Что такое подрулевой переключатель
Что такое подрулевые лепестки: устройство и принцип работы
Идея разместить рычаги переключения передач на руле серийного автомобиля пришла из автоспорта. В конце 80-х годов прошлого века гоночные болиды Формула-1 начали оснащать электромеханическими системами переключения передач. Первой формульной командой, выпустившей из паддока болид с лепестками, стала Ferrari. С тех пор лепестки закрепились в конструкции гоночных автомобилей. Со временем они появились и на гражданских авто.
Распространению лепестков предшествовало и появление системы типа Tiptronic.
Эта дополнительная опция автоматической коробки передач позволяет водителю изменять передаточные числа по своему усмотрению. Момент переключения выбирает водитель, а реализацией занимается Tiptronic. Селектор АКПП оснащенных Tiptronic имеет дополнительную колею, куда можно переместить рычаг, тем самым активируя ручное переключение передач. Такие коробки появились в 1990 году на 911-ой модели Porsche.
Устройство и принцип работы
По сути, такие лепестки – это два пластиковых рычага, нажимая на которые можно менять передачи. Размещаются они на рулевой колонке, что очень удобно как для водителя, так и для пассажира.
Преимущества подрулевых лепестков можно прочувствовать и при динамичном движении, к примеру, когда необходимо ускориться для обгона. В этом случае «автомат» будет переключать передачи в обычном режиме, а использование лепестков позволит раскручивать двигатель, меняя передачу на пике его мощности, что повысить интенсивность ускорения.
Учитывая, насколько часто происходят ДТП именно при обгоне, подрулевые лепестки действительно кажутся глотком свежего воздуха для автомобилиста.
Нажатие на рычаг передает сигнал блоку управления, который активирует соленоиды автоматической коробки и происходит смена передаточного числа. Водитель выбирает только момент переключения, а сам процесс изменения передачи осуществляется электроприводами под управлением компьютера. Отсутствие приводов непосредственно к лепесткам позволяет разместить их где угодно, но самое удобное расположение – именно подрулевое.
Существуют и вариации подобных систем:
Автомобили Mazda 6-ой серии оснащают рулевое колесо не только двумя лепестками, но и рычагами понижения передачи с каждой стороны. Делается это для того, чтобы водитель мог и повысить и понизить передачу, используя только одну руку.
Активация режима ручного переключения в разных конструкциях может осуществляться нажатием на лепестки, либо выбором данного режима на основном селекторе. Если подрулевые лепестки не используются водителем в течение определенного времени, то некоторые системы могут автоматически переводит коробку в режим автоматического переключения.
Подрулевые лепестки для МКПП
До недавнего времени, при упоминании подрулевых лепестков не приходилось думать о каком типе коробки передач идет речь. Однако инженеры американской компании Master Shift изменили правила игры. На тюнинг-шоу SEMA в Лас-Вегасе, в 2012 году была представлена система, которая позволяет заменить ручную коробку передач, на трансмиссию с электронными подрулевыми лепестками. Машина при этом остается с тремя педалями, но привычный рычаг МКПП не используется. Суть изобретения в том, что блок привода соединяется с коробкой через переходники. Под педалью сцепления устанавливается датчик, который фиксирует момент размыкания дисков сцепления. Щелчком лепестка выбирается нужная передача, затем электроника ждет нажатия на сцепление, и как только осуществляется разъединение дисков, электропривод подводит нужную ступень и водитель смыкает диски, отпуская педаль.
Разработчиками предусмотрены особые системы, которые блокируют электропривод при выборе передачи заднего хода при движении вперед со скоростью свыше 1,6 км/ч.
Вполне возможно, что вскоре автомобили с подобной системой переключения передач выйдут в серийное производство.
Полезно? Лайкаем и делимся со своими подписчиками!
Подрулевые лепестковые переключатели скоростей – отвечаем на самые популярные вопросы
Автор: Дмитрий Сапко
Лепестковые переключатели обычно находятся прямо под рулевым колесом. Они установлены на самом руле, поэтому при повороте вы можете легко найти их, даже не глядя в зону рулевого колеса. Многие водители, которые уже попробовали управлять автомобилем с подрулевыми переключателями, говорят, что никогда не купят машину без этой опции.
Сегодня мы попытаемся узнать, действительно ли данная функция стоит ваших денег, и как она работает на разных автомобилях и с разными типами коробок передач.
Чем полезны подрулевые переключатели?
Лепестки связаны с электронной системой, которая взаимодействует с коробкой передач. Как только вы потянете подрулевой переключатель, электронная система отправит сигнал коробке передач, и механизм переключит передачу в соответствии с вашими потребностями. Все действительно очень просто.
Как использовать подрулевые лепестки?
На этот вопрос довольно сложно ответить коротко. У каждой машины могут быть свои настройки и особенности использования подрулевых лепестков. Одно авто позволит вам автоматически переключаться между ручным и автоматическим режимами, другое потребует ручного выбора режима движения. Один автомобиль поможет вам грамотно выбирать передачи с помощью автоматики, другой заставит полагаться только на ваш выбор. Одна коробка быстро переключится на нужную передачу, другая заставит подождать.
Но все же есть общая инструкция, как пользоваться лепестковыми переключателями:
Когда рычаг переключения передач находится в режиме ручного выбора, автоматическая коробка передач перестает переключаться, пока вы не воспользуетесь лепестковыми переключателями или рычагом переключения передач.
Как правильно водить с подрулевыми переключателями?
Возможность переключения передач вручную позволяет водителю контролировать ускорение автомобиля, выбирать нужный режим движения, при необходимости добиваться лучшей динамики. Но вам стоит знать некоторые правила, чтобы использовать опцию эффективно и безопасно для вашего автомобиля.
Во-первых, постарайтесь не разгонять двигатель до красной зоны тахометра. Если вы часто доводите двигатель автомобиля до максимальных оборотов, он начинает быстро изнашиваться. Для частого использования спортивного режима вам необходимо подготовить машину, используя специальное масло, а также обеспечив лучшее охлаждение двигателя. Для большинства автомобилей оптимальная частота вращения составляет от 1500 до 2000 оборотов при движении с постоянной скоростью. Если вы вращаете двигатель до 5000 об/мин и более, вы сокращаете срок его службы. Считается, что переключение передач на 2500 об/мин будет оптимальным с точки зрения эффективности.
Если вы хотите сэкономить топливо, вы можете набрать всего 1500 об/мин и переключить передачу на более высокую. Но сразу скажем, что это не поможет экономить. Таким образом, вы только увеличиваете нагрузку на двигатель, и его срок службы сокращается. Расход топлива останется таким же, как и в оптимальном режиме переключения передач.
Конечно, вам нужно понимать, какой двигатель установлен в вашем автомобиле. Для 5-литровых двигателей и для 1-литровых ДВС с турбонаддувом правила будут разными. Чем меньше объем двигателя, тем больше оборотов потребуется для нормального ускорения автомобиля.
Перед переключением в ручной режим изучите инструкцию по эксплуатации автомобиля и узнайте, какие обороты производитель рекомендует как оптимальные для переключения передач на вашем двигателе. Это поможет вам понять, когда следует повышать и понижать передачу с помощью лепестковых переключателей.
На каких машинах есть подрулевые лепестки?
Существуют сотни автомобилей, которые могут быть оснащены подрулевыми лепестковыми переключателями. Но обычно эта опция предлагается за дополнительные деньги. Во многих автомобилях у вас будет возможность вручную выбирать передачу на автоматической коробке с помощью рычага переключения передач, но это зачастую не так удобно. Подрулевые переключатели создают ощущение гоночного автомобиля и позволяют переключать передачи одним легким движением лепестка.
В конце статьи мы опишем группу производителей автомобилей с их предложениями подрулевых переключателей, а пока давайте поговорим немного о самой системе.
Какие коробки передач могут иметь подрулевые лепестки?
Очевидно, что автоматические трансмиссии могут предложить вам возможность переключения передач с помощью этих удобных лепестков. Но вас может удивить то, что механические коробки передач также могут иметь подрулевые переключатели. Обычно они встречаются на гоночных машинах. Этим коробкам передач по-прежнему потребуется педаль сцепления, но она будет использоваться только при трогании с места и при остановке. Серийных автомобилей с такой опцией МКПП нет.
Вы можете спросить, а как вообще у вариаторов могут быть подрулевые лепестки, если передач как таковых в них не предусмотрено? В этом случае подрулевой переключатель меняет режим работы трансмиссии. Когда вы нажимаете «минус», трансмиссия обеспечивает более высокие обороты двигателя, так что у вас будет больше крутящего момента для более быстрого ускорения.
Как тормозить двигателем с помощью лепестковых переключателей?
Торможение двигателем обычно плохо работает с автоматическими коробками передач. Но лепестковые переключатели превращают АКПП в частично механическую коробку передач, поэтому торможение двигателем становится возможным.
Опять же, в разных машинах у вас будут разные способы торможения двигателем. Это может вам понадобиться, например, при движении вверх и вниз по холмам.
Идея довольно проста:
На трансмиссиях CVT должен быть включен режим торможения двигателем. Например, в автомобилях Honda для его включения нужно потянуть оба подрулевых переключателя и удерживать их в течение нескольких секунд. Включается режим L, и автомобиль имитирует торможение двигателем. Чтобы выключить этот режим, просто потяните оба лепестка и снова удерживайте их.
Как установить подрулевые переключатели?
Подрулевые переключатели стали весьма популярной идеей, поэтому многие владельцы автомобилей интересуются, могут ли они установить их в свои автомобили. Вероятно, это возможно, если ваша модель и модификация автомобиля имеют подрулевые лепестки в качестве опции от производителя. В противном случае вся головная боль и деньги того не стоят.
Вы не сможете заставить переключатели работать должным образом без серьезных изменений в компьютерной системе управления трансмиссией. Сложно даже оценить бюджет такого изменения.
Как подрулевые переключатели работают в разных автомобилях?
В BMW вам не нужно выбирать ручной режим для включения подрулевых переключателей. Они всегда активны. Если вы хотите кого-то обогнать на дороге, просто потяните левый лепесток, чтобы переключиться на пониженную передачу и начните ускоряться быстрее. Примерно через 30 секунд автомобиль вернется в автоматический режим. Затем, если вы хотите перейти в спортивный режим (DS), просто начните использовать подрулевые переключатели. Компьютер двигателя не позволит вам выйти за пределы безопасных оборотов, поэтому практически невозможно повредить двигатель и КПП. Коробка передач BMW Steptronic считается идеальным вариантом для подрулевых переключателей.
Коробки передач Subaru CVT также имеют подрулевые переключатели. Чтобы позволить водителям использовать функции механической коробки передач, производитель создал своего рода имитацию 6 передач в трансмиссии CVT. Когда вы начнете использовать подрулевые переключатели в своем Subaru, вы получите совершенно иное поведение автомобиля.
В Mini Cooper вы можете использовать лепестки как в режиме Drive, так и в режиме Sport. Однако есть некоторые отличия. В режиме Drive трансмиссия получит полный контроль над переключением передач через 15-20 секунд после того, как вы переключили ее на пониженную или повышенную передачу с помощью лепесткового переключателя. В спортивном режиме после прикосновения к лепесткам вы переходите в полностью ручной режим. Компьютер лишь следит за тем, чтобы вы не нанесли никакого вреда двигателю и коробке передач.
В автомобилях Mercedes подрулевые переключатели активируются, как только вы потянете один из них в режиме Drive. На дисплее начнет отображаться полезная информация, чтобы вы могли переключаться более эффективно. Компьютер по-прежнему будет работать, чтобы поддерживать оптимальные обороты двигателя.
Есть много других производителей, которые устанавливают лепестковые переключатели на свои автомобили. Но почти все они работают так же, как и описанные выше типы.
Переключатель подрулевой
Подрулевые переключатели используются для управления теми электрическими приборами и системами автомобиля, которые часто используются во время движения — указателями поворота, головным светом, габаритными огнями и прочей светотехникой, стеклоочистителями и стеклоомывателями, звуковым сигналом. Расположение переключателей данных приборов выгодно с точки зрения эргономики и безопасности управления транспортным средством: органы управления всегда находятся под рукой, при их использовании руки или вовсе не снимаются с руля, или снимаются лишь кратковременно, водитель меньше отвлекается, сохраняет контроль транспортного средства в текущей дорожной обстановке.
Типы подрулевых переключателей
Подрулевые переключатели отличаются назначением, количеством органов управления (рычагов) и количеством положений.
По назначению подрулевые переключатели делятся на два типа:
Устройства первого типа предназначены только для управления указателями поворота, сегодня они используются редко (в основном, для замены аналогичных приборов в случае их неисправности на ранних моделях автомобилей УАЗ и некоторых других). Комбинированные переключатели могут управлять различными приборами и системами, именно они сегодня находят самое широкое применение. Обратите внимание, что на нашем сайте вы можете купить подрулевые переключатели оптом.
Конструкция подрулевых переключателей
Конструктивно подрулевой переключатель объединяет в себе четыре узла:
В основе всей конструкции лежит многопозиционный переключатель с контактными колодками, контакты которых замыкаются контактами на рычаге при переводе его в соответствующее положение. Рычаг может перемещаться в одной плоскости во втулке или сразу в двух плоскостях в шаровом шарнире. Переключатель указателей поворота через специальное устройство контактирует с рулевым валом, отслеживая направление его вращения.
В простейшем случае это может быть резиновый ролик с храповым или иным механизмом, связанный с рычагом. При включении указателя поворота ролик подводится к рулевому валу, при вращении вала в сторону включенного указателя поворота ролик просто катится по нему, при обратном вращении вала ролик меняет направление вращения и возвращает рычаг в нулевое положение (отключает указатель поворота).
Почему стоит научиться пользоваться подрулевыми переключателями передач
Для чего используются подрулевые переключатели коробки передач
Подрулевые переключатели, отвечающие за выбор ступени в коробке передач, ранее использовались исключительно в мощных гоночных автомобилях, позволяя водителю не отрывать руки от руля и улучшать разгонную динамику на драгоценные доли секунды. Но времена изменились и сегодня подобные технические решения уже доступны на новом Ford Escape и даже минивэне Honda Odyssey.
Особенности конструкции и сфера её применения
Сама по себе идея перенести рычаг переключения автоматической коробкой передач на рулевую колонку совсем не нова, ещё с середины прошлого века в США подавляющее большинство автомобилей оснащались именно таким механизмом. Так что подрулевые лепестковые переключатели – всего лишь логичное развитие конструкции в соответствии с современными реалиями.
В большинстве случаев такой новаторский подход не находит должной поддержки в виде покупательского спроса, поскольку люди не хотят менять собственные привычки. Дело в том, что на подсознательном уровне возникают, прежде всего, вопросы надёжности конструкции, а также возможность использования традиционных поворотников и риск задеть при этом рычажок переключения передач.
В большинстве автомобилей подобные переключатели используются для облегчения процесса управления и быстрого выбора нужной передачи. Как правило, рычажок по правую сторону от руля используется для перехода на повышающую передачу, а по левую – на пониженную. Автомобили, оснащённые автоматической коробкой передач, могут иметь и другие способы переключения, например, с помощью кнопок на селекторе, или переключения в ручной режим и выбора ступени с помощью рычага.
«Вы можете использовать подрулевые переключатели вместе с круиз-контролем, что позволит держать двигатель в строго определённом режиме оборотов», объяснил Хеушле, добавив, что производительность может быть самой популярной причиной использования такого механизма. Стоит отметить, что он имеет огромный опыт в конструировании спортивных автомобилей, так что техническая сторона вопроса обусловлена скорее стремлением реализовать весь потенциал создаваемой машины.
Он рассказал, что в автоматическом режиме восьмиступенчатая автоматическая трансмиссия ZF, установленная в Challenger SRT Hellcat, способна осуществлять переключения всего за 160 миллисекунд, что довольно быстро и может даже конкурировать с некоторыми автомобилями с двойным сцеплением, которые часто упоминаются как самые быстрые из продаваемых транспортных средств.
Для справки: Bugatti Veyron способен сдвинуться с места за 8 мс, в то время как Nissan GTR делает это за 150 мс. Но спорт и стремление к рекордным показателям – не единственная сфера применения подрулевых манипуляторов коробки передач.
Он также пояснил, что на гоночной полосе, где SRT Hellcat является лидером по большинству показателей, автоматический режим является самым быстрым методом достижения финишной черты. Hellcat разгоняется от нуля до 100 км/час в середине рабочего диапазона третьей передачи. А National Hot Rod Association (NHRA) документально зафиксировал прохождение официальной дистанции в четверть мили за 11,2 секунды с гражданскими шинами или 10,8 секунды на радиальных шинах с пониженным сопротивлением качению, «Hellcat прошёл сертификацию NHRA, работая исключительно в автоматическом режиме», сказал Хеушле.
Ручной режим как объективная необходимость
Если абстрагироваться от вопросов разгонной динамики и повышения производительности, то существует и более практичное применение конструкции подрулевых переключателей. Экперт в вопросах создания грузовых автомобилей Стивен Элмер прокомментировал это так: «При буксировке тяжёлого прицепа, особенно на затяжных спусках или подъёмах, может возникнуть необходимость выполнения переключений, при этом для сохранения контроля за поведением автомобиля желательно не отрывать руки от руля».
При управлении внедорожниками или кроссоверами, оснащенными подрулевыми переключателями, например, Jeep Grand Cherokee или Subaru Outback, водители могут использовать переключатели быстрой смены передач при приближении к холму, чтобы поддерживать постоянное ускорение. Верно и обратное: они могут вручную затормозить автомобиль при затяжном спуске или приближении к затору. Автоматика не может видеть холмы и анализировать предстоящую ситуацию, поэтому изменение передач в ожидании подъёма или спуска позволит более эффективно использовать ресурсы автомобиля.
Хеушле поясняет, что торможение двигателем, которое возможно только в ручном режиме, не повредит дорогостоящую трансмиссию. «Мы готовы, в соответствии с потребностями клиентов, оснащать автомобили такими переключателями», сказал он. «При этом автоматика не позволит вам перейти на пониженную передачу, когда обороты двигателя близки к максимальнам». Он добавил, что SRT и ZF проводят много испытаний, чтобы гарантировать, что трансмиссии могут справиться с жесткими условиями повседневной эксплуатации.
«Тесты на выносливость осуществляются именно в ручном режиме, что позволяет нам гарантировать высокий ресурс узлов и агрегатов». Конструктор рассказал, как проходят эти испытания и каким нагрузкам подвергаются наиболее ответственные элементы. «Мы выполняем 50 проходов по полосе с самыми жесткими шинами, а затем 50 с радиальными, обладающими пониженным сопротивлением качению, обе команды двигаются настолько агрессивно, насколько это возможно».
Стоит отметить, что до недавнего времени лепестковые переключатели были прерогативой автоматических трансмиссий, однако в этом году широкой общественности конструкторы Master Shift представили разработку в области механических КПП. В автомобиле при этом сохранена педаль сцепления, а вот управление выбором ступени осуществляется подрулевыми электрифицированными переключателями.
Ещё один пример целесообразности автоматизации процесса переключения передач – движение по заснеженной дороге. Большая часть автоматики позволит машине стартовать на второй передаче, а не на первой, что ограничит количество крутящего момента, передаваемого на ведущие колеса, а также поможет предотвратить проскальзывание колес или потерю сцепления на снегу.
Большинство автомобилей может быть оснащено режимом движения по неоднородному покрытию, который автоматически делает то же самое, но подрулевые переключатели позволят водителю самому контролировать процесс. По словам Хейшле, переключатели — это «когда ты хочешь контролировать ситуацию. Вождение автомобиля – трудоёмкий процесс, автоматизация которого позволяет достичь наилучших результатов, однако, современный уровень технологий пока не позволяет полностью предусмотреть все возможные ситуации». И эти ситуации, как правило, связаны с предпочтениями водителя.
Так что, если вы не удовлетворены работой АКПП, сделайте всё самостоятельно, не бойтесь взять на себя управление.
Что такое подрулевой переключатель
Комбинированный многофункциональный переключатель 681.3709 состоит из соединителя, закрепленного на кронштейне вала рулевого механизма, и двух переключателей, установленных и зафиксированных с помощью пружинных защелок в соответствующих гнездах соединителя (11.17).
Перемещением рычага правого пе¬реключателя вверх параллельно плоскости рулевого колеса производится переключение режимов ра¬боты очистителя ветрового стекла. В этом направлении рычаг имеет четыре рабочих положения, первое из которых нефиксированное (//), служащее для кратковременной очи¬стки стекла при незначительном за¬грязнении. Далее следуют три фик¬сированных положения рычага, пред¬назначенных соответственно для включения прерывистого режима работы стеклоочистителя (///) и двух постоянных режимов его работы с малой и большой скоростями пе¬ремещения щеток (IV и V).
При перемещении рычага в той же плоскости от себя в обоих его положениях (фиксированном VII и возвратном VIII) происходит вклю¬чение очистителя стекла окна двери задка.
Для удобства подсоединения про¬водов в гнезда соединительных коло¬док клеммы переключателей имеют условные обозначения. Коммутация клемм при различных положениях рычагов подрулевого переключа¬теля приведена в табл. 11.22.
В эксплуатации необходимо сле¬дить за обеспечением надежного контактирования между агтекерными наконечниками жгута проводов в соединительных колодках и штеке¬рами переключателя, а также за надежностью крепления хомута сое¬динителя. В случае выхода из строя одного или обоих переключателей они подлежат замене.
Для демонтажа всего подруле¬вого переключателя необходимо снять рулевое колесо и кожуха рулевого управления и отсоединить колодки жгутов проводов и два провода контактных штырей звуко-
вых сигналов. Затем, ослабив стяж¬ной болт хомута соединителя, снять его с рулевой колонки и вынуть каждый переключатель из своего посадочного гнезда, предварительно сжав пружинные фиксирующие за¬щелки.
При необходимости замены толь¬ко переключателя световой сигнали¬зации или переключателя очистки стекол их демонтаж из соответст¬вующего гнезда соединителя можно-производить без снятия его с рулевой колонки. Для этого необходимо предварительно разъединить верх¬нюю и нижнюю половины кожуха рулевой колонки, не снимая при этом рулевого колеса, после чего обеспечивается доступ к фиксирую¬щим пружинным защелкам пере¬ключателей.
После установки исправного пе¬реключателя на место необходимо обеспечить надежную посадку ште¬керных соединительных колодок жгу¬тов проводов на выводные ште¬керы переключателей и проверить их работоспособность. Дальнейшая сборка демонтированных деталей рулевого управления производится в порядке, обратном произведенному перед снятием переключателя.
Суть — звуковые сигналы, включались нажатием кэлхокнопки, которая заботливо врезана в красивую приборную панель.
В этой записи постараемся восстановить работу сигнала по-человечески.
Т.к. уже была врезана кнопка, кинуты напрямую, слава Богу через реле, провода на сигнал, то понятно где самое слабое место — токопроводящее кольцо на руле или пластина на подрулевом выключателе. Снимаем руль и видим, что от пластины не осталось ровно ничего.
Переключатель подрулевой поворотов PATRON артикул P15-0037 — цена 10р 92коп (
5,5$)
Переключатель подрулевой стеклоочистителя PATRON артикул P15-0039 — цена 15р 30коп (
Переключатель стеклоочистителя брал за компанию, т.к. старые были коричневого цвета. Так же для работы стеклоочистителя в прерывистом режиме необходимо извлечь белый упор, в таком случае рычаг можно перевести в нижнее положение.
Я поставил переключатели от гольфа и прочего вага, у фирмы Polcar и заменителей есть переключатели на наш бус, они более длинные и не упираются в руль, ну я так думаю.
9565PZS2 Переключатель поворотов
9565PZW1 Переключатель стеклоочистителя
Теперь проверяем работоспособность кнопки звукового сигнала, на руле которая. Внутри кнопки находится контактная мембрана, которая замыкает контакты. Минус подводится внизу рулевой колонки и через коричневый провод уходит к сигналам.
Далее находим концы родных проводов, там же находим плюс и минус, при замкнутой кнопке конечно же. Родная схема, конечно, не идеальна, сигналы потребляют значительный ток и пускать его через контакты в кнопке не совсем правильно, лучше такие токи коммутировать через реле, но раньше видимо экономили на реле. У меня уже кто-то установил реле, вот только сделал бы это правильно…
Наши дополнительные сервисы и сайты:
e-mail:
tender@matrixplus.ru
icq:
skype:
телефон
+79173107418
г. С аратов
Для управления световой сигнализацией и стеклоочистителями под рулевым колесом установлен комбинированный переключатель 681.3709, который состоит из соединителя, закрепленного хомутом на рулевом механизме, и двух переключателей с рычагами, установленных в соответствующих гнездах соединителя (рис. 129).
Переключатели в корпусе соединителя фиксируются с помощью пластмассовых пружинных защелок. С помощью левого переключателя коммутируются цепи наружного освещения и световой сигнализации, а с помощью правого — цепи стеклоочистителей и омывателей лобового и заднего стекол и фар.
Жгуты проводов подсоединяются к обоим переключателям с помощью специальных соединительных колодок.
Конструкция переключателей обеспечивает возможность перемещения рычагов в двух направлениях: параллельном и перпендикулярном плоскости рулевого колеса, что значительно расширяет функциональные возможности изделия (рис. 130).
Рис. 129. Подрулевой переключатель: 1 — переключатель указателей поворота и света фар; 2 — соединитель; 3 — контактные штифты звукового сигнала; 4 — переключатель стеклоочистителя и стеклоомывателя
Перемещением рычага левого переключателя вверх или вниз параллельно плоскости рулевого колеса включаются соответственно правый или левый указатели поворотов. При этом каждое из указанных направлений имеет по два положения рычага: предварительное, нефиксированное (рычаг возвращается в исходное положение после снятия с него усилия руки) и конечное до упора, фиксированное. Из этого положения рычаг возвращается в нейтральную позицию либо автоматически при обратном повороте рулевого колеса, либо принудительно вручную. Нефиксированное положение рычага применяется для кратковременной подачи сигнала при незначительных поворотах рулевого колеса (перестроение в городских условиях движения, выезд от тротуара или с обочины дороги и др.).
Перемещение рычага перпендикулярно плоскости рулевого колеса имеет два фиксированных положения: первое — исходное, при котором включен ближний свет фар, и второе — при перемещении от себя до упора, когда включается дальний свет фар. Помимо этих предусмотрено нефиксируемое положение при нажатии рычага на себя. Этим обеспечивается кратковременное включение дальнего света фар, которое применяется в качестве сигнализации.
Режимы работы очистителя ветрового стекла переключаются перемещением рычага правого переключателя вверх параллельно плоскости рулевого колеса, Первое из четырех рабочих положений рычага в этом направлении — нефиксированное для кратковременной очистки стекла при незначительном загрязнении.
Рис. 130. Положения рычагов подрулевого переключателя: 1 — рычаг переключения указателей поворотов и света фар; 2 — рычаг переключения стеклоочистителей и стеклоомывателей
Дальнейшие положения рычага (фиксированные) предназначены соответственно для включения прерывистого режима работы стеклоочистителя и постоянного с малой и большой скоростями. Независимо от включенного режима работы стеклоочистителя нажатием рычага на себя перпендикулярно плоскости рулевого колеса (нефиксированное положение) включается электродвигатель омывателя ветрового стекла. Такое же перемещение рычага при включенных фарах обеспечивает работу очистителей и омывателей фар. Аналогичное перемещение рычага от себя (первое фиксированное положение) включает очиститель стекла двери задка, а при дальнейшем перемещении рычаг переходит в нефиксированное положение с той же функцией.
Удобство подсоединения проводов в гнездах соединительных колодок обеспечивается наличием условных обозначений клемм переключателя. В табл. 14 приведена коммутация клемм при различных положениях рычагов подрулевого переключателя.
В эксплуатации необходимо систематически следить за обеспечением надежного контакта между наконечниками проводов в соединительных колодках и штекерами переключателя, а также за надежностью крепления хомута переключателя. Демонтаж всего подрулевого переключателя производить после снятия рулевого колеса и кожухов рулевого управления. Затем, отсоединив колодки жгутов проводов и два провода контактных штырей звуковых сигналов, необходимо ослабить стяжной болт хомута соединителя. После снятия соединителя с рулевой колонки вынуть каждый переключатель из своего посадочного гнезда, предварительно сжав пружинные фиксирующие защелки. При замене только переключателя световой сигнализации или переключателя стеклоочистителей их демонтаж из соответствующего гнезда можно производить без снятия соединителя с рулевой колонки. Доступ к фиксирующим защелкам переключателей в этом случае обеспечивается при разъединении верхней и нижней половин кожуха рулевой колонки без снятия рулевою колеса.
После установки переключателей на место необходимо обеспечить надежную посадку соединительных колодок на выводные штекеры переключателей и проверить их работоспособность. Дальнейшая сборка демонтированных деталей рулевого управления производится в обратном порядке.
форсунок в ультразвуковых ваннах и на стендах
широкого применения
для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.