Что такое перстами толковый словарь
Значение слова «перст»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПЕРСТ, а́, и (книжн. устар.) а, м. 1. Палец руки (ритор. или ирон.). Перста́ми легкими как сон моих зениц коснулся он. Пушкин. Пе́рсты, падшие на струны. Баратынский. Разыгранный Фрейшиц перста́ми робких учениц. Пушкин. Наш ментор — помните? колпак его, халат, перст указательный — все признаки ученья. Грибоедов. 2. перен. Указание, мистическое предопределение. П. судьбы. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
перст
1. устар. поэт. палец на руке ◆ Лев Степанович всякий вечер молился иконам, кладя земные поклоны или по крайней мере касаясь перстом до земли. Герцен, «Долг прежде всего», 1851 г. ◆ Но вдруг как бы летучие перуны // Мои персты ударились о струны. Лермонтов, «Встреча», 1829 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. таинственное указание, что-либо мистическое, предопределяющее поступки, поведение, судьбу кого-либо, чего-либо ◆ Провиденья перст незримой Бестужев-Марлинский, «Дождь», 1829 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Повсюду зрю грозящий перст судьбы К. Ф. Рылеев, «Борис Годунов», 1821–1822 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: резчик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Словари
152 перст
Что-либо таинственное, мистическое, предопределяющее поступки, поведение, судьбу кого-либо, чего-либо.
ПЕРСТ, перста, и (книжн. устар.) перста, муж.
2. перен. Указание, мистическое предопределение. Перст судьбы.
Он посмотрел усталым и грустным взглядом на жениха и невесту, вздохнул и, выпростав из-под ризы правую руку, благословил ею жениха и так же, но с оттенком осторожной нежности, наложил сложенные персты на склоненную голову Кити (Л. Т.).
1. Устар. Палец руки. Указующий п. (ирон.; о распоряжениях вышестоящего начальства). Один как п. (о том, кто одинок в жизни, в какой-л. деятельности).
2. О чём-л. таинственном, необъяснимом, предопределяющем судьбу. П. провидения. П. свыше.
-а́, м. трад.-поэт. Палец руки.
Развеселить его желая, Леила бубен свой берет; В него перстами ударяя, Лезгинку пляшет и поет. Лермонтов, Хаджи Абрек.
И называю пальцы я перстами, Над пяльцами увидев руки Тани. Наровчатов, Северные Ярославны.
о том, кто не имеет семьи, близких, кто совершенно одинок.
перст судьбы< (или провидения, рока)>
о каком-л. событии, явлении, стечении обстоятельств и т. п., которые являются переломным, роковым моментом в чьей-л. жизни.
► Крестит дрожащими перстами Мечтой взволнованную грудь. // Лермонтов. Демон //; Но вот Неполный слабый перевод, С живой картины список бледный, Или разыгранный Фрейшиц Перстами робких учениц. // Пушкин. Евгений Онегин //
Перст Божий. Книжн. Устар. Что-то таинственное, мистическое, предопределяющее судьбу. Из Библии. БМС 1998, 439.
Перст о перст не ударить (не колонуть). Кар., Прикам., Печ., Сиб. Неодобр. Ничего не сделать, не предпринять. СРГК 2, 403; МФС, 48; СРНГП 1, 102; СРНГ 26, 290; Мокиенко 1990, 64.
Круг перста. Перм. Очень быстро. СРНГ 15, 296.
Нет ни перста у кого. Новг. О крайней бедности, нищете. НОС 6, 53.
Одного перста не стоит чьего. Коми. Значительно уступает кому-л. Кобелева, 70.
Ни пёрстом не шевельнуть. Коми. неодобр. То же, что перст о перст не ударить. Кобелева, 71.
Перстом не задеть кого. Прикам. Не причинить кому-л. ни малейшего вреда. МФС, 38.
Вложить персты в язвы. Книжн. Устар. Не доверяя другому, самому убедиться в чём-л. на опыте. Из Евангелия. БМС 1998, 439.
Персты на волю. Яросл. Об открытой обуви, босоножках. ЯОС 7, 100.
Словари
ПЕРСТ, перста, и (книжн. устар.) перста, муж.
2. перен. Указание, мистическое предопределение. Перст судьбы.
-а́, м. трад.-поэт. Палец руки.
Развеселить его желая, Леила бубен свой берет; В него перстами ударяя, Лезгинку пляшет и поет. Лермонтов, Хаджи Абрек.
И называю пальцы я перстами, Над пяльцами увидев руки Тани. Наровчатов, Северные Ярославны.
о том, кто не имеет семьи, близких, кто совершенно одинок.
перст судьбы< (или провидения, рока)>
о каком-л. событии, явлении, стечении обстоятельств и т. п., которые являются переломным, роковым моментом в чьей-л. жизни.
► Крестит дрожащими перстами Мечтой взволнованную грудь. // Лермонтов. Демон //; Но вот Неполный слабый перевод, С живой картины список бледный, Или разыгранный Фрейшиц Перстами робких учениц. // Пушкин. Евгений Онегин //
| Количество чего, забираемое в одну горсть, загребаемое одною ладонью с перстами.
| Горстаться также играть орехами в чет и нечет. Горстливый, кто охоч горстать, хватать горстями.
Зе́ница (Zenica), город в Республике Босния и Герцеговина. 96 тыс. жителей (1991). Металлургический комбинат; коксохимия.
-ы, ж. устар. Зрачок, глаз.
Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Пушкин, Пророк.
Глаза темно-серые, с черной каемкой вокруг зениц, великолепные, торжествующие глаза. Тургенев, Вешние воды.
беречь< (или хранить)> как зеницу ока
тщательно, заботливо охранять.
— Да сказать лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берег его как зеницу ока. Пушкин, Капитанская дочка.
► Молодые казаки ехали смутно. Слеза тихо круглилась на его [Тараса] зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась. // Гоголь. Тарас Бульба //; И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он; Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. // Пушкин. Стихотворения //
Разносит вихорь сумрачный глагол
Бездомными червлеными листами.
Сойди ко мне в уединенный дол,
Коснись чела прохладными перстами!
Бездомными червлеными листами
Пестрят овраги и сожженный луг.
Коснись чела прохладными перстами,
Заворожи снедающий недуг.
Пестрят овраги и сожженный луг.
Зеленый луч дробится в сетке веток.
Заворожи снедающий недуг,
Твой поцелуй рассеянный так редок.
Зеленый луч дробится в сетке веток.
Смешливая синица прозвенит.
Твой поцелуй рассеянный так редок.
В какую даль лазурный взор стремит?
Смешливая синица прозвенит.
Стучит желна, подъемлясь по вершине.
В какую даль лазурный взор стремит?
Ведь ты моя. Ведь ты моя поныне?
Стучит желна, подъемлясь по вершине.
Там за холмом, трубя, манит рожок.
Ведь ты моя. Ведь ты моя поныне?
Пусть затаен язвительный упрек.
Там за холмом, трубя, манит рожок.
Заноет сук надломленной березы.
Пусть затаен язвительный упрек,
Я жадно жду, когда прольются слезы.
Заноет сук надломленной березы;
Вот дождь листов пурпуровый пошел.
Я жадно жду, когда прольются слезы.
Разносит вихорь сумрачный глагол.
— Патриарх на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
— Патриарх, введший крещение тремя перстами.
— Перед Великим постом 1653 года этот патриарх предписал совершать крестное знамение тремя перстами.
— При каком патриархе в русской церкви возник раскол?
— Патриарх, чья власть была самой могущественной в истории России.
— Патриарх, знаменитый своими реформами.
— Московский патриарх, основатель Новоиерусалимского монастыря.
— Злые языки шептали, что настоящим отцом Петра был не Алексей Михайлович, а этот мятежный патриарх.
— По словам Петра I, этот бородач был главным соперником его отца.
— Патриарх русской православной церкви в 1652-1667 гг.
Двумя перстами; двуперстием (о крестном знамении старообрядцев).
Ударный музыкальный инструмент в виде обода или обруча, обтянутого кожей, с бубенчиками и металлическими пластинками по краям.
Леила бубен свой берет; В него перстами ударяя, Лезгинку пляшет и поет. Лермонтов, Хаджи Абрек.
— славны бубны за горами
1. Принять горизонтальное положение (о людях и некоторых животных).
[Коврин] пошел к себе в комнату и лег на диван. Чехов, Черный монах.
Собаки потоптались, зевнули, легли на прежнее место и свернулись в клубки. Марков, Строговы.
В сочетании со словами, указывающими на те или иные особенности этого положения.
Лечь на бок. Лечь на спину. Лечь ничком. Лечь пластом.
Дай, няня, мне перо, бумагу, Да стол подвинь; я скоро лягу. Пушкин, Евгений Онегин.
[Сорин:] Вчера лег в десять и сегодня утром проснулся в девять. Чехов, Чайка.
куда, для чего. разг. Быть принятым куда-л. для лечения, обследования и т. п.
Лечь в больницу. Лечь на операцию.
|| (обычно в сочетании со словами: „в гроб», „в могилу», „в землю» и т. п.). Умереть.
Повремени: дай лечь мне в гроб, Тогда ступай себе с Мазепой Мое наследие считать Окровавленными перстами. Пушкин, Полтава.
Пусть свет и радость прежних встреч Нам светят в трудный час, А коль придется в землю лечь, Так это ж только раз. Исаковский, В прифронтовом лесу.
Пасть в бою, погибнуть.
Отец и два родные брата За честь и вольность там легли. Лермонтов, Беглец.
— Физической энергии во мне довольно, чтобы врубиться в каре и смять или лечь. Л. Толстой, Анна Каренина.
2. Опуститься на какую-л. поверхность, принять горизонтальное положение (о предметах).
С горы, скатившись, камень лег в долине. Как он упал? никто не знает ныне. Тютчев, С горы, скатившись…
3. Распространиться по поверхности, покрыть собой что-л.
На землю легла изморозь. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.
О свете, луче, тени и т. п.
Скользнув между вечерних туч, На море лег кровавый луч. Лермонтов, Последний сын вольности.
От столбов полосами легли тени по классу. Помяловский, Очерки бурсы.
О морщинах, загаре, румянце и т. п.
Олеся похудела за это время, и вокруг ее глаз легли голубоватые тени. Куприн, Олеся.
Под глазами легли морщины. М. Горький, В. Г. Короленко.
В сочетании с существительными печать, отпечаток, след и т. п. означает: стать заметным.
Выражение нежной мягкости легло вокруг рта и на дрогнувшем подбородке штабс-капитана. Куприн, Штабс-капитан Рыбников.
Установиться, наступить (о зиме, зимнем пути).
Отец и мать объявили решительное намерение ехать в Чурасово немедленно, как только ляжет зимний путь. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука.
Чувствовалось, что скоро ляжет зима и мороз закует реку во льды. Марков, Строговы.
Принять какое-л. положение, взять какое-л. направление (о судах, самолетах).
Лечь на новый курс.
Миноносцы, далеко не дойдя до приближавшихся дымков, вдруг легли на обратный курс, усиленно сигнализируя при этом флагами. Степанов, Порт-Артур.
5. Расположиться тем или иным образом.
Платье легло ровными складками. Волосы легли волнами.
Она высыпала на стол черные сухие бобы и, ощупывая, определяла их расположение и рисунки, в какие они легли. Ауэрбах, Почтальонка.
6. перен.; на кого. Составить чью-л. обязанность, долг, занятие и т. п.
— Ты будешь несчастлива, и на меня одного ляжет ответственность в этом. Скажут, я увлекал. И. Гончаров, Обломов.
В сочетании со словами на душу, на совесть, на сердце означает: стать предметом затаенных забот, постоянной тревоги, размышлений и т. п.
Идут они с бритыми лбами, Шагают вперед тяжело, Угрюмые сдвинули брови, На сердце раздумье легло. А. К. Толстой, Колодники.
(несов. отверзаться). книжн. устар.
Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Пушкин, Пророк.
1. Сжать между чем-л., сдавливая с двух сторон; защемить.
К нему подошел Тавля, приподнял его голову, ущемил двумя перстами нос жениха и потянул через парту. Помяловский, Очерки бурсы.
Причинить нравственную боль, обиду, страдание.
Он сразу все понял, и только недоуменная обида больно ущемила его: ради чего было оставаться ему с Варенькой? Федин, Братья.
Стеснить в чем-л., ограничить (в правах, действиях, возможностях и т. д.); притеснить.
— Ущемил, видно, тебя однажды немец, вот ты его и не любишь! М. Горький, Городок Окуров.
[Наше искусство] не есть порождение отдельных умов, так или иначе ущемленных в своем движении, как это мы видим на лучших примерах буржуазного искусства. А. Н. Толстой, [Вступительное слово…].
окрова́вленный, допустимо (в поэтической речи) окровавлённый и устарелое окровавле́нный. В поэзии А. Пушкина преимущественно: окровавле́нный. Например: «Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет» (Евгений Онегин); «- Тогда ступай себе с Мазепой Мое наследие считать Окровавленными перстами Мои подвалы разрывать» (Полтава).
1. Вести пустые, бессодержательные разговоры; отвлекать болтовнёй от чего-либо.
2. Делать что-либо слишком медленно, канителиться.
— Первонач.: предсказывать что-либо при гадании на бобах, раскладывая их определённым образом.
Устар. Высок. Поэт. Воспевать, прославлять кого-либо.
И князьям, под вещими перстами, Сами струны славу рокотали! (А. Майков. Слово о полку Игореве).
Ср. Она вздрогнула, взглянула на грязную старуху, похожую на одну из парк или ведьм Шекспира (в Макбете).
Даль. Картины русского быта. 13.
Ср. Годы невозвратны.
Играй, пока нить дней твоих
У черной Парки под перстами.
Старой Паркой там прядется.
А.С. Пушкин. Опытность.
Ср. Certo veniunt ordine Parcae.
Определенным порядком являются Парки.
