Что такое пиросмани на грузинском
Пиросмани перевод с грузинского языка
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРЕВОД С ГРУЗИНСКОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЯ ЛАДО АСАТИАНИ
Для меня Тбилиси – это Пиросмани
Нико Пиросмани – это каждый сван,
Каждая грузинка с ясными глазами
Ежевики спелой – страсти океан.
В бедности, в забвенье
Мастер тех мгновений,
Что остановил он кистью на века,
Жил, забытый всеми,
Но настало время
И кричит о нём теперь моя строка.
Воды Мтквари мутной, волны Мтквари чистой –
Это на полотнах. Ну, а что в сердцах?
Нико Пиросмани – вечный и лучистый,
Знал не понаслышке, что такое страх.
Нищий и голодный, он кутил с друзьями,
Мысленно рисуя ортачальских дев.
Я живу на улице Нико Пиросмани.
Сердцем ощущаю я его напев,
ПЕРЕВЕЛА ДИНА НЕМИРОВСКАЯ
Подстрочный перевод с грузинского
ПИРОСМАНИ
Каждый грузин и каждый сван,
Грузинская девушка с ежевичными глазами,
Мой Тбилиси да Пиросмани,
Не знаю, что мне так любится в тебе.
Когда умер, все по нему с ума сошли.
При жизни кому он был нужен?
Я на улице Пиросмани живу
И каждое утро встречаю Нико.
Бессонный и помешанный
Стаканом водки натощак,
Потом, вздрогнув как лунатик,
Рисует ортачальских красавиц.
Грузинское небо, грузинский виноградник,
Мтквари мутная да Мтквари прозрачная,
Мой Тбилиси да Пиросмани,
Не знаю, что мне так любится в тебе.
Пиросмани
Нико (настоящее имя Пиросманашвили Николай Асланович) (1862, село Мирзаани, Кахетия – 1918, Тбилиси), грузинский художник-самоучка, представитель наивного искусства. С детства увлекался рисованием. Рано осиротев, воспитывался в богатой армянской семье, на которую прежде работал его отец. Пытался зарабатывать на жизнь кондуктором на железной дороге, затем торговцем. Устроил мастерскую по изготовлению вывесок совместно со своим другом, художником-любителем Г. Зазиашвили, однако потерпел неудачу. Преследовавшие его невзгоды, репутация вспыльчивого и непредсказуемого чудака, бедность и одиночество отдалили Пиросмани от реальной жизни. Он замкнулся в своём внутреннем мире, целиком посвятив себя живописи. Не имея постоянного дома, жил в торговых лавках и питейных заведениях, для которых писал вывески, настенные панно, расписывал оконные стёкла. Приехавшие в Тифлис в 1912 г. русские художники-авангардисты К. и И. Зданевичи и М. Ле-Дантю были восхищены вывеской Пиросмани с изображением крейсера «Варяг». Художник писал без предварительных набросков на чёрной кожаной клеёнке.
Н. Пиросмани. «Жираф». Государственный музей искусств Грузии. Тбилиси
Будучи сыном своей среды, Пиросмани воссоздавал, казалось бы, самые заурядные и простые сюжеты: крестьян, деревенские пирушки, детей, животных и т. д. Образы и мотивы картин часто повторялись и варьировались художником. Стиль живописи Пиросмани почти не менялся на протяжении всей творческой жизни, поэтому его работы не датированы. В его грубовато-наивной на первый взгляд живописи представал здоровый, крепкий, незыблемый мир, подобный вечному изобилию на торговых вывесках. Подчёркнуто объёмные, весомые фигуры и предметы переданы всего несколькими красками и скупыми мазками на чёрном фоне, однако возникает ощущение волшебного мира – тихого, мудрого и немного печального. Задумчивы и грустны даже лица пирующих, пронзительны взоры кротких зверей, самые обыденные занятия людей подобны священнодействию.
Н. Пиросмани. «Кутёж Гвимрадзе». Государственный музей искусств Грузии. Тбилиси
В живописи Пиросмани воплотилась мечта о добром бытии и простом счастье. Умершего в забвении и нищете художника скоро признали ярким и смелым новатором, его искусство оказало заметное влияние на развитие грузинской и русской живописи 20 в., в особенности на мастеров «Бубнового валета». В 1982 г. в селе Мирзаани был создан Музей Пиросмани.
Н. Пиросмани. «Маргарита». Государственный музей искусств Грузии. Тбилиси
Полезное
Смотреть что такое «Пиросмани» в других словарях:
пиросмани — сущ., кол во синонимов: 1 • вино (216) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Пиросмани — Пиросмани: Пиросманишвили, Николай Асланович, или Нико Пиросмани грузинский художник примитивист. «Пиросмани» художественный фильм 1969 года о Нико Пиросмани. Пиросмани сорт красного грузинского вина … Википедия
Пиросмани (фильм — Пиросмани (фильм, 1969) Пиросмани Pirosmani Жанр Биографический … Википедия
Пиросмани (фильм) — Пиросмани Pirosmani Жанр Биографический Режиссёр Георгий Шенгелая Автор сценария Георгий Шенгелая … Википедия
ПИРОСМАНИ (1969) — «ПИРОСМАНИ», СССР, ГРУЗИЯ ФИЛЬМ, 1969, цв., 86 мин. Биографический фильм. О грузинском художнике XIX века, самоучке примитивисте Нико Пиросманашвили (1862 1918). В ролях: Автандил Варази, Давид Абашидзе (см. АБАШИДЗЕ Давид Иванович), Зураб… … Энциклопедия кино
ПИРОСМАНИ (1997) — «ПИРОСМАНИ», Грузия Франция, SODAPERAGA (Франция)/СХИВИ (Грузия), 1997, цв., 49 мин. Документальный фильм. Исследование судьбы и творчества грузинского художника Нико Пиросманишвили. Режиссер: Георгий Шенгелия (см. ШЕНГЕЛИЯ Георгий Леванович).… … Энциклопедия кино
Пиросмани (фильм, 1969) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пиросмани. Пиросмани ფიროსმანი … Википедия
Пиросмани (вино) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пиросмани. Пиросмани (ფიროსმანი) полусухое красное грузинское вино, выпускается с 1981 года. Готовится из сортов винограда саперави, возделываемого в Алазанской долине на известном… … Википедия
ПИРОСМАНАШВИ́ЛИ (Пиросмани) Нико (Николай Асланович) — (Пиросмани) Нико (Николай Асланович) (ок. 18621918), живописец самоучка. Работал в Тбилиси, писал в наивно примитивистской манере вывески для духанов, картины из жизни горожан, пейзажи, натюрморты. Обладая непосредств. поэтич. видением мира … Биографический словарь
Нико Пиросмани — ნიკო ფიროსმანი Имя … Википедия
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
У Пиросмани, которым восхищался Пабло Пикассо, была трагическая жизнь: художник умер от голода и оставил после себя легенду о миллионе роз (Yle, Финляндия)
В таллиннском Музее Миккеля проходит уникальная выставка работ грузинского художника Нико Пиросмани
Черные как смоль глаза смотрят из пучка линий на картине внимательно и задумчиво. Шляпа с полями, написанная несколькими линиями, длинное пальто, пушистые усы и борода. Кисть, которую уверенно и в то же время грациозно держит рука, только прикоснулась к пустому полотну. Никто не знает, что на нем может появиться.
Таким Пабло Пикассо изобразил в 1972 году грузинского художника Нико Пиросмани — динамичным, творящим, пленительным. И не без причины: когда Пикассо впервые увидел работы Пиросмани, он сразу же в них влюбился. Подобное испытали и многие другие.
«Пиросмани был индивидуалистом и одинокой душой, но в его искусстве были идеи, подобные идеям Пикассо, Анри Матисса и русских авангардистов начала XX века. Нико Пиросмани значительно опережал свое время», — воспевает художника искусствовед Музея Миккеля Александр Метсамярт (Aleksander Metsamärt).
За последние недели выставка «Пиросмани. Мир одинокого гения» стала самой популярной и обсуждаемой выставкой в Таллине. Публику поразила трагическая судьба художника и, конечно, сами произведения, которые редко можно увидеть за пределами Грузии.
«Попросту говоря, это хорошее искусство и это хорошие картины. Вот и весь секрет популярности выставки», — продолжает Метсамярт.
Секрет черного полотна
Нико Пиросманашвили (или Пиросмани) (1862-1918) родился в семье крестьян в деревне Мирзаани на востоке Грузии. Он остался сиротой в раннем возрасте и работал с ранних лет, в том числе прислугой и пастухом. Но его страстью было великое искусство.
Художественного образования Пиросмани так и не удалось получить, он был художником-самоучкой: в свои самые плодотворные годы он писал совершенно вне международного творческого сообщества. В случае Пиросмани речь шла о призвании: он посвятил всю жизнь искусству и иногда брал случайные заказы в духанах Тбилиси. Порой, чтобы выжить, он оформлял разные вывески и расписывал стены помещений — часто просто за еду.
«В своем искусстве Пиросмани касался различных тем — от жизни в грузинских деревнях до столичного уклада Тбилиси. В местном искусстве Пиросмани был явным исключением, поскольку он также рисовал животных», — рассказывает Александр Метсамярт.
Для изображения животных были определенные причины: у несоциального и робкого Пиросмани были трудности в общении с людьми, поэтому он чувствовал себя лучше и безопаснее в окружении животных, которых он называл своими «лучшими друзьями».
В связи с плохим финансовым положением художника отличительной чертой искусства Пиросмани стала черная клеенка, на которой он рисовал. Клеенку обычно использовали в духанах Тбилиси для покрытия столов: ткань была твердой и прочной, ее можно было легко купить.
«Пиросмани уже в XIX веке использовал технику с оставлением незакрашенных участков черной клеенки. Эта идея кажется новой и свежей и сегодня», — сообщает Александр Метсамярт.
Контекст
Репин в СССР не поехал. Его внука расстреляли
Белое казачество на полотне испанского художника
Урок политики от Аллы Пугачевой
«Так говорят иконы»
В использовании черного цвета в произведениях Пиросмани есть своя символика. Он писал в том числе и портреты проституток, работавших в борделях Тбилиси, и в их отношении черный цвет символизировал греховную и мрачную жизнь. С другой стороны, белый цвет, встречающийся в портретах проституток, говорил о том, что освобождение от грехов и возвращение к Господу все же возможно.
Пиросмани был книжным червем. Его особенно увлекала история христианской Грузии и золотое время страны, которое пришлось на период с XII по XIII век. Неудивительно, что в работах Пиросмани встречается много исторических персонажей — например, легендарная гордая и мудрая царица Тамара.
Грустный конец
В 1912 году поэт и один из лидеров русского футуристического движения Илья Жданевич приехал в Грузию. Прогуливаясь по тенистым улочкам Тбилиси со своим братом, Жданевич обратил внимание на вывеску одного дешевого ресторана.
Братья зашли в ресторан и нашли внутри много работ, которые их сильно впечатлили. Выяснилось, что имя Нико Пиросмани было известным в районах с плохой репутацией, но его совсем не считали художником, ведь настоящее искусство не может находиться на стенах задымленных и подозрительных духанов.
Жданевич придерживался других взглядов. Он написал в местные издания хвалебные статьи о «прирожденном художнике». Работы Пиросмани впервые были выставлены в Париже в 1913 году. В этом во многом была заслуга Жданевича, который хотел, чтобы новый друг был принят в искусстве и его финансовое положение улучшилось.
Несмотря на усилия Жданевича, Пиросмани провел свои последние годы в бедности и стесненных условиях. Обитая то в подъездах, то в пыльных и темных подвалах, Пиросмани пребывал в депрессии и печали. Местное искусствоведческое издание нарисовало на него жестокую карикатуру, в которой его талант ставился под вопрос. Злоупотребление алкоголем только увеличило проблемы художника.
«С началом Первой мировой войны заказывать оформление вывесок у Пиросмани перестали. Вдруг оказалось, что у него совершенно нет работы. Он был художником до мозга костей и совершенно не годился для физического труда», — рассказывает Александр Метсамярт.
Нико Пиросмани умер от голода и холода в 1918 году. Никто не знает, где он захоронен. Ценность искусства Пиросмани поняли лишь позже.
«Для современного искусства Грузии наследие Пиросмани было очень значительным. Он был таким же новатором в искусстве Грузии, как Аксели Галлен-Каллела (Akseli Gallen-Kallela) в Финляндии и Конрад Мяги (Konrad Mägi) в Эстонии. Кроме этого, он был гигантом, на которого опирается большая часть русского авангарда и европейское искусство первого десятилетия прошлого столетия», — подытоживает Александр Метсамаярт.
История любви и миллиона алых роз
В 1982 году трагическая история жизни Пиросмани и его печальная любовная история ожила в тогдашнем Советском Союзе. Суперзвезда Алла Пугачева записала свою версию латвийского хита «Миллион алых роз», автором мелодии для которого был Раймонд Паулс. В песне рассказывается о художнике, который продал всю свою собственность и подарил «море роз» актрисе, в которую был влюблен. Однако любовь не была взаимной. Актриса куда-то уехала на ночном поезде, и художник остался один — в бедности и с болью в сердце.
В Советском Союзе и современной России «Миллион алых роз» — культовая песня, которая по-прежнему считается обязательной частью всех концертов Пугачевой, которой недавно исполнилось 70 лет. Часто русская аудитория независимо от пола и возраста восторженно подпевает исполнителю «Миллиона алых роз».
В России и других странах мира существуют разные версии песни. Недавно вышла хип-хоп версия Егора Крида, которая набрала в Ютубе больше 84 миллионов просмотров.
Финская версия Веры Телениус (Vera Telenius) «Миллион роз» появилась в 1984 году, но в тексте песни больше не говорилось об истории Пиросмани.
В реальной жизни мистическим объектом восхищения Нико Пиросмани была французская актриса Маргарита де Севр (Margarita de Sevres, 1885‒1968). Де Севр выступала и жила в Тбилиси в 1905 году, по некоторым источникам — в 1909 году.
Пиросмани влюбился в молодую и одаренную актрису и однажды утром сумел ее поразить: на свои скромные сбережения он купил огромное количество цветов и выложил их перед окном номера гостиницы, в котором остановилась актриса. Среди цветов были не только красные душистые розы, но и пионы, лилии, анемоны и маки. Очарованная таким видом, де Севр вышла из гостиницы и страстно поцеловала Пиросмани — в первый и последний раз. Де Севр поехала гастролировать дальше, навсегда оставив Тбилиси. Художник и актриса так больше никогда и не встретились.
В память о непродолжительной и, очевидно, неразделенной любви, появилась работа Пиросмани «Актриса Маргарита», которая сейчас находится в Государственном музее искусств Грузии. На картине изображена улыбающаяся женщина в платье балерины, которая держит в руке букет цветов. Вокруг нее парят золотисто-желтые птицы.
«Да, это правда. Изначально Пиросмани действительно хотел подарить де Севр именно миллион роз», — подтверждает Александр Метсамярт.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
eponim2008
Жизнь замечательных имен
Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя
Что мы знаем о Пиросмани?
Картины художника Нико Пиросмани (Николая Пиросманашвили; 1862 — 1918) давно уже стали одним из символов Грузии.
Он родился в 1862 году в Восточной Грузии, в селе Мирзаани, в Кахетии.
Кахетия – это не только место рождения. Для грузинов кахетинец – это еще и характер.
Кахетия – это сельский край. Здесь, в долине реки Алазани под жарким солнцем растет все, что может расти. А главное, виноград. Едешь по дороге – словно по полкам винного магазина путешествуешь: Цинандали, Гурджаани, Мукузани, Ахашени… Греми, наконец.
Кахетия для Грузии – это и милая провинция, где у половины столичных жителей проживают близкие родственники. Это и надежный тыл. Именно сюда во время войны 2008 года эвакуировали из Тбилиси детей. Кахетия – это и край, в котором зародилась Грузия, откуда распространялось по стране христианство. Кахетинцы по всеобщему мнению – простодушные и честные трудяги-крестьяне. Отец солдата из одноименного фильма, трогательно сыгранный Серго Закариадзе, – он из Кахетии, из Гурджаани. Так же, как и герой фильма «Мимино». Телави, где он живет, тоже в Кахетии.
Пиросмани – кахетинец. Трудно сказать, насколько это определило судьбу художника.
Когда ему было восемь лет, он остался сиротой. Почти одновременно умерли его отец, мать и старший брат. Мальчика взяла на воспитание зажиточная семья тифлисских армян Калантаровых. В 1870 году Нико Пиросмани переехал к Калантаровым в Тифлис, и жил в их семье еще пятнадцать лет.
Живя в Тифлисе, Нико научился читать по-грузински и по-русски. Некоторое время, еще мальчиком, он работал в типографии. В Тифлисе же он впервые увидел «настоящих» художников. Художники расписывали вывески духанов и лавок. Нико понял, что и он может быть художником. Вместе с другом юноша открывает мастерскую. Самые красивые, самые привлекательные вывески – у нас! Но заказов не поступило, и мастерскую пришлось закрыть.
В 28 лет Пиросмани устраивается на государственную службу, на железную дорогу, тормозным кондуктором. Но к работе, которая вполне могла бы прокормить, он относится без пиетета. Выговоры и штрафы за нарушения следуют одно за другим. В конце концов, со службы Нико уходит в январе 1894 года. И снова пытается заняться торговлей. С приятелем открывает молочную лавку. Главным вкладом Пиросмани в этот почетный бизнес было рисование вывески. В лавке же сидеть не хотелось. Нико часто просил отпуск и уезжал в родную деревню. Для многих тифлисцев, как уже было сказано, такие поездки были делом обычным. В деревне жило множество родственников. В деревне были все свои, в деревне было хорошо.
В 1900 году Пиросмани становится, наконец, художником. Бродячим художником, работающим фактически за еду. Но какое счастье, когда тебя кормит любимое дело! На жестяных вывесках Нико Пиросмани изображал то, что видел вокруг: фрукты и вино, шашлыки, веселых, пирующих людей.
Нужда – двигатель искусства. Пиросмани начинает писать свои картины на очень дешевом материале, всегда имевшимся под рукой, на клеенках, которыми в духанах покрывали столы. Клеенки были двух цветов, белые и черные. В дело шли как те, так и другие. Где нужно, художник оставлял куски не закрашенными. Получались цветные картинки на белом фоне или же – совсем авангардно – цветные картинки на черном фоне. Но главное, картины Пиросмани теперь отличались от картин других художников даже основой, на которую наносились краски.
Его картины были похожи на детские рисунки. На них – простые сюжеты. Для пущей ясности Пиросмани иногда подписывал картины по-грузински и не совсем грамотно по-русски. На картинах были изображены звери, которые охотятся и звери, на которых охотятся. Люди, которые работают и люди, которые пируют. Ведь посидеть с друзьями и родственниками, выпить вина, спеть длинную песню – какое еще удовольствие нужно человеку в жизни?
Царь небесный пошлет мне прощения за прегрешенья,
А иначе зачем на земле этой вечной живу.
Мода на картины Пиросмани пошла в 1960-е годы от тех московских интеллигентов, которые восторженно повторяли эти слова вслед за невысоким поэтом со странным именем и со странной фамилией, который странным образом решил не читать свои стихи, а петь их под гитару.
Для московской (и не только московской) интеллигенции Пиросмани был интересен также и тем, что жил почти в то же самое время, когда во Франции стал известен другой примитивист, таможенник Анри Руссо. Картины Нико Пиросмани были похожи на картины французского художника своей кажущейся беспомощностью, превратившейся в стиль. И не похожи на картины Руссо они тоже были, потому что у Руссо все же хватало денег на приобретение красок. Картины же Пиросмани были гораздо аскетичнее. И на фоне этого аскетизма и по-детски неверных контуров еще сильнее вспыхивали чувства и образы.
Первыми же людьми с художественным образованием, которые заметили великий примитивизм Пиросмани, были братья-футуристы Зданевичи, Кирилл и Илья. В одном из трактиров они увидели картины Пиросмани и попросили хозяина познакомить их с тем художником, кто эту прелесть нарисовал. Братья Зданевичи познакомились с художником, приобрели у него много картин. В начале 1913 года Илья Зданевич опубликовал первую статью о творчестве художника-самородка Пиросманишвили.
В 1913 году на выставке в Москве картины Пиросмани были выставлены впервые. У художника появились первые почитатели.
Одна из знаменитых картин Пиросмани этого периода – «Маргарита». Она написана в 1909 году и на ней изображена циркачка-француженка, в которую Нико Пиросмани был безответно влюблен. Эту историю по-своему пересказали и К.Паустовский, и А.Вознесенский. А спела про «Миллион алых роз» Алла Пугачева.
Но слава в далеких северных столицах не слишком радовала Пиросмани. И даже то, что он стал самым популярным у духанщиков художников Тифлиса, не принесло ему больших доходов. Более того, в 1918 году, когда Грузия приобрела независимость, большинство тифлисских злачных мест закрылось (война!) и количество заказов от их содержателей драматически уменьшилось. В это время Пиросмани практически голодал и холодал. От простуды и от голода художник и умер. Его обнаружили 5 мая 1918 года в подвале одного из домов. Был он уже в беспамятстве и через полтора дня скончался.
Если вдруг Вас занесет судьба в небольшой, но миленький кахетинский городок Сигнахи, который высится на горе и смотрит на Алазанскую долину, возблагодарите судьбу за это, и постарайтесь посетить местный музей с очень достойной художественной экспозицией. Естественно, что здесь представлено много картин знаменитого кахетинца, Нико Пиросмани. Придите, посмотрите и насладитесь!
Великий бедняк Нико Пиросмани
При жизни он рисовал за кусок хлеба, а после смерти его работы продавались за миллионы. Он прожил полную лишений жизнь, умер в нищете, а мировая слава пришла к нему лишь после смерти. Он так и не смог разбогатеть, но однажды ради любви он пожертвовал всем, что имел.
Нико Пиросмани — тот самый художник, историей из жизни которого вдохновились авторы песни про миллион алых роз.
О жизни великого мастера известно так мало, что у некоторых возникает вопрос: а был ли Пиросмани? Однако сомневаться в существовании художника нам не позволяют его работы. Самобытные картины выполнены в стиле примитивизма. Кто-то скажет, что рисовать так может каждый. Но не каждый сможет разглядеть пронзительность живописи грузинского мастера и трагическую судьбу самого художника, о которой мы узнаем через его творения.
Нико не учился в престижных школах художников, он не оканчивал училищ. Это был художник-самоучка из маленькой грузинской деревни Мирзаани, расположенной в Кахетии. Он рос в такой бедности, что уже в детском возрасте работал на услужение в одной богатой тифлисской семье, где был слугой до 20 лет.
После Нико попал на железную дорогу, куда он устроился кондуктором. И именно в это время Пиросмани начинает делать первые шаги в живописи. Он написал портрет начальника с женой. Понравилась ли им работа начинающего художника, не известно. Но в скором времени Нико уволили из этого места.
После неудачного опыта работы кондуктором Нико Пиросмани вместе с товарищем открыли молочную лавку. Доход был маленький, но лавку свою художник любил — он разрисовал ее пышными цветами. Однако коммерческая жилка у мастера так и не проявилась. В итоге Пиросмани решает оставить лавку и зарабатывать на жизнь исключительно тем, что любил – живописью. Он не был типичным бедным грузином того времени. Честный и тихий интеллигент из крестьянской семьи – он мечтал лишь о том, чтобы рисовать.
Главным заработком Нико Пиросмани было создание вывесок для разного рода торговых заведений. Насыщенные, аппетитные, привлекательные, а порой и причудливые натюрморты для магазинов и духанов. Краски для рисования Пиросмани готовил самостоятельно, поскольку покупать их было непозволительной роскошью. Денег на холсты и доски также не было у художника, поэтому он брал то, что всегда было под рукой — клеенки со столов. Большая их часть были черными, что во многом определило то, как стала выглядеть живопись Пиросмани. И, невзирая на черный цвет «холста», краски его картин всегда были чистыми и сильными.
Нельзя не восхищаться талантом и внутренней силой художника-самоучки из маленькой грузинской деревни. Он творил и наслаждался своим маленьким миром, в котором мог создавать причудливые картины. Натюрморты, сцены крестьянской жизни, веселые застолья и не только — вот темы, которые вдохновляли Пиросмани. Он никогда не мог удовольствоваться чем-то одним. Когда ему надоело писать для духанов, он начал писать людей.
Художник Николоз Пиросманашвили
Один из самых знаменитых работ художника – это портрет французской актрисы Маргариты де Севр. Той самой, ради которой бедный Нико купил тот самый миллион алых роз. Автор стихов — Вознесенский придал истории свою художественную окраску, но суть истории он передал достоверно. В действительности она имела место быть в Тбилиси в начале 20 века.
Французская актриса и танцовщица Маргарита де Севр приехала в Тбилиси на гастроли. Нико ее увидел и влюбился. Чтобы завоевать Маргариту, он продал свое имущество и на вырученные деньги скупил все цветы в городе. Дело было весной и, на самом деле, роз еще не было. Поэтому Пиросмани купил разные цветы и усыпал пестрым ковром их на улице перед ее домом. Сирень, акации, анемоны, бегонии, лилии, маки, пионы выгружали охапками прямо на мостовую. Было ли их действительно миллион или меньше, история умалчивает. Но, говорят, в тот день опустели все цветочные лавки Тбилиси.
Увидев такое огромное количество цветов, Маргарита решила, что покорила сердце местного богатея. Привыкшая к вниманию и ухаживаниям совершенно других кавалеров, актриса вовсе и не думала, что по ней тоскует бедный художник. Изможденный и не имеющий ничего за душой Нико ее не интересовал. Сердце Маргариты так и не смягчилось по отношению к художнику. Даже миллионы самых прекрасных цветов не смогли завоевать любовь актрисы.
Как известно, история не очень хорошо закончилась. Маргарита вернулась в Париж. По слухам, сбежала с заезжим военным. Больше Нико и его муза не виделись.
После смерти художника его картины были выставлены в Лувре. Говорят, что к портрету Маргариты подошла старая женщина и заявила, что это она изображена на полотне.
Как сложилась жизнь Маргариты Севр, истории не известно. Но судьба Пиросмани была тяжелой. Видимо, не для счастья был рожден художник. Однако небольшой лучик счастья все же мелькнул в тяжелой жизни художника. Первая выставка работ Нико Пиросмани прошла в Тифлисе, всего за несколько лет до его смерти. Случилось это благодаря братьям Константину и Илье Зданевичам. Они стали первооткрывателями Пиросмани. Да и сама выставка проходила в их тифлисской квартире. Нико Пиросмани был замечен «Обществом грузинских художников». Но признание ничего не поменяло в жизни Нико. Его отчужденность прогрессировала — он не хотел ничьей помощи. В конце жизни мастер стал почти что отшельником. «Обществом грузинских художников» сумело собрать 300 рублей за помощь Пиросмани, но найти его уже не смогли.
Стол в каморке художника
Он умер от голода и холода в полнейшей нищете 7 апреля 1918 года. После введения сухого закона многие духаны Тбилиси перестали работать, и художнику нечем стало зарабатывать на жизнь. Ранее гордый Нико теперь соглашался съесть тарелку супа и кусок хлеба, которые давали ему из милости. Он жил в комнатке под лестницей в подъезде старого тифлисского дома стараясь оставаться незамеченным. Глубокий кашель не оставлял его, ноги, руки, спина, грудь болели. Именно в этой комнатке Нико нашли соседи, после того как он пролежал в беспамятстве три дня и отвезли в больницу. Там Пиросмани и умер, не приходя в сознание. Сейчас улица где он жил и скончался носит его имя, а в той самой каморке под лестницей сделан маленький музей.
Великий художник умер в нищете и непризнанным. Однако сегодня полотна грузинского мастера известны всему миру. Они трогают сердца и вызывают улыбку. Больше ста лет назад бедный художник творил свои шедевры, не ведая, что придет время, когда они станут бесценными.
Бесценна не только его живопись, но даже память о нем. Грузины чтят и любят Нико Пиросмани. Когда-то давным-давно по тбилисским улочкам бродил неприкаянный художник, а после писал те сюжеты, очевидцем которых он был сам. И, несмотря на то, что прошло целое столетие, мы и сегодня можем увидеть Пиросмани на улице Тбилиси. Коленопреклоненный с барашком в руках он встретит нас в районе Абанотубани. Скульптура немного грустная, как и вся его жизнь. И пусть художник так и не смог разбогатеть, но творения бедного Нико обогатили кладовую мировой живописи, оставив потомкам гораздо больше, чем просто историю о миллионах пестрых цветов…