Что такое перинатальная область
Перинатальный психолог: профессия для будущих поколений
О том, кто такой перинатальный психолог и чем он занимается, рассказывает наш эксперт Полуэктова Ольга Геннадьевна, практикующий психолог с многолетним опытом работы с беременными и планирующими беременность женщинами, член Ассоциации специалистов службы охраны репродуктивного здоровья.
Перинатальная психология – молодая наука, подотрасль психологии развития. Её основной объект – общность родителей и ребёнка, детско-родительское взаимодействие с родившимся, ещё не рождённым или только планируемым ребёнком.
Кто такой перинатальный психолог?
Перинатальный психолог оказывает помощь в вопросах, связанных с рождением детей, на всех этапах:
В каких случаях полезна помощь перинатального психолога:
Подробнее о функциях перинатального психолога
Психологическое сопровождение планирования беременности
Ответственный подход к планированию пополнения в семье предполагает не только физическое здоровье и материальную готовность. Пара, и особенно женщина, должна быть готова психологически. Важно понимать истинные мотивы для зачатия, будущий ребёнок должен быть ценностью сам по себе, а не как средство укрепления семьи, получения материальных благ или моральных преимуществ. Специалист проводит психологическую диагностику семьи; определяет, на каком этапе развития семейных отношений находится пара; даёт рекомендации, способствующие появлению ребёнка в наиболее благоприятный и гармоничный период.
Работа с бесплодием
По оценкам, публикуемым Всемирной организацией здравоохранения, проблема бесплодия актуальна для 48 млн пар, до 186 млн человек в мире. Из 78 млн женщин России 6 млн бесплодны. Бесплодных мужчин – 4 млн из 68 млн (и за 13 лет их число увеличилось на 80 %) – такие данные приводит Интерфакс в материале о тематическом заседании комитета Совета Федерации.
Как помогает перинатальный психолог при бесплодии? Работает с психосоматикой, помогает преодолеть психогенное бесплодие и подсознательные блоки на зачатие. Следует отметить, что взаимодействие клиента с психологом не заменяет, а лишь дополняет и повышает эффективность работы профильных специалистов: гинекологов, репродуктологов.
Экстракорпоральное оплодотворение стало панацеей для многих пар, столкнувшихся с бесплодием. Благодаря ЭКО только в 2020 году родилось 30 тыс. детей. И это число постоянно растёт, к примеру, в 2012 году благополучными родами окончилось 13 тыс. процедур. До 2024 года в планах государства провести 450 тыс. бесплатных ЭКО-протоколов (данные ТАСС).
Цикл ЭКО всегда связан с повышенной психоэмоциональной нагрузкой. Люди приходят к этому решению уже в стрессе. В процессе пара (и особенно женщина) испытывает чувства тревоги, страха, вины. Отношения в семье могут ухудшиться. Результат протокола непредсказуем и не всегда положителен. Перинатальный психолог помогает успокоиться, настроиться на положительный результат, а в случае неудачи – построить новые жизненные стратегии.
Работа с невынашиванием
От 20 % до 30 % наступивших беременностей заканчиваются самопроизвольным абортом. От раза к разу вероятность не выносить ребёнка возрастает: после первой неудачи риск повышается на 18–20 %, после второй – на 30 %, после трёх прерванных беременностей риск невынашивания составляет уже 43 %.
Невынашивание беременности имеет достаточно выраженный психологический компонент, поэтому помощь перинатального психолога здесь может быть очень полезной. Специалист поможет определить адекватную мотивацию к рождению ребёнка, справиться с тревожностью, проработать собственные детские травмы будущей матери, сформировать психологическую доминанту беременности и настроиться на благоприятный исход.
Соотношение числа родов к числу абортов в РФ – 1 435 000 к 450 000 в 2020 году. Минздрав отмечает существенное снижение числа прерванных беременностей. В немалой степени этому способствует работа по доабортному консультированию. Перинатальный психолог не отговаривает женщину от аборта, но помогает найти истинные причины решения, повысить осознанность, определиться с приоритетами, увидеть разные пути развития ситуации.
Где учиться на перинатального психолога, какие требования к образованию?
Учиться на перинатального психолога можно, если у вас есть психологическое образование плюс специализация или образование клинического психолога плюс специализация. На усмотрение работодателя возможны варианты.
Если вы хотите получить диплом с квалификацией перинатального психолога, обратите внимание на программы АНО «НИИДПО»:
Лекция по перинатальной психологии (конспект)
Жизнь — это череда событий от
зачатия до рождения и от рождения до
смерти.
Предлагаемый текст отражает собственное мнение автора и ни в коей мере не претендует на полноту, объективность и глубину постижения проблемы. Перед большим количеством утверждений необходимо приставлять слово «якобы». Читатель может приставлять это слово по своему желанию и в зависимости от своих убеждений. Перинатальная психология — новое направление в психологии, очень модное. Как наука существует около 30 лет и быстро развивается в цивилизованных странах. Создана Всемирная Ассоциация перинатальной психологии, отделения в городах и странах.
Перинатальный — понятие, состоящее их 2 слов:
пери (peri) — вокруг, около и
натос (natalis) — относящийся к рождению.
Таким образом, перинатальная психология — это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только что родившегося. Классически терминология следующая — неродившегося ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом. После рождения ребенок называется новорожденным в течение 4 недель.
Перинатальная психология предполагает 2 базовых аксиомы:
Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новороденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка — это редкий пример деятельности, когда разные специалисты в общем, находят общий язык. А занимаются этим психологи, психотерапевты, акушеры, педиатры, педагоги.
Предполагается, что долговременная память плода распространяется на события, происходящие во время беременности, родов, в послеродовом периоде. Эти события влияют на формирование подсознания и на формирование психических и поведенческих реакций взрослого человека.
Особенно сильно перинатальные события влияют на:
Иначе говоря, на перинатальную психологию при желании можно списать все, что угодно.
Перинатальные матрицы
Основателем теоретической базы считается Станислав Гроф, американц чешского происхождения. Он вывел теорию перинатальных матриц. Эта теория с вдохновением пересматривается множеством последователей. Кратко его основные положения заключаются в следующем. У человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послерового периода.
Они называются базовыми перинатальными матрицами.
Пути передачи информации
Если мы признаем наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной плоду и обратно. По современным представления существуют 3 основных пути:
Электро-магнитное поле беременной женщины работает в милиметровом диапазоне, изменяется в соответствии с изменениями окружающей среды и играет роль одного из механизмов адаптации. Ребенок, в свою очередь, тоже обменивается с матерью информацией в этом же диапазоне.
Интересно, что проблема суррогатного материнства может быть рассмотрена совсем с другой стороны. Суррогатная мать, вынашивающая чужого (генетически) ребенка в течении 9 месяцев, неизбежно информационно влияет на него, и это получается частично ее ребенок. Вынашиваемый ребенок так же влияет на свою биологически неродную мать.
Проблема «нежеланных детей», т.е. детей нежеланных для одного из родителей или для обоих, детей нежеланного пола, детей с дальнейшим нарушением социальной адаптации — это хлеб большой армии специалистов в цивилизованных странах. «Нежеланность» — очень расплывчатое понятие. Кому из родственников мешает появление этого ребенка, когда, по какой причине — всегда по-разному. Как дети в перинатальный период узнают о своей нежеланности? Может быть, потом на нежеланность спихиваются все проблемы человека, которые больше не на что списать.
Занимаются этими проблемами энтузиасты и все это, не более чем, гипотезы, хотя и очень красивые и, хочется верить, в чем-то верные.
Практические выводы
Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная психология утверждает, что не только можно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания.
Главное — это достаточное количество положительных эмоций, испытываемых матерью. Классически беременным предлагалось смотреть на красивое, на природу, на море, не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если мать рисует, даже не умея этого делать, и в рисунке передает свои ожидания, тревоги и мечты. Огромный положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится «мышечная радость», которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при длинных прогулках.
