной ткани. Изначальная гармония, красота и совершенство полифонии стали для многих авторов символом упорядоченности, высокой духовности и нравственности. Так, применение полифонических жанров в крупных музыкальных формах имеет отсылку к миру идеальному и гармоничному.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Теория музыки: музыкальное изложение, полифония, строгий стиль
Продолжая наши уроки по теории музыки, мы постепенно переходим к более сложному материалу. И сегодня мы с вами узнаем, что такое полифония, музыкальная ткань, и каким бывает музыкальное изложение.
Музыкальное изложение
Музыкальной тканью называют совокупность всех звуков музыкального произведения.
Характер этой музыкальной ткани называют фактурой, а так же музыкальным изложением или складом письма.
Музыкальное изложение может быть одноголосным и многоголосным.
Одноголосное музыкальное изложение разделяется на:
Многоголосное музыкальное изложение тоже имеет несколько видов:
1. Гомофония
Гомофония – состоит из главного мелодического голоса и других мелодически нейтральных голосов. Зачастую главный голос – верхний, но встречаются и другие варианты.
Гомофония может основываться на:
2. Гетерофония.
Еще может называться подголосочной или ветвистой полифонией. Чаще всего эту форму можно услышать в славянских народных песнях.
3. Полифония.
О полифонии мы поговорим далее и более подробно.
Полифония
Думаем, вам знакомо само слово “полифония”, и, возможно, вы имеете представление о том, что бы оно могло значить. Мы все помним всеобщий восторг, когда появились телефоны с полифонией, и мы наконец-то сменили плоские моно-мелодии на что-то более похожее на музыку.
Полифония – это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух или более мелодических линий или голосов. Полифония является гармоническим слиянием нескольких самостоятельных мелодий воедино. В то время, как звучание нескольких голосов в речи станет хаосом, в музыке такое звучание создаст нечто прекрасное и ласкающее слух.
Полифония может быть:
1. Подголосочной. Образуется, когда одновременно звучит и основная мелодия, и ее вариации-подголоски. Обычно такой вид полифонии встречается в народной музыке.
2. Имитационной. Такая полифония разрабатывает одну и ту же тему, которая имитационно переходит из голоса в голос. На таком принципе основаны:
3. Контрастнотематической. В такой полифонии голоса производят самостоятельные темы, которые могут даже относиться к разным жанрам.
Упомянув выше о фуге и каноне, хотелось бы показать вам их более наглядно.
Канон Frère Jacques
Фуга до-минор, И.С. Бах
Мелодика строгого стиля
Стоит остановиться на строгом стиле. Строгое письмо – это стиль полифонической музыки эпохи Ренессанса (XIV-XVI ст.), который разрабатывался нидерландской, римской, венецианской, испанской и многими другими композиторскими школами. В большинстве случаев этот стиль был предназначен для хорового церковного пения а капелла (то есть пение без музыки), реже строгое письмо встречалось в светской музыке. Именно к строгому стилю относится имитационный вид полифонии.
Для характеристики звуковых явлений в теории музыки используются пространственные координаты:
Чтобы вам было проще понять разницу между свободным и строгим стилем, давайте разберем из различия:
Строгий стиль отличается:
Свободный стиль отличается:
Строение музыки в строгом стиле подчиняется определенным (и, конечно же, строгим) правилам.
1. Мелодию нужно начинать:
2. Заканчиваться мелодия должна на I ступени сильной доли.
3. Двигаясь, мелодия должна представлять собой интонационно-ритмическое развитие, которое происходит постепенно и может быть в виде:
4. Стоит часто задерживать мелодию на сильной доле и употреблять синкопы (смещение акцента с сильной доли на слабую).
5. Скачки нужно сочетать с плавным движением.
Как видите, правил достаточно много, а это только основные.
Строгий стиль имеет образ сосредоточения и созерцания. Музыка в данном стиле имеет уравновешенное звучание и совершенно лишена экспрессии, контрастов и любых других эмоций.
Вы можете услышать строгий стиль в хорале Баха “Aus tiefer Not”:
А так же влияние строгого стиля можно услышать в поздних произведениях Моцарта:
В XVII веке строгий стиль сменился свободным стилем, о котором мы упомянули выше. Но в XIX веке некоторые композиторы все еще использовали технику строгого стиля, чтобы придать старинный колорит и мистический оттенок своим произведениям. И, несмотря на то, что строгий стиль в современной музыке не услышать, он стал основателем существующих на сегодняшний день правил композиции, приемов и техник в музыке.
ПОЛИФОНИЯ
Смотреть что такое «ПОЛИФОНИЯ» в других словарях:
полифония — полифония … Орфографический словарь-справочник
ПОЛИФОНИЯ — (греч.). Музыка, исполняемая многими голосами, многоголосность, в противоположность гомофонии, одноголосности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЛИФОНИЯ в музыке, выполнение мотива многими голосами… … Словарь иностранных слов русского языка
полифония — полифонизм, контрапункт, многоплановость, многоголосие Словарь русских синонимов. полифония см. многоголосие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
ПОЛИФОНИЯ — (от поли. и греч. phone звук голос), вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Виды полифонии имитационная (см. Имитация), контрастная (контрапунктирование разных… … Большой Энциклопедический словарь
Полифония — многоголосная музыка, в которой каждый голос имеетсамостоятельное мелодическое значение. Начало П. относится к самымскромным попыткам в этой области, в начале Х столетия. Гукбальдупоминает в своих сочинениях об органе параллельном блуждающем,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
полифония — (не рекомендуется полифония; встречается в речи музыкантов) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ПОЛИФОНИЯ — (от поли. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Различают полифонию имитационную (смотри Имитация), контрастную… … Современная энциклопедия
ПОЛИФОНИЯ — ПОЛИФОНИЯ, полифонии, мн. нет, жен. (от греч. poly много и phone звук) (муз.). То же, что многоголосие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
полифония — ПОЛИФОНИЯ, и, жен. (спец.). 1. Многоголосие, основанное на одновременном сочетании в произведении нескольких самостоятельных мелодий, голосов; соответствующий раздел музыки. Подголосная п. 2. Многоплановость художественного произведения. П.… … Толковый словарь Ожегова
Полифония — (греч. polys – многий, многочисленный + phone – звук, голос) – вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Полифония — (от поли. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Различают полифонию имитационную (смотри Имитация), контрастную… … Иллюстрированный энциклопедический словарь