Что такое отрядное дело
Отрядные дела
В них ярко проявляются творческие натуры, лидеры. Они помогают ребятам самоутвердиться. Но для этого неодходима помощь взрослых. Дети обязательно должны справиться с поставленной задачей и не разочароваться в своих возможностях. И еще непременно поощряйте ребят, для этого подойдет и доброе слово, и хорошая награда. А награда – это обязательно «ценный подарок». Это может быть простая красивая медалька. Ее можно сделать из цветной бумаги, предварительно нарисовав на ней веселую мордочку или героя мультфильма; можно использовать и майонезную крышечку, украсить ее соответственно теме.
Представьте, что на Землю слетелись представители обитаемых планет нашей галактики – и по этому случаю объявлен парад. Каждый детский микроколлектив представляет планету. Ребята придумывают ей название, заодно придумывают, как будут звать жителей той планеты. Можно сделать элементы костюмов, каждой планете – свои. А теперь главное – предстоит придумать движения в строю, характерные для инопланетян; придумать команды, которые отдает инопланетный командир; придумать песню и т.д. Когда все придумано, можно начинать космический парад.
КОНКУРС ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ ИЗ ПЕСКА
Ребятам предлагается построить песочный город и придумать о нем легенду. Песочный город может быть средневековым, современным или городом будущего. Ребятам необходимо разработать его план, придумать необычные по архитектуре здания, башни, арки, мосты и т.д. Как у каждого большого города, у песочного должен быть свой герб. И должна быть легенда города, лучше всего таинственная, загадочная и, может быть, чуть-чуть страшная. Конкурс заканчивается экскурсией по городу (во время которой звучат легенды) и награждением самых талантливых песочных архитекторов.
КОНКУРС БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА
Всем маленьким жителям нашей страны известен барон Мюнхгаузен. О нем написана книга, снят мультфильм. Он самый «правдивый» человек на свете. Предлагаем ребятам стать такими же «правдивыми». А для этого надо немного: всего лишь придумать и рассказать еще одну историю, которая была бы достойна великого рассказчика. Рассказ можно вести от первого лица, можно от третьего, а можно даже начать так: «Однажды мы с братом Мюнхгаузеном. » Для большей достоверности рассказа можно использовать инсценировки, стихи, песни, привлекать «очевидцев». За самый яркий и «правдивый» рассказ победителю можно вручить треуголку барона Мюнхгаузена. А можно торжественно принять в члены «Клуба самых честных людей», вручив при этом красивую медаль «Лучшему ученику барона Мюнхгаузена».
КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВАННОЙ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ
Детям предлагается проинсценировать одну из колыбельных песен. О том, что колыбельные песни поют маленьким детям, чтобы они скорее засыпали, – об этом знают все. Каждый, если постарается, вспомнит две-три колыбельные («Спят усталые игрушки…», «Спи, моя радость, усни. », «Баю-баюшки-баю. »). Но о том, что колыбельные песни можно инсценировать, знают очень немногие. А теперь знаете и вы. Осталось только выбрать несколько «песен перед сном» и показать их в образах и действии.
Азбука – это книга, которая знакомит детей с буквами. Каждой букве отводится своя страничка. Цветочная азбука очень похожа на обыкновенную, только в ней нарисованы цветы. На странице с каждой буквой свой цветок. А – астра, Б – багульник, В – василек, Г – гладиолус и т.д. Здесь же можно поместить стихи о цветах. Предлагаем ребятам создать такую цветочную азбуку. Для этого понадобятся листы из альбома для рисования, карандаши, фломастеры. А еще – знания цветов и фантазия. Разделите ребят на маленькие группы по 3–4 человека. Каждой группе достанется одна буква – одна страничка азбуки. Перед началом работы нужно будет вспомнить название цветка на доставшуюся букву, нарисовать этот цветок и сочинить о нем стихотворение.
Стихотворение красиво пишется на красиво оформленных страничках. А когда работа будет окончена, приколите готовые листочки на большой планшет – у вас получится выставка. Через три дня все работы можно снять и сделать из них книжку. Не забудьте за самые интересные странички поблагодарить ребят.
Спортплощадки лагеря запестрели разноцветными флажками, плакатами. По лагерю всюду призывные лозунги: «Играй с нами!», «Один – за всех, все – за одного!», «В игре – соперники, а вообще – друзья!», «Проиграл – не унывай!» и т.д.
Веселое многоборье – это наблюдательность и юмор, тренировка ловкости и силы.
Примерные задания «Веселых стартов»:
1. Мост. Команды стоят в колонну по одному. На стартовой – ласты и рюкзак. Расстояние от старта до финиша – 20 метров. На старте надеваются ласты и рюкзак, участник бежит к финишу, преодолевая «кочки» и «мост» (ими служат кирпичи и перевернутая гимнастическая скамейка). Там он снимает ласты и в рюкзаке приносит их на место старта. Через «мост» направляется в ластах следующий участник.
2. Поединок на ракетках. В игре участвуют двое. Каждый получает ракетку, на которой кубик или небольшая игрушка. Играющие, взяв ракетку в левую руку, отводят ее в сторону. По сигналу, свободно передвигаясь, они пытаются взять кубик с ракетки противника, не уронив и не отдав при этом свой.
3. Соревнование тройками. Все участники выстраиваются на линии старта. Каждая группа получает футбольный мяч. По сигналу один из участников тройки, поддерживаемый под локти двумя другими, встает на мяч и, переступая, катит его. Таким образом вся тройка движется к финишу. В пути участники тройки поочередно, не прекращая движения, сменяют игрока, стоящего на мяче. Группа, которая раньше подойдет к финишу, побеждает.
4. Наездники с мячом. На противоположных сторонах площадки устанавливаются жерди, на которых укрепляются обручи. Соревнуются две команды по восемь человек. Участники разбиваются по парам, один садится на плечи другому. Наездники выстраиваются в шеренгу. Надувной мяч они стараются забросить в обруч соперников. Игра продолжается две–три минуты.
5. Построй туннель. Команды строятся в колонну по одному. Впереди (пять метров от старта) горка из десяти обручей. По команде первая участница бежит с теннисным мячом впереди, берет обруч и бросает мяч следующему участнику. А сама, полуприсев напротив своей команды, держит правой рукой обруч, поставленный на бедро. Следующий участник, поймав мяч, бежит вперед, пролезает через обруч первого игрока, бросает мяч третьему, а сам быстро берет следующий обруч и встает рядом с первым и т.д. Так образуется туннель из обручей. Эстафета заканчивается, как только последний участник, пройдя туннель и взяв обруч, встает с ним в конце колонны и поднимает его вверх. Участники обязательно должны ловить мяч.
Играющие делятся на две команды. Первая должна расколдовать «замок», а вторая команда – помешать им в этом. «Замком» может служить дерево или стена. Около «замка» находятся ворота – двое ребят из второй команды с завязанными глазами. У всех игроков второй команды глаза должны быть завязаны. Они произвольно, так, как им захочется, располагаются на игровой площадке. Игроки, которые должны расколдовать «замок», по команде ведущего начинают бесшумно двигаться к воротам. Их задача – незаметно дойти до ворот, пройти сквозь них и дотронуться до «замка». Задача второй команды – постараться дотронуться до тех, кто движется к «замку», – тогда те выбывают из игры. Игра считается оконченной, когда до «замка» дотронется хотя бы один игрок перой команды. По окончании игры ребята меняются ролями.
Перед началом игры надо оговорить одно условие: будут ли ребята из второй команды стоять на месте или они могут передвигаться по площадке.
Задание: подготовить и показать шуточный цирковой номер. Какой это будет номер, могут решить сами ребята, или это будет указано в задании. Тогда можно провести жеребьевку. Сделаем это так: название номеров напишем на отдельных листочках, свернем их трубочкой и вложим в еще ненадутые воздушные шарики. Шарики надуем и завяжем. Приготовим все это заранее. А теперь пришла пора получить задание: группы должны выбрать шар, сделать так, чтобы он лопнул, и вытащить записку с названием циркового номера.
Какие могут быть номера?
Проведет цирковую программу клоун-конферансье, который свяжет эти номера воедино. Не забудьте про цирковой оркестр. Попробуйте изобразить его все вместе: одна группа изображает пианино, вторая – барабаны, третья – гитары, четвертая – трубы и т.д. В качестве победителя можно выбрать самый оригинальный или самый веселый номер.
Методическая разработка «Методика проведения отрядного дела»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЁНОК»
ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ «ШТОРМОВОЙ»
Методическая разработка образовательного занятия
Бессмертных Татьяна Александровна
Состав участников: Воспитатели д/л
Основная идея: Разбор форм и алгоритма подготовки экипажного дела
Форма дела: образовательное занятие
Педагогические возможности: участие в деле позволяет расширить свои знания в области форм экипажных дел и найти для себя новые методы подготовки
Место дела в образовательном модуле : организационный период смены
Цель, задачи и предполагаемые результаты
Цель: способствовать формированию знаний у воспитателей в области подготовки экипажных дел
· Изучение разнообразных форм экипажных дел
· Проработка алгоритма подготовки и проведения экипажных дел
· Мотивирование воспитателей на качественную проработку экипажных дел
Способы оценки и фиксации результата
Воспитатель знает разнообразные формы экипажных дел
Использование различных форм экипажных дел в течении смены
Воспитатели знают алгоритм подготовки и проведения экипажных де
Качественная подготовка и проведение дел
Воспитатель замотивирован на успех своего экипажного дела
Качественная подготовка и проведение дел
Условия проведения дела
Обычные условия проведения дела: организаторами данного дела является воспитатель-куратор
Необходимые материалы, оборудование и реквизит: памятки «алгоритм подготовки и проведения экипажного дела», ноутбук, телевизор, дидактический материал
Место и время проведения : офицерская к/к
— Введение в тему занятия
— Обсуждения форм и направлений экипажного дела
— Обсуждение способов подготовки экипажного дела
— Раздача памяток «Алгоритм подготовки и проведения ЭД»
Для начала давайте определимся что такое Дело?
ДЕЛО–это общая работа, важное событие, осуществляемое и организуемое членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Формы экипажных дел могут различаться:
1. По направленности
2. По форме проведения:
Ведущий : Скажите, чем отличается КТД от игры?
В первую очередь тем, что после завершения ктд можно наблюдать продукт деятельности, а в игре его нет
Ведущий : Выбирая то или иное дело, обращайте внимание на:
1.Программу (отрядную или лагерную), по которой работает вожатый.
2. Психологическое и физическое состояние детей (например: нецелесообразно сразу после похода проводить интеллектуальную игру или при массовой простуде детей проводить игру на местности и т.д.).
3. Сложившуюся ситуацию в отряде. Например: вожатый увидел проблему «мальчики — девочки». Есть смысл провести дело, направленное на решение данной проблемы.
4. Заявленный интереса детей. Например: «Карусель талантов» (если в отряде много талантливых детей). То есть отрядное дело должно иметь своё логическое обоснование.
5. Возрастные особенности детей
Так как каждому возрасту интересны разные формы экипажных дел, предлагаю вам сейчас в своих группах разобраться в этом.
Перед вами лежат формы экипажных дел, ваша задача выписать те формы, которые в большей степени интересны ребятам данного возраста. И объяснить почему.
Ведущий: Вожатый определяет цель, задачи отрядного дела и прогнозируемый результат. Педагогический смысл любого отрядного дела — положительное развитие отряда, отношений и каждого в отряде.
С точки зрения педагогической эффективности отрядное дело должно быть:
Методика подготовки и проведения отрядного дела.
Ведущий: Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду, для кого оно проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития дети-участники. Но для успеха любого дела необходимо вожатому (организатору) и ребятам учитывать логику его организации, методы его подготовки. Методов существует несколько:
— индивидуальная, когда дело в коллективе организует один человек (кто-то персонально, чаще всего вожатый)
— групповая, когда дело в коллективе организует какая-нибудь группа (постоянные или временные органы самоуправления и микрогруппы);
— коллективная, когда в организации дела принимает участие весь коллектив.
Все эти виды подготовки дела взаимосвязаны, и каждый последующий из них как бы вбирает в себя предыдущий.
Вот мы еще раз с вами вспомнили методы подготовки экипажных дел, сейчас предлагаю вам в ваших мокрогруппах посовещаться и составить краткий алгоритм подготовки экипажного дела при использовании 1гр. Индивидуального, 2гр. Группового 3 гр. Коллективного методов.
Ведущий: Теперь мы с вами подведем итоги нашего занятия, предлагаю вам творческое задание в течении 3х минут составить синквейн по теме нашей встречи.
Что такое отрядное дело
Период смены: организационный.
Возраст детей: кроме старших.
Задача: познакомить детей друг с другом.
Продолжительность: 40-60 мин.
Количество детей: весь отряд.
Место проведения: отрядное место.
Материал: 5 карточек.
Отряд делится на 5 групп. Каждая изучает свой отряд с точки зрения 2-3 заданных вопросов и представляет по ним обобщенный вариант. Потом производится совместный анализ данных каждой группы и создается обобщенный автопортрет отряда (можно сделать и в конце смены и потом сравнить их).
1.Какой рост нашего отряда?
2.Какой вес нашего отряда
3.Сколько нам лет, месяцев, дней, часов, минут ….
4.Сколько у нас серых, голубых, …глаз?
5.Сколько у нас носов, ушей, ртов?
6.Какие прически любит наш отряд?
7.Сколько у нас родных братьев и сестер?
8.Какие у нас домашние животные?
9.Чем мы увлекаемся?
10.Кого у нас больше: оптимистов, пессимистов, реалистов?
11.Что мы лучше всего умеем делать?
Описание игры
Часть 1 – Начало 5–10 минут
1) Деление на кинокомпании. 3–6 минут
После деления все рассаживаются по кинокомпаниям и все дальнейшие задания соответственно выполняются в них.
2) Выбор названия и ГлавРежа 2–4 минут
3) Возможно создание жюри, но тогда в него должен войти взрослый.
Часть 2 – Арт-терапия 40–75 минут
1) Создание персонажа (из ладошки)
Каждый берёт А4 и обводит карандашом свою ладошку, передаёт лист следующему, тот красками на основе ладошке рисует кино персонажа. (можно разворачивать лист, как хочешь). Рисунок передаётся следующему, тот придумывает имя персонажу и краткую историю. Потом все по кругу это рассказывают. 10–20 минут
2) Декорации (бабочка)
Лист А4 складывается пополам и на одну из его половин наносятся пятна краски + много воды. Лист складывается пополам – получается расплывчатый, симметричный рисунок. Он опять же передаётся по кругу. (сдвиг на 1 человека) И каждый пытается увидеть какую-нибудь картину в полученном рисунке и минимально подправляя её фломастером дорисовать её. Как и в прошлый раз все демонстрируют рисунки по кругу.10–15 минут
3) Пластилиновая сказка 20–40 минут
На А2 каждая кинокомпания лепит пластилиновый мультик. Т.е. дети в итоге должны будут показать мультфильм.
Простые идеи:
1) Пластилиновые персонажи легко меняются.
2) Озвучивать по персонажам.
3) Лепятся не только персонажи, но и декорации (деревья, дома, траву)…
Часть 3 – Творчество 60–100 минут
1) Заставка 8–12 минут
Каждая кинокомпания готовит заставку – совершенно не обязательно осмысленное действие, сопровождаемое опять же не обязательно осмысленными звуками.
Примеры – колхозник и колхозница, мальчик на месяце … Требование, как впрочем и ранее участие всех людей кинокомпании.
2) Представление персонажей (. ) 5–15 минут
На каждую кинокомпанию выдаётся список персонажей (см инвентарь) и они должны распределить их по себе и сделать их представление. Аля выходит на сцену и делает какие-то классические жесты, говорит классические фразы … Хорошо бы сделать «костюмы» персонажей. Перед показом персонажей, ещё раз проигрывается заставка.
3) Перевод – «Надуваловка» 15–25 минут
Каждой компании выдаётся лист, ведущий зачитывает слово. Кинокомпания в течении минуты должна придумать определение этого слова (к правильному определению оно не должно иметь не малейшего отношения). Ведущий собирает варианты определений и в произвольном порядке зачитывает их и правильное определение. Далее команды выбирают в какое из определений они верят.
Системы подсчёта можно вводить разные, например, считать для каждой команды кол-во правильных ответов и кол-во надутых ей команд.
Примеры слов (со словарём за полчаса можно найти ещё сколько угодно) можно посмотреть в инвентаре.
Стабурадзе – Латышская фея.
Мани – Турецкие частушки.
Свистящие атмосферики – помехи в радио эфире.
Долбень – молоток для сбивания кедровых шишек.
Гонобобель – лесная ягода (голубика)
Шибай — мелкий торговец-перекупщик
Юнеть – приобретать более молодой вид
Трембита – Гуцульский народный духовой инструмент в виде большой трубы.
Стемалит – листовое строительное стекло, покрытое с одной стороны краской.
Жакан – Пуля для стрельбы из гладкоствольного ружья.
4) Озвучка 15–25 минут
Кинокомпания придумывает и ставит сценку без слов и без звуков. (Вкладывать в неё какой-либо смысл или нет выбор детей). В сценке должны быть диалоги!! (БЕЗ СЛОВ).
По очереди кинокомпании показывают сценки, при этом каждая из кинокомпаний знает какую сценку она будет озвучивать, можно порекомендовать записывать примерное содержание сценки. Даётся время на придумывания текста и прочих звуков, сценки показываются ещё раз теперь со звуком.
5) Сценка или театр экспромт 12-20минут
Сценка — За 5–10 минут кинокомпания должна придумать и отрепетировать кино со своими героями.Театр экспромт – ведущий зачитывает текст с участием персонажей. Персонажи отыгрывают, то что говорит ведущий. Текст должен быть интересно отыгрываемым,
весёлым и с многократными действиями персонажей.
Часть 4 – Заключение
1) Номинации (?) 5 минут
Вручение номинаций:
Лучшая мужская, женская, озвучка, декорации, пластилиновый мультфильм,…на ваше усмотрение.
2) Финал (?)
Может что-нибудь из сделанного имеет смысл вынести на всеобщее обозрение.
Инвентарь.
1) Столы и стулья для арт-терапии
2) Краски, кисти, бумага (А4 + А2), фломастеры
3) Список персонажей
4) Мишура для костюмов
5) Слова для «надуваловки»
6) Тексты для театра экспромта.
7) Дипломы или другие призы для номинаций.
Вариант списка персонажей
1) Красная шапочка
2) Терминатор
3) Старуха Шапокляк
4) Шерлок Холмс 1) Шрек
2) Спящая красавица
3) Человек-паук
4) Граф Дракула 1) Прекрасная няня
2) Фантомас
3) Карлсон
4) Волк из «Ну, погоди»
Слова для «Надуваловки»:
Стабурадзе – Латышская фея.
Мани – Турецкие частушки.
Свистящие атмосферики – помехи в радио эфире.
Долбень – молоток для сбивания кедровых шишек.
Гонобобель – лесная ягода (голубика)
Шибай — мелкий торговец-перекупщик
Юнеть – приобретать более молодой вид
Трембита – Гуцульский народный духовой инструмент в виде большой трубы.
Стемалит – листовое строительное стекло, покрытое с одной стороны краской.
Жакан – Пуля для стрельбы из гладкоствольного ружья.
P.S.
Пока игра проходила только 1 раз – очень удачно. К сожалению немного не уложились во времени и конец пришлось обрезать. На мой вкус имеет смысл проводить за 2 или 3 раза. Часть1, Часть 2 – перерыв. Часть 3, перерыв, Часть 4.
Творческий конкурс для девочек «Девятилетние принцессы»
Период смены: основной
Возраст: младшие отряды(3-4)
Количество детей: все девочки отряда( мальчики – жюри)
Продолжительность: 1,5 часа
Место проведения: отрядное место
Материалы: незаполненный кроссворд для поиска клада, карточки с нарисованными сказочными героями, музыкальные инструменты, поделочный материал, медали или коронки и недюжинная фантазия вожатых.
Задачи: провести творческое мероприятие, направленное на девочек.
Цели: дать возможность девочкам проявить себя и преодолеть стеснение перед мальчиками
Ведущий: Дети, мы собрались сегодня на праздник принцесс. Но, чтобы стать Настоящей Принцессой, надо сначала пройти 7 испытаний.
Настоящая Принцесса сообразительна, а ты?
Каждая кандидатка в принцессы отгадывает загадку Если не знает ответа, ей подсказывают другие дети. Или, как вариант, можно загадать другую загадку. Для более старших детей загадки-шутки.
ИСПЫТАНИЕ ТРЕТЬЕ( бросательное).
ИСПЫТАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ (музыкальное).
Настоящая Принцесса любит музыку, а ты?
Каждый ребенок выбирает себе музыкальную игрушку-инструмент: губную гармошку, пианино, барабан, гитару, бубен, дудочку, свисток(если таких инструментов нет, можно их просто изображать).
Сначала каждый играет по очереди, а затем все вместе, прямо как придворный оркестр!
Настоящая принцесса – рукодельница, а ты?
Необходимо смастерить из подручных материалов что-нибудь красивое( шишки, листья, палки, пластилин и т.п.)
ИСПЫТАНИЕ ШЕСТОЕ, концертное.
Настоящая Принцесса любит выступать, а ты?
Все по очереди рассказывают стихотворение или поют песню.
Методический сборник
Что такое современный детский лагерь и в чем его задачи? Какие главные цели в работе вожатого и за что он несет ответственность? С какими трудностями сталкиваются вожатые и как их разрешить? Что такое этикет вожатого и какими личностными и эмоциональными качествами он должен обладать? Каковы юридические особенности работы в детском лагере? Книга ответит на эти и другие вопросы, которые возникают как у новичков, так и у опытных вожатых.
Особую ценность представляют разделы, где представлен разбор реальных форс-мажорных ситуаций в лагере, даются юридические советы по решению сложных ситуаций и выдержки из нормативно-правовой базы, которая может подстраховать вожатого и подсказать правильную последовательность действий. Кроме того, в конце книги вожатые найдут сборник сценариев и песенник.
Заказать «Настольную книгу вожатого»
По e-mail sales@mosgortur.ru или по телефону: +7 (495) 241-33-76 (доб.2)
Данный сборник включает в себя примеры отрядных дел, которые вожатый сможет организовать на своем отряде.
КТД дают возможность
Методика проведения КТД
Структура КТД
Алгоритм разработки КТД
Отрядные дела. Игры
Отрядные дела. КТД «Презентация личности
Цель: выявление лидеров в составе отряда.
Оформление: отрядное место оформляется в виде офиса компании по трудоустройству.
Отрядные дела. Анимационно-креативные дебаты «Есть ли коррупция на Луне?»
Цель: формировать знания об основных чертах коррупционной деятельности.
Оборудование: проектор, ноутбук, отрывки из мультфильма «Незнайка на Луне» (реж. Юрий Бутырин, Александр Люткевич, Россия, 1997-1999 гг.), бумага, ручки (по количеству команд).
Время проведения: 40-45 минут.
Подготовка к игре: перед игрой вожатым необходимо просмотреть мультфильм «Незнайка на луне» и выбрать из него части, которые демонстрируют коррупционные действия (10 минут). Коррупционные действие могут выражаться в следующих формах: взяточничество, растрата, мошенничество, вымогательство, произвол, злоупотребление служебным положением, получение незаконных ценностей и благ, выделение «любимчиков», кумовство (родственные связи).
1 этап: Разбивка участников на 2 группы. От каждой группы выбирается по одному человеку в жюри. Так же в состав жюри входит один из вожатых. Судьи вырабатывают позицию по судейству, критерии оценки.
2 этап: Формирование в каждой группе трех подгрупп: 1 подгруппа – «Утверждение», 2 подгруппа – «Опровержение», 3 – «Подведение итогов». В подгруппах должно быть не менее 3 человек. Можно сформировать также группу «Наблюдение», к которой ведущий обратится в финале игры в ходе ее анализа, готовят выступления спикеров.
3 этап: Команды получают инструкции, знакомятся с правилами игры, регламентом. Дается предварительное задание – обратить внимание на примеры коррупции во время просмотра мультфильма.
4 этап: Показ части м/ф с примерами коррупции – 10 минут.
5 этап: Даётся задание по командам: одна из них должна доказать, что в показанном отрывке присутствуют элементы взяточничества, а другая – элементы вымогательства. Работа в малых группах. Консультации.
Игра проводится в форме дебатов. Предварительно детей знакомят с технологией дебатов, объясняют требования, обращают внимание на строгие временные рамки. Команды получают задания, 15 минут даётся на обсуждение проблемы. Затем от каждой команды выбираются по 3 представителя (спикера). Задача первого представителя – доказать точку зрения команды: логически выстроить выступление, используя примеры из м/ф, примеры из жизни (время выступления 3 минуты). Затем выступает участник из второй команды с таким же заданием.
Задача вторых участников (спикеров) – найти слабые стороны в выступлении противника и опровергнуть их (время выступления 2 минуты), приводя доказательства своей позиции.
Задача третьих участников – сделать выводы, подвести итоги выступления своей команды, обратить внимание судей на сильные стороны выступления (время выступления 1 минута),
Участники делятся на три группы: 1 – группа «Утверждение», 2 – группа «Опровержение», 3 – внешняя.
1, 2 группы – не менее 3 человек. 3 – состоит из наблюдателей и судей. Наблюдатели изучают правила игры, готовятся к внешнему наблюдению и анализу происходящего. Судьи знакомятся с формой судейского протокола и вырабатывают позицию по судейству. Команды получают инструкции, знакомятся с правилами игры, регламентом, готовят выступления спикеров.
Работа в малых группах. Консультации.
6 этап: Повторный показ м/ф.
7 этап: Судьи выносят итоговое решение, на основе услышанного. Какая из команд была убедительнее, привела больше доказательств, смогла изложить свою точку зрения, та и считается победителем.
Дополнительная информация: если выступающий не укладывается во время, его прерывают. Аудитории дается время на вопросы ко второму выступающему – после окончания выступления одна минута. Ведущий строго следит за временем. Лимит – 3 вопроса к одному игроку. Судьи также могут задавать вопросы.
Отрядные дела. КТД для младшего, среднего и старшего возраста
1) Представьте и мимикой, походкой, жестами изобразите:
— встревоженного кота
— грустного пингвина
— разгневанного поросенка
6) Придумать 20 новых применений
— старому носку
— пустой консервной банке
— лопнувшему шарику
2) Попробуйте изобразить походку:
— человека, которому жмут ботинки
— человека, который неудачно пнул кирпич
7) Придумать и вместе изобразить композицию из серии «Ландшафты Земли»
— «Тайга»
— «Степь»
— «Лесотундра»
3) Изобразите движениями и мимикой
— горячий утюг
— будильник
— кофемолку
8) Придумать новый конец сказке:
— «Колобок»
— «Репка»
— «Волк и семеро козлят»
9) Изобразить в движении:
— вертолет
— теплоход
— карету
— дирижабль
5) Исполните песню «Во поле береза стояла», словно вы:
— африканские аборигены
— индийские йоги
— горцы Кавказа
10) Представьте, что все животные стали вежливыми. Как бы стали здороваться:
— крокодилы
— жирафы
— бегемоты
КТД для среднего возраста
16) Изобразить памятник, который называется:
— «В споре рождается истина»
— «Любви все возрасты покорны»
12) Представьте, как в музее рекордов Гинесса выглядели бы стенды рекордов:
— неслыханной щедрости
— невероятной жадности
— чрезвычайной скромности
17) Поставить сказку «Три медведя» в жанре:
— комедии
— оперы
— балета
— фильма ужасов
13) Представьте, что открылся новый специализированный магазин. Придумать хотя бы 5 видов товаров, которые могли бы продаваться там и объясните, почему. Магазин называется:
— «Все для прогульщиков»
— «Все для нерях»
18) Инсценировать ситуацию:
— «Вор в чужой квартире»
— «Композитор сочиняет музыку»
— «Хирург в операционной»
14) Прорекламировать новые виды продукции:
— пуговицы трехдырочные
— молния с дистанционным управлением
— шнурки быстрорастворимые
19) Представьте себя дрессировщиком и «укротите»:
— дикие портфели
— свирепые ботинки
15) Поставить спектакль «Курочка Ряба» так, чтобы действие происходило в :
— первобытном обществе
— в эпоху рабовладения
— в далеком будущем
20) Вспомнить, как ведут себя на сцене известные артисты и сделать на них дружеский шарж.
КТД для старшего возраста
26) Придумать новый оригинальный способ:
— предотвращения замерзания носа в зимнее время
— предотвращения непроизвольного чихания
— открывания банки консервов
22) Вам не раз приходилось видеть, как берут интервью. Разыграйте ситуацию, когда берут интервью у:
— известного гадателя на кофейной гуще
— лидера движения постоянного неприсоединения
28) Составьте инструкцию (то есть подробное описание) на тему:
— как вымыть слона
— как приручить таракана
— как правильно поймать в комнате муху
24) Составить текст объявления (в лаконичном стиле):
— о сдаче в аренду собачьей конуры
— о потере морального облика
— об обмене ревматизма на радикулит
29) Придумать пазвание для новой спортивной игры, где одновременно использовались бы ядро, клюшка, мотоцикл
— шайба, ракетка, акваланг
— теннисный мяч, лыжи, шест для прыжков в высоту
25) Придумать новый знак Зодиака и составить для него гороскоп
30) Придумайте новый творческий конкурс
Отрядные дела. КТД «Постановка проблемных сценок и разбор их
Группе дается задание поставить сценки по тем проблемам, которые они видят (в отряде или вне его). А затем проводится обсуждение возможных решений.
«Памятник пословице»
Задание: Создайте памятник, который называется так:
«Музей вредных привычек»
Задание: Представьте, что Вы попали в музей. Это особенный музей. Расскажите, инсценируйте то, что Вы видели в залах.
«Ах, реклама!»
Задание: Вы устраиваетесь на работу. Принять Вас на работу смогут при одном условии: необходимо защитить, доказать значимость следующей продукции:
«Академия весёлых наук»
«Гороскоп»
Задание: Составить гороскоп для следующих сказочных героев:
«Репка»
Задание: Инсценировать сказку « Репка» при этом используя следующую терминологию:
«Ехали мы, ехали»
Задание: Вы едите в « Океан». Необходимо нарисовать плакат, и написать письмо домой на тему.
«Придумай, расскажи»
Задание: Инсценировать разговор героев:
«Новый календарь»
Задание: Придумать новое, красивое название для месяцев:
«Волшебная закладка»
Задание: Изготовьте закладку, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказок:
«Утренняя зарядка»
Задание: Придумать комплекс из 10 упражнений для тематической зарядки:
«Животные с планеты Бам-с»
На планете Бам-с очень плохие метеорологические условия. Там каждый день с неба падают метеориты, или попросту, камни. Поэтому все животные на этой планете имеют панцирь, совсем как наши черепахи.
Задание: Попробуйте с помощью пластилина и скорлупы грецкого ореха сделать фигурки животных с планеты Бам-с. А назывались эти животные так:
«Цветочный ковёр»
Задание: Составить композицию из цветов, растений.
«Мужественные коллекционеры»
Задание: Инсценируйте ситуацию, в которой коллекционер героическими усилиями спасает свою коллекцию. Покажите с помощью пантомимы:
«Правила поведения»
Задание: Сочините правила поведения для человека, оказавшегося в необычайном месте, например:
«Новый Архимед»
Задание: Найдите решение следующей актуальнейшей проблемы:
«Картина из отпечатков пальцев»
Задание: Поставьте на листе бумаги столько отпечатков, чтобы получился сюжет на следующую тему:
«Современная былина»
Задание: Сочините эпическое произведение о современных героях. Названия даны следующие:
«Озвученная картина»
Задание: Попробуйте «озвучить» некоторые картины, причём сначала замрите, как персонажи на полотне, а затем побеседуйте между собой на тему, актуальную для героев картины:
«Новые специальности в ВУЗах»
Задание: Подумайте и решите, какие обязательные предметы (около 10) должен изучить студент, поступивший на новый факультет.
«Танцующие пальцы»
Задание: Танцевальные пары (средние и указательные пальцы рук) исполняют:
«Цвет»
Задание: Изобразить следующие цвета, используя искусство пантомимы:
Космический парад
Аукцион талантов
«Памятник пословице»
Задание: Создайте памятник, который называется так:
«Ах, реклама!»
Задание: Вы устраиваетесь на работу. Принять Вас на работу смогут при одном условии: необходимо защитить, доказать значимость следующей продукции: шила, швабры, противогазы, трёхлитровые банки, зубочистки.
«Репка»
«Придумай, расскажи»
Задание: Инсценировать разговор героев:
100 долларов и одной копейки,
золотой серьги и дырявого носка,
ржавого гвоздя и каблука,
грязной тарелки и туалетного мыла,
старой газеты и рубанка.
«Новый календарь»
Задание: Придумать новое, красивое название для месяцев: январь, март, июнь, сентябрь, ноябрь, апрель.
«Мужественные коллекционеры»
Задание: Инсценируйте ситуацию, в которой коллекционер героическими усилиями спасает свою коллекцию. Покажите с помощью пантомимы:
Собирателя кактусов, когда в квартире среди зимы отключат центральное отопление.
Любителя аквариумных рыбок, когда в его самый большой аквариум со шкафа свалится кошка.
Собирателя марок, когда от сильнейшего порыва ветра все марки разлетятся по квартире.
Хозяина террариума, когда его пауки расползутся по дому.
Собирателя картин, когда в его квартиру протечёт вода от соседей сверху.
«Правила поведения»
Задание: Сочините правила поведения для человека, оказавшегося в необычайном месте, например: в собачей конуре; на летающей тарелке; на мачте Останкинской телебашни; на айсберге; в берлоге медведя.
«Новый Архимед»
Задание: Найдите решение следующей актуальнейшей проблемы:
Как определить возраст кошки?
Как измерить вес облака?
Как определить количество мяса в котлете?
Как измерить температуру тела таракана?
Как определить численность муравьёв в муравейнике?
Когда человек сталкивается с новой проблемой или попадает в трудную ситуацию, ему на помощь может прийти инструкция. В инструкциях подробно и обстоятельно разъясняется, как, в какой последовательности нужно выполнять ту или иную работу. Например, в одной инструкции говорится о том, как разобрать пылесос. В другой инструкции объясняется, как принимать лекарство. А в третьей изложена последовательность действий при приготовлении кофейного напитка “Бодрость”. И, хотя инструкций существуют миллионы, всё же есть такие работы, которые пока что не описаны в инструкциях. Попробуйте заполнить пробел и сочините для всех нуждающихся инструкцию о том.
Цветочный ковер
Составить композицию из цветов, растений. Варианты композиций:
— «Вечерняя заря в пучине догорала».
— «Мороз и солнце: день чудесный!»
— «Роняет лес багряный свой убор».
— «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя».
— «На море синее вечерний пал туман».
Мужественные коллекционеры
Инсценируйте ситуацию, в которой коллекционер героическими усилиями спасает свою коллекцию. Покажите с помощью пантомимы:
— Собирателя кактусов, когда в квартире среди зимы отключают центральное отопление.
— Любителя аквариумных рыбок, когда в его самый большой аквариум со шкафа свалится кошка.
— Собирателя марок, когда от сильнейшего порыва ветра все марки разлетятся по квартире.
— Хозяина террариума, когда его пауки расползутся по дому.
— Собирателя картин, когда в его квартиру протечет вода от соседей сверху.
Правила поведения
Сочините правила поведения для человека, оказавшегося в необычном месте, например:
— В собачей конуре.
— На летающей тарелке.
— На мачте Останкинской телебашни.
— На айсберге.
— В берлоге медведя.
Картина из отпечатков пальцев
Поставьте на листе бумаги столько отпечатков, чтобы получился сюжет на следующую тему:
— «Моя семья».
— «Моя квартира».
— «Мой автомобиль».
— «Моя дача».
— «Мои любимые домашние животные
Озвученная картина
Попробуйте «озвучить» некоторые картины, причем сначала замрите, как персонажи на полотне, а затем побеседуйте между собой на тему, актуальную для героев картины:
— «Запорожцы» И. Е. Репина.
— «Охотники на привале» В. Г. Перова.
— «Отдых после боя» Ю. М. Непринцева.
— «Опять двойка» Ф. П. Решетникова.
Новые специальности в ВУЗах
Подумайте и решите, какие обязательные предметы (около 10) должен изучить студент, поступивший на новый факультет, например:
— Факультет ореходробительного оборудования.
— Барханостроительный факультет.
— Факультет дегустации кисломолочной продукции.
— Паутинопрядильный факультет.
— Факультет бамбукообработки.
Танцующие пальцы
Танцевальные пары (средние и указательные пальцы рук) исполняют:
— Польку.
— Танго.
— Чарльстон.
— Румбо.
— Шейк.
Немое кино
Вам знаком популярный в начале XX века жанр немого кино. В нем актеры не произносят слов, а пользуются для передачи чувств яркими выразительными жестами.
Попробуйте создать немой фильм по мотивам басен И. А. Крылова:
— «Ворона и лисица».
— «Стрекоза и Муравей».
— «Квартет».
— «Волк и Ягненок».
— «Демьянова уха».
Спокойной ночи, малыши!
Представьте Филю, Степашку и Хрюшу — постоянных персонажей передачи «Спокойной ночи, малыши!» — в качестве ведущих таких телевизионных программ, как:
— «На службе Отечеству».
— «Здоровье».
— «Кинопанорама».
— «По сводкам МВД».
— «До и после полуночи».
Сцена прощания
Часто в спектаклях бывают лирические сцены прощания. Поставьте сцену и сочините соответствующий текст, учитывая, что прощается:
— С дамой сердца рыцарь, уходящий в крестовый поход.
— С любимой’девушкой комсомолец, уезжающий на целину.
— С дочерью отец, отправляющийся на родительское собрание.
Нарисованная пословица
Создайте рисунок для пословиц:
— «На чужой каравай, рот не разевай».
— «За двумя зайцами погонешься — ни одного не поймаешь»
— «Дареному коню в зубы не смотрят».
— «Одна голова хорошо, а две лучше».
— «Доброе слово и кошке приятно».
Рассказ по первой и последней строчке
Придумайте рассказ по первой и последней строчке:
— «Снег скрипел под ногами. Масло шипело на сковородке».
— «Дятел высунул голову из дупла. В бухту входил эсминец».
— «Дождь смыл все следы. На кровати лежал отбойный молоток».
— «Костер давно потух. Балкон выкрасили в зеленый цвет».
— «Айсберг возвышался над морем. Мухи попрятались в щели».
Очередь
Покажите людей, стоящих в очереди:
— В зубной кабинет.
— В модный фотосалон.
— В бесплатную благотворительную столовую.
— В единственную в микрорайоне телефонную будку.
Сказка в разных эпохах
Расскажите сказку «Красная Шапочка», действие которой происходит:
— В первобытном африканском племени.
— В Мексике до открытия ее европейцами.
— В средневековом Китае.
— В Америке периода освоения Дикого Запада.
— В Японии начала XXI века.
Абстрактная живопись
Нарисуйте абстрактную картину с названием
— «Съеденный бутерброд с колбасой»
— «Муха, придавленная кучей горячего асфальта».
— «Избушка на курьих ножках после прямого попадания артиллерийского снаряда».
— «Белка, не выглядывающая из дупла в старой сосне».
— «Соль и сахар, вперемешку рассыпанные по столу».
Головной убор
Нарисуйте и по возможности изготовьте головной убор:
— Кепканама.
— Беретейка.
— Фураляпа.
— Цилилотка.
— Трехкозырка.
Экстравагантная прическа
— «Атака левым флангом».
— «Несжатая полоса».
— «Взрыв на макаронной фабрике».
— «Бахчисарайский фонтан».
— «Сход снежной лавины».
Хвалебная речь
Сочините хвалебную речь для персонажей басен И. А. Крылова:
— Моське — за смелость в критике вышестоящих инстанций.
— Лебедю, Раку и Щуке — за принципиальность в отстаивании жизненных убеждений.
-Муравью — за последовательную борьбу с тунеядством.
— Волку — за решительность в пресечении действий по замутнению и загрязнению ручьев и прочих водоемов.
— Лисе — за борьбу с фактами незаконного приобретения продовольствия.
Рецепт блюда
Составьте рецепт блюда:
— Салат «Тиха украинская ночь».
— Рассольник «Через тернии к звездам».
— Котлета «Выстрел «Авроры».
— Напиток «Ежик в тумане».
— Бутерброд «Апрельские тезисы».
Отрядные дела. Игра «Царь зверей»
Введение: сейчас мы с вами сыграем в сказочную игру, но с реальной жизненной ситуацией. Называется она «Выборы царя зверей».
«Как-то раз на лесной опушке, собрались все лесные зверушки…стали они обсуждать, кто будет льва заменять? Кто же из других зверей достоин чести сей?».
Каждому из кандидатов нужно будет обосновать и аргументировано доказать: чем он отличается от других зверей, и при каких условиях и ситуациях его личностные качества наиболее ценны? Итак, нам понадобятся пять желающих на роль кандидатов царя зверей.
Этап 1. Распределение ролей.
Вышедшие участники вытягивают карточки лидеров претендентов.
Лиса – хитра, дипломатична, находчива.
Заяц – скромен, застенчив, уступчив.
Медведь – силен, прямолинеен, настойчив.
Волк – храбр, спокоен, сдержан.
Муравей – трудолюбив, умен, умеет работать в команде.
Сова – мудра, уравновешена, нетороплива.
Этап 2. Формирование группы поддержки.
Каждый лидер по очереди набирает себе команду из других участников.
Каждому лидеру и его группе поддержки необходимо выполнить следующее:
— написать на листочке положительные черты, качества своего лидера в соответствии с выпавшей ролью (если вдруг группа считает, что у их кандидата только отрицательные качества, важно убедить посмотреть на эти черты с другой стороны и найти в минусах что-то положительно).
Продумать рекламный ролик своего кандидата. Ролик может быть сделан в любом формате: интервью, представляющее героя; инсценировка, представление личных качеств кандидата; рисунок, шарж, с последующей театрализацией и комментариями; стихотворение, песня.
Важное условие: каждый член группы должен принимать участие в обсуждении и создании презентации.
Этап 4. Презентация рекламных роликов в течение 3-5 минут на каждую команду.
Этап 5. Дебаты между кандидатами.
Главные кандидаты садятся в центр круга. Сейчас у вас будет последняя возможность пред выборами показать, что вы лучший претендент на эту должность. Ваша задача – в течение 5 минут проявить себя в лучшем свете перед лесными жителями на этих дебатах.
Все остальные садятся во внешний круг и становятся наблюдателями.
Предвыборная кампания завершилась. Наступил день выборов.
Каждая команда, скорее всего, хотела бы проголосовать за своего кандидата, считая его лучшим. Но у нас выборы будут организованы несколько иначе: команды должны будут обсудить и выбрать любого лидера, кроме своего, с кратким обоснованием своего выбора.
Этап 7. Подведение итогов. Объявление победителей.
Обсуждение: что помогло выиграть выборы (вопрос победителю и его группе)? Что было сложнее всего в предвыборной борьбе? Почему? Помогали вам или мешали заданные роли?
Отрядные дела. КТД «Мы строим мост»
Цель мероприятия:организация эффективного взаимодействия в группе, выявление лидеров, формирование навыков следования правилам игры.
Место проведения: холл корпуса, отрядное место;
Необходимый реквизит: листы бумаги А-4 (черновики), маркер, ножницы, клей, карандаши, линейки, план презентации, протоколы оценивания проектов (см. текст занятия), а также столы – по количеству команд, стулья – по количеству участников.
Инструкция участникам: вам необходимо построить мост (склеить из бумаги). Для этого у вас есть листы бумаги, ножницы, клей карандаши, линейки. Длина моста не менее пяти метров, ширина моста ровно8 сантиметров. Работа простая, однако, есть главное правило: «красные» не имеют права прикасаться к линейкам и клею, а «синие» не могут брать в руки карандаши и ножницы. Продолжительность работы 15 минут. По завершении работы вам предстоит провести презентацию своего проекта по плану, который вы получите в конце работы.
u Для удобства команд и ведущего критерии игры, а также план презентации целесообразно оформить на ватмане.
u Примерное содержание легенды (вводной) должно быть следующим: «произошел природный катаклизм, и наш корпус оказался отделен от столовой, административного и медицинского корпусов. Необходимость построить мостоказалась очевидной. Руководство лагеря объявило о конкурсе среди конструкторских бюро на лучший проект моста. Конструкторское бюро, которое создаст лучший проект моста, получит грант (денежные средства)на постройку настоящего моста, а также призы и награды» (приведенная выше легенда – это образец, будет лучше, если свою легенду вы придумаете сами).
u В каждой команде должно быть 4 человека. Оставшиеся участники становятся экспертами. К каждой команде прикрепляется 1 эксперт, который в ходе игры следит за соблюдением участниками правил. В случае нарушения правилучастниками команды, эксперт, не указывая на ошибку команде, записывает о нарушении себе на лист А4. Эксперты подсказывать и помогать командам в ходе работы не могут.
u Ведущий перед игрой зачитывает правила 2-3 раза, и обязательно спрашивает у группы все ли понятно в правилах. Во время создания проектов мостов вопросы ведущему от групп уже не принимаются!
u Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Ваша работа будет оцениваться в соответствии со следующими критериями:
Критерии оценивания проекта «Мост»
Критерий А
Длина моста (максимум 3 балла)
Дескрипторы
Баллы
Длина моста до 3 м
Длина моста от 3 до 5 м
Длина моста более 5 м
Критерий B
Ширина моста (максимум 3 балла)
Дескрипторы
Баллы
Ширина моста не одинаковая на значительной протяженности (шире или уже 8 см)
Ширина нескольких секций моста больше или меньше 8 см
Ширина моста на всей протяженности составляет ровно 8 см
Критерий С
Соблюдение главного правила строительства (максимум 5 баллов)
Дескрипторы
Баллы
Главное правило нарушалось 6 раз и более
Главное правило нарушалось 4-5 раз
Главное правило нарушалось 2- 3 раза
Главное правило нарушалось только 1 раз
Главное правило ни разу не нарушалось
Критерий D
Презентация (максимум 3 балла)
Значительная часть работы на презентации не освещена
На презентации освещены только основные этапы работы
Вся работа исчерпывающе освещена на презентации точно в соответствии с планом
Бонусные баллы
Боковые стороны «моста» не имеют зазоров (склеены ровно).
После завершения работы рабочее место выглядит аккуратно (обрезки бумаги убраны)
Все участники группы принимали участие в работе
Качество проведения презентации (культура речи, доброжелательность в общении с аудиторией, уважительное отношение к оценщикам)
ИТОГО БАЛЛОВ:
План презентации проекта «Мост»
1. В чем состояла проблема проекта
2. Какова была цель проекта
3. Каков проектный продукт
4. Был ли план работы (если да, то какой; если нет, то каким он мог бы быть)
5. Как участники пользовались критериями оценивания в ходе работы
6. Описание хода работы (с чего начали работу, как распределили роли в группе, удалось ли вовлечь всех участников)
7. Анализ работы (что было самым трудным, как удалось преодолеть возникшие трудности).
8. Самооценка результата работы (что получилось, что – нет, почему, как вы стали бы действовать в следующий раз – дайте совет тем, кто будет строить такой же мост).
Отрядные дела. Огоньки знакомств
Огонек знакомства «Я расскажу вам о себе»
Цель: Сформировать у каждого ребенка представление об отряде и о себе в отряде.
Задачи:
1. Познакомить ребят с общечеловеческими ценностями, традициями доброго отношения к песне, вечернего «огонька» и речевки, с правилами поведения на огоньке.
2. Дать возможность детям высказаться о себе, о своих личных качествах.
Сценарий:
Вожатый: Наша история произошла давным-давно в одном из лагерей России. Лагерь был ещё очень молодым. В одну из смен вожатые заметили, что, несмотря на все их усилия, ребята в отрядах не были дружными. Что бы не делали взрослые, ситуация не менялась. Прошло некоторое время, и все стали замечать, что с одним отрядом что – то твориться. Все мальчишки и девчонки в этом отряде были не такими, как их товарищи. Они относились друг к другу не так, как остальные: мальчишки всегда брали на себя трудную работу, помогали девчонкам; девчонки заботились о мальчишках – и никто никого не оставлял в беде.
Никто сначала не мог понять причины такой перемены, а потом стали замечать, что каждый вечер эти ребята уходят в лес и возвращаются от туда счастливыми. Вожатые решили проследить за своим отрядом, и разгадать тайну. И одажды ночью увидели как дети один за одним выходят из палаток, беруться за руки и длинной цепочкой карабкаются в горку, уходя далеко в лес, на поляну. Вожатые увидели свой отряд, ребята сидели плечем к плечу у костра и разговаривали о любви и дружбе, о бедах и радостях, о том, что волнует их. Конечно же они заметили своих вожатых и позвали к себе.
— Почему вы сидите вокруг огня по кругу? – спросил вожатый.
— Так мы можем видеть глаза друг друга, а огонь сжигает нашу негативную энергию и он же зажигает в наших глазах и сердцах огонь.
С тех под ребята вмести со своими вожатыми собираются у костра и делятся своими переживаниями.
(Вожатый рассказывает правила и традиции огонька)
Правила:
Автор: Алекова Анастасия
Цель:
Реквизиты:
Ход огонька:
Вожатый знакомит ребят с законами и традициями огонька, историей его появления (легенда об огоньке).
В центре лежит шляпа, в ней бумажки с началом фразы, каждый тянет бумажку и их рассказ о себе начинается с этой фразы. (Можно ограничиться одним предложением, в зависимости от количества детей и времени).
Вожатый зажигает свечу и рассказывает о себе. И так по кругу, пока каждый не расскажет о себе.
Завершающие слова вожатого, он говорит о том какие разные, интересные и творческие мы все здесь собрались в одном отряде. И целых 21 день мы будем идти плечо к плечу.
Напутственные слова на смену (вожатые условно передают частичку своей души, которая будет помогать двигаться по дорогам смены). Заключительное слово и песня в подарок.
По радуге нашей от края до края,
Расскажем друзьям, как мы день проживаем
Девочки – Доброй ночи, мальчишки!
Мальчики – Доброй ночи, девчонки!
Нашим вожатым, мы дружные очень!
Закончился день и спать нам пора!
Спокойной вам ночи, всем до утра
Отрядные дела. Тематические огоньки
Огонек-погружение «Уникальный дар»
Цель:
показать уникальность каждого человека.
Ход проведения:
• Беседа с детьми, как предмет может символизировать какое-либо качество.
• Предложить ребятам максимально удобно устроиться и закрыть глаза, расслабиться, сделать пару вдохов и попробовать представить себе то, о чем сейчас пойдет речь.
Оформление:
• Коврики полукругом, рядом лист и карандаш
• Выключенный свет, фоновая тихая и спокойная музыка.
«Вторая половинка»
Разработан Ю.Ю. Демидовой, воспитателем ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Цель: диагностическая, выявление внутренних проблем; индивидуальное проявление личности; высказывание своей точки зрения, умение слышать и слушать других.
Предварительная подготовка: утром детям говориться, что день у них сегодня будет необычный, посвященный любви. Отрядное место оформляется свечами, сердечками. Фоном звучит медленная музыка.
Вводная:
Любовь – самое замечательное чувство на земле. Человек с самого рождения окружен ею: любовь родителей, отношения в семье уже в детстве закладывают в ребенке стремление к теплым чувствам, любви. Давайте попробуем сегодня подарить друг другу радость, внимание. Далеко отсюда, дома, кто-то скучает без вас. И, быть может, чья-то улыбка согреет своей теплотой и ваших близких. Попробуйте мысленно связаться с людьми, которые вам дороги. Пусть они почувствуют связь с вами, несмотря на расстояния. Закончится день огоньком, посвященным любви.
Вожатый настраивает ребят. Сам начинает разговор, рассказывая легенду:
«Много-много лет назад в далеком городе на морском побережье жила счастливая семья, в которой недавно родилась дочь. Родители очень ждали появления малышки. Девочка росла веселым и открытым ребенком на радость родителям. И вот ей исполнилось семнадцать лет. Из девочки-непоседы она превратилась в красивую, умную девушку.
Она очень любила музыку, природу и весь мир.
Однажды солнечным и безветренным днем она гуляла у стен старого замка. Вдруг большая туча закрыла солнце и, подняв глаза на самую высокую башню замка, девушка увидела яркий свет в окошке. Как и все молодые любопытные особы, она очень заинтересовалась, что это может быть. Подойдя к воротам, она увидела старушку. Поздоровавшись, девушка спросила у нее, что там так ярко светится. Старая женщина сразу изменилась в лице и посоветовала никогда не подниматься наверх, потому что это принесет беду. Девушка, конечно, не послушала ее, любопытство одержало верх.
Когда она поднялась по крутой лестнице на самый верх башни, то увидела человека, сидящего перед яркой лампадой. Он сидел спиной к двери, поэтому она не могла видеть его лица. Как только он услышал, что кто-то вошел, то сразу задул огонь.
Девушка почему-то не испугалась. Она заговорила с незнакомцем. Он рассказал ей свою историю. В его доме случился пожар, у него обезображено лицо, поэтому он не выходит к людям. Они долго разговаривали. Незнакомец оказался интересным собеседником, их очень многое связывало и, к тому же, они были одного возраста. Девушка стала приходить сюда каждый день. Она сама не понимала, что же ее так притягивает. Через некоторое время она уже не могла прожить и дня без общения со своим новым другом. Не делясь ни с кем своим секретом (даже друг с другом), они осознавали, что их сердца полны любовью, и самое огромное счастье – взаимной. Однажды Он подарил ей половинку нарисованного сердца, а вторую оставил у себя.
Девушка поняла, что этот подарок дороже, чем все золото мира. Как-то раз, поднимаясь по лестнице, словно на крыльях, она мысленно говорила ему слова любви, которые наконец-таки решила произнести вслух. Когда она вошла в темную комнату, ее охватил страх. Девушка привыкла к темноте, но сейчас почему-то она не чувствовала присутствия Его. Она позвала Его, но не услышала ответа. Его не было.
Прошло несколько месяцев. Девушка так и не нашла своего любимого. Вскоре заговорили о странной девушке, которая подходила к нищим, прокаженным, и показывала им нарисованную половинку сердца. Она искала свою вторую половинку».
Ребята сами могут выбрать круг вопросов, которые хотят обсудить, например: Как меняется человек, когда он любит и любим? Когда, по-вашему, дружба переходит в любовь? Чем любовь отличается от влюбленности? Верите ли вы в любовь с первого взгляда? Почему так больно расставаться?
Безответная любовь – сладкая мука? Моя первая любовь. Вопросы написаны на сердечках, ребята по кругу (по желанию) берут сердечко и зачитывают вопрос. Каждый желающий может высказать свое мнение. Огонек можно закончить фразой: «А теперь закройте глаза и представьте свою вторую половинку. Какая она?».
Подведение итогов: предложить задуматься о том, какое место занимает любовь в нашей жизни
Огонек «Карта жизни»
На бумаге (на самом деле размер не очень важен, был и А4 и ватман) рисуется подобие карты и каждое место подписывается (сокровищница дружбы, озеро слёз, лес страха, небеса любви, долина разочарования, тропинка будущего, дом семьи, гора успеха). Всё зависит от вашей фантазии и то что бы вам хотелось возможно узнать. Далее на эту карту дети кидают монетку (всё что может быть у вас под рукой). Но, когда карта большая, дети стараются попасть на какое-то определённое место, поэтому мы взяли ракушки, на них написали номера и эти же номера поставили на карте на местности, и дети вытаскивали их из мешочка или шляпы. Им выпадает какая-то местность, например, тропинка будущего, тогда они рассказывают о чём мечтают, кем хотят стать.
КОНФЛИКТНЫЙ ОГОНЕК
Разработка А.В. Мирошевской, воспитателя ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Возраст участников: с 8 лет.
Цель: диагностическая – выявление проблем, беспокоящих детей, снятие агрессии и развитие коммуникабельности.
Дает возможность рассказать о своих проблемах и, может быть, обратиться за помощью, тем самым, ослабляя негативные эмоции, снимая стресс.
«Каждый из вас понимает, что такое радиосвязь, рация, и знает, для чего они. Для того чтобы в любой точке планеты, как бы далеко это не было, человек не остался в одиночестве, мог общаться с другими людьми, узнавать, что происходит в мире. И все вы знаете, что существует такой тревожный и беспокойный сигнал: «СОС». «СОС» – это значит, что с кем-то что-то случилось, кому-то нужна помощь, и он ее просит.
Для этого сигнала нет препятствий и барьеров: его знают и понимают все люди на планете. Так вот, плыл по морю корабль. Красивый, сильный. На корабле было много людей, которые даже не предполагали, что с таким кораблем может что-то случиться. Все они занимались своим делом: капитан, его помощники, матросы и радист. Он сидел в своей рубке около радиоприемника и слушал, что же происходит в эфире.
А в этом приемнике жили три буковки: «С», «О» и «С». Они, в этот момент, тоже наслаждались покоем. И вдруг поднимается буря, волны захлестывают корабль, а большая льдина оставляет пробоину в его борту. Корабль начинает тонуть, один в большом сердитом океане, и рядом нет никого, кто мог бы помочь. И тогда радист выстукивает на своем приемнике три буквы: СОС. Маленькие буковки срываются с места, они летят через ветер и вьюгу, им очень трудно, но они так хотят успеть позвать помощь. Не останавливаясь, они пробегают по разным странам, из разных приемников кричат людям: «СОС»!
В большом океане тонет корабль, гибнут люди! Помогите!». И никто не остается равнодушным к этому отчаянному зову. Бросая свои дела, люди спешат на помощь. Англичане, бросив заводы, бегут к берегу. По пустыне мчатся египтяне на своих, таких обычно медленных, а сейчас подобных ветру, верблюдах. Чукчи погоняют сани, запряженные собаками, торопятся изо всех сил. И, наконец, буковки находят еще один корабль, плывущий неподалеку от терпящего бедствие. Тут же корабль меняет курс, спеша к тонущим. И он успевает. Люди спасены. А усталые буковки забираются обратно в радиоприемник отдыхать, им надо набраться сил, чтобы, когда это понадобится, опять лететь по свету и звать на помощь».
А кто из вас слышал про три минуты тишины? Это такое время в эфире, когда ни одна радиостанция не имеет права подать голос, но все внимательно слушают эту тишину. Потому что это – время СОС. Только этот сигнал может звучать в эфире, и его обязательно услышат.
Сейчас мы с вами представим, что каждый из вас – это маленькая радиостанция со своими буковками СОС, и у нас наступают свои минуты тишины. Закройте глаза и не открывайте их, пока наши минуты тишины не закончатся.
В нашем эфире будет звучать только СОС: то, что вас беспокоит, на что вы хотите обратить внимание других, ваша просьба о помощи. Итак, наступает тишина. Когда какая-либо радиостанция захочет дать свой сигнал, он должен начаться именно с этих трех букв «СОС».
Лучше, чтобы во время огонька дети сидели не в кругу, а вразнобой. Можно пускать «Три минуты тишины» вечером в течение смены, каждый день, определяя область – отряд. Это позволит постоянно наблюдать за настроем коллектива, состоянием отдельных детей, не допускать конфликтности в отряде, а также приучить ребят к открытости, доверию и мирному способу решения проблем
Огонек «Мои тревоги и страхи»
Разработан А.В. Мирошевской, воспитателем ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Возраст участников: 10-13, 14-17 лет.
Цель: выявление объектов тревожности, диагностика степени тревожности детей и ее ослабление.
Оборудование: карандаши, картон, ножницы, лампа или большой фонарь, небольшой экран, если огонек проводится в помещении, то железное ведро или поддон.
Ход огонька (для возрастной группы 10-13 лет): все начинается с маленького домашнего вечера страшилок. Он объявляется незадолго до начала огонька, чтобы дети могли вспомнить свои самые любимые ужастики. Можно и с конкурсом: на самую страшную, смешную, оригинальную и т.д.
Вечером, сидя в тесном кругу друзей у теплого огонька свечи, так увлекательно немножко попугать друг друга разными ужасными историями. Слушаешь очередную страшилку, и вдруг озноб страха пробегает по спине, и ты вспоминаешь, как иногда сам до жути пугаешься чего-то или кого-то (а чаще всего никого и ничего страшного и нет) такого в тот момент для тебя ужасного. И тут же теплый круг опять принимает тебя, и уже самому хочется немножко посмеяться над своим страхом, и все неприятное отступает и теряется где-то далеко в темноте.
Но как же сделать, чтобы оно больше никогда не возвращалось, чтобы исчезло навсегда? Давайте сегодня попробуем вместе.
Прежде всего, чтобы избавиться от чего-то, нужно точно знать от чего, как это выглядит. Придав своему страху материальную форму, нам легче будет его прогнать. Давайте каждый вспомнит свой страх, самый большой. Может, кто-то боится темноты, или собак и тараканов, или одиночества, а может быть, еще чего-то. Вспомните, возьмите в руки карандаши и картон и на картонке, вспоминая свой страх, нарисуйте его форму. Может быть, он колючий и острый, или мягкий, как туман? Почувствуйте его на секундочку и нарисуйте как можно точнее, обращая особенное внимание на внешнюю форму, на контур.
А теперь возьмите ножницы и вырежьте его, а чтобы мы все могли узнать этот страх, напишите на нем его имя. Не показывайте свою работу соседям и не подписывайте, на нашем огоньке это совершенно необязательно.
Сейчас мы зажжем наш волшебный экран. Он оживит ваши страхи, но не выпустит за свои пределы. Устраивается небольшой театр теней. Каждый страх попадает на него, и действительно как будто оживает. Посмотрев на него несколько секунд, ребята пытаются угадать, что же это за страх, если не отгадывают, то можно прочитать его название.
Ни в коем случае не требуйте от хозяина страха, чтобы он признался, что это его страх. В течение огонька постоянно обращайте внимание на то, что, если кто-то не хочет говорить, что это его страх, то и не нужно. В любом случае, пока вы угадываете страх или даете ему название. Изначально страхи можно не называть, а дать им имя в течение обсуждения. Пусть ребята попробуют угадать его или назвать. А хозяин, если захочет, скажет, кто был наиболее близок к истине. Хозяин страха выскажет свою точку зрения и, может быть, анонимно ему легче будет это сделать.
Узнав, что же это за страх, ребята могут вспомнить, как боялись или все еще боятся того же самого, и обязательно посоветовать, как можно от этого избавиться, если им самим это удалось или они думают, что знают, как это сделать.
Вот мы и познакомились со всеми нашими страхами. А теперь давайте попробуем от них избавиться.
Перед чем в самом начале огонька отступили все наши страхи? Перед кругом друзей, освещенным маленьким теплым огоньком свечки. Так давайте дадим возможность этому огоньку прогнать страхи из нашего круга навсегда. Возьмите каждый свой страх, сядьте на места и закройте глаза. Подумайте, вы так долго были знакомы со своим страхом. Он жил рядом с вами, и отпускать его, не попрощавшись, было бы просто нехорошо. Не открывая глаз, про себя поговорите немного со своим страхом и попрощайтесь навсегда, потому что наш огонек откроет для него дверцу в другой мир, где живут одни только страхи, большие и маленькие, и прийти оттуда обратно нельзя.
Кто попрощался, может встать, подойти к нашей дверце и выпустить туда свой страх. (Страхи сжигаются. Не забывайте о противопожарной безопасности