Что такое эмоциональная ригидность
Эмоциональная лабильность и ригидность
Мы часто слышим о человеке, что он слабодушный, раздражительный или ригидный, тугой и медленно соображает в критической ситуации.
Эмоциональная лабильность (эмоциональная слабость). При ней обнаруживается чрезмерная подвижность, облегченность смены эмоций, например перехода от слез к смеху и наоборот. Если в пожилом возрасте эмоциональная лабильность, особенно в случаях её нарастания, расценивается как признак патологии (слабодушие, эмоциональная слабость),то для детей это явление естественно и расценивается как возрастная норма. При астении (не проходящее бессилие, слабость при психическом и физическом истощении) в период выздоровления после тяжелых соматических заболеваний также часто наблюдается эмоциональная лабильность, но она при этом обычно сочетается с обостренной эмоциональной чувствительностью к раздражителям и быстрой истощаемостью эффектов (эмоциональная гиперестезия).
1) когнитивную, обнаруживаемую в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации;
2) аффективную, выражающуюся в косности аффективных, эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций;
3) мотивационную, проявляющуюся в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера.
Уровень ригидности проявляемой субъектом, обусловлен взаимодействием его личностных особенностей с характером среды, включая степень сложности поставленной задачи, её привлекательность, наличие опасности, монотонность стимуляции и пр.[c.546-547].
Р.С.Немов констатирует:» ригидность:
-1. Особенность психологии, черта личности человека, которая проявляется в негибкости его познавательных процессов и поведения, т.е., в их неизменности и постоянстве при изменяющихся внешних или внутренних условиях, которые требуют изменения поведения человека.
— 2. Жесткость, негибкость, низкая адаптируемость или приспосабливаемость чего либо к сложившимся условиям, например какого-либо психологического или физиологического процесса к внешней среде.
— 3. Одно из основных свойств нервной системы, противоположное лабильности[c.379].
4 типа ригидного поведения:
1. Карательное общение: преобладают замечания, критика, отказы, обвинения, упрёки.
2. Подчинённое общение: преобладают выражения согласия, примирения, извинения и оправдания, стремление к сохранению спокойствия любой ценой;
3. Холодное общение: рациональное, сухое, деловое, корректное и однообразное общение, в котором отсутствуют эмоциональные проявления (напоминает общение с компьютером).
4. Отвлекающее общение: не касается того, о чём говорят другие, внимание отвлекается от первоначального предмета разговора, что делает не возможным обсуждение проблем.
Ригидность: что это и как она мешает мыслить шире
Что такое ригидность в психологии
Психологическая ригидность — это черта личности, которая характеризуется сильным сопротивлением или неспособностью к изменению поведения, мнения или отношения. У термина есть несколько проявлений:
Мария Данина, психолог, основательница проекта «Психодемия»:
«Формы ригидности встречаются у людей в разных комбинациях. Важно также, что это не просто свойство человека, которое либо проявляется, либо нет, — у каждого из нас есть определенная степень ригидности, без нее невозможна устойчивость личности. Но выраженность этого качества у всех разная. Крайняя ригидность встречается нечасто: большинство людей находятся где-то посередине между ней и крайней гибкостью, которая граничит с импульсивностью».
Есть несколько видов ригидности:
Как развивается ригидность
По данным исследования американских ученых, есть две ключевых группы факторов, из-за которых развивается психологическая ригидность:
Однако единой причины появления психологической ригидности нет.
Мария Данина:
«На гибкость и адаптивность мышления влияют:
Как ригидность влияет на людей
Влияние ригидности отражает эффект Лачинса. В ходе эксперимента в 1942 году психолог доказал, что опыт негативно действует на поиск новых решений. Первой группе студентов предложили получить 100 кварт воды (примерно 95 л), используя банки разных объемов. Задание решалось в несколько этапов, сложным способом с переливанием из одной банки в другую. Затем Абрахам Лачинс дал похожую задачу, которая выполнялась в два простых действия, но 81% учеников сделали ее прежним сложным способом. Вторая группа студентов, которым сразу предложили эту простую задачу, решила ее самым очевидным путем.
Эксперимент показывает, что ригидность мышления должна была облегчить проблему: студенты выполняли новую задачу уже знакомым способом. Но на деле психологическое качество «блокировало» более эффективный и очевидный способ.
Главный недостаток ригидности в том, что она препятствует изменению образа мышления и адаптации к новым обстоятельствам. Согласно исследованию Кембриджского университета, уровень психологической ригидности влияет на способность находить компромисс: люди с такой чертой склонны мыслить радикально, в том числе в политике. Американские ученые предполагают, что ригидность негативно сказывается на частоте ремиссий при тревожном расстройстве.
Если у человека есть психические отклонения, ригидность может их усугублять. Например, пациенты с расстройством пищевого поведения (РПП) часто соблюдают определенный режим питания из-за мысленной установки «после шести нельзя есть, иначе я потолстею». Такие ограничения могут привести к нервным срывам: пищеварительная система работает постоянно и требует пищу не только до шести часов вечера.
Мария Данина:
«Общаясь с ригидными людьми, важно понимать природу их затруднений. Им действительно может быть трудно действовать иначе, а новизна вызывает сильную тревогу. Успокаивающее и нормализующее общение, которое поддерживает их самооценку, поможет наладить контакт. Важно закладывать время на адаптацию к изменениям, действовать постепенно, не требовать немедленной реакции, проявлять терпение».
Как понять, что у вас есть ригидность мышления, и избавиться от нее
В норме ригидность — это не заболевание, а черта личности. В клинической психологии и психиатрии она может быть симптомом расстройства. Для лечения таких случаев пациентов тестируют и направляют к специалисту.
Вера Толмачева, клинический психолог, аспирантка Сеченовского университета, сотрудница Психиатрической клинической больницы № 1 им Н. А. Алексеева:
«Ребенок испытывает неуверенность при необходимости что-либо решать, ему трудно рассматривать альтернативные способы решения проблемы. Я часто сталкиваюсь с ригидностью мышления у пациентов, которые в детстве испытывали агрессию со стороны родителей. В работе я использую техники когнитивно-поведенческой терапии, чтобы пациенты научились видеть альтернативные точки зрения на проблему. А в когнитивно-поведенческой терапии используют сократический диалог для критического исследования значений и последствия со всех сторон ригидных мыслей».
Сократический диалог — метод в психотерапии, при котором психолог задает клиенту вопросы:
Ригидность отрицательно влияет на интеллект, усиливается при обсессивно-компульсивном и шизоидном расстройствах и делает личность более авторитарной, особенно в стрессовых ситуациях. При этом даже «бытовая» психологическая ригидность может негативно сказываться на развитии: она ограничивает свободу мышления и действий.
Вера Толмачева:
«Наличие бытовой ригидности можно проверить по нескольким пунктам, например, если вы:
Психологическую ригидность в пределах нормы можно корректировать. Вот несколько способов:
Что такое эмоциональная ригидность
Общая психопатология
Изменение эмоциональной реактивности
В этом разделе и двух последующих будут рассмотрены различные варианты патологии эмоциональных свойств, т.е. устойчивых характеристик эмоциональной сферы индивида, особенности эмоционального реагирования, свойственные определенному человеку в целом на протяжении всей его жизни или значительного ее отрезка.
Условно эти расстройства можно разделить на три группы:
Изменение эмоциональной реактивности
Эмоциональная лабильность — легкая изменчивость настроения по незначительным, сиюминутным причинам. Повышение настроения имеет оттенок сентиментальности, умиления, понижение — слезливости, иногда раздражительности. Встречается при астенических состояниях разного генеза, органических поражениях головного мозга.
Выраженная степень — эмоциональная слабость или псевдобульбарный аффект (резкие колебания настроения по любому поводу с неспособностью сдерживать их внешние проявления), характерна для груборганических поражений головного мозга. Например, пожилая пациентка с деменцией смотрит в отделении телевизор и все время плачет: когда герои сериала ссорятся, она плачет из-за того, что переживает по этому поводу, когда они, напротив, мирятся и обнимаются, она плачет от умиления, радости.
Эксплозивность (взрывчатость) — чрезмерная эмоциональная возбудимость с бурными вспышками аффектов ярости и гнева; может сопровождаться агрессией. Снижается контроль за поведением, не способны «сдержать» себя, даже если изначально повод для недовольства был пустяковый.
Характерна для последствий органических поражений головного мозга (черепно-мозговой травмы, эпилепсии и пр.; см. эксплозивный вариант ПОС). Также этот вариант эмоционального реагирования может усиливаться под воздействием психологических причин, в первую очередь в результате длительного нахождения в ситуации опасности (например, пребывание на войне, в тюрьме, служба в органах правопорядка, занятия спортивными единоборствами и др.). В этих случаях привычный взгляд на мир в «черно-белых» красках приводит к тому, что в ситуации даже незначительной угрозы человек склонен быстро переходить к активным агрессивно-оборонительным действиям, в том числе без учета возможных последствий этих действий (так как руководствуется принципом — «если не ты его, то он тебя»).
Эмоциональная ригидность — тугоподвижность, вязкость эмоциональных переживаний, склонность к длительному переживанию чувств (особенно неприятных). Выражением может быть злопамятность, упрямство. Обычно эмоциональная ригидность — проявление общей торпидности психических процессов, поэтому сочетается с патологической обстоятельностью (вязкостью) мышления, замедлением протекания психических процессов (брадифрения).
Характерна для последствий органических поражений головного мозга (последствий черепно-мозговой травмы, эпилепсии и пр.).
Что такое эмоциональная ригидность
Эмоциональная ригидность (неподатливость, жесткость, негибкость) выражается в том, что личность слабо, очень избирательно, негибко и в ограниченном диапазоне реагирует эмоциями на различные внешние и внутренние воздействия.
Нейротизм – динамическая характеристика эмоций личности, проявляющаяся в их многообразии, сменяемости и подвижности.
Люди различаются по уровню нейротизма: он бывает высоким, средним (нормальным) и низким. Низкий уровень нейро-тичности становится причиной эмоциональной ригидности. Опросник английских психологов Ганса и Сибеллы Айзенков (чаще его называют просто тестом Айзенка) включает серию вопросов, определяющих уровень нейротизма. Предлагаем их вашему вниманию – отвечайте «да» или «нет».
ВЫ СКЛОННЫ К НЕЙРОТИЗМУ, ЕСЛИ: 1. Вас легко обидеть.
2. Иногда вы чувствуете себя несчастным человеком, не имея для этого серьезной причины.
3. Вы раздражительный человек.
4. Вам часто сняться кошмары.
5. Вы часто беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить.
6. Вы часто мечтаете.
7. У вас бывают сердцебиения.
10. Вас часто беспокоит чувство вины.
11. Вы считаете себя человеком чувствительным.
12. У вас бывают приступы дрожи.
13. Иногда вы бываете так возбуждены, что трудно усидеть на одном месте.
14. Вы можете назвать себя нервным человеком.
15. У вас бывают головные боли.
16. Вы человек не уверенный в себе.
17. Обычно вы долго переживаете после случившегося конфуза, неприятности.
19. У вас часто случаются неприятности из-за того, что вы поступаете не подумав.
20. Вы обычно волнуетесь перед важным или ответственным делом.
21. Вы легко обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные недостатки.
22. Часто, сделав какое-либо важное дело, вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше.
23. Вы страдаете от бессонницы.
24. Вас беспокоит чувство, что вы чем-то хуже других.
Обработка данных. Подсчитайте количество положительных ответов и за каждый начислите балл. Норма 8-10 баллов, чем выше полученный вами результат, тем более выражен нейротизм, и наоборот – чем меньше баллов, тем отчетливее эмоциональная ригидность.
Люди с повышенными и очень высокими показателями нейротизма отличаются чрезмерной эмоциональностью, что, естественно, осложняет взаимодействие с ними.
В то же время недостаточная эмоциональность весьма обедняет личность: она живет в условиях энерго-дефицита. Ее связи с внешним миром затруднены, существенно ограничены или даже искажены. Дело в том, что расшифровка информационного потока извне осуществляется с участием строго ограниченного эмоционального репертуара. В результате человек будто все время смотрит на мир через небольшое окно и всегда наблюдает
одну и ту же картину, те же образы, те же краски и переживает одни и те же впечатления. В таких случаях есть основание говорить о дефектах эмоционального восприятия и дефектах восприятия эмоций.
Эмоциональная вязкость. Реакции сопровождаются фиксацией аффекта и внимания на каких-либо значимых событиях, объектах.
Проявляется в действиях, которые менее всего обусловлены сущностью ситуации, но, главным образом, консервативными взглядами личности, раз и навсегда заведенным порядком в жизни, привычками, стереотипами отношений к людям, к новому. Вместо живой, опосредованной интеллектом реакции, личность длительно сосредотачивается, на психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и обидах, волнующих темах. Возникшая энергия эмоций не разряжается, но зацикливается на разных уровнях личности: пробуждает стереотипы мышления, привычки, устойчивые воспоминания, впечатления.
Эмоциональная слабость, или лабильность (изменчивость). Легкая и капризная изменчивость настроения по разным, часто сиюминутным причинам, иногда неизвестным самой личности.
Воздействия провоцируют мощный приток энергии, неадекватный их силе и значимости. Эмоциональная реакция мгновенно вбирает в себя энергетику всего организма, что резко снижает тормозящую роль интеллекта. В результате повышение настроения зачастую приобретает оттенок сентиментальности, умиления, а понижение – слезливости, слабодушия. Крайняя степень эмоциональной слабости определяется термином эмоциональное недержание – это полная неспособность сдерживать внешние проявления эмоций в сочетании с резкими колебаниями настроения по любому поводу. Иногда наблюдается чрезвычайно утонченная эмоциональная чувствительность, когда неприметные и случайные детали происходящего оставляют очень глубокое впечатление.
Эмоциональная монотонность. Эмоциональные реакции лишены гибкости, естественной зависимости от внешних и внутренних воздействий.
Эмоции однообразны, неподвижны, без суточной динамики и не меняющиеся от внешних стимулов. Нет эмоционального отзвука на события, сообщения и состояния окружающих. Речь сухая, лишенная мелодичности, образности, тональность голоса приглушена. Мимика бедная, жестикуляция скудная, однотипная.
Все свидетельствует о том, что энергия стимулов не преобразуется в энергию эмоций, а интеллект слабо проявляет себя в роли «реостата» и «трансформатора» – он мало участвует в оценке внешних и внутренних воздействий.
Эмоциональное огрубление. Утрата тонких эмоциональных
дифференцировок, то есть способности определять уместность тех или иных эмоционально окрашенных реакций и дозировать их.
Эмоциональная тупость. Ответным реакциям характерна душевная холодность, черствость, опустошенность, бессердечие.
Эмоциональный репертуар личности резко ограничен, в нем нет реакций, включающих нравственные, этические и эстетические чувства. Такой тип реагирования связан с явным недоразвитием или утратой высших эмоций. Обозначается иногда как «моральная идиотия», олотимия.
Утрата эмоционального резонанса. Полное или почти полное отсутствие эмоционального отклика на различные события.
Алекситимия. Сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний.
Алекситимия – психологическая характеристика личности, у которой отмечаются следующие особенности в когнитивно-аффективной сфере:
1) трудность в определении (идентификации) и описании собственных переживаний;
2) сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;
3) снижение способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии, воображения;
4) фокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на
Клиницисты выдвинули гипотезу, согласно которой ограниченность осознания эмоций и когнитивной переработки аффекта ведет к фокусированию сознания на соматическом компоненте эмоционального возбуждения. Иными словами: отсутствие возможности высказаться и поразмыслить относительно собственных переживаний выливается в усиление физиологических реакций на стрессовые ситуации. И напротив: выскажешь все – на душе становится легче.
Тем не менее, по нашему мнению, остается неясной причина алекситимии: то ли у человека притуплены эмоциональные впечатления и поэтому их трудно выразить словами, то ли переживания достаточно яркие и масштабные, но обедненный интеллект не может их передать в словесной форме. Мы склонны полагать, что причина и в том и в другом: временно или постоянно нарушены энерго-динамические отношения между эмоциональными программами и интеллектом, который контролирует их действия. Эмоции, очевидно, не обладают достаточной энергией, чтобы «включить» интеллект, а интеллект не направляет свою мощь на переработку эмоций.
Клинический опыт некоторым образом подтверждает это предположение. Алекситимия бывает «первичной», когда она является устойчивым свойством несколько «инфантильной личности»; и «вторичной», когда она возникает вследствие перенесения тяжелой травмы или психосоматического заболевания. Первичная алекситимия необратима, то есть ее нельзя устранить в процессе психотерапии, развивающей (восстанавливающей) способность к осознанию и вербализации своих эмоциональных состояний. Необратимость алекситимии, наверное, объясняется серьезными нарушениями в эмоциональной сфере. Вторичная алекситимия обычно обратима, ее можно преодолеть посредством интенсивной и глубокой психотерапии, побуждая пациента наблюдать и выражать свои эмоции. Следовательно, они в нормальном состоянии, поэтому поддаются вербализации.
Однако пора перейти от клинического материала к обыденной жизни. В нашем окружении немало людей, которые по тем или иным причинам ограниченно перерабатывают эмоциональные впечатления.
Трудно фиксировать и описывать свои переживания довольно внушительному контингенту людей. Среди них эмоционально ригидные, которые часто даже не подозревают о своей когнитивно-аффективной ограниченности. Сюда же следует отнести тех, кто не способен вовремя замечать у себя наступление аффектов. А что можно сказать о тех, кто привык шумно или развязано вести себя, не замечая, что мешает окружающим? У таких явные проблемы с дифференцировкой эмоциональных состояний. «Толстокожесть», пожалуй, также одно из «бытовых» проявлений алекситимии: человек плохо понимает состояние другого, потому что не способен хорошо понять себя, отдавать себе отчет о
переживаемых эмоциях, отсюда – неадекватное отношение к партнеру.
Можно утверждать, что вполне психически нормальный, но не имеющий навыка вербализации эмоций индивид в известной мере подвержен алекситимии. Почти все мы испытываем некоторые трудности, когда приходится описывать свои эмоциональные состояния и внутренние переживания. Например, многие соматические больные затрудняются достаточно точно охарактеризовать свои болевые ощущения. Об этом знает любой терапевт или хирург.
Тем не менее повышенный уровень алекситимии свидетельствует о затруднениях в эмоционально-интеллектуальной сфере и является противопоказанием для профессионалов в области общения.
Возможно, вывод кому-то покажется прямолинейным, но он верный: если ты затрудняешься выразить свои эмоциональные состояния и свойства, то сможешь ли передать, вербализовать состояния и свойства партнеров?
Предлагаем вам определить у себя уровень алекситимии при помощи специального опросника – Торонтской Алекситимической Шкалы, апробированной в институте им. В. М. Бехтерева. Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений (ставьте X в соответствующем месте). Дайте только один ответ на каждое утверждение: 1) совершенно не согласен, 2) скорее не согласен, 3) ни то, ни другое, 4) скорее согласен, 5) совершенно согласен.
Что такое эмоциональная ригидность
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Психическая ригидность в зависимости от ее степени выраженности, предпочитает определенное союзничество с другими личностными чертами или выбирает сопровождать некоторые психические заболевания. Ввиду несомненной практической пользы наличия информации о позиции психической ригидности и как состояния и как черты в структуре личности, ригидность продолжает активно изучаться во взаимосвязи с различными психологическими явлениями и характеристиками личности, как в норме так и в патологии. Обратимся к исследовательскому опыту по данной теме.
Одним из факторов риска нервно-психологических заболеваний Н.Д. Лакосина (1970), Г.В. Залевский (1987), Е.А. Рождественская (1990) отмечают психическую ригидность, чрезмерная выраженность которой не только утяжеляет заболевание, но и трансформирует картину в целом. Энциклопедический словарь медицинских терминов относит ригидность к психопатологическому состоянию: «Психическая ригидность — психопатологическое состояние, при котором снижены подвижность, переключаемость и приспособляемость психических процессов (мышления, установок и др.) к меняющимся требованиям среды [17, с. 53]».
Актуальность проблемы психической ригидности вытекает из все чаще встречающихся в современной психиатрической литературе указаний на то, что психическая ригидность оказывается преимущественно неблагоприятным фактором, лежащим в основе этиологии и патогенеза нервно-психических расстройств (Кербиков, 1971, Личко, 1977). По Г.В. Залевскому: «психическая ригидность характеризует и здоровых людей, но при нервно-психологической патологии встречается чаще и проявляется более интенсивно».
Ригидность когнитивной сферы в своей крайней выраженности, как, пример, шаблонность мышления, определенно является качеством олигофрении. Ригидность аффекта характерна для шизоидной личности.
Ригидность как черта психопатологической личности отмечается П.Б. Ганнушкиным и А.Е. Личко. Ригидность (по П.Б. Ганнушкину, 1964) по-разному проявляется при различных формах психопатий. Узость и односторонность, как известно, характерны и для эпилептоидов, та или иная мысль надолго застревает в их сознании. Исключительной интеллектуальной ригидностью отличаются конституционально-глупые психопаты (по классификации П.Б. Ганнушкина). Эти люди справляются с жизнью лишь в определенных, узких, давно установленных рамках домашнего обихода и материального благополучия. Ганнушкин подчеркивает, что это люди шаблона, банальности, моды; они всегда консерваторы. Широк диапазон проявлений фиксированных форм поведения, в частности ригидности, и у психопатов, которых Ганнушкин относит к шизоидной группе: у многих из них отмечаются привычные гримасы, судорожные стереотипные движения, иногда принимающие форму настоящих тиков, стереотипия речи. В своей деятельности шизоид зачастую исходит не из действительного положения вещей, а из своей схемы. «Несогласие с очевидностью редко смущает шизоида, — писал Ганнушкин, — он без всякого смущения называет белое черным, если этого будет требовать его схема; для него типична фраза Вейсмана, сказанная последним в ответ на указание несоответствия некоторых его теорий действительности: «Тем хуже для действительности [4, с. 145]».
В. Райх относит высокую ригидность к качеству невротичной личности. Степень мобильности характера, способность открыться в ситуации или закрыться от нее, определяет разницу между здоровой и невротичной структурой характера. Прототипом патологически ригидного панциря может служить блокирующий аффекты компульсивный характер или шизофренический аутизм с тенденцией к кататонической ригидности [10, с. 96].
Согласно Карлу Роджерсу (1951), одним из условий психической цельности и здоровья личности является гибкость в оценке самого себя, умение под напором опыта переоценивать ранее оформившуюся систему ценностей, что является условием безболезненного приспособления человека к непрерывно меняющимся условиям жизни.
Обретение ригидности формы невроза отмечается Ролло Мэй: «Когда ценности, которые необходимо оберегать, оказываются особенно беззащитными перед лицом угрозы… и человек не очень хорошо адаптируется к новым ситуациям, ригидность мышления и поведения также может принять форму невроза навязчивых состояний» [12].
И.В. Добряков относит эмоциональную ригидность к одному из качественных расстройств эмоций. Эмоциональная ригидность выражается в трудной переключаемости с одной эмоциональной реакции на другую при смене ситуации. Подобная инертность аффекта характерна для эпилептической болезни, встречается в психоорганическом синдроме [6, с. 277].
Согласно результатам исследований проявлений ригидности в структуре личности с различной патологией совокупность экспериментально-психологических данных Г.В. Залевского показывает, что нервно-психические расстройства сопровождаются усилением психической ригидности, отличаясь о нормы большей интенсивностью, глубиной и консистентностью. В случае нервно-психической патологии ригидность также более широко охватывает структуру личности по вертикали и по горизонтали, что проявляется в расширении спектра фиксированных форм поведения по данным шкалы «симптомокомплекс ригидности».
Полученные данные исследований позволяют отнести психическую ригидность к совокупности личностных факторов, предрасполагающих к нервно-психической патологии. В то же время психическая ригидность в структуре здоровой личности продолжает активно изучаться.
Рассмотрим связь проявления ригидности с темпераментологическими характеристиками личности. Ведущий отечественный исследователь психической ригидности Г.В. Залевский разотождествляет понятия ригидности/флексибильности с тем явлением, которое измеряется «скоростью перехода от одного стереотипного способа умственного или практического действия к другому» [14, с. 239] или проявляется в жизненных показателях типа «быстро или медленно ходит, говорит или думает» [9, с. 198], т.е. со свойством темперамента, лишь формально-динамической характеристикой поведения человека. Экспериментальные исследования Г.В. Залевского показали, что «ригидность связана как с мотивами, так и со свойствами нервной системы. Наиболее сильная связь обнаружена между ригидностью и инертностью нервных процессов» [7, с. 75].
Разведя понятия ригидности и инертности нервных процессов, и признавая между тем наличия взаимосвязи между ними, а именно, что подвижность нервной системы влияет на формирование ригидности как состояния так и свойства, рассмотрим связь ригидности с половозрастными характеристиками.
Более определенные данные о связи психической ригидности с возрастными изменениями личности. Логично было бы предположить, что с возрастом уровень психической ригидности должен возрастать. Действительно, большинство исследователей, а именно: А. Лачинз, Г. Марк, О.Н. Гарнец, И.П. Павлов утверждают наличие связи между возрастом и ригидностью. С точки зрения И.П. Павлова и Б.Г. Ананьева снижение подвижности нервных процессов является совершенно закономерным явлением. Исследования Doerken, О.Н. Гарнец (1979) обнаружили существование зависимых отношений между возрастом и ригидностью. А именно, что ригидность от детского к юношескому возрасту постоянно снижается, этот процесс продолжается некоторое время, а с 30—40 лет снова начинает расти [5, с. 31—35]. Здесь детскую ригидность вполне можно объяснить достаточно ограниченным представлением детей об окружающем мире, которое постепенно расширяясь, снижает ригидные тенденции. Лачинз, проводя исследования с использованием «теста о трех сосудах» (арифметические задачи Лачинза на ригидность мышления) также обнаруживает подобную криволинейную зависимость между возрастом и ригидностью.
В исследовании О.Ю. Степанченко (1999) подтверждается зависимость психической ригидности от возраста: «при переходе от одного возрастного периода к другому уровень психической ригидности по всем параметрам повышается» [13, с. 133]. Согласно результатам ее исследования различия между уровнем психической ригидности мужчин и женщин с возрастом сглаживаются и ко второму периоду среднего возраста практически исчезают, тогда как в юношеском возрасте они довольно ярко выражены.
Оценивая влияние фактора возраста и пола на проявления психической ригидности в норме и патологии в своем исследовании Г.В. Залевский констатирует, что возраст и пол в норме являются независимо действующими на динамику ригидности факторами. В большинстве случаев они взаимодействуют при нервно-психической патологии, особенно при неврозах. В норме фактор пола оказывается более сильным в отношении проявления психической ригидности, чем возраст. Оба фактора усиливают свое влияние в случае нервно-психической патологии [7, с. 108].
Значит, пол и возраст влияют на нелинейую связь между возрастом и личностной ригидностью, т.е. зависимость есть, но пропорциональность зависимости меняется на разных возрастных этапах. Предположительно на экспериментальные данные исследователей оказало влияние «точки отсчета» на связь ригидности с возрастными изменениями.
Затрагивалась тема связи ригидности с этнической принадлежностью. В исследовании У.В. Шухановой под руководством А.В. Ворониной (2006) этнопсихологических факторов риска психологического благополучия сравнительный анализ результатов диагностики русского и бурятского эпосов показал, что уровень ригидности значимо выше у представителей бурятского этноса в отличие от русского, что в исследовании выступает в качестве фактора риска психологического благополучия [16].
Связь ригидности с работой защитных механизмов психики как одной из обоснованных причин ее формирования и как состояния и как свойства вызывает научный интерес исследователей. Психологи разных направлений, а именно А. Лачинз, А.Ф. Лазурский, К. Роджерс отмечают, что причиной ригидности поведения могут быть напряжения, связанные с тревогой, страхом, фрустрацией, шоком, катастрофическими ситуациями и т.п.
Рассматривая ригидность как состояние, многие исследователи отмечали ее устойчивые связи в первую очередь с состоянием тревоги. Например, результаты исследований супругов Лачинз (1959) показали значительное увеличение показателей ригидности мышления у испытуемых при выполнения теста «трех сосудах» под воздействием «социальной атмосферы, провоцирующей тревогу» (жесткое регламентирование временных рамок, угрозу мониторинга заданий, преувеличение значимости результатов теста) [2, с. 121]. Это подтверждают результаты экспериментальных данных Г.В. Залевского, что спровоцированная повышенная тревожность, влечет к увеличению числа ригидных реакций.
Изучая ригидность и тревожность в структуре личностей с неврозами и неврозоподобными расстройствами Е.А. Рождественская (1988) испытуемые с астеническими и субдепрессивными проявлениями были более ригидными в эмоционально — аффективной сфере. Для тех, у кого наблюдались навязчивые расстройства, характерной оказалась ригидность, затрагивающая психосоциальную сферу [11, с. 23].
Г.В. Залевский по этому поводу пишет: «Поскольку экстремальные ситуации и вызываемые ими психоэмоциональные напряжения могут быть разной длительности, то и ригидность, по всей видимости, может проявляться в виде реакции, состояния, а при определенных условиях формироваться как устойчивое свойство или черта личности. Разумеется, ригидность как свойство личности формируется и вне экстремальных ситуаций, но, тем не менее, в несвободных от них педагогических условиях жесткой регламентации поведения».
С.А. Богомаз и Т.Е. Левицкая в своем исследовании [3, с. 121—126] рассматривают гибкость как характеристику индивидуальности, способствующую адекватному разрешению возникающих жизненных проблем. Ригидность и тревожность рассматриваются как факторы суицидального риска в исследовании О.Ю. Степанченко: «…соотношение параметров психической ригидности и тревожности является значимым прогностическим психологическим критерием суицидального риска…Независимо от соматической принадлежности суицидентов, параметры психической ригидности значительно выше у суицидентов «больных алкоголизмом», чем у суицидентов «практически здоровых лиц» [13, с. 138, 139]. Е.Г. Косова рассматривает психическую ригидность как прогностически неблагоприятный фактор, способствующий развитию ПТСР [8].
Исследуя механизмы образования психологических защит, психолог Р.М. Грановская оправдывает применение защитных механизмов психики личностями с жесткой и косной системой принципов поведения (это и есть проявления ригидности); т.е. предполагается, что у таких лиц защитные механизмы якобы оберегают психику. Однако получается, что защитные механизмы еще сильнее закрепляют ригидные способы поведения, и, эта ригидная система принципов поведения как раз и может быть обусловлена использованием психологической защиты в определенного рода ситуациях.
Единодушие авторов выражается в видении непосредственной связи ригидности с психологической защитой личности, где защита выступает как первопричина, фактор, способствующий формированию ригидности.
Рассмотрим связь ригидности с характерологичскими особенностями личности. Согласно классификации типов характеров Личко, Леонгард ригидность является характеристикой педантичного типа. Кречмер, описывая свои типологии характера, подчеркивает, что форма (в данном случае форма — это проявление ригидности) — это главный признак шизотимного характера. В отличие от циклотимных типов шизотимный не стремится проявить себя в радости или страдании. На первом месте стоит форма, проявляющаяся в системе мышления и действия. Эта система раз и навсегда определена, ориентирована на перспективу; однако ей не хватает эластичности, свойственной циклотимным характерам. В психозе эта система — «окно», через которое могла бы проникать разнообразная действительность [1, с. 300]. Э. Фромм описывает накопительский тип непродуктивной социальной ориентации следующим образом. Доминирование субъектных свойств личности, по Фромму, представляет собой накопительскую ориентацию: «Все новое, что может быть почерпнуто извне, вызывает у людей этого типа характера чувство недоверия». «Безопасность их — в накоплении и сохранении; траты — угроза. Цель: «привнести как можно больше внутрь (крепости) и как можно меньше вынести из нее». «Они много знают, но бесплодны и неспособны к продуктивной деятельности, молчаливы. Их жесты замкнуты, угловаты и чопорны» [15, с. 65].
Согласно исследованиям Г.В. Залевского «психическая ригидность входит в структуру почти всех типов акцентуации характера, хотя и в разной степени: от отдельных «вкраплений» в различные области психики (гипертимный и циклоидный типы) к факультативной черте (лабильный, истероидный, шизоидный) и, наконец, до облигатной черты (сенситивный, психастенический, эпилептоидный и астеноневротический типы). Т.е. стержневой, типообразующей чертой повышенная ригидность может служить для формирования сенситивного, психоастенического, эпилептоидного и астеноневротического типа» [7, с. 75].
Рассмотренные результаты исследований психической ригидности позволяют говорить о том, что она проявляется по-разному в структуре личности с нормой в зависимости от половозрастных, темпераментологических и характерологических особенностей, но у личностей с патологией преобладают высокие показатели ригидности. Прогностически высокий уровень ригидности может быть риском психологического неблагополучия личности, что послужит темой для дальнейших практических исследований.
Чтобы оставить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться под своими логином и паролем (можно войти, используя Ваш аккаунт в социальной сети, если такая социальная сеть поддерживается нашим сайтом).