Что такое пассивное политическое участие
Политическое участие: определение, типы, уровни
Содержание:
Политическое участие – взаимодействия членов политического процесса, где каждый участник политической деятельности влияет на результативность всей системы. Деятельность характеризуется добровольной, где каждый участник вносит вклад в принятие политических решений; деятельность представлена целенаправленной и осознанной. Помимо этого, политическое участие предполагает обеспечение деятельности политически институтов и организаций, методов принятия решений.
Политическое участие предполагает активные действия, а не поступки, способные вызывать политические последствия.
Теории политического участия
Теория рационального выбора | – согласно данной концепции, главным актором в политическом участии представлен человек, который старается с большей эффективностью достигать поставленных целей, ради реализации собственных интересов. Интерес появляется в том случае, если индивид от политической деятельности приобретает больше дохода, чем издержек; также интересы направлены на удовлетворение благополучия. Второе название концепции – «максимизация выгоды». |
Мотивационные теории политического участия | – за любой политической деятельностью стоят мотивы, самыми распространёнными представлены: идеологический (человек участвует в политических процессах активно поддерживая господствующую идеологию в обществе); нормативный (в ходе политического приспособление индивид строит своё поведение на основании признания силы); ролевой (определяется достигнутым статусом и социальной ролью; если индивид имеет низкий социальный статус, то вырабатывается радикальное настроение, направленное на оппозицию власти). |
Теории социальных факторов политического участия | – совокупность факторов представлена взаимосвязью в политическом участии, сюда относится социальное равенство, уровень подвижности индивида и т.д. |
«Мичиганская модель» электорального участия | – формируется в ходе социализации в кругу семьи, которая позволяет идентифицировать избирателя в политическом участии. |
Психологическая школа | – основное значение имеют социальные установки и мотивы человека. |
Уровни и типы политического участия
Типология политического поведения
Также выделяют вид политического поведения в зависимости от осмысленности действий, т.е. тип политического поведения на который влияют ценностные, нормативные, мотивационные установки, которые напрямую действуют из сознания и побуждаются в уровнях психической деятельности.
В зависимости от публичных действий, выделяют: открытые (принятие участия в демонстрациях, митингах и т.д.), закрытые (политическая недееспособность, уклонение от участия в выборах, митингах).
По преемственности политического развития выделяют: традиционные (менталитет, присущий тому или иному этносу, выражающийся в традиция, нормах, правилах поведения), инновационные (внесение в политическую деятельность новых черт во взаимоотношениях с субъектами и институтами политической направленности).
Согласно существующим нормам: нормативные (построенные на соблюдении законов, религиозных традиций и т.д.), девиантные (поступки, отклоняющиеся от принятых в обществе, иногда имеющие патологию в виде истерии, паники или сильного политического предубеждения).
К политическому участию относят те поступки, которые приписаны передачей власти от представительного органа населению (выборы); проведение выборных кампаний; поддержка кандидатов различными социальными группами; деятельность партий, обусловленная интересами населения. Также выделяют пассивные действия, куда относятся действия политиков, участие населения только в выборах представительной власти.
Существуют специальные условия, объясняющие участие населения в политической деятельности: объективные (обуславливаются политической системой, силами, культурой того или иного общества), субъективные (мотивы в политической деятельности, характер проводимой политики, информированность).
Факторы, влияющие на политическое поведение: демографические, этнические, идеологические, религиозные факторы. Также весомыми факторами представлены: экономическая обстановка в стране, уровень социализации, степень полученного образования и т.д.
Политические поведение – ответная реакция субъектов политики, выраженная в деятельности всей системы политического устройства.
Политический протест – деятельность человека, носящая негативный окрас, отрицательно действующая на политическую ситуацию в стране. Источниками становятся: отречения населения от господствующих ценностей и норм, неудовлетворенность действиями властей. В странах с демократическим типом управления формируются специальные организации, занимающиеся оппозиционными действиями, где выражается свобода слова. Иногда можно наблюдать формирование нового правительства из оппозиции, которое напрямую конкурирует с имеющимся.
Политический протест в радикальном проявлении предстаёт политическим экстремизмом, который характеризуется крайними мерами и действиями в политической сфере. Политический экстремизм – отрицание юридической и правовой власти. Он представлен опасностью для участников международных отношений, политики мира и безопасности страны.
Абсентеизм – намеренное уклонение от политической жизни государства (выборы, голосования, митинги, протесты, референдумы и т.д.), связанно с утратой мотивации и интересов населения. Абсентеизм можно наблюдать в государствах с любым типом управления, формируется он в следствии роста уровня апатии населения к проводимой политике государства, это свидетельствует о кризисе. Причины абсентеизма: формирование и господство субкультуры, отрицающей господствующие ценности; удовлетворённость индивида во всех потребностях, что приводит к ненужности политического участия; способности индивида самостоятельно решать правовые и юридические проблемы, без помощи представительных органов.
Политическое участие граждан и его формы. Что такое политический абсентеизм
Основные типы политической деятельности
Виды политического участия
Под политическим участием обычно понимают добровольные действия обычных граждан, а не профессиональных политиков. Однако политическое участие в широком смысле можно делить на три категории:
Разовое, случайное участие в политической жизни
Участие «по совместительству», непрофессиональное
Профессиональное политическое участие
Прямое и опосредованное политическое участие
Виды прямого политического участия:
Реакция на политические события.
Участие в политических партиях, организациях и движениях.
Участие в собраниях, демонстрациях, митингах и пикетах.
Обращения к власти, встречи с политическими деятелями.
Участие в выборах и референдумах.
Деятельность политических лидеров.
Непосредственное политическое участие может быть индивидуальным, групповым и массовым.
Что такое политический абсентеизм
Причины абсентеизма могут быть разными:
Падение уровня жизни, коррупция и злоупотребления власти ведут к утрате доверия граждан к выборам, партиям и кандидатам.
Неспособность граждан реально влиять на власть.
Удовлетворенность своим стабильным положением может вести к отказу от участия в политике по принципу «мне и так хорошо».
Неумение граждан сделать компетентный выбор ведет к недовольству результатами выборов и отказу от участия в них.
Пассивные формы политического участия
Политическая активность — деятельность политических групп или индивидов, связанная со стремлением изменить политический или социально-экономический порядок и соответствующие институты. На индивидуальном уровне — это совокупность проявлений тех форм жизнедеятельности человека, в которых выражается его стремление активно участвовать в политике, отстаивая свои права и интересы.
Политическая пассивность (индифферентность)— безразличие к политике и нежелание принимать участие в политической жизни. От индивидуальных позиций, может развиваться до масштабов массовых настроений. Помимо внутренних, чисто психологических проявлений, поведенчески политическая пассивность выражается в отказе от выполнения гражданского долга— например, от участия в выборах.
Политическое отчуждение — политико-психологическое следствие чрезмерной бюрократизации политической жизни. Следствием бюрократизации, как показал еще М. Вебер, является обезличивание человека, утрата им индивидуальной инициативы и свободы действий, превращение его в простого исполнителя воли организации или государства.
Участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Под политическим участием понимается всякая деятельность, добровольно осуществляемая гражданами с целью оказать влияние на принятие решений на различных уровнях политической системы; участие в политике понимается, прежде всего, как осознанная целенаправленная деятельность
Политическое участие — многоуровневая система рекрутирования граждан в политику. Она начинается с простейших, элементарных форм участия, и развивается до высших уровней — политических лидеров.
Политический процесс и политическое участие
Урок 23. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Политический процесс и политическое участие»
Термин «процесс» заимствован политологией из кибернетики (науке об общих закономерностях получения, хранения, преобразования и передачи информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество), где под ним понимается любая последовательность наступающих один за другим и нередко поочерёдно взаимосвязанных событий, ведущих к конкретному результату.
Политический процесс – это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.
Наличие в обществе политических процессов свидетельствует о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными интересами и целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции.
Политические процессы могут быть классифицированы по различным основаниям:
· по своему масштабу политические процессы могут быть: локальные, региональные и глобальные;
· по компетенции государства выделяют: внутриполитические и внешнеполитические процессы;
· по продолжительности политические процессы бывают: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
· по степени организованности выделяют: организованные и стихийные политические процессы;
· по видам политических режимов политические процессы могут быть: демократические и недемократические;
· по степени устойчивости системы выделяют: стабильные и нестабильные (или кризисные) политические процессы;
· по значимости для общества бывают: базовые и частные (или периферийные) политические процессы;
· и по ступени публичности политические процессы могут быть: открытые и теневые (скрытые).
Политический процесс обеспечивается функционированием политических институтов, а также деятельностью политических субъектов.
Субъект в политическом процессе – это активно действующие индивиды, социальные группы, общности и политические организации, чьи действия направлены на достижение позитивных перемен в обществе, общественного благосостояния и устойчивого развития.
Объектом политического процесса является любая политическая проблема. Стоит помнить о том, что в каждом политическом процессе может решаться не одна, а несколько политических проблем.
Участие граждан в политике является неотъемлемым атрибутом современного демократического общества. Оно даёт людям возможность быть субъектами политики, влиять на решения важнейших общественных проблем и определять условия своего существования.
То есть мы можем говорить о том, что политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор своих представителей в институты власти.
Политическое участие выражается в двух основных формах: непосредственной (прямой) и опосредованной (осуществляется через выборных представителей).
К непосредственному (прямому) политическому участию можно отнести:
· обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
· лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на её решения в пользу группы лиц;
Лоббизм – это вид деятельности, заключающийся в воздействии со стороны физических лиц и представителей негосударственных организаций на органы власти или органы местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) ими определённых решений.
Лоббист при этом не состоит на службе в органе, который вправе принять (не принять) нужное решение.
· направление различных проектов и предложений по принятию нормативных правовых актов и законов в органы власти;
· политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на неё;
· выборы, референдумы – волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.
Принято выделять следующие виды политического участия:
· профессиональное (человек профессионально занимается политикой, например, является лидером политической партии);
· участие «по совместительству»: человек достаточно активно участвует в политической жизни, но это не является его основным родом деятельности, например, кроме членства в партии, у него есть постоянная работа в сфере, которая не связана с политикой;
· случайное (разовое) участие, например простое участие в выборах в качестве избирателя.
Выделяют следующие типы политического участия:
Политическая активность – это стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать её, реализуя свои интересы.
Политическая пассивность – субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.
Политическое отчуждение – это сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической.
Среди различных видов политического отчуждения можно ещё назвать такую разновидность, как абсентеизм – это форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
Причинами абсентеизма могут быть: неверие человека в возможность воздействия на принятие государственных решений; стабильная жизнь, которая подталкивает граждан к аполитичности и нежелании вмешиваться в политику, чтобы не разрушить данную стабильность; религиозные взгляды отдельных групп населения и так далее.
Политическая активность непосредственно связана с политическим лидерством.
Политический лидер – это член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть ведущую роль в политических процессах и ситуациях.
Роль политического лидера очень велика. История знает немало примеров, когда в интересах отдельных политических лидеров или групп развязывались кровопролитные войны между странами и народами, а попытки воплощения в жизнь бредовых идей тех или иных «вождей народа» уносили жизни многих миллионов людей.
Политический лидер обладает следующими характерными чертами:
· наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп;
· политическая воля, готовность брать на себя ответственность;
· популярность, умение нравиться людям, завоёвывать их симпатии;
· острый ум и политическая интуиция;
· организаторский талант и ораторские способности.
В соответствии с различными основаниями и критериями выделяется множество типов лидерства (по самым различным признакам).
· По способу утверждения на лидерском месте бывают: формальные и неформальные политические лидеры.
Формальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путём официальный статус руководителя.
Неформальный лидер – это член группы, наиболее полно в своём поведении отвечающий групповым ценностям и нормам и потому пользующийся наибольшим авторитетом среди своего окружения. Он ведёт группу, стимулируя достижение групповых целей и проявляя при этом по сравнению с остальными членами более высокий уровень активности.
· По стилю руководства выделяют: авторитарный, демократический, либеральный, невмешивающийся и анархический типы политического лидерства.
При демократическом стиле руководства для лидера характерны учёт интересов и мнений окружающих его людей, привлечение их к принятию решений и стимулирования инициативы. Главный метод руководства – поощрения и похвалы окружающих.
Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывёт по течению», ждёт или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. При либеральном стиле политический лидер предоставляет людям и событиям идти своим чередом, уповая на то, что природа человека или природа процесса сами по себе дадут нужный результат.
Лидеры, придерживающиеся невмешивающегося стиля руководства, редко проявляют стремление к какой-либо деятельности. Их позиция – положение стороннего наблюдателя, внимательно следящего за происходящим, но не выражающего своего отношения к событиям или мнениям. «Невмешивающиеся» лидеры стараются всячески избегать роли арбитра, судьи, некого посредника в урегулировании конфликтов. При малейшей возможности они охотно уступают или передают функции по разрешению конфликтов своим заместителям.
Анархический стиль руководства складывается тогда, когда коллектив не имеет чётких планов своей деятельности. Все дела пущены на самотёк. Политический лидер опирается только на сознательность и профессионализм своих подчинённых, а свою функции видит в предотвращении серьёзных срывов в работе и осуществляет формальное управление.
· Немецкий социолог Макс Вебер проводит типологию политического лидерства в зависимости от способа легитимации власти: традиционные рационально-легальные и харизматические.
Традиционное лидерство опирается на веру в правомочность власти и в основном присуще традиционному обществу. Традиционные политические лидеры, осуществляющие власть в данной системе, являются правителями на основе унаследованного социального положения (вожди, монархи, цари и так далее).
Их авторитет основан на обычаях и традициях, и ими же ограничивается абсолютный произвол власти – в этом и состоит, по мнению Вебера, главная особенность традиционного лидерства.
Рационально-легальное лидерство, согласно Веберу, присуще «индустриальному обществу», оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу каких-либо личных качеств, а с помощью «законных» бюрократических процедур. Рационально-легальное лидерство характеризуется равенством в правах между правителями и управляемыми, подчинением раздельно одного лица или принятому порядку вещей, а закону и правопорядку.
Третьим чистым типом лидерства является, по Веберу, так называемое харизматическое лидерство. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи, народ. При этом действительные индивидуальные качества иногда играют незначительную роль по сравнению со сформировавшимся обликом (имиджем) или просто эмоциями толпы. Например, это могут быть вожди революций или религиозные лидеры.
· Американский социолог Маргарет Херманн предлагает классификацию политических лидеров по имиджу или ролевому назначению: лидер-знаменосец; лидер-служитель; лидер-торговец и лидер-пожарный.
Лидер-знаменосец: имеет собственную оригинальную политическую цель и способность увлекать за собой.
Лидер-служитель: точно выражает и реализует интересы своих приверженцев и действует от их имени.
Лидер-торговец: добивается признания путём убеждения людей с помощью знания их потребностей и желания их удовлетворить.
Лидер-пожарный: быстро реагирует на насущные требования времени и масс и способен эффективно действовать в экстремальных ситуациях.
· Американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров по тактике достижения поставленных целей: лидер-реформатор; лидер-революционер и лидер-консерватор.
Лидеры-реформаторы: стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования властных структур.
Лидеры-революционеры: ставят целью быстрый, скачкообразный переход (как правило, через вооружённое насилие) к принципиально иной общественной системе.
Позиция лидеров-консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Активность и программа политического лидера и его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде.
Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать.
Функции политического лидера весьма разнообразны. Они зависят от общества и государства, в котором ему приходится управлять, от конкретных задач, стоящих перед страной, от расстановки политических сил. Важнейшими из этих функций являются:
· Определяет цели развития и стратегию их достижения.
· Руководит процессом выработки и принятия политических решений.
· Сплачивает своих сторонников и привлекает (рекрутирует) новых.
· Объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом.
· Выполняет роль арбитра при разрешении противоречий.
· Осуществляет коммуникацию (связь) между властью и массами.
· Информирует своих сторонников, население страны о предполагаемых действиях и ожидаемых последствиях.
Любой политический лидер наделяется особыми, порой неограниченными полномочиями. В то же время если лидер не оправдывает возложенных на него надежд, то он может не только потерять своё лидерство, но и понести более суровое наказание.
В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Что такое политический процесс?
2. Что такое политическое участие?
3. Назовите основные типы политического участия.
4. Кого можно назвать политическим лидером?
5. Назовите основные типы политического лидерства.
6. В чём заключаются функции политического лидера?
4.12 Политическое участие
Политическое поведение и участие
Действия или бездействия субъектов политики формируют политическое поведение. Оно бывает:
индивидуальным, групповым и массовым;
конструктивным и деструктивным;
организованным и стихийным.
Политическое поведение включает в себя политическое участие – деятельность граждан, оказывающих влияние на политические процессы. Оно необходимо для того, чтобы органы государственного управления согласовывали принимаемые решения с желаниями и интересами населения. Существует две формы участия рядовых граждан в политике:
Политическая социализация и культура
Степень политического участия граждан зависит от уровня их политической социализации и культуры.
Политическая социализация – это процесс приобщения человека к политическим процессам, происходящим в обществе и формирования его политических позиций.
В политологии выделяются два этапа политической социализации:
Политическая культура – комплекс представлений человека о политике, о ценностях, об ориентирах, о навыках, влияющих на его политическое поведение.
Элементами политической культуры являются политические знания, ценности и способы действий. Как важный социальный институт политическая культура выполняет ряд функций:
Существует три типа политической культуры:
Признаками развитой политической культуры человека являются осознание людьми необходимости защиты своих прав и интересов, т.е. высокая правовая культура; высокий уровень включённости в политическую жизнь общества; законопослушность, сотрудничество, толерантность.
Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»
© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!