Что такое переносные наименования животных и растений
Животные и растения: в чем смысл сравнения с ними? Древние корни метафорического мышления
Казалось бы, все просто: животные и растения обладают определенным внешним видом и характерными чертами поведения, потому и говорится: «трусливый заяц», «хитрая лиса», «глупый и жадный волк», «простодушный и сильный медведь», «верный конь», «преданная собака», «быстрый олень», «зоркий сокол», «стройная рябина», «могучий дуб»
Однако не все так однозначно. Все перечисленные образы (как и другие, оставшиеся за пределами приведенного перечня) могут иметь и иные характеристики, вызванные разными причинами и обстоятельствами. Разве не встречаются в реальной действительности кривобокая рябинка, засохший дуб, спотыкающийся конь, хромоногий олень?
Да и в литературе в качестве приема и поворота сказочного или поэтического сюжета можно найти непривычные трактовки. Вспомним хотя бы трусливого льва из сказки Н. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (вопреки традиционной силе, храбрости и царственности зверя) или «изысканного жирафа» у Н. Гумилева (в отличие от расхожего признака долговязости). Таким образом, когда речь идет о символических образах, то имеют место как природные их качества, так и присвоенные им.
Вот почему медведь в первоначальном варианте сказки «Липовая нога» пожирает старика и старуху и вовсе не выглядит простоватым. Рыжая плутовка в сказочных сюжетах нередко бывает совершенно неразумной, достаточно обратиться к «Лисичке со скалочкой»: обидевшись на свой хвост, героиня выставляет его из норы наружу, на съедение собакам, после чего предвидеть плачевный финал ее существования нетрудно. Зато персонаж, чье имя сопровождается рифмой «зубами щелк» в сказке «Иван-царевич и Серый волк», далеко не глупец, скорее, он — волшебный помощник героя.
Почему же так происходит? Дело в том, что символическое значение образов возникает не на пустом месте и нередко даже не имеет отношения как к конкретным повадкам, особенностям поведения, так и внешнему виду животного или дерева, травы, цветка. На то есть ряд причин социально-психологического и культурного характера.
С древней поры повелось, что при любой очевидности и яркости характеристик того или иного представителя флоры и фауны человек не сравнивал и не переносил на себя эти черты, пока они не становились необходимыми для выживания или для осуществления наиболее важных социальных отношений.
Кроме того, одни и те же качества могут олицетворять различные обитатели природного царства в зависимости от их преобладания в конкретном регионе или связи с мифологизированным первопредком. Например, практически все образные сравнения с медведем, принятые в Европе и Сибири, дублируются тигром в Юго-Восточной Азии (Китай, Япония ), а распространенную у нас характеристику хитрости, присущую лисе, там олицетворяет обезьяна. И это несмотря на то, что и медведь, и лисица в этих регионах хорошо известны.
Иногда без специальных знаний особенностей фауны и флоры конкретной местности, а также древних традиций ее жителей невозможно понять значение метафорических выражений. Скажем, догадались бы вы, что вас хвалят, по реплике «мудрый, как удод»? Между тем, у древних персов это было весьма почтительным сравнением. И если для европейцев черепаха, в первую очередь, означает медлительность, то во многих племенах Северной Америки сравнение с нею означало признание мудрости и величия.
Если бы нам удалось каким-то чудом перенестись в Древний Рим, то, памятуя об обожествлении основателей вечного города Ромула и Рема, а стало быть — почитании вскормившей их волчицы, мы могли бы превратно истолковать сопоставление дамы с представительницей серого зубастого племени, потому что, как ни странно, в те времена таковыми здесь называли женщин легкого поведения. Зато уподобление гусю выражало высокую оценку бдительности, поскольку, как известно, эти птицы однажды спасли Рим, разбудив своим гоготом воинов при приближении врага.
Не менее существенно, что положительная зооморфная и растительная метафора имеет непосредственное отношение к основному продукту потребления, то есть к сытости и довольству. Часто говорят: «волосы золотые, как пшеница», так как этот злак освящен в качестве основного продукта питания; «человек благороден, как олень», поскольку охота на это животное важна для жизнеобеспечения. Если то или иное племя в своей жизнедеятельности зависит от охоты на медведя, то его образ связывается не только с силой и мощью, но и с достатком. Например, у славян зооморфным образом бога Велеса был медведь, а сам Велес связывался с богатством, плодородием и приплодом скота.
Еще одним аспектом сравнения является сословная и профессиональная принадлежность. Среди воинов и правителей, чаще всего, принято было использовать образы сильных и хищных животных: волка, барса, льва, тигра Ткачи были довольны, когда их труд уподобляли паукам; земледельцы подчеркивали бычью силу и выносливость; ловкого охотника соотносили с лосем, расторопную хозяйку — с пчелой или муравьем
Характеризуя внешний вид или поведение человека, также с давних пор прибегали к метафоре, основанной на образах животных и растений. О юной красавице говорили, что она стройна, как рябинка или как газель. О напыщенном человеке отзывались: «Надулся, как индюк». Разодевшегося звали щеголем, а хитреца называли «лукавым, как лис».
Наконец, одним из наиболее значимых видов растительной и зооморфной метафоры является та, что соотносится с мифическими животными. Например, выражение «богат, как дракон» связано с представлениями о том, что он хранит в своей пещере несметные сокровища. Для обозначения девичьей чистоты и невинности прибегали к легендарному образу единорога. До сих пор можно услышать, что того, кто «перегибает палку» в жестком руководстве и администрировании, сравнивают с Цербером — адским псом, стерегущим, по представлениям древних греков, выход из Аида.
* * * Итак, зооморфная и растительная метафора с древнейших времен пропитывает всю человеческую культуру и язык. И хоть в современном мире эти образы зачастую заменяются техногенными (чаще можно услышать, что кто-то «прёт, как танк», чем как буйвол или носорог), тем не менее, они не могут вытеснить полностью исконных сравнений, которые навсегда сохранятся в мышлении и языке.
Важно помнить, что чаще всего такие наименования употреб-ляются в непринуждённой разговорной речи, имеют отрицатель-ную окраску и могут быть обидными для человека, по отношению
к которому используются. В толковых словарях такие переносные значения слов нередко сопровождаются пометой «разговорное, шутливое» или «грубое, бранное».
44.Прочитайте и сравните значения выделенных слов. В каких слу-чаях они употреблены в прямом значении, в каких в переносном? Ка-кие сравниваемые признаки легли в основу языковых метафор? Как вы думаете, действительно ли животные обладают такими свойствами, которые им приписывают люди?
1. Здоровый такой парень, на вид настоящий медведь.
2. Несмотря на свою кажущуюся неловкость, медведь выка-зывает, в случае нужды, замечательное проворство и прыт-кость, искусно лазает на деревья (А. Брэм). 3. Едва ли какое-нибудь животное может похвастаться такой известностью и такой дурной славой, как лиса, которую обыкновенно счита-
ют олицетворением лукавства, хитрости, коварства и даже некоторого удальства (А. Брэм). 4. Заяц с налёту носом в ва-ленок Деда Мороза уткнулся. Тут и лиса из кустов выпрыг-нула (Ю. Макаров). 5. Он настоящая лиса, опять всех пере-хитрил! 6. Ну ты и заяц! Не хватило смелости сказать прав-ду! 7. Всех зайцев высадили на следующей остановке.
8. Заяц — очень хитрый зверёк, скрываясь от охотников, онумело запутывает следы.
45.Подготовьте небольшое сообщение на тему «Переносные наиме-нования животных и растений и особенности их употребления в ре-чи». Работайте с толковыми словарями русского языка (можно вос-пользоваться материалами портала «Словари.ру»), используйте мате-риалы рубрики «Лингвистические заметки».
В художественных произведениях метафора — средство лексической выразительности, способ создания образа. Как и языковая метафора, метафора художественная — это слово (или выражение), которое употребляется в переносном значе-нии, основанном на сходстве предметов и явлений. Однако художественную метафору отличает яркая образность, по-скольку такая метафора заключает в себе необычное и не-ожиданное сравнение. Художественная метафора создаётся автором, и потому она подобна загадке, которую нужно раз-гадать, понять, почувствовать. Например: На небесном си-нем блюде / Жёлтых туч медовый дым (С. Есенин); День потухающий дымился, / Сходила ночь, туман вставал (Ф. Тютчев).
Разновидность художественной метафоры, основанная на переносе свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных, называется оли-цетворением.
46.1) Прочитайте фрагменты стихотворений С. А. Есенина. В каких метафорах свойства человека перенесены на неодушевлённые пред-меты? Какие образы создаются с помощью олицетворений?
Исследование фразеологизмов русского языка, включающих в свой состав наименования животных (зооморфизмов)
Рубрика: Русский язык
Дата публикации: 03.04.2017 2017-04-03
Статья просмотрена: 4756 раз
Библиографическое описание:
Ануфриева, М. В. Исследование фразеологизмов русского языка, включающих в свой состав наименования животных (зооморфизмов) / М. В. Ануфриева, С. С. Солонченко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2 (11). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/880/ (дата обращения: 01.12.2021).
На уроках русского языка мы изучали фразеологизмы. Мы отметили, что во фразеологизмах часто упоминаются названия животных. Такие фразеологизмы называются зооморфизмами. Мы заинтересовались, как часто во фразеологизмах употребляются различные животные, какие животные чаще других употребляются в зооморфизмах — дикие или домашние? Для ответа на возникшие у нас вопросы мы провели исследование. Мы предположили, что в зооморфизмах чаще встречаются названия домашних животных.
Фразеологизм — это устойчивое словосочетание, которое имеет переносное значение и не происходит из смысла составляющих его слов. Особенность фразеологизмов в том, что они понятны каждому человеку и не требуют объяснений [2]. Фразеологизмы несут в себе опыт наших предков. Фразеологизмы с названиями животных — одна из самых многочисленных групп фразеологизмов. Они отражают многовековые наблюдения человека над внешним видом и повадками животных, передают отношение людей к животным. Фразеологизмы, включающие в свой состав названия животных, называют зооморфизмы [1]. Зооморфизмы имеют ряд особенностей:
В ходе проведения исследования мы собрали 99 зооморфизмов, которые разделили на 5 групп следующим образом:
1) домашние животные (40 фразеологизмов)
3) дикие животные (14)
По частоте упоминания первое место занимают зооморфизмы, содержащие названия домашних животных — 40 %. Это закономерно, ведь жизнь людей издавна протекала в тесной связи с домашними животными. Чаще всего зооморфизмы включают в свой состав следующие названия животных: собака (7), кошка (7), коза, козёл, овца, баран (10), лошадь (8), свинья (3). Интересны зооморфизмы со словом собака — «вешать собак», «как кошка с собакой», «как собака на сене», «нужен как собаке пятая нога», «собаку съел» и др. Необходимо отметить, что, невзирая на то, что собака всегда была другом человека, большинство зооморфизмов со словом собака имеют отрицательное значение. Так, зооморфизм «собачья душа»» обозначает злого, грубого человека. О том, кто сам не пользуется чем-либо и не дает пользоваться другим — «сам не ам и другим не дам», говорят «собака на сене». Зооморфизм «гонять собак» означает безделье, тунеядство. Мы предполагаем, что это связано с представлениями о собаке как о существе гонимом, об этом упоминается в Библии. Собака считалась нечистым животным. Собак не впускали в дом — только в сильную непогоду хозяин мог выгнать собаку на улицу. Об этом свидетельствует зооморфизм «в такую погоду хозяин собаку на улицу не выгонит».
Второе место по частоте упоминания занимают птицы — 27 %, третье место — дикие животные — 14 %, четвертое — рыбы 10 % и насекомые — 8 %.
В группе «Дикие животные» чаще всего встречаются зооморфизмы со словами волк (3) и медведь (3). Упоминание волка в зооморфизмах ассоциируется со словами «ненормальный, нечеловеческий, звериный», о чем свидетельствуют зооморфизмы «волчий аппетит», «волчьи законы», «волчья ухмылка», «волчья ягода». Медведь внешне кажется неуклюжим и неповоротливым. Этим объясняется значение большинства фразеологизмов с названием этого животного. Например, «медведь на ухо наступил» — отсутствие музыкального слуха; «медвежья услуга» — неумелая услуга, причиняющая только неприятности; «медвежьи объятья» — тяжёлые и неловкие.
В группе «Насекомые» (10) первое место занимают зооморфизмы со словом муха (6): «под мухой», «раздувать из мухи слона», «как сонная муха», «белые мухи», «мухи дохнут», «какая муха укусила». Ведь муха — это первое животное, которое наблюдает человек в своей жизни. Так, малыш в коляске с интересом наблюдает за живой черной точкой, движущейся по стене. Да и на протяжении всей жизни человека мухи не дают человеку забыть о себе. Мухи очень привязаны к людям, хотя и не пользуются у них взаимностью.
Нами проведен опрос 54 жителей города Белгорода. Мы провели опрос респондентов, а затем разделили опрошенных на две группы по возрасту — первая группа — 18–35 лет, вторая группа — 40–70 лет. В ходе проведенного опросы мы просили жителей города ответить на следующие вопросы:
1.Знаете ли Вы, что такое фразеологизмы?
2.Как называются фразеологизмы, содержащие в своей структуре названия животных?
3.Вы используете в своей речи зооморфизмы?
В случаях, если респонденты затрудняются с ответом на первые вопросы, мы им рассказываем, что такое фразеологизмы и зооморфизмы.
В ходе проведенного опроса мы выяснили, что 95 % респондентов знают, что такое фразеологизмы. С ответом на второй вопрос затруднились 15 % респондентов. В своей речи зооморфизмы используют 90 % респондентов, при чем, некоторые из них (4 % респондентов), не подозревают, что фразы «белая ворона», «дразнить гусей», «раздувать из мухи слона» — это зооморфизмы.
Далее мы проанализировали ответы респондентов в разрезе выделенных групп. Оказалось, что респонденты второй группы более эрудированы, все респонденты второй группы правильно ответили на первые два вопроса и сообщили нам, что активно используют в своей речи зооморфизмы. В тоже время, часть респондентов первой группы затруднились с ответами на первые вопросы, и, только после наших объяснений, эти респонденты выяснили, что используют в повседневной речи зооморфизмы.
В ходе проведенного исследования мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу — мы выяснили, что чаще встречаются зооморфизмы с наименованиями домашних животных. Зооморфизмы окружают нас повсюду: как в художественной литературе, так и в устной, и в письменной речи. Зооморфизмы являются результатом наблюдений и взаимодействия человека и природы, человека и окружающих его животных, птиц и других представителей фауны. Поэтому данная область фразеологии представляет интерес для изучения животных. Знание зооморфизмов не только сделает речь более яркой и богатой, но и даст понимание поведения животных и их особенностей.
Внеклассное занятие в 1 классе по окружающему миру «Говорящие названия в мире природы»
Внеклассное занятие в 1 классе по окружающему миру «Говорящие названия в мире природы»
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8 г.Коврова
Цель занятия: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых насекомых, грибов, птиц, растений и их особенностями;
· знакомить учащихся с разнообразием жуков, растений, грибов;
· показать, как интересно и важно знать названия природных объектов;
· воспитывать бережное отношение к природе
Планируемые достижения учащихся:
· узнавать несколько изученных природных объектов;
· научиться объяснять названия некоторых растений, грибов, животных
1. Организационный момент
— Сегодня я приглашаю вас на прогулку, а вот куда, отгадайте:
Кто как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой? (Лес)
— Правильно, сегодня мы отправимся в лес.
— А как вы думаете, зачем ходят в лес?
Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу « Вести из Леса ».
Много путешествовал, эти путешествия отражены в книгах. Много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов, воспитания бережного отношения к природе.
— Сегодня мы попробуем разгадать, отчего появились некоторые названия.
— Угадайте, что это за гриб:
· Серенькие шляпки,
Рябенькие ножки
Под берёзою растут.
Как их зовут? (Подберёзовик)
Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой.
Очень чистый, вкусный гриб –
Рад и повар, и грибник.
Эти желтые сестрички
Называются… ( лисички)
— Любят сырые места в лесу, там и ищи.
Ветер дует нам в лицо ( руками машут в лицо) Закачалось деревцо (раскачивание из стороны в сторону) Ветерок всё тише, тише (присесть) Деревцо всё выше, выше (потянуться вверх на носочках)
3. Откуда пришли такие названия к растениям
— Прочтите какое слово из предложенных букв С Т А Е Н Я Р И получилось
— Поговорим о растениях и попытаемся разгадать, почему их так назвали
Отвар из цветов и стеблей этого растения заживлял болячки, коросты, сыпи на коже. Тело становилось чистым, поэтому и зовется растение чистотел.
Присядь пониже, посмотри: под старыми листьями маленькие цветочки, совсем невзрачные, и стебель по земле стелется, листья один против другого располагая. Листья словно повторяют
формой своей следы копыт. «Наследили тут парнокопытные», а копытень следы и прикрыл.
· Иван – да- Марья Старинная легенда рассказывает, что в это растение превратились брат и сестра. Они всегда вместе: фиолетовые листочки – брат, жёлтые цветки – сестра.
Если дотронуться до плода этого растения, он резко скручивается и выстреливает семенами.
У этого растения цветки похожи на звёздочки
В цветках этого растения много сладкого сока – нектара, из которого пчёлы делают мёд.
4. Говорящие названия у животных
Жу-жу-жу-жу
Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом .
— Да, существуют и такие названия – загадки и у животных
Рога у этого жука знатные. Чем не олень? Так и назвали.
Настоящий носорог: вместо носа рог. Зачем придумывать новое слово?
· Бабочка павлиний глаз
Её легко отличить по яркому рисунку в форме глаза на красноватом фоне. Глазные пятна напоминают подобные отметины на хвостовых перьях павлина – отсюда и происходит название бабочки.
5. Разгадывание кроссворда
— А сейчас попробуем отгадать кроссворд
1. Гриб, у которого шляпки блестят, будто смазанные маслом
Образность русской речи: олицетворение(5 класс)
Урок 10. Образность русской речи: олицетворение
активизировать имеющиеся у учащихся знания о средствах выразительности речи;
организовать деятельность учащихся по узнаванию олицетворения в тексте;
показать красоту и выразительные возможности этого тропа;
организовать творческую деятельность по созданию учениками олицетворения.
Проверка домашнего задания. Сообщение «Переносные наименования животных и растений и особенности их употребления в речи»
Работа с учебником. Стр. 47.
Чтение статьи учебника об олицетворении. Сформулируйте и запишите определение олицетворения.
Назовите метафоры в предложениях.
Жёлтые поводья месяц уронил.
На солнечной опушке фиалка расцвела, лиловенькие ушки тихонько подняла.
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик, подрастёт-нарядится в беленькое платьице-лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
Назовите олицетворения в предложениях.
Только изредка на Оке закричит заспанным голосом буксирный пароход.
Свет луны, таинственный и длинный.
Плачут вербы, шепчут тополя…
Мне лепетал любимый лес:
«Верь, нет милей родных небес!»
Определите, в каком из сочетаний употреблено олицетворение.
Месяц ходит, часы ходят, люди ходят.
Мы говорим, говорят два гладиолуса, радио говорит.
Мальчик бежит, ручей бежит, дни бегут.
По какому принципу вы находили в сочетаниях олицетворения?
К каким из сочетаний мы с вами так привыкли, что слова в них уже не воспринимаются как олицетворения?
В каких метафорах свойства человека перенесены на неодушевленные предметы? Какие образы создаются с помощью олицетворений?
Задание 2 упр. 46 выполните письменно.
Работа с текстом. Стр. 48.
Какова тема текста? Его основная мысль?
Определите стиль и тип текста. Докажите свое мнение.
Выпишите ключевые слова, подготовьте пересказ текста.
Чтение и анализ стихотворения С. Есенина «Берёза»
Найдите в тексте стихотворения метафоры, создающие образ березы.
Что такое заря? Почему поэт считает зимнюю зарю ленивой?
Выполнение тестовой работы по стихотворению «Берёза»
1. Объясни, что обозначает здесь слово “кисть”?
а) разветвлённое соцветие на длинном стебле;
б) пучок ниток, шнурков, служащий украшением;
в) пучок волос на рукоятке, служащий для нанесения клея, краски;
2. Объясни значение слова “кайма”?
а) ряд свисающих кистей, нитей;
б) длинная, узкая лента;
в) полоса, обшивка по краю чего-нибудь;
3. Объясни значение слова “бахрома”?
а) ряд свисающих кистей, нитей;
б) длинная, узкая лента;
в) полоса, обшивка по краю чего-нибудь;
4. С чем поэт сравнивает снег?
а) с золотом; б) с алмазами; в) с серебром; г) с хрусталиками;
5. Какой поэт называет тишину?
а) мёртвой; б) тревожной; в) сонной; г) глубокой;
6. Чем заря обсыпает ветки берёзы?
а) новым серебром; б) новым золотом; в) солнечными лучами; г) алыми маковыми лепестками;
7. Какое настроение передаёт это стихотворение?
а) радостное, бодрое; б) спокойное, задумчивое;
в) грустное, тревожное; г) весёлое, шутливое;
8. Какие чувства передаёт это стихотворение?
а) сомнение, удивление; б) испуг, сочувствие;
в) любование, восхищение; г) веселье, восторг;
Взаимопроверка и оценивание выполненной работы.
Орфографический и пунктуационный практикум (упр. 48).
Мини-сочинение «Русская березка»
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-488604
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.