Что такое педагогическая задача

Конспект лекций по курсу «Общие основы педагогики».

2.10. Педагогическая задача.

Термин «задача» используется в разных науках и трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; как поручение, задание; как вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; как проблема и т. п. В современной педагогике наиболее часто применяются следующие определения.

1. Под педагогической задачей понимается цель, к которой стремится педагог, и способ ее достижения.

2. Педагогическая задача – это система особого рода, представляющая собой основную единицу педагогического процесса.

3. Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.

4. Педагогическая задача – это материализованная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Подход к рассмотрению структурных компонентов педагогической задачи в современной науке неоднозначен. Рассматривая ее как элемент педагогического процесса, можно выделить следующие компоненты: а) педагоги; б) воспитанники; в) содержание; г) средства.

Если рассматривать педагогическую задачу как систему, то обязательными ее компонентами являются исходное состояние предмета задачи и желаемая модель конечного состояния.

Предметом педагогической задачи могут выступать все педагогические характеристики, которые подвержены количественным и качественным изменениям (материальные и идеальные).

Трудность задачи является субъективной характеристикой. Она описывается такими неформальными признаками, как новизна, неожиданность и проблемность.

Специфика педагогической задачи состоит в особенности ее решения. Как отмечает С.Г. Костюк, педагогические задачи могут быть решены и решаются только посредством руководимой учителем активности учащихся, их деятельности. Специфика педагогической задачи заключается еще и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом.

В педагогической науке принято классифицировать педагогические задачи по следующим основаниям:

• в соответствии с временным признаком – стратегические, тактические, оперативные;

• в соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе – дидактические, воспитательные;

• в соответствии с технологическим подходом – собственно педагогические и функционально-педагогические.

Стратегическими называют педагогические задачи, вытекающие из общей цели образования. Они формируются в виде ряда представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития, и определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности.

Тактические задачи – это стратегические задачи в реальном педагогическом процессе. Они приурочены к определенному этапу решения стратегических задач, но сохраняют свою направленность на итоговый результат образования.

Оперативные задачи – это педагогические задачи, которые встают перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.

Дидактические задачи направлены на управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Они подразделяются на учебные (на решение которых направлены действия, составляющие учебную деятельность) и критериальные (которые должен научиться решать ученик, описание которых дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся).

Воспитательные задачи призваны управлять процессом воспитания подрастающего поколения. В общем случае они подразделяются на задачи социального, умственного, нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания.

Собственно педагогические задачи связаны с изменением личности ученика, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости. Функционально-педагогические задачи направлены на выбор форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач.

Рассматривая вопрос о решении педагогической задачи, необходимо отметить, что оно является общим для всех вышеперечисленных типов педагогических задач.

В качестве этапов решения педагогической задачи выступают:

1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

4) анализ результатов решения.

Различают процесс и способ решения педагогической задачи. В.А. Сластенин предлагает под способом понимать некоторую систему последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к ее решению, а под процессом – реализацию некоторого способа как «фрагмента функционирования решателя», осуществляемого им при решении задачи или с целью ее решения.

Выделяют продуктивный и непродуктивный процессы решения педагогической задачи. Способ ее решения в большинстве случаев нейтрален и по своей специфике может быть обязательным, рекомендуемым, запрещенным.

При решении педагогической задачи возможны получение не только прямого, но и побочного результата, а также соотношение предметного и воспитательного результатов.

Источник

Педагогические задачи и условия их правильного решения

Педагогическая задача — что это такое, определение

Педагогическая задача — конкретная и нацеленная на результат педагогическая ситуация, которая направлена на осмысление и преобразование существующей действительности. К таким изменениям относятся: прогресс в знаниях, умениях и отношениях учащихся. Педагогические ситуации создаются организованно как самим педагогом, так и спонтанно учащимися.

Педагогическая задача имеет те же компоненты, что и педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и методы. Но к ней, как к системе, добавляются такие составляющие, как исходное состояние предмета задачи и модель требуемого состояния.

В процессе педагогической деятельности выполняются такие задачи, как воспитательные, обучающие и образовательные. Сама эффективность педагогической задачи выражается в способностях успешно определять разнообразные жизненные ситуации. Она формируется в соответствии с поставленными целями.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в дальнейшем в результате педагогических действий преобразуется в определенную систему задач педагогического процесса.

Педагогические задачи не всегда бывают конфликтными, но всегда содержат противоречия между ожиданием и реальностью.

Существует следующая классификация педагогических задач:

Способы решения педагогической задачи

Существует определенный алгоритм, который имеет несколько этапов:

Пример и решение некоторых педагогических задач

К вариантам решения педагогических задач можно отнести:

Ситуация 1. Мальчик решает на доске задачу, но не справляется с ней и получает двойку. Когда он поворачивается к классу, видит — все над ним смеются.

Проблема в контексте педагогического процесса: проблема воспитания и взаимоотношений между сверстниками в коллективе.

Педагогическая задача: воспитание дружеских взаимоотношений, взаимоподдержки и толерантности в коллективе.

Решение 1. Организовать систему классных часов, в основе которых лежит тема доверия и взаимоуважения.

Решение 2. Внедрять в учебную деятельность нестандартные уроки и методики.

Решение 3. Провести беседу с родителями на тему воспитания.

Ситуация 2. Работая во 2 классе, учительница заметила, что стали теряться вещи. Это вызвало тревогу. Ей было необходимо найти того, кто берет чужое. Учительница решила использовать психологическую методику для младшего школьника, и создала ситуацию, при которой воришка сам выдал бы себя.

Способ решения: Учительница раздала всем спички и сказала, что у того, кто взял чужое, спичка вырастет. После чего у каждого стала проверять. У одного мальчика она была сломана. Он объяснил это тем, что спичка так не вырастет. Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи. После данного случая вещи перестали пропадать.

Источник

Педагогическая задача: пример и решение

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие педагогической задачи

Педагогическая задача – это определенная осмысленная педагогическая ситуация, имеющая конкретную цель, направленную на познание и преобразование действительности.

В настоящее время выделяют три основных подхода к пониманию сущность педагогической задачи:

В настоящее время различают следующие педагогические задачи:

Алгоритм решения педагогической задачи

Процесс решения педагогической задачи проходит последовательно несколько этапов:

Осуществление анализа педагогической ситуации:

Планирование и целеполагание. Целеполагание предусматривает проверку имеющихся исходных предложений и полученных результатов, а также проектирование реализуемого педагогического воздействия.

Конструирование и последующая реализация педагогического процесса. Обоснованный выбор разнообразных видов деятельность учащихся, управление педагогическим процессом и действиями учащихся во время него.

Коррегирование и регулирование – предусматривают оценку неуспешности или успешности реализуемого педагогического процесса и действий, при необходимости осуществление их корректирования и коррегирования.

Осуществление итогового контроля и учета полученных результатов. Решение любой педагогической задачи должно обязательно заканчиваться осуществлением итогового учета и сопоставления с исходными данными, анализом достижений и недостатками педагогических действий, эффективности использованных методов, средств и форм организации воспитательно-образовательной работы.

Готовые работы на аналогичную тему

Пример и решение некоторых педагогических задач

Пример 1. (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).

Педагогическая задача: Привить детям бережное отношение не только к собственным вещам, но и к вещам других людей. Уметь не просто видеть, но и ценить прекрасное, сохранять и оберегать его.

Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Каждый ребенок от рождения небрежно относится не только к своим вещам, но и к вещами других людей, имеет некоторую жестокость к окружающему миру. Это связано с тем, что такие качества как бережливость необходимо целенаправленно и методично воспитывать в каждом ребенке, начиная как можно раньше. Взрослый должен обращать внимание ребенка на его отрицательные поступки, разбирать каждый поступок, его причины и последствия.

Кроме того, необходимо собственным примером показывать детям как следует поступать по отношению к своим и чужим вещам, окружающему миру. Родители и воспитатели должны показать ребенку, какого труда стоит создание вещи, какую ценность она представляет для своего хозяина. Для формирования бережного отношения к окружающему миру следует показать его значимость в жизни людей и непосредственно данного ребенка.

В образовательных учреждениях помимо устных объяснений и собственного примера, педагог должен осуществлять совместную работу с детьми в групповом уголке, на пришкольном участке и т.д. Все это поможет не только на словах объяснить, но и на практике привить уважение и бережное отношение к вещам и окружающему миру. Так как дети будут иметь возможность почувствовать красоту окружающего мира, ту радость, которую он дарит людям.

Пример 2. (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).

Педагогическая задача: привить детям любовь к получению знаний, придать им уверенность в собственных силах и умениях, сформировать стойкий интерес ко всему окружающему.

Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Способов решения данной задачи огромное множество, каждый педагог должен выбрать один метод, который на его взгляд будет эффективным в работе с детьми, либо же совокупность нескольких методов.

Процесс формирования любви к процессу обучения закладывается еще в дошкольном детстве, важно не оттолкнуть ребенка от получения знаний. Для этого следует проводить все занятия с дошкольниками в интересной форме и в благоприятной психологической атмосфере, например, занятия на природе, встречи с интересными людьми и т.д.

Помимо атмосферы и обстановки педагог должен понимать, что отрицательные оценки или негативные отзывы о проделанной ребенком учебной работе снижают его мотивацию на дальнейшее обучение. Именно поэтому для формирования любви к учебе, оценку деятельности ребенка следует давать корректно. Важно прививать ребенку уверенность в собственных силах. В связи с чем, учащимся начальных классов не ставятся оценки, педагог словесно отмечает их успехи и при необходимости поправляет ошибки.

Источник

ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача

ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача

Существует три основных подхода к понятию «педагогическая задача»:

1) педагогическая задача связана с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика (Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина);

2) педагогическая задача находит свое выражение в планируемых эффектах роста, развития, продвижения учащихся, в которых проявляются способности человека успешно решать жизненные проблемы;

3) педагогическая задача выступает как некоторая знаковая модель педагогической ситуации и изменяется в соответствии с логикой целей педагогического процесса.

Классификация педагогических задач может быть представлена в следующем виде:

1) стратегические задачи (сверхзадачи, которые отражают общую цель воспитания, формируются в виде некоторых эталонных представлений о качествах человека, задаются извне, вытекают из объективной потребности общественного развития, определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности);

2) тактические задачи (сохраняют свою направленность на итоговые результаты воспитания и образования учащихся, приуроченные к какому-либо этапу решения стратегических задач);

3) оперативные задачи (текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент педагогической деятельности).

В содержательном плане педагогические задачи могут быть сведены к следующим задачам:

1) задачи возбуждения (выявления актуального состояния формируемых качеств личности и коллектива);

2) задачи предвосхищения (прогнозирования изменений формируемых качеств личности и коллектива);

3) задачи преобразования (перевода) формируемых качеств личности и коллектива на новый, более высокий уровень развития.

Важно иметь представление о том, каким должен быть процесс решения педагогических задач (по Л. Ф. Спирину). Он в своем развитии проходит ряд этапов:

1) анализ педагогической ситуации. Он включает в себя оценку исходных условий педагогических действий, объяснение и предвидение педагогических явлений, выработку и принятие диагностических решений, диагностику индивидуального или группового поступка, диагностику личности и коллектива, прогнозирование результатов обучения и воспитания, возможности трудных ответов учащихся и их ответные реакции;

2) целеполагание и планирование. Целеполагание направляется анализом имеющихся средств для проверки исходных предположений и достижений результата, проектирование педагогических воздействий;

3) конструирование и реализация педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает обоснованный выбор различных видов деятельности учащихся, программирование управляющих действий педагога и педагогически целесообразные действия воспитанников;

4) регулирование и коррегирование. Оценка успешности или неуспешности в реализации педагогического процесса и педагогических действий, их коррекция и переработка осуществляется благодаря регулированию и коррегированию;

5) итоговый контроль и учет полученных результатов. Решение педагогической задачи заканчивается итоговым учетом и сопоставлением с исходными данными, анализом достижений и недостатков педагогических действий, эффективности методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной работы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность

ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность Обучение – это педагогический процесс, осуществляемый деятельностью педагога. В процесс обучения входят: выработка умений и навыков, применение их на практике, формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической

ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система

ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система Предмет изучения педагогики чрезвычайно сложен, поэтому по мере своего развития педагогика превратилась в разветвленную систему научных знаний. Современную педагогику точнее будет называть системой наук о воспитании,

ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология

ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, воспитательных приемов и средств. Благодаря

ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика

ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов

33. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

33. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ Образованностью называется характеристика высокого уровня гармоничной педагогической сфор-мированности человека и общности, основанной на обладании научным пониманием мира и себя в нем. Специфическая составляющая образования

78. Педагогическая способность и ее структура

78. Педагогическая способность и ее структура Склонность к педагогической деятельности составляет внутреннее условие для формирования страстной любви к педагогической работе. Если у человека есть склонность к работе учителя, то он испытывает удовлетворение от

Глава 7 Педагогическая психология и педагогика

Глава 7 Педагогическая психология и педагогика 1. Предмет педагогической психологии и предмет педагогики«Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование» (Ян Коменский).Педагогическая психология изучает условия и закономерности формирования

49 ДЕТСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

49 ДЕТСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Детская психология (ДП) начала развиваться в конце XIX в. Каждый возраст, по мнению исследователей того времени, характеризовался определенными изменениями структуры личности. Предметом ДП являлся ребенок от новорож-денности до

Любая задача – хорошая задача

Любая задача – хорошая задача Любимую работу можно охарактеризовать, как дело, которое занимает ваш интерес, предполагая при этом возможность зарабатывать достаточно денег для нормального образа жизни. Но работа может быть и чем-то гораздо большим: она может быть

5.4. Педагогическая и психологическая литература

5.4. Педагогическая и психологическая литература В предыдущем разделе были даны советы по работе с книгой. В этом – порекомендуем круг чтения будущему педагогу. Когда же возникла педагогическая литература, каковы ее основные жанры? Этот раздел литературы – один из

Глава 5. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

Глава 5. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ Современная семья является настолько сложной системой со столь неоднозначными функциями, что даже в процессе ее нормальной жизнедеятельности и развития ей приходится переживать критические ситуации и сложности, когда

1. Психолого-педагогическая работа с детьми

1. Психолого-педагогическая работа с детьми Наиболее часто за помощью к специалистам, работающим с семьей, обращаются по поводу детей. Работа с ребенком может вестись и по показаниям, и по запросу.Показания к психолого-педагогической работе связаны с наличием у ребенка

2. Психолого-педагогическая работа с родителями

2. Психолого-педагогическая работа с родителями Отечественный педагог и психолог А.Е. Мудрик подчеркивает важность выполнения семьей функции воспитания. По мнению ученого, семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами

Источник

Что такое педагогическая задача

Мы часто слышим и читаем в различных пособиях, что любая деятельность начинается с определения целей и задач. Но чем отличаются задачи от целей?

Во-первых, тем, что цель отражает конечный результат, которого мы хотим добиться в процессе деятельности, а задача – лишь направление к этому результату.

Во-вторых, задача ставится для конкретизации пути к цели, способа или способов достижение цели.

В-третьих, задача – не готовый, а лишь намеченный путь к цели, этот путь ещё надо «проложить», решив задачу.

В-четвёртых, для достижения одной цели может служить не одна задача, а несколько задач, если цель достигается в несколько этапов, и на каждом из них требуются разные способы. Так, чтобы сделать из квадратной доски круг, можно воспользоваться электролобзиком, и тогда весь процесс обработки уложится в один этап. Если же такого инструмента у нас нет, то путь к цели можно разделить на два этапа (см. рисунок): на первом этапе спилить углы, а на втором – придать многоугольнику круглую форму, для чего понадобится другой способ обработки, например: обточить на токарном станке или обстрогать рубанком. Используя доступные нам способы и средства, нужного результата мы добиваемся в обоих случаях, однако во втором увеличивается количество решаемых задач.

Что такое педагогическая задача. Смотреть фото Что такое педагогическая задача. Смотреть картинку Что такое педагогическая задача. Картинка про Что такое педагогическая задача. Фото Что такое педагогическая задача

То, что необходимо преобразовать для достижения цели, является предметом задачи.

Любая задача может рассматриваться как система, включающая два основных компонента:

1) состояние предмета задачи (каков он на момент постановки задачи);

2) модель требуемого состояния предмета задачи (каким он должен стать, приобретя новые свойства, когда задача будет решена).

Что такое педагогическая задача. Смотреть фото Что такое педагогическая задача. Смотреть картинку Что такое педагогическая задача. Картинка про Что такое педагогическая задача. Фото Что такое педагогическая задача

Специфика педагогических задач

Выполняя различную деятельность, люди решают задачи, суть которых сходна в том, что решение задач приводит к достижению цели деятельности, связанной с переводом предмета задачи в требуемое состояние.

Предмет педагогической задачи – ученик, воспитанник. Возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода обучаемого, воспитуемого из одного состояния в другое.

Педагогические задачи отличаются от прочих тем, что…

1) педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают, по меньшей мере, два субъекта (педагог и воспитанник);

2) решение педагогической задачи не заканчивается переведением её предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во всяком случае, в лице педагога;

3) педагогические задачи (те, которые решает педагог) неразрывно связаны с задачами учебными (теми, которые решает обучающийся), поэтому успешность решения педагогической задачи определяется успешностью решения учебной задачи учеником;

4) при анализе педагогической задачи нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам её предмет совпадает с субъектом-учеником; таким образом, успешность её решения зависит не только от субъекта задачи (педагога) но и от предмета задачи, ведь её предметом является субъект-ученик.

Педагогическая задачаосмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.

Педагогическую задачу можно представить в следующем виде:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *