Что такое падеде в балете
Что такое па-де-де в танце
Чтобы понять, что такое па-де-де обратимся к эпохе 19 века, когда прославленные исполнители и постановщики балета активно развивали балетное искусство. Чтобы продемонстрировать сложную танцевальную технику, драматические моменты в классическом танце появилась усложненная техника.Одна из них называется термином «Pas de deux», от французского «танец вдвоём». Это выход пары главных героев с определенной последовательностью балетных движений. Принадлежит к числу основных позиций образцового балета, как и па-де-труа.
Pas de deux
Pas de deux (франц.) — Pas — шаг; deux — два, «шаг обоих») обозначает большой парный номер (танец). Исполнителями которого являются главные герои постановки, представляет взаимодействие друг с другом, как сцену-дуэт. Одновременное присутствие и позиция третьего танцовщика для классического балета называется форма па-де-труа. Технически самая сложная по исполнению, впечатляющая часть балета. Имеет свою установленную структуру:
Вступительная часть па-де-де
Антре (в переводе с французского «entree» — вступление, выход на сцену). Чрезвычайно изящная, свободная в исполнении вступительная часть парного эпизода па-де-де. Узнать, когда началось антре, можно с появлением на сцене одного или нескольких ведущих исполнителей. Этот предваряющий адажио художественный выход, часто носит роль экспозиции. Где актерская игра из шагов и жестов символизирует плавное приближение динамичного действия между героями постановки.
Адажио
Адажио балетных танцевальных форм — медленная часть произведения. Для него характерны следующие признаки:
Центральная часть музыкально-хореографической формы называется «адажио» — распространённая форма танцевального искусства для дуэта. Балетный номер ведущих исполнителей продолжается совместно, медленным темпом. Сопровождение неторопливой музыки помогает танцу приобрести выразительность, плавность перехода и динамичность позиций.
Мужское и женское соло
Чтобы понять, что такого в па-де-де особенного, оцените сольные вариации. В этих коротких, хореографически завершенных танцевальных этюдах исполнитель главной роли меняет сюжетную линию представления. Различают соло к мужскому танцу и соло в женском танце. Редкие случаи хореографии состоящей на этом этапе из сложных для исполнения, индивидуальных элементов. Внимание зрителя сосредотачивается на коротких, артистичных, но технически усложнённых движениях.
Кода танца
Контрастно следуя за сольной партией, действие переходит к быстрой части танца — совместной коды. Заключительный элемент построения па-де-де состоит из максимально виртуозных прыжков и вращений. Часто можно увидеть воздушную поддержку, гимнастические и акробатические пируэты. Четкое исполнение ускоренных па вокруг своей оси создает эффектную кульминацию. Такая серия вращений коды называется фуэте.
Па-де-де в балете
Мастера и танцоры в начале развития балетного искусства уже знали, что такое па-де-де. Первоначальной была форма па-де-труа (три исполнителя). Когда техника и драматургическое построение балета усложнились, трио заменили на дуэт. «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Анастасия». Представляя собой «танцевальный диалог», некоторые, из числа знаменитых па-де-де, исполняются в самой кульминации – балет «Жизель». В других сюжетных линиях, например «Маргарита и Арман», встречается на протяжении всего действия. Па-де-де – яркое украшение любого балетного спектакля.
Видео:
Почему дуэт и па-де-де – не одно и то же?
В классическом балете танец пары (часто главных) героев называют па-де-де. Па-де-де (pas de deux) в дословном переводе с французского означает танец двоих. Но все-таки танец двоих далеко не всегда можно назвать па-де-де.
У классического па-де-де – четкая структура чаще всего из 5 частей: антре, адажио, мужской и женской вариации, коды. Антре – выход героев на сцену, часто короткий. Артисты будто сообщают публике о том, что сейчас они будут танцевать. Далее – сам танец, адажио, где герои в медленном музыкальном темпе демонстрируют дуэтную технику и подчеркивают взаимоотношения персонажей. После танцовщик и балерина по очереди исполняют свои вариации и снова вместе выходят на сцену, чтобы под бравурную музыку станцевать коду – заключительную часть па-де-де и нередко всего балета. Если танец двоих не предполагает подобной структуры, а герои все время танцуют друг с другом и друг для друга, перед вами дуэт.
Федор Лопухов в своих «Хореографических откровенностях» отмечал, что дуэт – это не пляска двоих. В нем раскрываются личные отношения персонажей и общее сюжетное развитие балета-пьесы. В дуэте герои общаются. В па-де-де – демонстрируют хореографию, технику, музыкальность. Па-де-де – это скорее вставной номер, который органичен и внутри спектакля, и за его пределами. Именно поэтому па-де-де лучше воспринимается зрителями в программах концертов: дуэт (если он не поставлен как отдельный номер) всегда кажется немного вырванным из контекста.
Именно поэтому Лопухов считал, что композицию из второго акта «Лебединого озера» ошибочно называют па-де-де. Пускай сцена на балу сохраняет классическую структуру из 5 частей, но прежде всего она развивает сюжет. А по принципу па-де-де могут строиться и другие хореографические ансамбли: от па-де-труа и па-де-катр до па-классик, где наряду с солистами участвует весь кордебалет. «Все мы исполнители забывали о ролях, которые играли в предыдущих актах, и действовали только как виртуозы танца», – писал Лопухов о па-классик. И не зря упоминал о дуэте, как о составляющей балета-пьесы – то есть, балета с драматургической основой. Стандартная форма па-де-де сохранилась в классическом и неоклассическом наследии, где танец прежде всего подчиняется музыке.
Пять любимых па-де-де
Драматические и романтические моменты в балетах, особенно в таких, как «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта», составляют очень важную часть спектакля.
Наталья Осипова и Карлос Акоста в «Лебедином озере» © ROH
Па-де-де («танец для двоих») лежит в основе многих балетов. Оно демонстрирует сложную танцевальную технику и выражает драматически сильные моменты в балете. Вот некоторые из наиболее популярных па-де-де:
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Подобные посты
В честь 180-летия балета «Жизель»: Россия – вторая родина «Жизели»
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти
Жила против стали
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти
Benois de la Danse вручили в двадцать восьмой раз
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти
Словарь основных балетных терминов
Балерины всегда танцуют на цыпочках. Не проще ли было бы брать девушек ростом повыше? — пошутил один комик. На самом деле, двигаются они не на цыпочках, а на пуантах. А мы расскажем что-такое пуанты, и что обозначают все эти красивые балетные термины.
Как медики изучают латынь одновременно со специальным образованием, так балетным артистам можно посоветовать учить французский, тогда в танцевальном классе не понадобится объяснять хореографию. Вокабуляр балета почти весь пришел из французского языка, и буквально описывает как выглядят движения.
В старинном балете термины отражали какой-либо образ, например: движение кошки ( фр. pas de chat), рыбы ( фр. pas de poisson), ножниц ( фр. pas de ciseaux) и другие.
А вот примеры общепринятых современных понятий:
Аттитюд (Attitude — поза, позиция, манера)
Одна из основных поз, при выполнении которой работающая нога, согнутая в колене, поднята на какую-либо высоту, при этом опорная нога стоит на целой ступне, полупальцах или пальцах, руки находятся в положении arrondie.
Арронди (arrondie — округлый) — округлённое положение руки.
Aрабеск (arabesque — арабский)
Поза, в которой танцовщик стоит на одной ноге, вторая отведена назад, рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону.
Батманы (Battements — биение, удары)
Группа движений, вырабатывающих силу, выворотность, резкость и эластичность мышц. Характеризуются взмахами ноги вперед, назад или в сторону.
Бризэ (от Briser — разбивать или brise — лёгкий ветер)
Маленький прыжок, с продвижением вперед или назад за ногой.
Вариация (Variation) — короткий, но законченный виртуозный танец для одного или нескольких исполнителей. Обычно является частью Pas de deux, Pas de trois, Grand Pas, но возможен в качестве самостоятельного эпизода.
Глиссад (Па) (Glissade, от glisser — скользить)
Прыжок с продвижением, начинающийся и заканчивающийся в 5-й позиции. Или движение, состоящее из открывания одной ноги в каком-либо направлении на demi-plié и последующего шага на полупальцы в том же направлении с подтягиванием другой ноги в 5-ю позицию.
Деми-плие (demi-plié) — то есть полу-присед. Французская приставка “полу-” может использоваться и с другими терминами.
Дивертисмент (Divertissement — развлечение)
Ряд танцевальных номеров, следующих один за другим; концертная программа, состоящая из различных по жанру и характеру танцевальных номеров.
Кордебалет (corps de ballet, букв. — состав балета). Основная часть труппы, артисты, исполняющие вместе массовые сцены.
Круазэ (Croisée, от croiser — скрещивать)
Поза классического танца, выстраиваемая из 5-й позиции отведением ноги вперёд либо назад. Поза может быть выполнена и в воздухе, на прыжке.
Па (Pas — движение, шаг).
Просто движение, лейтмотив, на котором строится танец; в более общем смысле — законченная танцевальная фраза или целая композиция.
Pas de deux (букв. «танец двоих»)
Музыкально-танцевальная форма, принятая в балете с XIX века, состоящая из Entrée (начало), Adajio (адажио-дуэтного танца), Variation (вариации балерины и танцовщика), Coda (заключительной части).
Плие (Plié, от plier — сгибать [колени]). Приседание на двух ногах в любой из существующих позиций.
Пуанты — женские балетные туфли. Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы (фр. sur les pointes — на кончиках пальцев/на носках)
Фуэтэ (Fouetté — от фр. fouetter — взбивать)
Движение, которое исполняется балериной на пуантах в финале Pas de deux. Ряд последовательных туров на месте, свободная нога делает махи, помогая вращению.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Село Дивеево Нижегородской области — жемчужина «Золотого кольца» России.
Hillwood Estate или Музей Хиллвуд обладает одной из лучших коллекций русского искусств.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Словарь основных балетных терминов
Так же как книга сложена из слов, дом из кирпичей, любой балет сложен из движений. Строгие, раз и навсегда установленные позиции рук и ног, позы, прыжки, вращения, связующие движения – основа классического танца. Соединяя эти движения, выстраивая их в определенном порядке, балетмейстер создает хореографический рисунок балета. Красота и сила движений зависят от того, точно ли они выражают характер музыки, и от того, какой смысл вкладывают в них постановщик – балетмейстер и исполнитель – артист балета. И оказывается, что одно и то же движение может выглядеть по-разному, может быть добрым и злым, отважным и трусливым, красивым и уродливым, и зависит это иногда от наклона головы, иногда от положения рук и корпуса, от силы и выразительности прыжка, от плавности и стремительности вращения. Потому так непохожи друг на друга балетные спектакли.
В балете существуют основные движения и понятия, которые каждый любитель этого искусства должен знать! Основные 4 позы в балете носят названия – Арабеск, Экарте, Алясгон и Аттитюд. Это позы, в которых исполнитель балансирует на одной ноге, держа другую в этот момент в воздухе.
АЛЯСГОН, АРАБЕСК, АТТИТЮД, ЭКАРТЕ. Основные позы, «киты», на которых держится классический балет. Во всех этих позах исполнитель стоит на одной ноге, а другая высоко поднята: в сторону (алясгон), назад (арабеск), назад с согнутым коленом (аттитюд), по диагонали вперед или назад (экарте).
Адажио – Танец двух или нескольких героев балета, нацеленный на раскрытие эмоционального состояния.
Па (фр. pas — шаг) — отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца.
Глиссад – специальное движение, основная цель которого подготовка перед прыжком.
Глиссе (от glisser — скользить) — шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Glisse р. в arabesque, повторенное несколько раз, — одно из самых красивых и выразительных движений классического танца.
Гранд батман (от фр. grands battements) — бросок ноги на максимальную высоту.
Плие (plié — складывать, мягко сгибать) — demi plié — небольшое приседание.
ЖЕТЕ. Прыжок с одной ноги на другую. Большие жете исполняются, как прыжок через воображаемое препятствие во всех основных позах балета – арабеске, аттитюде, алясгоне.
КАБРИОЛЬ. Прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. Ноги сильно вытянуты. Исполняется этот прыжок во всех направлениях: вперед, в сторону, назад.
Баллон (от фр. ballon, от balle – шар) — способность танцовщика сохранять в прыжке (в воздухе) позу и положение, принятые на земле, — танцовщик как бы замирает в воздухе.
Батри (от фр. batteries — бить) — прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка разведены в стороны).
Антре (от фр. entree — вступление, выход на сцену) — в балете выход на сцену одного или нескольких исполнителей. Вступительная часть в па де де, па де труа.
ПА-ДЕ-ДЕ. Главная танцевальная сцена в балете или в одном из актов балета. В па-де-де раскрываются взаимоотношения героев, показывается танцевальное мастерство исполнителей. Па-де-де состоит из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды – коротких, технически сложных танцевальных кусков танцовщика и балерины.
Кода (от фр. Coda) — быстрая, заключительная часть танца, следующая за вариацией
ПЯТАЯ ПОЗИЦИЯ. Основная позиция ног классического танца. Ноги развернуты на сто восемьдесят градусов. Пятка правой ноги плотно прижата к носку левой, а пятка левой ноги плотно прижата к носку правой. Из этой позиции чаще всего начинается танец, и этой позицией чаще всего заканчивается.
ПИРУЭТ. Вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной ноги. Пируэты бывают маленькие, когда во время вращения одна нога плотно прижата к другой спереди или сзади. Большие пируэты исполняются во всех основных позах.
Аронди (от фр. arrondie — округлённый) — округлённое положение руки.
СОТЕ. Прыжок, во время которого сильно вытянутые ноги находятся в первой, второй или пятой позициях.
ТУРЫ. Вращение вокруг своей оси во время прыжка. Туры делают с одним и двумя оборотами. Тур с двумя оборотами – элемент мужского танца.
Бризе (от фр. brisé — разбивать; обозначает лёгкий, порывистый морской ветер) — маленький прыжок, с продвижением вперёд или назад за ногой. Заканчивается прыжок в V позиции. Разновидность: brise dessus (вперёд) — dessous (назад).
ШАЖМАН ДЕ ПЬЕ. Прыжок, во время которого ноги находятся в пятой позиции и меняются местами.
Ронд дэ Жамб – если переводить дословно с французского – круг ногой. На самом деле в этом движении ногой описывается полукруг.
Шажман дэ Пье – специальный прыжок из пятой позиции, при котором ноги меняются местами.
Фуэте – самое известное движение балерины, а если точнее, вращение ее на пальцах одной ноги как волчок. Вращение балерины вокруг своей оси на пальцах одной ноги. Другую после каждого поворота она открывает в сторону. Фуэте обычно исполняется в очень быстром темпе шестнадцать или тридцать два раза подряд.
Entrechat (антраша́ — итал. intrecciato — плетёный, также определяется для того вида прыжка, как скрещенный) — вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги немного разводятся в воздухе и соединяются в V позиции вновь, при этом не ударяясь друг с другом, так как находятся в выворотном положении от бедра.
ВАРИАЦИЯ. Сольный танец, танцевальный монолог. Небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложнённый. Вариации бывают мужские и женские, terre a terre и прыжковые. Первые построены на мелких, технически сложных движениях, вторые — на больших прыжковых.
А ля згонд (от фр. a la seconde) — поза классического танца, когда нога поднята на II позицию в сторону на 90° и выше.
Элевация (от фр. elevation — возвышение, возвышенность) — в классическом танце означает высокий прыжок.
ПОДДЕРЖКА. Необходимый элемент классического танца. Во время танца танцовщик помогает балерине, поддерживает, поднимает ее.
Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
ПАЧКА. Костюм балерины, состоящий из многих коротеньких накрахмаленных тюлевых юбочек. Эти пышные и легкие юбочки делают пачку воздушной и невесомой.
ПУАНТЫ. Один из основных элементов женского танца в классическом балете – танец на кончиках вытянутых пальцев. Для этого нужны балетные туфли с твердым носком.
УРОК. Артисты балета никогда не перестают учиться. Каждый день они приходят в балетный класс на урок. Он длится не меньше часа. Урок делится на две половины: меньшая – экзерсис (упражнение) у станка и большая – экзерсис на середине зала. Во время урока совершенствуются и отрабатываются все движения, которые нужны в танце артисту балета.
БАЛЕТМЕЙСТЕР. Человек, который сочиняет, или, как говорят, ставит балет. Иногда балетмейстером, или балеруном, называют исполнителей мужских партий в балете. Это неправильно. Мужчина в балете называется танцовщиком.
Дивертисмент (от фр. divertiss-ment — увеселение, развлечение) — 1) Вставные (балетные или вокальные) номера, исполняемые между актами спектакля или в конце его, часто составлявшие единое развлекательное представление, не связанное с сюжетом основного; 2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертного соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр).
ЛИБРЕТТО. Литературный сценарий балета, его содержание.
Кордебалет (от фр. corps de ballet, от corps – личный состав и ballet — балет) — коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может выступать как самостоятельно, так и в массовых танцах.
Премьер (от фр. premier — первый) — солист балета, исполняющий главные партии в спектаклях балетной труппы; танцовщик высшей категории. Первым танцовщиком-премьером в истории балета был Пьер Бошан — солист балета Королевской академии музыки, созданной в 1669 году королём Людовиком XIV (танцевал с 1673 по 1687 год).
Изучив эти понятия, вы всегда будете понимать о чем говорят различные знатоки в антракте очередного прекрасного балета.
Процитировано 7 раз
Понравилось: 8 пользователям