Что такое поисковый каталог

Что такое поисковый каталог

Итак, работа поисковой системы обеспечивается тремя составляющими:

Программа «робот» (спайдер). Она анализирует ресурсы и производит их индексацию.

Индексы поисковой системы. Они формируют создаваемые поисковой системой собственные БД.

Программа, которая в соответствии с запросом пользователя готовит ему ответ на основе анализа индексов, то есть собственных БД.

Пользователь реально имеет дело только с последней из этих трех составляющих.

Мощные поисковые системы универсального типа созданы для работы на всех основных языках мира. Каждая страна старается создать хотя бы одну собственную поисковую систему. Познакомимся с основными отечественными и зарубежными поисковыми системами.

Rambler ( http://www.rambler.ru ) – одна из первых российских ИПС, открыта в 1996 году. В конце 2002 года была произведена коренная модернизация, после которой Rambler вновь вошел в группу лидеров сетевого поиска. В настоящее время объем индекса составляет порядка 150 миллионов документов. Для составления сложных запросов рекомендуется использовать режим «Детальный запрос», который предоставляет широкие возможности для составления поискового предписания с помощью пунктов меню.

АПОРТ ( http://www.aport.ru ). На сегодняшний день объем ее базы составляет более 20 миллионов документов. Система обладает широким спектром поисковых возможностей. АПОРТ обладает функцией встроенного переводчика, это дает пользователю возможность формулировать запросы, как на русском, так и на английском языках. Кроме того, АПОРТ имеет специальные режимы для поиска иллюстраций и аудио файлов.

Поисковая система компании Mail.ru начала работать в 2007 году. Объем индексного файла весной 2009 г. составлял более 1.5 миллиарда страниц, расположенных на русскоязычных серверах. Помимо разыскания текстов, системой осуществляется поиск иллюстраций и видеофрагментов, размещенных на специализированных «самонаполняемых» российских серверах: Фото@Mail.Ru, Flamber.Ru, 35Photo.ru, PhotoForum.ru, Видео@Mail.Ru, RuTube, Loadup, Rambler Vision и им подобных. Gogo.ru позволяет ограничивать область поиска сайтами коммерческой направленности, информационными сайтами, а также форумами и блогами. Форма «Расширенного поиска» также дает возможность ограничить разыскания определенными типами файлов (PDF, DOC, XLS, PPT), местом положения искомых слов в документе или

Наиболее популярными зарубежными поисковыми системами являются Google, Alta Vista, Scirus.

Google ( http://www.google.com ) — одна из самых полных зарубежных ИПС. Объем ее базы составляет более 560 миллионов документов. Отличительной особенностью ИПС Google является технология определения степени релевантности документа путем анализа ссылок других источников на данный ресурс. Чем больше ссылок на какую-либо страницу имеется на других страницах, тем выше ее рейтинг в ИПС Google.

AltaVista ( http://www.altavista.com ) – одна из старейших поисковых систем занимает одно из первых мест по объему документов – более 350 миллионов. AltaVista позволяет осуществлять простой и расширенный поиск. «Help» позволяет даже неподготовленным пользователям правильно составлять простые и сложные запросы.

Основные виды поиска

Поиск информации является одной из составляющих человеческой деятельности. В Интернете ежедневно появляется и исчезает огромное количество ресурсов. Необходимо уметь в них ориентироваться. Чтобы эффективно выполнить поиск, нужно умело составить запрос к поисковой системе. Если ответ ищется в каталоге, то особых сложностей при работе здесь нет. Создатели каталога и модераторы озаботились созданием разделов каталога. Пользователь должен только четко определиться с предметом поиска и затем воспользоваться структурой, которая ему предложена.

В основе полнотекстового поиска лежит умение удачно составить поисковый запрос. При прочих равных условиях следует выбирать для поиска наиболее суженное, мало распространенное слово. В то же время может случиться и так, что поиск по слишком узкому термину не дает результатов. Тогда надо переходить к более широким терминам.

Если поиск по узкому термину не дает результатов, то следует постепенно расширять поисковое понятие или же переходить к смежным терминам.

Поиск по возможности лучше вести по нескольким словам, их сочетаниям, а иногда и по конкретным фразам.

При проведении поиска и оценке его результатов необходимо помнить:

— Слепое доверие к результатам, размещенным в Сети, чревато ошибками.

