Что такое педагогическая задача
Конспект лекций по курсу «Общие основы педагогики».
2.10. Педагогическая задача.
Термин «задача» используется в разных науках и трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; как поручение, задание; как вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; как проблема и т. п. В современной педагогике наиболее часто применяются следующие определения.
1. Под педагогической задачей понимается цель, к которой стремится педагог, и способ ее достижения.
2. Педагогическая задача – это система особого рода, представляющая собой основную единицу педагогического процесса.
3. Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.
4. Педагогическая задача – это материализованная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Подход к рассмотрению структурных компонентов педагогической задачи в современной науке неоднозначен. Рассматривая ее как элемент педагогического процесса, можно выделить следующие компоненты: а) педагоги; б) воспитанники; в) содержание; г) средства.
Если рассматривать педагогическую задачу как систему, то обязательными ее компонентами являются исходное состояние предмета задачи и желаемая модель конечного состояния.
Предметом педагогической задачи могут выступать все педагогические характеристики, которые подвержены количественным и качественным изменениям (материальные и идеальные).
Трудность задачи является субъективной характеристикой. Она описывается такими неформальными признаками, как новизна, неожиданность и проблемность.
Специфика педагогической задачи состоит в особенности ее решения. Как отмечает С.Г. Костюк, педагогические задачи могут быть решены и решаются только посредством руководимой учителем активности учащихся, их деятельности. Специфика педагогической задачи заключается еще и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом.
В педагогической науке принято классифицировать педагогические задачи по следующим основаниям:
• в соответствии с временным признаком – стратегические, тактические, оперативные;
• в соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе – дидактические, воспитательные;
• в соответствии с технологическим подходом – собственно педагогические и функционально-педагогические.
Стратегическими называют педагогические задачи, вытекающие из общей цели образования. Они формируются в виде ряда представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития, и определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности.
Тактические задачи – это стратегические задачи в реальном педагогическом процессе. Они приурочены к определенному этапу решения стратегических задач, но сохраняют свою направленность на итоговый результат образования.
Оперативные задачи – это педагогические задачи, которые встают перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.
Дидактические задачи направлены на управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Они подразделяются на учебные (на решение которых направлены действия, составляющие учебную деятельность) и критериальные (которые должен научиться решать ученик, описание которых дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся).
Воспитательные задачи призваны управлять процессом воспитания подрастающего поколения. В общем случае они подразделяются на задачи социального, умственного, нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания.
Собственно педагогические задачи связаны с изменением личности ученика, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости. Функционально-педагогические задачи направлены на выбор форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач.
Рассматривая вопрос о решении педагогической задачи, необходимо отметить, что оно является общим для всех вышеперечисленных типов педагогических задач.
В качестве этапов решения педагогической задачи выступают:
1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;
2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);
4) анализ результатов решения.
Различают процесс и способ решения педагогической задачи. В.А. Сластенин предлагает под способом понимать некоторую систему последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к ее решению, а под процессом – реализацию некоторого способа как «фрагмента функционирования решателя», осуществляемого им при решении задачи или с целью ее решения.
Выделяют продуктивный и непродуктивный процессы решения педагогической задачи. Способ ее решения в большинстве случаев нейтрален и по своей специфике может быть обязательным, рекомендуемым, запрещенным.
При решении педагогической задачи возможны получение не только прямого, но и побочного результата, а также соотношение предметного и воспитательного результатов.
Педагогические задачи и условия их правильного решения
Педагогическая задача — что это такое, определение
Педагогическая задача — конкретная и нацеленная на результат педагогическая ситуация, которая направлена на осмысление и преобразование существующей действительности. К таким изменениям относятся: прогресс в знаниях, умениях и отношениях учащихся. Педагогические ситуации создаются организованно как самим педагогом, так и спонтанно учащимися.
Педагогическая задача имеет те же компоненты, что и педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и методы. Но к ней, как к системе, добавляются такие составляющие, как исходное состояние предмета задачи и модель требуемого состояния.
В процессе педагогической деятельности выполняются такие задачи, как воспитательные, обучающие и образовательные. Сама эффективность педагогической задачи выражается в способностях успешно определять разнообразные жизненные ситуации. Она формируется в соответствии с поставленными целями.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в дальнейшем в результате педагогических действий преобразуется в определенную систему задач педагогического процесса.
Педагогические задачи не всегда бывают конфликтными, но всегда содержат противоречия между ожиданием и реальностью.
Существует следующая классификация педагогических задач:
Способы решения педагогической задачи
Существует определенный алгоритм, который имеет несколько этапов:
Пример и решение некоторых педагогических задач
К вариантам решения педагогических задач можно отнести:
Ситуация 1. Мальчик решает на доске задачу, но не справляется с ней и получает двойку. Когда он поворачивается к классу, видит — все над ним смеются.
Проблема в контексте педагогического процесса: проблема воспитания и взаимоотношений между сверстниками в коллективе.
Педагогическая задача: воспитание дружеских взаимоотношений, взаимоподдержки и толерантности в коллективе.
Решение 1. Организовать систему классных часов, в основе которых лежит тема доверия и взаимоуважения.
Решение 2. Внедрять в учебную деятельность нестандартные уроки и методики.
Решение 3. Провести беседу с родителями на тему воспитания.
Ситуация 2. Работая во 2 классе, учительница заметила, что стали теряться вещи. Это вызвало тревогу. Ей было необходимо найти того, кто берет чужое. Учительница решила использовать психологическую методику для младшего школьника, и создала ситуацию, при которой воришка сам выдал бы себя.
Способ решения: Учительница раздала всем спички и сказала, что у того, кто взял чужое, спичка вырастет. После чего у каждого стала проверять. У одного мальчика она была сломана. Он объяснил это тем, что спичка так не вырастет. Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи. После данного случая вещи перестали пропадать.
Педагогическая задача: пример и решение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие педагогической задачи
Педагогическая задача – это определенная осмысленная педагогическая ситуация, имеющая конкретную цель, направленную на познание и преобразование действительности.
В настоящее время выделяют три основных подхода к пониманию сущность педагогической задачи:
В настоящее время различают следующие педагогические задачи:
Алгоритм решения педагогической задачи
Процесс решения педагогической задачи проходит последовательно несколько этапов:
Осуществление анализа педагогической ситуации:
Планирование и целеполагание. Целеполагание предусматривает проверку имеющихся исходных предложений и полученных результатов, а также проектирование реализуемого педагогического воздействия.
Конструирование и последующая реализация педагогического процесса. Обоснованный выбор разнообразных видов деятельность учащихся, управление педагогическим процессом и действиями учащихся во время него.
Коррегирование и регулирование – предусматривают оценку неуспешности или успешности реализуемого педагогического процесса и действий, при необходимости осуществление их корректирования и коррегирования.
Осуществление итогового контроля и учета полученных результатов. Решение любой педагогической задачи должно обязательно заканчиваться осуществлением итогового учета и сопоставления с исходными данными, анализом достижений и недостатками педагогических действий, эффективности использованных методов, средств и форм организации воспитательно-образовательной работы.
Готовые работы на аналогичную тему
Пример и решение некоторых педагогических задач
Пример 1. (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).
Педагогическая задача: Привить детям бережное отношение не только к собственным вещам, но и к вещам других людей. Уметь не просто видеть, но и ценить прекрасное, сохранять и оберегать его.
Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Каждый ребенок от рождения небрежно относится не только к своим вещам, но и к вещами других людей, имеет некоторую жестокость к окружающему миру. Это связано с тем, что такие качества как бережливость необходимо целенаправленно и методично воспитывать в каждом ребенке, начиная как можно раньше. Взрослый должен обращать внимание ребенка на его отрицательные поступки, разбирать каждый поступок, его причины и последствия.
Кроме того, необходимо собственным примером показывать детям как следует поступать по отношению к своим и чужим вещам, окружающему миру. Родители и воспитатели должны показать ребенку, какого труда стоит создание вещи, какую ценность она представляет для своего хозяина. Для формирования бережного отношения к окружающему миру следует показать его значимость в жизни людей и непосредственно данного ребенка.
В образовательных учреждениях помимо устных объяснений и собственного примера, педагог должен осуществлять совместную работу с детьми в групповом уголке, на пришкольном участке и т.д. Все это поможет не только на словах объяснить, но и на практике привить уважение и бережное отношение к вещам и окружающему миру. Так как дети будут иметь возможность почувствовать красоту окружающего мира, ту радость, которую он дарит людям.
Пример 2. (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).
Педагогическая задача: привить детям любовь к получению знаний, придать им уверенность в собственных силах и умениях, сформировать стойкий интерес ко всему окружающему.
Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Способов решения данной задачи огромное множество, каждый педагог должен выбрать один метод, который на его взгляд будет эффективным в работе с детьми, либо же совокупность нескольких методов.
Процесс формирования любви к процессу обучения закладывается еще в дошкольном детстве, важно не оттолкнуть ребенка от получения знаний. Для этого следует проводить все занятия с дошкольниками в интересной форме и в благоприятной психологической атмосфере, например, занятия на природе, встречи с интересными людьми и т.д.
Помимо атмосферы и обстановки педагог должен понимать, что отрицательные оценки или негативные отзывы о проделанной ребенком учебной работе снижают его мотивацию на дальнейшее обучение. Именно поэтому для формирования любви к учебе, оценку деятельности ребенка следует давать корректно. Важно прививать ребенку уверенность в собственных силах. В связи с чем, учащимся начальных классов не ставятся оценки, педагог словесно отмечает их успехи и при необходимости поправляет ошибки.
ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача
ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача
Существует три основных подхода к понятию «педагогическая задача»:
1) педагогическая задача связана с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика (Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина);
2) педагогическая задача находит свое выражение в планируемых эффектах роста, развития, продвижения учащихся, в которых проявляются способности человека успешно решать жизненные проблемы;
3) педагогическая задача выступает как некоторая знаковая модель педагогической ситуации и изменяется в соответствии с логикой целей педагогического процесса.
Классификация педагогических задач может быть представлена в следующем виде:
1) стратегические задачи (сверхзадачи, которые отражают общую цель воспитания, формируются в виде некоторых эталонных представлений о качествах человека, задаются извне, вытекают из объективной потребности общественного развития, определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности);
2) тактические задачи (сохраняют свою направленность на итоговые результаты воспитания и образования учащихся, приуроченные к какому-либо этапу решения стратегических задач);
3) оперативные задачи (текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент педагогической деятельности).
В содержательном плане педагогические задачи могут быть сведены к следующим задачам:
1) задачи возбуждения (выявления актуального состояния формируемых качеств личности и коллектива);
2) задачи предвосхищения (прогнозирования изменений формируемых качеств личности и коллектива);
3) задачи преобразования (перевода) формируемых качеств личности и коллектива на новый, более высокий уровень развития.
Важно иметь представление о том, каким должен быть процесс решения педагогических задач (по Л. Ф. Спирину). Он в своем развитии проходит ряд этапов:
1) анализ педагогической ситуации. Он включает в себя оценку исходных условий педагогических действий, объяснение и предвидение педагогических явлений, выработку и принятие диагностических решений, диагностику индивидуального или группового поступка, диагностику личности и коллектива, прогнозирование результатов обучения и воспитания, возможности трудных ответов учащихся и их ответные реакции;
2) целеполагание и планирование. Целеполагание направляется анализом имеющихся средств для проверки исходных предположений и достижений результата, проектирование педагогических воздействий;
3) конструирование и реализация педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает обоснованный выбор различных видов деятельности учащихся, программирование управляющих действий педагога и педагогически целесообразные действия воспитанников;
4) регулирование и коррегирование. Оценка успешности или неуспешности в реализации педагогического процесса и педагогических действий, их коррекция и переработка осуществляется благодаря регулированию и коррегированию;
5) итоговый контроль и учет полученных результатов. Решение педагогической задачи заканчивается итоговым учетом и сопоставлением с исходными данными, анализом достижений и недостатков педагогических действий, эффективности методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной работы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность
ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность Обучение – это педагогический процесс, осуществляемый деятельностью педагога. В процесс обучения входят: выработка умений и навыков, применение их на практике, формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической
ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система
ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система Предмет изучения педагогики чрезвычайно сложен, поэтому по мере своего развития педагогика превратилась в разветвленную систему научных знаний. Современную педагогику точнее будет называть системой наук о воспитании,
ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология
ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, воспитательных приемов и средств. Благодаря
ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика
ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов
33. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
33. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ Образованностью называется характеристика высокого уровня гармоничной педагогической сфор-мированности человека и общности, основанной на обладании научным пониманием мира и себя в нем. Специфическая составляющая образования
78. Педагогическая способность и ее структура
78. Педагогическая способность и ее структура Склонность к педагогической деятельности составляет внутреннее условие для формирования страстной любви к педагогической работе. Если у человека есть склонность к работе учителя, то он испытывает удовлетворение от
Глава 7 Педагогическая психология и педагогика
Глава 7 Педагогическая психология и педагогика 1. Предмет педагогической психологии и предмет педагогики«Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование» (Ян Коменский).Педагогическая психология изучает условия и закономерности формирования
49 ДЕТСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
49 ДЕТСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Детская психология (ДП) начала развиваться в конце XIX в. Каждый возраст, по мнению исследователей того времени, характеризовался определенными изменениями структуры личности. Предметом ДП являлся ребенок от новорож-денности до
Любая задача – хорошая задача
Любая задача – хорошая задача Любимую работу можно охарактеризовать, как дело, которое занимает ваш интерес, предполагая при этом возможность зарабатывать достаточно денег для нормального образа жизни. Но работа может быть и чем-то гораздо большим: она может быть
5.4. Педагогическая и психологическая литература
5.4. Педагогическая и психологическая литература В предыдущем разделе были даны советы по работе с книгой. В этом – порекомендуем круг чтения будущему педагогу. Когда же возникла педагогическая литература, каковы ее основные жанры? Этот раздел литературы – один из
Глава 5. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
Глава 5. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ Современная семья является настолько сложной системой со столь неоднозначными функциями, что даже в процессе ее нормальной жизнедеятельности и развития ей приходится переживать критические ситуации и сложности, когда
1. Психолого-педагогическая работа с детьми
1. Психолого-педагогическая работа с детьми Наиболее часто за помощью к специалистам, работающим с семьей, обращаются по поводу детей. Работа с ребенком может вестись и по показаниям, и по запросу.Показания к психолого-педагогической работе связаны с наличием у ребенка
2. Психолого-педагогическая работа с родителями
2. Психолого-педагогическая работа с родителями Отечественный педагог и психолог А.Е. Мудрик подчеркивает важность выполнения семьей функции воспитания. По мнению ученого, семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами
Что такое педагогическая задача
Мы часто слышим и читаем в различных пособиях, что любая деятельность начинается с определения целей и задач. Но чем отличаются задачи от целей?
Во-первых, тем, что цель отражает конечный результат, которого мы хотим добиться в процессе деятельности, а задача – лишь направление к этому результату.
Во-вторых, задача ставится для конкретизации пути к цели, способа или способов достижение цели.
В-третьих, задача – не готовый, а лишь намеченный путь к цели, этот путь ещё надо «проложить», решив задачу.
В-четвёртых, для достижения одной цели может служить не одна задача, а несколько задач, если цель достигается в несколько этапов, и на каждом из них требуются разные способы. Так, чтобы сделать из квадратной доски круг, можно воспользоваться электролобзиком, и тогда весь процесс обработки уложится в один этап. Если же такого инструмента у нас нет, то путь к цели можно разделить на два этапа (см. рисунок): на первом этапе спилить углы, а на втором – придать многоугольнику круглую форму, для чего понадобится другой способ обработки, например: обточить на токарном станке или обстрогать рубанком. Используя доступные нам способы и средства, нужного результата мы добиваемся в обоих случаях, однако во втором увеличивается количество решаемых задач.
То, что необходимо преобразовать для достижения цели, является предметом задачи.
Любая задача может рассматриваться как система, включающая два основных компонента:
1) состояние предмета задачи (каков он на момент постановки задачи);
2) модель требуемого состояния предмета задачи (каким он должен стать, приобретя новые свойства, когда задача будет решена).
Специфика педагогических задач
Выполняя различную деятельность, люди решают задачи, суть которых сходна в том, что решение задач приводит к достижению цели деятельности, связанной с переводом предмета задачи в требуемое состояние.
Предмет педагогической задачи – ученик, воспитанник. Возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода обучаемого, воспитуемого из одного состояния в другое.
Педагогические задачи отличаются от прочих тем, что…
1) педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают, по меньшей мере, два субъекта (педагог и воспитанник);
2) решение педагогической задачи не заканчивается переведением её предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во всяком случае, в лице педагога;
3) педагогические задачи (те, которые решает педагог) неразрывно связаны с задачами учебными (теми, которые решает обучающийся), поэтому успешность решения педагогической задачи определяется успешностью решения учебной задачи учеником;
4) при анализе педагогической задачи нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам её предмет совпадает с субъектом-учеником; таким образом, успешность её решения зависит не только от субъекта задачи (педагога) но и от предмета задачи, ведь её предметом является субъект-ученик.
Педагогическая задача – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.
Педагогическую задачу можно представить в следующем виде: