Что такое первичные умственные способности по л тернистому

Первичные умственные способности (primary mental abilities)

Одним из самых ранних достижений новой науки психологии яв-сь объективное измерение умственных способностей. Благодаря внедрению в психологию нового метода факторного анализа, Ч. Спирмен доказал, что интеллект можно охарактеризовать как композицию генерального фактора (g) общего для любой разумной активности, и специфических факторов (S), уникальных для задач, используемых при измерении интеллекта. Тестовые инструменты, в к-рых применялось понятие общего интеллекта, получили широкое распространение благодаря работам Бине и Симона, а позднее — Тёрмена. Американские психологи, занимающиеся вопросами образовательного и профессионального отбора, нашли понятие общего интеллекта мало полезным для прогнозирования успешности в конкретных видах трудовой деятельности или исполнении др. жизненных ролей. В добавление к этому, исслед. в области переноса умений, приобретенных в процессе обучения, показали, что концепция генерализуемости одномерной способности не оправдывает себя.

Усилия исследователей вскоре сосредоточились на иной проблеме: нельзя ли описать челов. способности, используя для этого ограниченный и экономный набор независимых измерений. Начало работам в указанном направлении положила публикация книги Т. Л. Келли Crossroads in the mind of man («Перекрестки человеческого разума»), в к-рой отстаивалась идея измерения групповых факторов (репрезентирующих различные умения), таких как легкость оперирования числами, легкость оперирования вербальным материалом, пространственные отношения, скорость и память. Такого рода усилиям также способствовали успехи в развитии теории и методов факторного анализа, к-рый позволял теперь определять множественные факторы, каждый из к-рых отображал латентный конструкт, представленный набором независимо наблюдаемых переменных.

Л. Л. Терстоун, имя к-рого наиболее часто связывают с серьезными достижениями на этом направлении исслед. интеллекта, выражал надежду, что тщательное исслед. связей среди широкого множества оценочных инструментов, разработанных для того, чтобы как можно точнее отобразить данный конструкт, даст ограниченное число измерений, отражающих «строительные блоки разума». Он провел батарею из 56 простых психол. тестов на большом количестве детей из школ Чикаго и применил многофакторный анализ для определения основных измерений. Располагая имеющимися в то время методами, он смог с успехом продемонстрировать, что для объяснения большей части вариации индивидуальных различий в его измерениях достаточно менее 10 латентных конструктов. Поэтому факторы, полученные им в этом исслед., были названы П. у. с.

Большинство факторов, идентифицированных Терстоуном, впоследствии были воспроизведены в работах др. исследователей. Наиболее важными факторами, в порядке их вклада в объяснение индивидуальных различий, яв-ся следующие:

— Вербальное понимание (Verbal comprehension, V). Этот фактор отображает объем пассивного словарного запаса индивидуума и чаще всего измеряется словарными тестами в формате множественного выбора.

— Пространственная ориентация (Space Orientation, S). Способность визуализировать и мысленно вращать абстрактные фигуры в двух- или трехмерном пространстве. Считается, что данная способность необходима для понимания карт и чертежей, а тж при сборке объектов, требующей манипулирования пространственными конфигурациями. Возможно, что этот фактор является комплексным, включающим как визуализацию (зрительное воображение), так и восприятие пространственных отношений.

— Индуктивное рассуждение (Inductive Reasoning, R или I). Способность выводить правило или принцип на основе анализа отдельных примеров, требующаяся, вероятно, в большинстве случаев решения задач. Эта способность обычно измеряется с помощью незавершенных рядов цифр или букв, содержащих несколько скрытых закономерностей; испытуемого просят правильно завершить эти ряды.

— Числовой (Number, N). Это способность быстро и точно выполнять различные вычислительные операции. Самой простой мерой этой способности является тест проверки сумм в задачах на сложение.

— Беглость речи (Word Fluency, W). Этот фактор отображает активный словарный запас индивидуума и обычно измеряется свободным воспроизведением слов в соответствии с каким-либо заданным лексическим правилом.

— Ассоциативная память (Associative Memory, M). Проявляется преимущественно в вербальных заданиях, включ. парные ассоц. или заучивание списков. Этот фактор не яв-ся общим фактором памяти, доказательства существования которого не получены до сих пор.

— Перцептивная скорость (Perceptual Speed, Р). Эта способность связана со скоростью и точностью идентификации визуальных деталей, сходств и различий. Обычно измеряется с помощью заданий на вычеркивание букв, сравнение чисел или обнаружение простого стимула.

Др. организационные структуры для описания множественных способностей были разработаны Г. Томпсоном и Ф. Верноном в Англии и Дж. П. Гилфордом — в США. Система Гилфорда организует когнитивные задачи в виде трехмерной (кубической) иерархии высшего порядка исходя из содержания, продуктов и операций, связанных с каждой задачей, давая в результате таксономию по меньшей мере 120 факторов, многие из к-рых еще предстоит операционально определить.

В целях практической реализации своего подхода в сфере образования Терстоуны разработали комплект тестов на нескольких уровнях сложности — от детского сада до средней школы, предназначенный для измерения первых 5 факторов Терстоуна (V, S, R, N и W). Эта батарея была обновлена и пересмотрена Терстоуном в 1962 г. Средства измерения др. факторов можно найти в Kit of factor-referenced tests («Комплект факторно-ориентированных тестов»), созданном Службой тестирования в образовании.

Несмотря на то, что работа с тестами П. у. с. в практике школьного обучения в наше время не столь популярна, как раньше, тесты первичных способностей пережили свое возрождение в качестве полезного инструмента для изучения способностей в исслед. развития взрослых. В частности, была разработана специальная расширенная версия тестов Терстоуна, пригодных для работы с пожилыми людьми (STAMAT). Валидность тестов П. у. с. для взрослых изучалась в отношении их связи с мерами практ. интеллекта и субъективного восприятия компетентности, а также с конкретными профессиональными достижениями.

См. также Абстрактный интеллект, Тестирование пригодности к конторскому труду, Факторный анализ, Модель структуры интеллекта, Методы тестирования

Источник

Психологическая энциклопедия
Первичные умственные способности (primary mental abilities)

Первичные умственные способности (primary mental abilities)

Усилия исследователей вскоре сосредоточились на иной проблеме: нельзя ли описать челов. способности, используя для этого ограниченный и экономный набор независимых измерений. Начало работам в указанном направлении положила публикация книги Т. Л. Келли Crossroads in the mind of man («Перекрестки человеческого разума»), в к-рой отстаивалась идея измерения групповых факторов (репрезентирующих различные умения), таких как легкость оперирования числами, легкость оперирования вербальным материалом, пространственные отношения, скорость и память. Такого рода усилиям также способствовали успехи в развитии теории и методов факторного анализа, к-рый позволял теперь определять множественные факторы, каждый из к-рых отображал латентный конструкт, представленный набором независимо наблюдаемых переменных.

Л. Л. Терстоун, имя к-рого наиболее часто связывают с серьезными достижениями на этом направлении исслед. интеллекта, выражал надежду, что тщательное исслед. связей среди широкого множества оценочных инструментов, разработанных для того, чтобы как можно точнее отобразить данный конструкт, даст ограниченное число измерений, отражающих «строительные блоки разума». Он провел батарею из 56 простых психол. тестов на большом количестве детей из школ Чикаго и применил многофакторный анализ для определения основных измерений. Располагая имеющимися в то время методами, он смог с успехом продемонстрировать, что для объяснения большей части вариации индивидуальных различий в его измерениях достаточно менее 10 латентных конструктов. Поэтому факторы, полученные им в этом исслед., были названы П. у. с.

Большинство факторов, идентифицированных Терстоуном, впоследствии были воспроизведены в работах др. исследователей. Наиболее важными факторами, в порядке их вклада в объяснение индивидуальных различий, яв-ся следующие:

— Вербальное понимание (Verbal comprehension, V). Этот фактор отображает объем пассивного словарного запаса индивидуума и чаще всего измеряется словарными тестами в формате множественного выбора.

— Пространственная ориентация (Space Orientation, S). Способность визуализировать и мысленно вращать абстрактные фигуры в двух- или трехмерном пространстве. Считается, что данная способность необходима для понимания карт и чертежей, а тж при сборке объектов, требующей манипулирования пространственными конфигурациями. Возможно, что этот фактор является комплексным, включающим как визуализацию (зрительное воображение), так и восприятие пространственных отношений.

— Индуктивное рассуждение (Inductive Reasoning, R или I). Способность выводить правило или принцип на основе анализа отдельных примеров, требующаяся, вероятно, в большинстве случаев решения задач. Эта способность обычно измеряется с помощью незавершенных рядов цифр или букв, содержащих несколько скрытых закономерностей; испытуемого просят правильно завершить эти ряды.

— Числовой (Number, N). Это способность быстро и точно выполнять различные вычислительные операции. Самой простой мерой этой способности является тест проверки сумм в задачах на сложение.

— Беглость речи (Word Fluency, W). Этот фактор отображает активный словарный запас индивидуума и обычно измеряется свободным воспроизведением слов в соответствии с каким-либо заданным лексическим правилом.

— Ассоциативная память (Associative Memory, M). Проявляется преимущественно в вербальных заданиях, включ. парные ассоц. или заучивание списков. Этот фактор не яв-ся общим фактором памяти, доказательства существования которого не получены до сих пор.

— Перцептивная скорость (Perceptual Speed, Р). Эта способность связана со скоростью и точностью идентификации визуальных деталей, сходств и различий. Обычно измеряется с помощью заданий на вычеркивание букв, сравнение чисел или обнаружение простого стимула.

Несмотря на то, что работа с тестами П. у. с. в практике школьного обучения в наше время не столь популярна, как раньше, тесты первичных способностей пережили свое возрождение в качестве полезного инструмента для изучения способностей в исслед. развития взрослых. В частности, была разработана специальная расширенная версия тестов Терстоуна, пригодных для работы с пожилыми людьми (STAMAT). Валидность тестов П. у. с. для взрослых изучалась в отношении их связи с мерами практ. интеллекта и субъективного восприятия компетентности, а также с конкретными профессиональными достижениями.

См. также Абстрактный интеллект, Тестирование пригодности к конторскому труду, Факторный анализ, Модель структуры интеллекта, Методы тестирования

Источник

Теория первичных умственных способностей Терстоуна

Отличительной чертой этого автора по отношению к другим в то время было его сосредоточение на множественной природе интеллектуальных навыков, таким образом, противодействуя g-фактору Спирмена.

Теория интеллекта Терстоуна

Совершенно определенным образом Терстон отрицал существование общего фактора интеллекта (известного «g-фактора»), которому должны быть подчинены остальные когнитивные способности. Для этого автора интеллект следует понимать как набор первичных умственных способностей не сводится к одному измерению более высокого уровня.

Целью Терстоуна было найти конфигурацию интеллекта, которая была бы верна эмпирическим данным, но была максимально простой; то есть Он пытался объяснить различные способности, которые формируют интеллект с несколькими факторами высшего порядка. Каждый из них поддерживал тесную связь с определенным типом интеллектуальных доказательств.

Влияние работы Терстоуна было особенно заметно в более поздних разработках психологии интеллекта. Таким образом, мы можем найти вдохновение в модели первичных умственных способностей в самых последних версиях важных тестов, таких как шкала интеллекта Векслера и шкала интеллекта Стэнфорда-Бине.

7 первичных умственных способностей

После своего первого исследования, для которого он использовал 56 различных тестов интеллекта, Терстон определил 9 основных умственных факторов или способностей.

Многочисленные последующие исследования неоднократно подтверждали 7 из этих факторов, поэтому мы можем сказать, что модель Терстоуна имеет солидную измерительную способность.

1. Устное понимание (фактор V)

Фактор словесного понимания связан со знанием языка во всех его проявлениях; следовательно, он включает словарный запас, семантику, синтаксис или прагматику. Тесты, в которых учитывается фактор v, включают тесты на понимание прочитанного, упорядочение сегментов текста, орфографию, словесные аналогии и т. Д.

2. Вербальная беглость (ш)

Эта способность может быть определена как способность человека быстро и естественным образом генерировать последовательные и структурированные словесные последовательности. Чтобы измерить это, различные типы тестов, которые включают быстрое производство речи ; таким образом, например, можно было бы использовать классический тест на присвоение названий животных, начинающихся с определенной буквы.

3. Числовая способность (n)

4. Пространственные способности

5. Ассоциативная память (м)

6. Скорость восприятия (р)

В факторе p все эти когнитивные тесты, основанные на сравнении разных элементов или в идентификации структур и последовательностей. Следовательно, способность, которую Терстон называл «скоростью восприятия», относится к скорости, с которой мы находим сходства и различия между несколькими предметами.

7. Общая аргументация (r) или индукция (i)

В некоторых исследованиях, проведенных вокруг модели Терстоуна, фактор r частично отличается от фактора i. В то время как второй соответствует способности к индуктивному мышлению (найдите общие правила с прогностическим значением из ряда элементов), «общие рассуждения» имеют более выраженный математический вес.

Устройство и работа мозга (November 2021).

Источник

ПЕРВИЧНЫЕ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Смотреть что такое ПЕРВИЧНЫЕ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ в других словарях:

ПЕРВИЧНЫЕ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Основные, фундаментальные умственные способности, которые, как предполагается, являются компонентами интеллекта. Этот термин происходит из исследований Л.Л. Терстоуна с использованием факторного анализа, в которых было семь таких способностей (вербальное, беглости речи, счетное, пространственное, памяти, восприятия и рассуждения). Часто сокращенно обозначается как ПУС. смотреть

ПЕРВИЧНЫЕ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

см. первичные интеллектуальные способности

ПЕРВИЧНЫЕ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ (PRIMARY MENTAL ABILITIES)

Одним из самых ранних достижений новой науки психологии яв-сь объективное измерение умственных способностей. Благодаря внедрению в психологию нового метода факторного анализа, Ч. Спирмен доказал, что интеллект можно охарактеризовать как композицию генерального фактора (g) общего для любой разумной активности, и специфических факторов (S), уникальных для задач, используемых при измерении интеллекта. Тестовые инструменты, в к-рых применялось понятие общего интеллекта, получили широкое распространение благодаря работам Бине и Симона, а позднее — Тёрмена. Американские психологи, занимающиеся вопросами образовательного и профессионального отбора, нашли понятие общего интеллекта мало полезным для прогнозирования успешности в конкретных видах трудовой деятельности или исполнении др. жизненных ролей. В добавление к этому, исслед. в области переноса умений, приобретенных в процессе обучения, показали, что концепция генерализуемости одномерной способности не оправдывает себя.Усилия исследователей вскоре сосредоточились на иной проблеме: нельзя ли описать челов. способности, используя для этого ограниченный и экономный набор независимых измерений. Начало работам в указанном направлении положила публикация книги Т. Л. Келли Crossroads in the mind of man («Перекрестки человеческого разума»), в к-рой отстаивалась идея измерения групповых факторов (репрезентирующих различные умения), таких как легкость оперирования числами, легкость оперирования вербальным материалом, пространственные отношения, скорость и память. Такого рода усилиям также способствовали успехи в развитии теории и методов факторного анализа, к-рый позволял теперь определять множественные факторы, каждый из к-рых отображал латентный конструкт, представленный набором независимо наблюдаемых переменных.Л. Л. Терстоун, имя к-рого наиболее часто связывают с серьезными достижениями на этом направлении исслед. интеллекта, выражал надежду, что тщательное исслед. связей среди широкого множества оценочных инструментов, разработанных для того, чтобы как можно точнее отобразить данный конструкт, даст ограниченное число измерений, отражающих «строительные блоки разума».Он провел батарею из 56 простых психол. тестов на большом количестве детей из школ Чикаго и применил многофакторный анализ для определения основных измерений. Располагая имеющимися в то время методами, он смог с успехом продемонстрировать, что для объяснения большей части вариации индивидуальных различий в его измерениях достаточно менее 10 латентных конструктов. Поэтому факторы, полученные им в этом исслед., были названы П. у. с.Большинство факторов, идентифицированных Терстоуном, впоследствии были воспроизведены в работах др. исследователей. Наиболее важными факторами, в порядке их вклада в объяснение индивидуальных различий, яв-ся следующие:- Вербальное понимание (Verbal comprehension, V). Этот фактор отображает объем пассивного словарного запаса индивидуума и чаще всего измеряется словарными тестами в формате множественного выбора.- Пространственная ориентация (Space Orientation, S). Способность визуализировать и мысленно вращать абстрактные фигуры в двух- или трехмерном пространстве. Считается, что данная способность необходима для понимания карт и чертежей, а тж при сборке объектов, требующей манипулирования пространственными конфигурациями. Возможно, что этот фактор является комплексным, включающим как визуализацию (зрительное воображение), так и восприятие пространственных отношений.- Индуктивное рассуждение (Inductive Reasoning, R или I). Способность выводить правило или принцип на основе анализа отдельных примеров, требующаяся, вероятно, в большинстве случаев решения задач. Эта способность обычно измеряется с помощью незавершенных рядов цифр или букв, содержащих несколько скрытых закономерностей; испытуемого просят правильно завершить эти ряды.- Числовой (Number, N). Это способность быстро и точно выполнять различные вычислительные операции. Самой простой мерой этой способности является тест проверки сумм в задачах на сложение.- Беглость речи (Word Fluency, W). Этот фактор отображает активный словарный запас индивидуума и обычно измеряется свободным воспроизведением слов в соответствии с каким-либо заданным лексическим правилом.- Ассоциативная память (Associative Memory, M). Проявляется преимущественно в вербальных заданиях, включ. парные ассоц. или заучивание списков. Этот фактор не яв-ся общим фактором памяти, доказательства существования которого не получены до сих пор.- Перцептивная скорость (Perceptual Speed, Р). Эта способность связана со скоростью и точностью идентификации визуальных деталей, сходств и различий. Обычно измеряется с помощью заданий на вычеркивание букв, сравнение чисел или обнаружение простого стимула.Др. организационные структуры для описания множественных способностей были разработаны Г. Томпсоном и Ф. Верноном в Англии и Дж. П. Гилфордом — в США. Система Гилфорда организует когнитивные задачи в виде трехмерной (кубической) иерархии высшего порядка исходя из содержания, продуктов и операций, связанных с каждой задачей, давая в результате таксономию по меньшей мере 120 факторов, многие из к-рых еще предстоит операционально определить.В целях практической реализации своего подхода в сфере образования Терстоуны разработали комплект тестов на нескольких уровнях сложности — от детского сада до средней школы, предназначенный для измерения первых 5 факторов Терстоуна (V, S, R, N и W). Эта батарея была обновлена и пересмотрена Терстоуном в 1962 г. Средства измерения др. факторов можно найти в Kit of factor-referenced tests («Комплект факторно-ориентированных тестов»), созданном Службой тестирования в образовании.Несмотря на то, что работа с тестами П. у. с. в практике школьного обучения в наше время не столь популярна, как раньше, тесты первичных способностей пережили свое возрождение в качестве полезного инструмента для изучения способностей в исслед. развития взрослых. В частности, была разработана специальная расширенная версия тестов Терстоуна, пригодных для работы с пожилыми людьми (STAMAT). Валидность тестов П. у. с. для взрослых изучалась в отношении их связи с мерами практ. интеллекта и субъективного восприятия компетентности, а также с конкретными профессиональными достижениями.См. также Абстрактный интеллект, Тестирование пригодности к конторскому труду, Факторный анализ, Модель структуры интеллекта, Методы тестированияК. У. Шайи. смотреть

Источник

Теория первичных умственных способностей Терстона

Содержание:

Теория 7 основных умственных способностей Терстона, появившаяся в 1920-х годах, является одной из важнейших существующих психологических моделей интеллекта.

Отличительной чертой этого автора по сравнению с другими людьми того времени была его концентрация на множественной природе интеллектуальных способностей, что противоречит g-фактору Спирмена.

Теория интеллекта Терстона

Самым частным образом Терстон отрицал существование общего фактора интеллекта (знаменитого «фактора g»), которому были бы подчинены остальные когнитивные способности. Для этого автора интеллект следует понимать как набор основных умственных способностей не сводится к одному измерению верхнего уровня.

Наряду с такими авторами, как Чарльз Спирман и Рэймонд Б. Кеттелл, Терстон считается одним из главных авторов внедрение методов факторного анализа в психологии. Целью этих математических тестов является определение количества и структуры различных факторов, влияющих на психологическую оценку определенного типа.

Целью Терстона было найти конфигурацию разведки, которая соответствовала бы эмпирическим данным, но оставалась как можно более простой; то есть, пытался объяснить различные навыки, составляющие интеллект с несколькими факторами более высокого порядка. Каждый из них имел сильную корреляцию с определенным типом интеллектуальных свидетельств.

Влияние работ Терстона было очень заметно в более поздних разработках психологии интеллекта. Таким образом, мы можем найти вдохновение для модели первичных умственных способностей в самых последних версиях таких важных тестов, как Шкала интеллекта Векслера и Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине.

7 основных умственных навыков

После своего первого исследования, для которого он использовал 56 различных тестов интеллекта, Терстон определил 9 факторов или основных умственных способностей.

Многочисленные последующие исследования неоднократно подтверждали 7 из этих факторов, так что мы можем сказать, что модель Терстона обладает сильными измерительными возможностями.

1. Устное восприятие (фактор v)

Фактор вербального понимания связан со знаниями, относящимися к языку. во всех его проявлениях; следовательно, он будет включать лексику, семантику, синтаксис или прагматику. К тестам, учитывающим фактор v, относятся тесты на понимание прочитанного, порядок фрагментов текста, орфографию, словесные аналогии и т. Д.

2. Свободное владение речью (ж)

Эту способность можно определить как способность человека быстро и естественно воспроизводить последовательные и структурированные словесные последовательности. Чтобы измерить это, различные типы тестов, которые включают быстрое воспроизведение речи; таким образом, например, можно использовать классический тест, при котором имена животных начинаются с определенной буквы.

3. Числовые способности (n)

Численные тесты состоят в основном из основных математических вычислений: сложения, вычитания, умножения и деления. Хотя они могут быть более сложными, фактор n в основном взвешивается для простых арифметических задач; наиболее актуальными аспектами являются скорость операций и точность ответов.

4. Пространственные способности

Фактор s проявляется в пространственной ориентации, в изображении объектов в пространстве или в задачах вращения; Поскольку это очень широкие возможности, часто пространственная пригодность делится на два или три второстепенных фактора. Соответствующие тесты включают прогнозирование движений, сравнение фигур с разных точек зрения и т. Д.

5. Ассоциативная память (м)

Этот фактор связан с определенным аспектом памяти: способность сохранять ассоциации пар элементов. Таким образом, для измерения ассоциативной памяти используются тесты с изображениями, словами (в визуальном или слуховом формате), символами и т. Д.; Они могут быть представлены в одной модальности или в сочетании более чем одного из этих материалов.

6. Скорость восприятия (р)

В р-факторе все эти когнитивные тесты, основанные на сравнении различных элементов или в идентификации структур и последовательностей. Следовательно, способность, которую Терстон назвал «скоростью восприятия», относится к скорости, с которой мы обнаруживаем сходства и различия между различными предметами.

7. Общие рассуждения (r) или индукция (i)

Некоторые исследования, проведенные на модели Терстоуна, частично различают фактор r от фактора i. Пока второй соответствует способности к индуктивному мышлению (найдите общие правила с предсказательной ценностью из ряда элементов), «общие рассуждения» имеют более заметный математический вес.

Деструктивное поведение: описание, причины и сопутствующие расстройства

12 привычек и приемов предотвращения курения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *