Что такое экологичный бизнес

Бизнес с экологическим лицом: ответственность или маркетинговый ход

В сентябре поисковые запросы на тему изменения климата в Google впервые в истории превзошли интерес американских интернет-пользователей к «Игре престолов». Главной героиней светских бесед и споров в социальных сетях тогда же стала шведская школьница-активистка Грета Тунберг — ее обличительная речь с трибуны ООН заставила массовую аудиторию задуматься о влиянии потребительских привычек на окружающую среду. Как получилось, что мы все всерьез озаботились «зеленой» повесткой в 2019 году?

Антропогенное влияние на экологию и опасность накопления парниковых газов стали предметом общественных дискуссий еще в 1970-е, но в следующем десятилетии тему захлестнула волна консьюмеризма, которая охватила развитые страны. Но вскоре эффекты от безудержного потребления начали стучаться буквально в каждую дверь. Первым, помимо ученых и их неравнодушных последователей, климатическим кризисом всерьез обеспокоилось поколение миллениалов. Последнее десятилетие — время, когда миллениалы стали основной целевой группой для производителей товаров. Добавьте к этому заметное продвижение в области women empowerment — голоса женщин, которые принимают решения о покупках гораздо чаще мужчин, зазвучали гораздо громче. Сегодня, согласно исследованию Nielsen, 81% людей во всем мире уверены, что бизнес должен заботиться об окружающей среде. Тема перестала быть уроком из школьной программы и превратилась в важный фактор, влияющий на принятие решений.

Экологичность — новый тренд

Бизнес уловил изменение общественных настроений. Запрос на экологичность быстро превратился в маркетинговый тренд. В последние пять лет, когда миллениалы стали ключевой потребительской группой, прилавки магазинов наполнились зелеными этикетками, а товары с приставками «эко-» и «био-» переместились из специализированных лавок на полки супермаркетов. Бизнес быстро почувствовал, что товары, позиционируемые как экологичные, лучше продаются. Это доказало и недавнее исследование Нью-Йоркского университета. Анализ потребительского поведения в 2013-2018 годах показал, что конкретно «зеленые» товары не просто лучше покупают — их наличие благоприятно сказывается на росте всей товарной категории.

Неудивительно, что мировые бренды охотно эксплуатируют тренд для поддержания и улучшения продаж. Один из лидеров сегмента быстрой моды H&M в 2012 году запустил линейку Conscious из органического хлопка и переработанных материалов, а в 2013-м — программу переработки текстиля. IKEA сначала стала принимать батарейки и LED-лампочки в своих магазинах, а в прошлом году запустила в России программу по приему ненужного текстиля (и в 2019-м существенно расширила перечень принимаемых товаров). General Motors в 2009 году даже изменил цвет логотипа на зеленый, чтобы казаться более экологичным. Adidas привлекает внимание к загрязнению Мирового океана, выпуская кроссовки из переработанного океанического мусора. А бренд одежды для активного отдыха Patagonia удивил всех в 2011-м, выпустив в «черную пятницу» рекламу в New-York Times со слоганом Don’t buy this jacket («Не покупайте эту куртку»). Список таких примеров можно продолжать бесконечно, но все они хотят использовать тренд на «экологичность». Статистики по рентабельности тенденции у брендов пока нет — чаще всего компании запускают такие инициативы в дополнение к традиционной бизнес-стратегии.

В 2019 году «зеленый» тренд развивался особенно стремительно — и во всем мире, и в России. Например, крупнейший отечественный онлайн-ритейлер Wildberries отказался от пластиковых пакетов. В тот же период это сделали и его офлайновые конкуренты.

Леонид Довладбегян, директор по стратегии и электронной коммерции сети «Перекресток», рассказал Forbes Life, что в конце августа у онлайн-клиентов супермаркета появилась возможность отдавать курьеру пластиковые пакеты, в которых доставляется заказ, для последующей переработки. «Если в 2017-2018 годах наши клиенты хотели получать заказы, упакованные в большее количество пакетов, то в 2019-м тренд сменился на противоположный. Мы приняли решение, во-первых, отказаться от части фасовочных пакетов, а во-вторых, ввести услугу по приему пакетов», — перечисляет менеджер.

По словам Татьяны Степановой, директора департамента операционного и бренд-маркетинга сети «Пятерочка», компания «активно пилотирует различные экологические инициативы». «В частности, в недавно открытом магазине в Москве впервые используются покупательские корзины, изготовленные из переработанного пластика, а в качестве альтернативы одноразовым пакетам мы предлагаем покупателям многоразовые сумки и бумажные пакеты», — говорит собеседница Forbes.

Не отстают и производители одежды и обуви. Так, Timberland в этом году выпустил первую модель из переработанного пластика. А в августе сразу 32 бренда из индустрии моды, включая и люксовые Chanel, Ralph Lauren и Prada, и массовые H&M и Zara, заключили «Модный пакт», направленный на снижение выбросов парниковых газов отраслью и продвижение принципов устойчивого развития.

В России в июле «Меморандум устойчивого развития» подписали крупнейшие представители ретейла. Правда, по словам Михаила Бабенко, главы направления «Зеленая экономика» в WWF Россия, страна «пока в самом начале пути». «В первую очередь потому, что в российском ретейле работа в области устойчивого развития не выстроена как система, мероприятия по снижению экологического следа и ответственному потреблению носят фрагментарный характер. Но запрос от рынка появился», — констатирует эксперт.

Забота об экологии или новый маркетинговый ход?

За красивыми кампаниями в зеленых цветах и громкими заявлениями об экоакциях нередко скрывается мало реальных действий — это явление экологи называют «гринвошингом». Глобализированная система производства и продажи товаров наносит непоправимый ущерб природе по всему миру. Несмотря на заверения брендов в готовности к переменам, они по-прежнему генерируют выброс в атмосферу тонн углерода от транспортировки товаров, огромный расход пресной воды на выращивание хлопка, загрязнение почвы и рек опасными химикатами и используют сомнительные места для производства в развивающихся странах, где работницам не платят достойную зарплату, не говоря уже о соцпакете.

Активно тема гринвошинга обсуждается на косметическом рынке. Существует множество примеров, когда в отсутствие жесткого регулирования информации, размещаемой на этикетке, производители создавали видимость безопасного и экологичного средства. Но даже действительно натуральная и органическая косметика может вызывать вопросы, если произведена неэтичным способом или в неперерабатываемой упаковке. В таких случаях это очередная погоня за трендом и ответ на спрос потребителей, а не действительно безопасный для окружающей среды продукт.

Никто из компаний, кроме разве что Patagonia, не призывает к тому, что действительно может повлиять на размер ущерба экологии, — меньше потреблять. Оно и понятно, ведь это противоречит самой природе экономической модели, принятой в современном мире, — бесконечному увеличению прибыли любой ценой. Крупнейшие медиа и активисты регулярно критикуют условия производства и труда в крупных компаниях — например, часто достается тому же H&M.

Как быть с устойчивым развитием?

Критика не мешает многим компаниям предпринимать серьезные разносторонние шаги по снижению своего углеродного следа и налаживанию более экологичных бизнес-процессов. Заметные результаты достигаются в области экономии электроэнергии за счет использования возобновляемых источников, которые в последние годы стали более доступными. Многое делается в области упаковки и отказа от одноразовых вещей. Работают масштабные программы социальной ответственности для развития равноправия и обеспечения благополучия уязвимых социальных групп. Но может ли большой бизнес быть успешным и одновременно экологичным и устойчивым по отношению к окружающей среде?

Среди мировых гигантов выделяются, в частности, Unilever и Apple. Первая взяла на себя обязательство до 2030 года вдвое снизить влияние на окружающую среду, вторая недавно отчиталась о том, что все заводы по сборке ее устройств получили сертификат нулевого показателя отходов Zero Waste to Landfill. Но станут ли «зеленые» стратегии локомотивов экономики примером для всех остальных?

Исследователи сходятся во мнении, что в современном воплощении большой бизнес противоречит нашей экосистеме — бесконечный рост против ограниченных ресурсов. Пока компании не перестроятся под рамки биосферы, они так и будут находиться с ней в конфликте. Хорошая новость в том, что все больше и больше компаний предпринимают активные действия, чтобы снизить свое негативное влияние. Плохая — в том, что их все еще недостаточно, а времени для изменений остается все меньше.

В оценке действий бизнеса в области устойчивого развития и снижения негативного влияния на окружающую среду важно не забывать про критическое мышление и системную эксплуатацию организаторами ярких экоакций невозобновляемых ресурсов.

Например, авиакомпания S7 Airlines, которая летом 2019-го похвально поддержала родной для себя Сибирский регион после опустошающих лесных пожаров кампанией по высадке миллиона деревьев. И в то же время самолеты перевозчика продолжали оставлять заметный углеродный след. Представитель S7 заверил Forbes Life, что противоречия в политике компании нет и снижение негативного влияния на экологию остается для нее приоритетом. «На сегодняшний день S7 Airlines — единственная российская авиакомпания, в парке которой есть лайнеры Airbus A320neo и Airbus A321neo с улучшенными экологическими характеристиками. В зависимости от маршрута среднее сокращение расхода топлива составляет до 20%, что позволяет существенно уменьшить выбросы CO2 в атмосферу, а площадь звукового следа на взлете — на 50% меньше, чем у воздушных судов предыдущего поколения», — рассказал представитель перевозчика.

Еще один пример неоднозначной экологической политики — нефтехимический гигант «Сибур», регулярно запускающий новые «зеленые» инициативы: конкурс экологических фильмов, пропаганда переработки мусора и т. д. В то же время компания готовит к запуску крупнейший в России профильный завод «ЗапСибНефтехим», на котором будут в том числе выпускаться одноразовые пластиковые продукты — один из основных источников загрязнения Мирового океана и всей планеты в целом. «Пластик — один из лучших материалов современности при условии правильного обращения с ним. В мире у пластика нет альтернатив. Пластики лидируют по энергозатратам и экологичности производства среди базовых материалов. У них малый вес, низкая теплопроводность, устойчивость к коррозии, они универсальны и адаптивны», — сообщил Forbes Life представитель пресс-службы «Сибура». В компании считают, что «решение экологических проблем — не в области полного отказа от пластика, а в повышении осознанности его потребления». «Один из трендов — переход от одноразовых пластиковых изделий к многоразовым. Производителю предстоит предложить более «ответственную» альтернативу, а потребителю изменить модель потребления», — добавил представитель «Сибура».

Источник

Экологичный бизнес — что это?

Что такое экологичный бизнес. Смотреть фото Что такое экологичный бизнес. Смотреть картинку Что такое экологичный бизнес. Картинка про Что такое экологичный бизнес. Фото Что такое экологичный бизнесХорошая репутация и лояльность клиентов…

Сплоченный и эффективный коллектив…

Минимальное воздействие на окружающую среду…

Эти все признаки присущи экологичному или «зеленому» бизнесу. В России это направление только набирает обороты, тогда как на Западе уже давно используется во всех сферах деятельности человека.

Что же такое экологичный бизнес и как он работает?

Экологичный бизнес стремится оказывать положительное влияние на окружающую среду, используя принципы, стратегии и методы, которые улучшают качество жизни общества и планеты в целом.

При этом у малого бизнеса большое преимущество перед крупным: небольшим предприятиям гораздо легче начать зеленые изменения и получить первые результаты.

Но экологичный бизнес – это совсем не обязательно переработка мусора или работа на органик-ферме. Он может быть каким угодно, главное – придерживаться следующих принципов:

Основные правила экологизации бизнеса

1. Избегайте заблуждения, что ведение экобизнеса – это только благотворительность. Бизнес – это, в первую очередь, ­получение прибыли, даже если оно социально-ориентированное.

2. Будьте всегда в курсе изменений в законодательстве и потребностей потребителя.

3. Помните о японском принципе «кайдзен»: постепенное совершенствование всех процессов и отслеживание работающих стратегий.

4. Задавайте больше вопросов. Как эти изменения улучшат ваш бизнес? Как продукты и услуги, которые вы предлагаете, помогут людям? Тщательно проверяйте ваших поставщиков: моральные ценности вашей компании должны соблюдаться во всем жизненном цикле продукта.

5. Стройте вашу экологичную репутацию. «Зеленые» компании получают одобрение и лояльность большего количества потребителей. Информируйте через СМИ, веб-сайт, упаковку и рекламу о своих эко-достижениях, чтобы привлечь потенциальных клиентов и заработать их доверие.

6. Если вы только начинаете свой бизнес, то проведите исследование «зеленых принципов» так же тщательно, как и вопроса «как начать свой бизнес». Применяйте советы других «зеленых» стартаперов.

7. Убедитесь, что ваш бизнес-план логичный и надежный. Люди не будут вас поддерживать, только потому, что ваша компания объявлена «зеленой»: им необходимы доказательства того, что ваш бизнес действительно экологичен.

8. Разработайте «зеленую» стратегию для вашего бизнеса. Рассчитайте ваш экологический и углеродный след. Для этого воспользуйтесь специальными онлайн-калькуляторами или услугами специалистов. Определитесь, где вы находитесь сейчас и где хотите быть в ближайшем и отдаленном будущем, какими ресурсами, инструментами и методами будете пользоваться, чтобы двигаться в выбранном направлении.

9. Уменьшайте потребление ресурсов.

10. Используйте повторно

11. Вовлекайте сотрудников. Расскажите им о ваших планах, убедитесь, что все понимают свои обязанности. Поощряйте и стимулируйте командную работу, мозговые штурмы, отмечайте лучшие идеи. Организуйте получение обратной связи от работников для того, чтобы отслеживать, что реально работает, а что – нет.

Очень часто вопрос об экологизации поднимают сотрудники, а не руководство. Компании могут поддерживать своих экологически сознательных сотрудников путем создания специальных стоянок для велосипедов, покупки проездных для тех, кто использует общественный транспорт и т.д.

12. Изучите возможности получения налоговых льгот в вашем регионе. Во многих странах предусмотрены налоговые льготы и скидки для компаний, которые используют экологически чистые методы ведения бизнеса, такие как переход на возобновляемые источники энергии, использование газоочистных установок, электрических или гибридных автомобилей и грузовиков.

13. Постоянно обучайтесь и развивайтесь. Экологичный бизнес – это путешествие без конечного пункта назначения. Ищите возможность обмена опытом с другими «зелеными» организациями. Чем больше вы будете узнавать, внедрять и пробовать, тем больше у вас будет шансов стать лидерами в своей нише. Создайте внутреннюю экокультуру, которая поощряет сотрудников постоянно развиваться, генерировать идеи и реализовывать их. Расскажите людям о своем опыте через свой сайт, блог, социальные сети.

Экологичный бизнес – это бизнес сегодня и завтра!

Начните с малого – с рационального использования ресурсов. Это позволит сэкономить ресурсы и деньги, и принести реальную пользу окружающей среде. Разве это не стоит ваших усилий?

/Автор статьи: Татьяна Милованова/

Источник

Как крупный бизнес и стартапы развиваются за счет «зеленых» технологий

Что такое экологичный бизнес. Смотреть фото Что такое экологичный бизнес. Смотреть картинку Что такое экологичный бизнес. Картинка про Что такое экологичный бизнес. Фото Что такое экологичный бизнес

Об эксперте: Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК.

Тренд на экологичное производство

Компании с четкой экологической политикой и планами по ее реализации выигрывают на фоне своих конкурентов, об этом свидетельствуют различные индексы — как российские, так и международные — которые определяют уровень экологичности той или иной корпорации, в зависимости от ее отрасли.

Для защиты окружающей среды необходимо превратить экологическую эффективность в фактор капитализации. Бизнес, который по своим характеристикам более экологичный и прозрачный, как правило, стоит дороже, чем менее эффективный и более закрытый.

Что такое экологичный бизнес. Смотреть фото Что такое экологичный бизнес. Смотреть картинку Что такое экологичный бизнес. Картинка про Что такое экологичный бизнес. Фото Что такое экологичный бизнес

Например, специалисты Независимого экологического рейтингового агентства (АНО «НЭРА») посвятили более 30 лет анализу проблем рационального природопользования. Ежегодно агентство публикует рейтинг NERAX Eco, отражающий капитализацию наиболее экологически эффективных и прогрессивных компаний, которую можно сравнивать с общей динамикой рынка. Семейство фондовых экологических индексов NERAX Eco позволяет следить, как экологическая составляющая деятельности российских компаний участвует в оценке их стоимости на фондовом рынке.

В 2019 году в рейтинг NERAX Eco отраслевой группы «Тепловые электростанции» вошли различные производственные филиалы крупнейших энергетических компаний России.

К слову, к мировому энергетическому сектору сейчас приковано особое внимание: глобальное изменение климата стимулирует отдельные компании и целые страны делать шаги по сокращению выбросов CO2. Составлен рейтинг стран мира, правительства которых предпринимают наибольшие усилия по развитию «зеленой» энергетики. Из европейских государств в первую пятерку по развитию ВИЭ наряду с Индией, Японией, США и Китаем попала только Германия.

В России в 2018 году запущен национальный проект «Экология», который входит в число 12 нацпроектов, утвержденных указом президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Его цель — улучшить экологическую обстановку в стране и создать комфортные условия для жизни. Национальный проект включает 11 федеральных проектов. Работа ведется по пяти направлениям: отходы, вода, воздух, природа и животные. Срок реализации нацпроекта — до 31 декабря 2024 года.

Также в нашей стране осуществляется государственная политика в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников на период до 2024 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2019 года. Мы наблюдаем за тем, как проводятся правительственные тендеры на строительство новых ВИЭ объектов — ветропарков и солнечных электростанций.

Энергетическая революция

При строительстве объектов ВИЭ появляется много рабочих мест. Само строительство новых мощностей предполагает бережное отношение к окружающей среде и рациональное использование ресурсов. Многие компании уже на этапе строительства стараются сделать сам процесс максимально эффективным, удобным, не нанося при этом вред окружающей среде. Это достигается за счет внедрения новых технологий и решений.

Что такое экологичный бизнес. Смотреть фото Что такое экологичный бизнес. Смотреть картинку Что такое экологичный бизнес. Картинка про Что такое экологичный бизнес. Фото Что такое экологичный бизнес

Для крупных корпораций с уже функционирующими электростанциями также есть ряд преимуществ. В частности, энергоэффективное оборудование, стоящее дороже традиционного, в эксплуатации обходится дешевле за счет снижения платежей за потребляемую энергию. Например, ГК «Микрон», крупнейший производитель и экспортер микроэлектроники в России, внедрил на предприятии систему экологического менеджмента, за счет чего сократил расходы электрической энергии на 27%, тепловой — на 15%, потребляемой электрической мощности — на 27%. Становится понятно, что цель многих компаний при внедрении инновационных решений и новейших технологий — оптимизировать свои расходы, не снижая при этом качества работы оборудования и функционирования производственных процессов.

«Зеленое» финансирование

Экологичные компании имеют определенный имидж и пользуются кредитом доверия: уже сейчас многие инвесторы отказываются от сотрудничества с сектором традиционной энергетики в пользу greentech-компаний, предпочитая «зеленые» инвестиции в ветровую и солнечную энергетику. Так, один из крупнейших британских пенсионных фондов (Swansea Council’s Pension Fund с объемом капитала в £2,1 млрд) сообщил о сокращении инвестиций в нефтяные компании и другие организации с большим углеродным следом. Конечные потребители также оценивают экологическую ответственность производителей, что заставляет бренды стремиться к «озеленению»: бьюти-индустрия переходит на продукты в упаковке из переработанного сырья или вовсе без упаковки (Lush, Chanel), магазины одежды принимают вещи на переработку (H&M).

Что такое экологичный бизнес. Смотреть фото Что такое экологичный бизнес. Смотреть картинку Что такое экологичный бизнес. Картинка про Что такое экологичный бизнес. Фото Что такое экологичный бизнес

Статус «зеленого» на международном рынке сейчас может привлечь значительно больше инвесторов, чем в России. В 2019 году РЖД стала первой в России компанией — эмитентом «зеленых» облигаций на международном рынке. На своем последнем размещении она сэкономила на фондировании 0,3%, это очень много. Международный рынок сейчас более емкий, поскольку там многие инвесторы в своих меморандумах ставят ограничение, что определенную долю средств они должны вкладывать в «зеленые» проекты.

Бум greentech-проектов

«Зеленые» технологии попадают в фокус общих интересов: стартапов, инвесторов и бизнеса. Растет количество проинвестированных greentech-проектов и число внедрений их решений на производствах.

Финский стартап Sulapack производит биоразлагаемый экологичный материал из древесины, не содержащий частиц микропластика. Компания сотрудничает с пищевым гигантом Fazer, в ее разработки инвестирует люксовый бренд Chanel. В конце 2019 года стартап привлек новые инвестиции в размере €15 млн для дальнейшего расширения и выхода на зарубежные рынки.

Выпускник акселератора GenerationS, стартап Cleapl (Экопак) разработал упаковку для пищевых товаров из биополимеров (на основе полисахаридов и белков), которая сама является съедобной и полностью биоразлагаемой в окружающей среде при естественных условиях на углекислоту, воду и биомассу. Использованная продукция подвергается рециклингу или может служить удобрением для сельскохозяйственных угодий. Инновационность проекта заключается в биотехнологической обработке сырья, в результате чего увеличиваются эксплуатационные характеристики изделий из биополимеров. Cleapl недавно выиграл грант от ЭКСПО 2020. В настоящее время команда проекта закупает оборудование для производства биоразлагаемых и съедобных трубочек.

Российский стартап «Экопрост» из Екатеринбурга в 2014 году начал производство многоразовых сумок для покупок. Сейчас с ними сотрудничают торговые сети «Ашан», «О’кей», «Магнит», «Карусель», «Азбука вкуса» и др. Еще один стартап в области экологичной упаковки — Geovita — разрабатывает одноразовую биоразлагаемую посуду, которую используют «Вкусвилл», рестораны при магазинах «Икеа», «Азбука вкуса» и РЖД.

Стартап KAVACA, который также является выпускником GenerationS, производит нанокерамические покрытия последнего поколения с уникальными защитными и эксплуатационными свойствами, которые существенно продлевают срок жизни любого оборудования, уменьшают применение химии для обслуживания и помогают упростить переход на новый технологический уклад. Защитный материал может быть использован, как на ВИЭ-объектах (солнечные панели), так и в традиционной генерации (продление срока службы оборудования). В данный момент данная продукция успешно применена на многих производственных объектах крупных компаний. Одной из целей компании является уменьшение вредного воздействия промышленности на экологию путем продления срока эксплуатации оборудования и изменения технологических операций предприятий с применением химически вредных веществ. Покрытия KAVACA сертифицированы лабораторией SGS по стандарту REACH, что подтверждает безопасность использования продукции как для окружающей среды, так и для человека. Защитные покрытия KAVACA идеально вписываются в «зеленые» концепции современных проектов.

Российский стартап Wonder Lab (ООО «БиоМикроГели») производит средства для ликвидации аварийных разливов нефти и масел. Стартап является одним из выпускников акселератора GenerationS, среди партнеров — торговая сеть «Лента» и онлайн-гипермаркет Ozon.

Российский стартап Биоэнергия из Екатеринбурга разработал технологию WiseSoil для ускоренной переработки органических отходов в удобрение и биогаз. Проект был проинвестирован РВК и фондом «Сколково», и сейчас компания работает с клиентами из Великобритании, Чехии, Южной Кореи и других стран мира.

На базе научно-технического центра «Трубметпром» был разработан инновационный метод удаления технологической смазки с внутренней поверхности труб, который позволяет снизить энерго- и ресурсозатраты при очистке труб и металлопроката в металлургии, атомной энергетике и машиностроении. Проект реализован при участии фонда «Сколково» и прошел успешную апробацию.

Инвестиционная поддержка greentech-стартапов становится более структурной: разработку «зеленых» решений для промышленности поддерживают не только отдельные инвестиционные фонды, но и правительства различных стран. Так, правительство Великобритании объявило о создании фонда Clean Growth Fund, который займется поддержкой «зеленых» стартапов. Первоначальный размер составит £40 млн, с учетом дополнительных инвестиций частных инвесторов он сможет достичь £100 млн.

Стремление компаний быть экологически ответственными, применять инновационные решения, направленные на улучшение экологических показателей, говорит о том, что во многих отраслях пусть и не быстро, но происходит шифтинг в сторону по-настоящему устойчивого бизнеса.

Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *