что делать если твоя девушка умственно отсталая
Умственно отсталые: опыт общения
По чистой случайности много лет тому назад я оказался в одной тусовке с умственно отсталыми людьми и их семьями. Изначально я думал, что я сам нужен этим людям: такие семьи часто живут в глубокой изоляции. Но мне предстояло сделать удивительное открытие: оказывается, эти странные люди тоже нужны мне, и, похоже, нужны всем нам, так называемым нормальным.
Путешествие в другую страну
Если войти в этот мир как в незнакомую страну, оказывается, тебя там ждут открытия. Причем открытия не только грустные, но и радостные тоже.
Сперва я думал: «Мне что, не хватает собственных проблем, чтобы еще влезать в чужие, где практически и помочь-то невозможно?» Я тогда не понимал одной простой вещи: когда сталкиваешься с настоящими чужими проблемами, твои собственные проблемы тоже меняются. Они теряют весомость. Так, например, во время войны у людей проходят застарелые неврозы. Когда человек с синдромом Дауна заботливо спрашивает меня, почему я такой грустный, это вынуждает задуматься. Что, собственно, меня гложет? Что пора бы сходить к стоматологу, но страшно, и сейчас нет денег? Почему в моей квартире всегда царит такой кошмарный бардак? Но быть может, я сижу в своем крохотном мирке и перебираю свои мелкие переживания? Тогда как этот юноша с синдромом Дауна не только заботится о моем самочувствии, но умеет радоваться жизни куда больше, чем я. Когда сталкиваешься с людьми, которым жить гораздо труднее, это не решает собственные проблемы, но освобождает от мелочности и позволяет взглянуть на себя и свою жизнь в иной перспективе.
Такие дети рождаются отнюдь не только у опустившихся алкоголиков. Причин тут масса: травма при родах или в раннем детстве и инфекции, разрушительные последствия неумелого применения лекарств, тысячи генетических заболеваний. Во многих случаях при самом сверхсовременном обследовании причина остается загадкой для ученых.
Это состояние не следует путать с психическими заболеваниями, которые могут поразить людей независимо от уровня развития их интеллекта.
По мировой статистике, умственно отсталыми являются 2,5-3% населения (например, слепота встречается в 25 раз реже); данная проблема касается одной из 10 семей. Правда, в 87% случаев это легкое снижение интеллекта, заметное разве что в школе, и в целом многие такие люди могут легко приспособиться к обычной жизни.
Изучение самого важного языка
Поэтому такой человек учит меня яснее и полнокровнее общаться с моими домашними, да и со всеми людьми. Мне приходится помнить о том, что у меня есть тело (точнее, что я есть тело), и общаться на более глубоком уровне, за гранью слов. Порой люди, не обремененные условностями, дают хорошую обратную связь. Так, однажды Оля Б., умственно отсталая девушка, сказала мне: «Ты щуришься на меня, как на солнце». И правда, мне пришлось осознать, что в тот момент я одновременно и сердился на нее, и пытался ей улыбнуться: получилось двойное сообщение.
Психологическое присутствие
Загадка человека
Когда я впервые пришел в гости к Саше Г., он не разговаривал со мной: он привык, что чужие люди с ним не говорят. Он сидел, уставившись в сломанный телевизор, где изображение отсутствовало, а работал только звук. Мы быстро познакомились. Я ему нужен. Ему неважно, сколько я зарабатываю и какие статьи я пишу, умный я или глупый. Ему важен только я сам, и как я к нему отношусь.
Саша и другие странные люди меняет мою жизненную философию и то, как я смотрю на мир, меняет представления о том, что главное в человеке, а что нет. Человек не измеряется успехом и своими достижениями, не измеряется уровнем IQ. Это меняет мое отношение к окружающим: интересных людей вокруг становится гораздо больше.
Когда же я открываю красоту странного человека, это позволяет мне открыть красоту всего того, что раньше я в себе отвергал как мое «постыдное убожество». И тогда я могу принять себя таким, каков я есть. Это важнейшая терапия. Так, люди, которые кажутся нелепыми и ненужными, несут нам исцеление и делают нас человечнее, необучаемые нас многому учат. Они нам действительно нужны. Они приглашают нас перестать быть слишком нормальными, чтобы мы могли стать более человечными и счастливыми.
«Наивный ребёнок, которого легко обмануть»: в Волгограде умственно отсталая девушка пытается вернуть инвалидность
Бюрократия и право
Полину Лысенкову из Волгограда лишили инвалидности после того, как ей исполнилось 18 лет. При этом диагноз «умственная отсталость» никуда не исчез. По словам родственников, в комиссии медико-социальной экспертизы решили, что раз девушка «не кусается и общественно не опасна», то вполне способна найти работу и обойтись без пенсии. Но на работу её не берут: она не выдерживает конкуренции со здоровыми соискателями даже на доступных для неё специальностях. При этом обязать компанию трудоустроить девушку без статуса инвалида нельзя. Помимо прочего, после потери инвалидности Полина и её семья оказались должны государству более 25 тыс. рублей за коммунальные услуги.
У 18-летней Полины Лысенковой из Волгограда лёгкая умственная отсталость — олигофрения в степени дебильности. Выглядит Полина, как обычная девушка, но по ментальному развитию находится на уровне восьмилетнего ребёнка. По словам Евгении Маловичко, мамы Полины, её дочь не может самостоятельно принимать решения, не ориентируется в пространстве, может заблудиться даже возле дома, подвержена паническим атакам и приступам истерии.
«У неё рассеянное внимание. По невнимательности она может получить травму. Плохо понимает незнакомых людей. Не осознаёт, о чём её спрашивают, — перечисляет мама Полины. — Физиологически она 18-летняя девушка, а практически — это наивный ребёнок, который на агрессию ответит агрессией, которого легко обмануть».
Полина живёт вместе с мамой и младшим братом: семья существует на пенсию девушки и разовые подработки её матери. Иногда деньгами помогают родственники.
В 2017 году девушка окончила местную школу-интернат №1.
В характеристике, составленной педагогами (есть в распоряжении RT) говорится, что «уровень актуального развития не позволяет Полине быть самостоятельной и успешной в учебной и трудовой деятельности».
Ей выдали свидетельство об окончании обучения, но поскольку никаких выпускных экзаменов ученики в таких учреждениях не сдают, то документом об образовании (как, например, школьный аттестат) оно не является.
После школы Полина пошла на платные курсы поваров при волгоградском колледже. Хоть и с трудом, но смогла их окончить и даже устроилась учеником помощника повара в местный бар в июне 2018 года. Правда, там она продержалась всего несколько дней.
«Полина Лысенкова самостоятельно работать не может, быстро устаёт, с трудом переносит повышенную температуру в помещении кухни, неадекватно реагирует на замечания. Работает медленно, не может принимать решения, часто ошибается и замыкается в себе, не понимает требований техники безопасности, не способна объяснить свои действия», — говорится в характеристике девушки с места работы (есть в распоряжении RT). В результате руководство заведения сообщило о неспособности Полины работать на кухне не только в качестве помощника повара, но и вспомогательного рабочего.
«Сломанный телефон»
26 октября прошлого года Полине исполнилось 18 лет. И уже через три дня она прошла взрослую комиссию медико-социальной экспертизы (МСЭ). Продлилась она, по словам деда Полины Григория Якимова, пять минут.
Как рассказали родственники девушки, после заседания к ним вышла председательница комиссии и сообщила, что раз Полина «не кусается и общественно не опасна», то инвалидность с неё снимается.
Девушка продолжила попытки устроиться на работу. Но в службе занятости, по словам Григория Якимова, отказались ставить её на учёт после того, как узнали о диагнозе: «Получилось, что службе занятости легче сразу отказать, чем ставить её на учёт, а потом расписываться в собственной неспособности найти Полине работу».
Формально для людей с умственной отсталостью существует только один вариант трудоустройства: неквалифицированная и полуквалифицированная ручная работа, не требующая способностей к абстрактно-логическому мышлению. Но для обучения даже таким специальностям, говорит Григорий Якимов, необходимо время, которого из-за лишения инвалидности уже нет, так как надо искать работу, чтобы выжить.
Полина могла бы попробовать работать, например, уборщицей. Но на рынке труда девушка неконкурентоспособна: в условиях безработицы в регионах на место примут скорее здорового человека. А заставить работодателя взять человека с таким диагнозом, если он не инвалид, нельзя.
«Полинин диагноз скрыть нельзя, люди сразу обращают внимание на странности её поведения и очень быстро определяют уровень её интеллекта. А узнав о диагнозе, работодатель отказывает в приёме на работу. Никто не хочет брать на себя ответственность за работника с диагнозом «умственная отсталость», ведь его поведение непредсказуемо», — говорит дедушка Полины.
По его словам, внучке нужно ещё 5—7 лет, чтобы овладеть специальностью и социализироваться. «Она хочет учиться и хочет работать. Для этого ей нужна помощь и защита государства, то есть ей нужна инвалидность. А так Полина сейчас является каким-то недоинвалидом. У неё одни ограничения, а защиты нет», — сокрушается Григорий Якимов.
Сложившуюся ситуацию он описывает как игру «Сломанный телефон». На «входе» у Полины нет ни образования, ни работы. На «выходе», то есть по документам, на основании которых МСЭ принимает решение, получается, что у неё сразу два образования — общее и среднее специальное и имеется место работы, поскольку характеристика была выдана именно работодателем.
Полина не только лишилась инвалидности, но и оказалась должна государству 25,3 тыс. рублей. До её совершеннолетия семья девушки получала средства для оплаты 50% жилищно-коммунальных услуг. Субвенции поступали авансом каждый год, а разница между фактическим потреблением и выделенной суммой погашалась из следующих выплат. Для семьи Полины был сделан перерасчёт сразу за три последних года, а поскольку у девушки больше не было оснований для льгот на коммунальные платежи, то и последующие субвенции, откуда этот долг мог быть погашен, прекратились.
Попытки оспорить вердикт
Родные попытались оспорить решение районной МСЭ на областном и федеральном уровнях, но безуспешно. Обращения в Росздравнадзор и прокуратуру также ни к чему не привели: семье Полины предложили решать вопрос через суд. Все ведомства ссылаются на «Порядок и условия признания лица инвалидом», по которому у гражданина должны быть стойкие нарушения здоровья, ограничение жизнедеятельности и необходимость в мерах соцзащиты. Наличия одного из этих условий недостаточно.
В главном бюро МСЭ по Волгоградской области RT сообщили, что Полина Лысенкова вправе вновь пройти освидетельствование в учреждении медико-социальной экспертизы. Если девушка не согласна с решением комиссии, то она может оспорить его в суде.
Как пояснили RT в пресс-службе Минтруда РФ, в России инвалидность устанавливается, когда нарушения здоровья приводят к ограничениям жизнедеятельности, которые требуют мер соцзащиты, включая реабилитацию. Соответственно, вердикт МСЭ основывается на ограничениях жизнедеятельности и здоровья, а не международной классификации болезней.
«Сами по себе заболевания не являются основанием для установления инвалидности гражданам», — уточнили в ведомстве.
«Учитывая, что с момента вынесения решения об отсутствии оснований для установления Полине Сергеевне инвалидности прошло более 9 месяцев и состояние её здоровья могло значительно измениться, она вправе вновь обратиться в медицинскую организацию для направления её на медико-социальную экспертизу», — добавили в пресс-службе Минтруда.
Уполномоченный по правам человека Волгоградской области Валерий Ростовщиков в ответ на обращение родных Полины (есть в распоряжении RT) написал, что критерии, необходимые для признания гражданина инвалидом, «расцениваются как достаточно жёсткие». В связи с этим омбудсмен направил президенту, правительству и председателям обеих палат Федерального собрания «соответствующие предложения о внесении необходимых изменений в данный порядок, однако эти предложения учтены не были».
«Государство лишает человека поддержки»
По мнению юриста правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики», члена рабочей группы по вопросам совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы комиссии при президенте РФ по делам инвалидов Павла Кантора, ситуация, когда органы медико-социальной экспертизы ориентируются на реабилитационный потенциал, а не на актуальное положение дел, не нова.
«То, что Полина в принципе при достаточной поддержке может преодолеть когда-нибудь свои ограничения и зажить полноценной жизнью, не означает, что в данный момент она не нуждается в мерах социальной защиты», — подчёркивает юрист.
Задача органов государственной власти, считает Кантор, в том, чтобы к моменту совершеннолетия Полины выяснить, насколько эффективна была проведённая реабилитация. По его мнению, если необходимого результата достичь не удалось, реабилитацию необходимо продолжить и не снимать инвалидность.
В данном же случае государство лишает человека поддержки, в том числе инвалидности, и предлагает справляться самому, говорит адвокат.
«Возможность оспорить решение МСЭ у Полины существует, но шансы не представляются мне высокими, поскольку в настоящий момент суды и органы медико-социальной экспертизы делают акцент на чисто медицинском, а не на социальном аспекте инвалидности. Тем не менее я бы рекомендовал это делать как минимум для того, чтобы привлечь внимание органов власти и общественности к положению дел с реабилитацией людей с ментальными нарушениями в регионе», — резюмировал эксперт.
Занятия для детей с умственной отсталостью
Умственная отсталость (олигофрения) — это приобретенное или врожденное недоразвитие психики и интеллекта, сформировавшееся из-за патологии головного мозга и сопровождающееся социальной дезадаптацией. Помимо недостаточного развития познавательной сферы (интеллект, мышление, внимание, речь и память), страдают также поведение, моторика и сегменты психики, отвечающие за эмоции и волеизъявление.
Причины умственной отсталости у детей
Степени умственной отсталости
Традиционно степень УО классифицировалась по выраженности дефекта (от наиболее легкой к тяжелой): дебильность, имбецильность, идиотия. Однако в наши дни привычные в течение многих лет термины исключены из международной классификации болезней из-за того, что эти слова стали употребляться в оскорбительном смысле и накладывают негативный отпечаток на восприятие людей с таким нарушением.
Современная классификация степеней УО выглядит следующим образом:
Традиционный термин | Современная классификация и рубрика в Международной классификации болезней |
Дебильность | Легкая УО (F70) |
Нерезко выраженная имбецильность | Умеренная УО (F71) |
Выраженная имбецильность | Тяжелая УО (F72) |
Идиотия | Глубокая УО (F73) |
Коэффициент интеллекта определяется с помощью стандартных тестов с учетом культуральных особенностей ребенка на специальной комиссии.
Клиническая картина олигофрении
Выделяют три ключевых диагностических критерия УО:
Ведущий симптом при олигофрении — слабая познавательная деятельность у ребенка. В младенческом возрасте можно наблюдать, что ребенок отстает от нормы в плане моторного, психомоторного развития. Поздно начинает сидеть, ползать, ходить. Интерес к окружающему миру снижен, как и потребность в общении со взрослыми. Малыш не тянется к игрушкам, не хватает их, не пытается ими манипулировать. В более старшем возрасте, как правило, выявляется также задержка речи, непонимание обращенной речи, непонимание инструкций, неустойчивость внимания, отсутствие желания и умения общаться со сверстниками. Развитие игры по-прежнему запаздывает. И если сверстники в 3-4 года уже активно играют, подражая взрослым, у них представлена ролевая игра, то дети с умственной отсталостью в этом возрасте демонстрируют предметную игру, элементарное манипулирование игрушкой, без наличия сюжета. Также характерный признак УО — слабая развитость моторики, моторная неловкость, низкий уровень графических, изобразительных навыков. До школьного возраста часто рисование развито на уровне черкания. Таким детям сложно научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы и так далее.
Нарушено сенсорное развитие, восприятие информации, устойчивость произвольного внимания, мыслительные операции формируются не в полном объеме. Для того, чтобы ребенок усвоил какую-либо информацию, ему нужны более яркие стимулы, более дробное деление информации и большее число повторений, а также наглядная, предметная иллюстрация материала. Необходимо более длительное время на усвоение определенного объема материала (по сравнению с нормой). Даже в школьном возрасте дети с УО не способны оперировать абстрактной информацией и должны для усвоения соотносить полученную информацию с конкретным, предметным примером.
Помимо познавательной сферы, отмечают также выраженное своеобразие эмоционально-волевой и поведенческой сферы. Данные симптомы в своем проявлении зависят от социального окружения, степени отсталости, глубины и локализации органического поражения мозга.
Поскольку при олигофрении всегда присутствует «органическая почва», то характер поражения головного мозга накладывает свой отпечаток на внешнее проявление нарушения. То есть локализация поражения и его особенности могут «добавить» ребенку определенные качества, например, сложности ориентировки в пространстве и времени, вялость, раздражительность или агрессивность, эмоциональную заторможенность, инертность, или наоборот, частые перемены настроения, истеричность, капризность, возбудимость. Общее в эмоционально-волевой сфере для таких детей: эмоциональная незрелость, зависимость от взрослых, впечатлительность, внушаемость, несамостоятельность, безынициативность, сложность усвоения социальных норм, что приводит к дезадаптации.
В некоторых случаях умственная отсталость сочетается с другими заболеваниями и нарушениями, которые утяжеляют общую картину, затрудняют диагностику и прогноз. Например, встречаются дети с нарушениями слуха или зрения.
Программа обучения детей с умственной отсталостью. Диагностика, коррекция и прогноз
Современная медицина и педагогика не стоят на месте. Задержки развития у детей сейчас диагностируют очень точно и в более раннем возрасте, чем раньше. Уже в год-полтора при подозрении на то, что малыш отстает от нормы, у родителей есть возможность провести полную диагностику и начать раннюю коррекцию, чтобы предотвратить усугубление дефекта и компенсировать его. Сегодня широко распространены так называемые «пограничные» формы нарушений, когда у ребенка есть неврологические, органические нарушения, но нет тяжелого дефекта. Для них прогноз наиболее благоприятен, так как при своевременном лечении у невролога и регулярных занятиях с дефектологом (олигофренопедагогом) и логопедом последствия нарушения могут быть сведены к минимуму и компенсированы.
Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в некоторых случаях может пойти даже в общеобразовательную школу (с инклюзией или специализированный класс), но чаще специальная комиссия рекомендует коррекционную школу.
В младших классах есть возможность перевода в обычную школу (однако для умственно отсталых детей эта возможность все равно подразумевает обучение в специализированном классе). В коррекционной школе не выдается аттестат, а только справка об участии в образовательном процессе. Там ученики не остаются на второй год, то есть усваивают материал по мере своих возможностей без обязательной «планки». С выданной справкой об обучении выпускники могут пойти в ПТУ или вечернюю школу. В некоторых школах есть 10 и 11 класс, в которых делается акцент на трудовом обучении, овладении профессией. В успешном обучении ученику присваивается разряд, квалификация.
Для детей с умеренной и тяжелой степенью олигофрении сегодня больше возможностей в плане коррекции и развития, чем раньше. По докладам дефектологов, такие дети, несмотря на общепринятое мнение, все-таки способны пойти в специальную коррекционную школу (школа для умственно отсталых детей с легкой степенью) в рамках специального класса. Если в обычном классе коррекционной школы около 12 детей, то в таком классе должно быть не более 8 детей.
Помимо непосредственно показателя интеллекта для прогноза развития ребенка с УО крайне важно учитывать особенности эмоционально-волевой сферы и поведения. При неосложненной картине, когда с ребенком возможно выстроить коммуникацию, замотивировать на учебу, адаптировать к педагогическому процессу, прогноз благоприятен. Такие дети успешно обучаемы и при легкой степени олигофрении уже в подростковом возрасте адаптируются в обществе, чувствительны к оценке своей личности и способны выстраивать межличностные отношения, например, в своем коллективе. Выпускники школ с легкой степенью УО способны овладеть профессией и трудоустроиться.
Занятия для детей с умственной отсталостью
При наличии задержки в развитии ребенка крайне важно выявить ее причину и по максимуму устранить ее саму и вытекающие последствия как можно раньше (если это возможно). В начале пути родители ребенка с умственной отсталостью проходят этап диагностики: врачи проводят массу обследований, это УЗИ головного мозга, допплерография, ЭЭГ и другие обследования в зависимости от источника патологии. Иногда картина осложняется другими заболеваниями, например, нарушением слуха или зрения, нарушением обмена веществ. Конечно, чем раньше было выявлено, что малыш отстает в развитии, тем больше шансов на успешную компенсацию дефекта.
Итак, крайне важно выявить ведущую причину, после чего лечащий врач (чаще всего это невролог) назначает стратегию коррекции. Она может быть различной с точки зрения медицины (в зависимости от происхождения дефекта), однако все специалисты сходятся во мнении, что ведущую роль в коррекции играют воспитательно-дефектологические методы. В дошкольный период важно по максимуму использовать потенциал ребенка, подключить к занятиям хорошего логопеда и дефектолога для того, чтобы ребенок максимально для своих возможностей приблизился в знаниях и умениях к норме до наступления школьного возраста.
В центре Ember работа с детьми с диагнозом «умственная отсталость» начинается с консилиума специалистов. Консилиум — это комплексная первичная консультация нескольких профильных специалистов: дефектолога (коррекционного педагога), логопеда, специального психолога (или нейропсихолога). Состав специалистов может быть различным в зависимости от потребностей родителей и ребенка. После комплексной консультации специалисты составляют коррекционный маршрут, дают свои рекомендации и заключение родителям. Часто на такую консультацию в наш Центр приходят родители перед государственной комиссией (ПМПК) для получения предварительной информации и рекомендаций, какой коррекционный путь выбрать (вид садика, специальной школы), понимания прогноза развития ребенка.
Как правило, коррекционный маршрут включает занятия для детей с умственной отсталостью с дефектологом, а также с логопедом. Дополнительно по необходимости подключается к работе педагог-психолог, специальный психолог или нейропсихолог.
Программа занятий включает:
Также при желании можно приобрести устройства Forbrain и/или Soundsory для самостоятельного использования дома.
Кто проводит занятия для детей с умственной отсталостью в нашем центре?
Королёва Виктория Николаевна — ведущий дефектолог, олигофренопедагог,
стаж более 8 лет. Проводит занятия в офисе на Новочеркасском проспекте, а также выезжает на дом к клиентам в пределах Санкт-Петербурга.
Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь
Умственная отсталость
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию, содержащую основные правила оказания этой помощи, информацию об эффективности современных методик, а также ответы на все вопросы. Обладая всей информацией по столь щекотливой и важной проблеме, мы гарантируем, что вы не ошибетесь, когда придет время действовать быстро.
Тем более, необходимо звонить, если нужна
экстренная помощь
Проверял Еремин Алексей Валентинович
Олигофрения или умственная отсталость – отклонение врожденного или приобретенного типа. Характеризуется нарушением интеллектуальной сферы, неполноценным развитием психических функций. Одной из особенностей олигофрении является дефект эмоционально-волевого спектра. Это приводит к трудностям в процессе социальной адаптации.
Врачи имеют большой опыт работы с пациентами такого плана. Чтобы результат коррекционных мероприятий носил выраженный эффект, лечебная программа составляется индивидуально для каждого обратившегося к нам человека. В ней учитываются возраст больного, причины и симптомы болезни, история ее проявления, а также другие факторы.
Общие сведения о болезни
По статистике, количество лиц, больных олигофренией, в развитых странах составляет примерно 1% от общего количества населения. Это заболевание не нужно путать с приобретенной деменцией. Данная форма слабоумия характеризуется утратой умственных способностей вследствие травмы или наступления преклонного возраста. У таких пациентов изначально был нормальный коэффициент интеллекта, уровень которого начал снижаться по мере развития патологии.
Степени тяжести олигофрении
Всего различают четыре степени умственной отсталости. Каждый этап этого состояния характеризуется своими симптомами.
Предполагает развитие интеллекта на уровне 50-59 баллов. Особенности психики соответствуют возрасту 9-12 лет. Больные способны обслуживать себя в быту самостоятельно, они обучаемы и контактны.
Хорошие условия воспитания, созданные родителями, позволяют таким людям достигать хороших успехов в разных видах деятельности. Из характерных для этой стадии особенностей выделяют отсутствие инициативности, медлительность в действиях и принятии решений. Такой пациент постоянно подражает взрослым, даже если не имеет с ними родственных связей. Опасность состоит в неспособности подавлять половые влечения. Поступки бывают непредсказуемыми, наносящими вред окружающим.
Такая степень характерна для людей, показатель интеллекта которых находятся в пределах 35-59 баллов. Психологический возраст пациента остается на уровне 6-9 лет. Пациенты испытывают трудности при освоении нового материала, речь у них односложная, иногда совершенно неразборчивая. Базовые навыки самообслуживания присутствуют, однако умственно отсталые требуют ухода со стороны близких. Они могут общаться посредством слов и коротких предложений, способны выражать основные свои мысли.
Показатели умственной деятельности находятся в пределах 20-34 пунктов. Интеллектуальный потенциал соответствует возрасту 3-6 лет. Пациенты понимают некоторые слова, обращенные к ним. Возможно воспроизведение несложных предложений, часто это просьба об удовлетворении базовых потребностей. Эмоции проявляются на уровне радости и грусти, удовольствия и раздражительности. Другие ощущения и чувства им недоступны.
По уровню развития больной не преодолевает планку, присущую ребенку 3 лет. Максимально возможный уровень интеллекта – 20 баллов. Пациент не владеет речью, не может выполнять элементарных бытовых действий, обслуживать себя. Мышление, память, восприятие и другие процессы практически не развиты. Сильная ограниченность в эмоциях делает любое общение с окружающими невозможным. Пациент не способен к продуктивной деятельности.
Среди характерных особенностей этой стадии умственной отсталости выделяют следующие признаки:
Такие больные нуждаются в круглосуточном уходе, поэтому лечение умственной отсталости рекомендуется проводить в условиях стационара.
Симптомы олигофрении
У больных наблюдается не только отставание в развитии интеллекта, но и ухудшение функций высшей психической деятельности. Умеренная, тяжелая и глубокая степени олигофрении видны невооруженным взглядом. Такой ребенок выглядит уставшим и ослабленным. Концентрация внимания снижена, во время учебной деятельности он вялый и пассивный. Если учитель в этот момент обращается к нему, никакой реакции чаще всего не следует.
Некоторые пациенты проявляют безосновательное и длительное беспокойство. Они постоянно пребывают в движении, но его характер хаотичный и множественный. Импульсивность действий часто приводит к плохим поступкам, попыткам нанести вред окружающим. Способность к самоконтролю снижена или отсутствует вовсе.
При легкой степени умственной отсталости больной может овладевать различными профессиональными навыками, если они достаточно простые. Через некоторое время наблюдается снижение работоспособности, человек отвлекается, не может сконцентрировать внимание на одном предмете или процессе.
Это заболевание сопровождается нарушением памяти. Пациент запоминает привлекательные для него яркие детали, со временем может вспомнить и рассказать о них. У большинства больных диагностируется недоразвитие речи. Если эта патология развивается в младенческом возрасте, до пяти лет такие дети не говорят, только издают ряд бессвязных звуков. Слух развивается с большим опозданием.
Отставание в развитии заметно на физическом уровне. У таких больных часто наблюдаются дефекты лица, ушей, необычная форма головы, неполноценное развитие гениталий. При тяжелой и глубокой форме умственной отсталости рот постоянно приоткрыт, обычно присутствует слюнотечение.
Обучение элементарным навыкам при этих формах олигофрении затруднено. Ухаживать за такими пациентами очень сложно. Они вовремя не сигнализируют о своих физиологических потребностях, удовлетворяя их в любом месте. Обучение умственно отсталого человека действиям, помогающим в быту, невозможно. Обращение в психиатрическое отделение позволяет временно переложить круглосуточный уход за пациентом на плечи медперсонала.
Причины заболевания
Существует много факторов, которые могут стать провокаторами в развитии умственной отсталости. Среди наиболее распространенных первоисточников патологии выделяют:
Терапия этого заболевания возможна при помещении пациентов в стационар психиатрической больницы. Часто они сами не могут выразить желание пройти курс лечения, не осознавая, что действительно больны. Требуется разрешение от родственников или опекунов. Муж, жена, дети, родители подписывают с клиникой договор, в котором описаны права и обязанности каждой из сторон.
Диагностика умственной отсталости
Большинство случаев можно распознать в раннем детском возрасте посредством обычного наблюдения за ребенком. Если его поведение выходит за рамки нормы, необходимо срочно обратиться к неврологу или психиатру.
Диагноз «умственная отсталость» выставляют на основе собранного анамнеза. В ходе личной беседы оценивается развитие ребенка. Врач должен знать, какой была беременность матери, перечень перенесенных ею заболеваний. Важно сообщить ему о генетических факторах и случаях развития патологии у близких родственников. Намеренное искажение информации затрудняет постановку правильного диагноза.
В этот момент можно обнаружить нарушение речи, слуха больного, определить, насколько развит словарный запас, способность мыслить абстрактно. Прохождение психологических тестов позволяет установить степень заболевания. Самым распространенным является тест Векслера. Он состоит из определенного количества субтестов, каждый из которых направлен на изучение отдельных сторон психической сферы пациента.
В процессе изучения уровня развития памяти больному предлагают запомнить слова, а затем их воспроизвести. Исследование мышления предусматривает понимание смысла пословиц, метафор и других высказываний. Причины возникновения патологии можно выявить, используя лабораторные методы.
Лечение умственной отсталости в Москве
Терапия этого заболевания преимущественно симптоматическая. Специалист после диагностики подберет подходящий препарат, который может нормализовать состояние больного. Лечение умственной отсталости в Москве проводится психиатрами и психотерапевтами.
Если умственная отсталость развивается на фоне нарушения функционирования щитовидной железы, дополнительными медикаментами являются йодсодержащие препараты и гормоны. При фенилкетонурии важно соблюдать режим питания, избегать опасных для здоровья продуктов.
Назначение ноотропных препаратов, витаминов группы B и аминокислот позволяет улучшить процессы мозговой деятельности. Нарушения в поведении корректируются с помощью нейролептиков и транквилизаторов.
Если у больного наблюдается повышенная активность, нервозность и множественные хаотичные движения, ему показаны седативные препараты. Они помогут успокоиться, нормализуют режим сна и бодрствования. Часто врачи прописывают лекарства на растительной основе, которые не могут нанести вред здоровью или вызвать привыкание.
При заторможенности применяют стимуляторы нервной системы с «мягким» действием. Дозировка всех препаратов зависит от стадии заболевания, индивидуальных особенностей организма.
Важно понимать, что умственная отсталость – это не приговор для родителей. Они со временем научатся понимать потребности своего ребенка, реагировать на них правильно.
Своевременное обращение к психологу поможет ребенку приспособиться к условиям жизни в коллективе. Здоровые дети не понимают и не принимают тех, у кого уровень интеллекта ниже. На этом фоне возникают конфликты, от которых страдают сами дети и их родители.
Психолог работает не только с пациентом, но с близкими ему людьми. Он объясняет, почему нарушения проявляются именно так и что нужно делать в конкретном случае. Коррекционные сеансы позволяют выработать новые и улучшить существующие навыки самообслуживания. При сопутствующих расстройствах речи показаны занятия с логопедом.
Отзывы о клинике
У нас можно пройти курс лечения умственной отсталости, чтобы улучшить адаптационные возможности больного. Часто родственникам пациента недостаточно информации о методах лечения, сроках терапии и стадиях заболевания. На этой странице вы можете ознакомиться с отзывами реальных людей, в которых присутствует интересующая информация.
Мы никак не влияем на их содержание, постоянно улучшаем качество обслуживания и повышаем свою квалификацию. Оставить отзыв может любой наш пациент, желающий выразить свое мнение на страницах нашего ресурса. Не найдя интересующих сведений, позвоните нам на телефон call-центра. Дежурный специалист предоставит достоверную информацию в течение нескольких минут.