Что такое офорты в живописи

ОФО́РТ

Том 24. Москва, 2014, стр. 715

Скопировать библиографическую ссылку:

ОФО́РТ (от франц. eau-forte, букв. – креп­кая во­да; азот­ная ки­сло­та), вид гра­вю­ры на ме­тал­ле. В тех­ни­ке О. хи­мич. про­цесс трав­ле­ния за­ме­ня­ет ме­ха­нич. спо­соб об­ра­бот­ки дос­ки гра­ви­ро­валь­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми. Глад­кую ме­тал­лич. дос­ку (ча­ще все­го мед­ную, так­же цин­ко­вую), тща­тель­но от­по­ли­ро­вав, по­кры­ва­ют сло­ем ки­сло­то­упор­но­го грун­та («ла­ка»), в со­став ко­то­ро­го вхо­дят ас­фальт, воск и мас­ти­ка. На этот слой на­но­сит­ся ри­су­нок при по­мо­щи спец. гра­ви­ро­валь­ных игл. Ли­нии-штри­хи про­ца­ра­пы­ва­ют­ся та­ким об­ра­зом, что­бы об­на­жить по­верх­ность дос­ки. За­тем дос­ка под­вер­га­ет­ся трав­ле­нию ки­сло­той, ко­то­рая про­еда­ет ме­талл лишь в тех мес­тах, где лак был счи­щен (про­ца­ра­пан). По окон­ча­нии это­го про­цес­са дос­ка про­мы­ва­ет­ся во­дой, а лак счи­ща­ет­ся при по­мо­щи ски­пи­да­ра или спир­та. В ре­зуль­та­те по­лу­ча­ет­ся дос­ка с ри­сун­ком, ли­нии ко­то­ро­го уг­луб­ле­ны в по­верх­ность ме­тал­ла бла­го­да­ря трав­ле­нию. На дос­ку на­но­сит­ся ти­по­граф­ская крас­ка, ко­то­рая за­би­ва­ет­ся в ли­нии ри­сун­ка, а с ос­таль­ной по­верх­но­сти уда­ля­ет­ся при по­мо­щи там­по­на-губ­ки; по­сле это­го дос­ка го­то­ва к пе­ча­ти. В за­ви­си­мо­сти от плот­но­сти ме­тал­ла мож­но по­лу­чить боль­ше или мень­ше хо­ро­ших от­тис­ков с од­ной дос­ки; мед­ные дос­ки из­на­ши­ва­ют­ся бы­ст­рее из-за мяг­ко­сти ме­тал­ла.

Источник

Офорт — вид гравюры и печатной техники

Офорт — разновидность металлической гравюры, старинная техника глубокой печати с использованием метода травления кислотами печатных форм. Название «офорт» дословно переводится с французского «Eau forte» как «крепкая вода». Техника офорта позволяет получать с травленых досок большое количество качественных оттисков (эстампов) на бумаге.

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

Отличительные особенности и краткая история офорта

Офорт возник в начале XVI века в Германии как альтернативная техника изготовления печатных форм. При традиционном способе обработки доски мастеру приходилось сильно нажимать резцом на металл, чтобы получить детализированное изображение.

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

Офорт выполняют с использованием предварительной обработки доски кислотоупорным лаком. Это значительно упрощает процесс создания рисунка. Гравер с минимальными физическими усилиями обрабатывает слой лака режущим инструментом, а затем кислота протравливает металл на нужную глубину.

Благодаря использованию новой техники мастера смогли создавать более выразительные изображения на твердом металле. Это позволило передавать различные оттенки тона на печатном оттиске.

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

Первые художественные офорты, изготовленные в Аугсбурге Даниэлем Хопфером (Daniel Hopfer), датируются 1501 годом. Чуть позже новым видом печатной графики увлекся выдающийся живописец эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer). Он создал множество великолепных гравюр на стальных и медных досках.

Но наибольшей популярности искусство офорта достигло в XVII веке в Голландии. Большой вклад в развитие этого вида графики внес Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt). Во Франции около 1500 гравюр создал Жак Калло (Jacques Callot), в Италии творили известные мастера офорта Гвидо Рени (Guido Reni) и Хосе Рибера (José Ribera).

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

На рубеже XVIII-XIX веков несколько серий знаменитых гравюр выполнил Франциско Гойя (Francisco Goya). В дальнейшем к этой технике графики часто обращались в своем творчестве известные импрессионисты:

В ХХ веке с развитием химической промышленности появилась возможность заменить токсичные компоненты на менее вредные для здоровья человека травящие вещества: полотерный воск и акрилаты.

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

На портале Very Important Lot можно принять участие в аукционах, чтобы приобрести на торгах гравюры, картины и предметы антиквариата. Здесь коллекционеры также покупают напрямую у современных художников их работы.

Источник

Что такое офорт? Немного процесса (осторожно длиннопост!)

Всем привет! Иногда на выставках или в личку, глядя на офорт у меня спрашивают, мол долго ли я работу ручкой гелевой рисовал? Т.е. многие не знают, что такое офорт, насколько это длинный и необычайно интересный процесс, считая, что работа, в итоге, нарисована ручкой. И доделывая последнюю пластину, я задумался о том, что стоило бы поделиться со всеми этим древним ремеслом, зародившемся еще в начале XVI века. Как покороче объяснить что такое офорт? Это гравюра на металле. Его относят к глубокой печати, то есть печати, при которой углубления рисунка заполняются краской, и затем под сильным давлением пресса рисунок переходит на бумагу. Так же есть несколько способов, позволяющих добиться изображения на металлической пластине, они называются манеры. В этом посте я покажу офорт в манере акватинта и постараюсь покороче объяснить этот очень длинный процесс.

Для офорта требуется металлическая пластина (медь, цинк, латунь и др.) в зависимости от силы травящего раствора. Пластина обрезается до нужного формата и полируется до состояния зеркала.

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

После этого пластина (в данном случае латунь) разогревается и на неё тонким слоем наносится офортный лак, для того, чтобы целиком изолировать для травящего раствора.

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

И теперь пластину нужно закоптить, чтоб видеть как на неё наносится рисунок.

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

И так, получилась вот такая заготовка под офорт. Я закрепил в коробке, чтоб не повредить слой лака при переносках и при нанесении рисунка.

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

На пластину роооооовным-ровным слоем сыпется растертая канифоль, а затем, подогревая пластину, канифоль плавится, оставаясь на поверхности прозрачными бусинками. Это делается для того, чтоб придать фактуру и чтоб краска при печати цеплялась лучше.

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

Этот перекрытый лаком кролик травился 30 секунд. После того, как пластина высохнет, наносится следующий слой лака, в тех местах, которые будут лишь чуть темнее. И таких слоев может быть сколько угодно, но обычно делают 4-6.

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

Нанесены и протравлены все слои, лак смыт и наконец работа готова к печати! Офортная краска (подойдет и обычная масляная) наносится на пластину, тщательно втираясь в углубления, в штрихи, излишки краски убираются легким разглаживанием ладони по поверхности. Все! Пластина на офортном станке, прокатывается вал и. офорт готов!

Источник

Что такое офорты в живописи

Пишет Xeni_Nephidei: Привет, я хочу рассказать вам об офорте. И показать картинки, собственноручно полученные в офортной мастерской, где я им и занимаюсь.

Офорт — это графическая техника, а точнее, это гравюра по металлу. Обычно используют тонкие пластины таких металлов, как медь, цинк, железо. У нас в мастерской в основном делают гравюры на меди, и я сама тоже использовала только этот металл. Процесс создания немного отличается в зависимости от металла.

Вот, для начала, фото главного жителя любой офортной мастерской. Знакомьтесь — печатный станок. Подобные станки использовались и в 19 веке, и раньше. Ничего не меняется.

Итак, принцип гравюры на металле в том, что произведение создается на металлической пластине, с которой потом можно делать отпечатки на бумагу. Таким образом, возможно делать тираж оттисков.

Раньше художники поступали так: печатали определенный тираж оттисков, а затем резали пластину на столько же частей. Покупать оттиска получал кусочек пластины в придачу — в качестве гарантии того, что больше оттисков уже печатать не будут, и цена каждого оттиска из тиража не будет падать.

Прежде всего, медь подготавливают к работе. У нас в мастерской медь лежит прямо в рулонах, и ее поверхность сперва нужно отполировать.

Для этого медь сначала шкурят, затем полируют специальной пастой, добавляя уайт–спирит в качестве растворителя. Затем вся поверхность тщательно обезжиривается с помощью мела в виде порошка. В конце–концов пластина становится зеркально гладкой.

Этот этап — самый грязный. Приходится повозиться. Но отполировать медь как следует очень важно, особенно, если будешь делать акватинту.

Гладкую сухую медь кладут на плиту и начинают грунтовать. Для этого ее намазывают специальным лаком, который предохраняет от химических растворов вроде азотной кислоты. В состав лака, если не ошибаюсь, входит воск и асфальтовая крошка, а также канифоль. Горячая пластина равномерно закрывается тонким слоем этого лака.

После этого пластину коптят на огне, прямо поверх слоя лака. Это делается лишь для того, чтобы поверхность пластины стала черной, и рисовать было удобнее.

Затем на черную рабочую поверхность надо перевести рисунок с эскиза. Хотя можно рисовать прямо на пластине без предварительных манипуляций. Некоторые художники, например, вообще брали загрунтованные пластины с собой на пленэр и царапали рисунок с натуры.

Но мы обычно делаем сначала эскиз. Лист с контурным карандашным эскизом опускается в ванну с водой, кладется поверх пластины, которая затем проходит через печатный станок. От давления графитный рисунок отпечатывается на черной поверхности. Таким образом, рисование на пластине происходит как бы в зеркальном отображении.

Итак, начинается самое важное — рисование.

Вот, например, полностью отрисованная работа, самый первый подход.

Слева лежит офортная игла, сделанная из стали. Она очень острая. Рисовать нужно с достаточным нажимом, ведь штрихи должны царапать поверхность меди сквозь грунт. Посл трех часов работы у меня обычно ужасно болит большой палец.

Нужно отметить такую особенность рисования по медной пластине. Здесь принцип набора тона отличается от просто рисунка. То есть, если в рисунке темнота достигается в том числе за счет более сильного нажима на карандаш, то в офорте нажим роли почти не играет. В офорте все завязано на глубине штриха. Чем глубже штрих — тем больше краски войдет в него при печати. И тем темнее этот штрих выйдет на бумаге.

Ну а глубина штриха зависит от того, насколько долго этот штрих взаимодействовал с кислотой при травлении.

Именно поэтому пластина с рисунком травится в несколько приемов. Самые светлые места работы травятся от нескольких секунд до 1–3 минут. Самые темные могут травиться чуть ли не больше часа. Конечно, от концентрации кислоты многое зависит.

Итак, травление. Когда на пластину нанесен весь рисунок, пластину пора помещать в раствор азотной кислоты. Перед этим задняя сторона пластины покрывается разведенным защитным лаком — тем самым, который накладывался в качестве грунта на рабочую сторону пластины.

Затем пишут план травлений. Это просто список областей работы, которые различаются между собой по тону. Сначала пишут, что на рисунке должно быть самым светлым, в конце — самые темные и контрастные детали. Обычно слоев 4–5.

И наконец, пластина погружается в страшную кислоту:

Здесь раствор азотной кислоты находится в самом левом корыте. Он ярко–голубого цвета. Жутко въедливый. На руках остаются желтые пятна. Если попадет на одежду — то будут желтые и зеленые пятна на светлой ткани и красные на темной. Ужасно щиплет.

Пластина в кислоте выглядит как–то так:

Штрихи словно светятся — значит, реакция идет хорошо. На поверхности штрихов появляются маленькие пузырьки образовывавшегося кислорода. Их нужно убирать, иначе они очень быстро будут разъедать медь. Мы сгоняем их птичьими перьями)

Скорость реакции зависит от площади поверхности травления. Чем больше голых штрихов — тем быстрее и лучше травится работа. Конечно, нельзя забывать про концентрацию.

Когда первый по глубине слой штрихов был протравлен, пластину достают, ополаскивают в воде и сушат. Когда вода полностью выветрится из штрихов — разведенным лаком закрашивают все самые светлые места на работе. Когда лак высохнет — пластину снова травят. В самом конце травится все самое темное — все части работы, которые еще не закрыты лаком. Они потом получатся самыми глубокими.

Когда травление окончено — пора делать пробный оттиск. Смываем весь лак с пластины. К сожалению, не могу сейчас сфотографировать медную пластину после травления и без лака от нормальной работы. Поэтому покажу вам маленькую пластиночку — мою самую первую. Это шкала — для того, чтобы потом смотреть, насколько темные штрихи получаются после разного времени травления.

Для того, чтобы напечатать оттиск, пластину сначала промывают ацетоном, потом еще затачивают фаски — напильником подшлифовывают края пластины, чтобы получился красивый «скос». А затем начинают набивать краску.

Очень удобно делать это пластиковыми карточками. Особенно банковскими) Краска тщательно забивается в штрихи. Краску используем специальную офортную — на масляной основе. Очень стойкая. Оттиски потом можно в ванну класть — ничего, естественно, не растечется и не смоется. Такая краска сохнет три дня.

Когда краска размазана карточкой по поверхности — берут проклеенную марлю и ею начинают «чистить» поверхность:

А в конце еще и калькой полируют, снимая лишнюю краску с чистых участков пластины.

Затем пластину с краской кладут на талер станка. Накрывают вымоченной в воде офортной бумагой (ну или просто ватманом. Но офортная бумага мажорнее). Потом сверху кладут сукно. Один или два слоя, а то и больше. Регулируют давление валика станка. И вот, начинается прекрасное: нужно ровно, без остановки крутить колесо станка. Чувствую в такие моменты себя то ли штурманом корабля, то ли Фортуной… (фото старое, простите)

Если на оттиске видно, что что–то нужно доделать — снова грунтуем его, снова рисуем все, что надо доделать, травим…печатаем..
И так долго. А потом лежат эти оттиски стройными рядами, разных цветов, сохнут.

А вот пластина рядом с оттиском. Только здесь помимо травленого штриха использована техника акватинты.

Источник

Офорт

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

Офорт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte ) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.

Содержание

История

Первые датированные оттиски со стальных травлёных досок относятся к 1501—1507 годам — работы мастера из Аугсбурга Даниэля Хопфера. Приблизительно в это же время швейцарским резчиком и гравёром У. Графом было исполнено несколько офортов, самый известный из которых относится к 1513 году. В 1515—1518 годах Альбрехт Дюрер создал шесть офортов на стальных досках, в числе которых и его знаменитая «Большая пушка».

Техника

Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальными инструментами процарапывается рисунок гравюры. Затем пластина помещается в кислоту, которая вытравливает металл в открытых от лака областях. После травления остальной лак снимается с пластины. Перед печатью на пластину наносится краска, а затем гладкая поверхность печатной формы очищается от неё, в результате чего краска задерживается только в протравленных углублениях. При печати эта краска из углублённых печатающих элементов переносится на бумагу. Таким образом, офорт является разновидностью глубокой печати.

Травлёный штрих — гравюра на металле, офортная манера, именуемая также штриховым, игловым, чистым, классическим или даже просто — офортом. Технологически является основной в этом виде станковой графики глубокой печати, поскольку даже за счёт сравнительно несложных подготовительных работ, выполнения рисунка на металлической доске достаточно простыми инструментами и, что основное — травления, эта техника в оттисках позволяет достигать очень ёмкого валёрного разнообразия, дающего, в свою очередь, богатые средства выразительности как по характеру линий, так и в фактурности, тональной глубине широкого диапазона.

Мастера офорта

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

Что такое офорты в живописи. Смотреть фото Что такое офорты в живописи. Смотреть картинку Что такое офорты в живописи. Картинка про Что такое офорты в живописи. Фото Что такое офорты в живописи

См. также

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Офорт» в других словарях:

ОФОРТ — (фр. eau forte). Оттиск гравюры с доски, на которой рисунок вытравлен острой водкой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОФОРТ гравюра, отпечатанная таким образом: на металлич. доске, покрытой особой… … Словарь иностранных слов русского языка

офорт — а, м. eau forte f. азотная кислота. 1. Специальная кислота, применяемая при гравировании. Лучинский 1879. 2. Способ углубленного гравирования на металлической доске при помощи травления кислотами. БАС 1. Маковский в то время как раз увлекался… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

офорт — гравюра, аквафорте Словарь русских синонимов. офорт сущ., кол во синонимов: 2 • аквафорте (2) • грав … Словарь синонимов

Офорт — (от фр. eau forte азотная кислота) гравюра на металле, изготовленная посредством травления участков поверхности, на которой отсутствует защитный слой лака. Офорт … Реклама и полиграфия

ОФОРТ — (французское eau forte азотная кислота), вид гравюры: рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углублённое… … Современная энциклопедия

ОФОРТ — (от франц. eau forte азотная кислота) вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение… … Большой Энциклопедический словарь

ОФОРТ — ОФОРТ, офорта, муж. (франц. eau forte букв. азотная кислота) (иск.). Гравюра на меди или цинке, изготовляемая путем протравливания кислотами рисунка, нанесенного на покрытую лаком поверхность металла. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

ОФОРТ — ОФОРТ, а, муж. Гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой, а также оттиск с такой гравюры. Выставка офортов. | прил. офортный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Офорт — (фр. eau forte – азотная кислота) – вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные листы протравливают кислотой, а полученное углубленное изображение… … Энциклопедия культурологии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *