Что такое подлинный голос

Истинный голос: как услышать свой настоящий тембр голоса (без диктофона)

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

А вам знакомо то чувство, когда слышишь свой голос в записи, и не знаешь, смеяться или плакать? В голове крутится только одна мысль: «не может быть, мой голос звучит совсем иначе!». Не переживайте, это знакомо каждому. Хорошая новость: голос в записи зачастую искажён. Особенно, на диктофоне. Плохая новость: даже это искажение куда ближе к вашему «истинному» голосу, чем то, как вы его себе представляете. Так как же услышать свой настоящий тембр? Есть один простой способ.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

С «эффектом диктофона» хотя бы раз сталкивался каждый. Услышать свой голос со стороны – опыт забавный, но смущающий. А порой и вовсе шокирующий. Ведь он такой…другой. Но дело в том, что ежедневно в разговоре с близкими мы слышим не совсем «свой» голос. А его искажение, которое получается, когда звуковые волны из гортани проходят через жидкость, заполняющую наши внутренние органы. Например, через жидкость внутреннего уха и воздух среднего. Немало преград, правда? А вот окружающие или техника фиксируют вибрации, которые исходят из гортани и распространяются по воздуху. Без всяких лишних барьеров. А потом «наш» голос, который слышим мы сами и «наш» же голос, который воспринимают другие – две большие разницы.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

С технической стороной немного разобрались. Так как же услышать свой «истинный» голос, не прибегая к записи? Ведь помехи и технические неточности тоже никто не отменял. Есть один способ, который давно используют педагоги по вокалу. Нужно всего лишь приложить к каждому уху тонкую папку, журнал или другой «экран» (как на фото) и поговорить или спеть что-нибудь. Теперь вы услышите то самое «отражение», которое ежедневно слышат ваши собеседники. Не нравится? Это только от новизны. Ничего, привыкнете.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Актёр озвучивания поделился лайфхаком, как услышать свой настоящий голос со стороны

Каждый, кто когда-нибудь слышал себя на записи, стыдливо закрывал уши в надежде прекратить пытку. Значит, большинство людей и не догадывается, как они звучат на самом деле. Блогер поделился лайфхаком, как решить эту проблему и наконец начать управлять своим голосом.

28-летний актёр озвучивания Боб Физер рассказал своим подписчикам в TikTok об устройстве нашего голоса, почему мы слышим его другим и как преодолеть это искажение. Конечно, видео быстро стало вирусным: несколько миллионов просмотров и сотни тысяч лайков.

Однажды утром я решил поделиться лайфхаком, потому что понял, что, должно быть, не многие люди знают, как они звучат на самом деле. Думаю, это поможет начинающему актёру озвучивания лучше контролировать свой голос

Тот голос, с которым вы знакомы, это то, что множество раз отражается в вашем черепе. Так что всё время вы слышите его искажённую версию. Когда же вы разговариваете с другими людьми, звук попадает в них с минимумом отражений

Оказывается, чтобы услышать свой реальный голос, нужны всего лишь собственные руки. Боб кладёт их перед ушами и раздвигает, словно ящерица. Блогер утверждает, что если вы будете говорить, держа ладони таким образом, то сразу будете понимать, как другие воспринимают вас.

В отличие от способа, когда человек записывает себя на диктофон, тут разница слышна «в режиме реального времени». Вы тут же звучите уже не так глупо и массивно, как привыкли. Так каждый, занимающийся развитием голоса, может прямо во время выполнения упражнений отслеживать свой реальный прогресс, пишет BuzzFeed.

Источник

Урок 1. Как работает голос. Физика и анатомия извлечения звука

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голосЧтобы эффективно работать над развитием голоса и речи, необходимо понимать, что такое вообще звук, голос и речь. Поэтому цель данного урока – разобраться, что такое звук, голос и речь с точки зрения физики и анатомии. Чтобы добиться положительного результата, нужно понимать оба аспекта. Знание анатомии поможет научиться управлять голосом, а понимание физических основ звука – визуализировать результат занятий и контролировать правильное звукоизвлечение.

В данном уроке мы рассмотрим физику звука, физику и анатомию голоса, а также узнаем, как работает голос и что общего в развитии голоса и речи. Также мы дадим ссылки на полезные сервисы, которые помогут вам провести самостоятельную диагностику возможностей своего голоса, если у вас есть такое желание.

Мы рекомендуем это сделать, чтобы вам было проще и нагляднее увидеть прогресс после того, как вы начнете работать с голосом.

Содержание:

Итак, план действий на ближайший урок у нас намечен, поэтому приступаем к делу!

Что такое звук и голос с точки зрения физики

Начнем с того, что такое звук и голос с точки зрения физики. Звук – физическое явление, представляющее собой распространение механических волновых колебаний.

С точки зрения физики звук имеет три свойства:

Высота зависит от частоты колебаний. Колебания происходят с определенной периодичностью и измеряются в герцах. Герц – это единица частоты периодических процессов в Международной системе единиц, а также в системах единиц СГС и МКГСС.

Сила звука (она же громкость) зависит от амплитуды колебаний. Больше амплитуда – сильнее звук. Единица измерения силы звука – децибел (дБ). Для примера: шелест листьев – около 10 дБ, а громкий разговор – до 90 дБ.

Звуковой спектр – это совокупность добавочных колебаний или обертонов, возникающих вместе с основной частотой. Это особенно четко можно наблюдать в музыке или пении. Обертона повышают основной тон в кратных соотношениях (overtone: оver – над, tone – тон) и придают звуку дополнительную окраску, т.е. тембр.

Звуки с периодическими (одинаковыми и равномерно повторяющимися) волновыми колебаниями называются музыкальными тонами. Звуковые колебания непериодической повторяемости не являются музыкальными тонами. Это, например, скрип, треск и прочие звуки.

О силе звука и звуковых спектрах мы поговорим в следующих уроках, а сейчас вернемся к высоте звука.

Виды звука по высоте:

Таким образом, чем больше частота колебаний, тем выше звук. В контексте нашего курса по развитию голоса нас интересует слышимый диапазон, т.е. 16-20 000 Гц. В нижней части диапазона звук субъективно воспринимается как более глухой и басистый, в верхней части – как более тонкий и звонкий. Весь слышимый диапазон звуков распределен по так называемой нотно-октавной шкале (см. рис.1а), построенной на основе двоичной системы.

Дело в том, что звуки, частота которых различается в 2 раза (в 2 раза выше или ниже), воспринимаются на слух как сходные. Музыкантам эта таблица хорошо знакома, а всем остальным она представлена для осмысления, насколько велики возможности человеческого слуха и, соответственно, голоса. В обозначения нот и октав можно пока не вникать. Эту тему мы затронем, когда будем говорить о развитии певческого голоса.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Итак, мы подошли к тому, что такое голос, и чем он отличается от звука. Звук – это более широкое понятие. В контексте нашего курса звук – это абсолютно все, что мы можем услышать. Это пение птиц, шелест травы, плеск воды, рокот мотора, жужжание принтера, звон бокалов и, конечно, человеческий голос.

Голос – это результат работы голосового аппарата и органов звукоизвлечения (об их строении с точки зрения анатомии мы поговорим позже). Возможности голоса несколько меньше, чем возможности человеческого уха, в том плане, что даже рекордсмены не могут охватить голосом всю гамму звуков в диапазоне 16-20 000 Гц. Правда, некоторые из них могут выйти за пределы слышимого диапазона.

Голоса-рекордсмены из Книги рекордов Гиннеса:

К слову, в музыке принято использовать далеко не весь слышимый диапазон. В этом легко убедиться, взглянув на клавиши фортепиано. Все 88 клавиш (36 черных и 52 белых) охватывают диапазон от «ля» субконтроктавы (27,5 Гц) до ноты «до» 5-й октавы (4 186 Гц). Этого полностью достаточно, чтобы воспроизвести любое музыкальное произведение, комфортное для человеческого уха и того, как мы слышим звуки.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Возможности собственного голоса вы можете проверить, скачав Pano Tuner и разрешив приложению доступ к микрофону. Попробуйте взять самую высокую и самую низкую доступную вам сейчас ноту, но не делайте более трех попыток подряд, т.к. это может привести к перенапряжению голосового аппарата. Зафиксируйте результат и повторите опыт после прохождения нашего курса. Если вы ранее никогда не занимались тренировкой голоса и не работали над расширением диапазона, возможно, у вас это получится сейчас, когда вы изучите анатомию голоса и приемы, помогающие звукоизвлечению.

Есть варианты, доступные онлайн без предварительного скачивания приложений. Например, сервис Vocal Max. Для старта нажмите на кнопку «Начать», выберите ноту, с которой вам удобнее стартовать, и возьмите ее. Как только вы в нее попадете, она поменяет цвет, а следующий шаг будет возможен только на любую из соседних нот как вверх, так и вниз. Если вы пока не разбираетесь в нотах, попробуйте взять ноту «до» 1-й октавы – она есть в диапазоне практически каждого человека. Изучив предыдущую иллюстрацию, вы ее легко найдете самостоятельно.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

По мере того, как вы будете брать каждую из последующих нот, они также будут менять цвет. Когда вы исчерпаете свой диапазон, нажмите «Закончить» и сохраните результат, допустим, в виде скриншота. Скорее всего, через 1-2 месяца тренировок ваш диапазон станет шире.

И, наконец, речь. Речь – это совместный результат работы голосового аппарата и мышления. Если для того чтобы издавать просто звуки (крик, плач, стон и другие), нам достаточно задействовать голосовой аппарат, для речи нужно предварительное осмысление того, что вы хотите сказать. Для речи используется меньший диапазон голоса, чем для разного рода звуков – крика, плача, стона и других.

Различают внутреннюю и внешнюю речь, но в контексте нашего курса нас интересует, в первую очередь, развитие внешней речи, где задействуются органы звукоизвлечения. В то же время красивая внешняя речь невозможна без развития внутренней речи, т.е. планирования и контроля «в уме» речевых действий, внутреннего проговаривания запланированных фраз.

Кстати, в нашем курсе вы узнаете, что звукоизвлечение тоже можно планировать! «В уме» можно репетировать не только текст будущего сообщения, но также его эмоциональную насыщенность, громкость, высоту. А поможет в этом осмысленный подход к звукоизвлечению, знание анатомии голоса и понимание, как те или иные движения и положения органов звукоизвлечения влияют на ваш голос и вашу речь.

Что такое звук и голос с точки зрения анатомии

Голос – это звук, возникающий с помощью выдыхаемого воздуха, колебания голосовых связок и резонирования. При этом голосовые складки (или связки – мы будем использовать оба термина) участвуют лишь в тонком управлении голосом, а основную работу выполняет воздушный поток и резонанс.

Для понимания, как работает голос и как формируется речь, нам необходимо изучить устройство звукового аппарата человека. Разделим задачу на две составляющие: как устроен голосовой аппарат и как устроен слух. Начнем с голоса.

Общее устройство дыхательной системы и голосового аппарата:

1легкие;
2грудная клетка;
3диафрагма;
4брюшной пресс;
5бронхи;
6трахея;
7гортань;
8голосовые связки (находятся внутри гортани);
9глотка;
10полость рта;
11полость носа с придаточными полостями;
12элементы нервной системы, проводящие и передающие сигналы, соединяющие органы голосообразования с мозговыми центрами.

Мы рассматриваем дыхательную систему и голосовой аппарат как единое целое, потому что звукоизвлечение происходит за счет выдыхаемого воздуха. Настоятельно рекомендуем сначала изучить строение дыхательной системы и голосового аппарата в самом общем схематичном виде, а уже потом перейти к подробному изучению, анализируя иллюстрации со все большим количеством элементов и подробностей.

Вот простая иллюстрация:

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

А вот более сложная:

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Такой подход позволит вам не запутаться, изучая звукоизвлечение и голосообразование, и соблюсти постепенный переход от простого к сложному.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Теперь перейдем к тому, как именно происходит звукоизвлечение. Рассмотрим процесс поэтапно.

Звукоизвлечение – как происходит:

Так образуется голос:

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Остановимся подробнее на зависимости высоты голоса от связок. Высота голоса, т.е. частота звуковых колебаний, зависит как от напряжения, так и от длины голосовых связок.

Коротким связкам колебаться легче, поэтому они могут совершать большее число колебаний в единицу времени. Чем больше колебаний, тем выше голос. Длинные связки «раскачать» тяжелее, поэтому они способны совершать меньшее число колебаний в единицу времени. Чем меньше колебаний, тем ниже голос.

Это явление можно образно сравнить с размахом крыльев у птиц. Так, скорость взмаха крыльев миниатюрной колибри составляет от 50 до 80, а у некоторых видов до 200 взмахов за секунду. А такая заметно более крупная птица как аист, совершает всего 2 (два!) взмаха крыльями в секунду.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Посмотрев на диаграмму зависимости высоты голоса от длины голосовых связок, можно условно сказать, что басы – это наши аисты, а сопрано – это колибри. Это деление, принятое в академической опере, весьма условно. Есть люди, чей голосовой диапазон выходит далеко за рамки какого-то одного типа голоса.

