Что такое отрицательная мотивация ответ на тест
Отрицательная мотивация: применять или отказаться?
С самого детства мы сталкиваемся с отрицательной мотивацией: «пока не сделаешь уроки, гулять не пойдешь», «не получишь конфеты, пока не съешь суп», «надень шапку, иначе заболеешь». И как правило, такая мотивация действительно хорошо работала. По природе своей человек склонен к лени, комфорту, прокрастинации. Чтобы не увязнуть в этом, человека необходимо мотивировать. Существуют разные виды мотивации — внутренняя, личностная, позитивная и др. Но в этой статье мы подробнее поговорим об отрицательной мотивации, к которой всегда есть вопросы.
Отрицательная мотивация строится на противопоставлении положительного и отрицательного эффекта. Таким образом данная система направлена на пробуждение страха, негативных эмоций человека, которые заставляют личность совершать то или иное действие. Отрицательная мотивация чаще всего воздействует на следующие чувства:
Страх — сильнейшее чувство, которое моментально побуждает к действию. Каждый человек чего-то боится. Это может быть страх потери работы, близких, причинение боли, не оправдание ожиданий, потеря сбережений и многое другое. Человек нуждается в комфорте и спокойствие и очень боится лишиться этого. Поэтом готов на многое, чтобы преодолеть этот страх.
Чувство вины — еще одно отрицательное чувство, которое способно мотивировать. Но этот мотив работает в ситуации, когда человек совершил ошибку и жалеет об этом. Появляется чувство ответственности за содеянное и непреодолимое желание исправить это.
Конкуренция — тоже относится к отрицательным мотивам. Это постоянная необходимость быть первым и лучшим несмотря ни на что. А если человек не подвержен соревновательному духу, то его может мотивировать отсутствие премии, дополнительных бонусов, внимание руководителя/учителя/родителя.
Неудовлетворенность собой — это хороший стимул для развития. Если вы стремитесь стать хорошим специалистом, вам не нравится ваша фигура или одежда, вы хотите стать лучше, чем коллега, подруга, то это и будет являться сильнейшим стимулом в преобразовании вас, как личности.
Важно понимать, что отрицательная мотивация может оказывать как положительный эффект, так и негативный. Поэтому необходимо учитывать психологическое состояние человека и несколько других важных факторов:
Принято считать, что отрицательная мотивация лучше и быстрее воздействует на человека, но как долго этот метод будет исправно работать? Ведь человек может дать и обратную реакцию. Поэтому в работе стоит применять материальную и нематериальную мотивацию. Что это и как работает, можно узнать из бесплатного онлайн-курса «Мотивация сотрудников». После обучения вы научитесь не только психологическим приемам, но и сможете создать целую систему мотивации.
Отрицательная мотивация: определение, приемы, примеры
Часто в детстве нам приходилось слышать от родителей подобные фразы: «Не сядешь за компьютер, пока не сделаешь домашнее задание», «Пока не съешь кашу, не получишь конфету», «Не уберешь комнату – не пойдешь гулять». И, как правило, родители добивались того, чего требовали от детей, а происходило это благодаря тому, что они воздействовали на их сильные желания, прямо указывая на то, что желаемого они могут не получить. Такой прием составляет один из аспектов отрицательной мотивации.
Слово «мотивация» происходит от латинского motivus – «подвижный», и означает воздействие на человека определенными способами с целью побуждения к какому-либо действию. Часто мотивация используется в целях улучшения эффективности работы сотрудников организации, спортсменов, учёных, моделей и т.д. Сейчас часто можно услышать также и о внутренней, личностной мотивации человека, когда мы пытаемся быть более продуктивными, достигать больших результатов.
Почему вообще следует прибегать к мотивации? Естественными чертами каждого человека являются стремление к пребыванию в зоне комфорта, лень, отчасти прокрастинация, а это все, как известно, не помогает нам достигать новых вершин, быть успешными и самодостаточными. Поэтому, в первую очередь, бороться с этими чертами приходится нам самим, а если не хватает воли, появляется необходимость в помощи извне. И тут важно понимать, каким образом на вас воздействуют (окружающие либо мы сами).
Можно выделить два варианта развития мотивационной стратегии:
Давайте подробнее остановимся именно на втором варианте, который и называется «отрицательная мотивация».
Отрицательная мотивация: сущность и общие приемы
Система отрицательных стимулов исходит из противопоставления поощрений и наказаний. Типичными примерами применения методов отрицательной мотивации являются фразы «Если ты не выполнишь то-то, ты не получишь того-то», «Сделай это, иначе…» и т.п. При отрицательной (также ее называют негативной) мотивации мы оказываем влияние на психологию личности при помощи набора негативных чувств и эмоций, из которых наиболее эффективно работает страх.
Страх – наиболее сильная эмоция, которая принуждает вас к действию. При этом вы можете бояться лишения зарплаты, причинения ущерба здоровью, потери драгоценной вещи, любимого человека, любимого занятия, чего-либо еще, что приносит вам комфортное существование и является важной частью вашей жизни. Страх движет каждым из нас, ведь все мы чего-то боимся, поэтому для правильного использования отрицательной мотивации нужно найти «слабое место» личности и аккуратно применить данный прием.
Чувство вины – еще один «отрицательный мотив», который может двигать человеком. Но в данном случае предполагается, что человек способен на переживания, связанные с его ошибкой, неправильным поведением, что у него появляются муки совести и чувство ответственности за то, что произошло (или не произошло).
Соревновательный дух или дух конкуренции – сильный побудительный мотив для тех, кто стремится всегда и во всем быть первым. А если у человека отсутствует такое качество, то методом отрицательной мотивации здесь может служить порицание за плохие результаты, лишение бонусов и привилегий.
Неудовлетворённость собой, своей жизнью – один из толчков для развития и продвижения. Если вам не нравится то, как вы выглядите, то, как коллеги к вам относятся, или ваш семейный статус, вы будете стараться достичь лучших результатов, завоевывать лучшее положение в обществе, семье, в конце концов, выглядеть более удовлетворительно в своих собственных глазах. Данный вид мотивации особенно эффективен для людей в большей степени робких и неуверенных в себе.
Отрицательная мотивация: примеры
История насчитывает немалое количество примеров, когда методы отрицательной мотивации были испробованы в различных экспериментах. При этом некоторые из них носили более успешный характер, а некоторые – менее. Но в любом случае, в результате эмпирических наблюдений ученые и специалисты в области психологии приходили к выводам. Давай рассмотрим некоторые из этих экспериментов.
Известно, что при неправильном беге в значительной степени травмируются колени, и чтобы предотвратить урон здоровью, необходимо стараться приземляться на носок и избегать соприкосновения пяток с поверхностью. Специально для этой цели была изобретена модель кроссовок с электрическим стимулятором, который несильно бил током всякий раз, когда пятка попадала на землю, что стало серьезным толчком к технике правильного бега. Естественно, человек всячески старается избегать болевых ощущений, связанных с подачей тока, поэтому внедрение аппарата электрической стимуляции мышц в кроссовки принесло свои плоды.
Не очень удачным примером использования отрицательной мотивации является эксперимент, проведенный с целью «излечения» геев. Чтобы мужчины избавились от гомосексуального влечения, им приходилось смотреть на экран и наблюдать картинки. При этом если на картинке было изображено мужское тело, к телу мужчин подавался небольшой электрический разряд, что было болезненно. Соответственно, позже, когда испытуемые видели мужские тела, у них появлялось отвращение и болезненные ассоциации, то есть можно было говорить о том, что эксперимент в какой-то мере удался. Однако неприятной стороной этого экспериментального случая оказалось то, что люди, участвовавшие в опытах, больше не хотели жить, и многие из них совершили самоубийство.
Еще в качестве примера можно привести установку кондиционеров в Калифорнии, США, когда владельцам домов и квартир предлагалась дополнительная услуга в виде теплоизоляции. При этом одной части клиентов предлагалась фраза «Благодаря теплоизоляции вы сможете сэкономить 400 долларов в месяц» (числа условны), а другой – «Без теплоизоляции вы будете терять 400 долларов ежемесячно». Из данных формулировок видно, что первая является образцом положительной мотивации, а вторая – отрицательной. По результатам эксперимента оказалось, что клиенты, которые слышали вторую фразу, реагировали на предложение в два раза чаще.
Данные примеры показывают, что методы отрицательной мотивации все же связаны с негативными чувствами, эмоциями, и они в серьезной степени влияют на психологическое состояние личности. Не стоит забывать, что, применяя методы негативного побуждения, мы рискуем столкнуться со слабой психикой либо неустойчивым психологическим состоянием, поэтому важно понимать, с кем мы имеем дело. По этому поводу психолог Елена Александрова выделяет несколько факторов, которые необходимо учитывать при задействовании приёмов отрицательной мотивации:
Не забывайте также, что каждый может стать жертвой негативной мотивации, поэтому важно стойко реагировать на порицания, чувство вины или страха. Кстати, о том, как сохранять психическую устойчивость во всех ситуациях, можно узнать, записавшись на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция». На этой программе всего за 6 недель вам будут предложены различные техники и упражнения, которые позволят вам в будущем справляться со стрессом, волнением и страхом, сохранять самообладание и самоконтроль. А интересные кейсы и примеры позволят, помимо теоретических знаний, получить реальные эффективные навыки.
Вместо заключения
Современными психологами признается большая эффективность негативной мотивации, нежели положительной. Но важно уметь правильно и соразмерно пользоваться её техниками.
Отрицательная мотивация является часто используемым инструментом у родителей, которые обычно «шантажируют» детей, пытаясь добиться желаемого поведения. Правильно ли применять такие методы при воспитании ребенка? Предлагаем вам подумать об это самостоятельно, но можете узнать и мнение специалиста – на поставленный вопрос попытался ответить российский психолог Павел Зыгмантович в данной статье.
Методика отрицательного мотивирования активно используется в организациях, особенно HR-отделами в целях увеличения эффективности персонала, его продуктивности и качества работы. Безусловно, каждый начальник пытается придумать способы, которые бы заставили работников более активно и плодотворно выполнять свои обязанности, но при этом не стоит забывать о поддержании баланса и сохранять приятную атмосферу в коллективе.
Если же отношения «начальник-подчиненный» построены исключительно на приемах отрицательной мотивации – страхе, чувстве вины, неудовлетворенности собой, конкуренции и т.д., то работа у персонала будет ассоциироваться со стрессом и негативными эмоциями, что уж точно не приведет к увеличению производительности. И мы хотели бы поделиться с вами поучительным видеороликом на данную тему от Юрия Петрова, топ-менеджера с немалым опытом работы в крупных компаниях:
Возможно, у вас остались какие-то вопросы по теме или вы знаете другие побудительные факторы, которые основаны на негативных чувствах и которые вы используете на практике. Нам было бы очень интересно, если бы вы поделились ими в комментариях.
Напоследок хотелось бы отметить, что каждый человек сам несет ответственность за свою жизнь, свои обещания и поступки. И если вы позволяете другим людям управлять собой, побуждать вас к действиям, без которых вполне можно обойтись, задумайтесь, не стали ли вы жертвой чьей-то попытки повлиять на вас с помощью отрицательной мотивации. Учитесь бороться с ненужными страхами и принимайте только те вызовы, которые призваны сделать вас лучше.
Влияние отрицательной мотивации на человека
Мотивация – это определенное воздействие, которое подталкивает человека к какому-либо действию. Результат этого воздействия обычно положительный для самого человека или для мотиватора, но сама мотивация может быть и отрицательной. В этой статье речь пойдет именно об отрицательной мотивации: что она представляет собой, какие результаты дает, является ли эффективной.
Зачем нужна мотивация?
По своей природе человек стремится к постоянному нахождению в зоне комфорта. Ему свойственна лень и прокрастинация. Но это все не ведет к успехам, к достижению целей и завоеванию вершин. Часто человек осознает это и начинает мотивировать себя самостоятельно. Но если не развита сила воли, то мотивация в большинстве случаев не срабатывает. В таком случае на человека могут эффективно воздействовать окружающие. И здесь есть два варианта: либо его убеждают в том, что за исполнение чего-то он получит что-то хорошее, либо неисполнение чего-то грозит ему чем-то плохим. Последний вариант – это как раз и есть отрицательная мотивация. Яркий пример – слова мамы в детстве: «Если ты не помоешь посуду, то не пойдешь гулять».
Виды отрицательной мотивации
Влияние на психологию личности с помощью отрицательной мотивации строится на негативных чувствах и эмоциях. Это может быть страх, чувство вины, жажда конкуренции, неуверенность в себе. При этом страх является наиболее сильной эмоцией. Вернемся к словам мамы о том, что если не помоешь посуду, не пойдешь гулять. Ребенок очень хочет на прогулку: на улице хорошая погода, его ждут друзья и интересные приключения. Из-за страха остаться без этого он, скорее всего, предпочтет послушать маму и помыть посуду. Так работает внешняя отрицательная мотивация, при которой влияние идет извне.
Еще один вид – отрицательная внутренняя мотивация. Человек сам себя мотивирует в этом случае, говоря себе, например: «Если ты сейчас не сделаешь зарядку, ты никогда не похудеешь».
Эксперименты и последствия
Использование данной мотивационной стратегии может привести как к положительному, так и к отрицательному результату. Рассмотрим два ярких эксперимента.
Особенности применения отрицательной мотивации
Отрицательная мотивация в любом случае связана с негативными чувствами и эмоциями, которые серьезно влияют на психологическое состояние личности. Поэтому при ее использовании необходимо учитывать несколько факторов:
Стоит принимать во внимание еще и то, что отрицательная мотивация нередко становится методом манипуляции. И под ее влияние может попасть каждый. Только человек, обладающий блестящим умом, развитым мышлением и умением прогнозировать намерения людей, не будет жертвой такой манипуляции. Стать таким помогает курс Викиум «Менталист».
Положительная или отрицательная мотивация: что работает лучше
Ты прекрасно знаешь, что найти мотивацию начать что-то делать бывает довольно тяжело. Еще тяжелее сохранять ее в себе каждый день, не опуская руки, не расстраиваясь по мелочам и пустякам, которые, если их слишком много, могут выбить тебя из колеи. Мотивация всегда определяется как готовность сделать что-то. Не поспоришь. Но некоторые нити мотивации, если задуматься, коренятся в мотивах человека, которые, в свою очередь, можно разделить на положительные и отрицательные. Для кого-то лучшей мотивацией станет висящая где-то далеко морковка, которую непременно нужно съесть, а для кого-то — палка, которая может ударить по спине очень больно, если не начнешь что-то делать. И, как видишь, оба вида заставляют человека двигаться вперед. Но тут возникает вопрос: какой же из них будет лучше? Какой мотивацией руководствоваться — положительной или отрицательной? Сейчас разберемся.
Положительная мотивация
Давай начнем с положительной мотивации и попытаемся лучше понять, что же это такое. Эта штука прочно сидит в наших внутренних мотивах, которые вывел еще мистер Маслоу в своей пирамиде потребностей. Коротко говоря, положительная мотивация начинается там, где рождается стремление человека к будущему удовольствию. Ты активнее действуешь, если понимаешь, что результаты твоих попыток что-то сделать положительно влияют на какую-то потребность или необходимость. Но это работает не только так. Можно воссоздать в себе положительную мотивацию искусственным путем. Например, порой достаточно размышлений о том, что большое количество денег может сделать тебя более независимым или что высокое звание позволит получить тебе профессиональное признание. Чтобы не упустить такой тип мотивации, достаточно чаще напоминать себе о плюшках, которыми осыпет тебя жизнь, после того как твоя цель будет достигнута. Плюс могут помочь небольшие презенты, которые ты делаешь сам себе. Например, ты мотивируешь себя тем, что всю неделю будешь усиленно работать, но оттянешься на выходных в клубе, посидишь в баре, поедешь на природу и так далее. Выбирать, что именно тебя привлекает больше, оставим только тебе. В общем, по такому принципу работает положительная мотивация. А теперь давай рассмотрим ее полную противоположность.
Отрицательная мотивация
Итак, как ты уже мог понять, отрицательная мотивация почти всегда строится только на негативе. Основные методы такого типа мотивации — это наказание и страх. Как это работает? Например, человек решает бросить курить, когда из-за сигарет умирает его близкий друг или родственник. Но не надо смотреть на отрицательную мотивацию в слишком негативном свете, отталкиваясь от страха смерти. Если бы все только об этом и думали, вряд ли бы в мире было столько хороших вещей. Так, отрицательная мотивация может помочь тебе выполнять свою работу лучше, опираясь на твой страх ее потерять. Она же может помочь стать тебе более ответственным, например вовремя платить за коммуналку, если ты не хочешь остаться без света или заработать какой-нибудь штраф. Из других примеров такого типа мотивации может быть критика со стороны друзей, конечно объективная, благодаря которой в следующий раз ты справишься с поставленной задачей намного лучше, чем сейчас. Еще один яркий представитель типа людей, склонных исходить из негатива, — любители дедлайнов. Ты можешь все неделю пинать то самое причинное место, а потом резко делать все в последний момент. Это не плохо, если ты умеешь так работать, а выполнять задание удается на высоком уровне. Но если ты просто любитель прокрастинировать, это не очень хорошо.
Что выбрать?
Как ты уже убедился, у каждого типа мотивации есть свои несомненные плюсы. Теперь давай немного поговорим о не всегда очевидных минусах. При положительной мотивации всегда находится что-то, что заставляет тебя идти к цели. Как правило, это либо сама цель, либо обещанные после ее достижения ништяки. Правда, стоит немного задуматься над тем, что порой человек становится слишком одержимым исполнением своей мечты, что может не очень хорошо сказаться на методах, направленных на ее исполнение. Это один из вариантов. Другой — слишком завышенные ожидания, которые ставит положительная мотивация. Потом можно сильно расстроиться. Но это не значит, что нам надо сразу откидывать этот тип в сторону, отдаваясь в руки мотивации отрицательной. У нее тоже свои недостатки. Так, например, она может доставить больше вреда твоему психическому здоровью, если ты будешь не подготовлен. Плюс ко всему если при положительной мотивации слишком ярко видна будущая цель, то при отрицательной она может иногда выглядеть слишком тускло и недостаточно привлекательно на фоне грядущего наказания и страха последствий. Если пользоваться ей слишком часто, мотивация вообще может пропасть. Поэтому рекомендуется комбинировать эти два типа, чтобы лучше оставаться в равновесии. Действуй по проверенному методу кнута и пряника. Не стоит забывать о негативных последствиях в случае провала, но и увлекаться ими не следует. Лучше подумай о том удовольствии, что тебя ждет на финише. Помни, что сила в совмещении.
Что такое отрицательная мотивация ответ на тест
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Какие основные методы исследования в педагогической психологии?
а) метод психологического моделирования и сравнительно-генетический метод;
+б) наблюдение, тестирование, эксперимент;
в) биографический метод и метод экспертных оценок.
2. К биогенным потребностям относится:
а) потребность находиться в коллективе и поддерживать социальные связи;
б) потребность реализовать свой потенциал и творческие способности;
+в) потребность в безопасности и продолжении рода.
3. Самосознание предполагает появление способности к:
+а) саморегуляции и самоактуализации;
в) сопереживанию чувствам других.
4. Какая наиболее частая причина рассеяности внимания?
+а) перегрузка психики большим количеством впечатлений;
б) отсутствие режима дня;
в) генетическая предрасположенность.
тест 5. Стимулирование конфликта предполагает:
а) изменение норм группового поведения;
+б) создание условий для возникновения конкуренции в коллективе;
в) демонстративное пренебрежительное отношение к конкретным членам коллектива.
6. Кто является основоположником русской педагогической психологии?
7. Какой принцип отечественной педагогической психологии является ведущим?
+а) принцип личностно-деятельностного подхода;
б) принцип целостности;
в) принцип детерминизма.
8. Структура педагогической психологии состоит из следующих трех разделов:
а) психология воспитания, труда, психология личности;
+б) психология обучения, воспитания, психология учителя;
в) психология обучения, воспитания, возрастная психология.
9. Педагогическая психология изучает:
+а) закономерности формирования психических новообразований под воздействием образования и обучения;
б) формирование и развитие личности на разных этапах взросления;
в) способы преподавания и улучшения образования.
10. Кем был предложен термин «педагогическая психология»?
11. Какой первый этап становления педагогической психологии?
а) этап оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль;
б) этап разработки теоретических основ педагогической психологии;
+в) этап логических построений, основанных на наблюдении, анализе и оценке педагогических процессов.
12. Теоретический этап развития педагогической психологии является:
а) первым этапом становления педагогической психологии;
13. Чем отличается предмет педагогической психологии от возрастной?
а) возрастная психология изучает когнитивные аспекты онтогенеза, педагогическая — все его аспекты;
+б) возрастная психология изучает становление психики человека в онтогенезе, педагогическая — в процессе научения и обучения;
в) возрастная психология изучает психику человека на протяжении всего онтогенеза, педагогическая — только в школьном периоде.
14. Что такое педагогическая запущенность?
+а) нарушение развития ребенка, которое возникает из-за недостатка воспитания и обучения;
б) нарушение развития ребенка, которое делает невозможным сам процесс обучения;
в) нарушение развития ребенка, возникшее из-за полного отсутствия воспитания и образования.
тест_15. Педагогическая психология выделяет три компонента педагогической деятельности:
+а) конструктивный, организаторский, коммуникативный;
б) социальный, воспитательный, коммуникативный;
в) социальный, организаторский, поведенческий.
16. Что такое зона ближайшего развития?
а) план по развитию ребенка, который охватывает определенное количество времени;
+б) расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития;
в) развитие, которого ребенок может достичь в определенном возвратном периоде.
17. Что является исходным моментом в обучении?
а) стимуляция учебного процесса со стороны родителей и преподавателей;
+б) потребностно-мотивационный аспект;
в) зрелость когнитивной сферы ребенка.
18. Что является предметом изменений в учебной деятельности?
+а) сам субъект, осуществляющий эту деятельность;
б) учебная программа и стили преподавания;
в) система поощрения и оценивания.
19. Какие мотивы являются перспективно побуждающими учебную деятельность?
+а) мотивы, связанные с предметной целеустремленностью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее;
б) мотивы, связанные с интересом к процессу умственной деятельности;
в) мотивы, опирающиеся на непроизвольное внимание, основанные на положительных эмоциях.
20. Согласно концепции Ж. Пиаже о развитии…
а) развитие носит прежде всего чувственный и двигательный характер;
+б) развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды;
в) развитие представляет собой ответную реакцию человека на раздражители.
а) человек применяет свой прошлый опыт общения по отношению к другим;
б) общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств;
+в) другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.
22. Среди мотивов учения у младших школьников преобладают:
+а) широкие социальные мотивы;
б) Учебно-познавательные мотивы;
в) статусно – позиционные мотивации.
23. К основным факторам, влияющим на эмоциональные нарушения младших школьников, относятся:
+а) социальные факторы, природные особенности;
б) генетические предрасположенности;
в) особенности когнитивных процессов.
24. Что является основным новообразованием подросткового возраста?
+б) чувство взрослости;
в) закрепление произвольности.
тест№ 25. Психологическая готовность ребенка к школе предполагает…
+а) готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую;
б) готовность социальную, коммуникативную и эмоционально-волевую;
в) готовность интеллектуальную, двигательную и общеобразовательную.
26. Каковы особенности познавательных процессов у первоклассников?
+а) непроизвольность памяти, хорошо развитое воображение, наглядно-действенное мышление;
б) произвольность памяти, смысловая обработка информации, предметное мышление;
в) словестно-логическая память, хорошо развитое воображение, образное мышление.
27. Что такое отрицательная мотивация?
а) это мотивация, которая тормозит активную деятельность индивида;
б) мотивация, основанная на достижении антисоциальных целей;
+в) это мотивация, основанная на отрицательных стимулах.
28. Уровень положительного развития личности определяется…
+а) мерой ответственности человека перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью;
б) степенью готовности человека к переходу к более сложной деятельности;
в) социальной адаптивностью и коммуникабельностью.
29. Что является ведущей деятельностью в подростковом возрасте?
а) учебная деятельность;
+б) Интимно-личностное общение;
в) трудовая деятельность.
30. Что такое обучаемость?
а) активный процесс запоминания и воспроизведения информации;
б) относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики — взаимодействия организма со средой;
+в) система свойств личности и деятельности, которая эмпирически характеризует возможности индивида в усвоении учебной программы.