Что такое пересечение равнозначных дорог
Что такое равнозначные дороги
Что такое равнозначные автомобильные дороги
Как правильно проезжать те или иные типы перекрестков равнозначных дорог
Р оссия – большая страна, в ней, как известно, очень много дорог. На самом деле, большая часть дорог находится не в городе. Большинство дорог – это не те транспортные пути, где есть светофоры, знаки и разметка, благодаря которым все правила становятся чёткими и ясными. Множество дорог в стране – это маленькие дорожные пути, их называют «равнозначными дорогами».
Такие дороги могут образовываться на перекрёстке. Как правило, о том, что впереди будет равнозначная дорога, вас должен информировать предупреждающий знак. Для того чтобы двигаться по равнозначным дорогам, необходимо знать определённые правила.
Что такое равнозначные дороги
В основном такие дороги находятся в сельской местности либо в пригороде. Как правило, дорожное покрытие не обладает высоким качеством, а также, как уже было сказано, возле таких дорог вы вряд ли сможете найти регулирующее устройство, например, таких, как, знак, светофор или лежачий полицейский.
Нередко возникает вопрос: как правильно двигаться на таких дорогах? Эти дороги принято считать равнозначными. Согласно установленным правилам, равнозначные дороги – это часть транспортного пути, на котором отсутствуют светофоры, а также любые другие регулирующие устройства. Покрытие на такой дороге может представлять собой асфальт или грунт, опознавательные знаки на них отсутствуют.
Опытный водитель не растеряется, встретив на своем пути равнозначную дорогу, поскольку правила передвижения на них предельно простые. Для «новоиспеченного» водителя такая дорога может стать проблемой, потому что у него еще нет чёткого понимания, как поступить, если на такой дороге движется встречная машина. В первую очередь необходимо быть внимательным и чётко соблюдать ПДД, тогда проблем не возникнет.
Понятие перекрёстка равнозначных дорог
Перекрёсток равнозначных дорог можно встретить в посёлках, сёлах и даже в маленьких городах. Как правило, такое место должно обозначаться знаком. Но есть и такие дороги, на которых не предусмотрен даже знак.
Существует два основных вида пересечения. Одним из самых распространённых способов является распутье. То есть две дороги размещаются перпендикулярно друг к другу (Y-образной формой). Второй вид – Т-образный перекрёсток, он встречается реже, так происходит, когда сходятся в одном месте три дороги в форме буквы Т.
Правила передвижения по таким дорогам одинаковые. Главный принцип: соблюдение правила правой стороны. Суть такого правила предельно проста: неважно, куда двигается водитель, в первую очередь он должен пропустить все ТС, которые находятся справа от него, то есть создают ему помеху справа.
Правила проезда через перекрёсток
Когда вы двигаетесь по, скажем, главной дороге, сомнений в том, кто должен проехать, возникать не должно. Кроме того, как правило, на всех городских дорогах присутствуют знаки, которые чётко и ясно составляют картину, у кого из участников движения есть преимущество. Если вы встречаете на своем пути равнозначные дороги, не возникает вопрос: кто едет первым, поскольку все находятся в одинаковых условиях. Важно понимать, что разбираться в правилах времени не будет, нужно принимать решение моментально. Прежде всего, встретив на своем пути такую дорогу, необходимо снизить скорость. Перед пересечением равнозначных дорог, как правило, устанавливается специальный дорожный знак – это будет являться сигналом о том, что необходимо притормозить. Вы не можете знать, что вас ожидает за поворотом.
В такой ситуации необходимо быстро принять решение и вспомнить о трёх главных правила проезда равнозначных дорог:
Основные действия водителя при повороте направо
Совершить данный манёвр не составит труда. Необходимо оценить ситуацию, проверить, нет ли на дороге пешеходов либо рельсовых ТС, далее повернуть направо по ходу своего движения. Также, очень важно помнить о том, что перед поворотом можно перестроиться в крайний правый ряд, в противном случае можно остаться на другой полосе и не успеть перестроиться. Если заблаговременно не сделать этого, водитель окажется в неловкой ситуации, поскольку он не сможет продолжить движение и будет ждать образовавшегося окна. Если есть свободное место, необходимо свернуть либо попробовать занять позицию на краю дороги для дальнейшего движения.
Как повернуть налево и развернуться на перекрёстке
Очень часто такой поворот заставляет паниковать начинающих водителей. На таких дорогах нет каких-либо регулирующих устройств, и совершенно непонятно, как необходимо поступить. В такой ситуации необходимо взять себя в руки и сконцентрировать внимание. Прежде всего требуется включить поворотник, для того чтобы обозначить свое намерение совершить манёвр. Другие участники движения также увидят это и примут соответствующие меры. Также необходимо перестроить автомобиль ближе к центру дороги, и, если отсутствуют какие-либо помехи, необходимо совершить поворот или развернуться.
Правила движения при проезде прямо
В такой ситуации все действия предельно просты, поскольку поворачивать никуда не нужно и перестраиваться тоже ни к чему. Необходимо просто ехать прямо, при этом потребуется внимательно наблюдать за дорожной ситуацией. Если это требуется, то пропустите все ТС, которые являются помехой справа. В данном случае работает только правило правой стороны. Необходимо уступать дорогу всем транспортным средствам, поворачивающим направо, движущимся по крайнему ряду с проезжей части и желающим повернуть влево, а также тем машинам, которые приближаются из-за угла с включённым правым поворотником.
В такой ситуации ответственность за определение способа езды полностью лежит на водителе. Необходимо быть предельно внимательным и сконцентрированным на дороге, поскольку очень часто на таких дорогах происходят аварии.
Видео
Проезд нерегулируемых равнозначных перекрестков
Добрый день, уважаемый читатель.
В очередной статье серии «Правила проезда перекрестков» Вы узнаете о правилах дорожного движения, которые относятся к нерегулируемым равнозначным перекресткам.
В населённом пункте встретить такой перекресток довольно трудно. Однако за городом равнозначные перекрестки получили широкое распространение, поэтому каждому водителю необходимо четко знать, каким образом такие перекрестки можно проехать без нарушения требований ПДД.
Напоминаю, что водитель должен определить тип перекрестка еще до того, как автомобиль выедет на этот перекресток. В предшествующих статьях серии рассмотрены перекрестки:
На первый взгляд кажется, что правила проезда перекрестков неоправданно сложные, ведь возможны десятки разнообразных ситуаций. На самом деле все довольно просто, и если Вы потратите несколько минут на изучение предшествующих статей серии, то никаких проблем у Вас не возникнет.
Что касается нерегулируемых равнозначных перекрестков, то к ним относится лишь пара пунктов правил дорожного движения, а следовательно, они не должный вызывать никаких трудностей. Об этих правилах и пойдет речь ниже:
Признаки равнозначного перекрестка
Перекресток является равнозначным при одновременном соблюдении следующих условий:
Дополнительно для указания на равнозначность может использоваться дорожный знак 1.6 «Равнозначный перекресток»:
Примечание. Количество полос движения и проезжих частей на дорогах не влияет на тип перекрестка.
Порядок движения
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
Поворот направо
При выполнении поворота направо траектория белого автомобиля не пересекается с траекториями других машин, поэтому такой маневр можно выполнить независимо от того, подъезжают ли транспортные средства с других направлений.
Движение прямо
При движении прямо траектория белого автомобиля пересекается с траекториями других автомобилей. При этом следует уступить дорогу оранжевому автомобилю, который подъезжает к перекрестку справа.
Поворот налево или разворот
Напомню, что при выполнении поворота налево или разворота на равнозначном перекрестке кроме пункта 13.11 правил действует еще и пункт 13.12. Поэтому необходимо уступить дорогу как автомобилям, приближающимся справа (независимо от того, в какую сторону они едут), так и автомобилям, которые едут Вам навстречу и выполняют поворот направо или продолжают движение прямо. Т.е. следует уступить дорогу и оранжевой машине, и синей.
Обратите внимание, траектория Вашего автомобиля не всегда будет пересекаться с траекториями вышеперечисленных машин, поэтому уступать дорогу нужно не всем автомобилям.
Например, если на перекрестке пересекаются многополосные дороги, то автомобили смогут разъехаться и их траектории не будут пересекаться.
Неразрешимая ситуация на перекрестке
На перекрестке может возникнуть дорожная ситуация, из которой невозможно найти выход в рамках действующих правил дорожного движения.
Заключается она в том, что к равнозначному перекрестку подъезжают автомобили одновременно со всех направлений. Причем на каждом из четырех въездов находится хотя бы один автомобиль, водитель которого желает проехать прямо, повернуть налево или развернуться.
Выход из такой ситуации может быть найден следующим образом. Все автомобили, приближающиеся с одного из направлений, должны повернуть направо. В этом случае остальные автомобили постепенно смогут разъехаться.
Однако если такая ситуация возникнет на практике, то не рекомендую Вам блистать знаниями и первым выполнять поворот направо. Пусть лучше это сделают другие водители.
Связано это, во-первых, с тем, что при приближении к перекрестку Вы уже заняли правильное положение на проезжей части, соответствующее намеченному направлению выезда. Поэтому поворот из такого положения направо может привести к нарушению правил или к ДТП.
Во-вторых, водитель не имеет информации о том, куда приведет его правая дорога и удастся ли там развернуться. Поэтому лучше подождать, пока ситуация разрешится сама собой, оставаясь на своем месте перед перекрестком.
Ну а в следующей статье речь пойдет про перекрестки с трамвайными путями.
Что означает знак «Пересечение равнозначных дорог», ответственность за нарушения
Правила дорожного движения предусматривают такие понятия, как главная и второстепенная дорога, которые помогают обозначить приоритет движения транспортных средств (ТС). Если пересекаются две равнозначные дороги, то это обозначается определённым предупреждающим знаком. Движение на таком перекрёстке имеет свои особенности.
Пересечение равнозначных дорог в ПДД
Ознакомимся с определением «равнозначные дороги»:
Знаете ли вы? Самые первые знаки обозначения дороги были приняты на Международной конференции автомобилистов в 1909 г. Это было 4 обозначения в виде круга, которые сигнализировали, что впереди «перекрёсток», «шлагбаум», «двойной поворот», «препятствие в виде насыпи и канавы».
Этот знак устанавливается следующим образом:
Правила проезда
Существуют определённые правила проезда при движении по пересечению равнозначных дорог.
Разворот
Согласно п. 13.11 ПДД шофёр должен дать проехать ТС, которое осуществляет движение справа. Причём неважно, с какой стороны оно находилось при въезде на пересечение. Если в процессе разворота оно оказалось справа, то водитель должен его пропустить. Если транспорт по правую сторону отсутствует, то можно проезжать.
Важно! Когда на перекрёстке есть представитель автоинспекции, осуществляющий регулировку движения ТС, или светофор, то их указания важнее дорожных знаков.
Стоит помнить, что водитель при езде и разворотах не должен мешать движению другого транспорта, поэтому не стоит:
Перед разворотом надо обязательно занять крайнюю левую полосу и избегать выезда на встречную полосу, выбирать дальнюю траекторию разворота. Если есть запрещающие знаки, то для разворота следует поискать другое место. Машинам без преимущества передвижения нельзя выезжать на пересечение, если есть затор, и они мешают свободному движению других ТС. Начиная с 2019 года, участок перекрёстка, на который не разрешено заезжать шофёру, отмечен жёлтым цветом.
Знаете ли вы? ГИБДД в начале 2019 года одобрила предложение властей Москвы уменьшить нынешний стандарт дорожных знаков с размеров 60×60 см до 40×40 см и 35×35 см.
Обгон
На пересечении равнозначных дорог обгонять другие ТС запрещается. Это жёсткое правило, относящееся к неглавным трассам, а на пересечении равнозначных дорог нет главной. Этот манёвр будет сопровождаться выездом на встречную полосу, что на таком напряжённом и опасном участке, как перекрёсток, может привести к ДТП, поэтому за обгон на таком перекрёстке положена немалая сумма штрафа и временное лишение прав на вождение.
Кто уступает
Основной принцип ПДД (п. 13.11) — уступи тому, кто справа. Если на пересечении дорожных трасс произошла ситуация, когда у каждого из шофёров возникла «помеха справа», то они должны самостоятельно решить очерёдность проезда при помощи быстрого переключения ближнего и дальнего света фар.
Важно! На перекрёстках трамвай имеет приоритет перед прочими ТС, которые осуществляют движение.
Такое мигание будет говорить «я еду последний», то есть водитель, дающий такой сигнал, пропускает другие авто.
В случае, когда имеющий приоритет шофёр должен осуществить разворот или повернуть авто в левую сторону, он обязан пропустить прочий передвигающийся навстречу транспорт.
Как определить главную дорогу без знаков
О том, что авто приближается к главной дороге, скажет определённый знак. Но если его нет, то идентифицировать главную трассу можно по следующим признакам:
Важно! Если шофёр не может произвести идентификацию дороги, а соответствующие знаки отсутствуют, то он должен отнести её к второстепенной.
К твёрдому покрытию трассы можно отнести не только асфальт, но и брусчатку, кирпич, плиты из железобетона, бутовый камень. В сравнении с грунтовкой все эти дорожные трассы считаются главными. Основная дорога только одна, а все машины, которые передвигаются по ней, обладают преимуществом в езде. Второстепенными являются проезжие части, пересекающие или подходящие к главной трассе. Трасса может быть сначала главной, а после менять свою приоритетность, но она никогда не прерывается на перекрёстке.
Общие правила на равнозначном перекрёстке
Существуют другие общие правила для движения по равнозначному пересечению дорог, которых обязано придерживаться любое лицо, осуществляющее управление ТС:
Видео: Общие правила на равнозначном перекрёстке
При пересечении нерегулируемых перекрёстков нужно придерживаться следующих правил:
Рекомендуем для прочтения:
Ответственность за нарушение требований знака
За нарушения при знаке «Пересечение равнозначных дорог», возможны следующие штрафы:
Сейчас на многих сложных участках дорожной трассы стоят камеры видеонаблюдения, которые быстро фиксируют все нарушения на проезжей части. Поэтому, чтобы не получить штраф и не стать причиной ДТП или затора, нужно серьёзно отнестись к изучению ПДД и хорошо запомнить обозначения всех дорожных знаков.
Знак «Пересечение равнозначных дорог» сигнализирует шофёрам о нахождении рядом перекрёстка, проезжая который надо следовать приоритету «помеха справа», а обгон на них категорически запрещён. Более подробно пересечение перекрёстков описано в Разделе 13 ПДД.
Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог.
Прежде всего необходимо понимать, что перекрёсток равнозначных дорог это обязательно нерегулируемый перекрёсток. Здесь нет ни регулировщика, ни светофоров. Или светофоры есть, но они не работают или переведены в режим жёлтого мигающего сигнала:
Правила. Раздел13. Пункт 13.3. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым.
Жёлтый мигающий сигнал информирует водителей о том, что перекрёсток стал нерегулируемым.
Знаков приоритета нет, обе дороги с твёрдым покрытием – это перекрёсток равнозначных дорог.
Здесь светофоров вообще нет, и нет знаков приоритета – это перекрёсток равнозначных дорог.
На таких перекрёстках водители должны сами устанавливать очерёдность проезда, руководствуясь общим принципом «помехи справа»:
Правила. Раздел13. Пункт 13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
Другими словами Правила попросту возложили всю ответственность за безопасность проезда через перекрёсток на водителя, имеющего «помеху справа».
И это логично! Ваш путь до точки столкновения заметно больше, чем у водителя грузовика.
Вам легче выполнить требование «Уступите дорогу»!
Поэтому-то Правила и «нагрузили» ответственностью тех, у кого «помеха справа», и освободили от ответственности тех, у кого «помеха слева».
А теперь посмотрим, как этот общий принцип реализуется в различных ситуациях на перекрёстках равнозначных дорог.
Светофоров нет, знаков приоритета нет, грузовик справа – надо уступать ему дорогу.
Но уступить дорогу это ведь не обязательно остановиться!
Обязательным является не создать помеху движению!
А какую помеху вы можете создать, если, например, будете поворачивать направо?
В этом случае траектории движения вообще не пересекаются.
Траектории, правда, могут пересечься, если водитель грузовика вздумает развернуться!
Но в этом случае в конечной фазе разворота вы станете для него помехой справа, и теперь уже его обязанность – уступить вам дорогу.
Другое дело, если вы намерены двигаться прямо. Или повернуть налево. Или развернуться.
Вот тут вы вполне можете создать помеху грузовику и тем самым нарушите Правила.
А раз так, тогда ваша святая обязанность – остановиться у края пересекаемой проезжей части!
Ведь что такое по Правилам «уступить дорогу» (не создавать помех):
Правила. Раздел13. «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
О как! Мало того, что вы «не должны продолжать движение», так вы ещё и не должны его «возобновлять»! То есть останавливайтесь и стойте до тех пор, пока угроза столкновения (по вашей вине) не исчезнет.
При таком раскладе помехи справа нет ни у кого. Оба могут продолжать движение.
И если обоим надо прямо или направо, они проедут перекрёсток без остановки (траектории движения не пересекаются).
Они даже могут одновременно повернуть налево или развернуться. Если, конечно, получится безопасно разойтись правыми бортами.
В этом случае траектории движения тоже не пересекаются.
Есть только единственная ситуация, когда траектории точно пересекаются!
Это если один двигается прямо или направо, а встречный поворачивает налево или разворачивается.
Изначально у встречного помехи справа не было. Помеха справа возникла в процессе движения через перекрёсток.
И вот тут, на перекрёстке, он и должен уступить нам дорогу.
В Правилах для этого случая дано прямое указание:
Правила. Раздел 13. Пункт 13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.
Хотя, на самом деле, вполне достаточно и того, что уже было сказано в пункте 13.11: «водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа».
Получается, что пока справа всё чисто, мы тоже можем (и даже должны) въезжать на перекрёсток.
Но на самом перекрёстке надо уступать дорогу встречному – траектории пересекаются, и он для нас помеха справа.
Наконец, третий, и последний из всех возможных вариантов – сейчас вы для него помеха справа.
Можете смело двигаться во всех направлениях.
Только помните! – если будете разворачиваться, то в конечной фазе разворота он станет для вас помехой справа!
Конечно, на перекрёстке могут сойтись и три, и четыре транспортных средства, и такие задачки в Билетах есть. Но принципиально это ничего не меняет. Принципиальным является следующее:
Перекрёсток равнозначных дорог – это самый демократичный из всех перекрёстков.
Здесь у всех равное право на проезд.
А при равном праве на проезд всегда вступает в действие общий принцип «помехи справа».
Вот как об этом вас будут спрашивать на экзамене:
Вы намерены продолжить движение прямо. Ваши действия?
1. Проедете перекрёсток первым.
2. Уступите дорогу легковому автомобилю.
3. Уступите дорогу легковому автомобилю и мотоциклу.
Комментарий к задаче
Справа от нас легковой автомобиль, вот ему и уступаем. А мотоцикл должен уступить нам, мы для него помеха справа.
Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?
1. Проедете перекрёсток первым.
2. Проедете перекрёсток одновременно со встречным автомобилем до проезда мотоцикла.
3. Проедете перекрёсток последним.
Комментарий к задаче
Здесь события будут развиваться следующим образом. Помехи справа нет только у встречного легкового автомобиля, он первым и поедет. И если бы вы двигались прямо или направо, он должен был на перекрёстке уступить вам дорогу. Но у вас включены указатели поворота налево, траектории ваших движений не пересекаются, поэтому в данной ситуации встречный проедет перекрёсток без остановки.
Затем проедет мотоциклист, и только после этого наступит ваша очередь начать движение.
Кто имеет право проехать перекрёсток первым, если все намерены двигаться прямо?
1. Водитель троллейбуса.
2. Вы вместе с водителем троллейбуса.
3. В данной ситуации очерёдность проезда определяется по взаимной договорённости водителей.
Комментарий к задаче
Авторы Билетов постоянно в разных задачах предлагают вам этот ответ – «по взаимной договорённости». Но правильным такой ответ будет только один раз – в этой задаче.
Дело в том, что Правила эту ситуацию никак не регламентируют. То есть в Правилах по поводу этой ситуации вообще ничего не сказано. И это единственный случай, когда водители вынуждены руководствоваться не требованиями Правил, а проявить разумную инициативу.
На практике это будет выглядеть так – наиболее опытный и вежливый из четырёх предложит жестом соседу слева, мол, проезжай.
Допустим, такое предложение сделает вам водитель грузовика. Вы проехали, их осталось трое, и далее события будут развиваться по уже известному сценарию – руководствуясь принципом «помехи справа», сначала проедет мотоцикл, затем троллейбус и последним покинет перекрёсток наиболее опытный и вежливый.
Попутно отметим, что если на этом перекрёстке такая ситуация будет наблюдать часто, тогда здесь обязательно поставят знаки приоритета, или установят светофоры.
И ещё! Обратите внимание – все четверо могут одновременно поворачивать направо – никто никому не мешает.
На любом перекрёстке равнозначных дорог всегда можно смело поворачивать направо.
Нам осталось только разобраться с трамваем.
А чего с ним разбираться. Всё сказано в пункте 13.11:
Правила. Раздел 11. Пункт 13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
Вы намерены проехать перекрёсток в прямом направлении. Кому вы обязаны уступить дорогу?
1. Только трамваю А.
2. Только трамваю Б.
Комментарий к задаче
Светофоров нет, знаков приоритета нет – это перекрёсток равнозначных дорог. Здесь у всех равное право на проезд. А при равном праве на проезд трамвай всегда имеет преимущество независимо от направления движения.
При движении в прямом направлении Вам следует:
1. Проехать перекрёсток первым.
2. Уступить дорогу только трамваю.
3. Уступить дорогу трамваю и легковому автомобилю.
Комментарий к задаче
Трамвай проедет первым, а водитель встречного автомобиля, поворачивая налево, должен уступить дорогу нам. Для безрельсовых транспортных средств принцип «помехи справа» никто не отменял.
Собственно и всё. С перекрёстками равнозначных дорог мы полностью разобрались.
При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств
разбираются между собой по общему принципу «помехи справа»,
а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.
Впереди у нас перекрёстки неравнозначных дорог.
Авторское право распространяется на весь контент настоящего учебного пособия, включая дизайн и логотип «Автошкола дома». Авторское право, естественно, не распространяется на цитаты из Правил, цитаты из Кодекса об Административных Правонарушениях, а также на рисунки и текст из сборника «Экзаменационные тематические задачи» и сборника «Экзаменационные билеты» (авторы – Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др.). Во всех необходимых случаях в тексте настоящего учебного пособия имеются ссылки на первоисточник.
Что касается изображений, то значительная часть из них была построена на основе фото и рисунков, взятых из Интернета, и мы ни в коей мере не претендуем на авторство этих заимствованных картинок. Нам в данном случае принадлежит только лишь идея их использования или авторское право на новую законченную композицию (коллаж), собранную из фрагментов чужих изображений.
Запрещается использование данного контента в коммерческих целях без согласования с автором, а также любые действия, в результате которых у читателей данного учебного пособия может сложиться впечатление, что представленные материалы не имеют отношения к домену автошколадома.рф.