Что такое панорама в музыке
Для чего нужно производить панорамирование и эквализацию
Всем привет! В этой статье мы разберем для чего нужно производить панорамирование и эквализацию ваших треков. Панорпамирование и эквализацию производят на стадии сведения треков для того чтобы добиться более качественного звучания песен. Также эквализацию используют и при мастеринге, но в малых количествах по сравнению со сведением.
Вообще панорамирование звука для тех, кто не знает это распределение звуковой волны в пространственном диапазоне звукового поля. Другими словами это когда звук распределяется по стерео каналам (влево, вправо, центр).
Зачем это нужно делать?
Это нужно для расширения стереозвучания (объема) и чтобы дать инструментам быть услышиными. Часто случается так, что один инструмент закрывает другой и становится непонятно, играет он или нет. В этом случае как раз поможет панорамирование. Только делать это нужно грамотно. Не нужно делать так, один до упора влево другой до упора вправо, следующий до упора опять влево, по центру, и опять до упора вправо. В этом случае звучание становится слишком широкий. Нужно знать пределы.
Эти пределы вы устанавливаете сами для себя на слух. Для примера: можно отправить на левый канал на 80 %, а правый на 40 %. Другой вариант: на левый 90%, на правый 100%. Благодаря этому, звучание будет в конкретном расположении и к тому же не будет слишком широким.
Каждый инструмент найдет свое место в вашем минусе, надо только постараться.
Конечно же, такие важные элементы музыки как: соло вокал, бас, бочку, а иногда — малый барабан нужно выводить по центру. В моем случае бас я перевожу в моно, что бы он, не занимал много места в звуковом канале.
Такие элементы как бэк-вокал или мелодии на подпевку я панорамирую немного влево и вправо, определяя их местоположение по слуху. Ставлю их туда, где их будет комфортно слушать.
Хэты можно панорамировать немного вправо или оставить по центру, если его будет отчетливо слышно.
Клэпы или снейры можно оставить по центру добавив, пенка при помощи эквализации. Основной инструмент можно сделать объемнее. Сделать 2 копии и распределить один налево другой направо. Это в свою очередь расширит стереоэффект.
Все конечно не распишешь. Но главное что вы должны понять, то, что нужно панорамировать так чтобы минус был объемным и гармонично сочетающимся.
Каждый битмейкер при сведении минуса использует эквализацию. Так как это помогает добиваться лучшего звучания.
Вообще эквализацию используют:
Давайте определим, в каких частотах определяются диапазоны слышимых частот:
Также для Вас я подготовил таблицу эквализации с диапазонами слышимых частот.
Таблица эквализации с диапазонами слышимых частот.
Можете скачать на компьютер и распечатать. Как скачать? Нажмите правой кнопкой на рисунок и в выпадающем меню нажмите “сохранить рисунок как” и сохраняйте туда, куда вам надо.
Если у вас возникли вопросы как эквализировать ваши минуса, то я вам не могу дать конкретной методики, поскольку каждая песня каждый исполнитель индивидуальны. Я могу вам написать лишь общие принципы, благодаря которым вы будете экспериментировать, и создавать свои минуса.
Общие принципы эквализации.
Таблица эквализации частот инструментов.
Общий совет по эквализации:
Если урезаешь, урезай узкой полосой. Если поднимаешь — поднимай широкой. Хочешь показать — урезай низы. Хочешь, чтобы слилось с миксом — срезай верх.
На этом пока все по теме панорамирования звука и эквализация. Будьте в курсе наших статей. Подписывайтесь, оставляйте комментарии и не забудьте твитнуть.
Привет, меня зовут Сергей. Музыка для меня как хобби. Занимаюсь созданием Hip-Hop минусов в Fl Studio уже продолжительное время.
Если вам понравился этот материал, то поделись с ним с другими. Так вы поможете в развитии этого сайта и у меня будет стимул в дальнейшем развивать этот проект.
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Сведение стерео. Элемент второй: панорама – размещение звука в звуковом поле.
Чаще всего при сведении забывают про панораму, или размещение звукового элемента в звуковом поле. Чтобы понять, что такое панорама, нам сначала нужно уяснить, что стереовоспроизведение звука (в нашем случае – по двум каналам) представляет звук пространственно. Панорамирование и дает нам возможность выбрать, в каком месте этого пространства мы разместим данный звук.
Но на самом деле, панорамирование нам дает еще большие возможности. Оно может оживить запись, привнести в нее движение, и очистить звучание каждого инструмента, убирая его из зоны возможных конфликтов. Правильное панорамирование записи может сделать звук больше, шире и глубже.
Так как же панорамировать? Существуют ли какие-то правила? Несмотря на кажущуюся случайность решений по выстраиванию панорамы, (как и во многих других аспектах сведения/микширования), существует рациональный метод, которым можно пользоваться.
Представьте, что вы смотрите вестерн в кинотеатре. На экране – панорама аризонской пустыни. Прямо в середине кадра средним планом снят ковбой, сидящий на лошади. Ero атакуют, скажем, шесть индейцев, но мы их не видим – они за ковбоем. Поскольку мы их не видим, «угроза», создаваемая ими, весьма сомнительна, не говоря уже о впустую потраченных студией деньгах. Не лучше ли было бы режиссеру выдвинуть индейцев несколько влево, чтобы их стало, наконец, видно? Или вообще распределить их по всему кадру, чтобы атака казалась более массовой и грозной?
Все это мы и делаем с помощью панорамного потенциометра. Он дает возможность режиссеру (звукооператору) возможность вывести бэк-вокал (индейцев) из-за солиста-певца (ковбоя) таким образом, что мы можем слышать (видеть) всех значительно более отчетливо.
Фантомный центр
Стерео, изобретенное в 1931 году Аланом Бламлейном с EMИ рекордс, (причем патент не был возобновлен в 1959 году, когда формат пошел в массовое производство – во как!) дает эффект, который называется «фантомный центр». То есть два громкоговорителя создают впечатление, что между ними находится третий. Этот центр может смещаться из стороны в сторону, в зависимости от баланса музыки, чем, бывает, приводит слушателя в замешательство. Из-за этого в кинозвуке всегда используется третий канал, чтобы фантомный центр не «гулял». Он не прижился в [бытовой] акустике, поскольку людям бывает трудновато разместить и две акустические системы, не говоря уже о трех. (Хотя сейчас третий канал начали использовать, см. часть II, «Сведение surround.)
Трое главных
В миксе есть три главные области, в которых происходят основные события.
Центр, до упора влево, до упора вправо.
Цeнтp слышен сразу – туда панорамируют самые значимые элементы музыки: соло вокал, бочку, бас-гитару и иногда – малый барабан. Их размещение в центре общепринято и музыкально оправданно, но на самом деле такое расположение инструментов пришло из эры технологии виниловых пластинок.
Когда к середине 60-х годов начали широко использовать стерео, довольно часто звукооператоры делали «панорамы», в которых почти весь оркестр запихивали в одну сторону, а вокал – в другую. Такое происходило потому, что стерео было овинкой, и техник записи/сведения либо просто не было, либо они были не отработаны. Тогда на микшерских пультах не было панорамных потенциометров. Вместо них был тумблер на три положения – в левый канал, в правый канал и в оба, (т.е. по центру).
Поскольку звукооператоры имели склонность запихивать музыку в один канал, возникли серьезные технические проблемы: если низкие частоты пытались поднять с одной стороны, то при нарезке лакового мастер-диска из-за разбаланса по низким резец заезжал в соседнюю канавку. Возможные выходы из положения: либо валить низкие, чтобы сбалансировать каналы, либо размещать бас, бочку и все инструменты с обилием низких частот в центре. В реальной практике использовался специальный «эллиптический» эквалайзер, как раз предназначенный возвращать в центр случайно сдвинутые в сторону низкие инструменты.
Со временем, в результате появления на рынке большого количества разнообразных стереои псевдостереоэффектов, звукооператоры начали панорамировать их по краям до упора. Поскольку задача звукооператора – сделать «шире» и объемнее, этого легче всего было добиться, распихав такие стереоисточники далеко по краям. Начинало звучать просто «огромно»!
Проблемы появились потом, когда у всех клавишных и эффектов появились стереовыходы. (В действительности, большинство их было оснащено псевдостерео, в котором один из каналов чуть завышался с помощью хоруса) Появился соблазн рассовать их далеко по краям друг поверх друга. И получалось «Большое Моно».
Дэвид Пенсадо: Я думаю, что при сведении существуют три неприкосновенные зоны, и, чтобы размешать там что-либо, нужны очень веские причины. Это: центр, «до упора вправо» и «до упора влево». Я заметил, что когда звукооператоры получают стереосигнал с синтезатора или с какого-то эффекта, они инстинктивно панорамируют его влево-вправо до упора. По краям стереодиапазона выходит «большое крушение поездов». Затем они ставят в центр бочку, рабочий, бас и вокал. Получается одно поверх другого. Если представить все это в виде картины, то ее передний план заслонит все остальное. Что делаю я Беру стереозапись синтезатора и попросту выкидываю один канал – он мне не понадобится. Я создам ему свое «стерео» – либо через линию задержки, либо через хорус, через ревербератор с предилэем, или придумаю что-то еше. Может, я отправлю сухой сигнал на 10:00, а эффекты отправлю влево-внутрь. Я никогда не спанорамирую их до упора влево, тогда поверх них получится слишком много всего. Я могу отправить эффекты на 9:00, а сухой сигнал спанорамирую куда-нибудь на 10:30, или сделаю что-то наподобие того.
Большое Моно — получается, когда на дорожке много псевдостереосигналов, которые спанорамированы до упора по сторонам. В таком случае панорама не выстраивается, так как все находится одно на другом и у записи нет ни глубины, ни определенности. Решение может быть только одно – выбросить один канал, сделанный через хорус, и оставить сухой сигнал. Затем создать свой стереопэтч через питч шифтер или линию задержки. (См. «Элемент четвертый – пространство»). Потом, вместо того, чтобы распихивать до упора, нужно найти хорошие места в левом и правом секторах.
Например, можно отправить левый сигнал примерно на 10:00, а правый на 4:00. Другой вариант: левый – на 9:00, а правый – полностью на 10:30. Это даст ощущение конкретного расположения элементов в пространстве, и в то же время не будет слишком широким.
Эд Сиэй: Что не люблю – так это «Большое Моно», где левый канал отличается от правого только небольшими биениями. Если широко спанорамируешь левое и правое, а потом добавишь еше одни клавишные, и снова – до упора, потом две гитары – и опять до упора, то к моменту, когда все таким вот образом «распределено», в миксе стерео уже не будет. Это напоминает «большую» монозапись, которая, к тому же, не очень-то приятна на слух. Мое мнение – нужно кое-что разделять. Так я добиваюсь, чтобы в миксе прослушивалось все.
Панорамирование за пределы динамиков
Некоторые звукооператоры любят использовать мнимые источники, – панорамируют инструменты за пределы громкоговорителей. Это возможно сделать с помошью внешних процессоров (например, иксайтеров). За счет создаваемой фазовой разницы кажется, будто инструмент звучит не из динамика, а перед ним. Многим этот эффект не нравится, но в определенных случаях он очень полезен.
Советы и секреты.
Панорамирование в танцевальной музыке
Дэвид Сассмен: Если я свожу запись для таниевального клуба, то я не распределяю важные элементы слишком широко. Я считаю важными: бочку, рабочий барабан, хэты и тарелки. Если отправить какой-нибудь очень важный элемент слишком далеко влево или вправо, то половина танцзала его попросту не услышит. Так что важные элементы я держу или в середине, или на 10:30 и на 1:30. Соло вокал почти всегда в центре.
Панорамирование в моно (Да-да!)
Дон Смит: Хочешь верь, хочешь – нет, но я проверяю качество выстраивания панорамы в моно – через один динамик. Когда строишь общую панораму в моно, вдруг слышишь то, что раньше пряталась и всем можно найти место. Если мне нужно, к примеру, найти положение хэта, я переключаюсь в моно, гоняю его вокруг – и вдруг он проявляется. Место найдено! Когда в моно начинаешь передвигать все барабаны, то выявляются все гашения фаз. По возвращении в стерео все начинает звучать гораздо лучше.
Джо Чиккарелли: Когда у меня уже все сведено и каждый инструмент находится на своем месте, я начинаю по чуть-чуть изменять панораму. Например, если что-то у меня расположено точно на 3:00, то я его понемножечку сдвигаю. Я обнаружил, что таким путем можно сделать звучание чище. Этот способ строить панораму очень похож на решение инструментального конфликта с помошью эквализации. Если несколько изменить положение инструмента, он может выйти из конфликтной зоны, и даже может спаять весь микс воедино.
Основы панорамирования. Расположение звуков в виртуальном пространстве
Современная коммерческая песня – это микс из множества записанных дорожек. Задача звукорежиссера – сложить звуки в единое полотно и правильно расположить их в панораме. От этого зависит итоговое звучание композиции и ее восприятие слушателем.
Грамотно выстроенное виртуальное пространство позволяет треку звучать объемно и натурально. И, наоборот, композиции с плохим панорамированием звучат плоско и неестественно.
Как слышит человек
Человек получает информацию о звуках окружающего мира с помощью своих ушей. Далее полученная информация поступает в мозг. Там она обрабатывается и преобразуется в готовую звуковую картину.
При этом мозг располагает звуки в пространстве вокруг человека. То есть создает объемную панораму окружающего мира.
От каждого уха мозг получает информацию отдельно, а затем полученные данные складываются. Это дает интересный эффект. Если вы сядете перед двумя колонками на равном расстоянии от каждой из них, то у вас будет ощущение, что звук формируется не слева и справа, а прямо перед вашим лицом.
ИНТЕРЕСНО. О звуках в пространстве, клавиатуре фортепиано и частотах эквалайзера.
Человеческий мозг предполагает, что низкие звуки располагаются в пространстве слева, а высокие ‑ справа. Если вы посмотрите на клавиатуру фортепиано, то увидите, что в левой части расположены клавиши низких нот, а справа — высоких. Точно на также изображаются частоты на эквалайзере: слева ‑ басы, справа ‑ верха.
Как было раньше
Панорамирование — это не изобретение эпохи звукозаписи.
Музыканты в оркестре всегда располагаются каждый на своем определенном месте. Так, например, ударные инструменты почти всегда находятся в центре панорамы, но позади солирующих инструментов. Струнные и духовые расположены слева и справа. Вокалист или другой ведущий инструмент располагаются в центре авансцены.
Расположение инструментов в классическом оркестре
С развитием звукозаписи появилась необходимость расположить музыкальные инструменты в виртуальном пространстве, чтобы композиция воспринималась как при живом исполнении.
В середине прошлого столетия технические средства не позволяли записывать несколько дорожек. Все инструменты записывались одновременно. Поэтому музыканты располагались на разном расстоянии от микрофона. Так были сделаны классические записи Майлза Дэвиса, Хаулина Вулфа и многих других артистов.
Запись инструментов в середине прошлого века
Сейчас для одного трека музыканты записывают множество дорожек. Из этих дорожек звукорежиссер уже собирает готовую композицию.
Задачи панорамирования и их решение
Основная цель панорамирования — сделать запись «живой» и объемной. Слушатель должен воспринимать всю звуковую палитру без провалов и выпирания по частотам.
При работе с панорамой вы должны решить следующие задачи:
Расположение инструментов
Прежде всего для решения этих задач вы должны представлять себе общее звучание вашего микса. Чтобы было легче, сделайте чертеж со схематичным расположением инструментов.
Например, для рок-композиции он будет выглядеть так.
Схема панорамирования в рок-песнях
Дальнейшую работу осуществляйте с этой схемой. Расположите инструменты в миксе и прослушайте получившийся результат. Внесите необходимые корректировки.
Помните, что конечный результат — это продукт вашего слуха, вкуса и технических навыков. К каждому треку вы подбираете собственное решение. Делайте панораму уже или шире в соответствии с творческой необходимостью.
Частотный баланс
При работе с музыкальным материалом помните, что у каждого инструмента есть свой частотный диапазон:
Чтобы инструменты не «тонули» в миксе, разводите их по панораме. Простой пример: если ритм-гитару, духовые и клавиши вы поместите в центр, то разобрать звучание каждого инструмента будет невозможно.
ВАЖНО! О громкости и середине.
В работе учитывайте тот факт, что добавление средних частот воспринимается как увеличение громкости трека.
Баланс панорамы
Нагружайте правый и левый каналы равномерно. В художественных целях вы можете в какой-то части композиции намеренно создать дисбаланс. Например, как во вступлении к песне «White Limo» группы Foo Fighters.
Но в целом звучание обоих каналов должно быть сбалансированным. Контролируйте баланс на слух или по индикатору мастер-шины.
Пример сбалансированного звучания обоих каналов
Панорамирование инструментов с позиции слушателя
Существует два способа панорамирования музыкальной записи: с позиции слушателя и исполнителя.
Цель панорамирования с позиции слушателя — передать атмосферу концертного выступления. При этом способе панорама создается таким образом, чтобы слушатель находился как бы перед виртуальным пространством.
Схематично это можно изобразить так:
Схематичное изображение панорамирования с позиции слушателя
Это самый распространенный способ создания панорамы. Его преимущества в том, что слушатель получает максимально плотный и грувовый микс. Ширина панорамы оптимальна. Звуки не сконцентрированы в одном месте, но и не находятся слишком далеко друг от друга.
99% современной популярной музыки (рок, поп, рэп) звучит именно так.
Панорамирование с позиции исполнителя
Цель панорамирования с позиции исполнителя — дать слушателю ощущение участия в концерте.
Панорама создается таким образом, чтобы слушатель как будто бы находился на сцене вместе с другими музыкантами.
Схематично это выглядит следующим образом:
Схематичное изображение панорамирования с позиции исполнителя
Центром звуковой картины становится вокал или солирующий инструмент. Отличительной особенностью трека с панорамированием с позиции исполнителя является ощущение, что вокалист стоит прямо за вашей спиной. Вы как будто затылком слышите его.
Панорамированием с позиции исполнителя создаются записи джазовых и классических оркестров, а также записи формата live in studio.
Прекрасным примером панорамирования с позиции исполнителя являются работы Ника Кейва «Oh Children», «Higgs Boson Blues», «Abbatoir Blues».
Советы правильного панорамирования
Панорамирование, как и все, что связано с музыкой, – это творческий процесс. Никаких непреложных законов в этом деле нет. На десятках культовых записей панорама не соответствует общепринятым стандартам. Послушайте, например, «Come Together» или «Paranoid».
Тем не менее, существуют устоявшиеся принципы панорамирования. Поначалу следуйте им.
Что такое панорамирование
Что такое панорамирование? Значение этой функции в сведении трека является основополагающим. Проще говоря – это расположение музыкальных инструментов в пространстве. Имеется ввиду в музыкальном пространстве.
По умолчанию источник звука находится в центре (центральном канале) и мы можем расположить его, по нашему усмотрению, слева, справа, спереди и сзади в горизонтальной плоскости.
Панорамирование определяется по координатам оси X, Y и Z. Ось X – горизонталь, ось Y – вертикаль и ось Z определяет удаленность звука, что в свою очередь достигается эффектами задержки, например реверберация. Положение звучания по оси Y определяется динамической обработкой, например компрессором.
Виды источников звука
Существует два вида источника звука: моно – точечные, и области звука – звук, который находится в определенном месте акустического пространства.
По оси Y — определяется высота звука, его динамические характеристики. Прозрачная стрелка обозначает позицию сигнала в звуковой сцене (удаленность).
На рисунке изображено два инструмента – гитара и рояль. У гитары значение X3 — она записана в моно, т.е. это точечный источник звука. Звук рояля снимался двумя микрофонами, слева и справа (стерео). Эти два сигнала панорамированы.
Панорамирование в виртуальных студиях
регулятор панорамы
С роялем ситуация будет немного другая. Здесь мы имеем стерео-запись, поэтому рояль будет помещен в стерео-трек. Нужно знать и учитывать то, что в стерео-треках при регулировки панорамы, вы всего лишь делаете громче либо тише правый или левый канал. А это не совсем то, что нам нужно.
Способы панорамирования стерео-треков:
Первый способ: во многих, но не во всех виртуальных студиях имеется функция «Stereo Dual Panner» или комбинированная панорама – «Stereo Combined Panner». Нам нужно включить в стерео-балансе функцию стерео-панорамирования. Для этого в регуляторе необходимо выбрать нужный пункт:
Добавляем в секвенсор наших два SplitStereo трека.
И третий способ: использование плагинов панорамирования, таких форматов как RTAS, VST и др. Это могут быть плагины: Retro Sampling BALANCE, Waves S1 Stereo Imager, а также Sleepy Time Records Dual Panner, Flux Stereo Tool, и многие др. Разобраться в них вам не составит труда.
Сейчас мы будем работать с классическим канальным регулятором. Установим для рояля значения панорамирования в L80 (левый канал) и R30 (правый канал). И послушаем аудио пример.
Решение задач панорамирования
Для чего нужно панорамирование? Ниже перечислены главные задачи:
Ниже на изображении представлен вариант расположения инструментов в акустическом пространстве. Перед сведением трека представляйте, а лучше обозначьте графически на бумаге расположения инструментов в вашем миксе.
Создав эскиз, распределяйте панораму в соответствии с вашей задумкой. Опирайтесь только на свое воображение и конечно только на слух. Очень важно знать и понимать, что в ширине акустического пространства имеется ограничение, равное 60°. Если образовать равносторонний треугольник между слушателем и двумя стерео колонками, то это будет идеальное расположение источника звука для слушателя.
2. Обеспечение максимальной прозрачности звуковой картины. Что в данном случае означает «прозрачность» и каковы причины «мутности» микса?
Одна из основных проблем — это маскировка звука. Если источники звука имеют похожие характеристики тембра и частот, и звучат они из одной точки акустического пространства, то четко их отделить у нас не получится. Чтобы лучше понять данную проблему, приведем пример из повседневной жизни. Допустим, что вы говорите по телефону у себя в квартире и решили одновременно помыть яблоко. Открыв кран вы понимаете, что перестали слышать то, что говорят в трубке.
А вот если бы на фоне вашего разговора звучала стиральная машина, даже если и гораздо громче, то вы бы все слышали четко. Секрет прост – шум воды из крана близок по частотам звуку, доносящемуся из телефона и поэтому происходит маскировка частот звучащих с него.
В аудио-примере, представленном ниже наглядно продемонстрирован эффект маскировки.
Ниже список инструментов, которые не панорамированы (звучат в центре), в связи с чем микс стал грязным и мутным.
Тембр всех инструментов достаточно схож, что затрудняет читаемость каждого из них по отдельности. Малый и Clap также маскируют некоторые доли хэта.
Приступим к сведению к минимуму эффекта маскировки. Поработаем с хэтом. Разводим 2 основных хай-хета влево и вправо на 5 минут, дополнительные хэты на десять минут влево.
Поскольку Лид (lead) – это основная мелодия, мы расположим ее в центре. Моно-трек электрогитары установим наполовину влево, а стерео-трек органа на столько же вправо. И послушаем результат:
Таким образом мы смогли добиться прозрачности и основные инструменты стали звучать четко.
Также очень эффектно звучит переход из одного канала в другой. Например это можно применить к Noise Sweep (раскрывающийся белый шум). Очень часто используют в танцевальной музыке. А выполнить данный элемент можно при помощи автоматизации в той программе, в которой вы работаете (например Cubase).
Как правильно панорамировать
Это всего лишь личное мнение, а что и как делать решать только вам. Полагайтесь на слух и творческое воображение.
1. В центре должны находиться бочка и малый, бас и вокал. Какие либо эксперименты с панорамированием бочки и баса могут конкретно испортить микс. Партия вокала главная, поэтому она в центре. Также это относится и к любым солирующим партиям (лид, гитарное соло).
2. Элементы ударной установки располагают в звуковом пространстве так, как они находятся в реальности. Пример показан на изображении выше. По тому же принципу панорамируется клавиши, ансамбли и оркестры.
3. Как уже говорилось, соблюдайте баланс обоих каналов. Не допускайте дисбаланса и смещения звуковой энергии.
4. Никогда не распределяйте инструменты в акустическом пространстве на 100 процентов влево или вправо. Сузив ширину акустических и синтетических стереоинструментов и бек-вокала, у вас будет больше свободного места для использования стерео-эффектов delay, reverb, chorus, flanger и др.
6. Применяйте Auto-Panner — это придаст звучанию инструмента больше движения и читаемости.