Что такое плм лодочный мотор
Лодочный мотор. Виды и работа. Особенности и как выбрать
Лодочный мотор – это специальный двигатель, предназначенный для фиксации к транцу лодки для обеспечения быстрого движения без применения весел. Это подвесная конструкция, которая не занимает полезное пространство судна. Она используется на компактных лодках, предназначенных для прогулок, охоты или рыбной ловли. Мощность серийных моторов может достигать 350 л.с.
Типы моторов по разновидности силового агрегата
Лодочные двигатели отличаются между собой в зависимости от способа обеспечения движения. В качестве силового агрегата может использоваться несколько типов моторов:
Электрические характеризуются небольшой мощностью и габаритами, что компенсирует значительный вес батареи для их питания. Обычно в продаже встречаются только устройства до 5 л.с. Они недорогие и компактные, к тому же могут легко сниматься для хранения в безопасном месте для предотвращения воровства. Это важно если лодка постоянно находится на причале. Электромоторы тихоходные агрегаты. Их обычно выбирают для движения на водоемах с особым экологическим статусом, на которых запрещено использовать агрегаты с опасными выбросами или повышенным шумом.
Бензиновые двухтактные более распространены. Они являются самыми легкими устройствами, работающими на топливе. К сожалению, они более прожорливы и шумные. Для их заправки необходимо смешивать бензин с моторным маслом в пропорции рекомендуемой производителем. Такие устройства имеют ограниченный ресурс. У них значительная часть топлива сбрасывается в воду вместе с выхлопными газами, поскольку оно не успевает прогорать.
Четырехтактный мотор, работающий на бензине, более совершенный. Он тихоходный и потребляет на 30% меньше горючего, но и весит больше. Для него не нужно специально подготавливать топливо, поскольку бензин и масло заливаются по отдельности. Такой вариант подойдет для установки на судна длиной больше 3-4 м.
Дизельные наиболее экономичные в плане потребления топлива. Они тяжелее, и запускаются сложнее, особенно в зимнее время. При этом у них огромный ресурс и очень надежная конструкция. Мощность таких моторов на порядок выше, поэтому их часто устанавливают на прогулочные катера, когда на агрегат ложится большая нагрузка, сопровождаемая минимальными перерывами между поездками.
Виды лодочных моторов в зависимости от способа движения
Силовые агрегаты могут по-разному передавать создаваемое усилие на формирование движущей силы. Подвесной лодочный мотор может быть:
Преимущества и недостатки винтов
Такие моторы имеют в своей конструкции гребной винт. Это самые распространенные устройства, которые хорошо подходят для движения на глубоководье. Они сравнительно недорогие и предусматривают более простое техническое обслуживание, которое зачастую можно провести самостоятельно без обращения в мастерскую. При этом такая конструкция имеет и недостатки. В первую очередь вращающийся винт может наматывать на себя водную растительность. Если она довольно жесткая, то двигатель останавливается. Также недостатком является высокая вероятность повреждения винта при движении на отмели. Он может деформироваться при ударе о камни.
Параметры винтовых двигателей во многом зависят от конструкции самого винта. Чем больше лопастей, тем более маневренной и быстроходной будет лодка. При этом форма винта должна соответствовать мощности силового агрегата. Обычно винты вращаются в правую сторону. В том случае если лодка имеет два мотора, то второй должен совершать обороты влево. Это предотвратит снос в сторону во время движения.
Турбинный лодочный мотор
Мотор с турбиной еще называют водометным. Он также имеет винт, но тот укрыт в специальном канале, выполненном в виде трубки. Лопасти захватывают воду с передней части лодки и выбрасывают ее через более узкий проход, создавая тонкую струю. Повторяется принцип работы водомета. Такая конструкция не имеет открытых вращающихся частей. Благодаря этому она меньше страдает от длинных водорослей, а также не так подвержена механическим повреждениям при движении в условиях мелководья. Обычные суда с турбинным агрегатом способны двигаться даже на глубине 30 см. Это позволяет подходить на созданной тяге прямо к берегу, не используя весла.
Важным преимуществом турбинных лодочных моторов является их тихоходность и низкая вибрация. Их часто выбирают охотники для установки на резиновые лодки, чтобы меньше распугивать дичь. Также двигатели с водометами применяют для развлекательных лодок, которые курсируют на оживленных пляжах. Они более безопасны для пловцов.
Почему требуется настройка погружения винта или водомета
Чтобы лодочный мотор работал как следует, необходимо правильно выставить глубину погружения его винта или турбинного механизма. Если поставить привод слишком высоко, то лодка не сможет развивать свою оптимальную скорость. Если перестараться и заглубить слишком сильно, то создастся повышенная нагрузка, что может сопровождаться вибрацией от мотора, передаваемой на корпус судна. Также если перестараться с глубиной, то повышается вероятность случайного повреждения винта или водомета в случае движения на высокой скорости по участку с выступающими камнями.
Многие типы топливных лодочных моторов предусматривают систему выхлопа газов через винт, а не сверху. Для них чрезмерное заглубление приводит к созданию дополнительной нагрузки на агрегат. Ему сложнее вытолкнуть отработанные газы из камеры сгорания. В результате мотор больше греется и не может набрать свою полную мощность.
У электрических двигателей предусматривается специальный механизм для регулировки глубины винта. У моторов на ДВС это осуществляется путем наклона самого агрегата. Для этого предусматривается специальный механизм, который дает возможность менять положение оси относительно горизонта.
Выбор мотора под габариты лодки
Покупая лодочный мотор, следует обратить внимание на рекомендации производителя. Он всегда указывает максимальные параметры судна, для которого может подойти данный агрегат. В первую очередь это касается длины лодки и ее веса. Вполне возможно установить более слабый двигатель, но при этом нужно понимать, что динамика движения понизится. При этом если поставить слишком мощное устройство, то использование такого водного средства небезопасно. Чтобы это компенсировать, необходимо нагрузить нос лодки, это уберет ее чрезмерный подъем при разгоне.
Также важным критерием являются габариты транца лодки. Это задняя жесткая часть, предназначенная для фиксации двигателя. Информация о том, какой транец подходит под агрегат имеется в инструкции для мотора. Если данные показатели не будут совпадать, то не удастся настроить правильное заглубление винта. Зачастую параметры рекомендуемого транца указываются в название самого мотор.
Для этого используются латинские буквы:
Способы запуска двигателя
Лодочный мотор может иметь различную систему запуска. В плане электрических устройств никаких проблем нет. Достаточно нажать кнопку и винт начинает вращаться. В случае с агрегатами на ДВС все гораздо сложнее. В них применяется несколько способов пуска:
Моторы с ручным пуском самые распространенные, поскольку недорогие и обладают меньшим весом. В качестве стартера у них применяется шнурок, наподобие используемого в бензопилах и мотокосах. Сначала нужно прокачать топливо с помощью специального ручного насоса, после чего дернуть за шнурок. Это требует значительной физической силы. Хотя это и популярная конструкция, но она имеет и недостаток. Зачастую после рывка за шнур тот может потянуть в обратную сторону, вызвав болевые ощущения и растяжение связок руки. Особенно эта проблема актуальна для дизельных двигателей.
Электронный пуск намного удобнее. Лодочные моторы более высокого класса имеют электростартер, который при нажатии кнопки или повороте ключа, в зависимости от модели, раскручивает коленвал и мотор запускается. Это действительно очень удобно, но за это придется доплатить и поплатиться весом устройства. Это большой недостаток, поскольку такие агрегаты стоят дорого, и оставлять их на лодке возле причала нежелательно. В связи с этим большинство рыбаков вынуждены снимать двигатель и переносить его для хранения в защищенное место. Также такие агрегаты имеют аккумуляторную батарею, которая необходима для пуска стартера.