Например, певец Димаш имеет диапазон в 6 октав + 5 полутонов от «ля» контроктавы до ноты «ре» 5-й октавы. Таким образом, его голос полностью вмещает диапазон, в котором поет баритон, тенор, альт и сопрано, а также захватывает верхнюю часть басового регистра и часть так называемого «свисткового регистра», который выходит за пределы верхних нот сопрано. Посмотрев выступление Димаша, можно услышать, как филигранно он тянет ноты мелодии композиции (не путать с текстом песни!) в свистковом регистре:

Тут мы подошли вплотную к разнице между образованием голоса и образованием речи. Из первой части нашего урока вы уже знаете, что голос – это более широкое понятие, чем речь. Голос без речи возможен – например, крик, стон, плач, а вот речь без голоса невозможна никак.

В образовании речи большую роль играет положение языка, губ, мягкого и твердого неба. С их помощью мы создаем ту или иную форму ротовой полости. Та или иная форма ротовой полости позволяет направить поток воздуха в ту или иную сторону, чем и предопределяется разница звуков, получаемых при разном положении языка, губ, мягкого и твердого неба.

Теперь пару слов о том, куда направлять поток воздуха. По умолчанию поток воздуха направляется в резонаторы – полости внутри организма, отражаясь внутри которых, он превращается в звук. Основными резонаторами для человеческого голоса являются глотка, ротовая и носовая полости и трахея. Также резонировать способны придаточные пазухи, теменная кость, прочие полости внутри черепа.

Этим, кстати, объясняется, почему мы слышим собственный голос иначе, чем слушающие нас люди. Мы воспринимаем волновые колебания от черепа и прочих резонирующих полостей, которые проходят через наш организм. Таким образом, мы воспринимаем голос, который издаем, не только посредством слуха. А все наши слушатели воспринимают наш голос исключительно через свой слух. Поэтому, если мы хотим узнать, как слышат наш голос окружающие, нужно сделать аудиозапись – например, на диктофон в смартфоне.

Ввиду того, что наш курс носит прикладной характер, тут будет уместным уточнить пару моментов. В большинстве курсов, обучающих ораторскому мастерству, вокалу, технике речи, вам встретится такое понятие как «грудной резонатор». Это некоторая условность, связанная с тем, что среднестатистическому человеку сложно представить, где у него находится трахея, однако очень легко ощутить вибрации внутри грудной клетки.

Поэтому, если вы захотите расширить нижнюю часть голосового диапазона, поработать над красивым звучанием низких нот своего голоса, следует быть готовыми к тому, что вам будут встречаться формулировки наподобие «работа грудного резонатора», «упражнения для развития грудного резонатора» и т.д.

Забегая вперед, скажем, что в уроке №2 мы затронем тему раскрытия резонаторов, в том числе грудного, и подробнее объясним термины, чтобы в дальнейшем вы могли самостоятельно пользоваться любыми книгами и онлайн-ресурсами по углубленному обучению технике речи и/или вокалу.

Итак, резонаторы – это природные усилители нашего голоса внутри нашего организма, позволяющие сделать голос выше или ниже, звонче или тише, обогатить окраску тембра. Научившись управлять потоком воздуха и направлять его в тот или иной резонатор, вы научитесь управлять своим голосом так, как посчитаете нужным.

Чтобы понять, что такое резонанс, нужно вспомнить молодость – примерно старшую или среднюю группу детского садика – когда мы дули на листок бумаги и получали самый настоящий свист. Или когда делали «телефон» из стаканчиков и веревочки. Смысл в том, что нить должна быть натянута, и только тогда по ней можно передать звук. К слову, вы можете воспроизвести этот эксперимент и сейчас. Заодно познакомите с основами физики своих детей или племянников. Видеоинструкция прилагается:

К слову, обратите внимание, что на 01:25 в кадр попадает акустическая гитара. Звучание гитары – это тоже пример резонанса. Волновые колебания идут через отверстие деки внутрь корпуса и преобразуются в звуки, высота которых зависит от того, какую струну и на каком ладу вы зажали. В данном случае струны являются аналогом голосовых связок. У электрогитары с цельной декой тоже есть внутри резонирующие полости, просто они не видны снаружи. Электрическая часть лишь усиливает механические волновые колебания, воспринимаемые человеческим слухом. И вот теперь мы вплотную подошли к устройству слуха.

Устройство слуха

Слух, голос и речь тесно взаимосвязаны. Если, например, потеря слуха произошла в доречевом периоде, человек так и не научится говорить. При остаточном слухе человек может получить речевые навыки с помощью слухового аппарата, усиливающего звук настолько, чтобы его можно было услышать.

Как устроен слух:

Вот простая иллюстрация:

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

А теперь более сложная:

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Улавливаемые наружным ухом звуковые волны, ударяют в барабанную перепонку и заставляют ее вибрировать. Колебания передаются в среднее ухо. В свою очередь, внутреннее ухо состоит из двух компонентов. Первый компонент – это преддверия и полукружные каналы, которые отвечают за чувство равновесия и положения тела в пространстве, из-за чего данный элемент часто обозначают как «орган равновесия».

Второй компонент внутреннего уха – это так называемая улитка, заполненная жидкостью, которая вибрирует под воздействием волновых колебаний. Внутри улитки находится специальный орган (кортиев орган), который непосредственно отвечает за слух. Он содержит около 30 тысяч клеток, улавливающих звуковые колебания и передающих сигнал к слуховой зоне коры головного мозга. Каждая клетка настроена на определенную частоту, и, если часть из них погибнет, человек перестанет слышать звуки на той частоте, за которую отвечали погибшие клетки.

Также стоит подробнее рассказать про слуховые проводящие пути. Это группа нервных волокон, отвечающих за передачу нервных импульсов от улитки к слуховым центрам, расположенным в височных долях головного мозга. В головном мозге происходит обработка и анализ комплексных звуков (речь, мелодия, песня). Скорость передачи аудиосигнала от наружного уха к центрам мозга происходит за 10 миллисекунд.

Представление о том, как устроен слух, как мы слышим звуки позволяет лучше понять, что такое музыкальный слух и как его развить. Большинство из нас слышали выражение, что «неработающие органы атрофируются». Это в полной мере относится и к элементам устройства человеческого слуха.

Чем большее количество клеток из тех 30 тысяч, улавливающих звуковые колебания и передающих сигнал к слуховой зоне коры головного мозга, вы заставите работать, тем более тренированным будет ваш слух. Если вы будете слушать звуки на разной частоте, со временем вы потренируете каждую клеточку кортиева органа. Они начнут быстрее реагировать на «свою» частоту.

Соответственно, нервные волокна, которые отвечают за передачу нервных импульсов от улитки к слуховым центрам, будут быстрее передавать максимально точную информацию к слуховым центрам, расположенным в височных долях головного мозга. А обработка и анализ комплексных звуков с каждым разом будут все детальнее и эффективнее.

Всем заинтересовавшимся рекомендуем прочитать статью на нашем сайте «Музыкальный слух: что это такое и как его развить». Если вы профессиональный музыкант, значительная часть информации вам будет известна. А вот если вы не знакомы с музыкальной грамотой, но планируете карьеру лектора, оратора, трибуна, педагога, психолога, вам стоит ознакомиться со статьей и взять некоторые элементы развития музыкального слуха на вооружение, т.к. это поможет вам в дальнейшем развитии голоса и речи уже после окончания нашего курса.

А сейчас подведем итоги урока. Сегодня вы изучили физику звука, физику и анатомию голоса, а также узнали, как работает голос и что общего в развитии голоса и речи. Вы узнали, что основными физическими характеристиками звука являются высота, сила и звуковой спектр, а также познакомились с устройством голосового аппарата, органов слуха и поняли, как происходит звукоизвлечение и голосообразование.

Закрепите полученные знания при помощи теста, после чего мы ждем вас на следующем уроке!

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

А теперь переходим к разбору голосовых характеристик.

Источник

Вопрос который давно всех мучал: «Какой наш голос настоящий,тот что на записи,или то что мы слышим?»

Данную статью вдохновил написать свой «мерзкий» голос на записи. И возник вопрос реалии восприятия его другими, действительно ли настоящий он такой, и почему? Сразу хочу всех обрадовать, что запись вашего голоса, на самом деле ложна для вашего восприятия, на самом деле для других, он звучит также как и для вас! Но чтобы прийти к этой истине, мне пришлось провести эксперимент, а ни что так не покажет истину, как сравнение.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Лига психотерапии

4.2K постов 22.6K подписчика

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.

Все посты и обсуждения по датам

Онлайн сейчас и за последние сутки

Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Послушай голос другого человека сначала вживую, а потом в записи. Если голоса не различаются, значит запись не врет. Ради эксперимента можешь несколько человек прослушать (кстати, можешь дать послушать им запись их собственной речи и спросить, похож ли их голос в записи на то, как они себя слышат). И если голос вживую не отличается от голоса на записи, то и твой собственный голос на записи не отличается от того, как его слышат другие.

А теперь представь

Настоящий голос на записи. И «в голове» тоже.
Нам просто он не привычен.
Но с появлением голосовых я стала так часто слышать свой голос, что теперь уже не слышу отличий голоса на записи и того что слышу напрямую.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

А вдруг так и есть?

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Правда ли, что у психических заболеваний обострения чаще всего приходятся на весну и осень?

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Распространено мнение, что люди, имеющие психические заболевания, более подвержены их обострению в весенний и осенний периоды. Мы решили проверить, на самом ли деле течение таких заболеваний связано с сезонностью.

(Для ЛЛ: да, только связь с сезонами разных заболеваний варьируется)

Контекст. Словосочетание «весеннее обострение» довольно общеупотребительно — его используют в СМИ, блогах и даже названиях художественных произведений. Российская рок-группа «Конец фильма» поёт «Весна — время школьников и самоубийц», а «Тараканы!» даже выпустили песню с названием «Весеннее обострение». Осеннее обострение наиболее известно как осенняя депрессия. Популярный сетевой автор Марта Кетро пишет: «В ноябре каждый порядочный человек должен от трёх до десяти дней проваляться в депрессии. Если вы почему-либо не валяетесь, как алюминиевая ложка, это говорит о недостаточно тонкой душевной организации. Поэтому хотя бы не признавайтесь никому, не позорьтесь».

В действующей сейчас Международной классификации болезней (МКБ) десятого пересмотра есть только одна позиция в разделе F («Психические расстройства и расстройства поведения»), связанная с временами года и сезонами, — сезонное депрессивное расстройство (F.33). В МКБ-11, переход на которую начинается с 1 января 2022 года, зависимость психического состояния от времени года трактуется чуть шире. Сезонный характер уже считается возможным при любом из аффективных расстройств (не только при депрессии, но и при биполярном аффективном расстройстве (БАР), а также циклотимии). Однако отсутствие у других заболеваний уточнения в МКБ о сезонном характере ещё не значит, что таких исследований не проводилось.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Самая очевидная причина связи между состоянием психики и погодой за окном, пожалуй, солнечный свет и температура. Социологические опросы говорят о том, что осеннее снижение настроения (не путать с клинически поставленным диагнозом депрессия) отмечают у себя до трети россиян. Исходя из общей логики и личных наблюдений, можно предположить, что параллельно с сокращением светового дня и понижением температуры настроение человека склонно ухудшаться, то есть у него проявляются депрессивные расстройства. И наоборот: стоит начать дню увеличиваться, а солнцу — дольше светить, как в психически неустойчивых людях начнут проявляться маниакальные акценты. Однако такая бытовая гипотеза слишком упрощает ситуацию. Также в такую закономерность невозможно встроить некоторые заболевания, в частности шизофрению. Однако в чём-то бытовая гипотеза совпадает с наблюдениями учёных.

Группа исследователей из Цюриха провела когортное долгосрочное наблюдение (более 20 лет) и выяснила, что на осенне-зимний период действительно приходится больше депрессивных эпизодов. Причём женщины подвержены сезонному ухудшению состояния в пять раз сильнее, чем мужчины. В англоязычном пространстве уже в 1998 году использовался термин, объясняющий зависимость психологического состояния от погоды, — сезонное аффективное расстройство (seasonal affective disorder, SAD). Так как большинство наблюдаемых жаловались на ухудшение настроения именно в осенне-зимний период, основной причиной его возникновения посчитали как раз уменьшение солнечного света и в 2011 году предложили метод лечения такого расстройства — светотерапию. Однако спустя четыре года появились сомнения в её эффективности и вопросы к методологии проводимых исследований. При этом учёные сошлись в том, что осенне-зимняя депрессия как отдельный вид расстройства действительно существует. А в 2015 году учёные обнаружили, что, помимо осенне-зимней депрессии, есть и инвертированная — летняя, а также предположили, что предрасположенность к депрессии может предопределять то, в какой сезон человек родился. Так, мыши, рождённые летом, были однозначно счастливее «осенне-весенних» и «зимних», при этом «зимние» оказались менее подвержены депрессии по сравнению с «осенне-весенними».

Также в период с поздней осени до ранней весны у пожилых людей сильнее снижаются когнитивные функции, чём в другие периоды. Учёные набрали группу из 3353 человек, у части которых была болезнь Альцгеймера (БА), и исследовали их память и когнитивные способности с помощью нескольких методик: нейропсихологического тестирования, анализа биомаркеров спинномозговой жидкости, а также вскрытия умерших и измерения экспрессии генов мозга. В результате исследования было доказано, что пожилые люди и с патологией БА, и без неё быстрее теряют когнитивные функции в осенне-зимний период по сравнению с весенне-летним.