— Остерегайтесь анонимных сведений, т. к. их источник установить очень трудно.

— В сомнительных случаях не ленитесь проверить найденные сведения запросом в Сети отзывов и мнений по поводу найденных сведений.

— Неожиданно появляющиеся и затем быстро исчезающие ресурсы не надежны.

— В сомнительных случаях необходимо обращаться к таким проверенным источникам, как сетевые энциклопедии, справочники и специальные учебные сайты.

Избегайте «сенсационных» данных, результатов с чрезмерно большой точностью, чисто полемических, рекламных и необъективных материалов.

Следует иметь в виду, что поисковые машины относятся к словам по-разному. Такие ИПС как «Яндекс» понимают слово во всех его грамматических формах и с учетом этого будут его искать. Им известна морфология русского языка, т. е. если в запросе написать и «человек» и «люди», то ответ будет одним и тем же.

При поиске в Интернете используются следующие логические операторы:

 AND – и (и то и то – два термина вместе);

 OR – или (или тот термин или тот);

 NOT – не (не нужен такой-то термин).

Используя значок *, можно расширить запрос до всех слов, содержащих введенную часть. Например, если ввести электротехни* то в результатах поиска окажутся страницы, содержащие электротехника, электротехнический и т. п. Знак усечения * может быть подставлен в ключ справа, слева и внутри. В Yandex можно запрашивать конкретную форму слова при поиске (исключив другие словоформы), поставив перед ним знак «!».

Источник

Использование каталогов и поисковых машин

Часть 1

Знакомство с существующими в Интернете каталогами и поисковыми системами

Для быстрого перехода к нужному разделу тематического каталога можно воспользоваться встроенной системой автоматического поиска по ключевым словам. Для этого в строке запроса введите ключевое слово (сочетание слов), щелкните Поиск, и система сообщит, есть ли соответствующий раздел в ее каталоге и предложит в него перейти, минуя все промежуточные разделы.

Примеры тематических каталогов

Российские каталогиМеждународные каталоги

http://www.kinder.ru — Каталог детских ресурсов Рунета.

http://www.portal.edu.ru — Федеральный портал «Российское образование».

http://school.holm.ru — Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.

http://www.yahoo.com — Yahoo! (каталог ресурсов на английском языке).

http://www.yahooligans.com — Yahooligans – веб-путеводитель для детей (на английском языке).

http://www.ipl.org — The Internet Public Library — цифровая публичная библиотека (на английском языке).

Поисковые системы представляют собой сложные информационно-справочные системы, автоматически генерируемые на основе данных, собираемых сетевыми программами-роботами по всей сети, и предоставляющие в ответ на запрос пользователя ссылки на различные Интернет-ресурсы. Запрос осуществляется по определенной процедуре, которая может отличаться в разных системах, однако в упрощенном виде она сводится к тому, что пользователь вводит в специальном поле (или в нескольких полях) ключевые слова, и/или словосочетания, наиболее точно отражающие суть проблемы. Подобных систем в Интернете гораздо больше, чем тематических каталогов. Среди поисковых систем существуют как обширные по тематике метапоисковые системы, так и узкоспециализированные.

Источник

Каталоги Rambler TOP100, Яндекс Каталог, каталог Aport, MSN, Google, Yahoo.

Яндекс-Каталог

В случае, если слова из поисковой фразы отсутствуют в тексте документа, но присутствует в названии или описании его в Яндекс-каталоге, в выдаче по этому запросу приводятся каталожное название и описание документа.

Существуют два варианта регистрации в каталоге (http://www.yandex.ru/advertising/catalog.html): бесплатная и платная «ускоренная»,

После августа 2007 на Яндекс каталог стало ходить на 40% меньше людей, в связи с тем, что на главной странице ему было отведено в 2.5 раза меньше места чем раньше.

Видимо, владельцы Яндекса справедливо решили, что чем меньше людей будут пользоваться Яндекс каталогом и перейдут на использование поиска, тем больше они получат доходы от контекстной рекламы. Кроме того, целая колонка была освобождена под собственные проекты Яндекса, рекламы Яндекс Директа и партнерской рекламной сети.

Имеет ли смысл регестрироваться в Яндекс каталоге?

Rambler Top100

Одно время примесь играла исключительно важную роль в ранжировании результатов поиска Рамблера, так как ей было отведено до 5 первых мест в результатах поиска. Так как на попадание в примесь довольно сильное влияние оказывала посещаемость ресурса, то это привело к тому, что многие владельцы стали посещаемость своих сайтов, ведь это, зачастую, это был очень эффективный путь попасть в первую пятерку результатов поиска по нужному запросу. Однако, с июня 2003 года жесткое закрепление за примесью первых пяти позиций было снято и она по всей выдаче, причем таким образом, что встретить на первой странице результатов поиска по довольно конкурентным запросам документ из примеси теперь очень сложно. Поэтому позиционирование ресурса в Рамблере через примесь практически потеряло свое прежнее значение.

Апорт-Каталог

Ресурсы могут заноситься одновременно в несколько категорий каталога, при условии соответствия их содержанию.

Ещё одной особенностью можно назвать тот факт, что в результатах поиска Апорта для главных страниц сайтов, присутствующих в каталоге, всегда выводится название и описание ресурса именно из каталога.

Регистрационные данные для каталога подаются одновременно с регистрацией в поисковой системе (http://catalog.aport.ru/rus/reg/add.ple). При включении ресурса в каталог на указанный при регистрации почтовый адрес высылается уведомление.

Каталог Google

У поисковой системы МSN (msn.com) никогда не было собственного паука или каталога. С 1997 года система МSN для выдачи результатов поиска использовала разные базы данных, такие как: Yahoo!, LookSmart, Altavista, DirectHit, Inktomi и RealNames. Сейчас результаты поиска берутся из Inktomi, LookSmart, Direct Hit.

Но, все-таки, MSN.com один из самых популярных порталов Интернета. Там же есть и поисковая система search.mns.com. Система МSN особенно важна, т.к. именно этот поисковик по умолчанию используется, когда пользователи Internet Explorer’а вводят в адресную строку поисковый запрос. Система МСН также является информационным узлом, и по данным MediaMetrix, является одним из наиболее посещаемых сайтов.

Поисковая система МСН (msn.com) локализована примерно для 30 стран, таких как: Великобритания, Дания, Бельгия, Новая Зеландия, Япония и др. Также эта система предоставляет пользователям возможность сортировать результаты поиска: по дате, по алфавиту, по релевантности.

Но, поисковик уже приобрел значительное влияние и, если верить слухам, MSN Search все-таки бросил вызов Google и Yahoo в борьбе за первенство на рынке.

Yahoo!

В 1994 году, студенты Стэндфордского университета, Джерри Янг и Дэвид Фило, готовились к защите диссертации в области компьютерного проектирования интегральных схем. Для этого им приходилось много времени проводить в сети Интернет, в поисках нужной информации и копить ссылки. Списки со ссылками росли, потом Янг и Фило забросили диссертацию и принялись исключительно коллекционировать ссылки. К середине 1994 года их стало много, они отсортировали ссылки по категориям, потом в категориях ссылок стало тоже много, появились подкатегории.

Следующие вложения в поисковик Yahoo! составили 560 миллионов долларов. Yahoo.com взрослеет и начинает действовать на рынке как самостоятельная акула капиталистического мира. Конкуренты, в лице America Online и Microsoft, сбиваются в различные корпоративные альянсы, чтобы укреплять свои позиции в бизнесе. Подсмотрев у «врагов» методы, Yahoo в 1999 году покупают поставщика бесплатной электронной почты rocketmail.com. В то время на просторах Интернета появляются различные сайты, претендующие на звание Портал. С конкурентами расправляются по-разному. Webring.com покупают, с остальными ведут войну на бирже.

В настоящее время аудитория интернет-портала Yahoo насчитывает 345 миллионов человек, из них 165 миллионов являются зарегистриованными пользователями. Более 30 представительств компании действуют в Северной Америке, Европе, Азии и тихоокеанском регионе.

Google (Гугл)

Поисковик Google был основан двумя аспирантами Стэндфордского университета Лари Пейджем (Larry Page) и Сергеем Брином (Sergey Brin), выходцем из Бывшего СССР. Их основной работой был поиск нужной информации в массивах данных.

В 1996 г. они начали сотрудничать с поисковым сервером BackRub, который работал по принципу «back links» (т.н. обратные ссылки). Эта формула определяла количество ссылок ведущих на заданный сайт. Создатели справедливо решили, что на популярный и интересный сайт ссылаться будут гораздо чаще, чем на скучный и полумертвый ресурс.

Уже в сентябре 1998г. Пейдж и Брин, собрав около одного миллиона долларов инвестиций, регистрируют поисковую систему Google как юридическое лицо. Даже в бета-версии поисковик Google обрабатывал 10 000 запросов в день, показывая высокую релевантность запросам. Дальнейшая история развития поисковой системы Google, по своей стремительности, напоминает взлет ракеты.

20 июля 2004 года бывший операционный директор Google Брайан Рид обвинил поисковую компанию в дискриминации по возрастному признаку. В феврале этого года Рид был уволен, как он утверждает, из-за того что не соответствует корпоративной культуре, главными элементами которой являются молодость и энергичность. Рид, которому сейчас 54 года, в эту картину не вписывался. Потеряв работу, менеджер лишился зарплаты в 200 тысяч долларов в год, а также 119 тысяч опционов, которые можно было превратить в акции из расчета по 30 центов за штуку. Учитывая, что цена акций Google на аукционе составит от 108 до 135 долларов за штуку, Рид лишился неплохого состояния, поэтому в своем гражданском иске он просит суд обязать Google возместить ему нанесенный материальный и моральный ущерб.

7 апреля 2004 года новый почтовый сервис Google, ещё не успев приступить толком к работе, столкнулся с претензиями на собственное имя. Бренд Gmail оказывается уже на протяжение 2 лет используется одной английской фирмой. Представители компании Market Age заявляют о том, что ещё в июне 2000-ого года они начали использовать брэнд Gmail. В связи с очевидным преимуществом на право владения имени, английская компания собирается отстаивать его вплоть до судебного разбирательства. Это обстоятельство, впрочем, нисколько не смущает юристов Google. Перед открытием почтового сервиса они тщательно изучили вопрос регистрации, и не обнаружили, что брэндом Gmail владеет какая-либо фирма.

В мае 2004 года иск к компании вчинили родственники американского математика Эдварда Казнера, который придумал термин googol, обозначающий число единицу со ста нулями. Именно от этого термина произошло название Google.

23 марта 2004 года жителю Калифорнии Майклу Брэдли придется предстать перед судом по обвинению в вымогательстве. Как сообщает Silicon.com, мужчина требовал от поискового гиганта Google выплаты 100 тысяч долларов США. В случае невыполнения требований подозреваемый угрожал разослать спамерам программу, генерирующую фальшивые клики на рекламных баннерах Google.

31 марта 2004 года малоизвестная компания Digital Envoy подала в суд на корпорацию Google, обвинив поискового интернет-гиганта в нарушении лицензионного соглашения от 2000 года. Соответствующее исковое заявление было зарегистрировано в начале этой недели в окружном суде северной Джорджии. Фирма Digital Envoy занимается разработкой и продажей программного обеспечения, посредством которого владельцы тех или иных веб-ресурсов могут по IP-адресу посетителей устанавливать их географическое местонахождение (термин Геолокация (geolocation)). Это позволяет динамично изменять содержимое страницы и отображать рекламу, соответствующую каждому конкретному региону.

29 января 2004 года. В США начато очередное судебное разбирательство, касающееся рекламной технологии поисковика Google, предусматривающей вывод рекламы в результатах поиска по определенным ключевым словам. На этот раз иск с целью защиты прав на торговую марку подал американский производитель обоев и жалюзи, компания American Blind and Wallpaper Factory. Эту компанию, как и другие в аналогичных судебных исках, не устраивает то, что в результатах поиска Google по ключевым словам Amеrican Wallpaper и American Blind выводится реклама конкурирующих фирм.

Сейчас поисковая система Google регистрирует ежедневно около 50 млн. поисковых запросов и индексирует около 8 168 684 336 web-страниц. Google может давать информацию на 101 языке. На конец августа 2004 года, компания состояла из 132 тыс. машин, расположенных в разных точках планеты.

Источник

Поиск информации в сети Интернет

Что такое поисковые системы, и для чего они нужны

В глобальной сети Интернет можно найти информацию по любой интересующей теме. Но самое трудное в работе с сетью Интернет — найти нужную информацию. Т. к. Интернет не имеет четкой централизованной структуры, развивается хаотично, и в мире появляются все новые и новые серверы, вопросы поиска информации становятся очень актуальными.

Каждая из поисковых систем имеет какие-то свои достоинства и недостатки, которые определяются принципом работы поисковой машины, удобством использования, ее оформлением, сложностью языка запросов, наличием различных расширенных функций (управление форматом и ранжированием выводимой информации, исправление орфографических ошибок и ошибочной раскладки клавиатуры при вводе ключевых слов, перевод страницы на др. языки т. д.), скоростью работы, и др. параметрами. Выбор поисковой системы для конкретного применения определяется целью поиска, характером искомой информации, желаемым форматом выводимых данных и шириной охвата отслеживаемых адресов серверов в мире Интернет.

Наиболее популярные поисковые системы

За пределами России рейтинг поисковых систем также возглавляет Google, далее следуют bing и Yahoo!.

Поиск по ключевым словам. Язык запросов поисковой системы

Поисковая система обычно имеет поле для ввода ключевых слов, по которым она находит документы, содержащие эти ключевые слова. Чем лучше (качественнее) составлен запрос к поисковой машине, тем меньше общее количество найденных документов, и больше из них документов, соответствующих тому, что Вам требуется. Если запрос очень простой или составлен неграмотно, то поисковая машина может Вам выдать несколько миллионов документов, которые Вам не просмотреть за всю жизнь.

Используя язык запроса, содержащий логические операции (логические операторы AND, OR, NOT, скобки и др.), префиксы обязательности присутствия ключевых слов в документе «+» и «-» (при поиске по узкоспециализированным терминам — предпочтительней использовать), расположения ключевых слов в документе рядом или на определенном расстоянии и т. д.) и др. элементы, и большее количество связанных ими ключевых слов, можно значительно сузить область поиска и более качественно составить запрос к поисковому серверу. Следует учитывать, что разные поисковые системы могут иметь как различающиеся языки запросов, так и очень похожие.

На сайтах поисковых систем обычно есть ссылки на справочную информацию по использованию поисковых сервисов, языков запросов, рекомендации по поиску и т. д.

Некоторые поисковые системы дополнительно имеют функцию расширенного поиска, позволяющую пользователю более точно описать то, что ему конкретно нужно и без знания языка запроса. Функцию расширенного поиска имеют, например, поисковые системы Яндекс и Google.

Типы поисковых систем. Какой поисковой системой воспользоваться

Существует 2 основных типа поисковых систем Интернет: индексные и классификационные (каталоговые). Индексные поисковые системы (например, Яндекс, Google, Rambler и др.), работая в автоматическом режиме обновления своей информации, просматривают в Интернет содержимое серверов, индексируя информацию, содержащуюся в них и внося информацию о расположении слов на страницах сайтов в свои базы данных. Каталоговые системы поиска (например, Rambler, Yahoo! и др.) содержат тематически структурированный каталог серверов, и чаще всего пополняются вручную. Обычно на WWW-странице классификационной поисковой системы содержится и поле для ввода ключевых слов для поиска в собственной базе данных. В каталоговой системе поиска можно, начав с более крупной тематической рубрики, и постепенно спускаясь дальше по рубрикам, прийти к ссылке на нужный Вам сайт. В одних случаях бывает удобней воспользоваться первым типом поисковых систем, в других — вторым. Есть поисковые системы, сочетающие в себе оба принципа работы. В частности, большинство индексных поисковых систем имеют и каталоговую систему поиска. Также поисковые машины могут использовать и какие-то другие принципы методы поиска.

Многие поисковые системы преобразовались в Интернет-порталы, объединяющие в себе большое количество ресурсов и сервисов. На страницах таких порталов можно прочитать новости, ознакомиться с программой телепередач, узнать о погоде, курсах валют, воспользоваться картографическим сервисом и мн. др.

Для поиска по российским ресурсам Интернет рекомендуется пользоваться российскими поисковыми системами (например, Яндекс), ввиду наличия русскоязычного интерфейса, возможности поиска по русским словам, учета особенностей русского языка, близости расположения сервера и т. д. Для поиска по зарубежным ресурсам можно воспользоваться многоязычными поисковыми машинами, имеющими в т. ч. и русскоязычный пользовательский интерфейс, а также возможность перевода найденных страниц на русский язык (например, Google).

Для поиска одновременно в нескольких поисковых системах можно воспользоваться так называемыми поисковыми метамашинами, обращающимися сразу к нескольким поисковым средствам, например, MetaCrawler.
Как известно, поисковых систем в Интернете много и найти нужную информацию крайне непросто. Отсутствие единого стандарта на спецификацию задачи поиска в Сети приводит к тому, что на каждом узле предлагается собственный способ решения поставленной задачи. В результате пользователь, не искушенный в премудростях синтаксических конструкций запросов к поисковой системе, либо не полностью использует возможности поисковика, либо, изучив функции конкретной системы, постоянно обращается лишь к одной.
Мета-поисковая система имеет единый язык запросов, иногда даже возможность перевода ключевых слов на др. языки. Такие поисковые системы, получая результаты запросов от др. поисковых систем, фильтруют полученные материалы, убирая дублирующиеся ссылки, и сортируют их по релевантности (степени нужности). Для поиска зарубежных ресурсов можно пользоваться российскими поисковыми метамашинами, обращающимися к другим поисковым средствам (в том числе зарубежным). Это удобно, ввиду наличия русскоязычного интерфейса, возможности поиска по русским словам, учета особенностей русского языка, близости расположения сервера, имеющего в большинстве случаев доступ к скоростному каналу за рубеж и т. д. Для этого и существуют поисковые метамашины. Но в последнее время качество поиска наиболее популярных поисковиков Яндекс и Google существенно улучшилось, и надобность в метапоисковых машинах отпадает, и они проигрывают в конкуренции с популярными поисковиками, вследствие чего почти все метапоисковики прекратили свое существование.

Существуют также поисковые системы, специализирующиеся по поиску по одной какой-либо теме (например, по информационным технологиям, по музыке, по ресурсам, посвященные природе и т. д.)

В некоторых случаях можно обойтись и без применения поисковых систем. Так, например, большинство крупных зарубежных фирм имеют адреса типа http://www.название_фирмы.com (например, официальный сайт Microsoft Corporation — http://www.microsoft.com), а большинство крупных российских фирм — http://www.название_фирмы.ru, (например, сайт компании «Лукоил» — http://www.lukoil.ru).

Можно также найти нужный Вам WWW-сервер в так называемых «Желтых страницах Интернет» (Yellow pages), выпускаемых в печатном виде или размещаемых в сети Интернет (Yellowpages.com, Желтые страницы интернет и мн. др.) В «Желтых страницах» ссылки на WWW-сервера располагаются по рубрикам. Каждому серверу дается краткое описание и иногда небольшой снимок первой страницы.

Также, собираясь посетить какой-то зарубежный сервер (например, официальный WWW-сервер какой-либо зарубежной фирмы), можно учитывать и такие возможные варианты, как наличие зеркальных серверов на территории России (копии зарубежного сайта) или наличие официального российского сайта зарубежной компании (на русском языке), наряду со своим главным официальным сайтом (например, официальный российский сайт компании Intel Corporation — http://www.intel.ru). Конечно же, лучше воспользоваться именно этими вариантами.

Как заявить о своем WWW-сайте (WWW-странице) в Интернет

Если у Вас есть своя страничка в Интернет, и Вы хотите показать ее всему миру, можно добавить свой URL к списку обслуживаемых страниц в выбранных Вами поисковых системах и каталогах, нажимая на соответствующие ссылки на страницах поисковых серверов и заполняя соответствующие формы. Можно также воспользоваться сервисом, позволяющим добавить Ваш адрес сразу в несколько поисковых систем и каталогов. Среди них можно назвать, например, Студия Артемия Лебедева: Система TAU (регистрация в 12-х зарубежных и 8-и российских поисковых системах), Регистратура РУ (регистрация в 13-и российских и 15-и зарубежных поисковых машинах и в 13-и российских каталогах линков, а также регистрация 5-и счетчиков), NET-ADS Submission Station (регистрация в 24-х зарубежных поисковых системах) и др.

Для просмотра параметров своей страницы в наиболее известных поисковых системах и каталогах можно обратиться к сайту Инструмент оптимизатора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *