Что такое подблюдные песни
Что такое подблюдные песни? Когда они звучат?
Подблюдными они назывались по той простой причине, что их пели за столом, на котором находилось блюдо. Их можно назвать еще пением «славы», потому что каждый стих оканчивался припевом «Слава! «.
Издавна на Руси во время святочных гаданий девушки и женщины пели так называемые подблюдные песни.
В чашу с водой или под перевернутое блюдо участницы гаданий клали кольца, пуговицы, серьги и тому подобное. Затем все вместе начинали петь и поочередно наугад доставать то, что находилось в блюде, — содержание звучащей в этот момент подблюдной песни предсказывало судьбу той, чей предмет был извлечен.
Гадания под такие песни начинались с обязательной песни в честь хлеба и соли, после которой исполнялись уже и другие, имеющие свой определенный смысл и касающиеся разных жизненных перемен.
Образ хлеба, как и образ золота в подблюдных песнях – символ счастья и благополучия в крестьянской семье. Подблюдные песни связаны также с желанием предугадать личную судьбу человека, узнать, что ждет его впереди – счастье или беда.
Святочные подблюдные песни-гадания
В конце всех увеселений вносили стол и ставили посреди комнаты. Являлась почетная сваха и накрывала стол скатертью. Старшая нянюшка приносила блюдо с водой и ставила на стол. Красные девицы, молодушки, старушки, суженые снимали с себя кольца, перстни, серьги и клали на стол, загадывая над ними свою судьбу.
Хозяйка приносила скатерть-столечник, а сваха накрывала ею блюдо. Гости усаживались. В середине садилась сваха прямо против блюда. Нянюшки клали на сто-лечник маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька. Сваха запевала первую песню хлебу и соли:
Хлебу да соли долог век,
Слава!
Боярышне нашей более того,
Слава!
Кому мы спели, тому добро,
Слава!
Все сидящие гости пели под ее голос. С окончанием первой песни сваха поднимала столечник и опускала в блюдо хлеб, соль, угольки, а гости клали туда же свои вещи. Блюдо снова накрывалось. После этого начинали петь святочные подблюдные песни.
Во время пения сваха «разводила» в блюде, с окончанием песни трясла им. Каждая песня имела свое значение, но они были не везде одинаковы.
Эти значения: к скорому замужеству; к скорому свиданию; к замужеству с ровнею; к сватанью; к бедности; к сытой жизни; исполнение желания; веселая жизнь; девушкам к замужеству, молодцам к женитьбе; счастливая доля; прибыль; дальняя дорога и т. п.
По окончании каждой песни пели:
Да кому мы спели, тому добро,
Слава!
Кому вынется, тому сбудется,
Слава!
Скоро сбудется, не минуется,
Слава!
Сваха трясла блюдо и вынимала вещи, искала два колечка и пела:
Пойду млада к вереюшке,
Слава!
Брякну, млада, во колечушко,
Слава!
Отыскав два кольца, она брякала ими в блюде и, обращаясь к гостям, пела:
Как колечко скажется, Слава!
Так суженой откликнется, Слава!
Вынув два кольца и показав их присутствующим, она толковала: «Чему быть, того не миновать». Если же случалось, что она вынимала два девичьих кольца, то одно откладывала и искала суженого.
Подблюдные песни
Подблю́дные пе́сни — традиционные русские народные песни, сопровождавшие святочные гадания. Имели важное ритуальное значение.
Содержание
Тексты и правила
По воспоминаниям Е.Авдеевой можно узнать как гадали в начале ХIХ века в Сибири:
Для начала собирали кольца, запонки, сережки, клали их в блюдо и накрывали салфеткою. Нарезав маленькими кусочками хлеб, его клали сверх салфетки. Сначала пели песню «Хлебу и соли слава!» и брали кусочки. Потом ложась спать, клали их под головы, загадывая, что приснится. Потом пели песни. По окончании каждой из них трясли блюдо, и один ловил, что попадалось, по одной вещице. Владелец вещи по песне определял, какая судьба ему нагадалась |
Хлебу да соли слава!
Хлебу да соли Долог век, Слава!
Барышне нашей Более того, Слава!
Кому мы спели, Тому добро,
Слава!
Кому вынется,
Скоро сбудется,!
Скоро сбудется,
Не минуется,
Слава!
Слава!
К богатству
Ползет ежик
По завалинке,
Тащит казну
На мочалинке.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!
Летел соловей
Через житенку,
Несет соловей
Жита горсточку.
Ладо, ладу!
Кому мы поем,
Тому честь воздаем.
Катилось, валилось
Одонье ржи,
Погодя маленько—
Скирд овса.
Кому мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется,
Слава!
Мышь пищит,
Сто рублей тащит.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!
К счастью
На печи дежа
Высоко взошла.
Кому мы же спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется!
Заинька-ковыляинька,
Слава те!
Ковылять тебе
На чужу сторону!
Слава те!
Кому кольцо вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Медведь- пыхтун.
Слава!
По реке плывет.
Слава!
Кому пыхнет во двор,
Слава!
Тому зять в терем,
Слава!
Кому мы спели,
Тому добро,
Слава!
Кому вынется,
Тому сбудется.
Слава!
Скоро сбудется,
Не минуется.
Слава!
К несчастьям
Ходит старушка
Посереде,
На ней сарафан
Весь истрескался,
Изверескался.
Илею, илею!
Кому песню поем,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Илею, илею!
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Подблюдные песни» в других словарях:
ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ — песни, сопровождающие гадания; жанр русского фольклора … Большой Энциклопедический словарь
подблюдные песни — в русском фольклоре песни, сопровождающие святочные гадания: песни «под блюдо», куда клались в воду кольца и другие украшения гадающих. * * * ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ, песни, сопровождающие гадания; жанр русского фольклора … Энциклопедический словарь
подблюдные песни — песни, сопровождающие гадания; жанр рус. фольклора. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
Подблюдные песни — народные песни, связанные со святочными гаданиями. Название объясняется тем, что под пение П. п. из блюда или чаши с водой наугад вынимали кольцо или другую вещь, принадлежавшую кому либо из участников гадания. Содержание исполняемой в… … Большая советская энциклопедия
Подблюдные песни — песни, исполнявшиеся в составе святочных, новогодних гаданий. Осн. тип гаданий состоял в том, что участники складывали в блюдо свои кольца, серьги и др., закрывали платком; пели коротенькие песни, по окончании каждой вынимался чей то фант:… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ — ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ, в русском фольклоре песни, входившие в круг святочных гаданий, песни «под блюдо», куда клались в воду кольца и другие украшения гадающих. Содержание П. п. толковалось как предречение судьбы: «Бежит бобер за куницею» (к… … Литературный энциклопедический словарь
Песни — бурлацкие, застольные, колыбельные, народные, подблюдные, солдатские, военные: см. Лирика и Русская песня … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Колыбельные песни — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. В связи с этим вторым своим назначением колыбельные песни … Литературная энциклопедия
СВЯТКИ — время от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе. Каждый вечер устраивались… … Русская история
Бедность не порок — Гордым Бог противится Жанр: комедия Автор: Александр Николаевич Островский Язык оригинала: русский Год написания: 1853 … Википедия
Подблюдные песни
Сходная рождественская игра с элементами гадания — «Золото хоронить». Ее описал Мэтью Гатри (1743—1807), английский врач при русском дворе: девушки становились в круг, водившая прятала золотое кольцо в одежде одной из них, а другие по очереди пытались угадать, где оно; угадавшая, увенчанная цветами, должна была выйти и спросить имя прохожего, остальные все это интерпретировали.
Русские святочные гадания с курами. Лубочная картинка XIX в.
Хлебу да соли слава!
Хлебу да соли
Долог век,
Слава!
Барышне нашей
Более того,
Слава!
Кому мы спели,
Тому добро,
Слава!
Кому вынется,
Скоро сбудется,!
Скоро сбудется,
Не минуется,
Слава!
Слава!
К богатству
Ползет ёжик
По завалинке,
Тащит казну
На мочалинке.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!
Летел соловей
Через житенку,
Несёт соловей
Жита горсточку.
Ладо, ладу!
Кому мы поем,
Тому честь воздаем.
Катилось, валилось
Одонье ржи,
Погодя маленько—
Скирд овса.
Кому мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется,
Слава!
Мышь пищит,
Сто рублей тащит.
Диво ули ляду!1.
Кому спели,
Тому добро!
К счастью
На печи дежа
Высоко взошла.
Кому мы же спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется!
Заинька-ковыляинька,
Слава те!
Ковылять тебе
На чужу сторону!
Слава те!
Кому кольцо вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Медведь- пыхтун.
Слава!
По реке плывет.
Слава!
Кому пыхнет во двор,
Слава!
Тому зять в терем,
Слава!
Кому мы спели,
Тому добро,
Слава!
Кому вынется,
Тому сбудется.
Слава!
Скоро сбудется,
Не минуется.
Слава!
К несчастьям
Ходит старушка
Посереде,
На ней сарафан
Весь истрескался,
Изверескался.
Илею, илею!
Кому песню поем,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Илею, илею!
* * *
1.В русских подблюдных песнях — традиции язычества. Рефрен «Диво ули ладо!» — прославление божества. Слово «див» родственно обозначениям бога в других индоевропейских языках, в русском встречается очень редко и в модификации «диво».
Припевы «Диво!», «Слава, ладо мое!», «Ладу, ладу!» употребляются в песнях, предвещающих богатство и счастье, в припеве белорусских бородных жнивных песен «Дзіва, дзіва мне, маёй барадзе». Ладо — божество, ведающее любовью в календарной и свадебной обрядности. У слова «лад» значение «семейный порядок», «соединение». В этом плане интересны украинские свадебные песни – «ладканки», сопровождающиеся хлопаньем в ладони, припевы «Ладу, ладу!», «Слава! Ой ладо мое!», «Ой, ладу!», «Млада!» в подблюдных песнях, предвещающих свадьбу, «Диво ули ляду!» – вечное девичество, а также припевы «Ой, дид ладо» или «Адным ладам» в хороводной песне «А мы просо сеяли», где наблюдается соединение аграрных и брачных мотивов.
В святочных гаданиях используют подблюдные песни с этим же рефреном, там тоже славят божество, просят лучшей доли. «Ули», видимо, модификация Ильи-пророка.
Исус Христос
У ворот стоит
С скотинкою,
С животинкою.
Ой, Боже,
Кому вынется
Тому сбудется,
Не минуется!
Комар пищит
Коровай тащи́т
Комариха верещит,
Гнездо веников тащит.
Как сообщает сборник «Русский фольклор» под редакцией В.П. Аникина:
«Своё название песни получили в связи с игрой, которой сопровождалось гадание. В блюдо каждый играющий клал свой предмет (обычно колечко), затем пелись «подблюдные» песни. Ведущий игру не глядя вынимал из блюда первое попавшее под руку кольцо. Содержание песни относили к тому, чье кольцо оказывалось вынутым. Образ подблюдной песни заключал в себе иносказание, намек, по которому судили о будущем. У песни был обязательный припев, который закреплял гадание.»
Гаданий этих множество. Всех любопытных отсылаю к уже упомянутым «Славянской книге мертвых» и сборнику «Русский фольклор», М., 1984 г., изд-во «Художественная литература». Я также пользовался книгой Е.А. Авдеевой «Записки и замечания из Сибири», 1837 года, и имеющимися в интернете записями фонда ФЭЦ (Фольклорно-этнографический центр).
2.Подблюдные песни и русская культуре
Доказательством огромного влияния подблюдных песен на народное творчество, на народную, а вслед за ней и всю русскую культуру являются многочисленные факты использования, цитирования, переработки подблюдных песен в русской словесности. Да и не только словесности.
К. Брюллов. Гадающая Светлана
Уже в 1808 году В.А. Жуковский в балладе «Светлана» обращается к теме подблюдных песен:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали…
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили С
Снежным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
От романтики любовных баллад подблюдные песни быстро перекочевали в творчество иного толка. В 1824 году будущие декабристы Кондратий Рылеев и Александр Бестужев, выпустили цикл стихов «Подблюдные песни». В них, сохранив форму народного творчества, поэты значительно изменили смысл. Подблюдные песни в их интерпретации это не столько гадания, сколько беспощадные обличения пороков и нравов власти, грозные пророчества и гневные овинения:
1
Слава богу на небе, а свободе на сей земле!
Чтобы правде ее не измениваться,
Ее первым друзьям не состареться,
Их саблям, кинжалам не ржаветься,
Их добрым коням не изнеживаться.
Слава богу на небе, а свободе на сей земле!
Да и будет она православным дана. Слава!
2
Как идет мужик из Новагорода,
У того мужика обрита борода;
Он ни плут, ни вор, за спиной топор;
А к кому он придет, тому голову сорвет.
Кому вынется, тому сбудется;
А кому сбудется, не минуется. Слава!
3
Вдоль Фонтанки-реки квартируют полки
Их и учат, их и мучат, ни свет, ни заря!
Что ни свет, ни заря, для потехи царя.
Разве нет у них рук, чтоб избавиться мук?
Разве нет штыков на князьков-голяков?
Да Семеновский полк покажет им толк.
А кому сбудется, не минуется. Слава!
4
Сей, Маша, мучицу, пеки пироги:
К тебе будут гости, к тирану враги,
Не с иконами, не с поклонами,
А с железом да с законами.
Что мы спели, не минуется ему,
И в последний раз крикнет: «Быть по сему!»
5
Уж как на небе две радуги,
А у добрых людей две радости:
Правда в суде да свобода везде, —
Да и будут они россиянам даны. Слава!
6
Уж вы вейте веревки на барские головки;
Вы готовьте ножей на сиятельных князей;
И на место фонарей поразвешивать царей.
Тогда и будет тепло, и умно, и светло. Слава!
В интерпретации Рылеева и Бестужева подблюдные песни не только мощное обличение, но и полноценное литературное произведение. Произведение абсолютно самостоятельное, начавшее собственную, долгую жизнь.
Вполне возможно, что помимо Рылеева и Бестужева у цикла были и еще авторы, из кружка декабристов, об этом существуют косвенные показания (напр. Е.П. Оболенского), но интереснее другое. Цикл сразу же ушел в народ, получил широкое распространение, гулял по нему в разных списках и дописках и через какое-то время прочно укоренился в сознании народа как его же творчество:
Позднее, оставшийся в живых в ходе репрессий декабристов Бестужев еще вернется к теме подблюдных песен, в частности в написанной им в 1831 году повести «Страшное гадание».
Примерно в то же время, что и декабристы, Александр Сергеевич Пушкин создает гениальный роман в стихах «Евгений Онегин», в котором, в частности упоминает подблюдные песни:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.
Шло время и вот уже великий русский драматург Александр Николаевич Островский в комедии 1853 года «Бедность не порок», во втором действии описывает гадание с применением подблюдных песен:
«Входят соседские девушки, их радушно привечают, усаживают. Арина приносит блюдо, покрытое полотенцем — девушки будут петь подблюдные песни, гадать. Барышни снимают кольца и кладут на блюдо; девушки запевают. Разлюляев на словах «К тебе будут гости, Ко мне женихи… Кому вынется — Тому сбудется» вынимает кольцо и отдает Любови Гордеевне.»
Островский вообще очень интересовался народным творчеством. Вершиной этого интереса стала написанная через 20 лет после «Бедности…», пьеса в стихах «Снегурочка». И, хотя она не содержала в себе подблюдных песен как таковых, но вся она была напитана народным творчеством, традициями, мифами, элементами обрядов. Она как бы произросла из народа, но уже на достаточно плодородном слое новой русской культуры. Отходя от народных корней, но будучи при этом в чем-то даже новаторской, она вдохновила двух великих современников, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова на написание великолепных опер.
Ученик Римского-Корсакова, большой поклонник народной музыки Игорь Фёдорович Стравинский уже в 20 веке отдал должное подблюдным песням, включив в цикл для хора a capella «Четыре русские песни», подблюдную песню на народные слова.
Вот краткий обзор использования, заимствования, переработки подблюдных песен в русской культуре 19-20 веков. Зародившись как часть обряда, она использовалась в литературе и музыке для создания лирических и трагических образов, для описания быта, как орудие пропаганды, как инструмент высокого искусства. В народе подблюдная песня жива и поныне, но услышать её в чистом виде можно лишь у бабушек, в глухих деревнях.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Подблюдные песни
Смотреть что такое «Подблюдные песни» в других словарях:
ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ — песни, сопровождающие гадания; жанр русского фольклора … Большой Энциклопедический словарь
подблюдные песни — в русском фольклоре песни, сопровождающие святочные гадания: песни «под блюдо», куда клались в воду кольца и другие украшения гадающих. * * * ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ, песни, сопровождающие гадания; жанр русского фольклора … Энциклопедический словарь
подблюдные песни — песни, сопровождающие гадания; жанр рус. фольклора. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
Подблюдные песни — Подблюдные песни традиционные русские народные песни, сопровождавшие святочные гадания. Имели важное ритуальное значение. Содержание 1 Тексты и правила 1.1 Хлебу да соли слава! … Википедия
Подблюдные песни — песни, исполнявшиеся в составе святочных, новогодних гаданий. Осн. тип гаданий состоял в том, что участники складывали в блюдо свои кольца, серьги и др., закрывали платком; пели коротенькие песни, по окончании каждой вынимался чей то фант:… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ — ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ, в русском фольклоре песни, входившие в круг святочных гаданий, песни «под блюдо», куда клались в воду кольца и другие украшения гадающих. Содержание П. п. толковалось как предречение судьбы: «Бежит бобер за куницею» (к… … Литературный энциклопедический словарь
Песни — бурлацкие, застольные, колыбельные, народные, подблюдные, солдатские, военные: см. Лирика и Русская песня … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Колыбельные песни — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. В связи с этим вторым своим назначением колыбельные песни … Литературная энциклопедия
СВЯТКИ — время от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе. Каждый вечер устраивались… … Русская история
Бедность не порок — Гордым Бог противится Жанр: комедия Автор: Александр Николаевич Островский Язык оригинала: русский Год написания: 1853 … Википедия
Что такое подблюдные песни
(Подблюдные песни, Смоленская обл)
1. Ой, ползёт жучок по завалинке.
Свят вечор
Волокёт добро на мочалинке.
Показать полностью.
Свят Вечор
Ай кому ж эта песня достанется,
Свят Вечор
Кому прийдется, тому сбудется.
Свят Вечор
(К богатству)
2. Коло луночки две голубочки.
Свят Вечор
Всё голубочки, всё целуются.
Свят Вечор
Ай кому ж эта песня достанется,
Свят Вечор
Кому прийдется, тому сбудется.
Свят Вечор
(К свадьбе)
3. Не ходи, курка, за воротики.
Свят Вечор
Чужи петухи хохол выбьют.
Свят Вечор
Ай кому ж эта песня достанется,
Свят Вечор
Кому прийдется, тому сбудется.
Свят Вечор
(Если любишь — люби одного, других не люби)
4. За рекой хомут, за другой — дуга.
Свят Вечор.
Перекину я дугу к тому хомуту.
Свят Вечор
Ай кому ж эта песня достанется,
Свят Вечор
Кому прийдется, тому сбудется.
Свят Вечор
(К свадьбе)
5. По саду хожу, я салфетки стелю.
Свят Вечор
Я ещё похожу, я ещё постелю.
Свят Вечор
Ай кому ж эта песня достанется,
Свят Вечор
Кому прийдется, тому сбудется.
Свят Вечор
(К дороге)
6. По саду хожу, а я вишни рву.
Свят Вечор
Я еще похожу, я ещё посорву.
Свят Вечор
Ай кому ж эта песня достанется,
Свят Вечор
Кому прийдется, тому сбудется.
Свят Вечор
(К слезам)
7. За добром клетка не отпирается.
Свят Вечор
Ай кому ж эта песня достанется,
Свят Вечор
Кому прийдется, тому сбудется.
Свят Вечор
(К богатству)