Что такое парсуна определение кратко
Парадные портреты или что такое парсуна.
С древних времен человечество старалось запечатлеть собственные мысли и переживания. Прошло не одно тысячелетие, прежде чем наскальная живопись превратилась в картины. В Средние века художники изображали в основном лики святых. Лишь с конца шестнадцатого столетия на смену иконописи пришли портреты. На них изображали реальных людей, правда, основное внимание уделяли не лицу, а сопутствующим элементам. Подобный тип искусства носит название парсуна. Живопись получила широкое распространение в России, Беларуси и на Украине.
Парсуна – что это такое?
Данный тип художественного искусства получил название от искаженного латинского слова persona («личность»). Именно этот термин использовали в Европе для обозначения портретных изображений. Парсуна – это обобщенное наименование произведений живописцев из России, Украины и Беларуси, созданных в конце шестнадцатого века.
Картины чудесным образом сочетали в себе иконопись и реалистичную трактовку. Данный жанр живописи считается примитивным, но пользовался большой популярностью на Руси. Парсуна – это синоним понятия «портрет», независимо от техники, стиля и времени написания картины.
Возникновение термина
В 1851 году выпущено издание «Древности Российского государства», в котором содержались многочисленные иллюстрации. Над четвертым разделом книги трудился Снегирев И. М., автор попытался объединить имеющиеся данные по истории русского портрета. Считается, что именно он впервые использовал термин «парсуна».
Как научное определение слово получило распространение во второй половине двадцатого столетия. Этому способствовала публикация книги «Портрет в русском искусстве восемнадцатого века» под авторством Овчинниковой Е. С. Екатерина Сергеевна подчеркнула, что парсуна относится к ранней станковой портретной живописи конца шестнадцатого столетия.
Характерные черты жанра
Данный тип живописи появился в переходной период русской истории, когда мировоззрение людей стало претерпевать изменения, что способствовало возникновению новых идеалов в сфере художественного искусства.
Считается, что первопроходцами парсуны были живописцы Оружейной палаты: С. Ф. Ушаков, И. А. Безмин, М. И. Чоглоков и т. д. Однако в то время создатели полотна не подписывали свои произведения, по этой причине крайне сложно подтвердить или опровергнуть авторство той или иной работы.
Также на картине не указывали дату написания портрета, что составляло дополнительные трудности при установлении хронологической последовательности создания шедевров. |
Парсуна относится к портретному жанру живописи, который развился под влиянием западной школы. Манера и стиль написания полотен передается в ярких и пестрых оттенках. При этом в каждом произведении сохраняются традиции иконописи. Парсуны неоднородны в технологии и стилистике.
В большинстве случаев художники используют масляные краски для создания портрета на холсте. Сходство с реальным персонажем достаточно условно, часто применяются подписи или атрибуты, что помогает определить, кто именно изображен на картине.
Воображаемая царица
Не гнушались портретисты и созданием вымышленных картин. В императорском дворце было принято украшать стены многочисленными изображениями предков. Если никто доподлинно не знал, как выглядела прапрапрапрабабушка, то живописец просто придумывал ее образ и переносил на холст.
Например, на портрете Софьи, размещенном в Эрмитаже, изображена юная барышня в мантии из горностая. Однако во времена ее правления подобные одеяния не носили даже знатные дамы. На другом холсте Софья Алексеевна предстает в овальном медальоне, помещенном на груди двуглавого орла. Царевна изображена в короне, со скипетром и державой, хотя она не была коронована.
Исследователи живописи считают, что образ регентши воссоздавали с гравюры Леонтия Тарасевича. А царская атрибутика все лишь художественная фантазия автора. В вещах, не соответствующих эпохе, изображали не только сестру Петра 1. В шикарную мантию нарядили и царицу Евдокию Стрешневу, вторую супругу Михаила Федоровича.
Ее прическу венчает драгоценный головной убор, напоминающий по внешнему виду тиару Папы Римского. Возможно, в реальности его вовсе не существовало. Ведь в старинных летописях встречается описание лишь одного женского венца, ставшего подарком Ирине Годуновой от патриарха из Константинополя Еремея II. |
Чтобы упорядочить произведения парсуны, искусствоведы выделили ряд категории портретной живописи тех времен. В основе классификации лежит техника написания и центральные герои картины:
Отдельное внимание хочется уделить последнему типу портретной живописи. На полотне живописец изображал святых. Для написания картины применялись масляные краски. Техника исполнений икон максимально приближена к европейской классике.
«Парсунные иконы» относят к переходному периоду художественного искусства. Выделяют две техники масляной живописи, которые в то время использовали для изображения ликов святых:
Заключение
Живописный жанр парсуна досконально не изучен. Культурологам предстоит сделать немало открытий в данной области, чтобы до конца понять очарование светских портретов. Художники минимум внимания уделяли лицу изображаемого человека, в приоритет ставилась его поза, богатые аксессуары. Парсуна гармонично объединяет традиции древнерусской живописи и западноевропейских светских картин.
Из видеоролика вы узнаете интересные факты о русской портретной живописи.
Портрет в России становится основным жанром живописи только в эпоху Петра I (1689-1725). Самобытные талантливые русские портретисты появились к середине XVIII в., а в XVII в. портретный жанр в Русском царстве ещё только формировался, и светский портрет назывался «парсуной» – от искажённой транскрипции латинского слова «persona» («особа, личность»). Парсуна берёт своё начало в иконописи.
Что такое парсуна
Таким образом, парсуну ещё нельзя назвать портретом в том смысле, как он понимается сейчас, но это уже и не икона. Черты иконы в нём ещё присутствуют, но уже появляются и черты живописного портрета. Скорее, это портрет в его примитивном виде, его ранняя попытка.
Почему парсуна ещё не является портретом в полном смысле этого слова?
Портрет – это точная передача внешних характеристик человека, а через внешность умелый художник показывает и его внутренний мир. У парсун этого ещё не было или было в очень малой степени. В основном парсуна создавалась по общепринятым, трафаретным принципам и отличалась условностью: учитывалось положение портретируемого на социальной лестнице (был ли то боярин, воевода или царь) – тогда в обязательном порядке изображались соответствующие его положению атрибуты. А вот точное сходство с оригиналом получалось не всегда, обычно известных людей идеализировали, чтобы угодить им, поэтому делалась подпись с указанием, кто изображён на парсуне.
Но у талантливых художников индивидуальные черты личности на парсунах всё же присутствовали. Например, на парсуне неизвестного художника «Царь Иван IV (Грозный)» его образ достаточно узнаваем. Возможно, дело тут в особенностях внешности царя. При этом можно увидеть на царском лице выражение некоторой озабоченности, что не было характерно для иконы – она должна была быть бесстрастной.
В чём сходство парсуны с иконой
Парсуны писали в технике иконописи – темперными красками на доске. Изображение на иконе статично – так же и на парсуне. Одежда изображалась плοскο, хотя уже делались попытки создания светотени.
Β ΧVII в. жанр портрета активно продолжает развиваться, поэтому иконописный лик постепенно начинает преображаться в индивидуальное лицо. На парсунах начинают изображать не только высокопоставленных персон, но и купцов, и других, менее знатных личностей. Однако иконописная традиция всё-таки ещё сохранялась: женщины на парсунах изображались очень редко, только в том случае, если они принадлежали к царскому роду.
Парсуна на пути к портрету
В 1643 г. в штате Оружейной палаты была учреждена должность придворного портретиста, называлась она «живописец». Первым таким живописцем был Иоганн Детерсон – он умел писать человеческие лица с «живства» (с натуры).
В XVII в. художники все чаще стали переходить на холст.
Изображение полководца М.В. Скопина-Шуйского, русского государственного деятеля конца XVI-начала XVII в., считается одной из самых известных парсун. Она написана неизвестным художником. И хотя изображение выполнено в иконописной манере, оно вполне реалистично: короткие волосы, умный и проницательный взгляд, в котором видна живая искра. Предположительно, автором этой парсуны был иконописец, но он стоял уже на пути поисков живописи с «живства».
В середине ΧVII в. сходство портретируемого с моделью становится обязательным. Этому требованию соответствует пοртрет царя Αлексея Μиxайлοвича 1682 г. «в большом наряде» (царский венец, скипетр и держава в руках). На этой парсуне изображение ещё остаётся плоскостным, но уже заметны использование светотени, передача фактуры ткани и блики от драгоценностей.
Так постепенно сформировался русский живописный портрет, а парсуна стала переходным периодом от иконы к современному портрету.
Парсуна — русский парадный портрет допетровской эпохи
Парсуна — направление в русской портретной живописи середины и второй половины XVII века. Название термина происходит от латинского слова persona (особа или лицо). Персонами (парсунами) в те времена на Руси принято было называть светские парадные портреты.
Парсуна — научный термин, который ввел в оборот историк и искусствовед Иван Снегирев в середине XIX века. Выдающийся ученый использовал это слово для обозначения раннего портрета допетровской эпохи в переходный период русской истории.
История парсуны
Парсуна появилась в русской культуре под влиянием западного искусства. В странах Европы еще в XV веке началась эпоха Возрождения. Это привело к бурному развитию живописи, появлению новых стилей и жанров. А в Русском царстве в то время главенствующую роль в изобразительном искусстве играла иконопись.
Местная православная церковь старательно оберегала древние иконописные традиции и препятствовала развитию других видов живописи. Только после раскола в 1650-1660-х годах начались послабления в этой сфере. Мастера Кремлевской Оружейной палаты одними из первых начали формировать новые художественные идеалы и создавать примитивные светские портреты (парсуны).
Новый жанр быстро набирал популярность, хотя многие картины лишь условно передавали портретное сходство. Постепенно русские живописцы под влиянием приглашенных иностранных художников усваивали приемы европейской живописи и научились использовать их в своих произведениях.
В конце XVII века молодой российский царь Петр I после поездки в составе Великого посольства в страны Европы начинает в России крупномасштабные реформы. Они затрагивают практически все стороны жизни страны, в том числе изобразительное искусство. На смену парсунам окончательно приходит академическая живопись, появляются и быстро развиваются новые стили и жанры.
Виды и отличительные особенности парсун
Парсуны принято классифицировать по следующим параметрам:
К наиболее ярким отличительным особенностям парсун относятся:
Парсуны стали важной вехой на пути перехода от традиционных иконописных норм в русской живописи к воплощению идеалов западного изобразительного искусства.
Портал Very Important Lot предоставляет ценителям прекрасного уникальную возможность принять участие в аукционах искусства, где часто выставляются на торги оригинальные парсуны. На сайте можно также недорого купить картины напрямую у современных художников.
Парсуна
Возникновение термина
В 1851 году выпущено издание «Древности Российского государства», в котором содержались многочисленные иллюстрации. Над четвертым разделом книги трудился Снегирев И. М., автор попытался объединить имеющиеся данные по истории русского портрета. Считается, что именно он впервые использовал термин «парсуна».
Как научное определение слово получило распространение во второй половине двадцатого столетия. Этому способствовала публикация книги «Портрет в русском искусстве восемнадцатого века» под авторством Овчинниковой Е. С. Екатерина Сергеевна подчеркнула, что парсуна относится к ранней станковой портретной живописи конца шестнадцатого столетия.
Характеристика
Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.
Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIV—XVII веков, часто также относимые к парсунным.
В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.
Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает, что: «создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатлённые черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от „реалистического“ европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности».
На сегодняшний день парсуну по изображённым на них персоналиям и техники живописи, можно разделить на следующие категории:
Прежде всего упомянем группу «иконных» парсун — изображений царей Ивана Грозного и Фёдора Ивановича, а также князя М. В. Скопина-Шуйского. Эта группа была выделена Е. С. Овчинниковой в её основополагающей работе «Портрет в русском искусстве XVIII в.» Для парсуны на холсте важна её атрибуция русскому или иноземному мастеру. Изучение русской парсуны требует объединенных усилий искусствоведов, историков, реставраторов. Только использование всех методов в комплексе способно принести новые результаты в этой пока ещё мало изученной области отечественного искусства.
Воображаемая царица
Не гнушались портретисты и созданием вымышленных картин. В императорском дворце было принято украшать стены многочисленными изображениями предков. Если никто доподлинно не знал, как выглядела прапрапрапрабабушка, то живописец просто придумывал ее образ и переносил на холст.
Например, на портрете Софьи, размещенном в Эрмитаже, изображена юная барышня в мантии из горностая. Однако во времена ее правления подобные одеяния не носили даже знатные дамы. На другом холсте Софья Алексеевна предстает в овальном медальоне, помещенном на груди двуглавого орла. Царевна изображена в короне, со скипетром и державой, хотя она не была коронована.
Исследователи живописи считают, что образ регентши воссоздавали с гравюры Леонтия Тарасевича. А царская атрибутика все лишь художественная фантазия автора. В вещах, не соответствующих эпохе, изображали не только сестру Петра 1. В шикарную мантию нарядили и царицу Евдокию Стрешневу, вторую супругу Михаила Федоровича.