Для восприятия всего этого плод использует свои органы чувств, которые внутриутробно развиты в разной степени.
Осязание
Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Новорожденный тоже испытывает «тактильный голод» и существует понятие «тактильного насыщения», которое должно произойти к 7 месяцам, если ребенка достаточно носят на руках, массируют и вообще трогают. В Голландии есть система, называемая «гаптономия». Это система тактильного взаимодействия матери и плода. Можно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это — формы первой игры. С ребенком может играть и отец.
Слух
Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо. В первые дни им может мешать жидкость в полости среднего уха — это околоплодные воды, которые не успели вытечь или всосаться. Некоторые дети сразу слышат хорошо. Внутриутробно дети тоже слышат, но им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Новорожденные узнают песни, которые им пели матери, стук сердца и ее голос.
Музыкой и беременностью занимается множество специалистов во всем мире. Доказано, что дети, матери которых пели во время беремености, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам, усидчивее. Недоношенные, у которых в кювезе играет хорошая музыка, лучше прибавляют в весе. Вдобавок поющие матери легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они научаются регулировать выдох.
Для того, чтобы ребенок мог услышать отца, необходимо сделать большой картонный рупор, положить его на живот и говорить или петь в него.
Можно класть на живот наушники или засовывать их за бандаж и включать спокойную музыку. Но долго глушить ребенка музыкой нельзя, т.к. это все же является некой агрессией. По поводу того, какая музыка нужна ребенку и когда, есть множество версий и даже в Консерватории проф. Юсфин этим занимается. Некоторые считают, что ребенку нужен Моцарт и Вивальди, некоторые — что народные протяжные песни и колыбельные, некоторые — что популярная легкая музыка.
Зрение
Реакция зрачков на свет наблюдается с 24 недель беременности. Проходит ли красная часть спектра в матку, как некоторые считают, не очень ясно. Новорожденый видит достаточно хорошо, но не умеет фокусировать свое зрение, поэтому видит все расплывчато. Точно не ясно, какие объекты он видит лучше — на расстоянии 25-30 см (т.е. лицо матери, когда ребенок лежит у груди) или 50-70 см (игрушка — карусель). Скорее всего, это расстояние индивидуально. Но игрушку вешать надо при первой же возможности.
Игрушки по некоторым наблюдениям, должны быть черно-белыми или блестящими, или желтыми. Идея, что ребенок видит все в перевернутом виде не находит подтверждения.
Существует понятие «бондинг» («присоединение», «запечетлевание») — это очень важное мероприятие по восстановлению первого эмоционального контакта новорожденного с матерью после рождения. Обычно через несколько минут после рождения ребенок начинает смотреть матери в глаза очень осознанно и разглядывать ее лицо. Часто это происходит до того, как он взял грудь, иногда через час-два после родов. Действительно ли он разглядывает черты ее лица или нет — сказать трудно, но это очень впечатляет всех.
Вкус и Обоняние
Внутриутробно ребенок ощущает вкус, т.к. с 18 недель пьет околоплодные воды, а их вкус несколько меняется, в зависимости от пищи матери. При обилии сладкой пищи воды сладкие. Обоняние же появляется достаточно поздно и некоторые доношенные новорожденные не слышат запаха молока матери несколько дней после рождения. Дети в возрасте 10 дней уже отличают свою мать по запаху.
Литература
Автор: Лидия Шендерова, акушерка. Центр семейных родов «Радуга», Санкт-Петербург.
Родильный Дом №6,
ул. Маяковского, д.5, 3 этаж.
Военно-Медицинская Академия им. С.М.Кирова. Родильный дом клиники Акушерства и Гинекологии. Клиническая ул., д.4
Многопрофильная клиника Сестрорецкая. Сестрорецк, ул. Пограничников д.2 стр.1
Перинатальная патология ЦНС
Перинатальное поражение нервной системы – именно такой диагноз все чаще ставится новорожденным малышам. За этими словами скрывается довольно большая группа различных поражений головного и спинного мозга, возникающих при вынашивании и рождении младенца, а также в первые дни его жизни.
Что это такое?
Детям до 1 года часто ставят «непонятный» для родителей диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Возможна так же такая аббревиатура как ППП ЦНС (последствия перинатальной патологии ЦНС – чаще устанавливается после 1 года).
Суть от этого не меняется:
Головной мозг ребенка пострадал в перинатальном периоде (внутриутробно, во время родов, либо сразу после родов). Повреждающие факторы различны: начиная с внутриутробной гипоксии (нехватки кислорода головному мозгу плода), недоношенности, токсикоза у матери, родовых травм при стремительных и затянувшихся родах, заканчивая затянувшейся желтухой новорожденных и т.д.
Все возможные проявления ЦНС можно разделить на 2 группы:
Заметив эти проявления, не стоит заниматься самодиагностикой. Подтвердить диагноз ЦНС и гидроцефалии может только врач невролог после осмотра ребенка. В случае необходимости врачом назначаются дополнительные методы обследования (НСГ, электропунктурная диагностика).
НОРМЫ развития ребенка до года:
2 месяца — начинает удерживать голову в вертикальном положении, раскрывает кулачки.
3 месяца — опирается на руки, лежа на животе, иногда тянется к игрушке, начинает переворачиваться, вложенную в кисть игрушку удерживает и тянет в рот.
4 месяца — тянется к игрушке и хватает ее, при попытке поставить хорошо опирается на ножки, переворачивается на бок.
5 месяцев — совершает попытки садиться, сидит с поддержкой.
6 месяцев — сидит самостоятельно, пытается встать в манеже, подтягиваясь на руках.
7 месяцев — самостоятельно садиться через бок, начинает ползать, активно манипулирует предметами.
8 месяцев — встает на четвереньки, садиться из любого положения, стучит игрушку об игрушку.
9 месяцев — самостоятельно передвигается на четвереньках, пытается ставить кубик на кубик.
10 месяцев — самостоятельно встает и стоит у опоры, пальцами берет мелкие предметы.
11 месяцев — ходит с поддержкой, стоит самостоятельно, пытается нанизывать колечки на пирамидку.
12 месяцев — ходит самостоятельно, может перелистывать страницы у картонной книжки.
Именно поэтому выявлять и лечить гидроцефалию нужно как можно раньше. А вот сочетание каких методов лечения необходимо для восстановления здоровья малыша (лекарственная терапия, массаж, МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ и пр.) должны решать родители совместно с врачом неврологом-рефлексотерапевтом. Без промедления обратитесь за консультацией к специалистам.
Родители помните, что прививать можно только здорового ребенка!
Именно поэтому необходимо своевременно выявлять и лечить гипертензионно-гидроцефальный синдром и задержку моторного развития, чтобы избежать его обострения после проведения плановых прививок.
Самые страшные осложнения гидроцефалии: ДЦП, судороги, дебильность.
На момент проведения прививки диагноз не просто должен быть «снят», у ребенка не должно быть признаков гидроцефалии и моторное развитие малыша так же должно соответствовать норме.
ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ГГС (гипертензионно-гидроцефальный синдрома, ЦНС)
Более подробную информацию вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения ЦНС и ГГС проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Волгоград, Казань, Саратов, Оренбург, Ульяновск, Челябинск, Екатеринбург, Ижевск, Астрахань, Тольятти, Барнаул, Набережные Челны, Калининград, Кемерово, Санкт-Петербург, Уфа, Воронеж, Краснодар, Алматы, Шымкент, Астана, Ташкент, Фергана.
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ
Родившийся плод может быть мертворожденным или живорожденным, а также доношенным, недоношенным или переношенным. К критериям живорожденности относятся: 1) один самостоятельный вдох, или 2) сердцебиение плода, или 3) двигательная активность, или 4) пульсация пуповины.
Наиболее частыми заболеваниями перинатального периода являются асфиксия, родовая травма, пневмопатия, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания и ВПР.
ЛЕКЦИЯ «Перинатальная патология»
Перинатальный период подразделяется на антенатальный [со 155 дня беременности до родов), интранатальный [собственно роды) и постнатальный или ранний неонатальный период [168 часов после родов). Родившийся плод может быть мертворожденным или живорожденным, а также доношенным, недоношенным или переношенным. К критериям живорожденности относятся: 1) один самостоятельный вдох, или 2) сердцебиение плода, или 3) двигательная активность, или 4) пульсация пуповины.
Наиболее частыми заболеваниями перинатального периода являются асфиксия, родовая травма, пневмопатия, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания и ВПР.
Родовую травму классифицируют по патогенезу (спонтанная и акушерская) и по локализации (головки и костей черепа, позвоночника, других костей скелета, мягких тканей, внутренних органов).
Родовая травма головки и черепа может быть экстра- и интракраниальной. К экстракраниальной травме относятся родовая опухоль и наружная кефалогематома. Интракраниальная травма может быть экстрацеребральной (внутренняя кефалогематома, интра- и субдуральная гематома, лептоменингиальные кровоизлияния) и интрацеребральной ( кровоизлияния в вещество мозга, его желудочки, мозжечок). Чаще всего субдуральные гематомы связаны с разрывом намета мозжечка, что сопровождается скоплением крови в задней черепной яике и сдавлением продолговатого мозга.
Родовая травма позвоночника обычно возникает при ягодичном и ножном предлежании. К проявлениям этого вида травмы относятся эпи,- интра- и субдуральные гематомы, повреждение спинного мозга, вплоть до его разрыва, повреждение связочного аппарата позвоночника.
С учетом времени возникновения, этиологии и патогенеза различают асфиксию плода ( или внутриутробную) и асфиксию новорожденного.
Причиной асфиксии плода могут явиться заболевания матери, расстройства маточно-плацентарного и плацентарноплодового кровообращения, врожденные пороки развития и инфекционные заболевания плода.
К наиболее частым заболеваниям матери, вызывающим внутриутробную (в основном, антенатальную) асфиксию, относятся пороки сердца, ХНЗЛ, болезни крови, инфекционные заболевания, гестозы.
К патологическим состояниям пуповины, способным привести к асфиксии, относятся абсолютно короткая пуповина ( менее 40 см), длинная пуповина, ее обвитие, извитость, перекрут вокруг оси, предлежание и др.
Среди патологических изменений плаценты, закономерно приводящих к асфиксии, важнейшее значение имеют ее гипоплазия [в норме плацентарно-плодовый коэффициент составляет 0,13- 0,19), а также предлежание и преждевременная отслойка плаценты.
В основе асфиксии новорожденного лежит нарушение акта самостоятельного дыхания. Асфиксия новорожденного может быть продолжением внутриутробной асфиксии или развиться через некоторое время после рождения. В этом случае она является осложнением какой-то патологии новорожденного. Чаще всего причиной асфиксии являются пневмопатия, пневмония, родовая травма черепа, ВПР ЦНС, сердечно-сосудистой системы и легких, аспирация амниотических вод в родах и др.
Диагностика асфиксии осуществляется с учетом клинических и морфологических данных. В пользу асфиксии свидетельствуют наличие в околоплодных водах мекония, цианоз кожных покровов и слизистых оболочек, нахождение в дыхательных путях мекония, пушковых волос, сыровидной смазки, ателектаз легких, опорожнение толстой кишки от мекония, венозное полнокровие, отеки, множественные мелкие кровоизлияния во внутренних органах.
Ателектаз или спадение легкого бывает первичным и вторичным, тотальным и очаговым. Первичные ателектазы обычно встречаются у недоношенных новорожденных и могут быть обусловлены нарушением регуляции дыхательного акта, повреждением дыхательного центра при внутриутробной асфиксии или родовой травме, незрелостью легочной ткани [в частности, антиателектатической сурфактантной системы), аспирацией и др.
Инфекционные заболевания плодов и новорожденных являются частой патологией; удельный вес их в перинатальной смертности составляет около 40%. Наиболее актуальными из них являются пневмония, листериоз, токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис, сепсис и др.
Пневмонии, являясь самым частым заболеванием перинатального периода, классифицируются на: а) внутриутробные, б) врожденные пневмонии новорожденных, в) приобретенные пневмонии новорожденных. Врожденной пневмонией принято считать воспаление легких, возникшее в первые 72 часа жизни новорожденного. Инфицирование плода может произойти антенатально через плаценту и интранатально путем аспирации инфицированных околоплодных вод. Приобретенные пневмонии новорожденных вызываются разнообразной флорой. Характер и выраженность воспалительного процесса будут определяться вирулентностью микробного агента, уровнем иммунитета, наличием или отсутствием пневмопатий и аспирации. Воспаление легких чаще всего носит гнойный характер.
Врожденный сифилис. Инфицирование плода происходит трансплацентарно. Различают 3 основные формы болезни: 1) сифилис плодов, 2) ранний врожденный сифилис и 3) поздний врожденный сифилис.
Сепсис. Это одно из частых заболеваний в перинатальном и детском воз-расте. Различают сепсис плодов и новорожденных. К факторам, способствующим внутриутробному инфицированию плода, относятся инфекционные воспалительные заболевания матери, хориоамнионит, длительный безводный период и многие другие. Сепсис новорожденного может быть врожденным и приобретенным. В постнатальном периоде самым частым местом внедрения инфекции являются пупочная ямка и/или пупочные сосуды, что обозначается термином “пупочный сепсис”. В ряде случаев входными воротами служат кожа, легкие и кишечник.
Клинико-анатомическими формами перинатального сепсиса являются септицемия, септикопиемия и гранулематозный сепсис. Последний чаще всего возникает внутриутробно, вызывается листериями, спирохетами, грибами и характеризуется образованием милиарных гранулем в различных органах.
Пренатальная (дородовая) диагностика врожденной патологии плода
Рождение здорового ребенка – естественное желание каждой беременной женщины. Но, к сожалению, надежды на счастливое материнство не всегда оправдываются. Около 5% новорожденных имеют различные врожденные заболевания. Скрининг в 1 и во 2 триместрах беременности позволяет определить, насколько велик риск врожденной патологии у будущего ребенка.
В настоящее время существуют достаточно эффективные методы пренатальной (дородовой) диагностики многих заболеваний плода, которые можно выявить с 11 недели беременности. Своевременное проведение скрининговых обследований дает возможность определить большой спектр патологии плода и увидеть ультразвуковые признаки хромосомных аномалий.
Что такое ранний пренатальный скрининг и когда он проводится
Скрининг (от англ. «просеивание») – это совокупность исследований, позволяющих определить группы беременных, у которых существует риск рождения ребенка с хромосомными аномалиями и врожденными пороками. Но ранний скрининг – это только начальный, предварительный этап обследования, после которого женщинам, с выявленным риском врожденных аномалий, рекомендуется более детальное диагностическое обследование, которое точно подтвердит или исключит наличие патологии.
Что включает в себя ранний пренатальный скрининг
В комплексное обследование входят:
Полученные данные: анамнез, УЗИ и биохимические маркеры помещают в специально разработанную программу Astraia, которая рассчитывает риск рождения ребенка с врожденными аномалиями. Комбинация данных исследований увеличивает эффективность выявления плодов с синдромом Дауна и другими хромосомными заболеваниями.
Что такое программа Astraia
Astraia – это профессиональная программа, вычисляющая вероятность хромосомных аномалий у плода. Программа была разработана Фондом Медицины Плода (Fetal Medicine Foundation – FMF) в Лондоне и успешно апробирована на огромном клиническом материале во многих странах мира. Она постоянно совершенствуется под руководством ведущего специалиста в области пренатальной диагностики профессора Кипроса Николаидеса, в соответствии с последними мировыми достижениями в области медицины плода.
Специалист, проводящий ранний пренатальный скрининг, должен иметь международный сертификат FMF, дающий право на выполнение данной диагностики и работу с программой Astraia. Сертификат подтверждается ежегодно после статистического аудита проделанной за год работы и сдачи сертификационного экзамена. Таким образом обеспечивается высокая диагностическая точность полученных рисков.
Проведение раннего пренатального скрининга с помощью данной программы регламентировано приказом Министерства Здравоохранения РФ от 1 ноября 2012 г. № 572н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство-гинекология» (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)».
Ранний пренатальный скрининг позволяет вычислить следующие риски:
Что оценивается при УЗИ в 1 триместре
1. Копчико-теменной размер (КТР) плода
Правильное измерение КТР плода
2. Маркеры хромосомной патологии:
— толщина воротникового пространства (ТВП) – является основным признаком хромосомной патологии у плода. Патологической величиной считается увеличение ТВП больше 95-й процентили для каждого срока гестации. Каждое увеличение ТВП повышает риск существования хромосомной аномалии у плода.
ТВП в норме ТВР при патологии
— носовая кость. У плодов с синдромом Дауна носовая кость может отсутствовать, либо быть уменьшенной (гипоплазированной). Очень редко такое может встречаться и у совершенно здоровых детей. Точный диагноз устанавливается только при помощи генетического анализа.
Нормальная носовая кость Отсутствие носовой кости
— кровоток в венозном протоке – это маленький сосуд в печени плода. При обратном (ретроградном) токе крови в данном сосуде можно предположить, что у плода хромосомный синдром, либо врожденный порок сердца.
Нормальный кровоток в венозном протоке
Но важно правильно получить этот кровоток и дать ему оценку. Для этого требуются определенные навыки и квалификация врача, которые подтверждаются ежегодной сертификацией FMF.
— кровоток через трикуспидальный клапан в сердце плода. Здесь ретроградный (обратный) кровоток тоже указывает на хромосомную патологию, либо может проявляться при врожденных пороках сердца.
3. Анатомические структуры плода и исключение крупных врожденных пороков
Ручка плода Мозг плода в виде “бабочки” в норме
4. Длина шейки матки
5. Стенки матки и придатков (яичников)
6. Кровоток в маточных артериях
УЗИ может проводиться как трансабдоминально, так и трансвагинально.
Что делать при высоком риске хромосомной патологии у плода
Если комплекс раннего пренатального обследования указывает на высокий риск врожденной патологии у плода, Вам будет рекомендована консультация генетика с последующей инвазивной диагностикой (биопсия ворсин хориона на сроке до 14 недель или амниоцентез, проводимый после 16 недель) и генетическим анализом. Именно генетический анализ точно определяет хромосомные заболевания и врожденные патологии у плода.
Что представляет собой скрининг во втором триместре беременности
Согласно приказу № 572н от 1.11.2012 г., второй скрининг состоит из ультразвукового исследования плода на сроке 18-21 неделя беременности. В этом возрасте кровь на биохимические маркеры уже не сдается. Плод имеет массу около 300-500 грамм и длину 20-25 см, и УЗИ позволяет детально проанализировать все анатомические структуры плода и выявить большинство пороков развития. Тогда же оценивается количество околоплодных вод, расположение и структура плаценты, длина шейки матки и др.
После проведения УЗИ на данных сроках беременности большинство вопросов пренатальной диагностики считаются закрытыми.
Надеемся, что эта информация поможет Вам лучше понять важность и необходимость скрининга в первом и втором триместрах беременности. В нашей клинике у Вас есть уникальная возможность пройти качественное обследование и получить максимально объективные данные о состоянии Вашего плода.