Комбинированный лодочный мотор может запускаться как от стартера, так и вручную. Если аккумулятор сел, то это не проблема и всегда можно воспользоваться шнурком. Подавляющее большинство агрегатов являются именно комбинированными. Моторы чисто с электронным пуском более редкие.
Генератор
Практически любой лодочный мотор, который работает на топливе, имеет в своей конструкции генератор. Он вырабатывает электроэнергию, требуемую для подзарядки аккумулятора. Даже те устройства, которые запускаются вручную, могут иметь генератор, что необходимо для подключения внешних электрических приборов. В первую очередь это система навигации, рация, эхолот или другое оснащение. Генераторы вырабатывают постоянный ток напряжением 12В. При выборе двигателя необходимо ориентироваться по тому, какой способ подключение внешнего оборудования в нем предусматривается, чтобы избежать несовместимости.
Как выбрать лодочный мотор (ПЛМ)
Перед выбором и покупкой лодочного мотора (ПЛМ далее по тексту), вы можете просто запутаться в том огромном ассортименте, который представлен сейчас на рынке. Для правильного выбора необходимо отчетливо понимать, насколько точно характеристики ПЛМ будут соответствовать техническим условиям вашей лодки (катера) и будущей эксплуатации.
Мощность, высота дейдвуда (ноги)
Это нужно для того, чтобы смотреть критерии того мотора, который вам подойдет. Т. е. если ПЛМ будет меньшей мощности, то он просто не потянет вашу лодку. Если ПЛМ будет больше заявленной мощности, то вы просто не поставите ее на учет в ГИМС (иногда производители дают разрешительные письма, на увеличение мощности, но только сил на 10, причем не все). Величина транца заявлена в характеристиках, и поставить другой ПЛМ никак нельзя. Вообще-то, поставить можно, только лодка не будет ходить никак. Ниже мы приведем четыре стандартных варианта длины дейдвуда (ноги) ПЛМ.
Выбор длины дейдвуда зависит от высоты транца моторной лодки. Существуют моторные лодки, которые выпускаются с различными вариантами транца. Кроме того, существуют транцы, которые могут быть сконфигурированы как под короткую, так и под длинную ногу.
Тип двигателя (ПЛМ) и тип движителя
Мы думаем, что с бензиновым двигателем все ясно. Классика жанра. Это наиболее распространенный вид моторов, который может удовлетворить потребности любого покупателя. Мощность данных моторов варьируется от 2 до 400 л. с.
А вот электромоторы, на сегодняшний день, действительно распространены (чаще всего используются, как вспомогательные или троллинговые). Самое главное, чтобы вы не ошиблись, совершая покупку. Электродвигатели отличаются друг от друга по мощности, емкости аккумулятора, наличию или отсутствию возможности движения по мелководью, наличию или отсутствию возможности приведения плавательного средства в глиссирующий режим. Будьте внимательны, совершая покупку, и можете не сомневаться, что выбранное устройство долгое время сможет прослужить вам верой и правдой, не требуя заправки бензином и работая исключительно на заряде аккумулятора.
Водомётные моторы разрабатываются на основе двухтактных и четырёхтактных двигателей, специально для движения по мелководью и перекатам, благодаря чему, лодку можно подводить прямо к берегу. Они более безопасны для пловцов и любителей водных лыж.
Тип бензинового двигателя (ПЛМ)
Цена зависит, прежде всего, от типа двигателя. Самые дешёвые в своём классе — электромоторы, дороже идут ПЛМ с двухтактным двигателем, самые дорогие четырехтактные, но они намного экономичнее и выгоднее (особенно, если часто будите на воде).
Управление ПЛМ
Тип ПЛМ по механизму подъема из воды
По типу стартера
По направлению вращения гребного винта
По производителю
Сегодня на рынке представлено огромное количество производителей ПЛМ, и поэтому, сделать выбор в пользу конкретной модели, зачастую очень сложно.
Существует несколько стран производителей — это Япония, США, Китай, Россия. Давайте Россию брать не будем (если не хотим идти на веслах 20 км до стоянки машины, к тому же наши моторы найти в продаже новыми труднее всего), с подозрением относимся к Китаю, если конечно вам ненужен ПЛМ малой мощности (лошадки две) и выход на воду одному, два раза в навигацию. Остается Япония и США. Споры про то, что Suzuki — надежнее, Yamaha — тише, Honda — технологичнее, имеют место быть, но это скорее дело вкуса. Главное, чтобы ПЛМ выполнял функциональные задачи, и конечно вам нравился.
Новый или б/у?
Тут формула проста:
НОВЫЙ или Б/У = ЦЕНА
К этому нужно относиться очень серьёзно. Не торопитесь, всё тщательно проверьте. Иногда ПЛМ продают потому, что срочно нужны деньги. Как повезёт. Если не хотите ошибиться и сделать неправильный выбор, придерживайтесь следующих рекомендаций:
Соблюдая все перечисленные правила, вы сможете рационально вложить свои деньги.
Заключение
Прежде всего, нужно определиться с мощностью, которая необходима для того, чтобы двигатель работал в нормальном режиме. Также имеет большое значение дейдвудное устройство, которое определяет высоту погружения винта в воду. Для каждого типа лодки разработаны подходящие типы размеров двигателей, которые обеспечивают правильную работу винта. Также следует учитывать тип управления двигателем, который может быть удалённым или непосредственным при помощи рычага на моторе.
Искренне ваш,
коллектив «Море лодок»
Содержание
Выбор лодочного мотора задача очень непростая. Ведь от его правильной и стабильной работы зависит не только хорошее настроение на рыбалке, улов, но и безопасность на воде.
Какой лодочный мотор выбрать?
К выбору ПЛМ (подвесного лодочного мотора) нужно относиться очень ответственно. Хорошенько взвесить все за и против. Посоветоваться с более опытными водномоторниками, которые имели реальный опыт ремонта и обслуживания и двухтактного и четырехтактного двигателя.
Любой рыбак, сталкиваясь с выбором мотора, решает для себя несколько непростых вопросов.
Какой мотор купить:
Казалось бы, выбор очевиден, идем в магазин и покупаем себе новый японский мотор на гарантии и все проблемы решены! Эх, если было все так просто, то и эта заметка не появилась бы тут.
Не всегда наши желания совпадают с возможностями, и из-за этого подчас возникает множество проблем.
Двухтактный или четырехтактный мотор?
Для начала нужно четко понимать и разобраться в достоинствах и недостатках обоих типов устройств.
Плюсы двухтактных моторов
Первое и самое главное достоинство этих моторов в том, что они дешевле своих собратьев в 4 тактном исполнении.
Даже если вы купили не новый мотор, и в нем что-то вышло из строя, вы потратите на ремонт гораздо меньше денег и сил, чем при ремонте 4 тактного агрегата. Дубликаты запчастей на двухтактник сейчас можно подобрать от новых «копий» выпускаемых в Китае.
2 тактный мотор более оборотист со старта и лучше подхватывает, выводит лодку в глиссирующее положение.
На этом, пожалуй, плюсы и заканчиваются.
Минусы двухтактных моторов
2 тактные моторы жрут больше бензина, чем 4 тактные, и в дополнении к этому требуют смешивания бензина с маслом для смазывания цилиндров, что приводит к дополнительным затратами. Масло не самое дешёвое. Это два самых главных и существенных недостатка этих агрегатов.
Таблица расхода топлива двухтактных моторов
2 тактные моторы куда больше загрязняют окружающую среду, поэтому в развитых странах на них распространяются высокие налоги, или они вообще запрещены к эксплуатации.
2 тактники обычно издают больше шума, чем их 4 тактные братья. Если вы ловите троллингом или перемещаетесь постоянно на низких скоростях, лучше вам отказаться от такого приобретения.
Здесь стоит отметить, что 3 цилиндровые моторы работают мягче и менее шумно, чем их 2 цилиндровые 2 тактные собратья. Двухтактные моторы бывают как с одним карбюратором, двумя и тремя. С системой автоматического смешивания масла (аutomix) и чаще без нее, что также усложняет конструкцию. Появляются дополнительные элементы для поломки и ремонта. Обращайте внимание на простоту и неприхотливостью конструкции при покупке, если вы хотите раскрыть этот плюс двухтактного мотора в деле.
Разрез двухтактного мотора.
Плюсы четырехтактного мотора
Конкретные цифры проводить не буду, они разные для разных моторов, производителей и режимов эксплуатации, но экономия достаточно существенна. Особенно это играет решающую роль, если вы постоянно на воде и наматываете очень много моточасов.
Сравнение расхода топлива двух и четырехтактных ПЛМ Yamaha
Любителям троллинга и тишины рекомендуется.
Об этом мало кто у нас задумывается, но это так.
Минусы четырехтактных моторов.
Ввиду сложности конструкции, 4 тактные моторы стоят дороже.
Устройство ПЛМ Yamaha
Запасные части на 4 тактный мотор стоят дороже, в общем и целом, и найти их в наличии сложнее, чем от двухтактных моторов.
Перед покупкой откройте каталоги, прайс-листы, посмотрите цены на расходные материалы, фильтра, насосы, инжекторы и прочее. Возможно цены вас неприятно удивят. Сравните их с расходниками на двухтактные моторы. Еще раз пересчитайте амортизацию и прикиньте стоимость ремонта, если что-то пойдет не так с вашим ПЛМ.
Считайте выгоду
При покупке вы должны оценить, сколько вы накатываете в сезон моточасов. Переведите на расход топлива. Сравните, возможно, на разницу в цене моторов, вы можете купить под тысячу галлонов бензина, которого вам хватит на несколько сезонов, тем самым вы нивелируете завышенный расход двухтактного агрегата. Для примера, допустим, 100 000 рублей разницы в цене мотора, это почти 2 500 литров топлива. На сколько вам хватит такого количества бензина, и когда вы начнете выигрывать на экономии 4 тактного двигателя? Но не забывайте посчитать и стоимость масла для двухтактника из расчета 1 л масла на 50 л бензина. Четырехтактный мотор тоже требует замены масла в картер раз в сезон, и разумеется, он может его подъедать, особенно Б/У, так что это тоже нужно учитывать.
Устройство ПЛМ Honda
Общие выводы и советы
Со временем сложилось очень много стереотипов касательно правильного выбора мотора. Многие думают, что выбор всегда только за 4 тактными двигателями, другие полагают, что китайские моторы вообще не имеют право на жизнь. Обычно столь резкие заявления, плод суждения диванных капитанов 😉 Выбор всегда очень сложный и неоднозначный, все имеет свою цену, которую приходится платить, и порой очень немалую.
SpinningPRO
Спиннинг для профессионалов
Лодочные моторы: 15 лучших моторов по соотношению цена-качество
Лодочные моторы получили широкое распространение во второй половине XX века на моторных лодках и катерах. Прикрепляемые к жесткому транцу лодки, подвесные лодочные моторы позволяют добираться до самых отдаленных мест, без гребли веслами. Подвесные лодочные моторы не занимают много места в лодке, легко устанавливаются и снимаются, позволяя хранить их в надежном месте.
Лодочные моторы различаются: по количеству тактов, мощности, количеству и объему цилиндров, типу системы подачи топлива и его расходу, системам передач и запуска. Будущему владельцу мотора необходимо разбираться во всех этих параметрах, для того чтобы сделать правильный, осознанный выбор при покупке.
В своей публикации мы рассказываем об устройстве лодочного мотора, их параметрах и характеристиках, приводим рейтинг 10 лучших лодочных моторов по соотношению цена-качество.
Устройство подвесного лодочного мотора
Большинство подвесных лодочных моторов построены по схеме с вертикальной компоновкой узлов. Двигатель лодочного мотора закреплен в верхней части дейдвуда. Коленчатый вал двигателя расположен вертикально, к его верхнем концу крепятся магнето и стартер.
Внутри дейдвуда расположен вертикальный вал, который связывает коленчатый вал двигателя и редуктор. Внутри дейдвуда также располагаются трубки системы водяного охлаждения двигателя, тяги управления редуктором.
Редуктор лодочного мотора располагается в нижней части дейдвуда. По своей конструкции редуктор подвесных лодочных моторов является угловым коническим одноступенчатым понижающим редуктором. Задача редуктора — передача вращения от вертикального вала на гребной винт. Редуктор может иметь муфту сцепления и механизм реверса. Муфтой сцепления, как правило, оснащаются моторы мощностью от 5 л.с. и выше. Реверсом оснащаются лодочные моторы мощностью от 12 л. с. и выше. Муфту сцепления и механизм реверса часто объединяют в один узел, который называется реверс-муфта.
Гребной винт соединяется с гребным валом через какое-либо предохраняющее устройство, в роли которого может выступать срезной штифт, срезная шпонка или специальная предохранительная муфта. Предохранительное устройство в случае удара о подводное препятствие, разобщает гребной винт с гребным валом, защищая мотор от поломки.
Лодочный мотор крепится к транцу лодки с помощью подвески, которая может иметь разную конструкцию. Наиболее распространена поворотно-откидная подвеска лодочного мотора. Поворотно-откидная подвеска позволяет управлять лодкой за счет поворота мотора, а при наезде на подводное препятствие или при необходимости откидывать мотор. Поворотно-откидная подвеска состоит из вертикального и горизонтального шарниров, а также струбцин, с помощью которых мотор привинчивается к транцу лодки. Моторы большой мощности крепятся к транцу с помощью болтов. Подвеска мотора имеет специальный механизм, позволяющий регулировать угол дифферента подвесного мотора.
Подвесные лодочные моторы малой и средней мощности управляются с помощью румпеля. На румпеле располагается поворотная рукоятка, служащая для управления дроссельной заслонкой мотора. Моторы средней и большой мощности управляются дистанционно, либо с помощью троссов, либо с помощью гидравлических или электрических сервомеханизмов.
Подвесные лодочные моторы небольшой мощности, до 5 л. с., имеют встроенный топливный бак. У более мощных моторов топливный бак размещается в лодке отдельно и соединяется с мотором с помощью шланга.
Многие моторы имеют специальную систему безопасности, которая представляет собой чеку, вставленную в кнопку Стоп, с присоединенным к ней тросиком, который привязан к телу рулевого. В случае если рулевой упадет в воду, чека выдернется и мотор заглохнет.
Современные подвесные лодочные моторы могут иметь ряд дополнительных узлов и функций, которые повышает удобство пользования лодкой и мотором:
Количество тактов
Все лодочные подвесные моторы, которые представлены на прилавках магазинов делятся на два типа:
Оба типа моторов имеют как свои достоинства, так и свои недостатки, поэтому говорить о том, что один тип моторов лучше другого нельзя.
Различия в системе смазки двух и четырехтактных лодочных моторов
Двухтактные лодочные моторы работают на топливе, состоящем из смеси бензина и масла, четырехтактные моторы работают на чистом бензине.
Смесь бензина, масла и воздуха, в цилиндре двухтактного мотора, горит значительно хуже смеси бензина и воздуха, выделяет меньше энергии и нестабильна по плотности. Смазка коленвала, подшипников коленвала, компрессионных колец, поршня, пальца поршня и цилиндра двухтактного мотора осуществляется маслом добавленным в топливо. При работе мотора на высоких оборотах, количества масла находящегося в топливе может не хватать, этим объясняется повышенный износ двухтактного мотора и его пониженный ресурс.
Коленвал четырехтактного лодочного мотора находится в масляной ванне — картере, а другие его части непрерывно смазываются маслом благодаря работе масляного насоса. Чем больше оборотов мы даем мотору, тем больше масла он получает. Смазка четырехтактных моторов небольшой мощности (до 5 л.с.) осуществляется масляным туманом, создаваемым вращающимся коленвалом. Благодаря такому устройству системы смазки, четырехтактные лодочные моторы не испытывают масляного голодания и рваных нагрузок и имеют значительно больший ресурс.
Достоинства двухтактных моторов
Недостатки двухтактных моторов
Достоинства четырехтактных моторов
Недостатки четырехтактных моторов
Какой лодочный мотор выбрать
Какой лодочный мотор выбрать, двух- или четырехтактный, каждый его будущий владелец должен решить для себя сам, учитывая те достоинства и недостатки которые мы перечислили.
Двухтактные лодочные моторы больше подходят для тех, кто редко выбирается на природу, и использует мотор только периодически.
Четырехтактный лодочный мотор более подходит тем, кто планирует совершать длительные и регулярные водные поездки.
Первоначально более распространенные двухтактные лодочные моторы, по мере совершенствования четырехтактных моторов, уступают им свое место на транцах современных моторных лодок.
Мощность мотора
При выборе мощности подвесного лодочного мотора нужно помнить о том, что мотор должен соответствовать по мощности той лодке, на которую он будет установлен.
В паспорте и на шильдике большинства лодок указана максимальная мощность подвесного мотора, который можно устанавливать на эту лодку. Превышение установленной для этой лодки мощности мотора может привести как к возникновению аварийной ситуации на воде, так и к разрушению конструкции самой лодки в результате эксплуатации.
Поэтому, перед тем как выбирать мощность подвесного лодочного мотора следует определиться на какую лодку он будет установлен и для каких целей эта лодка будет использоваться.
При выборе мощности подвесного мотора для лодки, следует принимать во внимание следующие моменты:
Количество цилиндров
Подвесные лодочные моторы могут иметь от 1 до 6 цилиндров. Количество цилиндров для каждого мотора подбирается его изготовителем и данный показатель не имеет важного значения, так как, мощность мотора зависит не только от количества цилиндров, но и от других параметров.
Чем больше у лодочного мотора цилиндров, тем плавнее у него ход, меньше расход топлива, меньшая чувствительность к весу судна.
Чем меньше у лодочного мотора цилиндров, тем проще его конструкция, а значит выше надежность, кроме этого такие моторы имеют меньшие габариты и меньший вес.
Рабочий объем мотора
Важным параметром для мотора является диаметр цилиндра. У лодочных подвесных моторов диаметр поршня чаще всего составляет 40-100 мм. Чем больше диаметр цилиндра, тем больше угловая скорость, но меньше крутящий момент.
Другим важным параметром мотора является ход поршня. У лодочных подвесных моторов ход поршня чаще всего составляет 30-100 мм. Чем больше ход поршня, тем больше крутящий момент, но меньше скорость вращения. Хорошее соотношение диаметра цилиндра к ходу поршня для лодочного мотора ближе к единице.
Важной характеристикой двигателя является рабочий объем камеры сгорания, от этого зависит потребление топлива и мощность двигателя. Для мотора с одним цилиндром вычисляется умножением площади поршня на его ход. Для многоцилиндровых двигателей объем одного цилиндра умножается на количество цилиндров.
С увеличением объема двигателя увеличивается его мощность, габариты мотора и расход горючего. Мощность мотора зависит не только от объема. На мощность мотора влияют: продувка цилиндров, наличие турбонадува, качество карбюратора и другие моменты.
Чем больше объем мотора при одинаковой мощности, тем менее двигатель форсирован и тем больше у него ресурс. И наоборот, чем меньше объем мотора, при одинаковой мощности, тем больше он форсирован и тем меньше у него ресурс.
Система подачи топлива
Система подачи топлива предназначена для подачи в рабочую камеру двигателя подготовленной смеси из топлива и воздуха.
Существуют два типа системы: карбюратор и инжектор.
В карбюраторном двигателе, топливо всасывается в рабочую камеру цилиндра вместе с воздухом во время фазы впуска. Карбюраторные двигатели менее требовательны к качеству топлива и стоят дешевле, но при этом потребляют больше топлива и хуже запускаются.
В инжекторном двигателе топливо подается в рабочую камеру цилиндра принудительно, через форсунки. Концентрация воздуха в смеси регулируется на основании показаний датчиков. Инжекторные двигатели потребляют меньше топлива и проще запускаются, но при этом более сложны в устройстве.
Расход топлива
Расход топлива является важным параметром для лодочного подвесного мотора. Расход топлива измеряется в литрах за один час работы двигателя. Чем выше мощность мотора, тем больше он потребляет топлива. При выборе лодочного мотора следует выбирать ту модель, которая при одинаковой мощности потребляет меньше топлива.
Система передачи
Система передач подвесного лодочного мотора предназначена для изменения скорости и направления движения лодки.
В зависимости от конструкции у лодочного мотора может быть три типа передач:
Передняя передача (F) — служит для движения вперед, у некоторых моторов может иметь несколько скоростей
Задняя передача (R) — служит для движения лодки назад, винт мотора при этом вращается в обратную сторону, задняя передача удобна при экстренном торможении и маневрировании на небольшом пространстве
Нейтральная передача (N) — при включенной нейтральной передаче, вращение не передается от мотора на винт и лодка не двигается, нейтральная передача нужна для запуска и прогрева двигателя, запускать двигатель следует только на включенной нейтральной передаче
Система запуска двигателя
Подвесные лодочные моторы могут иметь разные системы запуска двигателя:
Ручной запуск — для запуска мотора, нужно дернуть за специальный тросик, такой механизм не требует наличия аккумулятора, прост, компактен и мало весит, но требует приложения достаточно большой физической силы для запуска двигателя
Электростартер — для того чтобы запустить двигатель нужно нажать кнопку или повернуть ключ, получающий питание от аккумулятора, электрический стартер запустит двигатель. Недостатками лодочных моторов с электростартером являются их большие габариты и вес.
Существуют подвесные лодочные моторы, которые имеют смешанную систему пуска, мотор запускается электростартером, но имеется и возможность ручного запуска.
При запуске двигателя, трос ручного стартера следует вытягивать медленно до тех пор, пока вы не почувствуете сопротивление, в этот момент можно сделать более резкий рывок, но бросать трос после этого нельзя, нужно, придерживая его, дать ему плавно втянуться назад.
Вес лодочного мотора
Вес является важным параметром лодочного мотора, который должен соответствовать параметрам лодки, на которую он устанавливается. Чем больше мощность мотора, тем больше его вес. Вес мотора используется при расчете баланса лодки и ее полезной грузоподъемности. Вес лодочного подвесного мотора может быть от 3 до 350 кг.
Длина дейдвуда / Высота транца
Длина дейдвуда подвесного лодочного мотора должна соответствовать высоте транца лодки. Дейдвудом называется «нога» лодочного подвесного мотора. Транцем называется задняя часть лодки, на которой устанавливается лодочный мотор.
Соответствие дейдвуда транцу важно как для ходовых качеств лодки, так и для длительной беспроблемной эксплуатации самого мотора. Лодочный мотор установленный слишком высоко будет бить гребным винтом воздух, что приведет к перегреву двигателя и повреждениям. Мотор установленный слишком низко создаст слишком сильное сопротивления в воде и лодка потеряет в скорости.
Лодочные моторы по длине дейдвуда делятся на четыре типа:
Расстояние между днищем судна и антикавитационной плитой лодочного мотора должно составлять около 20—25 мм, как правило, окончательно подбирается экспериментально путем изменения высоты транца и углом наклона лодочного мотора.
Винты лодочных моторов
Большинство конструкций лодочных моторов основаны на принципе вращения гребного винта. Гребной винт имеет несложную конструкцию, невысокую стоимость, но при использовании на мелководных участках водоемов, могут задевать за дно и подводные препятствия и сломаться.
Гребные винты лодочных моторов различаются по следующим параметрам:
Количество лопастей — важная характеристика гребного винта. Чем больше лопастей у гребного винта, тем выше плавность хода и маневренность лодки, одновременно вместе с этим увеличивается проскальзывание, увеличивается сопротивление воды и уменьшается эффективность привода.
Диаметр гребного винта взаимосвязан с шагом винта и зависит от от крутящего момента и мощности мотора.
Шагом гребного винта называется расстояние на которое переместиться винт за один оборот, без проскальзывания. С увеличением шага винта увеличивается скорость лодки и нагрузка на двигатель.
Гребные винты могут иметь разное направление вращения. Вращение гребного винта по часовой стрелке называют правым, в противоположную сторону называют левым. Большинство гребных винтов лодочных моторов имеют правое вращение. Если на лодке установлено два мотора, их винты должны иметь разное направление вращения.
Рейтинг лучших лодочных моторов
Лодочный мотор Yamaha 9,9
Лодочный мотор Yamaha 9,9 GMHS — один из самых популярных двухтактных лодочных моторов в России. Спроектирован на базе мотора Yamaha 15F. Двигатель имеет два цилиндра, рабочий объем 246 см3, мощность 7,3 кВт (9,9 л. с.) при 5 000 об/мин. Мотор имеет высокий крутящий момент, при низкой степени форсированности, что обеспечивает ему высокий ресурс. Мотор Yamaha 9,9 GMHS имеет диаметр поршня 56 мм, что дает хороший крутящий момент, и короткий рабочий ход 50 мм, что дает живой отклик на рукоятку газа и быстрый выход мотора на номинальные обороты. Мотор имеет вес 36 кг.
Лодочный мотор Yamaha 9,9 GMHS хорошо подходит для установки на лодки весом до 200 кг и способен вывести на глиссирование лодки с длиной корпуса до 4,5 м, то есть двигатель подходит для установки на самый популярный класс маломерных судов, которые не требуют прав на управление и регистрации.
Мотор имеет мощный генератор со встроенным стабилизатором и разъем для подсоединения внешних электроприборов, к которому можно подключать: эхолот, навигатор, габаритные огни лодки.
Лодочный мотор Yamaha 9,9 GMHS комплектуется топливным баком из ударопрочного пластика объемом 24 литра, который оснащен механическим указателем остатка бензина.
Длина дейдвуда лодочного мотора YAMAHA 9.9 GMHS составляет 381 мм, благодаря чему двигатель подходит под самый распространенный на лодках транец. Мотор комплектуется штатным трехлопастным гребным винтом с шагом 9 дюймов. Владелец мотора в случае желания или необходимости может заменить его на гребной винт с шагом 11 дюймов, предлагаемый производителем. С помощью четырех отверстий и штифта, можно подобрать оптимальный угол наклона мотора для конкретной лодки.
Лодочный мотор Tohatsu M5BD-S
Лодочный мотор Tohatsu M5BD-S — один из самых популярных лодочных моторов в России.
Двигатель двухтактный, одноцилиндровый, рабочий объем 102 см3, мощность 3,68 кВт (5 л. с.) при максимальных рабочих оборотах 4500-5500 об/мин. Мотор Tohatsu M5BD-S имеет диаметр поршня 55 мм, при рабочем ходе 43 мм.
Конструкция мотора включает технологию Loop Charged Induction (впрыск топлива с возвратно-петлевой продувкой), которая обеспечивает ровную работу двигателя и небольшой расход топлива, Tohatsu M5BD-S потребляет в час всего лишь 1.75 л топлива. С учетом выносного бензобака полной заправки хватит на несколько часов работы.
Микропроцессорная система зажигания CD делает запуск двигателя максимально легким и быстрым.
Лодочный мотор Tohatsu M5BD-S надежно защищен от коррозии и агрессивного воздействия внешней среды. Корпус двигателя изготовлен из алюминиевого сплава, многие элементы выполнены из нержавеющей стали, а система водоохлаждения оцинкована изнутри. Все это позволяет использовать мотор как в пресной, так и в морской воде.
Мотор имеет встроенный топливный бак объемом в 2,5 л и выносной топливный бак объемом 12 литров. На моторе имеется специальный топливный кран, с помощью которого владелец мотора может управлять тем, с какого бака осуществляется питание мотора. Мотор Tohatsu M5BD-S работает на бензине АИ-95 или АИ-92.
Коробка передач мотора Tohatsu M5BD-S имеет три режима движения: назад, нейтраль и вперед. в трансмиссию встроена защита от случайного запуска мотора при включенной передаче.
Масса лодочного мотора Tohatsu M5BD-S составляет всего 20 кг, что позволяет легко переносить его одному человеку.
Длина дейдвуда лодочного мотора Tohatsu M5BD-S составляет 381 мм, благодаря чему двигатель подходит под самый распространенный на лодках транец.
Мотор хорошо подходит для установки на малогабаритные лодки и катера. Мотор справляется с выводом на глисс лодки с одним человеком и средней загрузкой.
При работе мотор Tohatsu M5BD-S издает довольно сильный шум, он достаточно сильно дребезжит, звенит и ревет, но это свойственно всем одноцилиндровым, двухтактным моторам. Основными конкурентами мотора Tohatsu M5BD-S являются подвесные лодочные моторы Yamaha 5 CMHS и Mercury ME5M, которые имеют сходные технические характеристики, но стоят столько же или чуть дороже.
Мотор лодочный Suzuki DT 9.9 AS
Лодочный мотор Suzuki DT 9.9 AS — один из самых популярных лодочных моторов Сузуки в России. Двигатель двухтактный, двухцилиндровый, рабочий объем 284 см3, мощность 7,28 кВт (9,9 л. с.) при 4500-5500 об/мин. Мотор Yamaha 9,9 GMHS имеет диаметр поршня 59 мм, что дает хороший крутящий момент, и короткий рабочий ход 55 мм. Мотор оснащен электронной системой зажигания CDI.
Для выбора направления движения мотор оснащен коробкой передач с тремя положениями: вперед-реверс-нейтраль.
Мотор Suzuki DT 9.9 AS создан на базе 15 сильного мотора от Сузуки, от которого он отличается наличием винта ограничителя газа и двумя пластинами ограничителей впускных лепестковых клапанов. Умельцы модернизируют мотор, делая его пятнадцатисильным, для этого вывинчивают винт, ограничивающий привод открытия дроссельной заслонки, и меняют две пластинки на впуске.
Мотор Suzuki DT 9.9 AS весит 33 кг, что делает его самым легким в классе. Снижение веса достигнуто за счет уменьшения корпуса, изменения дейдвуда и использования пластикового поддона.
Мотор комплектуется трехлопастным гребным винтом диаметром 9,25 дюйма с шагом 11 дюймов, топливным баком объемом 25 литров. Длина дейдвуда лодочного мотора Suzuki DT 9.9 AS составляет 381 мм, благодаря чему двигатель подходит под самый распространенный на лодках транец.
Мотор Suzuki DT 9.9 AS часто сравнивают с его главным конкурентом мотором YAMAHA 9.9 GMHS. Мотор Suzuki DT 9.9 AS дешевле, на 3 килограмма легче, имеет рабочий объем на 15% больше, но при этом не имеет генератора переменного тока. При желании владелец мотора может поставить генератор самостоятельно, в моторе все для этого имеется.
Отзывы владельцев о моторе Suzuki DT 9.9 A носят в целом положительный характер, но при этом многие владельцы отмечают и некоторые небольшие недостатки мотора: пластиковый поддон, который легко гнется руками, неудобно расположенный рычаг фиксатора дейдвуда, плохо закрепленная резиновая прокладка колпака, возможность утечки топлива при откинутом положении мотора, хрупкая пластиковая ручка переключения передач.
Лодочный мотор Honda BF20
Лодочный мотор Honda BF20 — самый популярный лодочный мотор в России в своем классе мощности. Входит в одно семейство с двигателями Honda BF8 и Honda BF10.
Двигатель Honda BF20 четырехтактный, двухцилиндровый, рабочий объем 350 см3, мощность 14,7 кВт (20 л. с.) при максимальных рабочих оборотах 5000-6000 об/мин. Мотор Honda BF20 имеет диаметр поршня 59 мм, при рабочем ходе 64 мм. Благодаря увеличенному рабочему ходу поршня и большому объему цилиндра мотор имеет хорошие тяговые показатели. Достоинством мотора Honda BF20 является стабильно высокий крутящий момент во всем диапазоне оборотов работы мотора.
Лодочный мотор Honda BF 20 имеет по два клапана на каждый из двух цилиндров, привод клапанов производится от распределительного вала, расположенном над блоком цилиндров, такая конструкция ГРМ называется SOHC. Мотор имеет трехконтурный карбюратор обеспечивающий более слаженную работу двигателя и меньший расход топлива.
Трохоидный масляный насос, приводимый от коленчатого вала, обеспечивает длительный срок службы двигателя.
Мотор Honda BF20 оснащен электронной системой впрыска топлива PGM-FI (Programmed Fuel Injection), которая подает в каждый цилиндр строго дозированное количество топлива, что обеспечивает двигателю легкий пуск, мгновенную реакцию на добавление газа и низкий расход топлива.
Микропроцессорная система зажигания CDI снижает потребления топлива и уменьшает усилия, необходимые для пуска двигателя на 40%.
Мотор имеет триангуляционную маятниковую систему подвеса, которая, с помощью треугольных резиновых опор, гасит вибрации, идущие от мотора, и обеспечивает его плавную работу.
Мотор Honda BF 20 оснащен систему Engine Alert System, которая с помощью световых и звуковых сигналов предупреждает о низком уровне масла, превышении количества максимально допустимых оборотов и перегреве двигателя. Выхлоп двигателя осуществляется через ступицу гребного винта.
Мотор Honda BF 20 оснащен мощным генератором, который уже при 3000 об/мин выдает ток в 12А, что позволяет не только заряжать аккумуляторную батарею, но и обеспечивать электрической энергией всю электронику лодки.
Мотор идеально подходит для лодок разных типов с длиной корпуса 3,6-4,8 метра. Мотор имеет вес 46,8 кг, что делает его самым мощным и легким 4-тактным двигателем в своем классе.
Коробка передач мотора Honda BF 20 имеет три режима движения: назад, нейтраль и вперед. Мотор оснащен гребным винтом диаметром 9-1/4 дюйма с шагом 10 дюймов и выносным топливным баком объемом 12 литров.
Мотор Honda BF 20 имеет несколько модификаций: которые различаются наличием румпеля (SHU, SHSU) или системы дистанционного управления (SRTU), наличием ручной пятиступенчатой системы угла наклона (SHU, SHSU) или системы гидроподъема (SRTU), ручной системы пуска (SHU, SHSU) или электростартера (SRTU), генератора на 6А (SHU) или 12А (SHSU/ SRTU). Каждый сможет подобрать себе мотор, подходящий под его потребности.
Лодочный мотор Yamaha 5 CMHS
Лодочный мотор Yamaha 5 CMHS — популярный двухтактный лодочный мотор производства компании Ямаха. Двигатель имеет один цилиндр, рабочий объем 103 см3, мощность 3,7 кВт (5 л. с.). Мотор Yamaha 5 CMHS имеет диаметр поршня 54 мм, и рабочий ход 45 мм. Мотор оснащен карбюратором и электронной конденсаторной системой зажигания CDI. Вес мотора 21 кг.
Для выбора направления движения мотор оснащен коробкой передач с тремя положениями: вперед-реверс-нейтраль. Запуск мотора осуществляется вручную с помощью пусковой рукоятки.
Лодочный мотор Yamaha 5 CMHS оснащен встроенным топливным баком объемом 2,8 литра, имеется возможность подключения внешнего топливного бака.
Длина дейдвуда лодочного мотора Yamaha 5 CMHS составляет 381 мм, что соответствует самому распространенному на лодках транцу. На мотор могут устанавливаться винты с шагом 6,5, 7 и 8 дюймов. С помощью пяти отверстий и штифта, можно подобрать оптимальный угол наклона мотора для конкретной лодки.
Лодочный мотор Mercury ME 9.9 MH
Лодочный мотор Mercury ME 9.9 MH — представляет собой двухтактный, двухцилиндровый лодочный мотор производства компании Mercury. Двигатель мотора имеет рабочий объем 169 см3, мощность 7,2 кВт (9,9 л. с.) при максимальных рабочих оборотах 5000-6000 об/мин. Мотор Mercury ME 9.9 MH имеет диаметр поршня 50 мм, при рабочем ходе 43 мм.
Расход топлива у этого лодочного мотора составляет 4,5 литра топлива в час. Коробка передач мотора ME 9.9 MH имеет три режима движения: назад, нейтраль и вперед. Мотор имеет защиту от случайного запуска при включенной передаче, а также страховочный шнур остановки двигателя.
Запуск мотора осуществляется ручным стартером. Управление выполняется румпелем. Масса лодочного мотора ME 9.9 MH составляет всего 26 кг. Мотор имеет топливный бак объемом 12 литров.
Длина дейдвуда лодочного мотора Tohatsu M5BD-S составляет 381 мм, благодаря чему двигатель подходит под самый распространенный на лодках транец.
Лодочный мотор Tohatsu M9.8B
Лодочный мотор Tohatsu M9.8B — один из самых популярных лодочных моторов в России. Мотор был создан японскими инженерами в 1997 году на базе мотора Tohatsu M8B, при этом был усилен блок цилиндров. Более чем за 30 лет своего существования, мотор Tohatsu M9.8B не подвергался ни переработкам, ни рестайлингу, что говорит о изначальной высокой надежности мотора.
Двигатель двухтактный, двухцилиндровый, рабочий объем 169 см3, мощность 7,2 кВт (9,8 л. с.) при 5000-6000 об/мин. Мотор Tohatsu M 9.8 B имеет диаметр поршня 50 мм, при рабочем ходе 43 мм. Конструкция мотора включает технологию Loop Charged Induction (впрыск топлива с возвратно-петлевой продувкой), которая обеспечивает ровную работу двигателя и небольшой расход топлива, Tohatsu M9.8B потребляет в час всего 4.9 л топлива.
Мотор Tohatsu M9.8B прекрасное соотношение вес / мощность, в мире не существует другого подвесного лодочного мотора весом 26 кг, который бы выдавал полноценные 9.8 л.с.
Мотор оснащен системой зажигания CD, которая обеспечивает легкий запуск мотора. Корпус водяного насоса мотора изготовлен из нержавеющей стали, а система охлаждения имеет цинковое покрытие для предотвращения коррозии. Водяная система охлаждения мотора Tohatsu M9.8B включает термостат, который обеспечивает быстрый прогрев мотора в холодное время года и высокоэффективное охлаждение в сильную жару.
Выхлоп отработанных газов осуществляется через ступицу гребного винта, что позволяет снизить шум от работы мотора. Тем не менее, мотор Tohatsu M9.8B довольно шумный, как и другие двухтактные моторы, использовать его для троллинга навряд ли получится.
Для выбора направления движения мотор оснащен коробкой передач с тремя положениями: вперед-реверс-нейтраль. У мотора имеется защита от непреднамеренного пуска, двигатель запускается только при положении рычага переключения передач в нейтральном положении.
Лодочный мотор Tohatsu M9.8B комплектуется топливным баком объемом 12 литров, что с учетом небольшого расхода топлива, вполне достаточно для поездок на средние и дальние дистанции.
Длина дейдвуда лодочного мотора Tohatsu M9.8B составляет 381 мм, благодаря чему двигатель подходит под самый распространенный на лодках транец.
Мотор способен вывести двухместную или трехместную лодку на скорость 27-30 км/ч. При нахождении в лодке только одного человека, лодка может гулять и задирать нос кверху, для устранения этого, следует распределить перевозимый груз в носовой части лодки.
Мотор Tohatsu M9.8B — легкий, экономичный и надежный, что дает возможность использовать его не только вблизи от дома, но и в походах и экспедициях в труднодоступных и отдаленных районах.
Мотор лодочный Suzuki DF5S
Лодочный мотор Suzuki DF5S — популярных четырехтактный, одноцилиндровый лодочный мотор производства японской компании Сузуки. Рабочий объем двигателя 138 см3, мощность 3,68 кВт (5 л. с.) при 4500-5500 об/мин. Мотор имеет карбюраторную систему питания и оснащен электронной системой зажигания CDI.
Для выбора направления движения мотор оснащен коробкой передач с тремя положениями: вперед-реверс-нейтраль. Лодочный мотор Suzuki DF5S оснащен встроенным топливным баком объемом 1,5 литра, имеется возможность подключения внешнего топливного бака. Расход топлива в режиме полного хода 1,5 литра в час.
Мотор имеет румпельное управление, запуск двигателя осуществляется вручную с помощью пусковой рукоятки. Длина дейдвуда лодочного мотора Suzuki DF5S составляет 381 мм, благодаря чему двигатель подходит под самый распространенный на лодках транец. Вес мотора 25 кг.
Лодочный мотор HDX 5 BMS
Подвесные лодочные моторы HDX представлены в России уже более 10 лет, за это время моторы HDX зарекомендовали себя как недорогие, но при этом надежные и качественные. Моторы HDX занимают одну из лидирующих позиции по объемам продаж в нашей стране. Самым популярным среди моторов HDX является мотор HDX 5 BMS.
Лодочный мотор HDX 5 BMS является двухтактным, одноцилиндровым двигателем, рабочим объемом 102 см3, мощность 3,6 кВт (5 л. с.) при максимальных рабочих оборотах 4500-5500 об/мин. Мотор HDX 5 BMS имеет диаметр поршня 55 мм, при рабочем ходе 43 мм. Хорошее соотношение рабочего хода поршня к объему цилиндра обеспечивает мотору неплохие тяговые показатели. Как и большинство моторов HDX, создан на базе подвесного подвесного лодочного мотора компании Yamaha.
Мотор HDX 5 BMS оснащен зажиганием CDI, которое обеспечивает легкий запуск мотора и уменьшает расход топлива.
Расход топлива у мотора HDX 5 BMS составляет примерно 2,2-2,6 л/час. Для мотора рекомендуется использовать бензин Аи-95. Коробка передач мотора HDX 5 BMS имеет три режима движения: назад, нейтраль и вперед.
Запуск мотора осуществляется ручным стартером. Управление выполняется поворотом румпеля. Регулирование оборотов двигателя также расположено на румпеле.
Масса лодочного мотора HDX 5 BMS составляет 20 кг, что позволяет легко переносить его и устанавливать на транец лодки силами одного человека.
Мотор HDX 5 BMS имеет длину дейдвуда 381 мм и предназначен для установки на лодки со стандартной высотой транца.
Мотор комплектуется алюминиевым гребным винтом диаметром 3 7/8 дюйма, с шагом 8 дюймов.
Мотор имеет встроенный топливный бак объемом в 2,6 л, имеется возможность подключения внешнего выносного топливного бака.
Мотор имеет гарантию 3 года, что говорит об уверенности производителя в качестве своих моторов.
Лодочный мотор HDX 5 BMS подходит для установки на небольшие катера и надувные лодки. При наличии на борту лодки 1-2 человек мотор может разогнать лодку до скорости 20-25 км/час, если в лодке находятся 3 человека, то скорость лодки составит около 10-12 км/час. Мотор вполне стоит своих денег, но большой скорости и высокой тяги от него ждать не следует.
Лодочный мотор Tohatsu M9.9D2S
Лодочный мотор Tohatsu M9.9D2S представляет собой двухтактный, двухцилиндровый лодочный мотор производства японской компании Тохатсу.
Рабочий объем двигателя 247 см3, мощность 7,3 кВт (9,9 л. с.) при 4500-5300 об/мин. Мотор Tohatsu M9.9D2S имеет диаметр поршня 55 мм, при рабочем ходе 52 мм. Мотор имеет карбюраторную систему питания и оснащен электронной системой зажигания CDI, которая обеспечивает легкий запуск мотора.
Корпус водяного насоса мотора изготовлен из нержавеющей стали, а система охлаждения имеет цинковое покрытие для предотвращения коррозии. Водяная система охлаждения мотора Tohatsu M9.9D2S включает термостат, который обеспечивает быстрый прогрев мотора в холодное время года и высокоэффективное охлаждение в сильную жару.
Выхлоп отработанных газов осуществляется через ступицу гребного винта, что позволяет снизить шум от работы мотора. Тем не менее, мотор Tohatsu M9.9D2S довольно шумный, как и другие двухтактные моторы, использовать его для троллинга навряд ли получится.
Для выбора направления движения мотор оснащен коробкой передач с тремя положениями: вперед-реверс-нейтраль. Лодочный мотор Tohatsu M9.9D2S комплектуется внешним топливным баком объемом 25 литров.
Длина дейдвуда мотора составляет 381 мм, благодаря чему двигатель подходит под самый распространенный на лодках транец.
Лодочный мотор Mercury ME 5 M
Лодочный мотор Mercury ME 5 M — популярный лодочный мотор производства компании Mercury. Двигатель двухтактный, одноцилиндровый, рабочий объем 102 см3, мощность 3,7 кВт (5 л. с.) при максимальных рабочих оборотах 4000-5000 об/мин. Мотор Mercury ME 5 M имеет диаметр поршня 55 мм, при рабочем ходе 43 мм.
Мотор Mercury ME 5 M очень экономичный, расход топлива составляет всего лишь 1,7 литра топлива в час. Коробка передач мотора Mercury ME 5 M имеет три режима движения: назад, нейтраль и вперед. Мотор имеет защиту от случайного запуска при включенной передаче.
Запуск мотора осуществляется ручным стартером. Управление выполняется поворотом румпеля. Регулирование оборотов двигателя также расположено на румпеле. Ручка румпеля имеет удобный в пользовании прорезиненный профиль.
Масса лодочного мотора Mercury ME 5 M составляет всего 20 кг, что позволяет легко переносить его одному человеку.
Длина дейдвуда лодочного мотора Tohatsu M5BD-S составляет 381 мм, благодаря чему двигатель подходит под самый распространенный на лодках транец.
Мотор имеет встроенный топливный бак объемом в 2,5 л и выносной топливный бак объемом 12 литров.
Мотор хорошо подходит для установки на малогабаритные лодки и катера. Мотор справляется с выводом на глисс лодки с одним человеком и средней загрузкой.
Мотор комплектуется гребным винтом из алюминия диаметром 8 3/8 дюйма с шагом 7 дюймов. Владелец мотора при желании может заменить его на гребной винт с другим шагом. С помощью отверстий и штифта, можно подобрать оптимальный угол наклона мотора для конкретной лодки.
Лодочный мотор Hangkai 6
Лодочный мотор Hangkai 6 —один из самых популярных бюджетных лодочных моторов китайского производства. Моторы Ханкай считаются одними из самых качественных и надежных среди китайских марок.
Двигатель Hangkai 6 двухтактный, одноцилиндровый, рабочий объем 102 см3, мощность 6 л. с. при максимальных рабочих оборотах 5500 об/мин. Благодаря хорошему соотношению рабочего хода поршня к объему цилиндра мотор имеет неплохие тяговые показатели.
Мотор имеет встроенный топливный бак объемом в 2,5 л и выносной топливный бак объемом 12 литров. Мотор Hangkai 6 может работать на бензине АИ-95 или АИ-92. Лодочный мотор Hangkai 6 потребляет около 3 литров топлива в час.
Коробка передач мотора Hangkai 6 имеет три режима движения: назад, нейтраль и вперед.
Масса лодочного мотора Hangkai 6 составляет всего 19 кг, что позволяет легко переносить его одному человеку.
Длина дейдвуда лодочного мотора Hangkai 6 составляет 381 мм, благодаря чему двигатель подходит под самый распространенный на лодках транец.
По своим техническим характеристикам мотор Hangkai 6 подходит для установки на малогабаритные надувные и корпусные лодки. При наличии на борту лодки 1 человека мотор выводит лодку на глиссирование и может развивать скорость до 30 км/час, если в лодке находятся 3 человека, то скорость лодки составит до 15 км/час.
Мотор Hangkai 6 довольно шумный и создает достаточно сильную вибрацию, но это свойственно всем одноцилиндровым, двухтактным моторам.
Лодочный мотор Hangkai 6 подходит для неспешных водных прогулок, для рыбалки на небольших водоемах. Мотор отличается простотой конструкции, неприхотливостью и недорогой ценой.
Лодочный мотор Suzuki DF2.5S
Лодочный мотор Suzuki DF2.5S — маленький и легкий четырехтактный двигатель, один из самых популярных лодочных моторов малой мощности в России.
Лодочный мотор Suzuki DF2.5S четырехтактный, одноцилиндровый, рабочим объемом 68 см3, мощностью 2,5 л.с. при максимальных рабочих оборотах 5250-5750 об/мин.
Мотор Suzuki DF2.5S оснащен электронной системой зажигания CDI, которая обеспечивает легкий запуск мотора и уменьшает расход топлива.
Мотор оснащен внутренним топливным баком объемом 1 литр, которого хватает более чем на час работы на полном ходу. Мотор работает на бензине АИ-92.
Мотор весит всего лишь 13,5 кг, благодаря легкому весу и удобной ручке, мотор может легко переносить один человек.
Запуск моторов осуществляется ручным стартером. Управление выполняется поворотом румпеля. Регулирование оборотов двигателя также расположено на румпеле.
Мотор Suzuki DF2.5S имеет длину дейвуда 381 мм и предназначены для установки на лодки со стандартной высотой транца. Мотор имеет четыре положения угла наклона дейдвуда.
Мотор Suzuki DF2.5S подходит для установки на лодки ПВХ и даже лодки с жестким корпусом. Мотор также используется как вспомогательный двигатель на катерах и яхтах.
Мотор работает тихо и бесшумно, даже при работе на высоких оборотах. Мотор не шумит, а скорее бурчит. Вибрация практически отсутствует. Благодаря этим качествам, мотор идеален для любителей ловли рыбы троллингом. Может использоваться рыболовами и туристами.
Главные достоинства мотора Suzuki DF2.5S небольшой вес, компактные размеры, бесшумность и низкий расход топлива.
Лодочный мотор Honda BF30
Лодочный мотор Honda BF30 — популярный четырехтактный, трехцилиндровый лодочный мотор. Двигатель Honda BF30 имеет рабочий объем 552 см3, мощность 22,1 кВт (30 л. с.) при максимальных рабочих оборотах 6000 об/мин. Мотор Honda BF30 имеет диаметр поршня 61 мм, при рабочем ходе 63 мм. Благодаря увеличенному рабочему ходу поршня и большому объему цилиндра мотор имеет хорошие тяговые показатели. Достоинством мотора Honda BF30 является стабильно высокий крутящий момент во всем диапазоне оборотов работы мотора.
Лодочный мотор Honda BF 30 имеет по два клапана на каждый из трех цилиндров, привод клапанов производится от распределительного вала, расположенном над блоком цилиндров, такая конструкция ГРМ называется SOHC. Мотор имеет трехконтурный карбюратор, обеспечивающий более слаженную работу двигателя и меньший расход топлива.
Мотор Honda BF30 оснащен электронной системой впрыска топлива PGM-FI (Programmed Fuel Injection), которая подает в каждый цилиндр строго дозированное количество топлива, что обеспечивает двигателю легкий пуск, мгновенную реакцию на добавление газа и низкий расход топлива.
Микропроцессорная система зажигания CDI снижает потребления топлива и уменьшает усилия, необходимые для пуска двигателя на 40%. Вес мотора составляет 80 кг.
Коробка передач мотора Honda BF 30 имеет три режима движения: назад, нейтраль и вперед. Мотор оснащен гребным винтом диаметром 9-1/4 дюйма с шагом 12 дюймов и выносным топливным баком объемом 25 литров.
Мотор Honda BF 30 имеет несколько модификаций: которые различаются наличием румпеля (SHU, SHSU) или системы дистанционного управления (SRTU), наличием ручной пятиступенчатой системы угла наклона (SHU, SHSU) или системы гидроподъема (SRTU), ручной системы пуска (SHU, SHSU) или электростартера (SRTU), генератора на 6А (SHU) или 12А (SHSU/ SRTU). Каждый сможет подобрать себе мотор, подходящий под его потребности.
Лодочный мотор HIDEA HD9.9FHS
Лодочный мотор HIDEA 9.9 —один из популярных бюджетных лодочных моторов китайского производства. В серию входят два двигателя HIDEA HD9.9FHS и HIDEA HD9.9FHS PRO.
Лодочный мотор HIDEA HD9.9FHS является двухтактным, двухцилиндровым двигателем, рабочим объемом 246 см3, мощностью 7,3 кВт (9.9 л. с.) при максимальных рабочих оборотах 4500-5500 об/мин. Мотор HIDEA 9.9 имеет диаметр поршня 56 мм, при рабочем ходе 50 мм. Мотор имеет вес 38 кг. Фактически этот мотор имеет мощность 15 л.с.
Лодочный мотор HIDEA HD9.9FHS PRO является двухтактным, двухцилиндровым двигателем, рабочим объемом 326 см3, мощностью 7,3 кВт (9.9 л. с.) при максимальных рабочих оборотах 4500-5500 об/мин. Мотор HIDEA 9.9 имеет диаметр поршня 62 мм, при рабочем ходе 56 мм. Мотор имеет вес 41 кг. Фактически этот мотор имеет мощность 20 л.с.
Особенностью лодочных моторов HIDEA 9.9, что по документам и цифрам указанным на колпаке мотора, двигатели имеют мощность 9.9 лошадиных сил, поэтому их не требуется регистрировать в ГИМС. Фактически моторы выдают гораздо большую мощность, причем для этого не требуется делать никаких переделок, достаточно поставить винт с большим шагом.
Мотор HIDEA 9.9 оснащен зажиганием CDI, которое обеспечивает легкий запуск мотора и уменьшает расход топлива.
Моторы оснащаются выносным топливным баком объемом 24 литра. Моторы заправляют бензином АИ-95. Коробка передач моторов HIDEA 9.9 имеет три режима движения: назад, нейтраль и вперед. По отзывам владельцев расход топлива моторов HIDEA 9.9 составляет порядка 6 литров в час.
Запуск моторов осуществляется ручным стартером. Управление выполняется поворотом румпеля. Регулирование оборотов двигателя также расположено на румпеле.
Моторы HIDEA 9.9 имеют длину дейвуда 381 мм и предназначены для установки на лодки со стандартной высотой транца.
Угол наклона мотора относительно лодки регулируется установкой в шесть разных положений.
Моторы комплектуются гребным винтом с шагом 9 дюймов. При увеличении газа до 2/3 резко пропадает тяга, возникает кавитация. Для полноценной эксплуатации моторов HIDEA 9.9 следует поменять винт на винт с шагом 11 дюймов. При подборе гребного винта следует учитывать габариты и технические параметры вашей лодки.
При наличии на борту лодки 1-2 человек мотор может разогнать лодку до скорости 35-40 км/час, если в лодке находятся 3-4 человека, то скорость лодки составит около 24-25 км/час.