Что такое оценка качества образования
Система оценки качества образования в образовательном учреждении: практический опыт, перспективы
Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном так и на региональном, уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.
Стратегия развития образования в Российской Федерации, реализация приоритетного национального проекта “Образование”, Федеральной целевой программы развития образования на период 2006-2010 г.г. предусматривают решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества общего образования за счет реализации программных мероприятий в рамках региональных систем оценки качества образования (СОКО).
Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.
На данный момент в рамках реализации комплексной программы модернизации образования в Свердловской области разрабатывается региональная система оценки качества образования. Нормативным документом, регламентирующим данный процесс, является Положение о системе оценки качества образования Свердловской области, которое определяет рамки полномочий различных структурных подразделений. В частности, деятельность ОУ по данному направлению должна заключаться в следующем:
1) разрабатывают и реализуют образовательную программу образовательного учреждения, включающую систему оценки качества образования образовательного учреждения;
2) участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Свердловской области;
3) обеспечивают на основе образовательной программы проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых и иных исследований по вопросам качества образования;
Наше образовательное учреждение имеет опыт по созданию комплексной системы оценки качества образования.
Основным документом, определяющим систему оценки качества образования образовательного учреждения, является образовательная программа. Составной частью данной программы является комплексная программа управления качеством образования, которая имеет следующую структуру:
Раздел 1. Информационно-аналитическое обоснование программы.
Раздел 2. Научно-теоретические основы управления качеством.
Раздел 3. Основные направления программы.
Раздел 4. Структура управления качеством образования. Механизм управления качеством образования.
Раздел 5. Технологическая карта мониторинга.
Раздел 6. Этапы реализации комплексной программы “Качество”.
Более подробно следует остановиться на разделах 3, 4, 5.
Оценка качества образования
Источник:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ главы городского округа Котельники МО от 06.06.2008 N 562-ПГ
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Смотреть что такое «Оценка качества образования» в других словарях:
Оценка высших учебных заведений и программ — Определение качества образования в данном высшем учебном заведении или по данной программе высшего образования. Источник: Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (заключена в г. Лиссабоне… … Официальная терминология
Оценка социальной политики — Основная статья: Оценка программ Содержание 1 Понятие социальной политики и социальной программы … Википедия
Система образования Великобритании — У этого термина существуют и другие значения, см. Система образования. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Система образования Великобритании … Википедия
История народного образования в Англии — может быть прослежена со времён заселения Англии англо саксами и даже ранее, ко временам римского владычества. В Средние века школы открывались для обучения латинской грамматике, в то время как основным способом овладения практическими навыками… … Википедия
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА — знаний, умений и навыков учащих с я, процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов уч. деятельности с требованиями, заданными уч. программами. Выражается в форме отметки (в баллах) или словесного (оценочного) суждения… … Российская педагогическая энциклопедия
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА знаний — умений и навыков учащихся, процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов уч. деятельности с требованиями, заданными уч. программами. Выражается в форме отметки (в баллах) или словесного (оценочного) суждения учителя.… … Российская педагогическая энциклопедия
ИСО 9000-1-94: Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению — Терминология ИСО 9000 1 94: Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению: 8.2. Выбор модели 8.2.1. Три модели для обеспечения качества Как указано в 7.6 7.8, в трех… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ — раздел экон. теории, изучающий специфику разл. форм образоват. деятельности как важнейших хозяйственно значимых отраслей духовного произ ва и нематериального накопления; науч. дисциплина, разрабатывающая конкретные экон. проблемы развития… … Российская педагогическая энциклопедия
ГОСТ Р 54003-2010: Экологический менеджмент. Оценка прошлого, накопленного в местах дислокации организаций, экологического ущерба. Общие положения — Терминология ГОСТ Р 54003 2010: Экологический менеджмент. Оценка прошлого, накопленного в местах дислокации организаций, экологического ущерба. Общие положения оригинал документа: валидация (подтверждение): Процесс, благодаря которому оценщик… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
МУ 2.3.2.1830-04: Микробиологическая и молекулярно-генетическая оценка пищевой продукции, полученной с использованием генетически модифицированных микроорганизмов — Терминология МУ 2.3.2.1830 04: Микробиологическая и молекулярно генетическая оценка пищевой продукции, полученной с использованием генетически модифицированных микроорганизмов: Безопасность пищевых продуктов состояние обоснованной уверенности в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Качество образования: как его измерять?
Кулик Наталья
11 сентября 2020 • 16:43
Опасности, подстерегающие нацпроект «Образование»
Одна из главных целей национального проекта «Образование», намеченного на 2019–2024 гг. — вхождение Российской Федерации в ТОП-10 стран по качеству общего образования. Сегодня признанными лидерами по результатам международных исследований считаются Финляндия, Канада, Германия, Сингапур — их опыт ставится в пример, их методики претендуют на звание эталонных.
Однако почему Россия вообще должна ориентироваться на зарубежные стандарты и сравнивать свой опыт с чужими методиками? Ответ на данный вопрос начнём с интересного факта. Лидирующая финская система, основы которой были заложены в 60–70-х годах прошлого века, по многим признакам перекочевала из традиционной российской системы образования. А сегодня уже мы подсматриваем у финнов.
Что пошло не так? Нужно обратить внимание на гонку за инновациями. Та же цифровизация бесспорно является вызовом времени, однако любые нововведения должны быть тщательно продуманы. Для примера возьмём намерение обеспечить каждого учащегося личным ноутбуком. Кажется очевидным, что в этом случае будет одна только польза и что цифровизация пойдёт гораздо эффективнее. Но учёные не согласны: на деле величина эффекта оказывается весьма скромной. В своём исследовании «Ручка сильнее клавиатуры» психологи Пэм А. Миллер и Дэниел Оппенхаймер и вовсе продемонстрировали, что учащиеся лучше запоминают услышанное, фиксируя это карандашом на бумаге, а не печатая на компьютере. Аналогичные исследования были проведены в Высшей школе экономики, и они тоже опровергли одну из главных идей цифровизации.
Что нужно для эффективного реформирования
Использовать критерии качества образования, подкреплённые фундаментальными исследованиями.
Придерживаться единой философии.
Разберём второй пункт. Нацпроект «Образование», как известно, включает 10 федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Все они имеют, несомненно, очень позитивный посыл, на них выделяются огромные бюджеты. Но есть риск, что федеральные проекты будут реализовываться бессистемно (грубо говоря «в разные стороны»), что ответственные люди приступят к воплощению идей без видения общей картины, что стандарты качества получатся современными, а методы их оценки — устаревшими. В результате отдельные образовательные организации и учителя окажутся под воздействием разнородных требований и не будут понимать, что же именно реформировать.
Выдающийся канадский исследователь образовательных систем и реформ в сфере образования Майкл Фуллан отмечает, что один из мощнейших факторов, блокирующих любое развитие — постоянная атака школ различными инновациями. Не успевает ещё прижиться одно новшество, как уже «спускается» другое. Это общемировая проблема, этим грешат многие страны в погоне за высокими показателями. В преуспевающих системах образования все действия согласованы и подчинены единому курсу, который понятен каждому участнику процесса от чиновника до ученика.
Что вообще такое «Качество образования»
Качественное образование — это образование, которое гарантирует успешность.
Звучит привлекательно, однако насколько это достижимо на практике? «Школа ничего не даёт», — заявляли наблюдатели на протяжении всего XX века. Действительно, эмпирические исследования показывали, что ученики приходят в школу с разными способностями и уходят из школы с соответствующими результатами, что итог обучения складывается в первую очередь из задатков ребёнка, а также из социального и культурного капитала родителей. Однако всё же находились исключения: отдельные образовательные организации и отдельные педагоги, которым удавалось получить высокие результаты в неблагополучных классах. Они доказывали на практике, что возможно подобрать методы, подходы, обеспечивающие ту самую успешность для каждого. Подобные методики мониторятся годами. На основе результатов трудоёмкой аналитической работы разрабатывается дидактика, система обучения. Отсюда появляются и критерии того самого «качественного образования». То есть, критерии должны не просто проектироваться, а браться из практики, из доказательной педагогики.
Что мы сейчас наблюдаем в России. Есть специальные программы для работы с одарёнными детьми. Также активно развивается инклюзия (впрочем, критерии оценки её качества пока весьма размыты). И именно эти подходы чаще всего обсуждаются общественностью. Но для создания среды с качественным образованием необходимо уделять внимание и основной массе учеников, и «сложным» детям. Важность этого уже подчеркнул министр просвещения Сергей Кравцов:
«Мы видим, что нужно делать акцент не только на работу с талантливыми детьми, что, безусловно, будет являться и является одним из приоритетов в работе Министерства просвещения, но и с детьми, которые испытывают трудности с обучением».
Сегодня в российской практике «талантливых» учеников помещают в отдельный класс, под попечительство проявившего себя учителя. «Неуспевающих» детей тоже сажают вместе, а с учителем — как повезёт. В результате первый класс имеет наилучшие показатели, их преподаватель получает поощрения, а другой класс так и остаётся неуспешным. Согласно современным международным стандартам — того же мониторинга PISA, например — так делать нельзя. Проблемы в обучении должны целенаправленно устраняться на всех этапах, а учителей следует поощрять, в первую очередь за достижения детей с не самыми примечательными «входными данными». В противном случае позитивного результата не будет, а последствия могут повлиять на несколько поколений вперёд. Например, в США порядка 30 % жителей испытывают страх перед математикой, в том числе и учителя. Многие американские преподаватели всячески обходят математические курсы из-за страха, сформированного ещё в детстве, такими же напуганными математикой учителями.
Особенности мониторинга PISA
Эксперты международной образовательной политики рекомендуют ориентироваться на мониторинг PISA. Что это такое? Это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся в возрасте 15 лет. Тест проходит раз в 3 года и позволяет оценить те изменения, которые происходят в системах образования — а в тесте участвует более 70 стран. Мониторинг проверяет читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность, при этом основной упор делается на умение применять знания в реальной жизни. Проект реализуется Организацией экономического сотрудничества и развития при участии Нидерландского национального института педагогических измерений, Австралийского совета педагогических исследований, Службы педагогического тестирования США и других авторитетных организаций. В России центром проведения теста является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
Критерии оценивания PISA задают стандарты определения качества образования. Если не считать нового явления — цифровизации — в остальном тест основывается просто на здравом смысле. Если требования к образовательным достижениям отзеркалить на систему обучения, на дидактику, то получается следующая схема взаимосвязей, основанных на концепции «управления по результату».
Вроде бы, в этой схеме нет ничего нового. Особенность состоит в том, что все взаимосвязи должны действительно реализовываться, а образовательные науки должны анализировать и корректировать систему обучения в зависимости от данных, полученных на практике.
В 2018 году от России в тестировании приняли участие 10153 подростков из 43 регионов, и мы заняли в рейтингах PISA 30–33 места. Надо признать, что система PISA и её дидактика у нас пока мало изучены, хотя уже сейчас мы нацеливаемся на самые высокие места.
Фейки и реалии «Скандинавской системы»
На данный момент в тестах PISA лидируют азиатские страны. Почему же тогда в пример обычно ставят Финляндию, которая пусть и находится в ТОП-10, но всё же не в первой тройке?
Обратимся к данным, опубликованным Андреасом Шляйхером, экспертом «Федерального института оценки качества образования», автором книги «Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века?».
Финляндия лидирует по соотношению учебного времени в школе, учебного времени вне школы и баллов по исследованию естественнонаучных знаний на час общего учебного времени. То есть, Финляндия достигает своих высоких результатов, сохраняя психоэмоциональное здоровье учеников (и, к тому же, внушительные бюджетные средства). Соотношения у азиатских стран гораздо скромнее. Такие подходы как раз и призвана выявить и рекомендовать доказательная педагогика. Исследования также говорят о том, что в Финляндии школьные результаты в наименьшей степени зависят от внешних факторов — в отличие, например, от Германии или США, где социальное положение по-прежнему определяет многое.
Сегодня модно говорить о скандинавской модели образования, однако этот термин не совсем точный, поскольку страны Скандинавии развиваются разными путями, причём не всегда удачными. Например, Швеция сейчас активно внедряет новые методы, переходит к конструктивистской парадигме и, хотя остаётся в ТОП-е, после проведения реформ начала показывать ухудшение результатов.
Финляндия придерживается простоты, и в этом её ключевое преимущество. Каждый финский ученик с первого класса понимает национальные цели образования. Все стандарты в стране вполне предметные: слухи о том, что в Финляндии отменяются учебные предметы — это фейк. В выпускном аттестате ученика первого класса финской школы чётко прописаны следующие требования к социальному поведению:
соблюдает правила поведения,
высказывает желание помочь,
поддерживает порядок в классе,
соблюдает школьные правила.
Что касается учебных дисциплин, то от выпускника первого класса требуется читать целыми словами, писать под диктовку, писать сочинения, считать от 0 до 100 и решать устные примеры. Всё вполне прозрачно и даже знакомо. В «Экспертизе Климе» (одной из авторитетнейших экспертиз по стандартам образования) говорится, что стандарты будут способствовать улучшению школьной системы только в том случае, если они установят более ясные, более понятные ориентиры, чем большинство традиционных учебных планов и программ. Даже форма стандартов должна быть такой, чтобы её могли понять и принимали учителя и общественность.
В идеале высокое качество обучения нужно обеспечивать чуть ли не с рождения, начиная с семейного и ясельного образования. Но даже если организовать это не удаётся, задача школы: действительно постараться обеспечить достойное будущее каждому ученику. Как это сделать — продолжают выяснять мировые исследователи, в том числе и в России. Возможно, в скором времени ЕГЭ и другие наши системы оценивания перестроятся под формат PISA, чтобы добиваться высоких результатов не только за счёт увеличения нагрузки на ученика, но и благодаря применению зарекомендовавших себя международных методик.
Как оценить качество образования?
8 апреля в ГУ-ВШЭ состоялся круглый стол «Оценка качества образования в Российской Федерации» в рамках традиционного научного семинара под руководством Я. Кузьминова, Б. Рудника и И. Фрумина «Актуальные исследования и разработки в области образования», на котором выступил вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.
При оценке качества образования, сказал Виктор Болотов, представляя разработанный в Рособрнадзоре проект Общероссийской системы качества образования (ОСКО), предлагается выделить три момента: это оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся, оценка эффективности деятельности образовательного учреждения и оценка эффективности деятельности всей образовательной системы страны.
При этом г-н Болотов выступил против бытующей практики автоматически оценивать эффективность деятельности муниципальных и региональных образовательных систем по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Такой подход, по его словам, «абсолютно неверен, ибо нельзя «автоматом» использовать в качестве средства определения квалификации учителя или образовательного учреждения только оценку индивидуальных достижений».
В свое время, напомнил докладчик, проводилась попытка выяснить, где ученики лучше знают русский язык — в Карачаево-Черкесии, или в Санкт-Петербурге. При этом в городе на Неве экзамен сдавали все учащиеся школ и профучилищ, а в Карачаево-Черкесии — только сорок человек. И средний балл в Карачаево-Черкесской республике оказался выше. Но в результате-то «вышло бессмысленное и некорректное сравнение».
Далее Болотов поставил под сомнение корректность различных систем рейтингов, которые применяются для оценки эффективности образовательного процесса, в том числе, и в международном сравнении. «Все рейтинги — вещь весьма спорная, но кое-что понять они позволяют». Сегодняшние рейтинги «составляемые по формальным показателям, по квадратным метрам на душу населения, не являются поводом для сравнения… Целесообразно использовать кластерные подходы для сравнения с себе подобными по значимым показателям. Что касается рейтингов, то я бы сказал предельно жестко: рейтингов может быть множество, но все они бессмысленны, если нет потребителя их результатов, если нет тех, кто, изучая результаты рейтингов, принимает те или иные решения». В этом году, отметил докладчик, во всех регионах страны введена практика ЕГЭ, который уже «является не экспериментом, а действует реально, в штатном режиме».
Сейчас начата работа по проведению проверок, касающихся стартовой готовности к обучению в школе (первый класс), готовности к обучению в основной школе (четвертый класс), причем, это не экзамены по русском языку и математике. «С одной стороны, это тестирование на грамотность, на готовность учащихся к обучению в основной школе». Но диагностика «является не самоцелью», а сигналом для родителей и учителей для определения верного выбора относительно того, «что ребенок умеет, и чего не умеет».
При оценке деятельности школ особое внимание будет уделяться вопросам, остро волнующим родителей учеников — вопросам специализации, охраны здоровья, питания. «Есть намерение аттестационные материалы, разрабатываемые на федеральном уровне, использовать при аккредитации школ — с тем, чтобы можно было сравнивать результаты и высказывать гипотезы относительно качества образования в данном субъекте Федерации». 20% школ, по словам В. Болотова, ежегодно проходят процедуры аккредитации, «и важно, чтобы в эти 20% попадали школы разных типов».
Кроме того, при оценке деятельности региональных и муниципальных образовательных систем, «нужен социальный охват, для сравнения ситуации в регионах следует проводить мониторинги по отдельным предметам и компетенции в одной школе». При этом нет необходимости брать все школы, а осуществлять эти мониторинговые исследования по презентативной выборке. Такие проекты предполагается реализовать уже в текущем году в рамках Федеральной целевой программы развития российского образования.
Результаты таких мониторингов активно используются для разработки образовательных стандартов, в том числе, используются в этих целях и результаты ЕГЭ. «Авторы учебников очень активно просят нас предоставить им результаты ЕГЭ по заданиям», — подчеркнул, в частности, В. Болотов. Говоря о проблемах образования регионального уровня, где сейчас вводят новую систему оплаты труда, В. Болотов заметил, что такая оплата «должна осуществляться по результатам деятельности учителя». А кроме ЕГЭ никакого другого инструмента нет. И это обстоятельство таит угрозу для самого ЕГЭ, «поскольку завышается мотивация учителей и региональных органов управления образования на фальсификацию результатов ЕГЭ, что является диверсией против единого экзамена…».
Но образовательные учреждения, имея на руках результаты независимых оценок, стали проектировать свое развитие. «Для нас принципиально важно, что школа, которая проигрывает соседям, начинает при переходе к нормативно-подушевой системе финансирования, конкурировать за учеников. А родители, о чем свидетельствуют результаты опросов, часто выбирают школу по принципу: «Как у вас сдали ЕГЭ по математике или по русскому языку?». То есть в России начинается выбор старших школ по параметрам ЕГЭ. И «школы начинают проектировать улучшение ЕГЭ, что включает в себя приобретение новых учебных материалов, повышение квалификации учителей и т.д.». В данном направлении, по мнению В. Болотова, надо заниматься консалтингом и выявлять удачные примеры проектирования в целях развития школы.
Говоря об оценке индивидуальных достижений выпускников в контексте качества профессионального образования, г-н Болотов сообщил, что достигнуто соглашение с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) о создании системы по оценке профессиональной компетенции выпускников, которая должна производиться отраслевыми союзами РСПП. «Все большее количество отраслей включается в подготовку профессиональных стандартов и создание системы негосударственной оценки индивидуальных достижений выпускников», — отметил В. Болотов.
Начала реально развиваться общественно-профессиональная аккредитация. Одним из наглядных примеров этого развития является деятельность организации «Рейтинг образовательных ресурсов» («Рейтобр»).
В целом сделана попытка «сформировать некую дорожную карту, с помощью которой можно получать набор задач, программ и действий, которые необходимо реализовать, чтобы успешно решить проблему создания Общероссийской системы оценки качества образования», — подчеркнул В. Болотов.
Свое мнение об измерении качества образования высказал ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Логика этого измерения, отметил, в частности, он, включает две модели. Первая модель — это «модель планки», или «установления соответствия», которую можно разделить «на своего рода четырехчленную матрицу», где с одной стороны находится то, что измеряется, или результаты образования, или условия образования. И спор о том, что лучше измерять, и что не следует измерять, это «спор из области демагогии», т.к. невозможно только через результат измерить потенциальное качество образовательного процесса. «Учитель, подготовивший блестящий состав учеников, может уйти на будущий год из школы, и если мы будем условно ориентироваться только на результат, а не рассмотрим нынешний кадровый состав этой школы, то мы совершим неправильное измерение», — заметил ректор Вышки. Вторая часть этой матрицы — это нормативные требования, апофеозом которых являются нормативные стандарты».
При усложнении системы образования, «что происходит на наших глазах», люди, вовлеченные в образовательный процесс, начинают придавать все большее значение «измерению результатов, а не условий образования, и измерению ожиданий, а не стандартов или зафиксированных норм».
Говоря о ЕГЭ, «который поставлен в центр дискуссий», Я. Кузьминов отметил, что ЕГЭ является оценкой того, насколько соответствует результат образования заранее сформированным стандартам и нормативным требованиям, а не ожиданиям. «Это — первая форма независимой оценки качества в функциональном масштабе — и эта попытка, что важно видеть, не исчерпывающа, набор возможных измерений очень широк».
Наряду с такого рода моделью измерения, существует и другая модель — так называемая открытая оценка, или оценка достижений. «Классическим случаем измерения достижений является число лауреатов Нобелевских премий на один университет, — напомнил ректор Вышки. — Есть некая конвенция, что Нобелевский лауреат — это бесспорный ученый, который концентрирует вокруг себя других ученых, и что можно с большой достоверностью измерять исследовательский потенциал университета числом его Нобелевских лауреатов».
Такая открытая оценка распространена применительно к рейтингам учебных заведений в высших — и не только высших — учебных заведениях США. Достаточно активно она обсуждается и у нас, но не применительно к университетам, а применительно к детям. «Когда мы говорим о необходимости учета «портфолио» ученика, это и есть, по сути, оценка его достижений. Совершенно понятно, с какого рода проблемой мы сталкиваемся сейчас». При любой неформализованной оценке, не подлежащей публичному контролю на каждой его стадии, у «нас должны быть очень сильные репутационные эффекты, видные всем участникам, должна быть высока репутация тех людей, кто измеряет, кому мы доверяемся». «Трагедия российской системы образования состоит в том, что практически перестали работать эти репутационные эффекты, и нам крайне сложно, в отличие от американских школ, измерить «портфолио» ученика, поскольку у российского образования нет долгих отношений между университетом и школой…».
Что представляется перспективным? «Сейчас (и мы в документе «Российское образование — 2020″ зафиксировали некоторые параметры такого перехода) во всем мире, а не только в России, происходит переход к новой модели образования». Применительно к сегодняшнему предмету семинара это «означает выход на глобальные стандарты, на глобализацию этих стандартов, которые выше национальных». Это означает и расширение возможного диапазона измерений, когда мы опускаем планку измерений, пусть точечных, от точки окончания средней школы на протяжении всей средней школы, когда мы начинаем измерять профессиональные компетенции. Это и расширение состава субъектов, чьим ожиданиям и чьим требованиям должно соответствовать образование… Классическим примером является включение в последние три-четыре года работодателей в качестве полноправного измерительного субъекта качества образования.
При таком положении и государство, и клиенты образования, прежде всего, семьи, и образовательное профессиональное сообщество «должны научиться работать в условиях многофакторного и многосубъектного измерения качества образования».
«И мы зря ломаем копья вокруг ЕГЭ, поскольку этот экзамен является лишь первой попыткой создать некоторый механизм, попыткой, которая не может быть полностью успешной по той простой причине, что мы в эту попытку вложили все свои желания. Однако так не бывает — даже самая красивая девушка может дать только то, что она может…».
А что нужно критикам ЕГЭ, чтобы их потребности были реализованы? В первую очередь, «это модификация взаимного поиска «ученик — учитель», которая составляет суть всех измерений образования». Университет ищет абитуриента, а абитуриент ищет университет. Семья ищет школу, а школа ищет хороших учеников. «Вот этот момент взаимного выбора и есть главный момент, для которого и строится система измерений».
Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Виктории Силаевой