Ее прическу венчает драгоценный головной убор, напоминающий по внешнему виду тиару Папы Римского. Возможно, в реальности его вовсе не существовало. Ведь в старинных летописях встречается описание лишь одного женского венца, ставшего подарком Ирине Годуновой от патриарха из Константинополя Еремея II. |
Чтобы упорядочить произведения парсуны, искусствоведы выделили ряд категории портретной живописи тех времен. В основе классификации лежит техника написания и центральные герои картины:
Отдельное внимание хочется уделить последнему типу портретной живописи. На полотне живописец изображал святых
Для написания картины применялись масляные краски. Техника исполнений икон максимально приближена к европейской классике.
«Парсунные иконы» относят к переходному периоду художественного искусства. Выделяют две техники масляной живописи, которые в то время использовали для изображения ликов святых:
Технологии
Сложные панорамные съёмки
Мы делаем панорамные портреты в интерьере. Показываем профессиональные/религиозные сообщества в пространстве их действия.
Виртуальный музей
Мы создаем удобное пространство для хранения и презентации любых медиафайлов. Архивные полки с текстами, фильмами и музыкой привязываются инфометками к объектам виртуального музея. Музейный тур может состоять из фотографических и рисованных панорам. Рисунок достоверно покажет любую историчекую реальность и поможет наглядно провести экскурсию. К одной точке можно привязать несколько панорам (рисунок/фото, зама/лето/осень/день/ночь) или в одной панораме воспроиззводится несколько слоев с разными изображениями.
Смотреть виртуальный музей
Организация выставок
Делаем мультимедийные выставки на базе созданных нами сетевых программных продуктов и оригинальных коллекций фотографий прошлых эпох.
Редактор туров
Наши туры легко поддерживать. С помощью редактора «Пано.Парсуна» можно накладывать метки, подписывать их, добавлять развёрнутое описание, изображения и видео, редактировать переходы.
Редактор прост в использовании и работает онлайн, что позволяет легко интегрировать изменения на все нужные вам платформы.
Гид-навигатор
Мобильные приложения для IOS и Android на базе наших виртуальных туров. Это не обычная трансляция тура в мобильный телефон, а именно отдельные мультиязычные нативные приложения для двух популярных мобильных платформ.
Мобильное приложение состоит из карты с навигацией по территории туробъекта, инфометок с любыми медиафайлами, виртуальных экскурсий, аудиогидов, полноценной навигации внутри помещений и функции распознавания объектов.
Виртуальный тур одновременно транслируется в мобильное приложение и на любой сетевой ресурс.
Смотреть мобильные приложения
Характерные черты жанра
Данный тип живописи появился в переходной период русской истории, когда мировоззрение людей стало претерпевать изменения, что способствовало возникновению новых идеалов в сфере художественного искусства.
Считается, что первопроходцами парсуны были живописцы Оружейной палаты: С. Ф. Ушаков, И. А. Безмин, М. И. Чоглоков и т. д. Однако в то время создатели полотна не подписывали свои произведения, по этой причине крайне сложно подтвердить или опровергнуть авторство той или иной работы.
Также на картине не указывали дату написания портрета, что составляло дополнительные трудности при установлении хронологической последовательности создания шедевров. |
Парсуна относится к портретному жанру живописи, который развился под влиянием западной школы. Манера и стиль написания полотен передается в ярких и пестрых оттенках. При этом в каждом произведении сохраняются традиции иконописи. Парсуны неоднородны в технологии и стилистике.
В большинстве случаев художники используют масляные краски для создания портрета на холсте. Сходство с реальным персонажем достаточно условно, часто применяются подписи или атрибуты, что помогает определить, кто именно изображен на картине.
По словам доктора-искусствоведа Льва Лифшица, авторы парсуны не стремились на 100% скопировать черты лица или достоверно передать душевное состояние изображаемой личности. Главным они считали соблюдение канонов трафаретной презентации модели, которая соответствует сану или чину героя картины (князь, посол, воевода).
Литература
Парсуна – что это такое?
Данный тип художественного искусства получил название от искаженного латинского слова persona («личность»). Именно этот термин использовали в Европе для обозначения портретных изображений. Парсуна – это обобщенное наименование произведений живописцев из России, Украины и Беларуси, созданных в конце шестнадцатого века.
Картины чудесным образом сочетали в себе иконопись и реалистичную трактовку. Данный жанр живописи считается примитивным, но пользовался большой популярностью на Руси. Парсуна – это синоним понятия «портрет», независимо от техники, стиля и времени написания картины.