Австралийские учёные задались целью определить, в какое время года чаще всего происходит манифестация (первое появление симптомов) шизофрении. Проанализировав обращения в медучреждения за шесть лет, они сделали вывод, что пик приходится на август (с поправкой на Южное полушарие — на конец зимы и раннюю весну. С австралийскими учёными согласны австрийские. Собрав базу из 110 735 пациентов, обращавшихся за помощью в период 2003–2016 годов, они отметили пик госпитализаций в январе и июне. А вот при БАР (оно же маниакально-депрессивное расстройство) сделать такой же вывод о сезонности госпитализаций (с любой стадией) не получилось. При этом смена пиков действительно имеет сезонный характер — «маниакальные эпизоды достигают пика весной / летом и в меньшей степени осенью, депрессивные эпизоды достигают пика в начале зимы, а в меньшей степени летом, смешанные эпизоды достигают пика ранней весной или в середине / конце лета». С этим выводом согласны и австралийские учёные, проанализировавшие данные 27 255 госпитализаций пациентов с БАР: на весну приходился максимум попаданий в больницу именно с маниакальной и гипоманиакальной симптоматикой.

Помимо манифестации шизофрении на весну и лето приходится пик самоубийств. Учёные проанализировали данные из Греции, Норвегии и Австралии (опять же с поправкой на другое полушарие) и выяснили, что из расчёта на 100 000 человек весной и зимой в среднем на два самоубийства больше, чем зимой и осенью.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

А Фотис Пападопулос, профессор психиатрии из Университета Уппсалы (Швеция), отмечает, что если зиму брать за исходную точку, то весной уровень самоубийств повышается аж на 20–60%. Таким образом, песня группы «Конец фильма» действительно не противоречит научным данным.

И хотя учёные уже однозначно установили зависимость обострения различных расстройств от времени года, до сих пор нет единого мнения, что служит тому причиной. Основные две гипотезы — это или длина светового дня, или всё-таки температура окружающей среды.

Таким образом, говорить об осеннем или весеннем обострении, подразумевая под первым снижение настроения, а под вторым — беспричинную эйфорию, действительно можно, однако следует учитывать, что есть люди с инвертированными циклами. При этом, учитывая, что многие из проанализированных заболеваний достаточно опасны, не стоит игнорировать их симптомы, объясняя всё сменой времён года, а лучше вовремя обращаться к специалистам, которые смогут подобрать грамотное лечение.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Говорил ли Зигмунд Фрейд: «Иногда сигара — это просто сигара»?

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Знаменитому психоаналитику приписывают фразу, призывающую не искать во всём сексуальный подтекст. Мы проверили, говорил ли Фрейд такое.

(Спойлер для ЛЛ: неправда, скорее всего.Пруфов найти не удалось)

Контекст. Портрет австрийского учёного с трубкой и указанной фразой давно стал в интернете популярным мемом. Не менее часто обращаются к цитате и в полноценных текстах — например, РИА «Новости», «Известия», Ксения Собчак, министр культуры Новосибирской области Василий Кузин, писатель Денис Драгунский, известный комик Джордж Карлин (18+) и многочисленные авторы книг по психологии. Вариант, в котором вместо сигары упоминается банан, прозвучавший в скетч-шоу Saturday Night Live в 1976 году, в дальнейшем превратился в расхожий анекдот. Также фраза послужила прообразом для множества похожих высказываний.

Если верить некоторым сборникам цитат, отец психоанализа произнёс эти ставшие крылатыми слова в ответ на вопрос одного из его учеников, «нет ли чего-либо символического в том, что он курит большие сигары». Страсть Фрейда к этим изделиям не подлежит сомнению — они играли важную роль в жизни психоаналитика и сегодня занимают важное место в музее учёного в Лондоне. Когда Гарри, 17-летний племянник Фрейда, однажды отказался от предложенной Зигмундом сигары, последний заявил:

«Мой мальчик, курение — это одно из величайших и при этом самых дешёвых удовольствий в жизни. И если ты заранее решил отказаться от курения, мне тебя искренне жаль».

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Одни из многочисленных портретов Фрейда с сигарами. © Freud Museum London.

Как пишет Smokers’ Magazine (и эти сведения подтверждаются многочисленными источниками), «Фрейд видел в сигарах источник своей работоспособности, его настроение напрямую зависело от сигар, и в отказе от курения он видел отказ от всего, чем была его жизнь. Все важные события, дела, процессы, наполняющие и составляющие его жизнь, так или иначе были связаны с сигарами. И не просто связаны, а выстраивались на них, используя курение сигар как фундамент для своего существования.

Зигмунд Фрейд не мог отказаться от сигар и искренне удивлялся тому, что этого от него требуют окружающие. Но всё же периодические попытки бросить курить он предпринимал и высказывался потом об этих непродолжительных периодах как о самых невыносимых отрезках его жизни». Даже рак ротовой полости, диагностированный, когда Фрейду было 67, не стал убедительным поводом для отказа — австриец курил до самой своей смерти в 83 года, перенеся 33 операции. Взаимоотношения Фрейда с сигарами занимают важное место в фильме 2018 года «Мой друг Зигмунд Фрейд».

Вписывалась ли любовь психоаналитика к сигарам в его собственные теории о природе оральных удовольствий? Безусловно. Об этом говорят и многочисленные труды Фрейда, и статьи на сайте его музея. Из этого следует, что цитата, которую приписывают Фрейду, была в какой-то мере самоиронией, антифрейдистской шуткой.

В 2001 году Алан Элмс, профессор психологии Калифорнийского университета в Дейвисе, опубликовал статью под названием «Апокрифический Фрейд», посвящённую трём самым известным «цитатам» венского доктора. Проведённое им исследование показало, что впервые в печати цитата о сигаре появляется в сноске к статье 1950 года «Место действия в изменении личности» Аллена Уилиса, вышедшей в американском журнале Psychiatry. Автор статьи датирует фразу примерно 1920 годом («спустя 30 лет после знаменитого замечания Фрейда о том, что «сигара — это иногда просто сигара»»), а скончался знаменитый австриец в 1939 году. При этом найти ничего подобного в прижизненных работах или письмах Фрейда исследователю не удалось.

Более того, популярность фразы в том или ином виде, прослеживаемая после 1950 года, сначала касалась только английского языка, а вот на немецком цитата долгое время не получала распространения. В частности, в 1954 году афоризм привели в одном американском юридическом издании, а в 1961 году — в работе историка и биографа Фрейда Питера Гея. Последний признался Элмсу, что не может найти первоисточник использованной им цитаты, и допустил вероятность апокрифа.

Наконец, попытка установить связь цитаты с визитом Фрейда в Университет Кларка в 1909 году (есть версия, что именно на тех лекциях и прозвучал знаменитый ответ) также не увенчалась успехом. Более того, во время одной из лекций учёный высказал, по сути, противоположную мысль:

«Вы уже заметили, что психоаналитик отличается особо строгой уверенностью в детерминации душевной жизни. Для него в психической жизни нет ничего мелкого, произвольного и случайного, он ожидает повсюду встретить достаточную мотивировку, где обыкновенно таких требований не предъявляется».

Вышеприведённые факты говорят о том, что Зигмунд Фрейд с высокой долей вероятности не является автором знаменитой цитаты о сигаре. По крайней мере, убедительных свидетельств обратного нет.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

(Все так же максимум два поста в день, ни спама, ни рекламы)

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Правда ли, что есть взаимосвязь между повышенной агрессивностью и компьютерными играми?

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Многие СМИ, блогеры и политики утверждают, что у людей повышается риск насильственных преступлений, если они проводят много времени за компьютерными стрелялками. Мы решили проверить, правда ли это.

(Спойлер для ЛЛ, хоть и сомневаюсь, что он тут нужен. Данных о связи между увлечением жестокими играми и повышенной агрессивностью нет. Есть пара нюансов, но ничего революционного)

Контекст. В частности, деформирующим влиянием компьютерных игр на психику пытаются объяснить и расстрел Андерсом Брейвиком 77 человек на острове Утёйя, и стрельбу в Казани. Высказывающиеся так объясняют это нормализацией в играх жестокости, происходящей на экране, и переносе её во внеигровую среду.

Учёные не раз задавались вопросом, как влияют шутеры на вероятность того, что игрок воплотит игровой сценарий в реальность. Одно из первых таких исследований было выполнено в 2000 году Американской психологической ассоциацией. Тогда специалисты провели сразу два эксперимента.

В первом отобрали учеников школы с негативной характеристикой от учитилей и проанализировали их игровые предпочтения. Полученные данные не отличались от среднестатистических: склонные к насилию и нарушению школьных правил подростки любили шутеры и файтинги ровно на том же уровне.

Во втором участников разделили на две группы: первые играли в агрессивную игру, а вторые — в спокойную. После прохождения определённого количества уровней участникам предложили «наказать» соперников, включая им в наушниках громкие неприятные звуки. Испытуемые, игравшие в агрессивную игру, делали это охотнее. Однако это исследование демонстировала крайне краткосрочные результаты.

Их выводы в прошлом году скорректировало исследование специалистов Мельбурнского университета. Они доказали, что повышение уровня агрессии является следствием не жестокости игр, а их соревновательности, сделав отсюда вывод, что аналогичная соревновательная деятельность (например, ставки на спорт) может провоцировать похожее повышение уровня агрессии.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Однако учёные сходятся во мнении, что закономерности вида «поиграл и пошёл стрелять» нет. В 2015 году Американская психологическая ассоциация, проанализировав более 100 исследований, заключила, что данных для утверждения о наличии такой закономерности нет. Глава той научной группы Марк Аппельбаум подытожил:

«Учёные изучают агрессивные игры уже более 20 лет, но до сих пор мы не располагаем достаточными данными, чтобы связывать их с насильственными преступлениями. Они являются одним из факторов риска — и только».

Учёные сакцентировали внимание, что подобные игры могут стать спусковым крючком (при наличии неблагополучной обстановки в семье, проявлений насилия против агрессора в прошлом и так далее), но не являются первопричиной подобного поведения.

Больше понимания в ситуацию внёс эксперимент Оксфордского института. Специально для него исследователи создали «мягкую» версию игры Half Life, в которой противник при поражении не погибал, а буквально растворялся в воздухе, следовательно, крови и реалистичных сцен смерти на экране почти не было. Также части испытуемых дали посмотреть обучающий ролик, а другая часть — действовала наугад.

Анализируя резульаты, исследователи пришли к следующему выводу: уровень агрессии повышался не от количества пролитой игроком крови, а от неспособности контролировать ситуацию и чувства беспомощности в игре (даладно.jpg). Куратор эксперимента, доктор Эндрю Пржибильски объяснил это так:

«Когда игрока приводит в замешательство недостаточно продуманный дизайн или он не может понять систему управления, то он зависает на одной задаче, не может продвинуться дальше в игре и поэтому злится».

Его коллега Ричард Райан идёт в своих выводах дальше:

«Мы считаем, что пользователей влечёт к таким играм не желание проявить свою агрессию, наоборот, агрессия возникает потому, что им не удаётся победить».

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Не с той игрой они эксперимент ставили.

Самые свежие результаты, относящиеся к возможности проявлений агрессии от жестоких компьютерных игр, были опубликованы в начале этого года. Они подводили итог длительного десятилетнего эксперимента, начатого в 2007–2009 годах.

В нём приняли участие дети 10–13 лет, которых разделили на три группы: тех, кто много играл в жестокие игры, кто играл в подобные игры в умеренных количествах и кто предпочитал неагрессивные компьютерные игры. Через десять лет учёные проанализировали отобранных детей и пришли к выводу, что уровень агрессивности от группы к группе не отличается.

Более того, группа учёных под руководством профессора Майкла Варда из Техасского университета пришла к выводу, что жестокие видеоигры могут снижать уровень агрессии, так как дают человеку возможность реализовать негативные сценарии в игре, а не в реальной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что в краткосрочной перспективе компьютерные игры действительно могут повышать уровень агрессии (особенно у изначально агрессивных игроков). Однако нет научных данных, показывающих причинно-следственную связь между серьёзным увлечением компьютерными стрелялками или другими играми с жестоким сюжетом и ростом агрессии.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

(Все так же максимум два поста в день, ни спама, ни рекламы)

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Дорогие друзья, как вы думаете, манера речи должна соответствовать теме? Чтобы стиль играл на стороне текста – увлекал, интриговал, дразнил. Так ведь лучше, правда?

Мы будем выражаться довольно фривольно, абы подогреть вас, ой, точнее ваш интерес к предмету статьи. А тема сегодня вкусная: манипуляции, хитрости, уловки в интернет маркетинге вообще и в кликбейте, в частности.

Вы попадали на Темные Паттерны поведения в пользовательском дизайне сайта или иного сервиса? Отвечу вместо вас и ваших комментариев – конечно, да! Вас вынуждали пройти регистрацию в один клик, оставить e-mail или посмотреть баннер; вас кидали на левые страницы и сайты; ваше внимание вязло в тизерах сомнительного содержания.

Все это происходило сотни, а то и тысячи раз, если вы после 40-ка и ветеран интернет баталий. А молодежь сегодня – как мальки в пруду подобных технологий, не завидую им.

У нас сегодня короткий обзор грязных рекламных делишек мира корпораций монстров.

Чтобы не плодить известных личностей и не участвовать в вакханалии репост-модерна, имя одного британского UX-дизайнера, автора термина Dark Patterns, оставим позади фрейма этого поста. Заинтересовавшись, вы и так способны найти его просто погуглив это.

Итак, Темные Паттерны – блуждания пользователя по интерфейсу, где он вероятно увидит замаскированную рекламу, с десяток раз на нее кликнет, потеряет из виду выход из аккаунта, добавит в корзину покупки экспресс-доставку, скачает антивирус, антишпион и какой-то “уж очень нужный” ему браузер.

Короче, сразу выгружаю перечень таких техник, в порядке нумерации для вас, но в порядке случайности при написании для меня:

1. Невозможность удалить аккаунт легко и быстро. Сложно найти ту заветную кнопочку удаления среди лабиринта настроек, а может быть, она вовсе не там и спрятана в километровом манускрипте текста пользовательского соглашения.

2. Bait & Switch (Заманить и Подменить) – обещать одно, а подсунуть другое. Пример: захотели прочитать статью на сайте – вам предложат пройти бесплатную регистрацию. Окей, вы сделали это! А платную подписку оформить еще не желаете? Такая себе воронка продаж!

3. Native advertising (Нативная реклама). Реклама маскированная под целевую для вас часть контента или повторяющая стиль навигации сайта, чтобы вы ее по ошибке кликнули.

4. Teaser Ads – реклама, дразнящая своей непристойностью, как артистка бурлеска. Броское объявление это уже классика жанра и мастерство написания цепляющих заголовков.

Пример: вы отписываетесь от новостной рассылки на вашу почту на сайте агентства. Вам предстоит подтвердить целевое действие, где будет маячить примерно такой текст: “Вы отписались от нашей рассылки. Мы огорчены и подавлены этим, вы не увидите больше наших лучших статей”.

Если гость не примет решение купить товар сейчас же, он упустит выгоду.

7. Roach Motel, дословный перевод – мотель для тараканов, но более подходящая идиома в русском языке – ловушка для мышей. Суть в том, чтобы дать посетителю удобный способ быстро попасть в нужную ситуацию.

Пример: покупка “в один клик” или “оставьте телефон – мы вам перезвоним в течении пяти минут”, все это освобождает человека от якобы лишней работы. Лень, в данном случае, не стимул прогресса.

На этом все. Будьте внимательны и удачи!

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Мы теряем мозг: почему выживает глупейший

Происхождение человеческого мозга относится к главным загадкам эволюции и к одной из наиболее дискуссионных тем в биологической науке. Почему в какой-то момент времени эволюция поддержала развитие мозга у одной из ветвей приматов? Почему мозг так стремительно вырос за столь короткий период? И почему в течение 30 000 лет мозг homo sapiens постоянно теряет в весе?

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Чтобы ответить на эти вопросы, придется обратиться к интересным метаморфозам, происходившим с древнейшими предками человечества миллионы лет назад. До появления человека эволюция совершалась традиционным способом. «Топливо» эволюции — полиморфизм, вариабельность, изменчивость внутри одного вида. Если внешние условия обитания не изменялись, признаки вида сохранялись более-менее консервативно, если же условия претерпевали изменения, то полиморфизм позволял выжить тем существам, у которых оказывались более пригодные для изменившихся условий качества. А вот когда изменчивость признаков не перекрывала изменившихся условий, популяция вымирала. Естественный отбор — это вечное противостояние множественности признаков и давления среды. Сумели животные отыскать себе еду — хорошо, не сумели — вымерли. Есть возможность размножаться — хорошо, нет — все опять же вымерли.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Лобная доля, ставшая морфологической основой человеческого интеллекта, изначально имела задачу торможения животных инстинктов.
Только благодаря любной доле человек способен отказаться от еды, поделившись ею с ближним и поддержав тем самым отношения внутри социума. И этому есть одно простое доказательство.
Все знают, что некоторые дамы, слишком сильно озабоченные похудением, стараются есть как можно меньше, и при достижении веса около 40 кг у них нередко начинается болезнь под названием анорексия. Больных анорексией заставить есть практически невозможно, и современная медицина бессильна помочь этим несчастным. В итоге эти женщины безвременно уходят из жизни. Зато лет 60 назад, когда медицина была не столь гуманной, больным анорексией вводили острый скальпель в нижнюю часть височной области и отсекали лобную долю. Через некоторое время у пациенток восстанавливался аппетит и менструальный цикл и они возвращались к нормальной жизни. Ну или почти нормальной. Та часть мозга, которая вопреки животным инстинктам давала нам возможность отказаться от еды, переставала работать и мысль о неприятии еды человека больше не посещала.
Лобная доля поддерживала общественные связи у древних гоминид. Кто оказывался не способен делиться едой, того съедали самого или изгоняли. Поэтому всего за несколько миллионов лет лобные области мозга очень быстро выросли и однажды стали основой разума.
Человек — естественная часть природы, и долгое время эволюция человеческого мозга шла по тем же биологическим законам. Шла она не то чтобы очень быстро, да и само появление приматов (около 65 млн лет назад) нельзя считать какой-то вершиной эволюции — это не что иное, как приспособление млекопитающих к жизни на деревьях. Настоящая человеческая история в обезьяньем мире началась в тот момент, когда возникли необычные условия, то есть та самая переходная среда, которая в корне изменила характер эволюции человеческого мозга. Понятно, что ни с того ни с сего столь серьезные перемены, приведшие в конечном итоге к появлению homo sapiens, произойти не могли. Чтобы объяснить причину этих революционных преобразований, масса теоретиков склоняется к разным формам так называемой речесоциально-трудовой теории. Дескать, человек стал общаться, стал трудиться, и тогда мозг начал радикальным образом меняться. Однако эта теория не выдерживает даже поверхностной критики. Сейчас известно много видов животных, использующих орудия, системы сложных коммуникаций и развитую структуру сообществ, но это так и не привело к появлению крупного мозга. Так что же произошло?
РАЙ НАХОДИЛСЯ В АФРИКЕ.
Судя по всему, архетип человеческого мозга сформировался в определенной уникальной среде в результате длительного биологического процесса. В какой-то момент времени, примерно 15 млн лет назад, на востоке Африки сложились очень благоприятные условия для жизни любых млекопитающих. Тогда в субтропиках или в тропиках, в полузатопленных местах, в неглубоких проточных водоемах в огромных количествах размножались какие-то вкусные и питательные животные — беспозвоночные или рыбы. На этих существах паразитировало огромное количество птиц и других животных. Среди последних и оказались наши далекие предки — тогда они были чуть поменьше современных шимпанзе. И в наши дни в Норвегии можно увидеть, как во время нереста сельди медведи заходят на задних лапах вводу и, стоя там по грудь, черпают лапами икру и едят ее, пока не насытятся. Вот и нашим предкам достаточно было войти в воду и слегка почерпать лапками, чтобы наесться.
Такой полуводный образ жизни, кстати, хорошо объясняет происхождение двуногости. Понятно, что чем дальше животное может зайти в воду, тем больше оно сможет собрать там пищи. Но заходить на глубину на четвереньках неудобно, поэтому и норвежские медведи, и многие современные приматы вступают в воду, стоя на двух ногах. При этом передвижение на двух ногах освободило передние конечности, которые тоже пригодились. Поскольку, как уже говорилось, водные животные стали обильной пищей птицам, последние активно размножались, а значит, несли яйца. Чтобы доставать яйца из гнезд и употреблять в пищу, предкам человека нужны были руки.
Если фрукты для лазящих животных легкодоступны, то получение белковой пищи дается приматам с большим трудом. В погоне за мясом современные обезьяны охотятся даже на других обезьян. А вот в «африканском раю», сложившемся 15 млн лет назад, с высококачественной белковой пищей у тогдашних приматов не было никаких проблем: икра и птичьи яйца находились почти на расстоянии вытянутой руки. Все это привело к формированию группы животных, практически выпавших из системы отбора: зачем меняться, если условия среды близки к райским? Однако, как известно, при избытке пищи животных вообще ничего не интересует, кроме размножения. Обилие еды, таким образом, усилило конкуренцию при размножении и, как следствие, стало причиной гонки за доминантность.
МЫСЛЬ ИЗРЕЧЁННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ
Одним из последствий сложившейся ситуации стала речь, которая, по-видимому, зародилась как раз в «райский» период. Речь могла возникнуть как способ организации совместных действий, а начиналась, возможно, с простых звуков или, например, пения, как у современных гиббонов. Кстати, у гиббонов в мозге есть такие же поля, как и в мозге человека, и именно там у нас локализуется речь. Далее на этой базе уже возникла речь, используемая не как средство общения, а как средство имитации. Можно было впечатлить самку реальными успехами на охоте и обильной добычей, что добавляло самцу привлекательности, увеличивая шансы на передачу своего генома будущим поколениям. А можно было ей об этом просто рассказать и заполучить в ее глазах те же лавры победителя, не прилагая реальных усилий. В биологическом мире все поддерживается именно в такой пропорции: чем меньше действий и больше биологического результата — тем эффективней событие. Поэтому имитация действия с помощью речи стала бесценным качеством у архаичных антропоидов. Речь стала выгодным продуктом, и на нее начал действовать интенсивный отбор, поскольку она позволяла достигать результата в размножении. По сути дела, речь возникла как форма обмана, а обман был эффективен и тогда, и в наши дни.

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

Что такое подлинный голос. Смотреть фото Что такое подлинный голос. Смотреть картинку Что такое подлинный голос. Картинка про Что такое подлинный голос. Фото Что такое подлинный голос

АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Получается, что в стабильной социальной группе любых ранних и поздних гоминид действовал непреложный закон искусственного отбора. И именно в этом заключена квинтэссенция эволюции мозга человека.

Никакой эволюции и естественного отбора не хватило бы, чтобы всего за 4,5 млн лет наш мозг проделал путь от мозга шимпанзе к мозгу homo sapiens. Но если происходит селекция по социальному принципу, эволюция невероятно ускоряется. Благодаря жесточайшему внутреннему искусственному отбору.
Вот вопрос: что трудно отнять даже у любимой собаки? Конечно, вкусную еду — кусок колбасы или косточку. В животном мире пищей не принято делиться — наоборот, животные стараются отнять еду друг у друга любым способом. Украл — значит, наелся, наелся — значит, получил преимущество в размножении. В человеческом же социуме едой принято делиться. И вот, как выяснилось, нижняя часть лобной области человеческого мозга потребовалась нам для того, чтобы мы могли отказаться от пищи. Иными словами, лобная область, считающаяся морфологической основой интеллекта, исторически развивалась не для того, чтобы думать о высоком или играть в шахматы. Не было в те далекие времена ни «высокого», ни шахмат. Главной задачей этой части мозга стало торможение животных инстинктов. Ибо только делясь едой, можно было поддержать взаимодействие и общение в группе.
ПЛОД ПИРРОВОЙ ПОБЕДЫ
Человечество расселялось по планете, наращивая объем мозга, и наконец на историческую сцену вышли две крупные группы — неандертальцы и кроманьонцы. У представителей обеих групп мозг достиг огромного размера — 1560−1600 г. Однако при том что мозг по массе был одинаков, стратегия поведения и результаты отбора оказались разные. Неандертальцы были мощными, сильными, умными существами, которые селились очень маленькими семьями. Они придумывали орудия и вообще, возможно, были более интеллектуальными, чем homo sapiens sapiens. Но отбор, связанный с поддержанием бесконфликтных ситуаций в группах, на них не действовал. А кроманьонцы, похоже, были туповатыми, ограниченными, но их мозг прошел больший путь социализации. Жестокий отбор приспособил их к общественному образу жизни. Каков же оказался результат конкуренции? Когда на трех жуков нападает банда муравьев, она их уничтожает. Примерно так же кроманьонцы расправились с неандертальцами. И дальше мы, сапиенсы, пожали печальные плоды своей победы. 30 000 лет назад социальный отбор, который тогда, в условиях конкуренции, требовал колоссальных усилий со стороны сапиенсов, прекратился. И ситуация вернулась в каком-то смысле к началу пути: ускорился отбор людей по социальной адаптированности, только теперь отдельные слишком умные «изгои» не могли повлиять на ситуацию — общество стало слишком большим. А безынициативные особи с посредственными данными, способные к плодотворному общению и коллективным действиям, получали преимущество. Кто мог выполнять правила игры в группе, какими бы они ни были идиотскими, получал возможность размножиться и перенести геном в следующее поколение. Кто нарушал правила — тот не размножался. Так мозг постепенно и уменьшился с 1600 до 1300 г, и надо сказать, что подобный регресс не наблюдался ни у одного вида за всю историю гоминид.

Есть ли у мозга шансы на биологический прогресс? Скорее всего нет, по крайней мере до тех пор, пока действие биологического отбора будет подменяться искусственным социальным отбором. Преференции получают наиболее общественно адаптированные люди, а наличие маленького мозга в большинстве случаев им не мешает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *