Что такое паникадило в храме
Что такое церковное паникадило и какое смысловое значение оно имеет в церкви
Русский классик Тургенев в своей повести: «Степной король Лир» перепутал обыкновенное кадило с паникадилом: «Священник облачился в старую, еле живую ризу; еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле. Молебен начался».
Эта ошибка писателя вызвала много юмористических заметок со стороны его коллег. И действительно, написанное им выглядело очень смешным. Было забавно представить себе еле живого дьячка, который держит в своей руке огромное церковное паникадило.
Церковное паникадило может быть одноярусным и многоярусным. Есть очень сложные и красивые изделия, которые выполнены в виде многоярусной люстры с хоросом. Слово «хорос» также пришло к нам из греческого языка: χορός означает «хоровод». Хорос похож на обод колеса, именно эта форма многосвечника является древнейшей.
Кроме практического использования, свет в церкви всегда имел особое значение в богословском осмыслении. «Бог есть свет» (1Иоан.1:5) говорит Писание, об Иисусе Христе сказано: «Который обитает в неприступном свете» (1Тим.6:16).
Церковное паникадило полно светильников, которые включаются в особые торжественные моменты. Они знаменуют собой небесный, Божий мир, Церковь небесную торжествующую, многочисленное количество праведников, которые пребывают в Божьем свете. Это то торжество, к которому призваны верующие в земной Церкви Иисуса Христа, они призваны в Его славу, которая должна открыться в последние времена. Этот свет церковного паникадила напоминает о радостной надежде воссоединения живущих на земле со святыми.
Церковные светильники, в том числе и настенные бра, всегда символизировали собой свет невещественный, Христов. В храмах всегда допускалось ограниченное количество света и окна в архитектуре церкви не были источником света, а скорее созданием особой обстановки, которая могла отобразить жизнь человечества.
Функция света от бра не несет главной задачи осветить помещение, он должен создать обстановку, чтобы человек задумался о проникновении света Божьего во мрак и суету человеческой жизни. Он как бы особо подает надежду на то, что есть нечто лучшее, неземное, давая молящемуся надежду и возможность самому возжелать присоединиться к нетварному Божьему свету.
Значение слова «паникадило»
[От греч. πολυκάνδηλον — многосвечный светильник]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Поликандила бывают как одноярусные, так и многоярусные. Наиболее древние поликандила — это одноярусные хоросы, поликандила в виде обода колеса.
По церковному Уставу, при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и паникадило, создавая образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освящённых благодатью Святого Духа, горящих огнём любви к Богу.
ПАНИКАДИ’ЛО, а, ср. [от греч. polykandēlos — состоящий из многих светильников] (церк.). Большая церковная люстра.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
паникади́ло
1. устар. то же, что люстра ◆ …вместо подсвечников — шандалы, вместо занавес — гардины, вместо зеркал и паникадил — люстра; вместо утвари — мебель, вместо приборов — куверты, вместо хорошего и превосходного — „тре биен“ „сюперб“. Г. Добрынин, «Истинное повествование или жизнь, им самим написанная в Могилёве и в Витебске», § XXI. Брянск (1772) // «Русская старина», 1871 г. ◆ Бархатные или атласные обои, галлереи, самой большой руки зеркала и паникадилы, мозаические полы составляют щеголеватость сих комнат. «Картина Венеции, или к щегольству и модам Венецианским относящиеся замечания» // «Магазин общеполезных знаний и изобретений с присовокуплением модного журнала, раскрашенных рисунков, и музыкальных нот», ч. I, 1795 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Стулья обиты были бархатом; разноцветные восковые свечи вставлены были в огромные стеклянные паникадила и серебряные подсвечники; на мраморных столах стояли бронзовые часы гарлемские и амстердамские; богатство украшений отражалось в венецианских зеркалах. Булгарин, «Димитрий Самозванец», 1830 г. (цитата из НКРЯ)
2. церк. большая люстра или подсвечник со множеством свечей (обычно — в церкви) ◆ Восточные единоверцы наши имеют сверх того по большим праздникам обычай длинным каким-нибудь орудием приводить в кругообразное движение и паникадило, и хорус, и все, что висит над людьми под куполом. К. Н. Леонтьев, «Пасха на Афонской горе», 1882 г. ◆ Паникадило было уставлено свечами, с клиросов слышались развесёлые напевы добровольцев-певчих с ревущими басами и тонкими дискантами мальчиков. Л. Н. Толстой, «Воскресение», 1899 г. ◆ Высоко под громадным куполом тихо покачивалось на толстой цепи сверкающее паникадило. Скиталец (Петров С. Г.), «Октава», 1900 г. ◆ Церковь была полна, горело паникадило, певчие, как пожелал того старик Цыбукин, пели по нотам. Чехов, «В овраге», 1899 г. ◆ И вещи, которые он точил, — паникадило, досканец и другие, из слоновой кости. Юрий Тынянов, «Восковая персона», 1930 г.
3. неправ. то же, что кадило ◆ Священник облачился в старую, еле живую ризу; еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле. Тургенев, «Степной король Лир», 1870 г. ◆ Опанас глядит картиной // В папахе косматой, // Шуба с мёртвого раввина // Под Гомелем снята. 〈…〉 На руке с нагайкой крепкой // Жеребячье мыло; // Револьвер висит на цепке // От паникадила. Багрицкий, «Дума про Опанаса» (1926), 1956 г. (цитата из Викитеки) ◆ Сперва хотели приспособить его драться двумя паникадилами. Гриша Овнюк предложил. Он всё время что-то новое старается придумать, чтобы самоповторов не было. Потом погуглили, что это такое, и решили поменять на хлебные ножи. Пелевин, «t», 2009 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова известить (глагол), известил:
Паникадило
Другие названия: всесвечник, поликандило
Что такое паникадило?
Паникадило (от греч.: πολυκάνδηλον – многосвечие) – это церковная люстра со множеством источников света. Как правило, оно несет на себе не менее 12 ламп.
Варианты конструкции и убранства
На протяжении столетий храмы освещали паникадила, в которых горели свечи и масляные лампады. В наши дни подавляющее большинство храмов освещается электричеством.
При этом паникадила сохранили свою традиционную форму. Как правило, они напоминают торжественную многоярусную люстру конической формы. Отличие от обычного «мирского» светильника – в наличии в убранстве паникадила креста.
Из Греции к нам пришли паникадила с хоросами – большими обручами, на которых укреплены светильники. Такой хорос может обрамлять традиционное паникадило или заменять его собой. На хоросах нередко располагаются иконы, иногда на них можно увидеть литые изображения ангелов, кресты и т.п.
В некоторых храмах Греции и других стран существует примечательный обычай вращать хорос во время богослужения. В частности, так делают на Святой горе Афон. По-видимому, это символизирует движение светил на небосводе, а также движение ангельских сил в Небесном Царствии.
Материалы изготовления паникадил
Наиболее распространены паникадила из латуни или бронзы, изготовленные в технике литья. Хоросы могут украшаться иконами – напечатанными полиграфическим методом или (реже) писанными. Старина знала деревянные хоросы, а также паникадила, выкованные из чугуна. В наши дни эта эстетика переживает свое возрождение.
Полезный совет
Приобретая латунное паникадило, следует обратить внимание на качество металла. Он должен быть достаточно толстым. Поскольку паникадило в храме находится довольно высоко, важно предусмотреть, чтобы оно как можно дольше сохраняло первоначальный блеск без дополнительной чистки. Поэтому предпочтительно выбирать латунные паникадила, покрытые защитным лаком.
Символика
Физический свет в христианском храме является метафорой Света Божественного – благодати Господней, а также Слова Божия, которое просвещает умы и сердца людей.
В наиболее торжественные моменты богослужения в храме зажигают все светильники – в знак того, что Небесное Царствие – это область света, где нет никакой тьмы.
В православном богослужении свет упоминается не однажды. На вечерне мы слышим песнопение, которое начинается словами: «Свете Тихий святыя славы Бессмертного Отца Небесного». Эти слова относятся ко Христу. В греческом Часослове эта песнь именуется светильничным (έπιλύχνιος) благодарением. Она восходит к древнему христианскому обычаю благодарить Бога, возжигая светильники в своих жилищах. В конце всенощного бдения в храмах звучит возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Здесь речь идет о свете нового дня, дарованного нам Богом. Данный возглас появился в древности, когда всенощная служба, как и следует из ее названия, завершалась с рассветом.
Множество светильников (ламп), горящих на паникадиле, символизирует собрание христиан, каждый из которых призван освещать этот мир светом веры, любви и молитвы.
Cимвол Вселенной – паникадило
Антиминс, потир, дискос, кадило, рипида, кропило – полный список церковной утвари насчитывает несколько десятков предметов, каждый из которых имеет свое предназначение, давнюю историю и сложное символическое значение. В одной газетной статье разобраться с этим сложно. Мы попросили клирика Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонаха Силуана (Касимова) рассказать хотя бы о нескольких предметах, которые на виду у прихожан и используются на каждом богослужении.
– Отец Силуан, христианская культура насчитывает более двух тысяч лет, всегда ли в храмах были те предметы культа, которые мы видим сегодня?
– Христианская культура развивалась постепенно, и какие-то привычные для нас предметы церковной утвари появились не сразу, а с развитием христианского богослужения. Алтарь на заре христианства находился в катакомбных храмах, где вынуждены были скрываться первые христиане. Он представлял собой каменную гробницу, в которой хранились мощи мучеников. Именно на ней и совершалось Таинство Евхаристии.
Сегодня алтарь выглядит совсем по-другому. Это главная часть храма, прообраз Престола Божьего, на котором обязательно должны храниться Евангелие, крест для благословения верующих и антиминс, в который обязательно вшита частица мощей святого, мученика.
Еще на престоле мы можем увидеть дарохранительницу, где хранятся запасные Дары, которыми священник может причастить больного или умирающего человека, перенося их в специальной сумочке, называемой дароносицей. Можно вспомнить, что раньше диаконы могли причащать больных, принося им Святые Дары, наверное, у них тоже были подобные сумочки.
Интересно, что первые христиане совершали Литургию прямо во время вечерней трапезы — вечери любви, так называемой Агапы, и уже после вкушения пищи они преломляли Хлеб и раздавали Тело Христово прямо в руки. Так они совершали таинство, которое установил Господь, сказав: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).
Некоторые, привычные нам, современным христианам, церковные сосуды появились намного позже, связано это с трансформацией проведения самого Таинства Евхаристии. Люди не всегда благоговейно относились к Дарам, было решено не давать их в руки. Так появляется лжица, вначале это была самая обычная ложка. Не сразу появился дискос в таком виде, который нам привычен. Его прообраз – тарель из Сионской горницы, на которой было преломлено впервые Тело Христово.
Привычный для всех прихожан церковный сосуд кандия – металлическая чаша, используемая в храмах для малого освящения и перенесения святой воды – тоже имеет свою историю. Мало кто знает, что этот предмет имел очень широкое применение в разные периоды жизни Церкви. Эта чаша помимо водоосвящения могла использоваться в монастырях и как колокольчик, по которому ударяли перед чтением Евангелия и во время трапезы. В XIX веке в ризнице Соловецкого монастыря обнаружили бронзовую кандию 1483 года, украшенную растительным орнаментом и с надписью «звонок игумена Исаии».
– Отец Силуан, Вы назвали некоторые предметы, входящие в Евхаристический набор. А я вспоминаю потрясающее описание Литургии в Соловецком лагере его узником Борисом Ширяевым в знаменитом документальном романе «Неугасимая лампада». Не имея ничего для совершения Литургии, священники приспосабливали для престола обычный пень, для Причастия использовали сок лесных ягод и хлебную пайку. Молились в лесу, без икон и крестов…
– Было даже такое, что один из священников в тюремной камере ложился на пол, и на его спине, как на престоле, совершалась Литургия. Мы говорили, что в антиминс вшивали мощи святых, мучеников. А этот человек уже был мучеником! Он страдал за веру, но не отрекся от нее, потому что не мог жить без молитвы, без богообщения.
Кресты рисовали на тюремных стенах, деревьях в лесу, заключенные делали их из веревок и прутьев. Батюшки даже в невероятно тяжелых условиях продолжали служить, как могли, лишь бы оставаться со Христом. Вспомните, с каким достоинством прошли свой крестный лагерный путь великие старцы Русской Православной Церкви архимандриты Иоанн (Крестьянкин), Павел Груздев, святитель Лука Крымский и тысячи других мучеников за веру.
В «походных» условиях совершается богослужение в Вавиловом Доле Саратовской области, куда ежегодно отправляется многодневный крестный ход в память новомучеников и исповедников Российских. Там нет храма, прямо в поле сооружают специальный помост, устанавливают престол и служат Литургию. Сотни богомольцев со всей России молятся, причащаются под открытым небом, делятся этой радостью и потом весь год живут ожиданием следующего крестного хода. В какой бы форме не совершалась Литургия, суть Таинства остается неизменной – благодатное приобщение души к вечной жизни.
– Входящий в храм человек в первую очередь обращает внимание на церковную люстру – паникадило. Какую ритуальную роль выполняет этот красивый и величественный светильник?
– Христос есть Свет, и свет в храме призывает к славе Божией, к той истине, которая просвещает сердца и души людей. В августе мы совершаем праздник Преображения Господня и вспоминаем, как Господь явился перед учениками, сияя нетварным светом.
Паникадило символизирует собой весь мир, весь космос. Зажженное паникадило – знак участия всех православных христиан в торжестве. А что касается зажигания паникадила на службе, то есть такая богослужебная книга «Типикон», т.е Устав, очень толстая, ее семинаристы боятся даже в руки взять. Так вот в ней все подробно расписано, в том числе и про свет в храме, когда его должны зажигать, когда тушить.
По Уставу свет на вечернем богослужении гасят на шестопсалмии, когда читают покаянные псалмы Давида. Когда совершается полиелей и возносятся молитвы радости, благодарения, восхваления Богу, в храме зажигают все источники света.
Когда не было электричества, то из алтаря выходил пономарь, ставил лестницу, поднимался к паникадилу и зажигал на нем все свечи. Эта должность прописана в церковном уставе и называется кандиловжигатель. В некоторых монастырях, например, на Афоне, эта старинная традиция сохраняется по сей день. В греческих монастырях главный светильник храма – хорос – еще и раскачивают. Зрелище яркое, необычное, праздничное. Так греки выражают радость, ликование о сотворении мира. Вот сколько смыслов содержит этот светильник.
Каждый предмет в храме помимо практического назначения несет еще и символический смысл. Поэтому прихожанам, которые хотят лучше познать церковную жизнь, следует присмотреться, что происходит в храме, для чего нужна та или иная церковная вещь.
– Среди церковной утвари есть довольно необычные вещи, например, рипиды – предметы, похожие на опахало. Не очень понятен их смысл, для чего они используются?
– Это еще одно подтверждение тому, что церковное богослужение может меняться, какие-то предметы из него уходят со временем, другие прибавляются. Господь по Своей милости позволил мне поучаствовать в архиерейских богослужениях нашего Владыки Пахомия. Архиерейское богослужение с древних времен изменилось меньше, рипиды мы как раз и видим в руках дьяконов и иподьяконов только на этой службе.
Также рипиды используют во время дьяконской хиротонии. Новоиспеченный дьякон берет из рук архиерея рипиду и во время Евхаристического канона крестообразно веет над престолом с Дарами в знак того, что рипиды знаменуют собой проникновение ангельских Сил в тайну спасения, в Таинство Евхаристии, участие Небесных чинов в богослужении.
Но в то же время мы можем понять изначальное практическое предназначение рипиды: ею как опахалом отгоняли от престола насекомых. Делали ее из павлиньих перьев и полотна, теперь это ажурный круг на длинной ручке, и на нем изображен шестикрылый серафим.
Все в храме имеет глубокий смысл, все великолепие церковного убранства, каждая вещь, вся церковная утварь, труд иконописцев, архитекторов, швей, других мастеров – все направлено на то, чтобы восхвалить Бога. Все, что вы видите в храме, сделано руками людей, любящих Бога и Церковь. В их изделиях эта любовь всегда проявляется.
– Очень часто люди, далекие от Церкви, упрекают ее в излишней роскоши, помпезности.
– В храме многие предметы украшены позолотой, камнями, и это наполнено глубинным смыслом. Золото означает истину, которая сияет, как яркий свет, драгоценные камни могут символизировать образы святых, прославляющих славу Божию. Даже в маленьких полунищих деревнях раньше можно было увидеть большие соборы, поражающие наших современников величием и красотой. Все лучшее несли в храм. Так относились наши предки к Богу. Попробуйте сейчас собраться всем селом и построить такой храм – вряд ли получится!
Сколько мы знаем имен благотворителей, построивших прекрасные храмы с богатым внутренним убранством. В ограде нашего кафедрального собора захоронен Николай Алексеевич Ухин – один из самых именитых и уважаемых покровских жителей, известный меценат, на средства которого в начале прошлого века строили, благоукрашали и снабжали утварью покровские церкви. Все делалось ради молитвы и для спасения души. И по сей день мы возносим прошения в храме о благоукрасителях, в том числе и об упокоении Николая Алексеевича.
Человек входит в храм, видит его благолепие, и душа замирает. Мы знаем из жития равноапостольного князя Владимира, как он узнавал о разных религиях и выбрал христианство после того, как его послы рассказали о необыкновенной красоте византийского богослужения: «Не знаем – на Небе или на земле мы были!». Когда-то я пережил это чувство, впервые перешагнув порог Троицкого собора в Саратове. Его нижний Успенский храм как раз только отреставрировали, и когда я увидел прекрасную храмовую роспись, мерцающий свет лампад, услышал тихое церковное пение, то захотел там остаться и, как видите, остался.
Паникадило
Паникадило (от греч. πολυκάνδηλον — многосвечие) — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад.
По церковному Уставу при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и паникадило, создавая образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освящённых благодатью Святого Духа, горящих огнём любви к Богу.
Содержание
Этимология
Происходя от греч. πολυκάνδηλον (поликандилон), слово исказилось, причём первая его часть, по мнению этимологов (Фасмер), сблизилась со словом «панихида», вторая — с «кадило».
Паникадило в культуре и искусстве
На их грудях блестит французский крем;
Они снуют с бесстыдством крокодила.
Гори, гори, мое паникадило,
А то они склюют меня совсем…
Борис Гребенщиков. «Московская Октябрьская».
На небесах горят паникадила,
А снизу — тьма.
Ходила ты к нему иль не ходила?
Скажи сама!
— Сперва хотели приспособить его драться двумя паникадилами. Гриша Овнюк предложил. Он все время что-то новое старается придумать, чтобы самоповторов не было. Потом погуглили, что это такое, и решили поменять на хлебные ножи.
У И. С. Тургенева, в повести «Степной король Лир», читаем:
Священник облачился в старую, еле живую ризу; еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле. Молебен начался.
Писатель перепутал паникадило с кадилом.
Ссылки
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Паникадило» в других словарях:
ПАНИКАДИЛО — (греч.). Большая люстра в церкви, а также подвесный светильник о многих свечах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАНИКАДИЛО [гр. polykandelos состоящий из многих светильников] в церкви: большая… … Словарь иностранных слов русского языка
ПАНИКАДИЛО — (от греческого poly много и kandela свеча), в православном храме центральная люстра со множеством свечей или лампад. В 20 в. свечи паникадило часто заменяются электрическими лампочками … Современная энциклопедия
паникадило — канделябр, хорос, люстра, подсвечник Словарь русских синонимов. паникадило сущ., кол во синонимов: 4 • канделябр (7) • … Словарь синонимов
Паникадило — (от греческого poly много и kandela свеча), в православном храме центральная люстра со множеством свечей или лампад. В 20 в. свечи паникадило часто заменяются электрическими лампочками. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПАНИКАДИЛО — (среднегреч. polykandelon) большая люстра или многогнездный подсвечник в церкви … Большой Энциклопедический словарь
ПАНИКАДИЛО — ПАНИКАДИЛО, паникадила, ср. (от греч. polykandelos состоящий из многих светильников) (церк.). Большая церковная люстра. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПАНИКАДИЛО — ПАНИКАДИЛО, а, ср. Свечная люстра или канделябр в церкви. | прил. паникадильный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПАНИКАДИЛО — ср., греч. люстра, церковный свещник, подвесной светильник о многих свечах. Паникадильщик или паникадильный мастер. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Паникадило — Паникадило, хорос (греч. многосвечие) центральная люстра с множеством светильников (более 12), подвешиваемая в центре храма. Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя РФ от… … Официальная терминология
Паникадило, — Паникадило, хорос (греч. многосвечие) центральная люстра с множеством светильников (более 12), подвешиваемая в центре храма. Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по п … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
паникадило — Крупная церковная люстра со множеством свечей (см. поликандило, хорос). Ист.: Плужников, 1995 • • • (гр. πολυκανδηλον, πολυ приставка, означающая множество и κανδηλον свеча), подвесные большие люстры в церквях (или большой подсвечник для… … Словарь храмового зодчества