Что такое открытые аккорды
Открытые аккорды и аккорды с баррэ. В чем различие
Нередко можно услышать понятия «открытые» и «закрытые» аккорды. Новичку сразу непонятно в чем их разница и на каких лучше играть песни. Что это такое, с чем их едят, а также их полную характеристику вы сможете узнать в данной статье.
Октрытые аккорды. Что это
Чаще всего открытые аккорды играются в районе первых 3-5 ладов на гитаре. Самые популярные и простые аккорды для начинающих являются открытыми. Для исполнения самых простых дворовых песен можно выучить только их и уже неплохо играть. Вас даже начнут считать крутым гитаристом в определенных кругах.
Аппликатурная схема
Схему разберем на самом простом аккорде Em.
Данный аккорд зажимается всего лишь двумя пальцами на 5-й и 6-й струнах второго лада. Остальные струны не зажаты, но все равно играются. Чтобы сыграть аккорд Em, поставьте пальцы как на схеме и ударьте боем по всем шести струнам.
Закрытые аккорды с баррэ
Закрытые аккорды, в противоположность открытым, играются когда пальцами зажаты все звучащие струны. Если говорить коротко, то это почти всегда аккорды с баррэ. Для начинающих этот прием доставляет большие трудности. Об этом у нас есть статья на сайте: https://guitargrad.ru/akusticheskaya-gitara/igra-na-gitare/320-kak-brat-akkordy-s-barre-na-gitare
Аппликатурная схема
Как правило, на схемах редко рисуют значки, обозначающие баррэ. О том закрытый это аккорд или открытый можно понять по наличию обозначений открытых струн, а также интуитивно. Если вы видите, что на одном ладу должны быть прижаты более двух струн, то скорей всего аккорд закрытый. Обратите внимание на аппликатуру фа мажора (F).
На каких аккордах играть песни?
Но тут есть и свои хитрости, как же без них. Если песня целиком и полностью играется на закрытых аккордах, от которых на второй минуте исполнения, начинают болеть пальцы, то можно использовать каподастр. Вам нужно подобрать такую позицию, при установке каподастра на которую, бОльшая часть закрытых аккордов превратиться в открытые. Например, чтобы превратить аккорд F# в открытый нужно поставить капо на второй лад и аппликатурно взять аккорд E. Аппликатуры остальных аккордов также преобразуются благодаря каподастру.
Примеры открытых аккордов
Простые
К ним относятся всем известные Am, Dm, E и другие. Выучив их, вы сможете сыграть многие дворовые песни «на 3-х аккордах».
Сложные
Эти аккорды являются вариациями простых. Как правило, в них добавлены дополнительные ступени, которые делают звучание более разнообразным и интересным. Ниже приведены схемы некоторых из них.
Примеры песен на открытых аккордах
Нет сил и желания тренировать баррэ, а играть уже хочется? Тогда посмотрите на подборку песен, которые играются только на простых открытых аккордах. Данные композиции вы сможете сыграть уже через несколько дней после того, как взяли в руки гитару (при должном усердии, конечно)
Заключение
Открытые аккорды это минимальный набор для любого гитариста. Освоив их, можно переходить к более сложным закрытым с баррэ. Ну а когда захочется привнести в свое исполнение частичку уникальности и новизны, то попробуйте добавить дополнительные ступени. Это придаст вашим песням более интересное звучание.
Рок импровизация >Как играть аккорды с открытыми струнами
Важное преимущество гитарного грифа заключается в возможности исполнения фраз с большими интервалами. В этом нам помогают открытые струны. Аккорды с открытыми струнами встречаются в прогрессивной музыке очень часто, ведь они делают обычные аккорды гораздо интереснее. Их нередко можно услышать в репертуаре таких гитаристов, как Алекс Лайфсон (Alex Lifeson), Джон Петруччи (John Petrucci), Миша Мансур (Misha Mansoor), Тосин Абаси (Tosin Abasi) и многих других.
Если вы предпочитаете стандартный строй, в вашем распоряжении находятся ноты E, A, D, G и B, которые вы можете добавить к аккордам. Например, сыграйте трезвучие А мажор на втором ладу на струнах 3–1 (A–C#–E). А теперь замените ноту C# открытой второй струной (B). Получился аккорд Asus2 (A–B–E), звучащий гораздо более заманчиво, чем простой аккорд А.
Использование аккордов с открытыми струнами
Проще всего брать простые аппликатуры – например, аппликатуру открытого аккорда Е – и сдвигать их вверх и вниз по грифу, не приглушая при этом две верхних струны (B и Е соответственно). При исполнении Примера 1 зажмите четыре нижних струны и сдвигайтесь вверх и вниз по грифу. Так вы получите необычные варианты аккордов, извлечь которые другим способом невозможно. Эти аккорды нельзя назвать диатоническими, ведь они состоят из нот разных гамм, но открытые струны являются связующим звеном для их составных частей.
Пример 2 основывается на том же принципе. В данном случае начинаем с аккорда B5. Две верхних струны звучат, а басовая нота меняется. Этот пример работает, потому что в данном случае аккорд удерживается не только за счет открытых струн, но и за счет нот F# и B на четвертой и третьей струнах соответственно. Напряжение нарастает с аккордом F#11, когда нота В на третьей струне переходит в ноту A# – терцию аккорда. Но на открытой второй струне все еще продолжает звучать нота В, что дает интервал в малую секунду по отношению к ноте A#.
Пример 3 предполагает классическое аккордовое движение в аппликатуре С мажор. Мы смещаемся на два лада вверх по грифу и получаем аккорд Dadd11 с открытыми струнами. Это звучит очень даже неплохо, потому что зажатые ноты меняются, а открытые остаются прежними. В результате получается нечто более интересное, чем обычный аккорд D. Вторые два такта включают зажатые ноты на четвертой, третьей и первой струнах и открытую ноту на второй струне. На фоне басовой ноты Е эти аппликатуры дают яркое звучание Е минора.
Давайте разберем данные аппликатуры. В первом такте мы встречаемся с аккордом Dm11, представляющим собой сочетание двух нот аккорда D минор с открытыми третьей и первой струнами (G и E), являющимися 11 и 9 ступенями соответственно. Следующий аккорд – по сути, трезвучие С мажор на струнах 5–4–3 с добавленными нотами Е на верхних струнах. Аппликатура аккорда Am11 включает в себя открытую пятую струну. Последние два аккорда подразумевают ту же аппликатуру, сдвинутую вверх по грифу. При смещении к 8 ладу функции открытых четвертой и первой струн переходят с 3 и #11 к 13 и 7 ступеням. В данном случае очень важен точный строй гитары.
Аккордовая прогрессия Примера 5 основана на соответствующей партии в композиции “Fly Away”. Цель данной последовательности – создать интересное звучание с открытыми струнами.
Пример 7 развивает эту идею. На нем можно хорошо потренировать работу звукоизвлекающей руки. В данном случае мы исполняем серию аккордов на струнах 4–3–2, а струна 1 остается открытой. Как и в предыдущих примерах, этот общий (или педальный) тон связывает друг с другом аккорды, которые в ином случае звучали бы весьма дисгармонично.
Заключительный на сегодня рифф ( Пример 8 ) написан под влиянием творчества гитариста Animals as Leaders Тосина Абаси. (Но следует отметить, что он предпочитает играть на восьмиструнной электрогитаре.) Эти аккорды основаны на Е-лидийском ладе (E–F#–G#–A#–B–C#–D#) и включают в себя шестую и вторую струны. По сути, мы играем аккорды maj13 с открытой второй струной, но благодаря большому диапазону нот они звучат очень свежо. Тосин мастерски работает с подобными аппликатурами, поэтому послушать его музыку очень полезно.
Конечно, сегодняшний урок – лишь капля в море возможностей, которые открываются с использованием открытых струн. Лучшим вариантом для любого гитариста будет углубление в эту тему и разбор как можно большего количества композиций в стиле прогрессив. Если вас заинтересует этот вопрос, попробуйте претворить эти и другие подобные идеи в жизнь на следующей же репетиции.
Открытые аккорды для гитары: простые аппликатуры для начинающих
Открытые аккорды для гитары (на английском «open chords») – это аккорды, в которых звучат открытые струны, одна, две, три или больше; т.е. они не прижимаются на каком-либо ладу. В этой статье разберём простейшие аппликатуры открытых аккордов для начинающих в пределах трёх ладов, которые наиболее часто используются в аккомпанементе. В качестве примеров – известные песни (русский рок, народные). Все аккорды для шестиструнной гитары в стандартном строе (1 струна – ми).
Материал будет полезен и совсем новичкам – занимающимся на гитаре только первые дни.
Обозначения и схемы аккордов
Чтобы со старта не слишком загружаться музыкальной теорией и не вникать в ноты, все аккорды будем рассматривать в так называемых аккордовых сетках. Это схематическое обозначение грифа с аппликатурой – на каких ладах, какие струны и какими пальцами прижимать, чтобы аккорд зазвучал.
Сетки помогут вам быстро, без лишних изысканий открыть аккорды на гитаре для себя.
Поставьте гитару в вертикальное положение и взгляните. Именно этот вид и изображён в сетке: головка грифа вверху, порожек (жирная линия в схеме) и дальше лады.
Ознакомьтесь с обозначениями в сетке:
Над сеткой – название аккорда в буквенно-цифровом обозначении. Поначалу просто запоминайте их написание. Например Am: «A» – латинской буквой нота (ля), основной звук (или тоника), от которой построен аккорд, «m» – указывает, что аккорд минорный, в отсутствие этой буквы – аккорд мажорный. Получается – Am (Ля минор).
Также ещё добавляются цифры (7, 9, 11 и др.) – дополнительные ступени. Далее рассмотрим подробней.
Все ноты латинскими буквами (в названии аккорда большая буква): С – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль, A – ля, B – си.
Вертикальные линии – струны (слева направо 6 струн – от 6-ой до 1-ой, самой тонкой).
Горизонтальные линии – лады (сверху вниз – I, II, III и т.д.).
Значки за порожком (жирной линией), распространяются на струну, над которой размещены: «o» – звучит открытая струна в аккорде, «X» – струна не звучит (не участвует) в аккорде.
На ладах кружки – это аппликатура, где нужно прижать струны. Цифра в кружке указывает, каким именно пальцем нужно прижать. Нумерация начинается с указательного:
Попробуйте по схеме взять изображённый аккорд Am (ля минор) на гитаре.
С чего начать, или Am, Dm и E
Am (ля минор), Dm (ре минор) и E (ми мажор) – считайте это первые буквы аккордового гитарного алфавита. Не примите за богохульство – и в начале был Am… А потом как хотите 😉
Изучив их, вы уже сразу можете приступить к разучиванию простых песен – на три аккорда.
Будем знакомиться с каждым отдельно и потом несколько песен, что закрепить владение аппликатурами на практике.
Интересно! Am, Dm и E среди русскоязычных любителей гитары получили прозвище «три блатных аккорда». На то есть свои основания – множество дворовых, хулиганских песен (в общем, в соответствующем названию жанре) играется именно на этих аккордах. А вот в англоязычной среде открытые аккорды, наряду с официальным определением «open chords» (или «open-position chords»), ещё называют «ковбойскими». Видимо тоже из-за особенностей конкретного песенного стиля.
Am (ля минор)
Am – в гитарной сетке и на фото:
5 и 1 струны открытые.
Внимание! Получение мозолей на пальцах – неизбежное явление в освоении аккордов. Это нормально. Но конечно, при условии того, что струны над грифом находятся не очень высоко (в противном случае нужно отрегулировать!). Через некоторое время кожа загрубеет, и болевые ощущения исчезнут. Короче говоря, пальцы адаптируются. Но всё же слишком, через боль, усердствовать не стоит. В занятиях делайте перерывы.
E (ми мажор)
По аппликатуре как Am, но смещаемся на одну струну вверх, к басовым. 6-ая, 2-ая и 1-ая –открытые.
Dm (ре минор)
Без 6-ой и 5-ой струны – только на четырёх струнах.
Если возникнут сложности в изучении Am, Dm и E – в помощь дополнительные упражнения для освоения аппликатур.
Песни на Am, Dm и E
Закрепим освоенные аппликатуры трёх аккордов на практике.
Частушки
Dm/ Am/ E/ Am
Бой: удары по струнам указательным пальцем – вниз-вверх по 2 раза на каждом аккорде. Сначала попробуйте сыграть медленно.
Летел голубь
(русская народная песня)
В фильме «Географ глобус пропил» песня звучит без аккомпанемента в исполнении Елены Фроловой.
Начинаем петь «Летел… » без гитары, затем ритмом по словам на «… голубь».
Am/E/ – бой по одному разу, далее бой по 2 раза – Am/ E/ Am/ //Dm / Am/ E/ Am// – от Dm повторяем последовательность аккордов ещё раз (последние строчки куплета повторяются).
В статье по несколько примеров для каждой группы аккордов. Но, разумеется, ими ограничиваться не стоит. Просмотрите всевозможные песенники и вы найдёте множество любимых песен на изученные аккорды. Указанный бой (ритм – удары по струнам правой рукой) в некоторых песнях в упрощённом варианте (рекомендуется новичкам), но при наличии исполнительского опыта вы можете его заменять, дополнять.
К Am, Dm и E добавляем A или A7
A – ля мажор (в обозначении без буквы «m»).
6-ая не звучит, 1-ая открытая. На втором ладу нужно разместить три пальца.
Если сложно взять этот аккорд – пальцы «не умещаются» на ладу – его можно заменить аккордом A7.
A7 – ля мажор септакккорд.
В отличие от A (ля мажора) – 3-ая открытая.
Ещё вариант аппликатуры A7 при переходе с Am: первый палец остаётся на первом ладу, а третий опускается на вторую струну.
Что это за аккорд такой? Обычно используется в последовательности для перехода с Am к Dm: …Am/ A7/ Dm… Чаще используется септаккорд. В песнях просто добавляется для обыгровки. Но бывает и так, что и на этот аккорд ложится мотив.
Песни на открытых аккордах – c A7:
«Ты дарила мне розы» – гр. «Ночные Снайперы»:
Am (2 раза бой)/ E (4 раза)/ Am (4) / E (4)/ Am (4)/ A7 (4)/ Dm (4)/ Am (2)/ E (2)/ Am (2)
«Демобилизация» – гр. «Сектор Газа»:
Бой: 2 вниз – 2 вверх – 1 вниз
Цифрами в скобках после аккорда – сколько раз играть бой.
Am (4)/ A7 (2)/ Dm (4)/ Am (2)/ E (2)/ Am (1)/ A7 (1)/ Dm (2)/ Am (2)/ E (2)/ Am
Ещё пару аккордов – C и G
Итак, к имеющимся 4-ём аккордам для открытого строя гитары + ещё два – С (до мажор) и G (соль мажор). Как освоите их, естественно, ещё можно будет пополнить свой репертуар. Больше аккордов – больше песен.
С (до мажор)
Аппликатура получила название «лесенка» из-за характерной формы, расположения пальцев. 3-ая и 1-ая струны открытые.
G (соль мажор)
Три открытые струны – 4-ая, 3-ая и 2-ая.
Если с аккордом совсем будет сложно справляться, можно сначала использовать упрощённую аппликатуру без басовых струн (фактически на открытых струнах, прижимается только 1-ая). И затем, когда будут отработаны переходы с аккордов, осваивать полную форму (с 6-ой и 5-ой струной).
С этими аккордами можно сыграть такие песни:
Бой:
на C, Am и Dm – два вниз – вверх
на последний аккорд G бой другой – вниз-вверх два раза
Звезда по имени солнце – гр. «Кино»:
Бой: 2 вниз – 2 вверх – 1 вниз
Бой по 2 раза на каждый аккорд.
Am/ C/ Dm/ G – 2 р. и потом Dm/Am (концовка куплета).
Новые аккорды в другой тональности: Em, B7, D
Не будем приводить определения музтеории, а относительно аккордовых последовательностей скажем, что тональность определяется главным аккордом, с которого обычно начинается песня, или последовательности в частях песни постоянно возвращаются к этому аккорду. Например: Am/Dm/E… – в ля миноре, а Em/ Am/ B7… – в ми миноре (главный аккорд в последовательности – Em).
Так вот, ми минор – это ещё одна тональность, в которой часто используются открытые аккорды. И в ней, конечно, будут и другие аппликатуры.
Em (ми минор)
Четыре открытых струны: басовая 6-ая и три первых.
B7 (си мажор септаккорд)
Сравнительно сложноватая аппликатура – на четыре пальца, с 2-ой открытой струной. Так что во время занятий отдельно уделите ей больше внимания.
D (ре мажор)
4-ая открытая, без 6-ой и 5-ой.
Если в Ля миноре три основных аккорда – Am, Dm и E, то в Ми миноре – это Em, Am и B7.
То есть аккордовые последовательности (песни) можно сыграть и в другой тональности. В качестве примера для сравнения:
В Ля миноре | В Ми миноре |
Am/ Dm/ E/ Am | Em/ Am/ B7/ Em |
Dm/ Am/ E/ Am | Am/ Em/ B7/ Em |
Am/ A7/ Dm/ E/ Am | Em/ E7/ Am/ B7/ Em |
В ми миноре для перехода с Em на Am используется аккорд E или E7. Как в ля миноре – A или A7.
Для освоения аккордов можно сыграть частушки в ми миноре – Am/ Em/ B7/ Em.
И ещё разучим несколько известных песен в этой тональности.
Em/ Am/ C/ D/ – на каждый аккорд бой по одному разу.
Em/ C/ G/ B7 – бой один раз на каждом аккорде.
Для желающих разучить песню с более сложным аккомпанементом – «Пиноккио» (гр. «Крематорий»).
Аккорды sus и септаккорды: для обыгровки, разнообразия в аккомпанементе
Sus – «двойки» и «четвёрки»
Аккорды sus2 и sus4 можно использовать для обыгровки основных аккордов. Их ещё называют задержанные, у них нет характерного минорного или мажорного звучания. Они как проходящие. Допустим, если в песне просто Am, чтобы аккомпанемент зазвучал красивей, разнообразней, можно добавить вот такую связку – Am/ Asus2/ Am, или Am/Am sus4/Am и т.д. Конечно, такой приём не для всех аккордовых последовательностей, и нужно определять на слух подходит ли он к мотиву, по настроению темы и т.д.
Рассмотрим аппликатуры на основе Am и Dm:
Asus2
По аппликатуре похож на Am только вторая струна не прижимается. Чтобы перейти на Asus2 с Am достаточно лишь убрать первый палец со второй струны.
Asus4
Мизинцем прижимаем 2 струну на 3 ладу. 1-ая и 5-ая открытые.
Dsus2
C 4-ой и 1-ой открытой. По аппликатуре – в Dm убираем 1 палец с первой струны.
Dsus4
Без басовых струн. Мизинцем – 1 струну на третьем ладу.
Септаккорды
Септаккорды – названия аккордов с семёркой – могут быть использованы в качестве основного аккорда (например, вместо E иногда красивей звучит E7) и дополнительного для обыгровки (например, в связке – E-E7).
Рассмотрим несколько часто используемых септаккордов:
E7 (1) (ми мажор септаккорд)
Лёгкий вариант – на два пальца: прижимается только 5-ая и 3-я.
E (2) (ми мажор септаккорд)
Посложней форма, но звучит более насыщенно. 6-ая и 1-ая открытые в аккорде.
Am7(ля минор септаккорд)
На основе формы Am, но без третьего пальца.
Примеры обыгровки
Кстати, сетка Esus4, ранее мы его не рассматривали:
Поэкспериментируйте с добавками sus2, sus4, септакккордов. Придумайте свои варианты обыгровок. Обратите внимание, какой аккорд в какой последовательности красиво звучит, берите на заметку, используйте в аккомпанементе.
Ещё варианты подобных обыгровок — саундтреки из игры Сталкер (мелодия #5).
Таблица открытых аккордов
Таблица с открытыми аккордами для гитары – которые мы разбирали в статье + другие аппликатуры, которые могут вам пригодиться.
A (ля) | D (ре) | E (ми) | G (соль) | C (до) | B (си) |
Am | Dm | Em | G (1) | C | B7 |
A | D | E | G (упрощенный) | C (2) | |
A7 | D7 | E7 | G (2) | C7 | |
Am7 | Dm7 | Em7 | G7 | Cmaj7 | |
Am6 | Dm6 | Esus4 | C add9 (1) | ||
Asus2 | Dsus2 | C add9 (2) | |||
Asus4 | Dsus4 |
Ну вот и всё! Развивайте свой навык аккомпанемента на открытых аккордах. Сегодня простые формы (Am, Dm, E и др.) – а завтра посложней, оригинальней, интересней. Надеемся после изучения материала у вас будет хороший старт – первая ступенька в развитии гитарного мастерства.