Что такое перемещение аккорда
Что такое перемещение аккорда
ГЛАВА 6. ГАРМОНИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ АККОРДОВ.
ГАРМОНИЧЕСКОЕ соединение аккордов – это когда общий тон (или общие тоны) при смене аккорда остаются на месте В ТОМ ЖЕ ГОЛОСЕ.
ТЕХНИКА ГАРМОНИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ T-D:
1. Бас идёт с примы Т на приму D, при этом делается ход на кварту или квинту.
2. Общий тон остаётся на месте (показан малиновым цветом).
3. Два других звука идут на секунду вниз в ближайшие звуки D.
ТЕХНИКА ГАРМОНИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ Т-S:
1. Бас идёт с примы Т на приму S, при этом делается ход на кварту или квинту.
2. Общий тон остаётся на месте (показан малиновым цветом).
3. Два других звука идут на секунду (тон или полутон) вверх в ближайшие звуки S.
ГЛАВА 7. МЕЛОДИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ АККОРДОВ.
МЕЛОДИЧЕСКОЕ соединение аккордов – это когда нет выдержанных (тянущихся) звуков, и все голоса движутся относительно друг друга, совершая мелодический ход. Это возможно в любом соотношении трезвучий. При секундовом соотношении (скажем, S-D) мелодическое соединение обязательно, ибо там по-другому и невозможно.
ТЕХНИКА МЕЛОДИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ ПРИ СЕКУНДОВОМ СООТНОШЕНИИ (S-D):
1. Бас идёт на секунду вверх.
2. Остальные голоса идут противоположно басу.
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
Перемещение
Перемещением называется повторение аккорда (например, трезвучия) с изменением его положения в фактуре. При этом может измениться мелодическое положение, расположение аккорда либо и то, и другое одновременно.
При восходящем движении мелодии расположение аккорда либо не меняется, либо переходит из тесного в широкое. При нисходящем – либо так же не меняется, либо переходит из широкого в тесное.
При скачке в сопрано через аккордовый тон (на интервал квинты, сексты) расположение обязательно нужно сменить.
Отдельно стоит сказать о так называемом противоположном перемещении аккорда, при котором два голоса движутся противоположно, обмениваясь аккордовыми тонами:
Share this:
Like this:
Соединение трезвучий
Виды взаимодействия голосов
При соединении аккордов необходимо стремиться к предельной плавности мелодической линии каждого из средних голосов (альта и тенора), а также логично и естественно выстраивать линию баса: восходящий мелодический ход или скачок должен сменяться нисходящим мелодическим ходом или скачком и наоборот.
При взаимодействии голосов образуется прямое, противоположное и косвенное движение их относительно друг друга.
Прямым называется движение двух голосов в одном направлении разными гармоническими интервалами, например, в “золотом ходе”:
Частным случаем прямого является параллельное движение двух голосов однотипными, параллельными, гармоническими интервалами:
Движение голосов в разные стороны называется противоположным:
Движение одного голоса на фоне тянущегося или повторяющегося звука в другом голосе называется косвенным:
Типы соединения аккордов
В ладу трезвучия и другие аккорды находятся в определенных интервальных соотношениях, определяемых по интервалу между основными тонами. При интервале секунды или септимы (T-II, S-D, D-VI, VII-T) соотношение называется секундовым, при интервале терции или сексты (T-III, T-VI, VI- IV, II-VII) – терцовым. А при интервале кварты или квинты (T-S,T-D, III-VI) – кварто-квинтовым.
Трезвучия, находящиеся в секундовом соотношении, не имеют в своем составе общих звуков, поэтому при их соединении невозможно косвенное движение голосов. Зато возможно прямое и даже параллельное движение голосов, что может привести к образованию параллельных квинт, октав и прим. Чтобы избежать этого, бас нужно вести противоположно верхнему голосу.
Трезвучия, находящиеся в кварто-квинтовом соотношении, имеют в своем составе один общий звук, а в терцовом – два общих звука. При их соединении предпочтительнее использовать косвенное движение голосов, оставляя общие звуки на месте.
Такое соединение называется гармоническим. Соединение аккордов, при котором нет выдержанных звуков, все голоса движутся относительно друг друга, называется мелодическим.
Образцы гармонизации мелодии главными трезвучиями
Играйте на ф-но во всех тональностях квинтового круга:
1. Мясоедов А. Учебник гармонии. – М.,1980.
2. Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии. – М.- Л., 1949.
Share this:
Like this:
Скачки при разрешении доминантсептаккорда (D7) и его обращений
Упрощенный курс гармонии. Содержание
Кварто-квинтовые скачки в мелодии между тактами (между слабой и сильной долями), а также внутри сложного такта (между слабой и относительно сильной долями) следует гармонизовать аккордами разных функций.
Для гармонизации восходящих квартовых скачков между V и I, а также между II и V ступенями в сопрано лучше использовать обороты с противоположным секундовым ходом в басу:
Нисходящий квинтовый скачок между II и V ступенями лада гармонизуют оборотами D65-T или D2-T6:
Восходящие и нисходящие кварто-квинтовые скачки внутри такта (между сильной и слабой долями) лучше всего гармонизовать секстаккордом с перемещением. При этом в секстаккорде может меняться удвоение тона.
В заключительной каденции для гармонизации кварто-квинтового скачка между V и I ступенями (как восходящего, так и нисходящего) следует использовать неполный доминантсептаккорд(D7) с разрешением в неполное тоническое трезвучие(T53) с противоположным движением крайних голосов (сопрано и баса).
Share this:
Like this:
Проходящий доминантовый терцквартаккорд (D43)
Базовый курс гармонии. Содержание
Поступенное восходящее и нисходящее мелодическое движение между III и V ступенями лада можно гармонизовать проходящими оборотами с доминантовым терцквартаккордом (D43) на слабом времени. В таких оборотах басовый голос обычно движется параллельно верхнему, образуя с ним параллельные децимы или терции, общий тон тянется или повторяется в одном из средних голосов. Выглядит это так:
Обратите внимание, что тонический секстаккорд здесь используется с удвоением квинтового тона.
Кроме того, в восходящем обороте септима D43 разрешается вверх, сам D43 разрешается в вместо T53 в T6, а между сопрано и альтом образуются параллельные квинты (ум.5 и ч 5), но все это в данном случае не является нарушением.
Если голоса поменять местами, то получатся следующие варианты проходящих оборотов с D43:
Задание: Транспонируйте приведенные в нотных примерах проходящие обороты с D43 во все тональности квинтового круга.
Share this:
Like this:
Трезвучия в четырехголосии
Базовый курс гармонии. Содержание
В четырехголосии трезвучия употребляются с удвоением одного из звуков. Чаще всего удваивается основной тон аккорда (прима).
В зависимости от того, какой тон аккорда находится в верхнем голосе, различают три мелодических положения трезвучия: положение примы, терции и квинты.
Расположение аккордов в фактуре бывает тесным, широким и смешанным.
Традиционно трезвучия имеют два основных расположения: тесное и широкое (лишь в особых случаях используется смешанное расположение трезвучий). Для более низкого регистра предпочтительнее тесное расположение аккорда, для более высокого – широкое.
При тесном расположении три верхних голоса находятся на соседних тонах аккорда, образуя терции и кварты. При широком – через аккордовый тон, образуя сексты и квинты:
Интервал между басом и тенором не влияет на расположение аккорда. Он может быть примой (унисоном) при широком и квинтдецимой при тесном расположении.
Как и любой другой аккорд, трезвучие может перемещаться в фактуре.
Мясоедов А. Учебник гармонии. – М.,1980. С. 15.
Share this:
Like this:
Обращения доминантсептаккорда
Нормы голосоведения при использовании обращений те же, что и при использовании основного доминантсептаккорда : VII ступень (терцовый тон) и II ступень (квинтовый тон) разрешаются в I ступень (приму тоники), IV ступень (септима) – в III (терцовый тон тоники), лишь основной тон при разрешении обращений D 7 в аккорды тоники остается на месте как устойчивый и общий.
Таким образом, D65 и D43 разрешаются в T 53, D2 – в T 6:
Как и основной D7, его обращения, за исключением D43, могут быть полными и неполными (без квинты, но с удвоенной примой), и с секстой вместо квинты. Секста в D65 и D2, как и в D 7, обычно используется в верхнем голосе:
При перемещении D 7 и его обращений, а также при переходе одного вида аккорда в другой (например, D 65 в D 43) септима аккорда должна либо остаться на месте (выдерживаться) в одном голосе, либо меняться местами с квинтой:
Доминантовый квинтсекстаккорд (D65) строится на 7-й ступени лада. Может употребляться в тех же случаях, что и D6: как вспомогательный между T53, а также с проходящей и взятой скачком септимой в сопрано. Разрешается в T53:
Доминантовый терцквартаккорд (D43) строится на 2-й ступени лада. Разрешается в T53:
В восходящем проходящем обороте D43 разрешается в T6:
D43 используется преимущественно после T, T6, II7, VII65; иногда – после II53 и III53. Тип соединения – гармонический.
Доминантовый секундаккорд (D2) строится на 4-й ступени лада. Разрешается в T6.
Используется после T, T6, S, II6, II65, VII43, D.
В серединной каденции после D53 проходящая либо взятая скачком септима в басу, образуя D2, сглаживает цезуру между предложениями:
В этом случае 2-е предложение периода должно начинаться с T6.
Задание
Играйте на фортепиано гармонические обороты, приведенные выше, и транспонируйте из в тональности квинтового круга. Не забудьте повысить 7-ю ступень в аккордах доминанты в миноре (гармонический вид минора).
Share this:
Like this:
Энгармонизм
Конспекты по элементарной теории музыки. Содержание
Энгармонизм (от греч. enarmonios – согласный, созвучный) – равенство по высоте и звучанию различных по названию и написанию звуков, интервалов, аккордов, звукорядов. Энгармонизм возможен в условиях 12-тиступенного равномерно темперированного строя.
Энгармонизм может быть пассивным и активным.
Пассивный энгармонизм не изменяет вид и структуру интервала или аккорда:
Активный энгармонизм связан с изменениями этих параметров:
Энгармонизм малого мажорного септаккорда:
2. Холопов Ю. Энгармонизм. //Музыкальная энциклопедия. Под ред. Ю. В. Келдыша. – М.,1973—1982.
Share this:
Like this:
Проходящие квартсекстаккорды
Проходящим называется квартсекстаккорд, образующийся между основным видом аккорда и его обращением (например, между трезвучием и секстаккордом той же ступени). Вспомним, что в квартсекстаккордах всегда удваивается квинтовый тон (бас); расположение тесное и широкое.
Проходящий квартсекстаккорд, как и вспомогательный, применяется на слабой доле такта при поступенном движении баса вверх или вниз. Обратите внимание, что одни и те же аккорды в разных тональностях имеют разные функциональные значения:
Самыми распространенными являются проходящий D64 между T53 и T6 и проходящий T64 между S53 и S6.
Голосоведение в оборотах с проходящими квартсекстаккордами основано на гармоническом соединении и может выглядеть следующим образом:
Помимо квартсекстаккорда в качестве проходящей гармонии могут быть использованы и другие аккорды терцовой и нетерцовой структуры.
Share this:
Like this:
Секвенции
Конспекты по элементарной теории музыки. Содержание
Секвенция (от позднелат. sequentia — последовательность) в музыке имеет несколько значений.
1. Жанр средневековой монодии, песнопение, исполнявшееся в мессе после Alleluia перед чтением Евангелия.
2. В технике композиции и в учении о гармонии секвенция – последовательное повторение мелодического мотива или мелодико-гармонического оборота на другой высоте (от другой ступени или в другой тональности).
Секвенция может быть мелодической и мелодико-гармонической, восходящей и нисходящей, диатонической (или тональной) и хроматической (модулирующей либо транспонирующей), точной и неточной.
Перемещаемое на другую высоту построение называется мотивом или звеном секвенции. Мотив мелодико- гармонической секвенции представляет собой оборот, включающий минимум два аккорда. Например, Л. Бетховен, Соната для фп. №25 (op. 79), IIIч., тт. 1-8.
Интервал, на который сдвигается начальное звено, называется шагом секвенции. Шаг может быть переменным. Наиболее распространены сдвиги на секунду, терцию и кварту вверх или вниз.
В диатонической (тональной) секвенции все аккорды укладываются в диатонический звукоряд данной тональности.
Нисходящая по секундам диатоническая секвенция, звено которой состоит из 2-х аккордов в кварто-квинтовом соотношении, называется «золотой» (термин В. О. Беркова). В такой секвенции могут использоваться все ступени тональности: V – I – IV – VII – III – VI – II – V.:
Также см. А. Вивальди, концерт Зима, ч.I., тт. 22-26.
В хроматической (модулирующей и транспонирующей) секвенции каждое звено дает отклонение в другую тональность.
Ниже приведен пример хроматической транспонирующей секвенции (мотив транспонируется по неродственным тональностям, по большим секундам вниз):
Начальные восемь тактов 1-й части Фортепианной сонаты №21 (op. 53) Л. Бетховена построены как два звена неточной нисходящей мелодико-гармонической транспонирующей секвенции: https://imslp.org/wiki/File:TN-Beethoven_Werke_Breitkopf_Serie_16_No_144_Op_53.jpg
Звенья хроматической модулирующей секвенции представляют собой отклонения в родственные тональности (относительно главной тоники):
Образец модулирующей восходящей с секундовым шагом секвенции: Л. Бетховен, Фортепианная соната №10 (op, 14, №2). ч. II, тт. 17-18.
В секвенции заложены два диалектически противоположных формообразующих начала – повторность и изменчивость. Поэтому секвенция используется как в экспозиционных, так и в развивающих разделах музыкальной формы в качестве динамизирующего средства.
Литература
Берков В. Формообразующие средства гармонии. – М., 1971.
Мясоедов А. Учебник гармонии. – М., 1980.
Способин И. Лекции по курсу гармонии. – М., 1969.
Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность.
Транспонирование аккордов – что это такое?
Транспонирование аккордов – это удобный инструмент для вокалистов, которые не могут вытянуть определенные ноты в произведении. Вы просто опускаете или поднимаете аккорды в другую тональность, сохраняя их форму и мелодическое звучание песни. Это довольно удобно для тех, кто не имеет при себе каподастра или просто не может петь в нужной тональности. Именно тому, как транспонировать аккорды, и посвящена данная статья.
Для чего нужно транспонировать аккорды?
Чтобы изменить тональность аккордов на более удобную для вокала
В песнях есть аккорды с баррэ, а вы умеете ставить только открытые аккорды
Это более частный случай, и он работает далеко не всегда. Однако если песня исполняется, например, с зажатием последовательности аккордов с баррэ, то вы можете попробовать перенести их в открытые формы – хотя, зачастую, гораздо проще будет воспользоваться капо.
Песня исполняется в другой тональности
Это часто бывает, если песня подбиралась не опытным музыкантом по памяти, а не на слух. Тогда она может быть мелодически верна, однако аккорды в ней используются другие. В этом случае навык транспонирования вам точно поможет понять, что не так в подобранной мелодии.
Четыре способа транспонирования аккордов
Ниже представлено четыре способа транспонировать аккорды. Это наиболее простые и популярные методы, которые подойдут даже новичкам, которые не знакомы с музыкальной теорией, и для которых тональности совершенно незнакомы.
Сайты с функционалом транспонирования
На многих сайтах с аккордами есть функция транспонирования. Обычно в тексте указана гармония в изначальной тональности, а уже при помощи специальных кнопок вы можете поднять ее или опустить на полтона и более. Это крайне удобно новичкам, которые не знакомы с понятием музыкальной теории и им требуется просто перенести трезвучия в другие позиции.
Программа CoverTon
Существует программа, которая поможет вам в транспонировании аккордов. Она качается с нашего сайта (ссылка ниже) и абсолютно бесплатна. Кроме того, она также легка в освоении для новичка, однако для ее пользования нужно знать понятия тональности.
Как ей пользоваться:
Использование каподастра для смены тональности
Каподастр позволяет вам сдвигать по ладам трезвучия, не меняя построение аккордов. Однако для того, чтобы правильно пользоваться им, вам надо знать, в какой тональности находится песня, и в какую вам ее надо перевести – а это уже работа с теорией музыки. Тем не менее, каподастр определенно должен быть в арсенале каждого музыканта, потому что это облегчает музицирование и расширяет возможности инструмента.
Таблица транспонирования аккордов
Для тех, кто знает музыкальную теорию, прекрасно подойдет таблица транспонирования. Она представлена ниже. Пользоваться ей надо таким образом:
Пример
У вас песня в тональности Am (ля-минор) с аккордами Am-F-C-G, а вам нужна тональность Em
Ищем Am, спускаемся вниз в столбце и находим Em
Все следующие аккорды будут находиться в той же строке где Em, просто начинайте искать сверху вниз от исходного трезвучия.
Выглядеть это будет так:
Чтобы до конца разобраться, как транспонировать, найдите все аккорды, которые представлены в этом примере в таблице.
Модуляция аккордов
Модуляция – это способ построения гармонии, когда вы меняете тональность песни в ее процессе. Это очень красивый метод разнообразить композицию, и его часто применяют различные группы для того, чтобы удивить слушателя.
Обычно музыканты просто переводят минорную тональность в мажорную или наоборот. Это крайне необычно звучит.
Для того, чтобы совершать модуляции, надо понять правила по которым они делаются. Обычно аккорды выставляются в квинту друг от друга – то есть, если вы хотите перевести мелодию из тональности C, то верным аккордом будет Am.
Кроме того, существует понятие модуляции скачком, когда все аккорды разом переходят в любую другую тонику. Тут уже все зависит прямо от вас и вашего композиторского таланта.
Модуляция в музыке
В обычных поп-песнях модуляции практически не используются. Такой прием свойственен рок-музыке, особенно жанрам «прогрессив» и «авангард», где идет отход от классических канонов музыкальной теории. При этом не всегда аккорды переходят в другую тональность полностью – все зависит от аранжировки.
Самое главное – прежде чем нарушать основы, выучите их. Научитесь транспонировать сложные с трезвучия в аккорды без баре, а также переносить песни в другие тональности.
Заключение
Даже новичку стоит узнать, что такое модуляция. Это крайне важно для понимания музыкальной теории и того, как вообще музыка работает. Кроме того, это однозначно стоит понять тем, кто хочет расширить свои познания в аранжировке и сочинении. Это довольно просто запомнить, однако открывает крайне богатые возможности для продумывания композиции собственных песен.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Альберт Гастинов
2 Replies to “ Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность. ”
Здравствуйте, у меня вопрос, если мы меняем тональность, то аккорды совсем другие становятся и звучат уже по другому, как это работает? Я думал что песня играется в одной тональности и если низко например, то просто меняем на тот же аккорд на баррэ в той же тональности.
Здравствуйте. Все верно, звучание меняется, т.к. изменяется тональный окрас. Ваш вариант с баррэ тоже работает, но не всегда удобен и применим. Вы написали, к примеру, если низко, то да можно ставить баррэ или каподастр. А если вам высоко петь? Куда тогда двигаться? Для этого как раз и будет удобнее транспонировать все аккорды на тональность ниже. К примеру, у нас аккорды Dm – A# – F – C, но вам это слишком высоко и удобнее играть и петь в Ля-миноре (Am). Мы транспонируем эти аккорды и получаем знакомую нам последовательность Am – F – C – G.
На вопрос «Как это работает», все просто и сложно одновременно. По сути, тональность меняется из уже готовых 12 нот, 7 целых и 5 полутонов. Меняя главный аккорд, который задает тональность, мы меняем и саму гамму, в которой они строятся, но при этом аккорды будут иметь одинаковые формулы построения и ступени в гамме. Следовательно, звучание изменится (на слух), но гармония и последовательность сохранится, и вам будет комфортнее петь и играть. Надеюсь, я правильно понял ваш вопрос.