Что такое педагогическое моделирование урока
Педагогическое моделирование
Педагогическое моделирование — разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы и технологические решения, которые подлежат в дальнейшем экспериментальному изучению в условиях реального педагогического процесса.
Смотреть что такое «Педагогическое моделирование» в других словарях:
Моделирование — Моделирование исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих… … Википедия
Педагогическое общение — система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимо отношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П. о. такое общение… … Педагогическое речеведение
Моделирование(педагогическое) — начальный этап педагогического проектирования. Состоит в разработке модели как общей проективной идеи создания педагогической формы, педагогической системы (концепции, положений), так и в разработке модели педагогических процессов (теоретических… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Машарова, Татьяна Викторовна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Машарова. Машарова Татьяна Викторовна Дата рождения: 2 марта 1958(1958 03 02) (54 года) Место рождения: го … Википедия
Список научных журналов ВАК Минобрнауки России c 2011 года — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия
Шаповалов, Владимир Александрович — Шаповалов Владимир Александрович Род деятельности: ректор Ставропольского государственного университета Дата рождения: 1946 год(1946) Место рождения … Википедия
Яковлева, Надежда Олеговна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яковлева. Связать? … Википедия
Моделирование современного урока в начальной школе
Моделирование современного урока в начальной школе
Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей. (Д. Пойа)
Современное образовательное пространство предусматривает создание учителем условий для самореализации каждого субъекта этого пространства, начиная с самого учителя, от которого требуется постоянная мобильность и творчество. Практический опыт передовых учителей и педагогических коллективов, обновление содержания школьного образования, обновляемая учебно-материальная база делают педагогическое творчество нормой жизни и деятельности каждого учителя.
Для начальной школы актуальны следующие педагогические технологии: (слайд) игровые ( ведущий метод – игра; организационные формы – деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра), коммуникативные ( ведущий метод – общение; обучение в содружестве, кооперации, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия), исследовательские ( ведущий метод – проблемное обучение, метод проектов; организационная форма – совместный поиск решения исследовательских задач).
Все технологии строятся на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом, таким образом, ведущим и эффективным в образовательном пространстве является деятельностный подход с учетом индивидуальных потребностей учащихся на основе уровневой дифференциации, критического и исследовательского мышления.
Моделирование урока является современным подходом моделирования современной педагогической деятельности.
В условиях школы процесс развития личности идет, прежде всего, на уроке, и поэтому задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ученика в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью урока и отдельных его частей. Правильно выбранная педагогическая цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности школьников. Эффективность и продуктивность каждого урока зависит, в первую очередь, от того, насколько учитель правильно, четко, логично и грамотно продумал его структурные элементы, отобрал нужный оптимальный материал, разработал и определил наиболее целесообразные методы и приемы, спланировал деятельность учащихся на всех этапах урока. В целом успешность урока зависит от его моделирования.
(слайд) Моделирование урока – это технология преобразования его содержательного компонента в средство для реализации основных целей.
приоритет развивающей цели обучения,
согласование образовательных целей посредством содержания,
достижение целей урока через принцип деятельностного подхода в обучении.
Образовательные принципы деятельностного подхода сформулировал голландский психолог Ван Парререн для того, чтобы: (слайд)
вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности, которая может основываться на личном опыте,
учить диагностично: требуется постоянное наблюдение за учебной деятельностью и учебными достижениями, в случае необходимости осуществляя коррекцию и поддержку,
обеспечивать учебное содержание (действие – обучающая модель) на разнородных уровнях,
развивать способности к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса,
стимулировать инициативу творчества для того, чтобы учащиеся овладели предметным содержанием гораздо глубже,
способствовать формированию субъектности, которая выражается в положительном отношении учащихся к школьным предметам, в особенности самоопределения,
Таким образом, учитель должен обладать или выработать у себя следующие способности: (слайд)
— аналитические (результативность каждого урока и его этапа – результат УД);
— проектировочные (сформировать у себя теоретическое мышление);
— организаторские (владеть коллективом).
Данные способности являются непременным условием профессионализма учителя.
Моделирование урока – это серьезная работа, которая требует немалых знаний, усилий и на первых порах временных затрат.
Моделируя урок, также необходимо придерживаться следующих правил: (слайд)
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
— Отдельно хочу сказать о домашнем задании и организационном моменте. Учитель больше обращает внимание на центральную часть урока, а именно на работу с новым материалом. Начало и конец урока, работа с источником, оценивание и домашнее задание остаются как бы периферийными проблемами. Мы убеждены, что это далеко не мелочи, а как раз те элементы урока, которые негласно, но правят уроком, определяя его качество. Это нечто вроде «серых кардиналов», действия которых почти незаметны, но от них зависит очень многое. Эти компоненты урока способны оказывать существенное влияние на эффективность всего обучения в целом. Учитель должен помнить, что учиться надо на уроке, в классе, в школе, а дом. задания даются только на повторение и закрепление.
Таким образом, работая в технологии моделирования, планируя каждый следующий урок, учитель видит все положительные и отрицательные стороны предыдущего и на основе полученных результатов стремится скорректировать свою собственную деятельность. Анализируя результаты, он производит реконструкцию предыдущего процесса, находит пробелы, пути их ликвидации. Так создаются культурные образцы педагогической деятельности.
Список использованной литературы.
Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: ЛГУ, 1970 г.
Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. — Рига, «Эксперимент», 1999 г.—180 с.
Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, «Эксперимент», 1998 г.—180 с.
Моделирование урока в рамках ФГОС
Выступление на ШМО
Моделирование урока в рамках ФГОС ООО
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить»
Адольф Дистервег
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Новые требования к уроку
Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля):
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки?
Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:
При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Как подготовить современный урок.
В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.
Рациональную структуру урока обеспечивают:
Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.
Подготовка учителя к уроку
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом.
1-й этап — изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учитель вновь обратится к программе, для того чтобы четко поставить перед собой цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в процессе изучения темы в целом и на каждом конкретном уроке. Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель уяснит логическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а также с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала.
2-й этап — изучение методической литературы. Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование). Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материала по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).
3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особенно большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается методика изложения этих вопросов на уроке.
4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, но и с аннотациями учебных телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия. Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи. Ничто так не подрывает авторитета учителя, как неудача в постановке учебного эксперимента.
Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока — усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначать конкретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но воспитательную надо иметь в виду всегда. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их, если их нет в пособиях.
5-й этап — разработка плана урока. План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане урока указывают:
Сегодня мы более подробно остановимся на последнем пункте и попытаемся понять, как правильно оформить в конспекте урока структуру урока.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Работа с информационными листами
Структура технологической карты включает:
Технологическая карта позволяет:
Технологическая карта позволит учителю:
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
Какие требования предъявляются к современному уроку:
Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
ВЫВОДЫ:
Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы (а большинство учителей в наших школах – это люди старше 35 лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности
Моделирование современного урока в условиях федерального государственного образовательного стандарта
Моделирование современного урока в условиях федерального государственного образовательного стандарта
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции
Современный урок отличается новыми задачами, которые ставятся перед учителем и учащимися, необходимостью использования в обучении приёмов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать знания, собирать информацию, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы и умозаключения. Время, когда учитель вещал, а дети слушали, т.е. линейное строение урока, уходит в прошлое. Новейшие работки в области психологии, методики преподавания, дидактики показали, что этого недостаточно. У сегодняшнего ученика должны быть сформированы универсальные действия, которые будут обеспечивать способность к организации самостоятельной учёбы. Соответственно, признанным подходом в современном образовательном процессе считается системно-деятельный. Учитель не просто должен давать знания, а являться личностью, обучающей способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Для того чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, нужно по-другому моделировать урок.
— Формирование и развитие личности, обладающей современными знаниями. На сегодняшнем этапе, когда буквально ежемесячно происходит огромное количество открытий в науке и технике, чтобы обладать знаниями, важно пользоваться методикой их овладения (слушать, понимать, задавать вопросы, находить на них ответы).
— Воспитание гражданина многонационального, поликультурного и многоконфессионального общества.
— Воспитание личности, живущей в демократическом обществе.
Системно-деятельностный подход в обучении означает:
Включение учащихся в деятельность во время урока. Учащиеся не просто слушают, они делают, пробуют, создают. На уроке необходимо создавать ситуации, при которых полученные знания могут быть применены в практической деятельности учащихся.
Прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что значительно увеличивает эффективность обучения. Эвристический подход, когда учитель направляет и учащиеся сами приходят к правильному решению проблемы или задачи.
Самоконтроль и рефлексия. При выполнении какой-то задачи ученик сам может проконтролировать, получилась она или нет, заставить себя изменить ход решения, дать себе оценку. Например, одна из методик предлагает в конце урока детям самим посчитать баллы, которые они заработали на занятии, т.е., решая каждую задачу, ребёнок анализирует и контролирует свои действия. Ученик видит, сколько он сам заработал. Здесь можно, пообщавшись лично с ребёнком, попытаться выяснить, благодаря чему результат получился лучше предыдущего или, наоборот, из-за чего произошёл спад. Это и есть элементы рефлексии. Ребёнок должен осмысленно подходить к процессу обучения и понимать, от чего зависит степень усвоения им материала.
Разноуровневое обучение. Сейчас практикуется инклюзивное образование. Здесь задача заключается в том, как сделать так, чтобы любой ребёнок мог обучаться в соответствии со своими возможностями и получил максимальное количество знаний.
Дидактический принцип обучения. Он в свою очередь включает в себя:
Принцип развивающего обучения или непрерывности. Мы даём учащемуся не просто то, что он может усвоить, а подготавливаем его внимание, готовим почву для следующей темы, чтобы ему хотелось исследовать, изучать, найти решение самому. Это развивает интерес к познанию. На этом принципе построены сериалы, когда каждая серия заканчивается на каком-то захватывающем моменте.
Принцип целостности. Предполагает формирование у учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире, о роли и месте каждой науки в системе наук и их взаимосвязи).
Принцип воспитывающего обучения. На уроке учителем не только даётся информация, но и включается элемент воспитания. Здесь уместны разъяснения, ситуативные игры. Учитель не подсказывает, а подбадривает, для него главное – навести на правильное решение.
Принцип наглядности. Нужно не абстрактно рассказывать, а использовать наглядность. Для этого можно применять компьютеры, электронные доски, учебные кинофильмы и т.д.
Принцип активности. Необходимо вовлечь учащихся в активное обсуждение, исследование изучаемого вопроса, устраивать дискуссии, учить обмениваться мнениями.
Принцип системности и последовательности. Обучая, нужно помнить о системном подходе. Одна тема должна вытекать из другой, дополняя, расширяя предыдущую. Это не изучение разрозненных фактов или понятий, а единая наука, которую мы познаём постепенно. Так, например, сначала мы изучаем слово, его значение, потом из слов конструируем словосочетания, а затем используем их в построении предложения.
Принцип доступности. Каждому учащемуся материал должен быть доступен. Даже в период карантина информация должна быть понятна, осуществляться обратная связь с ребёнком.
Принцип индивидуальности. Учитель знакомится о особенностями каждого учащегося, пытаясь найти к нему подход.
Принцип связи теории с практикой. После объяснения теоретического материала обязательно должна проводиться практическая работа, связанная с применением этого материала.
Принцип творчества. Поощрять и воспитывать творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности, обмен мнениями в урочное и внеурочное время.
Принцип вариативности. Предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому изучению и отбору вариантов, а затем адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Психологической комфортности. Предполагает предупреждение стрессообразующих факторов учебного процесса, для чего создаёт в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на сотрудничество и развитие конструктивного диалога в общении.
Остановимся на требованиях к современному уроку. Для сравнения можно привести таблицу: