Что такое открепленная электронная подпись
Электронная подпись: отсоединенная, присоединенная и внутри документа
Электронная подпись может быть по-разному связана с подписанным документом. В статье рассмотрим три варианта, их отличия и особенности использования.
Присоединенная электронная подпись
При создании присоединенной подписи создается новый файл, в который помещается подписываемый документ и подпись к нему. Этот процесс можно сравнить с запечатанным конвертом с документом внутри. с подписанными данными. Этот файл можно копировать, пересылать по почте и т.п.
Нужно учесть, что без специальных криптографических программ невозможно прочитать содержимое подписанного файла. Точно так же, как нельзя извлечь содержимое конверта, не вскрыв его.
Если вы получаете такой документ вне информационных систем, в которых уже есть механизмы проверки, нужно использовать программу, которая умеет проверять подпись и «извлекать» подписанный файл, чтобы его можно было прочитать. В программу нужно будет загрузить единый файл, который содержит и документ, и подпись.
Отсоединенная электронная подпись
При этом сам подписываемый файл достается доступным для чтения без криптографических программ. Они нужны, только чтобы проверить действительность подписи. Чтобы проверить подпись, нужно загрузить в программу и подписанный файл, и файл с электронной подписью.
Электронная подпись внутри данных
Электронную подпись внутри документа можно создать только в определенном приложении, например Microsoft Word или Acrobat Reader. В этом случае подпись генерируется как метаданные и только по желанию владельца можно создать на документе поле с подписью.
Очень сложно проверить подлинность подписи вне приложения, в котором она была создана.
Если вам необходимо самостоятельно создать электронную подпись, уточните требования системы, которой вы подписываете документ. Например, чтобы отправить документы в Росреестр или Арбитраж, требует подписывать документы отсоединенной подписью в формате.sig.
Как создать отсоединенную подпись к документу
В правилах работы с информационной системой может быть указано, что документы должны загружаться с отсоединенной (или открепленной) подписью. Она создается как отдельный файл и не меняет сам документ, поэтому его можно открыть без специальных программ.
Для создания отсоединенной подписи потребуется:
Порядок действий зависит от того, где вы будете создавать отсоединенную подпись.
Вы получите архив, который содержит сам документ и отсоединенную подпись к нему.
В указанном выше каталоге будет создано 2 файла: сам документ и отсоединенная подпись.
Словарь терминов
1. Из чего состоит электронная подпись?
Сертификат электронной подписи
Это электронный «паспорт» юридического или физического лица, который выдается удостоверяющим центром для идентификации владельца электронной подписи и подтверждения ее подлинности. Сертификат электронной подписи содержит:
Как правило, сертификат выдается на год, по истечении срока действия его необходимо продлевать. Это обусловлено требованиями информационной безопасности.
Закрытый ключ
Это уникальная последовательность символов, с помощью которой происходит подписание и расшифрование документов. Закрытый ключ всегда идет в паре с общедоступным открытым ключом электронной подписи, который позволяет удостовериться в подлинности электронной подписи или зашифровать документы.
Открытый ключ
Это уникальная последовательность символов, однозначно связанная с закрытым ключом, но открытый ключ электронной подписи является общедоступной информацией. С его помощью адресат, которому отправлен электронный документ, проверяет подлинность электронной подписи отправителя или зашифровывает документ.
Ключевой носитель
Это носитель, предназначенный для безопасного хранения закрытого ключа электронной подписи. Вместе с закрытым ключом на носителе обычно хранится и сертификат электронной подписи владельца. В основном используются два вида ключевых носителей: Рутокен и eToken, — ключевые носители в виде USB-ключей (флеш-карты)
2. Электронная подпись
Электронная подпись (ЭП)
Реквизит электронного документа, предназначенный для обеспечения подлинности документа.
Электронная подпись формируется с использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ) и закрытого ключа электронной подписи. Технология позволяет идентифицировать автора документа и подтверждает отсутствие изменений в электронном документе после его подписания.
В отличие от собственноручной подписи, ЭП позволяет передавать подписанный документ по интернет без пересылки материального аналога и дает возможность проверить подлинность документа.
Простая электронная подпись
Самый незащищенный вид подписи, который чаще всего представляет собой код, отправляемый по СМС, а также логин и пароль. Простая подпись только утверждает авторство документа, поэтому сфера ее применения достаточно узка, а возможность и порядок использования устанавливается оператором системы.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись
Вид подписи, который позволяет определить отправителя и подтвердить, что после подписания в документ не вносились изменения. Она приравнивает документ к собственноручно подписанному с печатью организации, если это установлено регламентом информационной системы, в котором используется данный вид подписи, либо соглашением сторон, участвующих в электронном документообороте. Именно этот вид подписи используется для торгов по Федеральному закону № 44-ФЗ.
Усиленная квалифицированная электронная подпись
Самая широко применяемая и регулируемая из всех. Она обладает теми же свойствами, что и усиленная неквалифицированная подпись, но за счет дополнительного регулирования ее содержимого и правил выпуска в Федеральном законе 63-ФЗ, ее можно использовать в информационных системах без необходимости описания ее применения в регламенте/соглашении сторон. Квалифицированная подпись нужна для участия в торгах на некоторых коммерческих площадках и площадках по продаже имущества должников (банкротов), а также в юридически значимом электронном документообороте с контрагентами, при отправке отчетности в контролирующие органы через интернет и при работе с некоторыми порталами государственных органов.
Усовершенствованная электронная подпись
Усовершенствованной называется электронная подпись, к которой в момент создания была присоединена дополнительная информация. Виды усовершенствованной подписи описаны в RFC 5126.
Контур.Крипто создаёт подпись в формате CAdES-C, содержащую полную информацию, необходимую для проверки подлинности подписи даже после истечения срока действия сертификата. Для этого в подпись включаются данные о дате и времени подписания документа, полученные от сервера точного времени УЦ СКБ Контур. Кроме того, в подпись включаются сведения о цепочке доверия к сертификату и результаты проверки того, не был ли отозван сертификат и сертификаты из его цепочки доверия в момент создания подписи.
Так как усовершенствованная подпись даёт возможность доказать, в какой момент времени она была создана и не был ли в данный момент времени отозван сертфикат, её использование является предпочтительным. Все сертификаты УЦ СКБ Контур поддерживают создание усовершенствованной подписи.
3. Инфраструктура электронной подписи
Средство криптографической защиты информации
Программный комплекс, реализующий на компьютере пользователя хотя бы один из следующих криптографических алгоритмов:
В практике широкое применение получили средства криптографической защиты информации, реализующие все перечисленные алгоритмы, а значит, являющиеся также средствами электронной подписи. Самые распространенные из них: Крипто Про CSP, VipNet CSP.
В сервисах, предназначенных для подписания и шифрования документов, операции совершаются с помощью СКЗИ.
Компрометация ключа
Утрата доверия к тому, что используемые ключи обеспечивают безопасность информации. Любое изменение реквизитов владельца ключа (сменилось название, поменялся руководитель организации) или компрометация закрытого ключа влечет к тому, что нужно отозвать действующий сертификат и получить новый.
Метка времени
Технология, которая подтверждает момент подписания электронного документа. В файл подписи включается точное время создания подписи, полученное с сервера точного времени и подтвержденное электронной подписью удостоверяющего центра. Метка времени используется для проверки того, что на момент подписания документа действие сертификата не истекло или он не был отозван.
Список отозванных сертификатов (СОС)
Электронный документ, включающий в себя список серийных номеров сертификатов ключей подписи, которые на определенный момент времени были аннулированы (отозваны). Достоверность и актуальность документа подтверждается электронной подписью Удостоверяющего Центра
Отсоединенная электронная подпись
Разновидность электронной подписи, при создании которой, файл подписи создается отдельно от подписываемого файла. Поскольку подписываемый файл никак не изменяется, его можно читать, не прибегая к специальным программам, работающим с электронной подписью.
Для проверки подписи нужно будет использовать программы либо сервисы, работающие с электронной подписью. При этом входными данными для таких программ будут служить файл с электронной подписью и подписанный ей файл.
Присоединенная электронная подпись
Разновидность электронной подписи, при создании которой, создаётся файл, содержащий как саму электронную подпись, так и исходный документ. В случае использования присоединенной подписи для чтения подписанного файла необходимо прибегнуть к специальным программам, работающим с электронной подписью, в которых можно как проверить подпись, так и «извлечь» подписанный файл для чтения. При этом входными данными для таких программ или сервисов будет служить единый файл, содержащий как электронной подпись, так и подписанный ей документ.
4. Операции с сертификатом электронной подписи в Контур.Крипто
Создание подписи
Электронная подпись гарантирует авторство и целостность данных, а значит, обеспечивает доверие к информации, содержащейся в электронном документе.
Каждая подпись создается с помощью закрытого ключа сертификата электронной подписи, который хранится на специальном носителе токене.
При создании файла подписи в него автоматически вкладывается сертификат электронной подписи, который содержит открытый ключ подписи для проверки ее подлинности получателем.
Проверка подписи
Электронная подпись, созданная с использованием сертификата, проверяется с помощью открытого ключа электронной подписи, который содержится в файле подписи.
Успешное прохождение проверки подтверждает, что данная электронная подпись была создана для полученного документа, и документ после этого не был изменен. Авторство документа получатель может проверить, ознакомившись со сведениями об авторе, которые содержатся в сертификате электронной подписи.
Шифрование документа
Шифрование документа обеспечивает конфиденциальность информации, содержащейся в документе любого формата.
Автор зашифровывает документ с помощью сертификата электронной подписи получателя, содержащего открытый ключ. Это открытая информация, которую автор документа может запросить у самого получателя. После завершения процедуры шифрования прочитать файл может только владелец того сертификата электронной подписи, с помощью которого был зашифрован документ.
Расшифрование документа
Расшифрование документа происходит с помощью сертификата электронный подписи (с помощью закрытого ключа данного сертификата), на который был зашифрован документ.
Данный сертификат должен быть установлен на компьютере получателя документа.
5. Удостоверяющие центры
Удостоверяющий центр
Организация, осуществляющая функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей. Основным назначением удостоверяющего центра является выдача сертификатов ключей подписей. Помимо этого им осуществляется:
Удостоверяющий центр СКБ Контур
Крупнейший коммерческий федеральный центр выдачи электронных подписей.
Удостоверяющий бизнес СКБ Контур имеет аккредитацию Минкомсвязи, все необходимые лицензии и не только предлагает современные программы для эффективного ведения бизнеса, но и берёт на себя полную ответственность за их круглосуточную техническую поддержку.
Благодаря широкой партнерской сети Удостоверяющего центра центры выдачи сертификатов ЭП есть во многих городах России.
Аккредитация удостоверяющего центра
6. Электронные торговые площадки
Электронная торговая площадка (ЭТП)
Специализированный интернет-сайт, который объединяет в одном информационном пространстве поставщиков и потребителей, другими словами, это ряд сервисов, позволяющий заключать сделки купли-продажи между предприятиями.
ЭТП для размещения государственного заказа
ЭТП, отобранные Минэкономразвития РФ и ФАС РФ в рамках специальной процедуры. Данные площадки располагают функционалом для проведения открытых аукционов в электронной форме и действуют по регламенту, жестко определенному законодательством Российской Федерации (Федеральный Закон РФ № 44-ФЗ).
Перечень федеральных торговых площадок определен Министерством Экономического Развития РФ и Федеральной Антимонопольной Службой РФ для размещения госзаказов:
Для аккредитации на ЭТП госзаказа необходимо иметь неквалифицированный сертификат электронной подписи.
ЭТП по продаже имущества должников (банкротов)
ЭТП, предназначенные для автоматизации процедуры проведения торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и приказом Минэкономразвития № 54 от 15 февраля 2010 г. В настоящее время Комиссией Минэкономразвития РФ аккредитовано несколько ЭТП по реализации имущества банкротов:
Для участия в торгах по продаже имущества банкротов требуется квалифицированный сертификат электронной подписи.
ЭТП для размещения заказов по 223-ФЗ
Электронные Торговые Площадки, на которых закупки осуществляют юридические лица, подпадающие под действие 223-ФЗ, и имеющие функционал, который разработан под закупочные процедуры, установленные в Положениях о закупках таких юридических лиц. Как правило, ЭТП для размещения заказов по 223-ФЗ совмещают свой функционал с процедурами, используемыми коммерческими заказчиками. Среди таких площадок можно назвать:
В зависимости от требований ЭТП для торгов по 223—ФЗ может понадобиться как квалифицированный, так и неквалифицированный сертификат.
ЭТП для коммерческих заказчиков
Электронные Торговые Площадки, на которых электронные торги проводят не государственные компании (коммерческие заказчики). Таких ЭТП значительно больше, чем для государственных торгов и регламент проведения электронных аукционов на них более гибкий (в некоторых аукционах не требуется даже электронная подпись):
В зависимости от требований ЭТП для коммерческих торгов может понадобиться как квалифицированный, так и неквалифицированный сертификат.
Как получить электронную подпись
И в каком случае какой вид пригодится
Электронная подпись (ЭП) — то же самое, что обычная подпись, но в электронном виде. Она приравнивает любой электронный документ к бумажному оригиналу.
Что такое электронная подпись
По сути подпись — это специально сгенерированный файл с цифрами, который крепится к электронному документу. Этот файл отвечает на три главных вопроса:
Раньше еще использовали термин «электронная цифровая подпись», но сегодня он устарел — в законе теперь пишут «электронная подпись»
Электронная подпись гарантирует, что документ подписал владелец электронной подписи. А неквалифицированная и квалифицированная подписи покажут, изменился ли документ после подписания.
Зачем нужна электронная подпись
Электронная подпись понадобится тем, кто собирается использовать в работе электронные документы, сдавать отчетность и получать услуги в интернете.
Вот как используют электронную подпись юридические лица:
А вот что могут сделать с электронной подписью обычные граждане:
Обычно физлица делают электронную подпись, чтобы передавать документы госслужбам — например, удаленно подают заявление на регистрацию по месту жительства или отправляют иск или доверенность в суд. Но на самом деле электронная подпись может заменить рукописную в любых случаях. Вот как, к примеру, ее можно использовать:
О том, как еще обычный человек может использовать электронную подпись на практике, мы рассказывали в другой статье.
Как устроена ЭП
Просмотреть подпись можно с помощью сертификата открытого ключа — электронного документа, в котором есть следующая информация:
Программа СКЗИ проверяет хэш-сумму и сравнивает ее с содержанием документа. Если все совпало, документ не меняли и подпись цела. Несовпадения означают, что документ изменили после того, как подписали. Тогда подпись автоматически считается недействительной и документ теряет юридическую силу.
Виды ЭП и их отличия
В законе описаны несколько видов электронной подписи: простая, неквалифицированная и квалифицированная.
Простая электронная подпись самая доступная. Это логин и пароль, которые подтверждают, что пользователь авторизовался в системе. C помощью этой подписи можно подтвердить обращение в органы власти или подписать заявку на услугу. Еще ей можно пользоваться во внутреннем документообороте компании и подписывать служебные письма.
Например, вы заходите в мобильный банк при помощи логина и пароля или подтверждаете оплату в интернете кодом из смс. По условиям договора с банком такая подпись равнозначна обычной подписи.
Простая электронная подпись уязвима, поэтому ее применяют не везде. Если вы работаете с имущественными и финансовыми документами, то лучше ее не использовать. Она подтвердит, что документ подписали, но не гарантирует, что его не меняли и что его подписал нужный человек. Это будет проверять арбитражный суд, если возникнет спорная ситуация.
Эту подпись используют в электронном документообороте. Ей подписывают договоры, контракты и агентские отчеты, но только если стороны заключили соглашение о доверии таким подписям и электронным документам.
Неквалифицированные подписи можно генерировать внутри компании или сервиса с помощью бесплатных инструментов. Государство не может контролировать неквалифицированную подпись: ее может выдать кто угодно, ей может владеть кто угодно и она не защищена средствами, которым доверяет государство. Именно поэтому в судебных инстанциях не принимают такие подписи.
Целостность подписи проверяют двумя способами:
Так определяют, что подпись не была утеряна, украдена или просрочена, когда ее использовали.
Сертификат квалифицированной подписи необходимо обновлять каждый год: помнить, когда она перестает действовать, и вовремя заказывать перевыпуск.
У квалифицированной подписи есть два важных преимущества.
Взломать квалифицированную подпись практически невозможно — это потребует слишком больших вычислительных ресурсов. Если вы потеряете закрытый ключ, по вашему сигналу удостоверяющий центр отзовет сертификат — подписывать документы с его помощью будет нельзя.
Ее можно использовать в любых операциях с электронными документами. Ей доверяют арбитражный суд и налоговая служба, поэтому чаще всего ей подписывают электронные счета-фактуры, налоговые декларации и договоры.
Где можно использовать электронную подпись
Простая | Неквалифицированная | Квалифицированная | |
---|---|---|---|
Внешние и внутренние электронные документы | + | + | + |
Документооборот с физическими лицами | + | + | + |
Госуслуги | + | — | + |
Документы для ИФНС в личном кабинете налогоплательщика | — | + | + |
ПФР и ФСС | — | — | + |
Арбитражный суд | — | — | + |
Как начать работать с квалифицированной электронной подписью
Чтобы начать работать с электронной подписью, необходимо подготовить свое рабочее место и приобрести сертификат подписи. Сертификат выдают быстро — в течение часа.
Еще для работы с квалифицированной подписью надо будет установить программу для криптозащиты информации (СКЗИ). Самые распространенные средства криптозащиты в России — это «Криптопро CSP», Signal-com CSP, «Лисси CSP», Vipnet CSP. Все они примерно одинаковые.
Какое конкретно СКЗИ потребуется и какие настройки будут нужны, вам скажут в удостоверяющем центре или МФЦ.
Как приобрести подпись юридическому лицу и ИП
Юридические лица получают квалифицированные сертификаты подписи в удостоверяющем центре или МФЦ.
Найти удостоверяющий центр можно в списках аккредитованных центров на сайте Минкомсвязи или на сайте e-trust.gosuslugi.ru. Выбирайте тот центр, у которого есть филиал в вашем городе. Удаленно электронную подпись получить нельзя, придется идти за подписью лично.
Чтобы получить электронную подпись, вам потребуются следующие документы:
Если подпись получает представитель, ему дополнительно потребуются:
Когда вы подпишете заявление, надо будет оплатить счет. Лучше платить наличными или банковской картой. Если будете платить банковским переводом, вам придется ждать, когда оплата пройдет. Срок ожидания зависит от того, как быстро банк обработает платеж: можно прождать несколько минут, а можно и несколько дней.
Как приобрести подпись физическому лицу
Обычные граждане могут пользоваться любой подписью — простой, неквалифицированной и квалифицированной. Как правило, простая подпись используется для авторизации на госуслугах, где можно заказывать информационные услуги в электронном виде. Неквалифицированной подписью можно пользоваться по договоренности для обмена документами с юридическими лицами. А с помощью квалифицированной подписи получают госуслуги, связанные с имущественными операциями. Например, ею можно подписать договор купли-продажи квартиры и подать его на государственную регистрацию. Или оформить юрлицо без посещения налоговых органов, назначить его директора и других должностных лиц.
Физическим лицам проще всего получить подпись в ближайшем МФЦ: рядом может не быть удостоверяющих центров, а МФЦ найдется всегда. Для этого надо записаться на прием и подготовить следующие документы:
Расходы на электронную подпись в Москве для физических лиц — 2150 Р
Токен | 1200 Р разово |
Электронная подпись | от 950 Р в год |
Программа СКЗИ | 0 Р |
Расходы на электронную подпись в Москве для юридических лиц — 2700—3600 Р
Токен | 1200 Р разово |
Электронная подпись | от 1500 Р в год |
Программа СКЗИ | 0 Р или коммерческая СКЗИ на выбор от 900 Р |
Как подписать документ электронной подписью
Например, так работает процесс подписания с помощью программы « Крипто-АРМ »:
Документы « Микрософт-офис » подписать еще проще:
Инструкция по установке ЭП на сайте поддержки Микрософт
Документы можно подписывать в электронной почте и облачных хранилищах — например, в «Дропбоксе» и на «Яндекс-диске». Для этого нужно установить специальное расширение для браузера. Такое расширение добавляет в интерфейс вашего файлового хранилища кнопку «Подписать».
В « Гугл-докс » плагины для электронной подписи можно найти во вкладке «Дополнения».
Как проверить подлинность подписи
Чтобы проверить подлинность подписи и неизменность документа, воспользуйтесь любым из бесплатных сервисов:
Можно ли передать подпись другому
Теоретически можно. По закону вы должны не допускать того, чтобы подпись попала в чужие руки без вашего согласия. Получается, другой человек может использовать вашу подпись, если вы согласились на это. Но ответственность за любой подписанный документ все равно несет владелец подписи.
Что делать, если потеряли электронную подпись
Если вы потеряли ключ от подписи или его украли, сразу обратитесь в удостоверяющий центр или МФЦ, который выдавал вам сертификат. Центр отзовет ваш сертификат, чтобы его не могли использовать мошенники. Еще обязательно сообщите об этом контрагентам, чтобы они знали, что вашей утерянной подписью могут воспользоваться злоумышленники.
Восстановить утерянный сертификат или ключ ЭП невозможно. Нужно получать новый: собирать документы и идти в удостоверяющий центр.
Как перевыпустить сертификат
Срок действия сертификата электронной подписи — год. Когда он подойдет к концу, выпустите новый сертификат. Для этого обратитесь с заявлением в удостоверяющий центр или МФЦ. Если в документах ничего не изменилось, нести их снова не нужно. Если какие-то документы поменялись, нужно принести оригиналы только этих документов.
Минутка технического занудства (слабонервным лучше сразу в конец пролистать, там чуть веселее):
> «В итоге она создаст уникальное сочетание данных документа — хэш-сумму. Уникальным оно будет благодаря закрытому ключу — особой последовательности символов, которая формирует файл подписи.»
Теперь немного про ключи и зачем нужны:
(Увы, весь пост не влез, продолжение ниже)
Итак, как все таки работает электронная подпись?
Parmigiano, это самое понятное описание принципов криптографии открытого ключа, которое я видел. Спасибо огромное!
Parmigiano, отличный сторителлинг. И спасибо за разъяснение! Немного поправим текст в части описания закрытого ключа. А то в ходе редакторских правок и попыток написать все понятным языком чуть упустили техническую точность.
Павел, да вы жёстко всё упустили. После этого начинаешь сомневаться, а корректны ли статьи ТЖ по другим тематикам, где я не специалист. Умилительно наблюдать столь скромную оценку труда Parmigiana, который является лучшим описанием принципов работы ключей для шифрования и контроля целостности простыми словами 😐