Что такое педагогический опыт человека
Статья на тему «Выявление, изучение и представление педагогического опыта».
Выявление, изучение и представление педагогического опыта.
Что такое педагогический опыт?
Передовой педагогический опыт является важнейшим средством фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. В современных условиях он выступает важнейшим инструментом повышения качества образования.
Необходимо различать ППО по широте круга его носителей: источником опыта может быть отдельный учитель или группа учителей, предметное методическое объединение или методическое объединение классных руководителей, весь педагогический коллектив или региональная система образования в целом.
На разном уровне находится ППО и с точки зрения его творческой новизны. Он может носить репродуктивный характер, когда учитель-практик вносит элементы новизны в уже известный опыт или в педагогическую практику. Это само по себе уже ценно, так как происходит адаптация ППО, присвоение его идеологии педагогом. Наибольшую ценность имеет опыт, носящий исследовательский характер, когда учитель или педагогический коллектив моделируют будущее качество педагогического процесса, т.е. практически осуществляют экспериментальную исследовательскую работу. Необходимо учитывать и фактор времени: длительность функционирования ППО является одним из доказательств его надежности и эффективности. Источником педагогического опыта выступает известная повторяемость (регулярность, цикличность) педагогической практики.
Изучение и обобщение педагогического опыта
1. Этап сравнения — фиксация внешних, формальных отличий опыта на основе непосредственного эмоционального восприятия.
2. Этап описания — нахождение отдельных особенностей в организации образовательных процессов, характерных для данного опыта на основе наблюдений и анализа работы педагогов.
3. Этап осмысления — выявление основной педагогической идеи опыта на основе проникновения в систему работы педагога.
4. Этап обобщения — выявление границ применения данного опыта на основе анализа его всеобщих, особенных и единичных свойств.
1) анализ ведущих идей педагогического опыта; выявление противоречий, которые решает именно этот опыт, раскрытие его возможностей;
2) психологический настрой на восприятие и осознание идей именно этого педагогического опыта;
3) фиксация достоинств и ограничений этого педагогического опыта, включая выявление пределов его применения; осмысление вопросов, не решенных в рамках данного педагогического опыта;
4) оценка условий, обеспечивающих возможность достижения высоких результатов при использовании данного педагогического опыта;
5) выбор способа описания педагогического опыта.
Представление педагогического опыта
Схема представления информации о педагогическом опыте должна включать:
1) данные о носителе педагогического опыта;
2 ) исходное состояние учащихся (уровень развития познавательных способностей учащихся, уровни их обученности, воспитанности);
3) проблемы, решаемые с помощью данного педагогического опыта;
4) содержание деятельности (типичные примеры педагогического опыта, характеристика деятельности его носителя, трудности становления опыта; мотивы поведения учащихся, их отношение к деятельности по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию);
5) идеи, закономерности, механизмы, лежащие в основе данного педагогического опыта, выводы о диапазоне его использования.
Требования к педагогам, обобщающим свой опыт
1. Глубокие и разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин.
2. Знание современных методик преподавания; владение методиками анализа учебно-методической работы по предмету; умение корректировать и адаптировать базовые программы и методики; умение разрабатывать авторские образовательные программы.
3. Знание теории педагогики и возрастной психологии школьника, использование в работе различных форм психолого-педагогической диагностики.
4. Владение способами индивидуализации обучения, умение использовать элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей учащихся при реализации дифференцированного подхода.
5. Умение анализировать свою деятельность (видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе; понимает их причины и исправляет недостатки; усиливает позитивные моменты в своей работе и находит эффективные решения).
6. Умение активизировать познавательную деятельность учащихся, которое включает в себя создание условий, способствующих формированию положительной мотивации учения; умение интересно преподавать учебный материал, активизировать учащихся через использование поисковых и проектно-исследовательских методик.
7. Обеспечение высоких учебных результатов (учащиеся показывают хорошие, близкие к максимально соответствующим их возможностям, результаты по итогам проверочных работ, экзаменов; демонстрируют знания теоретических и практических основ предмета; учащиеся являются призерами олимпиад, турниров различных уровней).
8. Подтверждение устойчивых и постоянных успехов (учащиеся показывают положительную динамику по результатам учебно-воспитательной работы).
Памятка учителю, обобщающему свой опыт
1. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.
2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
3. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографические списки по интересующим вас вопросам.
4. Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для учащихся и др.), сопроводив их краткими разъяснениями.
5. Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
6. Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации.
7. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план. В нем должна быть заложена основная идея и логика изложения темы.
8. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.
10. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках.
11. При оформлении доклада или статьи тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать наукообразно. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Следите за связанностью и правильностью речи. Проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в тексте, описывающем ваш опыт.
12. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и др.).
13. Работая над обобщением собственного опыта, старайтесь поддерживать связь с учреждениями повышения квалификации (институтом повышения квалификации, институтом усовершенствования учителей, институтом развития образования), обращайтесь к руководителю школьного или районного (городского) методического объединения, а также к руководителям вашего образовательного учреждения и методистам отдела (управления) образования.
14. Представляйте материалы для обобщения вашего педагогического опыта заранее, одновременно с заявлением в аттестационную комиссию. Помните, что результативность вашей аттестации на квалификационную категорию напрямую зависит от содержания и качества представления вашего индивидуального педагогического опыта.
Консультация для педагогов «Передовой педагогический опыт»
Оксана Миляхова
Консультация для педагогов «Передовой педагогический опыт»
Консультация для педагогов
«Передовой педагогический опыт»
Хочешь облегчить свой труд, передай свой опыт другому.
Дело, в сущности, не в опыте, а в способности воспринимать опыт: если есть замок, уж ключ к нему наверняка найдется.
Каждый накапливает свой опыт, о качестве которого судят по результатам.
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, т. к. возникает потребность существенного обновления содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.
Важнейшими источниками развития системы образования являются:
— достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки;
— передовой опыт педагогической и управленческой деятельности;
— синтез научных знаний, подкреплённых положительными практическими результатами их использования для решения актуальных проблем.
Сущность передового педагогического опыта:
Под передовым педагогическим опытом (ППО, а также опытом управленческой деятельности понимают опыт, позволяющий получить наиболее высокие и нередко качественно новые результаты.
С точки зрения творческой новизны выделяют разные виды передового педагогического опыта:
1) Опыт, носящий репродуктивный характер (массовый опыт). Он ценен тем, что педагог вносит элементы новизны в уже известную педагогическую практику, в результате чего происходит адаптация педагогического опыта, присвоение педагогом его идеологии.
2) Опыт, носящий исследовательский характер. Он ценен тем, что педагог или педагогический коллектив моделирует будущее качество педагогического процесса, то есть осуществляет опытно-экспериментальную, исследовательскую деятельность.
Различают передовой педагогический опытпо широте круга его носителей: источником опыта может быть отдельный педагог или группа педагогов, методическое объединение, образовательное учреждение в целом.
По масштабности инноваций различают:
1) Опыт преобразований отдельных элементов педагогической деятельности (содержания, форм, методов и т. д.)
2) Опыт целостных преобразований отдельных подсистем работы ОУ (методическая служба, начальная школа, старшая школа и т. д.)
3) Опыт преобразований ОУ как целостной системы.
В качестве опыта могут выступать:
• технология или элементы технологии;
• система методических приемов;
• эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);
• эффективная система оценки знаний и др.
Критерии ценности передового педагогического опыта:
Критерии Характеристика критериев
Актуальность Соответствие социальному заказу государства и общества; Закону об Образовании РФ; прогрессивным тенденциям социального развития общества; региональной образовательной политике; идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике; профессиональным интересам определённых категорий педагогов.
Способствование решению актуальных задач общества; решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности воспитанника.
Научность Соответствие практической деятельности основополагающим положениям современной науки в области образования.
Результативность Соответствие уровня обученности и воспитанности детей их ценностным ориентациям, а также педагогической практике. Результативность может выражаться в уровне обученности и воспитанности детей, в личностном развитии воспитанников, в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.
Новизна Новизна должна сопровождаться заметными качественными показателями и заключаться в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования).
Репрезентативность Репрезентативность –это:
— достаточная проверка опыта по времени;
— подтверждение позитивных результатов не только в работе одного педагога, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
— возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.
Оптимальность Достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей затрате сил и времени педагогов и воспитанников и при том, чтобы данный опыт не стал помехой в решении других образовательных задач.
Перспективность Возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта.
Применение указанных критериев обеспечивает комплексную оценку опыта и даёт основание для его квалификации как передового.
Этапы работы с передовым педагогическим опытом.
Работа по выявлению, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта – это обязательный элемент повседневной деятельности педагогов и руководителей образовательных учреждений. Необходимо осуществлять этот процесс поэтапно, т. к. от этого зависит эффективность и качество работы образовательного учреждения.
Этапы работы по проблеме передового опыта:
1 этап: ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Методы выявления передового педагогического опыта:
— анализ результатов мониторинга качества образования;
— просмотр занятий в образовательном учреждении;
— оперативный и тематический контроль;
— конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары;
— анализ анкет педагогов.
2 этап: ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В процессе изучения и обобщения опыта происходит его научное осмысление.
Изучение передового педагогического опыта – это организованная деятельность по сбору, накоплению фактического материала, анализу учебно-воспитательного процесса и его результатов.
Алгоритм изучения передового педагогического опыта:
1. Определите совместно с автором тему, объект* и предмет** изучения его опыта.
2. Познакомьтесь со специальной литературой, нормативно-правовой базой, состоянием практики работы ОУ, города и других регионов по избранной теме.
3. Разработайте совместно с автором (авторами) программу или план изучения опыта.
4. Проанализируйте совместно с автором (авторами) опыта практическую деятельность, документацию, методические разработки и т. д.
5. Проведите мониторинг результатов изучаемого опыта.
6.Оформите итоговый документ: справку, выводы, рекомендации.
7. Рассмотрите результаты передового педагогического опыта на заседании методического или педагогического совета.
* Объект – педагогическое пространство, область, в границах которой будет проводиться изучение опыта.
* Предмет – аспект объекта изучения, относительно которого будет получено знание.
Определяя объект изучения,следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект.
Так, например,объектом может быть:
1) учебно-воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении;
2) учебный процесс на старшей ступени средней школы;
3) образовательный процесс в начальной школе.
Предметом могут выступать:
1) педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие качество общего образования;
2) психолого-педагогические условия, способствующие сохранению здоровья и обеспечивающие качество общего образования в старшей школе;
3) психолого-педагогические условия, обеспечивающие качество общего образования в начальной школе;
4) образовательные технологии, позволяющие обеспечить качество образования и сохранить здоровье школьников.
Методы изучения педагогического опыта:
1)Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний воспитанников; сравнение документов различного характера автора ППО с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.
2)Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, детей, родителей.
3)Анализ: выделение в конкретном ППО общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.
4)Синтез: установление связи, причин и следствий.
5)Наблюдение: применяется как прямое (осуществляется в процессе непосредственной работы, так и косвенное (путем ознакомления с учебно-производственной документацией и др. материалами).Объектами наблюдения могут быть: отдельные стороны работы воспитанников и деятельности педагога, качество выполнения планируемой работы, уровень усвоения детьми знаний, сформированность определенных умений и навыков, проявление индивидуальных особенностей и их роль в формировании творческой личности; дидактические условия, способствующие развитию творческого мышления учащихся, организации их деятельности, наличие средств обучения.
6)Беседа: проводится в условиях учебно-воспитательного процесса. Ответы могут даваться в устной и письменной форме. Результаты беседы анализируются.
7) Изучение результатов и продуктов деятельности (диагностика).
8)Метод самооценки: метод оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.
9)Эксперимент: может быть контактирующим, обучающим, итоговым, формирующим. Проводится в тех случаях, когда нет других способов убедиться в целесообразности внедрения проверяемого опыта. Задача того, кто обобщает передовой опыт, заключается не только в том, чтобы фиксировать чужие достижения, автоматически применяя их. Необходимо создавать оригинальный опыт, применительно к местным условиям, разрабатывать рекомендации по совершенствованию практики, т. е. управлять передовым опытом, также изучать заимствованный опыт, организовав его экспериментальную проверку.
3 этап: ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Обобщение педагогического опыта – это всегда анализ и синтез информации, полученный в результате её изучения; её отбор, классификация; выделение основного, главного; выявление особенностей и новизны в изучаемом опыте; выражение основных результатов изучения в форме описания ил устного сообщения.
Формы обобщения опыта:
• доклад, статья, отчет;
• буклет, плакат, листовка;
• кинофильмы, диапозитивы, диафильм;
• видеозапись, магнитофонная запись;
• методические разработки, рекомендации и др.
Памятка-рекомендация педагогу по обобщению своего передового опыта работы:
1. Внимательно следите за профессиональной печатью и научно-методической литературой. Ведите записи по интересующим Вас проблемам.
2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы (планы, конспекты, дидактические материалы, работы воспитанников, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием дошкольников и т. д.).
3. Уточните тему обобщения опыта.
4. Определите форму обобщения
5. Составьте краткий план темы своего опыта (3-4 основных вопроса) и тезисы к нему. Материалы дополняйте, уточняйте в процессе работы, отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
6. Критически оценивайте свой опыт. Главный критерий оценки работы – результативность опыта.
7. Собрав материал и систематизировав его, приступайте к описанию в соответствии с выбранной формой. Задача описания передового опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к распространению инновации. Старайтесь писать кратко, логически стройно, избегая повторений.
8. Подберите и оформите приложения к работе (таблицы, схемы, модели занятий, внеклассных мероприятий и т. д.).
9. Оформите свою работу в соответствии с выбранной формой обобщения.
10. Подготовив материалы, снимите с них копию (оригинал всегда храните у себя, продублируйте на электронном носителе.
Предлагаемую памятку не следует рассматривать как жесткую схему. Специфика опыта может подсказать педагогу существенные дополнения к изложенному.
4 этап: РАСПРОСТРАНЕНИЕ (ДИССЕМИНАЦИЯ) ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
— пропаганда новаторских идей;
-помощь авторам опыта в формировании творческого коллектива, предоставления им возможности испытать чувство гордости в связи с достигнутыми результатами.
Диссеминация позволяет распространять практику работы образовательных учреждений и педагогов на более широкие массы, адаптируя и развивая элементы инновационной разработки или систему в целом.
Формы и способы распространения и сопровождения передового опыта:
• Аукцион «педагогических идей»;
• Банк педагогического опыта;
• Защита авторских проектов и разработок;
• Научно-методическая и научно-практическая конференции;
• Неделя изучения наилучшего опыта, накопленного педагогом;
• Общественная презентация опыта;
• Открытые занятия по различным темам и вопросам;
• Панорама педагогических достижений;
• Педагогическая мастерская;
• Педагогические чтения;
• Печатные способы распространения педагогического опыта; (публикации в газете, брошюры).
• Практикумы по разработке методики изучения и обобщения пе-дагогического опыта;
• Школа передового педагогического опыта;
• Школа профессионального мастерства.
Презентация опыта необходима для того,чтобы:
дать обоснование актуальности опыта, его практической значимости, выделить противоречия, трудности, с которыми столкнулись в своей практической деятельности,
вычленить ведущую педагогическую идею опыта, ее составные части. Это могут быть уже известные или новые идеи и технологии передового опыта, отвечающие взглядам автора, его позиции,
отразить теоретическую базу опыта. Описать, на какие научные (или практические) изыскания опирается педагог, научные концепции или теории каких авторов (известных большинству педагогов или менее известных) использует в работе,
раскрыть технологию реализации ведущей педагогической идеи и ее компонентов, изложить точку зрения на содержание образования, взаимоотношения педагога и воспитанника, формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания современного дошкольника,
показать предлагаемые инновации в организации учебно-воспитательного процесса, содержании образования, взаимодействии педагога и детей,
провести самоанализ результатов профессиональной деятельности.
Если есть необходимость, показать результаты медицинского обследования, психологического тестирования, анкетирования родителей, результаты итогового контроля, олимпиад, конкурсов; можно представить общий результат в виде диаграмм, схем.
Презентация системы работы осуществляется в рамках авторской педагогической концепции. Иллюстрируйте свое выступление материалами из опыта работы: альбомы, папки с подборкой определенных материалов, фотографии, печатные издания, работы учащихся и др.
Типичные ошибки при обобщении опыта:
• описание достаточно известного опыта. Описание опыта не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах.
• изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей.
• не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя.
• отсутствие анализа и наличие только констатации фактов;
• поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами;
• преобладание эмоционального характера описания опыта;
• не раскрываются пути достижения опыта (методы, приемы, средства);
• отсутствие взаимосвязи между действиями педагога и детьми (т. е. односторонняя передача опыта: либо деятельность педагога, либо детей);
• отражены только успехи, отсутствуют проблемы, нерешенные вопросы, трудности;
• не всегда передаются условия, в которых возможно воспроизведение опыта.
Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте:
Материал о передовом опытевключает следующие структурные элементы: обложка (титульный лист, информационный лист, рецензия, аннотация, оглавление (содержание, введение, основная часть, заключение, литература, приложение.
Обложка (титульный лист): название учреждения, представляющего материал; заглавие, название предоставляемого материала; Ф. И. О., должность того, кто представляет материал; год представления материала.
Информационный лист: сведения об авторе опыта: Ф. И. О., год рождения, образование, квалификационная категория и год присвоения, адрес, контактный телефон; сведения о том, какими материалами представлен опыт, их точное местонахождение; сведения о последователях опыта, их отзывы и замечания, конкретные адреса распространения передового опыта (Ф. И. О., должность, название учреждения образования).
Рецензия: отзывы и замечания эксперта о представленной работе (указать Ф. И. О., должность эксперта).
Аннотация: это сокращённое (0,5 страницы) изложение содержания материала об опытев следующей последовательности: представление автора, составителя, основное содержание материала об опыте, читательское назначение материала.
Оглавление: даёт развёрнутый перечень всех рубрик (разделов, глав, параграфов) соответственно тексту с указанием страниц.
Теоретическая база опыта: указывается, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.
Актуальность и перспективность опыта: анализ педагогических противоречий и способов их разрешения; определение того, в какой мере опыт способствует решению задач, поставленных перед образовательным учреждением, какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в данном опыте.
Новизна опыта: отличие опыта от уже существующего, его степень новизны.
Адресность опыта: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт, определить область применения опыта (в каких группах).
Трудоёмкость опыта: указать трудности при использовании данного опыта; длительность работы над опытом; диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, занятие, система занятий, система внеклассной работы).
Технология опыта:отразить последовательность действий: осознание цели, изучение состояния постановки задач, подбор форм, методов, средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка.
Заключение: отражение причинно-следственных связей между используемыми педагогом средствами и полученными результатами, выводы, рекомендации, прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения.
Приложение к опытуработы может включать: авторские и модифицированные программы, проекты; описание опыта работы; видео и фотоматериалы, презентации; выступления на методических мероприятиях; данные о детях, их успехах, имеющих отношение к системе работы; дидактический материал; материалы, подтверждающие результативность опыта; педагогическую диагностику; планы работы с детьми; продукты детской деятельности; публикации в СМИ; творческие работы; поощрения педагога (награды, звания).
1. О. М. Сергеева. Изучение, обобщение и распространение (диссеминация) передового педагогического опыта. Методическое пособие. – ГБОУ СПО «Дзержинский индустриально-коммерческий техникум», 2010.
2. Ю. Г. Шихваргер. Педагогический опыт: изучение, обобщение, продвижение.
3. С. А. Грецкова. Педагогический опыт. Понятия и методы обобщения. ГБНОУ «СПБ ГДТЮ».
4. В. А. Зебзеева. Обобщение передового педагогического опыта.
5. Валеев Г. Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода // Педагогика. – 2005, №5.
6. Попова И. Н. Обобщение передового педагогического опыта. // Завуч, 2006, №6.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы» Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно – оздоровительной работы» Прежде чем начать говорить о взаимодействии.
Педагогический опыт Педагогический опыт воспитателя Гапиенко Ольги Евгеньевны. Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны.
Педагогический опыт «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность детского сада» «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность детского сада» Актуальность и перспективность. В настоящее.
Педагогический опыт «Чудо своими руками» Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию Автор: Возмищева Татьяна Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории.
Передовой педагогический опыт по формированию самостоятельности детей дошкольного возраста Самостоятельность – очень важная черта личности человека и очень неоднозначная. Как часто мы сетуем на неумение нашего ребенка занять себя,.
Мой педагогический опыт 1 Каждый педагог – это своего рода сыщик. Ведь ему приходится находить индивидуальный подход к каждому ребенку, быть тонким психологом,.