Senec. Herc. fur. 188.
| Мохнатка, мохнушка, рукавица шерстью наружу, в Сибире волчья или собачья.
| Мохнатка, растение козелец, Scorzonera.
| Мохнашка, камч. плохой соболишка.
| а в тех. ·знач. плюсну, лапу, состоящую из стопы (с пяткою), плюсны (с подъемом), перстов или пальцев. Анатомы дали стопе, стопке, дурное названье предплюсны.
| Деревянная подстановка различного вида, заменяющая утраченную ногу.
| колодка, в образе ноги человека, для разбивки и чистки сапог
| Нижний конец стропила ·и·др. лесов, конец, на коем стропило стоит, комель, пятка.
| Ножка земли, клин, ветка, язык, полоса, вдавшаяся в чужие земли.
| в машинах: привод от колеса, или от коленчатого вала, для движения поршня.
| Расстоянье, коим чертят круг, раствор циркуля, кружала; полудиаметр, полупоперечник, радиус, луч. Нога циркуля, ножка, коих две.
| У весов: ягель, одна половина скобы, развилья (середки), за которое весы подвешиваются. Середка составлена из двух равных ног.
| Ботаники перевели лат. pedicellus ножкою, стебелек цветочный или листовой, для отличия от стебля; но на это есть слова: стебелек, стебелечек, стебло, черешек, черенка и пр. Ножка или пятка слизней, раковистых слизняков, брюшной отросток, на коем животное ползает.
| В вост., сиб. по Лене, ногою зовут четвертую часть повинности, в подводной гоньбе.
| Ноги льда архан. у иностр. китобоев язык, подводная ледяная коса, идущая иногда далеко от стамухи, надводной ледяной горы.
| Нога снопов, один ряд на току, для молотьбы.
| подвертки, обмот под лапти;
| симб. паголенки, штанинки чувашенок, черсмисинок;
| повязка сверх щиколоток, б.ч. красного гаруса, как народное средство от ломоты, судорог и пр.;
| повязка или нашивка на ноге дворовой птицы, кур, для приметы и отлики. И с красной ногавкой куру ястреб ловить. Ногавочный, к ногавке относящийся. Ноговица жен. ногавка чувашенок; паголенок, штанинка, колошка; подколенник, камаша, штиблета, всякая отдельная часть одежи и обуви, покрывающая голень, обнимающая берцо и иногда колено: суконные, цифрованные ногавицы употр. на кавк. горцами и линейными казаками; в ниж.-сем. бабы носят ногавицы в полголени, повязанные сверх колена ногавичкою подвязкою. Ножной, к ногам относящийся, принадлежащий. Ножные пальцы. Ножные кандалы. Ноголом муж. ломота в ногах.
| широкое, прямое долото на шесте, коим пазят и сбивают скалу, бересту, Пазальщик, пазильщик, пазила муж. кто пазит, выбирает пазы или пластает.
| Пазник, пазила, ругатель, пахабник, сквернослов. Эти рязанцы да куряне такие пазилы, что с ними нашему брату (северному или восточному мужику) жить нельзя. Пазня жен., сев. сквернословие, пахабщина, матерщина, брань, ругня. Пазлонка жен., астрах. распластанная белуга в рассоле. Пазногть муж., сиб. последний, крайний сустав пальца, или оконечность его, где сидит ноготь, позаноготье; познок(г)ти, церк. то же, оконечность перстов, распаженные ногти или копыта (а не щиколотки, Словарь Академии). Всяк скот раздвояющ копыты и позногти имеющ надвое, Левит XI, 3, ·т.е. животное, у коего последние суставы перстов разделены, раздвоены, распажены. Пазанка жен., охот. заячья лапка, особ., задняя, с глубоко распаженными перстами.
| Подмышечные пазухи, подмышки.
| Называют пазухой и самую грудь человека, от шеи до ложечки, хотя пазуха образуется лишь одежей на груди. Мозговые пазухи, две мышечные пустоты, внутри мозга.
| ·зодческ. дуга или навес кладки, кривизна свода, парус свода.
| Залив, заводь, бухта.
| Пазуха в язве, подныр, гнойный ход под кожею или промеж мышц.
| Пазуха в печи, твер. горнушка, жароток, порск, бабка, бабурка, печурка, загнетка, зольник, заулочек влево от шестка, для загребанья жару.
| Пазуха в овине, простор, продухи, что по обе стороны в слани, в полу, вдоль стен, куда проходит жар из ямника. Чемодан с пазухами, с сумами по бокам или в крышке. Пазушный, к пазухе относящийся. Это змея запазушная. Пазушистый, широкий, свободный, просторный в пазухе. Пазущатая язва, со многими пазухами. Пазушник муж. грубый волокита. Ветер пазушит паруса, вздуваетих пазухой. (Пазухе придавалось главное значение груди, а на связь с пазом, не указывали; а у Шимкевич. пазуха принято за корень?).
| Задняя, пяточная часть всей лапы или ступни, что запястье у руки. Ступня состоит из стопы (восемь костей), заперстья (опалков) и перстов. Не постоит стопа ног их противу лица нашего, Иуд. Припадать, падать к стопам, кланяться земно, в ноги; * умолять, униженно просить. Человек и неоторые животные наступают всею стопою (медведь), а другия только перстами, а пятка у них приподнята (конь, пес); первые ступняки, плюснаки; вторые цыпочники, перстоходы. Идти по стопам чьим, по следам, следом, * по примеру, подражать. Попрать что стопами, потоптать. Знахари берут прах из-под стопы.
| Мера длины в плюсну, ступня, фут, по 2 1/3, стопы в аршине, по семи стоп в мерной сажени.
| южн. след, отпечаток ноги. Волчья стопа, растение Geranium sanguineum, крестовая, ломотная.
| Большой стакан раструбом, особ. серебряный. В наше время в морском корпусе квас к столу подавали в стопах.
| Стопа вообще сложенная в порядке куча, ворох. Кирпич кладется стопами, по 1000, клетками. Булыжник сложен в саженные стопы, по ·куб. сажени, сложен в саженки. Бревна, брусья в стопах, счетом и рядами, штабель. Стопу не раскатывай, бери сподряд. Стопа рыбы, сиб. куча соленой рыбы.
| Стопа бумаги, говорят и топа, 20 дестей, по 24 листа. Стопа считается в меру писчей бумаги, а потому почтовой, по числу листов, идет на стопу вдвое. Стопу за стопой, измарывает, а путного ничего не написал.
| Стопа избная, вост. сруб с кровлей, с накатом и с полом, изба вчерне, без наряда (окон, дверей, лавок и пр.). Связка состоит из теплой, мшеной стопы, и холодной стопы: летней избы и клети. Принимая каждый сруб за стопу, говорят и о церкви: Церковь на двух стопах, на две рубки, холодная и теплая. Слово изба обычно ведуть от истба, истопка; здесь является еще иное сближенье: стопа, стопка.
| Стопа, гребень, ветка, со всеми стебельками, виноградного грозда. Стопка, стопочка, то же, ·умалит. стакан, кружка, чарка, бокал; б.ч. без ручки, без пережабины, прямая либо с развальцем. У оленя копыто стопкою, малое и крутое, ·противоп. башмаком. Бакан, белила продаются стопками, в мелких пирамидках.
| Стопка, моск., тул. зажигательная спичка; вероятно коробочка, пучок спичек.
| Стопка? тамб. овсяная мякина, пелева, либо оторье после толченья или измола;
| что-либо тонкое, сухое, хрупкое, на плевелы похожее.
ЩИПАТЬ, щипнуть, щипывать что, теребить, дергать, рвать, захватывая прямо пальцами, зубами, клювом, или каким орудием, щемить и отрывать;
| * Обижать, притеснять кругом; срывать взятки, поборы; обыгрывать. Его всяк щиплет.
| Жечь, рвать, колоть, причинять чувство боли, или жженья. Мороз щиплет, пальцы морозом щиплет. Горчица щиплет на языке или щиплет икра. Это щипанный гусь! бывалый, опытный, бывал в передряге. Щипаное перо, отодранная для подушек от комля махалка.
| ниж. идти тихо, мерно, чопорно;
| * Ныне молочко-то щиплется, кусается, редко и дорого.
| Шерсть щиплется, или бьется лучком.
| Щип, щипок. Щипок муж. щипнутие, однокр. действие. Бабы напоклон грибов первого щипка принесли, первобранных, ранних. Щипком и нащипок, щипля. От твоего щипка синяк сел! Платье на щипок, в обтяжку, что не ущипнешь (или нащапок?). Играть на скрипке щипком, нащипок, pizzicato, без смычка. Щипком немного урвешь. Не стрижкою, так щипком. Щипком шкуры не добудешь, а все шерсти клок.
| Щипок чего, сколько можно в раз у(от)щипнуть. Ну уж свадьба! ни щипа (ни щипка) мяса не было, пронялись одной рыбой! архан.
| Верхняя грань двух скатов стены. Щипец из плитняка. Кровля щипцом, на два ската, в два шара; на четыре ската, остряком и шатром.
| архан. одна из четырех свай под козлами семожьих заборов.
| Щипец борзой, псовой, хорта, рыло. Щипцовый, ко щипцу относящийся. Щиповка жен., твер. браные яблоки, снятые с дерева руками, ·противоп. трушеные.
ЛЁГКИЙ [хк], лёгкая, лёгкое; лёгок и (устар. и обл.) легок, легка, легко, легки и лёгки.
1. Незначительный по весу; ант. тяжелый. Легкий чемодан. Легкая ноша. Легкий камешек. Легкий вес. «Покоен, прочен и легок на диво слаженный возок.» Некрасов.
|| перен. Неощутительный по весу, лишенный громоздкости, воздушный (книжн., поэт.). «Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он.» Пушкин. «Раскинув легкие власы.» Пушкин. Легкий наряд. Легкое облако. Легкие уборы. Легкие крылья. Высилась легкая стройная башня.
|| Необременительный, не ложащийся тяжестью на желудок (о еде). Легкая пища. Легкий завтрак. Легкая закуска. Легкая диэта.
2. Простой для усвоения, доступный пониманию; ант. трудный. Легкая задача. Легкий урок. Легкое доказательство. Легко (нареч.) понять, доказать, усвоить.
|| Исполнимый без труда, без усилий, несложный. Легкая работа. Легкая профессия.
|| Приобретаемый без затруднений; без усилий добываемый, достающийся. Легкий заработок. Легкий успех. Легкая победа.
|| без труда поправимый, излечимый. Легкий случай заболевания.
3. Малый, незначительный, небольшой, не очень заметный. Легкий ветерок. Легкий огонь. Легкий мороз. Легкая усмешка. Легкая проседь. Легкое замешательство. Легкое горе. Легкое наказание. Легкая дрожь. Легкий сон.
|| Незаметный, мимолетный. Легкая улыбка. Легкий вздох. Легкий поклон.
|| Слабый, неопасный. Легкая простуда. Легкая рана. Легкое заболевание.
|| Не суровый, не крутой. Легкое наказание.
|| Некрепкий (о вине). Легкое вино.
4. Поверхностный, неглубокий. Легкое светское воспитание.
|| Легкомысленный, несерьезный. Легкие нравы. Легкие взгляды на жизнь. Легкий флирт. «Стон лиры верной не коснется их легкой, ветреной души.» Пушкин.
|| Веселый, бездумный (устар.). Легкое настроение.
5. Мягкий, уживчивый, приятный в общежитии. Легкий характер. Легкий человек.
6. Непринужденный, игривый, изящный. Легкий слог. Легкое остроумие. Легкая насмешка.
7. Плавный, гладкий, как бы скользящий, парящий (о движениях). Легкая поступь. Легкая походка. Легкий поворот. «Скажите, всё также ль легок его бег?» Пушкин.
8. Без тяжелого вооружения, не обремененный тяжелыми орудиями пли тяжелым оборудованием, подвижной (воен.). Легкая артиллерия. Легкая авиация. Легкая кавалерия.
МАНИ́ТЬ, маню, манишь, несовер. (к поманить), кого-что.
1. Звать, делая знаки рукой, взглядом и т.п. Незаметно манил его пальцем. «Она манит его рукой.» Пушкин.
2. перен. Влечь, прельщать, соблазнять (книжн., поэт.). «- И пальма та жива ль поныне? Всё так же ль манит в летний зной она прохожего в пустыне?» Лермонтов. «Туда манит перстами алыми… недостижимая заря.» А.Блок.
разыгра́ю, разыгра́ешь, сов. (к разыгрывать).
1. что. Играя совместно, исполнить (музыкальное произведение, театральную пьесу). Артисты разыграли пьесу превосходно. Разыграть квартет.
|| Разбирая во время игры, выучить, затвердить (новое, незнакомое музыкальное произведение или театральное представление; разг.). С трудом разыграл новую сонату. «Разыгранный Фрейшиц перстами робких учениц.» Пушкин.
2. перен., кого-что перед кем-чем, со словом «роль» или без него. Представить, изобразить собою (разг.). «Ему неловко вспоминать о глупой истории, которую он разыграл.» Чернышевский. Разыграл перед нами роль шута.
3. что. Играя в какую-н. игру по тому или иному плану, способу, с той или иной степенью умения и искусства, привести ее к концу. Блестяще разыграть. ферзевый гамбит (шахм.). С большим искусством разыграть эндшпиль (шахм.). Плохо разыграл игру и остался без двух (в карты).
4. что. Преследуя какой-н. план игры, играть теми или иными картами (карточное арго). Сначала надо было пику разыграть, а потом уж ходить с козыря.
5. что. Раздать, присудить посредством лотереи, жребия (выигрыш). Разыграть десять выигрышей.
6. кого-что. Подшучивая над кем-н., обмануть, в шутку одурачить (нов. простореч. фам). Разыграть приятеля
КЛАВИР а, м. clavier m.
1. устар. Клавиатура. Прилежай- летай перстами Нежных, гибких рук твоих По клавирам- и с летами Душу, жизнь вольешь ты в них. Ипокрена 1799. // Ливанова Муз. культ. 2 218. Когда ж в крови Зажгутся муки Святой любви, То смело руки Ты на клавир, И слаще лир прольются звуки. Дельвиг Богиня. // Грот Лицей 182. Пиано не имеет почти другого сходства с органом, как только по клавиру, на коем действуют пальцами, и качества хорошего пианиста совершенно не похожи на качества органиста. 1833. Фетис Музыка 235.
ПЕРЛОВЫЙ I ая, ое. perle f.
Постигая Ницше. Дионисийство
Смерть Зиновьевой. В Москве
В особой атмосфере учености и интимности, утонченной игры ивановских сред испытывались и символистские установки на жизнестроительство; поиски выхода из отъединенного «Я» к соборности повлекли опасный (и для некоторых участников драматический) опыт «союза трех» (стихотворения «Зодчий», «Китоврас», цикл «Золотые завесы» в книге «Cor ardens»). В 1907 умерла жена Зиновьева-Аннибал, среды пошли на спад, но до времени отъезда в Италию в 1912 дом Иванова оставался центром притяжения литературных сил. И после смерти жены Иванов сохранял с ней мистическое общение, именно она, по его убеждению, указала на дочь от первого брака Веру Константиновну Шварсалон как на свою преемницу (стихотворение «Ее дочери», 1910); брак с падчерицей (в 1910) вызвал отторгающую реакцию у многих из окружения Иванова. В 1912 родился сын Дмитрий, в 1913 по возвращении с семьей в Россию (еще с начала 1900-х годов с Ивановыми жила подруга Зиновьевой-Аннибал М. М. Замятнина, помогавшая воспитывать детей, вела также и секретарскую работу) Иванов поселился в Москве.
«Эрос» и «Cor ardens». Особенности стиля
О конце безоглядного индивидуализма
В статье «Две стихии в современном символизме» Иванов оформляет различающую концепцию реалистического или религиозного символизма (он определяет его также как мистический реализм) и идеалистического, отвлеченного символизма, не преображающего жизнь, а остающегося в границах эстетического канона, чистого эстетизма.
Об истоках русского символизма
С позиции религиозного символизма Иванов подходит и к творчеству Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) («Достоевский и роман-трагедия»), и Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) («Лев Толстой и культура»), сравнивает Достоевского с «великими трагиками Греции», а чаемую Ивановым соборность находит в особом проникновении писателя в чужое «Я» в отношении к нему не как к объекту, но субъекту: «ты еси», «твоим бытием я познаю себя сущим» («Борозды и межи», с. 341; см. также Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, М., 1979, с. 11-16).
О национальном характере
Проблемам национального и вселенского посвящена книга «Родное и вселенское», составленная в значительной части из статей военных лет: «Лик и личины России», «Байронизм как событие в жизни русского духа», «Скрябин и дух революции» (1917) и др.
Трагедия страны и личная трагедия. «Из двух углов»
После неудачной попытки выехать за границу Иванов переезжает в Баку, преподает на кафедре классической филологии Бакинского университета, ведет просветительскую работу, общается с литературной молодежью (о бакинском периоде жизни см.: Альтман М. С. Разговоры с Вячеславом Ивановым, СПб., 1995; Мануйлов В.А. Записки счастливого человека, СПб., 1999, с. 86-101), защищает докторскую диссертацию «Дионис и прадионисийство» (Баку, 1923).
1. Последователь и сторонник старообрядчества; старообрядец. Староверы Сибири. Книги староверов. Староверы крестятся двумя перстами. Убеждения староверов.
2. Шутл. Человек, который придерживается старых привычек, правил, вкусов. Я, наверное, с.: с трудом принимаю новое.
— Христианин, крестящийся двумя перстами.
Главой епархии является архиерей, которого выбирает Синод. В помощь ему могут назначаться викарные епископы. Епархиальный архиерей посвящает священнослужителей, назначает сотрудников епархиальных учреждений, руководит деятельностью монастырей, благословляет монашеские постриги. Управление епархии осуществляется при содействии епархиального собрания, состоящего из равного числа священнослужителей и мирян, (созывается не реже 1 раза в год) и постоянно действующего епархиального совета (не менее 4 священников). Исполнительная власть в епархии осуществляется архиереем при помощи епархиального управления. Епархия разделяется на благочиннические округа (благочиния), возглавляющиеся благочинными, которых назначает архиерей.
В начале 2000 г. епископат РПЦ включал в себя 164 архиерея (в т. ч. 128 правящих епископов, вместе с Алексием II), 25 викарных епископов и 11 архиереев на покое. Около 80 % епископов имеют высшее богословское (академическое) образование.
В кон. 1999 в РПЦ существовало 497 монастырей (из них 476 было открыто в 1988-99 гг.): 315 на территории России, 118 на Украине, 30 в Молдавии, 15 в Белоруссии и т. д. Все монастыри Русской Церкви имеют общежительный характер.
РПЦ осуществляет широкую учебную, просветительскую и издательскую деятельность. Система духовного образования Русской Церкви включает в себя 5 духовных академий (Московская, Санкт-Петербургская, Киевская, Минская и Кишиневская), Православный Свято-Тихоновский богословский институт (Москва), 2 православных университета, 23 семинарии, 28 духовных училищ, 13 пастырских курсов. РПЦ выпускает ежемесячный «Журнал Московской Патриархии» ежегодный православный календарь, ежегодный научно-богословский сборник «Богословские труды», а также более 170 массовых периодических изданий
История. Первые сведения о христианстве на Руси (до 988)
Русская Церковь считает своим покровителем апостола Андрея Первозванного (см. АНДРЕЙ Первозванный), который проповедовал христианство в Северном Причерноморье в 1 в. и, по преданию, посетил места будущего проживания руссов.
Первые определенные сведения о христианстве на Руси относятся к 60-м гг. 9 в., когда, после неудачного похода на Константинополь, приняли крещение киевские князья Аскольд и Дир (см. АСКОЛЬД) и в Киеве была основана 60-я епархия Константинопольского патриархата. Невзирая на языческую реакцию конца 8 в., в 940-е гг. христиане были среди дружинников князя Игоря (см. ИГОРЬ Рюрикович) и русских купцов. В 955 в Константинополе приняла крещение княгиня Ольга (см. ОЛЬГА).
После участия в убийстве двух варягов-христиан в 983 г. отошел от язычества ее внук князь Владимир (см. ВЛАДИМИР Святославич). В 986 он предположительно принял оглашение (см. ОГЛАШЕННЫЕ) от греческого монаха в Киеве, после чего заключил договор о помощи Византийской империи против узурпатора Варды Фоки в обмен на обещание выдать за него (Владимира) сестру византийских императоров Анну. Предоставив военную помощь (6 тыс. воинов) и не получив руки Анны, Владимир захватил греческий Херсонес, добился приезда невесты и принял крещение.
За крещением князя и его окружения последовали разрушение языческих святилищ и массовые крещения в Киеве, Новгороде и др. крупных городах.
История. Домонгольская эпоха (от Крещения Руси до татаро-монгольского нашествия)
В 10-11 вв. были основаны епархии в Киеве, Чернигове, Новгороде, Ростове, Владимире-Волынском, Полоцке, Турове, Тьмутаракани. Во главе Церкви стоял митрополит Киевский и всея Руси, назначавшийся константинопольским патриархом (и, как правило, грек; исключения составляли русские митрополиты Иларион (см. ИЛАРИОН (митрополит)) (11 в.) и Климент Смолятич (см. КЛИМЕНТ Смолятич) (12 в.), пользовавшийся значительной самостоятельностью.
Дело христианизации Руси продолжил сын Владимира Ярослав Мудрый (см. ЯРОСЛАВ Мудрый), под непосредственным руководством которого было переведено множество греческих книг, основана первая библиотека, открыты духовные школы. При Ярославе Владимировиче были построены такие выдающиеся памятники церковного зодчества, как Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Преображенский собор в Чернигове и др., появились первые монастыри, в т. ч. Киево-Печерский монастырь (см. КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА), игравший значительную роль в деле христианского просвещения и укрепления Церкви (в 11-12 вв. из его стен вышли десятки епископов). Ярослав издал Церковный устав, включавший в сферу церковно-судебного производства, вслед за Уставом князя Владимира, преступления против семьи и нравственности, колдовство, суд над церковными людьми. Ко 2-й половине 12 в. на Руси исчезают языческие погребения.
В период феодальных усобиц Русская Церковь выступала в миротворческой роли, удерживая князей от кровопролития. В сер. 12 в. Андрей Боголюбский (см. АНДРЕЙ Боголюбский) предпринял попытку учредить во Владимире-на-Клязьме особую северно-русскую митрополию, что являлось частью обширной программы князя по оформлению политического и церковного главенства Владимиро-Суздальской земли внутри Руси. Развернулось активное церковное строительство во Владимире (каменный Успенский собор, в который была помещена привезенная князем Андреем из Вышгорода Владимирская икона Божией Матери (см. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА); Дмитровский собор) и др. городах. Андрей учредил на Руси новые церковные праздники: Покров Пресвятой Богородицы (1 октября), Изнесение древ Креста Господня («медовый Спас») (1 августа).
История. От монгольского нашествия до автокефалии Русской Церкви (1240-1448)
После монгольского разгрома 1237-40 во главе Русской Церкви встал Кирилл III (1242/47-1281), продолжавший носить титул Киевского митрополита, но перенесший центр митрополии во Владимир. Вместе с великим князем Александром Невским (см. АЛЕКСАНДР Невский) он отстаивал линию на признание господства монголов и решительное противостояние католической агрессии, которая открылась в нач. 13 в. в связи с взятием Константинополя крестоносцами (1204) и проявлялась затем как в попытке навязать религиозную унию с Римом, так и в виде вооруженного посягательства (Швеции в 1240, Ливонского ордена в 1242). В 1273 митрополит Кирилл провел Владимирский собор, на котором был принят ряд постановлений против богослужебных и дисциплинарных нарушений, а также положено начало новой редакции Номоканона (т. н. Русской Кормчей). Политика Кирилла III облегчалась покровительственным отношением монголов ко всем религиозным институтам на завоеванных территориях. До конца 14 в. Церковь и церковные люди (в т. ч. крестьяне) освобождались от уплаты дани и других налогов. В 1261 в столице Орды Сарае была учреждена Сарайская епархия Русской Церкви, которая поддерживала дипломатические контакты с ордынскими властями и одновременно вела миссионерскую работу среди татар-язычников, а также представителей дохалкидонских вероисповеданий.
В 1299 митрополит Максим (1283-1305) окончательно перенес столицу Русской митрополии из Киева во Владимир. Последующие митрополиты: Петр (см. ПЕТР (митрополит)) (1308-1326), Феогност (1328-1353) и Алексий (см. АЛЕКСИЙ (митрополит)) (1354-1378) придерживались московской ориентации. Поддерживая политику московских князей, они видели в Москве столицу будущей единой Руси. При митрополитах Петре и Феогносте Москва стала столицей митрополии. Митрополит Алексий, будучи регентом малолетнего Дмитрия Ивановича (см. ДМИТРИЙ Донской) (Донского), смог высоко поднять авторитет Церкви и ее имущественное положение. Митрополит Алексий основал ряд новых монастырей в Москве и вне ее, а также осуществил новый славянский перевод Нового Завета.
Ученики преподобного Сергия основали около 40 новых монастырей, с рядом которых оказалась связана и русская колонизация Заволжья. С монастырским движением было связано и миссионерство, наиболее ярким деятелем которого стал Стефан Пермский (см. СТЕФАН ПЕРМСКИЙ), просветитель коми-зырян. Расцвели церковная письменность (особенно агиография), иконопись (Андрей Рублев (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ)). После победы на Куликовом поле (см. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА) в 1380, спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395, а также ликвидации турками независимости Сербского и Болгарского царств (кон. 14 в.) и поражения Витовта (см. ВИТОВТ) от Орды в битве на Ворскле (1399) Москва превратилась в один из главных центров мирового Православия.
История. От провозглашения автокефалии Русской Церкви до учреждения Патриаршества (1448-1589)
В 1440-е гг. отказ Русской Церкви от Флорентийской унии 1439 (см. ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ) сделал невозможным принятие митрополита, имеющего традиционное благословение Константинополя, где уния была поддержана как патриархом, так и императором. Митрополит всея Руси Исидор (см. ИСИДОР (митрополит)), принявший во Флоренции унию, по возвращении в Москву в 1441 был взят под стражу и замещен, по решению Русского архиерейского собора 1441, рязанским епископом Ионой (см. ИОНА (митрополит)). 15 декабря 1448 собор русских епископов, созванный великим князем Василием II (см. ВАСИЛИЙ II Темный), провозгласил автокефалию (самостоятельность) Русской Церкви и поставил Иону в митрополиты всея Руси. Его предполагавшееся благословение от возможного православного константинопольского патриарха потеряло свою актуальность с падением Константинополя в 1453 и подчинением греческой Церкви турецкому султану. Так же, без обращения к константинопольскому патриарху, в конце 14 в. были поставлены в митрополиты ближайшие преемники Ионы.
В 1458 папа Пий II (см. ПИЙ II) и польский король Казимир IV (см. КАЗИМИР IV) попытались отделить от Русской Церкви епархии Литовской Руси (что неоднократно прежде пытались осуществить галицкие и литовские князья), для чего в Риме был посвящен в митрополита «Киевского, Литовского и всей нижней России» ученик митрополита Исидора Григорий. Однако попытка утвердить унию в Юго-Западной Руси не увенчалась успехом. В 1470 митр. Григорий порвал с Римом, но не присоединился к Москве, а вернулся в подчинение Константинополю. Киевская митрополия оказалась отделена от Московской Церкви до конца 17 в.
В конце 15 в. Рус. Церковь потрясла антихристианская по своему существу ересь жидовствующих (см. НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ), приверженцами которой оказались многие священнослужители (в т. ч. митрополит Зосима) и придворные. Благодаря деятельности архиепископа Геннадия Новгородского (см. ГЕННАДИЙ Новгородский), в 1499 для обличения еретиков впервые собравшего воедино полный текст славянской Библии, и игумена Иосифа Волоцкого (см. ИОСИФ Волоцкий), настоявшего на проведении ряда церковных соборов в нач. 16 в., ересь была искоренена.
В это же время по вопросу церковных имуществ в Церкви произошло разделение на нестяжателей (см. НЕСТЯЖАТЕЛИ) (сторонников Нила Сорского (см. НИЛ Сорский)) и иосифлян (см. ИОСИФЛЯНЕ) (последователей Иосифа Волоцкого, который настаивал на необходимости монастырских владений для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни), которому соответствовала различная монашеская практика: живший прежде на Афоне Нил Сорский был приверженцем «умной молитвы» и созерцательной жизни в скиту, идеалом Иосифа Волоцкого был общежительный монастырь со множеством трудовых послушаний. В то же время Иосиф Волоцкий высоко ценил духовный опыт Нила Сорского, направляя к нему своих учеников для обучения созерцанию и молитве.
История. Период патриаршества (1589-1721)
Положение Русской Церкви изменилось в царствование Феодора Иоанновича (см. ФЕДОР Иванович), когда в отношениях между Церковью и государством вновь установилась симфония. В 1589 при содействии константинопольского патриарха Иеремии в России было учреждено патриаршество. Собор русских епископов и духовенства избрал на патриаршью кафедру Московского митрополита Иова (см. ИОВ (патриарх)). Константинопольские соборы 1590-93, на которых присутствовали все восточные патриархи, подтвердили патриаршьи права Иова и признали за ним 5-е место после восточных патриархов (хотя значение Русской Церкви на мировой арене среди других православных Церквей стало главенствующим). Патриарх Иов провел церковно-административную реформу, согласно которой в Русской Церкви было установлено 4 митрополии, 6 архиепископий и 8 епископских кафедр.
Русская Церковь сыграла ведущую роль в борьбе со Смутой (см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) 1605-12. В начале Смутного времени патриарх Иов рассылал по русским городам грамоты, призывая дать отпор войскам Лжедмитрия (см. ЛЖЕДМИТРИЙ I) и полякам, защитить православную веру, за что в 1605 был свергнут самозванцем с патриаршьего престола. Патриотическая деятельность Иова была продолжена патриархом Гермогеном (см. ГЕРМОГЕН (патриарх)) (1606-12), вставшим на сторону Василия Шуйского (см. ВАСИЛИЙ IV Шуйский) и после его свержения в 1610 призвавшим русских людей создать ополчение для освобождения Москвы и всей России от поляков (1-е ополчение (см. ПЕРВОЕ ОПОЛЧЕНИЕ)). Заключенный интервентами под стражу Гермоген умер от голода в феврале 1612. Но усилия архимандрита Дионисия (см. ДИОНИСИЙ (Зобниковский)) (руководившего обороной Троице-Сергиева монастыря в 1608-09), троицкого келаря Авраамия Палицына (см. ПАЛИЦЫН Авраамий) и др., привели к созданию 2-го ополчения (см. ВТОРОЕ ОПОЛЧЕНИЕ) (Минина и Пожарского), которое прекратило Смуту.
Патриарх Филарет (см. ФИЛАРЕТ (Романов)) (1619-33), игравший значительную роль в государственном управлении (как отец царя Михаила Феодоровича (см. МИХАИЛ Федорович)), много сделал для церковного просвещения: учредил греко-латинскую школу в Москве, призывал к созданию бесплатных школ в епархиях. В 1620 им была открыта Тобольская епархия, простиравшаяся от Урала до Тихого океана.
Вслед за этим произошел конфликт Никона с Алексеем Михайловичем, вызванный нарушением последним принципов симфонии (создание Монастырского приказа для контроля над церковными землями,1650, государственная подсудность церковных людей и др.) и враждебным отношением окружавших царя бояр к «мужицкому сыну» (Никон был из крестьянской мордовской семьи). Обиженный на царя Никон в 1658 удалился в Воскресенский монастырь, откуда был вызван на церковный собор 1666-67, который лишил его патриаршества, но восстановил судебные привилегии Русской Церкви, упразднил Монастырский приказ, возобновил симфонию. Собор окончательно отлучил от Церкви всех противников проведенной реформы, отменив постановления Стоглавого собора. Окончательно утвердился церковный Раскол (см. РАСКОЛ).
История. Юго-Западная (Киевская) митрополия в 16-17 вв.
Несмотря на то, что после разделения Киевской и Московской митрополий в 1458 Юго-Западная Церковь оказалась в юрисдикции Константинопольского патриарха, ее реальное положение зависело от внутренней политики литовско-польского католического правительства. Православие в Литве стало испытывать на себе правовое, экономическое и политическое давление власти. В сочетании с активной проповедью католичества и униатства, начавшейся после Флорентийской унии 1437-39 и особенно усилившейся при поддержке ордена иезуитов (см. ИЕЗУИТЫ) во 2-й половине 16 в., это привело к принятию подавляющим числом епископов Киевской митрополии Брестской унии 1596 (см. БРЕСТСКАЯ УНИЯ), не поддержанной православным народом. В условиях начавшихся гонений на православие защитниками Церкви показали себя православные братства (см. БРАТСТВА), организованные в 15-16 вв. во Львове, Вильне, Могилеве, Минске и др. городах и имевшие независимость от местного епископата. Когда в 1-й трети 17 в. сопротивление братств было сломлено, их дело было продолжено казачеством. В 1620, благодаря гетману Сагайдачному (см. САГАЙДАЧНЫЙ Петр Кононович) и еще сохранявшимся братствам, иерусалимским патриархом Феофаном IV была восстановлена прервавшаяся в результате гонений православная иерархия. Восстание гетмана Хмельницкого (см. ХМЕЛЬНИЦКИЙ Богдан) 1648-54 и русско-польская война 1654-67 привели к воссоединению Киевской митрополии с Московской, которое было закреплено «вечным миром (см. ВЕЧНЫЙ МИР)» с Польшей 1686 и грамотой Константинопольского патриарха в 1687. «Вечный мир» предоставлял православным в Польше свободу вероисповедания и признавал подчинение польских православных епархий киевскому митрополиту, а через него московскому патриарху.
История. Синодальный период (1721-1917)
Продолжая политику Петра, императрица Елизавета (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) отказалась вывести из Синода гражданских лиц, а в 1744 для управления епархиями учредила консистории под властью светских чиновников.
В 1763-64 Екатерина II (см. ЕКАТЕРИНА II) осуществила секуляризацию церковных земель, закрыв около 700 монастырей. Вместе с тем при Екатерине II в результате разделов Польши (см. РАЗДЕЛЫ ПОЛЬШИ) к России отошли западно-русские земли, на которых вернулось из унии (вновь насильственно навязанной после 1686-87) около 2 млн человек. По Кючук-Кайнарджийскому миру (см. КЮЧУК-КАЙНАРДЖИЙСКИЙ МИР) с Турцией 1774 Россия получила право покровительства православным христианам Османской империи.
Государственное давление на Церковь в 18 в. привело к падению авторитета священства, превратив его в «запуганное сословие» (исключение составляло лишь царствование императора Павла I, принявшего ряд мер в пользу духовенства). Несколько обер-прокуроров Синода было вольнодумцами и атеистами. Поклонником мистицизма и «универсального христианства» являлся глава Министерства духовных дел, в 1817 подчинившего себе Синод, князь А. Н. Голицын (см. ГОЛИЦЫН Александр Николаевич). Его деятельность, приведшая к умножению числа сект и размыванию основ православия, была тем не менее прекращена Александром I (см. АЛЕКСАНДР I Павлович) в 1824. В царствование этого императора было совершено также преобразование духовных школ, основаны Санкт-Петербургская (1809) и Московская (1814) духовные академии; общее число духовных учебных заведений составило к 1824 344 (по сравнению со 150 в 1808); в 1811 организован Грузинский экзархат (см. ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ). Упрочению положения Православной Церкви содействовала победа в Отечественной войне 1812 (см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года).
В царствование Николая I (см. НИКОЛАЙ I Павлович) возобновилось абсолютистское давление на Церковь. Обер-прокурор Н. А. Протасов (1836-55), получивший министерские полномочия, проводил исключительно жесткую политику подчинения Церкви интересам государства. При нем была усилена роль консисторий, понижен образовательный уровень духовных школ. Однако жизнь Церкви оказывалась гораздо шире тесных синодальных рамок. Именно в николаевское время в Оптиной пустыни (см. ОПТИНА ПУСТЫНЬ) произошел расцвет старчества (связанного с именем подвижника 18 в. Паисия Величковского (см. ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ) и представленного в 19 в. старцами Амвросием (см. АМВРОСИЙ Оптинский), Львом, Макарием, Моисеем и др., к которым обращались многие русские писатели и другие представители интеллигенции), совершал свой монашеский подвиг Серафим Саровский (см. СЕРАФИМ Саровский), осуществлялась миссионерская деятельность архимандрита Макария (Глухарева) на Алтае, священника, а затем епископа Иннокентия (см. ИННОКЕНТИЙ (Попов-Вениаминов)) (Вениаминова) на Алеутских о-вах и в Северной Америке, в Якутии и на Дальнем Востоке; занимал московскую кафедру выдающийся проповедник митрополит Филарет (см. ФИЛАРЕТ (Дроздов)) (Дроздов). При Николае I (см. НИКОЛАЙ I Павлович) в 1839 произошло присоединение к Русской Церкви около 1,6 млн униатов Юго-Западной Руси во главе с митрополитом Иосифом (Семашко).
При Александре II (см. АЛЕКСАНДР II Николаевич) произошла либерализация церковной жизни: проведена реформа духовных школ (1867-69), устроены женские епархиальные училища (1860-68), устранена замкнутость священнического сословия, поднят вопрос о восстановлении патриаршества, под руководством митрополита Филарета (Дроздова), наконец, осуществлен перевод Библии на русский язык (начавшийся еще при Александре I, но приостановленный при Николае I). Митрополит Филарет был также автором Манифеста об освобождении крестьян в 1861. При Александре II были открыты новые Таврическая, Уфимская, Якутская, Туркестанская и Алеутская епархии. Однако проводившаяся в то время политика укрупнения приходов и сокращения штатов священства привела к ряду затруднений в приходской жизни.
В царствование Александра III (см. АЛЕКСАНДР III Александрович) церковная политика осуществлялась обер-прокурором К. П. Победоносцевым (см. ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович) (единственным в этой должности выходцем из священнической семьи) (1880-1905). Новым явлением церковной жизни стали окружные Соборы архиереев, хотя необходимость Поместного собора Победоносцев отрицал, не доверяя способности епископата самостоятельно решать церковные вопросы. Многие приходы, закрытые в 1860-70-е гг. были открыты. С 1881 по 1894 гг. каждый год открывалось 250 новых храмов. Ратуя за то, чтобы начальная школа была «прежде всего школой добрых нравов и христианской жизни», Победоносцев активно создавал церковно-приходские школы, число которых к 1900 составило 42 600, а число учащихся 1,6 млн чел (при 273 с 13 035 учащимися в 1880).
При императоре Николае II (см. НИКОЛАЙ II Александрович) значительно увеличилось число канонизаций. Было прославлено больше святых, чем за два предшествующих века (в т. ч. патриарх Гермоген (см. ГЕРМОГЕН (патриарх)) и преподобный Серафим Саровский (см. СЕРАФИМ Саровский)). В 1901-03 в Петербурге проводились Религиозно-философские собрания, пытавшиеся установить диалог между представителями Церкви и интеллигенции. В 1905 был вновь поставлен вопрос о восстановлении патриаршества и созыве Поместного собора, епархиальным архиереям была дана возможность представить в Синод свои соображения (отзывы) о желательных церковных преобразованиях. В 1906 Николай II утвердил состав Предсоборного присутствия, имевшего целью подготовку Поместного собора. Участники заседаний Присутствия, проходивших в Александро-Невской лавре с марта по декабрь 1906, единодушно высказались за восстановление патриаршества и освобождение Церкви от обер-прокурорской опеки. В этом же году правительство официально отказалось от преследования старообрядцев. Однако в апреле 1907 царь (во многом, под влиянием П. А. Столыпина (см. СТОЛЫПИН Петр Аркадьевич)) признал созыв Собора несвоевременным. В 1911 по инициативе нового обер-прокурора В. К. Саблера подготовка Собора была возобновлена. В 1912 указом императора было созвано Предсоборное совещание, работа которого была прервана начавшейся в 1914 Первой мировой войной.
После отречения Николая II Временное правительство (см. ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО) уволило на покой множество архиереев, обвиненных в поддержке старого режима, инициировало проведение епархиальных съездов, ввело выборность епископата. Готовилось отделение Церкви от государства, духовные школы были подчинены Министерству просвещения, Закон Божий в гимназиях сведен на уровень факультатива. В августе 1917 было учреждено Министерство исповеданий, главой которого стал последний обер-прокурор А. В. Карташов. В условиях нараставшей анархии был поставлен вопрос о церковно-государственном сотрудничестве в рамках «внеконфессионального государства».
История. Восстановление патриаршества. Гонения на Церковь (1917-1988)
23 января 1918 Советской властью был издан декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», согласно которому Церковь лишалась прав юридического лица и владения собственностью, все ее учебные заведения закрывались, а религиозное обучение запрещалось даже на дому. Начались конфискации церковного имущества и убийства священнослужителей (несколько тысяч за годы Гражданской войны). Не поддерживая ни одну из враждующих сторон, патриарх Тихон тем не менее в январе 1918 предал церковной анафеме всех повинных в кровавых расправах над беззащитными, осудил конфискации и призвал верующих встать на защиту Церкви. В течение 1918 патриарх осудил Брестский мир (см. БРЕСТСКИЙ МИР), убийство Николая II и его семьи, предрек гибель революционеров, крах коммунизма и Советской власти.
Новым ударом по Церкви стали кампании по вскрытию мощей (1919-20) и изъятию церк