Что такое полеты в грузоперевозках
Что такое паллеты: виды грузовой тары и требования к ней
Эффективная упаковка груза решает сразу несколько задач. Она обеспечивает его сохранность, простоту перемещения, напрямую влияет на качество и скорость перевозки. Что такое паллеты, какими они бывают, какие стандарты разработаны для тары, расскажут специалисты компании «Калипсо».
О понятии паллет
Паллета – это транспортная жесткая конструкция, на которую фиксируют груз посредством ремней, термоусадки или стрейч-пленки. Поддоны были изобретены в Америке в начале XX века. Они настолько облегчили перемещение грузов, что вскоре стали использоваться в промышленных масштабах.
Современные виды паллет имеют унифицированный размер, что позволяет такелажной технике во всем мире работать с ними. Грузоподъемность конструкций варьируются от 700 кг до 2500 кг. Поддоны предназначены для многоразового использования, поэтому материалы и параметры должны соответствовать стандартам.
Для чего используют поддоны
С помощью паллеты формируется 1 грузовая единица. Строение поддона таково, что с ним максимально комфортно работает вилочный или ручной погрузчик. Такая организация грузов имеет следующие достоинства:
компактное и систематизированное хранение;
рациональное размещение на территории склада;
быстрые такелажные работы;
дополнительная защита груза.
Специально для поддонов разработаны схемы расположения в складских помещениях. Это позволяет наиболее эффективно использовать площадь, обеспечивать удобную транспортировку грузовым транспортом между рядами.
Чем отличается отечественная тара от евроаналогов
Исторически сложилось, что в Европе и Российской Федерации регламенты на производство поддонов разнятся.
Европоддон соответствует стандартам ISO 3676, ISO TK/22, ISPM 15. Контроль за их выполнением возложен на EPAL (Европейская ассоциация паллет). Подтверждением соответствия тары является клеймо. Стандартный европоддон имеет габариты 800*1200*145 мм.
Российская тара регламентируется двумя ГОСТами: 9557-87 и 9078-84. Первая норма предъявляет строгие требования, которые обеспечивают качество продукции, аналогичное европейскому стандарту. Отличие – отсутствие клейма, поэтому поддон получил название БК паллеты. Их используют на внутреннем рынке страны. Второй ГОСТ имеет общий характер, он устанавливает размеры изделия. Стандартные габариты паллет – 800*1200*145 и 1000*1200*145.
Важно знать! Существуют американские поддоны, их габариты – 1200*1200 или 1000*1200. Они соответствуют документу по стандартизации деревянных паллет, который начал действовать в Америке в 2012 году.
Виды поддонов
Виды поддонов или паллет различают по материалу изготовления. В числе вариантов – дерево, металл, пластик, вторсырье.
Деревянные паллеты. Материал перед производством проходит предварительную обработку, призванную уничтожить вредных насекомых, плесень и бактерии. Прочность паллет зависит от породы дерева. Для конструкции используются стандартизированная доска и брусья, между собой они соединяются металлическими крепежами. Производство незатратно, поэтому такие поддоны достаточно дешевы.
Пластмассовые аналоги изготавливают из полимерных материалов и смол различных типов. Важное преимущество таких паллет – небольшой вес и высокая гигиеничность. Конструкцию легко помыть и продезинфицировать. Благодаря решетчатой структуре поддоны быстро просыхают. Конструкция изготавливается методом литья, этим достигается высокая точность изделий. Пластмассовая тара востребована в самых разных сферах перевозок и торговли, ее недостатки – более высокая цена в сравнении с деревянными, сложность утилизации.
Металлические поддоны – чемпионы по грузоподъемности, они имеют большой запас прочности и применяются для перевозки большегрузных товаров. Из-за достаточно большого веса металлические паллеты редко используют для транспортировки, как правило, они актуальны для внутреннего перемещения на производстве.
Паллеты из картона. Наиболее дешевые и легкие конструкции. Артикул изготавливают из рифленого картона. За счет небольшого веса их часто применяют при транспортировке на длинные расстояния. Существенный недостаток – восприимчивость к влаге, поэтому данные изделия считаются одноразовыми и по окончании цикла доставки требуют утилизации.
По назначению выделяют следующие типы продукции:
плоские конструкции, не имеют дополнительных надстроек;
ящичный поддон, имеет большую высоту за счет решетчатой или сплошной надстройки;
универсальные, могут использоваться для грузов любых типов;
узкоспециализированные, применяются только для конкретных товаров.
По строению поддоны бывают однонастильными и двухнастильными. В первых расположение товара предусмотрено только с одной стороны. Во втором продукцию можно располагать с обеих сторон, штабелируя паллеты.
По способу транспортировки существует два типа паллет: двух- и четырехзаходные. В первую группа вилку захвата можно завести только с двух сторон, во второй – со всех четырех.
Есть ли отличия паллет для ВЭД и для внутреннего рынка?
Какие бывают паллеты для ВЭД, определяется нормами международных перевозок. В список разрешенных поддонов входит несколько вариантов.
Тара, сертифицированная для Европы, имеет клеймо. Верхняя площадка состоит из 5 досок, нижняя – из 3.
Финпаллеты также имеют клеймо, их верхняя часть сложена из 7 досок, нижняя – из 3.
Грузовые паллеты многоразового использования с размерами 800*1200*145 и 1000*1200*145, без клейма.
Евробокс с клеймом EUR в овале, представляет собой металлическое основание с надстройкой в виде металлической клети, размер – 800*1200*800 мм.
Для внутреннего рынка используют экземпляры без клейма. Это могут быть несертифицированные европаллеты, поддоны 1, 2, 3 сорта, другие виды пластиковой, деревянной или металлической тары.
Маркировка паллет и ее расшифровка
На поддоны, которые будут пересекать границу, обязательно наносится клеймо. Оно подтверждает соответствие стандартам и прохождение фитосанитарной обработки.
Важно знать! Маркировка паллет определяется регламентом ISPM 15. Его действие распространяется только на изделия из дерева.
Маркировка содержит подробные сведения о производителе поддона, пройденной дезинфекции, несет следующие сведения:
IPPC, название международной конвенции по защите растений;
сокращение латиницей, обозначает код страны изготовителя тары;
цифровой код, обозначающий регион производителя;
трехзначный цифровой код, идентифицирует предприятие, обрабатывающее древесину;
дата изготовления поддона, номер и наименование партии.
Древесина может проходить следующие виды обработки, о чем информирует маркировка на поддоне:
MB, обработка бромистым метилом ;
HT, термическое воздействие;
DB, древесина окорена;
KD, древесина прошла сушку в камере высокой температуры.
Поддельное клеймо
Многие не учитывают, что тара также проходит контроль при пересечении границы. Оригинальность клейма и информацию на нем обязательно проверяют. При обнаружении фальсификации груз могут задержать, что грозит собственнику товара финансовыми потерями. Именно поэтому оформление и контроль всех сопроводительных бумаг стоит доверить профессионалам. Таможенный брокер компании «Калипсо» подготовит груз для благополучного пересечения границы.
Советы специалиста
Для транспортировки груза за рубеж целесообразно выбирать европоддоны. Такая транспортировочная тара имеет следующие преимущества.
Высокая грузоподъемность до 2500 кг, в противовес стандартным паллетам на 750-1000 кг.
Надежность. Европоддон изготавливают из древесины с низкой влажностью.
Прочность и устойчивость к нагрузкам. В качестве крепежных элементов выступают ершенные гвозди, они толще и имеют витую нарезку, благодаря чему конструкция не разбалтывается.
Срок эксплуатации в среднем в два раза выше, конструкция реже требует ремонта.
Наличие дополнительной пропитки замедляет старение дерева, делает его устойчивым к механической деформации.
Благодаря конструкции европоддона его можно использовать на автоматизированных складах.
Перед прохождением границы отдельное внимание нужно уделить фитосанитарной обработке тары. Стандартными решениями являются камерная сушка, тепловая обработка и фумигация. На территории Российской Федерации актуальны первые два способа.
Выводы
Паллета – стандартизированная тара, которая широко используется при перемещении грузов как внутри страны так и за ее пределами. Соблюдение норм маркировки и обработки поддонов – обязательные составляющие успешного таможенного оформления.
Размеры поддонов (паллет): евро, финских, американских, отечественных
Без перевозки и хранения товаров, грузов и материалов сегодня просто не обойтись. Для ускорения обработки грузов, для улучшения их сохранности были придуманы специальные тары. Называются они поддоны или паллеты. Но в каждой стране размер паллета свой и в случае международных перевозок надо использовать те, которые в ходу в конкретной стране.
Что такое паллета, из каких материалов изготавливается
Паллета — поддон для перевозки грузов. Т.е. разницы между понятиями паллета и поддон нет. Паллет — транслитерация английского Pallet, которое используют в англоязычных странах. Поэтому и путаемся все время в написании — паллет или паллета: слово заимствованное и четких правил пока не придумали.
Есть разные поддоны/паллеты под различные грузы. Причем во многих странах есть свои нормативы
Прототип поддона или паллеты был разработан во второй половине прошлого века. Перевозить стали все больше грузов, погрузка и выгрузка которых занимала много времени, так как они имели разные размеры, сложно было их размещать и хранить. Необходимо было ускорить процесс и каким-то образом стандартизировать. Кому-то и пришла в голову мысль использовать одинаковые поддоны, на которые устанавливаются грузы. Это значительно ускорило транспортировку и складирование. Кроме того, меньше стало повреждений груза — поддон твердый и предохраняет от ударов.
Распространенные стандарты
В общем, постепенно применение паллет или поддонов в грузоперевозках и хранении стало нормой. Размер паллета стандартизирован, но стандартов есть несколько. Для перевозок по Европе применяют европейские паллеты, их называют еще европаллеты, европоддоны.
Размер паллета может быть самым разным. Стандартизованные нужны для международных перевозок. А еще с одинаковыми проще работать
Для Финляндии есть свои нормы — FIN паллеты или финпаллеты. Есть также американский и азиатский стандарты. Внутри нашей страны действуют российские стандарты, но в ходу и европаллеты.
Материалы
Чаще всего паллеты любого типа делают из дерева, причем древесина не любая. Для европаллет применяют только сортовую древесину 2-3 сорта, влажностью не выше 24%. Примерно такие же требования и для финских, американских и азиатских. По российскому стандарту применяют древесину разных сортов. От ее качества зависит сортность поддона. Делают поддоны из сосны, ели, ольхи, березы, осины.
Есть еще паллеты из пластика и металла. Пластиковые паллеты/поддоны удобны тем, что их легко очищать, подвергать санобработке. Они служат дольше деревянных, но гораздо дороже. Металлические паллеты делают из стали и алюминия. Они, конечно, в разы прочнее и деревянных, и пластиковых, но цена их совсем немалая. Их применяют в помещениях с высокой температурой, а также для перемещения грузов внутри предприятия. Остальные поддоны значительно быстрее выходят из строя и иногда выгоднее вложиться в металлические поддоны и эксплуатировать их годами, а не постоянно закупать/делать новые.
Для перевозки и складирования легких грузов применяются картонные паллеты. Есть также маломерные — мини. Их применяют либо внутри предприятия, либо для перевозки малогабаритных изделий.
Конструкция и размер европаллета (EUR)
Вообще, в Европе в ходу несколько размеров паллет, но чаще всего применяются так называемые «стандартные». Размер европаллета этого типа в миллиметрах — 1200*800*144 мм, вес европоддона до 35 кг. Загрузить можно до 600 кг.
Конструктивно европоддон состоит из верхнего и нижнего настила, состоящего из пяти досок: двух узких — шириной 100 мм и трех широких — 145 мм, толщина досок — 22 мм. Широкие расположены по краям и в середине, узкие между ними.
Габариты европаллета и его конструкция с указанием размеров
Два настила соединяются при помощи отрезков бруса (применяют еще МДФ) — шашечек. Их размеры — 100*145*78 мм. Они обеспечивают пространство для ввода погрузочной платформы вилочного погрузчика.
Шашечки располагают по три в ряду на расстоянии 382,5 мм друг от друга. Три штуки шашечек соединяются досками нижнего настила в один ряд. Для нижнего настила требуется две узких доски (первый и последний ряд) и одна широкая. Отличие их от материала для верхнего настила — наличие фаски для более легкого ввода погрузочной платформы. По краям на европаллете фаска должна быть обязательно.
Ряды между собой соединяются промежуточными планками. Параметры этих досок — 145*22 мм и длиной 800 мм. Они формируют из рядов прямоугольную платформу и служат опорой для укладки верхнего настила.
Габариты европаллета типа «размер» и «стандарт». В каждом варианте размер паллета одинаков, отличаются «шашечки»
Этот тип европаллета называют «стандарт». Есть еще евро размер. Он отличается меньшими размерами шашечек, соответственно, имеет меньшую грузоподъемность — до 400 кг.
Маркировка паллет евро образца
Еще пару слов стоит сказать о маркировке. Для обозначения стандарта на угловой шашечке выжигают клеймо: слово EUR заключенное в овал. На других шашках тоже стоит маркировка. Там отображается информация о производителе, серии, номере партии, о прохождении санобработки. Деревянная тара без обработки таможню не проходит.
Финские паллеты: размеры, вес, грузоподъемность
Еще один стандарт, который получил широкое распространение: финский паллет. Его размер — 1000*1200*145 мм. То есть, паллета Fin «глубже» — больше по ширине. Примерный вес — 15-20 кг.
Так выглядит Fin-поддон
Верхний настил состоит из семи досок. Доски широкие и узкие, но их ширина 100 и 120 мм соответственно. Толщина такая же — 22 мм. Формируется верхний настил в таком порядке: широкая, две узких, широкая, две узких, широкая. Шашечки для финского паллета имеют размер 100*100*78 мм. Они также устанавливаются в три ряда и соединяются досками нижнего настила: по краям узкие, в центре широкая. Обратите внимание, на углах финпаллета обязательно должны быть сняты фаски.
Финские паллеты также обязательно маркируются. Ставят клеймо FIN, заключенное в прямоугольную рамку. На остальных ножках также стоит клеймо, в котором указан производитель, дата производства и номер партии. Также ставится клеймо о прохождении бактериальной обработки (колосок).
Размер американского паллета
Новые габариты американского паллета установлены недавно — в 2012 году. Размер — 1200*1200*150 мм. Вообще, в Северной Америке в ходу около десятка типов паллет. Есть односторонняя и двусторонняя разновидности. В одностороннем, как и в других, нижний настил всего несколько досок. В двухстороннем нижний и верхний настил одинаковы. Двусторонний поддон можно переворачивать любой стороной. Вес американских паллет не нормируется, но в среднем, пустой односторонний паллет весит 15-25 кг, двусторонний — до 40 кг. Нагрузить можно до 1200 кг.
Внешний вид американского паллета отличается от других за счет фигурных вырезов в передней и задней стенке
По американскому стандарту при изготовлении паллет может использоваться следующая древесина: сосна, тополь, ольха, осина. Причем, самые тонкие элементы не могут быть меньше 6 мм. Доски сбиваются гвоздями. Отличить американский паллет можно не только по размеру, но и по виду промежуточных стоек. Это не «шашечки», а доска с вырезами (23 см) под лапу вилочного погрузчика.
Размеры поддона по американскому стандарту
Если говорить о конструкции, то верхний настил поддона американского образца состоит из 7 досок, нижний из трех (для однонастильного) или семи — для двухнастильного. Точная ширина досок не нормируется, но не может быть меньше 100 мм. Если посмотреть на чертежи, чаще всего по краям используют широкую доску — порядка 140-150 мм шириной. Все остальные идут одинаковые. Аналогичная картина наблюдается и для нижнего настила: по краям две широких доски, три узких в центральной части.
Поддоны по российским стандартам
В настоящее время на территории РФ действуют два норматива: ГОСТ 9078-84 и ГОСТ 9557-87. Первый определяет только размер деревянного поддона. По нормативу 9078-84 есть два варианта размеров тары для складирования и грузоперевозок российского образца:
Максимально допустимое отклонение от указанных размеров — 5%. Площадь нижнего настила может быть на 40% меньше площади верхнего. Определяется также сортность и влажность используемой древесины: может применяться первый и второй, а также высший сорт. Максимальная влажность древесины — 22%. Других указаний по конструкции и пиломатериалам нет. Так что каждый производитель может действовать тут как хочет, важно соблюсти наружный размер паллета.
Чертеж и размер обычного деревянного поддона
Второй стандарт — 9557-87 практически один в один повторяет нормативы европоддонов. Все требования аналогичны. Отличие только в том, что на них не ставят клеймо, так как стандарт пока не прошел международную сертификацию. Если поддон изготовлен по второму стандарту, от EUR-паллета его отличает только отсутствие клейма и могут быть не сделаны фаски на углах. Обычно называют такие изделия многооборотными грузовыми поддонами. Дальше проставляют размер. Еще их называют европоддоны БК (без клейма).
Сортность паллет/поддонов
Паллеты любого типа бывают одноразовыми и многоразовыми. Одноразовые разбираются после использования. Многоразовые (многооборотные) деревянные паллеты делят по сортам в зависимости от циклов использования и общего состояния. Есть три сорта деревянных паллет:
На внутреннем рынке допускается использование тары любого сорта. Для перевозок за границу требуется уточнение, какого сорта тара может пройти контроль. Однозначно можно сказать, что сертифицированная, с клеймом и прошедшая санитарную обработку. Остальные требования в зависимости от страны, но обычно требуют только новые или в крайнем случае высшего сорта.
Грузоподъемность паллет и правила размещения грузов на них
Сегодня сложилась странная ситуация: возможные нагрузки на паллеты и поддоны не определены. Каждый производитель выставляет собственную цифру. С одной стороны, гарантировать какую-то определенную цифру сложно, так как древесина может применяться различная. Также может быть разным груз. Масса может быть рассредоточена по всей площади грузовой площадки, а может быть точечной. При точечной нагрузке, понятное дело, масса должна быть меньше.
Если следовать ГОСТам советских времен, максимальная нагрузка на поддон — до 1000 кг. При реальных испытаниях установлено, что можно складировать и перевозить до 1500 кг. Но при перевозках не допускается перегруз автотранспорта. Так что больше 700-800 кг все равно не грузят. При установке грузов на паллеты/поддоны должны соблюдаться правила:
Общий порядок упаковки такой: груз расставляется, скрепляется обвязками, фиксируется к паллете. Затем заматывается полиэтиленовой пленкой или другим материалом, который препятствует смещению груза. Могут устанавливаться уголки, которые тоже обматываются пленкой. Они служат для дополнительной страховки смещения грузов при транспортировке. Обвязанный пакет фиксируется пластиковыми стяжками к платформе.
Виды поддонов (паллет)
Коммерческие предприятия предусматривают перемещение продукции от компании-продавца покупателю. Основная задача при этом – не допустить потерь при транспортировке груза: правильно уложить, надежно закрепить и аккуратно довезти, чтобы во время пути товары не упали, деформировались или повредились. С этой целью используется унифицированная тара – так называемые поддоны (или паллеты), обеспечивающие сохранность товара при перевозке.
Что такое паллет?
Паллет – это вид крупной многооборотной тары для транспортировки, а также складирования и хранения продукции. Конструкция представляет собой жесткую плоскую прямоугольную площадку, на которую укладывается груз и прочно крепится ремнями, стретч-пленкой или с помощью термоусадочной ленты. Перемещение товара на поддонах происходит при помощи ручных или вилочных автопогрузчиков, поэтому на паллетах есть специальные выступы и выемки – для захвата груза и крепления строп.
На паллетах можно размещать любую продукцию, если это не противоречит правилам ее хранения и перевозки. Для разных объемов грузового транспорта используются поддоны различной вместимости. Кроме того, существуют несколько схем размещения товара, которые позволяют рационально использовать полезную площадь. Таким образом, применение поддонов для складирования и транспортировки грузов дает весомые преимущества:
Чем отечественный поддон отличается от евро?
Паллеты, благодаря своим очевидным достоинствам, широко используются по всему миру. Однако габариты и стандарты изготовления поддонов различаются. Так, например, многооборотная тара, используема при международных перевозках, обязательно сертифицируется. Называются у нас такие паллеты (EUR) «европоддонами».
Габариты такой тары – 800 мм х 1200 мм х 145 мм. Нормы и размеры регламентируются организацией EPAL (European Pallet Association), контролирующей производство европейских поддонов. ISO3676, ISPM 15, ISO TK/22, UIC 435-2/ 435-4 – стандарты производства европаллет. На таре международного образца есть клейма EUR в овале на правых ножках паллета, обозначающее принадлежность к европейскому типу, и EPAL, указывающее на соответствие стандартам организации.
Качество и габариты отечественных поддонов регулируют два основных документа – ГОСТ 9078-84 и ГОСТ 9557-87.
