Что такое показатели цур
Что такое Цели в области устойчивого развития (ЦУР)?
В сентябре 2015 года в ходе встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, состоявшейся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, 193 государства – члены ООН и глобальное гражданское общество – официально приняли новую программу в области устойчивого развития, озаглавленную «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Эта повестка дня включает 17 целей и 169 задач.
Цели устойчивого развития (ЦУР) основываются на принципах, согласованных в резолюции A/RES/66/288, озаглавленной «Будущее, которого мы хотим». Это необязательный документ, выпущенный по итогам конференции «Рио+20», проведенной в 2012 году.
Реализация ЦУР позволит перейти на более устойчивый путь экономического развития, создать справедливую систему распределения благ в обществе, существенно снизить риски для будущих поколений в дальнейшем существовании и развитии.
Каждая цель направлена на разрешение определенной мировой проблемы.
Все цели взаимосвязаны, как и задачи внутри них: достижение одной, невозможно без достижения некоторых других. Для их оценки выведены 232 критерия.
ЦЕЛЬ 1: Ликвидация нищеты
10% населения мира (более 700 млн человек) сегодня живут в условиях нищеты, пытаясь удовлетворить основные потребности: доступ к здравоохранению, образованию, воде и санитарии. Во всем мире уровень нищеты в сельских районах составляет 17,2%, что более чем в три раза выше, чем в городских районах.
Для работающего населения наличие работы не гарантирует достойный уровень жизни. 8% трудящихся и их семей во всем мире, каждый пятый ребенок, живут в условиях крайней нищеты. Обеспечение социальной защиты для всех детей и других уязвимых групп имеет решающее значение для сокращения нищеты.
Экономический рост должен носить инклюзивный характер с тем, чтобы обеспечивать устойчивые рабочие места и равенство.
ЦЕЛЬ 2: Ликвидация голода
По текущим оценкам, в мире голодают 8,9 % населения (почти 690 млн человек). В последние годы наблюдается неуклонный рост числа голодающих. Основные причины – антропогенные конфликты, изменение климата и экономический спад. Если тенденции сохранятся, то к 2030 году число людей, страдающих от голода, превысит 840 млн.
Необходимо принимать меры для обеспечения продовольственной и гуманитарной помощи районам, подвергающимся наибольшему риску, а также коренным образом изменить глобальную продовольственную и сельскохозяйственную систему.
Повышение производительности сельского хозяйства и устойчивое производство продовольствия имеют решающее значение для сокращения опасности голода.
Продовольственный и сельскохозяйственный сектор предлагают ключевые решения для развития и являются центральным элементом борьбы с голодом и бедностью.
ЦЕЛЬ 3: Хорошее здоровье и благополучие
За последние десятилетия был достигнут значительный прогресс в плане улучшения здоровья миллионов людей: увеличение ожидаемой продолжительности жизни и сокращение некоторых распространенных причин смерти, связанных с детской и материнской смертностью.
Необходимы дополнительные усилия для полной ликвидации широкого спектра болезней и решения проблем здравоохранения. Обеспечение эффективного финансирования систем здравоохранения, улучшении санитарии и гигиены, расширение доступа к врачам позволит добиться значительного прогресса.
Ключевой элемент устойчивого развития — обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.
ЦЕЛЬ 4: Качественное образование
За последнее десятилетие достигнуты значительные успехи в сфере расширения доступа к образованию и увеличения охвата школьным обучением на всех уровнях. Несмотря на это, почти 1/5 часть детей всего мира (около 260 млн) не посещает школу, более половины детей и подростков мира не соответствуют минимальным стандартам знаний.
Качественное образование — основа достойной жизни и устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 5: Гендерное равенство
За последние десятилетия был достигнут прогресс: все больше девочек ходят в школу, меньше девочек принуждают заключать ранние браки, все больше женщин работают в парламенте и занимают руководящие должности, а также проводится реформа законов для обеспечения гендерного равенства.
Гендерное равенство – это не только одно из основных прав человека, но и необходимая основа для достижения мира, процветания и устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 6: Чистая вода и санитария
Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в плане расширения доступа к чистой питьевой воде и санитарии, миллиарды людей по-прежнему лишены этих основных услуг. Во всем мире каждый третий человек не имеет доступа к безопасной питьевой воде, двое из пяти человек не располагают базовыми приспособлениями для мытья рук с мылом и водой.
Чистые и доступные водные ресурсы для всех — залог устойчивого мира.
ЦЕЛЬ 7: Недорогостоящая и чистая энергия
Энергия становится все более устойчивой и широкодоступной, ускоряется процесс обеспечения доступа к электричеству в бедных странах, улучшается энергоэффективность, расширяется использование возобновляемых источников энергии.
Тем не менее необходимо уделять более пристальное внимание расширению доступа к чистым и безопасным видам топлива и технологиям, повышению уровня электрификации в бедных странах.
Энергетика является ключевым фактором, способствующим решению современных проблем.
ЦЕЛЬ 8: Достойная работа и экономический рост
Устойчивый и всеохватный экономический рост может способствовать прогрессу, создавать достойные рабочие места для всех и улучшать уровень жизни.
Еще даже до вспышки COVID-19 в каждой пятой стране из всех стран, где проживают миллиарды людей, живущих в нищете, могли наблюдаться стагнация или сокращение доходов на душу населения в 2020 году. В настоящий момент экономические и финансовые потрясения, такие как нарушения процесса промышленного производства, падение цен на сырье, неустойчивость финансового рынка и растущая нестабильность, сводят на нет и без того умеренный экономический рост и усугубляют повышенные риски, вызываемые другими факторами.
Для ликвидации нищеты необходим пересмотр экономической и социальной политики.
ЦЕЛЬ 9: Индустриализация, инновации и инфраструктура
Устойчивая индустриализация наряду с инновациями и инфраструктурой может высвободить экономические силы, которые создают занятость и доход.
Инновации и технический прогресс имеют ключевое значение для поиска долгосрочных решений как экономических, так и экологических проблем, таких как повышение эффективности использования ресурсов и энергоэффективности. Более половины населения мира подключено к интернету, и почти все население мира живет в зоне действия той или иной мобильной сети.
Для достижения устойчивого развития крайне важны инвестиции в инфраструктуру.
ЦЕЛЬ 10: Уменьшение неравенства
Сокращение неравенства является неотъемлемой частью процесса достижения целей в области устойчивого развития.
Несмотря на признаки сокращения неравенства, такие как уменьшение относительного неравенства доходов в некоторых странах и преференциальный торговый статус в интересах стран с низким уровнем дохода, неравенство по-прежнему сохраняется.
Неравенство особенно ощутимо для уязвимых групп населения в странах с более слабыми системами здравоохранения и в тех странах, которые страдают от текущих гуманитарных кризисов. Беженцы и мигранты, а также коренные народы, пожилые люди, инвалиды и дети особенно подвержены риску остаться без внимания. Усиливаются ненавистнические высказывания в адрес уязвимых групп населения.
Необходимо уменьшать неравенство среди людей и стран.
ЦЕЛЬ 11: Устойчивые города и населенные пункты
Мир становится все более урбанизированным. Более половины населения мира живет в городах, и, по прогнозам, эта доля вырастет до 60% к 2030 году.
Города и мегаполисы являются центрами экономического роста, обеспечивая около 60% глобального ВВП. Однако на них также приходится и около 70% глобальных выбросов углерода и более 60% использования ресурсов.
Урбанизация приводит к росту числа обитателей трущоб, неадекватности и перегруженности инфраструктуры и услуг (сбор отходов, системы водоснабжения и канализации, дороги и транспорт), ухудшению ситуации с загрязнением воздуха и незапланированному разрастанию городов.
Голод и смертность могут значительно вырасти в городских районах, если не будут приняты меры по обеспечению доступа к продовольствию для бедных и уязвимых жителей.
Инвестиции в развитие инфраструктуры помогут в достижении устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 12: Ответственное потребление и производство
Потребление и производство во всем мире по-прежнему оказывает разрушительное воздействие на планету.
Социально-экономический прогресс сопровождался ухудшением состояния окружающей среды, которое ставит под угрозу развитие в будущем, а по сути, и самоивыживание.
Устойчивое потребление и производство могут внести существенный вклад в сокращение масштабов нищеты и переход к низкоуглеродной и «зеленой» экономике, позволят «делать больше и лучше меньшими средствами».
ЦЕЛЬ 13: Борьба с изменением климата
2019 год стал вторым самым теплым годом и окончанием самого теплого десятилетия (2010–2019 годы) за всю историю наблюдений. Зафиксированы новые рекордные уровни CO2 и других парниковых газов в атмосфере.
Изменение климата оказывает влияние на все страны на всех континентах, разрушает экономику и влияет на жизни людей. Меняются погодные условия, поднимается уровень моря, погодные явления становятся все более суровыми.
Для спасения жизней и средств к существованию необходимы неотложные меры по борьбе с чрезвычайной ситуацией в области климата.
Проблема изменения климата не знает границ и требует глобального решения.
ЦЕЛЬ 14: Сохранение морских экосистем
Океан определяет действие глобальных систем, которые делают Землю пригодной для жизни.
Дождевая и питьевая вода, погода, климат, береговые линии, большая часть пищи и кислород в воздухе предоставляются и регулируются морем. Рациональное использование этого глобального ресурса является залогом устойчивого будущего.
В настоящее время происходит постоянное ухудшение состояния прибрежных вод и закисление океана. Спасение океана должно оставаться приоритетной задачей. Биологическое разнообразие морской среды имеет решающее значение для здоровья людей и нашей планеты.
Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов — элемент устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 15: Сохранение экосистем суши
Природа имеет решающее значение для выживания человечества. Однако человеческая деятельность изменила почти 75% поверхности Земли, вытеснив животный мир и природу.
Около 1 млн видов животных и растений находятся под угрозой исчезновения, и многие из них – под угрозой исчезновения в течение ближайших десятилетий.
Здоровье экосистем, от которых зависит человек и все другие виды, ухудшается быстрее, чем когда-либо, что сказывается на основах экономики, средствах к существованию, продовольственной безопасности, здоровье и качестве жизни во всем мире.
Обезлесение и опустынивание представляют собой серьезное препятствие к достижению устойчивого развития и влияют на жизнь миллионов людей. Леса играют важную роль в борьбе с изменением климата. Инвестиции в восстановление земель имеют решающее значение для повышения уровня жизни, уменьшения уязвимости и сокращения рисков для экономики.
Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию помогут в достижении устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 16: Мир, правосудие и эффективные институты
Военные конфликты, отсутствие безопасности, слабость институтов власти и ограниченность доступа к правосудию остаются серьезной угрозой для устойчивого развития.
Число людей, спасающихся бегством от войны, преследований и конфликтов, превысило 70 млн. ООН отмечает большое количество убийств, исчезновений правозащитников, журналистов и членов профсоюзов в 47 странах мира. В мире официально не регистрируется факт рождения примерно каждого четвертого ребенка в возрасте до 5 лет, что лишает таких детей документов, удостоверяющих личность, а значит доступа к правосудию и социальным услугам.
Необходимо содействовать построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 17: Партнерство в интересах устойчивого развития
Работа по достижению устойчивого развития невозможна без налаживания партнерских отношений на глобальном, региональном и местном уровнях.
Успешная реализация повестки дня в области устойчивого развития невозможна без налаживания на глобальном, региональном и местном уровнях всеохватывающих партнерских отношений, построенных на принципах и ценностях, общем видении и общих целях, ориентированных на удовлетворение интересов людей и планеты.
ЦУР и показатели: какими они должны быть
Всего в Повестке дня определено 17 целей и 169 задач для их достижения. Но как все мы знаем, чтобы прийти к цели нужно знать, как мы движемся к ней, необходим эффективный инструмент мониторинга, способной объективно оценивать прогресс в развитии. Поэтому международное сообщество определило 232 глобальных показателя достижения ЦУР, которые могут использоваться и адаптироваться странами для мониторинга своего продвижения по пути устойчивого развития.
На принципиальном уровне все просто, но на практике это не так. Глобальные показатели должны быть адаптированы для применения каждой страной и разработаны так называемые Национальные наборы. В России за координацию разработки и предоставления статистических данных отвечает Росстат. Сейчас определен федеральный план работ, в которой включено 90 показателей ЦУР. Еще 19 показателей будут включены в него после их разработки. Всего же, для того чтобы обеспечить показателями все задачи Целей устойчивого развития, в настоящий момент Росстатом предложено для будущего включения в национальный набор 364 показателей. К этой системе предъявляются жесткие и сложно реализуемые требования – она должна позволять очевидным образом оценивать прогресс в достижении всех целей и решении всех задач, охватывать все существенные аспекты достижения целей.
Конкретные цели развития страны на ближайшие годы представлены в «майском» указе Президента 2018 года. Поэтому достижение ЦУР Россия связывает с реализацией 12 национальных проектов, разработанных для выполнения указа, и которые в свою очередь тесно связаны с государственными программами, в рамках которых реализуется политика социально-экономического развития страны.
Отмечу, что в России действует 42 государственные программы. Всего эти программы содержат 1794 показателей. О том, что система показателей является рабочим инструментом, говорит тот факт, степень достижения плановых значений показателей публикуется по в разрезе программ на официальном портале госпрограмм и по результатам 2018 года достигнуто по всем программам всего 994 целевых значений.
Как разобраться во всех этих цифрах и показателях простому человеку? Во многих странах разработаны цифровые платформы отчетности по ЦУР, они используются не только для сбора данных по показателям ЦУР, но и информируют население и всех заинтересованных участников о целях устойчивого развития Повестки 2030, их значении для социально-экономического развития и возможностях внести свой вклад. Можно говорить о беспрецедентном росте мирового спроса на данные по достижению ЦУР.
В России в настоящий момент показателям ЦУР отведен только раздел сайта Росстата. Создание цифровой платформы планируется только в будущем.
Индексом показывает, что в 2019 году в лидерах по продвижению к устойчивому будущему – скандинавские страны: Дания, Швеция и Финляндия возглавляют рейтинг.
Россия находится на 55 месте. За нами идет Куба (56), Бразилия (57), а перед нами Аргентина (53) и Вьетнам (54).
Видится, что необходим всеми признанный официальный инструмент, при этом алгоритм формирования оценки должен быть прозрачен и понятен всем. Должна ли Россия, как активный участник формирования повестки дня, выступить в рамках международного сотрудничества инициатором разработки официального инструмента мониторинга достижения ЦУР и формирования международного рейтинга стран? Этот и другие вопросы будут обсуждаться в рамках дискуссий 25 ноября 2019 года в Москве на Форуме устойчивого развития «Общее будущее».
Форум устойчивого развития «Общее будущее», организованный Фондом «Народная экспертиза», Корпорацией «Синергия» в партнерстве с Российским союзом промышленников и предпринимателей, состоится 25 ноября 2019 г в Конгресс-парке Radisson Collection.
Автор — сопредседатель Оргкомитета Международного форума устойчивого развития «Общее будущее», председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Повестка дня в области устойчивого развития
17 целей для людей, для нашей планеты
Цели в области устойчивого развития – это всеобщий призыв к действиям по искоренению нищеты, обеспечению защиты нашей планеты, повышению качества жизни и улучшению перспектив для всех людей во всем мире. Эти 17 Целей были приняты всеми государствами — членами ООН в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в которой сформулирован 15-летний план по их достижению.
В настоящее время во многих областях наблюдается определенный прогресс, однако в целом действия по реализации Целей пока еще не достигли необходимых темпов и масштабов. 2020 год открывает десятилетие решительных действий по достижению Целей к 2030 году.
Десятилетие действий
Принимая во внимание, что для достижения целей в области устойчивого развития осталось менее десяти лет, на Саммите по ЦУР, состоявшемся в сентябре 2019 года, мировые лидеры предложили провозгласить десятилетие действий и свершений во имя устойчивого развития и взяли на себя обязательства по мобилизации финансовых ресурсов, повышению эффективности процессов на национальном уровне и укреплению институтов для того, чтобы достичь целей к намеченному сроку — 2030 году, не оставив никого позади.
Генеральный секретарь ООН призвал все слои общества мобилизовать усилия в рамках десятилетия действий на следующих трех уровнях: деятельность на глобальном уровне, включая обеспечение более эффективного руководства, выделение большего объема ресурсов и принятие более продуманных решений в деле достижения Целей в области устойчивого развития; деятельность на местном уровне, включая необходимые преобразования политики, бюджета, учреждений и нормативно-правовой базы органов государственного управления, городов и местных органов власти; а также деятельность людей, в том числе инициативы молодежи, гражданского общества, средств массовой информации, частного сектора, профсоюзов, представителей научных кругов и других заинтересованных сторон для обеспечения неуклонной динамики в направлении осуществления необходимых преобразований.
Многие лидеры и организации гражданского общества также выступили за проведение «года активных действий» для ускорения прогресса в достижении целей в области устойчивого развития, призвав мировых лидеров удвоить усилия по охвату наиболее обездоленных людей, поддержке действий на местах и инноваций, укреплению институтов и систем данных, восстановлению равновесия между людьми и природой и обеспечению большего финансирования устойчивого развития.
Центральное место в рамках десятилетия 2020—2030 годов занимает необходимость принятия мер по борьбе с бедностью, расширению прав и возможностей женщин и девочек и исправлению чрезвычайной ситуации в области климата.
Больше людей во всем мире сегодня стало жить лучше, чем десять лет назад. Больше людей, чем когда-либо прежде, получили доступ к более качественному здравоохранению, достойной работе и образованию. Однако неравенство и изменение климата грозят свести на нет эти достижения. Инвестиции во всеохватную и устойчивую экономику могут открыть колоссальные возможности для всеобщего процветания. А политические, технологические и финансовые решения вполне доступны. Но для того, чтобы привести эти рычаги преобразований в соответствие с целями устойчивого развития, требуется гораздо более эффективное руководство и быстрые и беспрецедентные перемены. #ForPeopleForPlanet
Не только имидж
О том, как Повестка устойчивого развития интегрирована в национальные цели развития и готова ли к ее внедрению система госуправления в России, «РГ» рассказал аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев.
Насколько Повестка устойчивого развития ООН интегрирована в цели национального развития РФ? Способствуют ли цели и задачи нацпроектов внедрению ЦУР?
Причем эти жизненные потребности касаются как сферы экономики и экологии, так и социального благополучия людей. Но кардинальное отличие Повестки ООН в том, что в ней впервые установлены показатели, на достижение которых нацелены все государства, впервые введена система мониторинга достижения целей через систему добровольных национальных обзоров стран-участниц.
Зеркальная система национальных показателей должна быть разработана и внедрена на национальном уровне. Система целей и показателей ООН приоткрыла завесу над реальным положением дел в разных странах и особенно подсветила провалы в социальной и «зеленой» сферах. Но что более всего игнорируется, так это необходимость принятия кроссфункциональных, системных, многофакторных решений. На государственном уровне это означает принятие взвешенных межведомственных решений с прицелом на долгосрочную перспективу, выходящую за пределы страновых электоральных циклов. Такой подход не каждое государство может себе позволить.
В прошлом году мы провели анализ готовности российской системы государственного управления к реализации Повестки в области устойчивого развития и в том числе оценили погруженность ЦУР в систему стратегического планирования. С детальной информацией о результатах проведенного анализа можно ознакомиться в отчете Счетной палаты о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ системы государственного управления по внедрению повестки устойчивого развития». Отчет публичный, он размещен в открытом доступе на сайте Счетной палаты.
На момент проведения мероприятия актуальными были национальные цели, утвержденные Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и результаты анализа показали, что национальные цели соотносились с восьмью из семнадцати ЦУР. Это были социальные и экономические ЦУР. Четко выраженного экологического аспекта ЦУР в национальных целях не было. При этом мы заметили, что охват ЦУР на уровне национальных проектов уже тогда был значительно шире, чем на уровне национальных целей. Цели и показатели национальных проектов пересекались со всеми 17 ЦУР и включали в том числе экологические аспекты.
Пересечение национальных целей России с ЦУР стало более явным после издания Указа президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В указе пять национальных целей развития охватывают вопросы развития в социальной, экономической и экологической сферах, что в полной мере соответствует триединому принципу устойчивого развития. Важно отметить, что Указ N 474 установил цели развития России до 2030 года, что совпадает с периодом реализации Повестки ООН.
Насколько российская система госуправления готова к внедрению ЦУР?
Дмитрий Зайцев: Наш анализ показал, что у федеральных органов исполнительной власти есть полномочия, реализация которых способствует достижению всех 17 ЦУР. Но координация их работы далека от совершенства. Не определены сферы ответственности министерств и ведомств в рамках реализации конкретных ЦУР, и практически по всем ЦУР есть пересечение ведомственных полномочий.
Система межведомственного взаимодействия по достижению целей Повестки ООН не сформирована. На данный момент также не определен куратор темы устойчивого развития на уровне министра или вице-премьера.
Наряду с этим при администрации президента РФ в 2012 году создана Межведомственная рабочая группа по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития, работа которой больше нацелена на мониторинг состояния окружающей среды.
При Аналитическом центре правительства работала группа по подготовке Добровольного национального обзора, представленного в июле 2020 года на Политическом форуме ООН. Но обзор представлен, группа расформирована.
При Минэкономразвития России создан экспертный совет по ЦУР, однако его работа направлена на взаимодействие с бизнесом.
Как вы оцениваете обеспеченность внедрения Повестки устойчивого развития необходимыми ресурсами?
Дмитрий Зайцев: Действующий порядок формирования и расходования средств федерального бюджета не предусматривает обособленного учета расходов на реализацию повестки. Поэтому на данном этапе объем бюджетных средств, направляемых непосредственно на внедрение Повестки устойчивого развития, конкретной оценке не поддается.
Кроме того, следует отметить слабую осведомленность сотрудников министерств и ведомств о Повестке устойчивого развития, отсутствие в них соответствующих подразделений и какого-либо закрепления функционала сотрудников по данному вопросу.
А насколько готова система мониторинга реализации Повестки устойчивого развития?
Дмитрий Зайцев: Вопрос мониторинга реализации ЦУР проработан хорошо.
Мониторинг реализации ЦУР за рубежом ведется по двум направлениям: подготовка добровольных национальных обзоров и текущий мониторинг показателей ЦУР.
Аналитический центр при правительстве РФ провел большую работу и совместно с экспертами подготовил Добровольный национальный обзор России. Счетная палата также участвовала в этой работе: что, на мой взгляд, важно, результаты нашего независимого аудита подготовки к реализации Повестки ООН стали частью обзора. Но планов по подготовке последующих добровольных обзоров пока нет.
Ответственность за организацию мониторинга глобального перечня показателей ЦУР, формирование и мониторинг национального перечня показателей ЦУР возложена на Росстат. Росстат включил в федеральный план статистических работ соответствующий раздел. По каждому показателю определен ответственный за сбор и размещение информации в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС).
На данный момент из 231 глобального показателя ООН 43 процента (99 показателей) включены в план статистических работ. До конца года планируется включить в план еще не менее 10 показателей. С учетом того, что по ряду показателей еще не разработана международная методология расчета, а некоторые показатели просто не актуальны для России, скажу, что это достаточно высокая доля отслеживаемых показателей.
Показателей мониторинга могло бы быть больше, но здесь опять сработал межведомственный барьер: министерства и ведомства не берут на себя ответственность по формированию показателя в инициативном порядке.
Хотел бы также отметить, что доступность информации и участие заинтересованных сторон играют основополагающую роль в обеспечении подотчетности и прозрачности деятельности органов власти по реализации Повестки ООН.
Одна из проблем в реализации Повестки, на которую обращает внимание СП в отчете, это отсутствие механизмов распределения сфер ответственности. Как, на ваш взгляд, необходимо решать проблему?
Дмитрий Зайцев: Как и в любом проекте нужен ответственный плюс четкие временные ограничения.
Как я уже сказал, ни координаторов, ни ответственных не определено. Хотя подвижки есть, принципы устойчивого развития в России перестают быть просто гуманитарной и чисто имиджевой темой и обретают правовое поле.
Так, в ноябре 2020 года за минэкономразвития закреплена координирующая роль по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в т.ч. «зеленого») развития.
ВЭБ РФ стал методологическим центром в сфере устойчивого развития. А созданный в декабре прошлого года в минэкономразвития Экспертный совет по устойчивому развитию будет обсуждать социальные и экологические аспекты ведения бизнеса.
В декабре 2020 года президент назначил Анатолия Чубайса специальным представителем по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития.
В Российской Федерации имеются все необходимые институциональные механизмы для освещения деятельности по внедрению Повестки в условиях их прозрачности и открытости. Необходимо сделать на этом акцент и организовать работу. Мы в рамках своей деятельности стараемся способствовать принятию соответствующих решений.
Какие еще проблемы мешают реализации Повестки устойчивого развития?
Дмитрий Зайцев: До сих пор мы отмечаем слабую осведомленность о ЦУР как в органах государственной власти, так и в обществе в целом.
Информация о мерах, способствующих достижению ЦУР, размещается в открытом доступе фрагментарно.
Все заинтересованные стороны участвуют во внедрении Повестки устойчивого развития, при этом активность бизнес-сообщества (включая компании с государственным участием), институтов гражданского общества и экспертного сообщества носит в основном инициативный характер. Во многом инициатива бизнеса обусловлена внешнеэкономическими факторами. Например, риск введения углеродного налога странами Евросоюза стимулирует бизнес формировать отчетность по устойчивому развитию.
Мы также отмечаем, что информация о реализуемых нашим государством мерах по реализации ЦУР не систематизирована, оценка вклада этих мер в достижение ЦУР на национальном уровне не ведется. Это создает риск формирования искаженных оценок вклада Российской Федерации в достижение ЦУР как у наших граждан, так и у международного сообщества.
Одним из решений по продвижению Повестки ООН может стать создание единой информационной платформы по достижению целей устойчивого развития. Инициатива должна исходить от государства, в том числе чтобы сделать деятельность государственных органов в сфере устойчивого развития открытой, доступной, удобной для граждан и бизнес-сообщества. Со своей стороны, Счетная палата в ходе своих проверочных мероприятий будет обращать особое внимание на риски реализации Повестки ООН до 2030 года.