Что такое планирование в педагогике
—> ОТ РЕФЕРАТА ДО ДИССЕРТАЦИИ
Теоретические материалы
ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В то время как некоторые люди предпочитают совершенно не составлять планы, оставляя свою судьбу в руках удачи или неизбежности, большинство верит, что лучше планировать, чем не планировать. Планирование – процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей наиболее эффективными средствами.
§1. Планирование в образовании
Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, процесс планирования носит формальный характер, а план не является ориентиром в деятельности.
Планирование работы педагога предопределяет результаты и эффективность образовательной системы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений, наметить общие перспективы и конкретные пути решения возникающих проблем. План учебно-воспитательной работы – это документ, указывающий содержательные ориентиры педагогической деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
К плану предъявляется ряд требований:
1. Целенаправленность плана. Содержание и формы педагогической деятельности планируются с учетом главной цели и иерархии задач.
2. Комплексность плана. Разнообразие направлений, форм и методов организации деятельности педагогов и обучающихся.
3. Конкретность плана. Содержание и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач (достижение конкретных планируемых результатов).
Планирование – процесс индивидуального осмысления педагогом своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать работу по чужим программам и планам.
§2. Виды и структура педагогических планов
В самом общем представлении план – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности» определяющий ее порядок, объем, временные границы. Предназначение образовательного плана – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. При грамотной организации планирования план станет документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса.
Планы по содержанию, структуре и форме очень разнообразны, но, главное, они должны помогать в организации работы и быть удобными в применении. Планы можно классифицировать по разным основаниям:
1) По охвату содержания:
Все направления и виды деятельности
План социально-педагогической работы
План досуговой деятельности
Одно направление или один вид деятельности
План изучения темы
План работы с родителями
Одно конкретное мероприятие
План этической беседы
2) По длительности периода:
Образовательная программа УДО
План работы кружка, секции
Этапный (средней перспективы)
Конкретный временной отрезок менее года
План просветительных лекций на полугодие
Часть периода, этапа (на месяц, неделю)
План «Декады помощи ветеранам»
План экскурсионного дня
3) В зависимости от субъекта планирования: индивидуальный и коллективный. Необходимо различать планы работы отдельного педагога, педагогического коллектива, совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей.
Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый из них конкретизирует и уточняет другой. По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную.
§3. Планы работы в учреждениях дополнительного образования
Изучение практического опыта показало, что в образовательных учреждениях составляются следующие виды планы:
1. Перспективный план работы образовательного учреждения на учебный год.
2. Перспективный план работы педагога, включающий разделы:
· план воспитательной работы;
· план методической работы;
· план работы кабинета;
· план работы с родителями;
· план работы кружка, секции и т.п.;
3. Календарные планы на полугодие или четверть (триместр).
4. Рабочие, ежедневные планы работы педагога.
Перспективный план может иметь разную структуру, главное, чтобы он был удобен для работы и оперативной корректировки. Может быть предложена следующая структура плана:
1. Анализ работы за истекший период.
2. Задачи работы на новый учебный год.
3. Направления работы и планируемые результаты по каждому из них.
4. Содержание работы (основные мероприятия по каждому направлению)
5. Сроки и формы контроля (рефлексии).
Работа над планом начинается с определения главной цели и основных задач педагогического процесса на основе анализа достигнутых ранее результатов. Работа планируется с учетом плана работы всего образовательного заведения и отражает различные направления деятельности педагога.
Календарные планы на конкретный период могут иметь текстовую форму и форму таблицы. Основными требованиями к календарно-тематическому планированию (КТП) можно назвать:
· конкретный срок (неделя или дата);
· основной вид деятельности (тема, форма, метод, прием, условия, средства и т.д.);
· задача для данного отрезка времени (планируемый результат: знаниевый, воспитательный, предметный и т.п.).
Календарный план должен быть согласован с перспективным планом по целям и планируемым результатам. При необходимости вносятся корректировки с учетом изменившихся обстоятельств.
Рабочие (ежедневные) планы. Подобные планы составляются педагогами на основе календарно-тематического планирования. В ежедневном плане работы конкретизируются все режимные моменты с указанием содержания планируемых мероприятий и планируемых результатов (степень реализации поставленных задач). В нем дается краткая схема проведения занятий и их содержание.
Ежедневные планы могут сопровождаться приложением сценариев мероприятий, комплексами упражнений, описаниями игр из картотеки. Следует перечислить методические пособия, технические средства, которые будут использованы в работе с воспитанниками.
§4. Технология составления планов
План – важная предпосылка успеха в педагогической деятельности, если он является итогом коллективного совместного творчества, когда в основе планирования лежит тесное взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса. Поэтому педагогу необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен ему самому, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.
Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс, но эффективность обеспечит наличие следующих этапов этой деятельности:
1) Подготовительный – определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета.
3) Моделирующий – целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени.
4) Заключительный (оформительский) – выбор структуры плана и его оформление.
Опишем общий алгоритм планирования, который подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Эффективность планирования обеспечивается его непрерывностью, тогда предлагаемый алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие), при краткосрочном (на месяц и менее), при оперативном, текущем (планировании дня, конкретного дела). Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить в виде следующих шагов:
1. Определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)?
2. Определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть, месяц и т. д.).
3. Структурирование предмета планирования, которое помогает сделать план конкретным, реалистичным, отобрать наиболее эффективные средства и способы работы. Планируемое необходимо разделить на возможные составные части: выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки, продумать формы и отобрать средства деятельности. То есть представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное.
4. Анализ результатов и имеющегося состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.). Необходимо знать условия, в которых будет осуществляться деятельность; специфику детского коллектива и собственный уровень профессионализма. В результате анализа должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, отправная точка для моделирования деятельности.
5. Целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге. Полезно на этом этапе воспользоваться методом иерархии целей и предварительно составить схему «Дерево целей», где все задачи будут вытекать из основной цели.
6. Выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решить поставленные задачи.
7. Распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.
8. Оформление (написание) плана.
В различных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться. Это зависит от опыта, знаний и умений того, кто планирует, и от условий, в которых протекает процесс планирования (традиции образовательного учреждения, требований администрации и др.).
Планирование в деятельности педагога
анна русова
Планирование в деятельности педагога
«Хороший план сегодня лучше очень хорошего плана завтра»
Начать свою статью хочу с математического определения планирования.
Каким точным является данное определение. У нас педагогов год летит за годом и в нашей «деятельности-функции» хочется передать малышам огромный багаж знаний, но времени, как правило, не хватает.
Далее предлагаю рассмотреть четыре «страшных» буквы в аббревиатуре «ФГОС».
Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов, связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.
Планированиев самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
Постановка цели и задач;
Составление программы действий (проектирования);
Вариантное составление программы (вариантное проектирование);
Выявление необходимых ресурсов и их источников;
Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них;
Фиксация результатов планирования в материальном виде, например, в виде проекта, модели, плана, карты боевых действий, приказа в письменной форме, диагностики и т. п.
«Планирование деятельности – это карта вашего дня»
Психологи утверждают: Решив составить эффективный план действий, человек, не привыкший к этому, потратит час и более рабочего времени. Понимая, что время будет потрачено, человек, как правило, решает не составлять никакого плана,а действовать по наитию: «что помню, то и делаю». Но такой подход начисто лишен эффективности. Приступив к одному заданию, человек вдруг вспоминает о другой, еще более важной задаче, переключает на нее свое внимание. В процессе он отвлекается, так как мысли переключаются с одного на другое. В итоге, не выполнена ни одна, ни вторая задача. Чаще всего человек торопится выполнить срочные дела. Но срочное не значит действительно важное и значимое. Вряд ли срочное дело окажет положительное влияние на последующую деятельность, жизнь человека.
Одна минута времени, потраченная на планирование своей деятельности, экономит десять минут, потраченных на выполнение поставленной задачи. Таким образом, научившись планировать свою деятельность, вы сможете получать 200 процентов отдачи от вложенной энергии.
Тому, кто привык планировать работу на завтра, не требуется более двенадцати минут, для того чтобы расписать все необходимые дела, распределив их в приоритетном порядке. Потраченные накануне двенадцать минут дадут Вам возможность сэкономить два часа производительности, что, безусловно, качественно повышает уровень продуктивности Вашей работы. Если умножить это время на количество дней в календарном месяце, то получится, что в месяц Вы способны экономить до пяти рабочих дней. Здорово, не правда ли!
«Планирование деятельности
учит правильно определять приоритеты»
Умение верно определять приоритетные направления деятельности помогает обозначать наиболее важные, перспективные и значимые места. Приоритетное место должно быть отведено тому, что необходимо выполнить. Нежелание концентрироваться и отдавать предпочтение главному приводит к тому, что человеку так и не удается достичь поставленной цели.
«Планирование деятельности программирует ум человека»
Вы, наверняка, не раз сталкивались с такой ситуацией, когда в зависимости от того, насколько четко сформулировано Ваше желание, оно с большей или меньшей легкостью воплощается в жизнь. Планирование – это уникальный процесс, который помогает человеку осознать, к чему в действительности он стремится и, в итоге, воплощающий эти стремления в жизнь.
Для того чтобы план был эффективен,необходимо в нем отразить следующее:
1. оценка внешней среды;
2. оценка возможностей с учётом благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия внешней среды;
3. определение и формулирование целей;
4. определение текущих оперативных задач, соответствующих целям;
5. методы анализа и контроля за выполнением плана, обеспечивая обратную связь со следующим циклом планирования.
Существуют следующие формы организации планирования:
Рассмотрим принципы планирования:
Методы планирования:
3. нормативный метод – в образовательном учреждение, как и во многих других, в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов;
4. математическое моделирование – предполагает использование в процессе планирования различных математических моделей, которые представляют собой формализованное описание исследуемого процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений.
6. интуитивные методы основываются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов.
Виды планирования:
Объемное планирование – это распределение выполняемых работ по возрастам и плановым периодам с учетом нагрузки оборудования и площадей. Для эффективного распределения сопоставляются необходимые и имеющиеся ресурсы учреждения.
Оперативно-производственное планирование – это окончательное уточнение программы производства и организация ее выполнения. При необходимости вносится корректировка в графики работ.
Спасибо за внимание. Удачи всем в педагогической деятельности.
Статья составлена на основе следующих материалов:
1. Педагогика. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.
2. Психология и педагогика. Радугин А. А.
3. Российская педагогическая энциклопедия. Давыдов В. В.
4. Социальная педагогика. Мудрик А. В.
Курсовая работа «Теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении»
По дисциплине «Теоретические и прикладные аспекты методической работы в дошкольном учреждении»
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Понятие «планирование педагогического процесса» 6
1.2. Ретроспективный анализ проблемы планирования педагогического процесса в психолого-педагогической литературе 10
1.3. Виды планирования педагогического процесса 14
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 21
2.1. Требования к планированию педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении 21
2.2. Структура планирования педагогического процесса 28
2.3. Моделирование планирования педагогического процесса в младшей группы 34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 48
Актуальность курсовой работы состоит в том, что на современном этапе развития происходят процессы модернизации содержания и демократизации подходов к управлению образовательным процессом.
Успех развития системы образования в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса дошкольной образовательной организации. Эту готовность призвана обеспечить методическая служба, охватывающая все категории педагогических работников детского сада.
Все государственные образовательные учреждения на данном этапе учебного процессавзаимодействуют с такими нормативно-правовыми актами: Закон «Об образовании» (принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС, а также, Государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждён Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2018 г № 287.
Анализ последних исследований и публикаций. Разработка основ оптимального управления в сфере образования невозможна без глубокого анализа позитивных тенденций, обобщенного опыта общественного развития в виде научных достижений и их трансформации в управление объектами образования в соответствии с их спецификой и условий деятельности. Особо следует отметить интересные работы по управлению общеобразовательными учреждениями, представленные учеными В. И. Бенидорм, Л. И. Даниленко, В. Ельниковой, Л. Калининой, А. Дмитренко, В. С. Пикельна. Теоретико-методологической и информационной основой исследования стали научные труды зарубежных ученых по стратегическому планированию (В. Кинг, В. И. Виноградова, К. Боумен, Р. Дафт, П. Дойль, П. Друкер, Ф. Котлер, М. Портер, А. Томпсон и др.).
Цель работы: заключается в теоретическом обосновании основ планирования педагогического процесса и практической реализации в планировании педагогического процесса в младшей группе.
Объект исследования планирование педагогического процесса.
Предмет исследования теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «планирования педагогического процесса».
2. Проанализировать ретроспективу проблемы теоретической основы планирования педагогического процесса.
3. Рассмотреть виды планирования педагогического процесса в дошкольные учреждения.
4. Охарактеризовать требования к планированию педагогического процесса.
5. Установить структуру планирования педагогического процесса.
6. Смоделировать планирования педагогический процесс в младшей группе дошкольного учреждения.
1. Теоретическая значимость исследования состоит с рассмотрения основ педагогического процесса в дошкольном учебном учреждении.
2. Эмпирические (изучение плана работы базового детского сада, анализ планирования и разработка методических рекомендаций).
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии понятия «планирования педагогического процесса», ретроспективном анализе проблемы теоретической основы планирования педагогического процесса, а также в выделении видов планирования педагогического процесса в дошкольные учреждения.
Практическая значимость исследования состоит в характеристике требований к планированию педагогического процесса, проектировании и моделировании педагогического процесса в младшей группе дошкольного образовательного учреждения.
Объем и структура работы. Курсовая работа, объемом 51 страниц текста, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников информации и приложения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1.1. Понятие «планирование педагогического процесса»
Планирование это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить [28].
Особенностью планирования как функции управления является то, что оно не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Основой для планирования служат результаты педагогического анализа, результаты планирования оказывают прямое влияние на функции организации и контроля.
Важность функции планирования в управленческой деятельности отмечалась исследователями и основателями школы научного управления (Ф. Тейлором, Г. Ганнтом, Ф. Гилбертом, которые уделяли большое внимание планированию, указывали на его ключевое значение в управлении. Именно представителем данной школы Г. Ганнтом было введено понятие «календарное планирование» [4].
Необходимость и важность планирования как стадии единой системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении подчеркивает К. Ю. Белая, выделяя среди функциональных обязанностей заведующей и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения их деятельность при планировании воспитательно-образовательной работы и методической работы в дошкольном образовательном учреждении [7].
Руководитель дошкольного образовательного учреждения:
— совместно с коллективом осуществляет разработку и внедрение программ развития и планов работы дошкольной организации [16].
Методист дошкольного образовательного учреждения:
Методист дошкольного образовательного учреждения:
— участвует в стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОО;
— планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОО, предусматривая предложения в план работы ДОО; повышение квалификации воспитателей; помощь воспитателям в самообразовании; аттестацию воспитателей; составление сетки занятий по возрастным группам; методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий; обмен опытом работы сотрудников ДОО; ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики; развитие преемственности ДОО и школы; совершенствование работы с родителями; комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками [4].
При планировании работы ДОО учитываются:
тип дошкольной образовательной организации;
возможности его материально-технической базы;
кадровый состав, его профессиональные возможности;
перспективы развития педагогического коллектива.
Принципы планирования:
комплексный подход к планированию;
конкретность плана;
реалистичность, выполнимость плана (не перегружать);
сочетание оптимальных форм, средств, методов работы;
нацеленность на конечный результат;
опора на участие каждого сотрудника [25].
Планирование предполагает, прежде всего, определение целей и задач, стоящих перед ДОО. Цели развития ДОО рассматриваются как системообразующий фактор, определяющий содержание её деятельности и результат работы.
Важность определения целей ДОО вытекает из многообразия их функций:
отражение общей идеи функционирования и развития ДОО;
основа планирования работы ДОО и основа принятия управленческих решений;
мотивирование деятельности сотрудников детского сада;
главный критерий, стандарт для осуществления контроля за ходом работы и оценки конечных результатов.
Ряд современных авторов, работы которых посвящены управлению дошкольным образованием (С. А. Езопова, Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко, Л. М. Денякина и др., определяют следующие задачи планирования в дошкольном образовательном учреждении:
-обозначение направлений деятельности ДОО на основе изучения потенциала учреждения и окружающего социума;
-определение желаемых результатов работы дошкольного учреждения, на достижение которых направлена планируемая деятельность;
-выявление средств (ресурсов) дошкольного учреждения, обеспечивающих достижение поставленных целей;
-разработка стандартов осуществляемой деятельности, требований к ее реализации, критериев и показателей оценки результатов [31].
Те же авторы выделяют ряд условий, соблюдение которых необходимо для успешного планирования:
1. Определение изначального, «стартового» уровня состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении на момент начала планирования.
2. Описание ожидаемых результатов деятельности по окончании реализации планов, от конкретности которого зависит степень реализации планов.
3. Выбор оптимальных путей и средств, позволяющих достичь запланированных результатов.
Включение в процесс планирования педагогов дошкольного образовательного учреждения.Выполнение этого условия способствует:
повышению у педагогов личной заинтересованности в реализации разработанных планов;
получению педагогами более широкого представления о деятельности дошкольного образовательного учреждения;
более глубоким аналитическим основаниям планирования;
определению рабочих взаимоотношений в коллективе в реализации разработанных планов;
развитию активности и организаторских способностей педагогов ДОО и созданию положительного микроклимата [2].
Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов. В теории управления различают следующие виды планированияв зависимости от временного периода осуществления:
Итак, планирование это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить. Особенностью планирования как функции управления является то, что оно не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Основой для планирования служат результаты педагогического анализа, результаты планирования оказывают прямое влияние на функции организации и контроля.
1.2. Ретроспективный анализ проблемы планирования педагогического процесса в психолого-педагогической литературе
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель».
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней.
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения [1].
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460-370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века,полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда».
Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например Тертуллиан (160-222, Августин (354-430, Аквинат (1225-1274, создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.
Эпоха Возрождения подарила нам целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение «Я — человек, и ничто человеческие мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466-1536, итальянец Витторино де Фельтрэ (1378-1446, французы Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишель Монтень (1533-1592) [13].
Педагогике долго пришлось просуществовать как раздел философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., — одна из первых научно-педагогических книг.
Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро (1713-1784, К. Гельвеции (1715-1771, П. Гольбах (1723-1789) и особенно Ж. Ж. Руссо (1712-1778).
Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В. Г. Белинского (1811-1848, А. И. Герцена (1812-1870, Н. Г. Чернышевского (1828-1889, Н. А. Добролюбова (1836-1861). Во всем мире признаны идеи Л. Н. Толстого (1828-1910, изучаются труды Н. И. Пирогова (1810-1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания [32].
Мировую славу русской педагогике принес К. Д. Ушинский (1824-1871). Он, подобно Коменскому в Моравии и Песталоцци в Швейцарии, совершил переворот в теории, революцию в педагогической практике.
Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С. Т. Шацкий (1878-1934, руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П. П. Блонский.
Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н. К. Крупской (1869-1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А. С. Макаренко (1888-1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В. А. Сухомлинский (1918-1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи.
Вторая Мировая война стала толчком к возникновению единой системы образования и повышению обучения на интеллектуальном уровне. При воспитании и образовании начали учитывать потребности и возможности каждого ребёнка, его духовное и физическое развитие. Права человека и ребёнка признаны международными конвенциями. Давыдов, Эльконин, Лернер и Гальперин создали концепции развивающего, проблемного и программированного обучения [24].
Теперь рассмотрим проблему педагогического процесса
Педагогическая проблема — это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека, то есть педагогическими называют те проблемы, которые связаны с воспитанием и образованием человека [6].
Приведем примеры. Один ребенок постоянно обманывает; как добиться, чтобы он говорил правду? Другой — грубит, как привить ему уважение к окружающим? Третий — не хочет учиться, как привить ему интерес к учебе? И т. д.
Известно, что педагогические проблемы пронизывают всю жизнь, они касаются каждого из нас. Решению педагогических проблем посвящены литературные произведения, они являются основой многих киносюжетов, стоят в центре обсуждения многочисленных телепередач. С педагогическими проблемами повседневно сталкивается каждый родитель. И решение педагогических проблем в повседневной жизни, как правило,происходит по-разному: интуитивно, с опорой на жизненный опыт, часто неосознанно. В отличие от простого обывателя, педагог подходит к решению педагогических проблем профессионально.
В педагогической практике все ситуации проблемные. Выход из той или иной проблемной ситуации всегда требует от учителя постановки и решения педагогической задачи, и здесь она рассматривается как средство решения проблемы. Поэтому можно заключить, что когда в педагогической ситуации возникают противоречия, то она становится педагогической проблемой. Педагогическая задача является средством устранения выявленных в проблеме противоречий.
Технология решения педагогической проблемы в научной литературе описывается по-разному.
Технология решения проблемы:
1. Определение проблемы.
2. Установление причин.
3. Постановка педагогической задачи.
4. Поиск вариантов решения задачи.
5. Принятие решения.
6. Реализация решения проблемы.
7. Анализ эффективности решения проблемы [19].
Таким образом, практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Педагогике долго пришлось просуществовать как раздел философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Мировую славу русской педагогике принес К. Д. Ушинский, который совершил переворот в теории, революцию в педагогической практике.
1.3. Виды планирования педагогического процесса
Существуют разные виды планирования в ДОУ,которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Планирование работы всего детского сада (годовое планирование) – осуществляет заведующий и методист, его обсуждают и принимают в августе на педсовете.
2. Тематическое планирование (по отдельным видам деятельности) – составляют авторы парциальных программ или методист ДОУ совместно с заведующим.
3. Индивидуальное планирование специалистами (методист, музыкальным руководителем, логопедом и т. д.)
4. Планирование работы в конкретной возрастной группе – составляет методист под руководством старшего воспитателя [6].
Как правило, последовательность составления планов – сверху вниз. Сначала составляется план работы на год, затем тематическое планирование, затем на основе первых двух – планирование специалистами и воспитателями.
Планы могут быть как перспективными (составляются на длительный период – год, квартал, месяц) так и календарными (на короткий срок – неделю, день). Соответственно порядок составления в этом случае от перспективного к календарному плану.
Планирование педагогическойдеятельности любого вида осуществляется в несколько этапов:
1. Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (составления работы всего детского сада, уровня сформированности у детей знаний, умений, особенностей развития детей в группе и т. д.)
2. Формулирование целей и задач предполагаемой деятельности.
3. Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана у всех заинтересованных подструктур)
4. Составление («сборка») всех частей плана в единое целое.
5. Принятие, утверждение плана.
6. Реализация, контроль его выполнения [17].
Составление плана работы на год – самая трудоемкая процедура. Как правило,он состоит из нескольких разделов:
Методическая работа:
оснащение педагогического процесса;
формирование развивающей среды;
изучение и обобщение передового педагогического опыта;
работа по обеспечению преемственности со школой;
Работа с кадрами:
семинары – практикумы, деловые игры и т. д. ;
работа с молодыми специалистами;
Работа с родителями:
родительские собрания;
План работы методиста может быть перспективным (на месяц, квартал, календарным (на неделю, каждый день, перспективно-календарным.
Используются различные формы написания планов: текстовая, текстовая с использованием картотеки, схематично-блочная, в виде циклограммы, план-схема.
Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Хотя возможно, что она будет различной, например, для малышей или старшей группы, молодых специалистов (подробный текстовый план) и для опытных педагогов (графическая форма) и т. д. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана.
По желанию методиста перспективный план составляется на месяц либо на квартал. Как правило, на месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения, занятия и др.
В перспективном плане могут быть отражены:
2. Список детей по подгруппам.
3. Циклограмма (структура режимных моментов)
4.Виды детской деятельности:
общение (коммуникативные ситуации, рассказы, объяснения, пояснения, беседы, ситуации невербального общения и т. д.);
физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спортивные упражнения, подвижные игры);
игровая деятельность (пальчиковые, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, развивающие, на развитие памяти, внимания, воображения, мышления, строительные, народные, музыкально-дидактические, словесные, компьютерные, подвижные игры и т. д.);
познавательная практическая деятельность (ознакомление с явлениями окружающей жизни, наблюдения за живой и неживой природой, элементарная опытническая и экспериментальная деятельность и т. д.);
художественная деятельность (речевая и театрально-игровая, музыкальная, изобразительная);
элементарная трудовая (поручения, самообслуживание, хозяйственно-бытовой и ручной труд, дежурство);
индивидуальная работа с детьми;
работа с семьёй;
Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день.
Составление методистом и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает методиста, так как в этом случае воспитателю приходится вести два плана.
Более современным является перспективно-календарное планирование: часть работы планируется на месяц (режимные моменты, развлечения, занятия, игры, труд и др., краткосрочное планирование на каждый день (индивидуальная работа, описание некоторых фрагментов работы: утро – вечер).