Виды поддонов
Паллеты подразделяются на виды по многим параметрам – материалу, размерам, стандартам, грузоподъемности, конструкции и т.п. Выбирая тару, следует учитывать ее классификацию.
Материал
По материалу изготовления поддоны подразделяются на 4 типа: деревянные, пластмассовые, металлические, из вторсырья (например, картонные).
Тип конструкции
От конструкционных различий поддонов зависит специфика их использования и погрузки транспортируемого товара. По строению паллеты бывают таких типов.
Грузоподъемность
Выбирая паллеты для транспортировки продукции, важно знать, на какой вес рассчитана тара, чтобы она не рухнула под тяжестью груза и не погубила товар. По мощности различают такие типы поддонов.
Стандарты и размеры: какие паллеты используются для ВЭД?
Для ведения внешнеэкономической деятельности подходят сертифицированные европейские паллеты. Они имеют строгие стандарты, размеры и конструкция отличаются. Международные перевозки груза осуществляются в следующих видах поддонов.
Сертифицированный поддон (EUR), европаллет
Габариты: 800 х 1200 х 145 мм. Выдерживает до 1,5 тонны. Настил из 5 досок, где широкие(145 мм) чередуются с узкими (100 мм) в последовательности: Ш-У-Ш-У-Ш. Низ – из трех досок Ш-У-Ш со снятыми фасками. Обязательны фаски на углах. На правых несущих ножках выжжено клеймо в овале EUR. На других ножках – маркировка производителя, информация о серии поддона и годе изготовления. Перфорированные поддоны имеют вес до 5 кг, самые тяжелые – до 18-21 кг.
Сертифицированный FIN-паллет, финский поддон
Габариты: 1000 х 1200 х 145 мм. Настил состоит из 7 чередующихся досок: Ш-УУ-Ш-УУ-Ш, где широкая шириной 120 мм, узкая – 100 мм. Нижняя площадка – из 3-х со снятыми фасками Ш-У-Ш. На правых ножках – клеймо с прямоугольником и заключенной в него надписью FIN. На других – выжжены код производителя, серия, год изготовления. Углы паллета обязательно с фасками.
Грузовой поддон многооборотный 800 х 1000 мм
Грузовой паллет многооборотный 1000 х 1200 мм
Габариты: 1000 х 1200 х 145 мм. Конструкция повторяет строение FIN-паллета. Толщина используемой доски – 20-22 мм. Фирменное клеймо на таре отсутствует.
Евробокс (EUR-бокс)
Габариты: 800 х 1200 х 800 мм. Конструкционно представляет собой металлическую клетку с деревянным, металлическим или пластиковым поддоном в основании. Клеймо EUR в овале выдавлено на металле. Стандартизация ISO предъявляет такие требования к размерам поддонов, используемых для международных перевозок: 800 х 1000, 800 х 1200, 1000 х 1200, 1200 х 1600, 1200 х 1800 мм.
Американский паллет (US-паллет, «американец»)
Габариты: 1200 х 1200 мм, реже – 1000 х 1200 мм. Паллет-«американец», как его называют, обычно имеет квадратную форму, высота его не больше 180 мм. Вес – 15-20 кг. Стандарты разработаны в 2012 году Международным комитетом по защите растений. Поддон может использоваться для международных перевозок, однако применяется в ВЭД редко, чаще – для внутреннего рынка.
Поддоны для внутреннего рынка
На внутреннем отечественном рынке используются европоддоны, финские и американские паллеты. Кроме этой тары, в России применяют паллеты несертифицированные, соответствующие нормам ГОСТ 9078-84 и ГОСТ 9557-87.
Сорта поддонов
При международных перевозках, а также на отечественном рынке допустимо использовать поддоны, бывшие в употреблении. Согласно требованиям, предъявляемым к этой таре, ее делят на три сорта.
Выбор сорта паллет для внутреннего рынка – дело самого производителя, требования к таре предъявляет сам коммерсант.
Клейма паллет
Кроме клейм о соответствии евростандартам, на паллеты, используемые для международных перевозок, наносится информация о фитосанитарной обработке. Маркировка осуществляется по стандарту ISPM 15 и применима только к деревянной таре. Клеймо может содержать такие сведения:
Кроме того, на клейме может указываться информация об изготовителе, дате производства тары и серии.