Что такое отказ в обслуживании

Причины для отказа в обслуживании: нововведения в работу с клиентами по 115-ФЗ

Что такое отказ в обслуживании. Смотреть фото Что такое отказ в обслуживании. Смотреть картинку Что такое отказ в обслуживании. Картинка про Что такое отказ в обслуживании. Фото Что такое отказ в обслуживании

Законодательство о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) во 2-й половине 2021-го вновь претерпело изменения. Теперь субъекты ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – 115-ФЗ) обязаны проверять лицензии и сайты своих клиентов. Если контрагенты не предоставили данные для идентификации, нужно отказать в обслуживании.

Рассмотрим подробнее требования законодательства:

Изменения, вступившие в силу

С конца июня по сентябрь 2021-го сразу 5 федеральных законов внесли изменения в 115-ФЗ, а также вступило в силу новое Положение ЦБ РФ.

Основные изменения приведены в таблице ниже:

Изменения в 115-ФЗДата вступления в силу
В cт. 3 дали определение «национальной оценке рисков» – это организуемая уполномоченными органами деятельность, направленная на минимизацию рисков легализации преступных доходов.

Выделили ст. 9.1 о надзоре в сфере ПОД/ФТ. К списку регуляторов добавили:

Работая с иностранными структурами без образования юридического лица, необходимо выявлять и идентифицировать этих лиц.

09 июля 2021 г.
Добавили 2 параметра для проверки юрлиц и ИП (п. 15. ст. 7):

Самые обсуждаемые изменения разберём подробнее.

Когда и какие лицензии нужно проверять

Субъекты должны были проверять сведения о лицензиях ещё до вступления в силу изменений 115-ФЗ. Теперь п. 15. ст. 7 ужесточили.

Запрещено сотрудничать с клиентом, который по ОКВЭД подлежит лицензированию, если лицензии у него нет. Это нужно, чтобы ограничить работу предпринимателей, которые не имеют нужного разрешения.

В законе механизм проверки сформулирован недостаточно чётко. В ответе на запрос участников рынка Банк России не разъяснил часть вопросов. Информацию о лицензиях необходимо обновлять минимум раз в год, либо когда появились сомнения в достоверности сведений, предоставленных клиентом. На перепроверку информации даётся 7 рабочих дней.

Нужно проверять только основные ОКВЭД или дополнительные тоже?

К примеру, в ЕГРЮЛ указано два ОКВЭД, которые подлежат лицензированию. Но компания осуществляет деятельность только по одному из них по лицензии, а по второму деятельность не ведётся и лицензии нет.

Как поступить в такой ситуации?

Регулятор пояснил, что субъекты 115-ФЗ должны проверь все лицензии. При этом нужно выяснить, какую деятельность собирается вести клиент: если её специфика совпадает с лицензией, можно не отказывать в обслуживании.

Обратите внимание и на действующих клиентов компании. Если вы уже сотрудничаете с компанией, которая не имеет лицензии на лицензируемый вид деятельности, не стоит проводить в её пользу операции либо оказывать услуги от её имени.

Важно: запрет касается только случаев проведения операций в рамках лицензируемой деятельности!

Проверка сайтов компаний

Новое требование п. 15. ст. 7: сверять сайты клиентов с реестром запрещённых ресурсов. Но вопрос, в каких случаях нужно отказывать в обслуживании, остаётся открытым.

Компаниям, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом, запрещается: принимать на обслуживание и проводить операции с денежными средствами (либо иным имуществом) по поручению лиц, оказывающих услуги через сайт в сети «Интернет», если доменное имя либо указатель страницы этого сайта находятся в Едином реестре доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещённую к распространению в РФ информацию.

Вывод: ограничения распространяются только на сайты, которые используются для оказания услуг. Но законодательство РФ не даёт определение и критерии такой деятельности, поэтому практически любой сайт попадает под категорию оказания услуг.

Отказ клиентам без идентификации

Теперь субъекты 115-ФЗ обязаны отказывать в обслуживании клиентам, если не провели их идентификацию. (п. 2.2 ст. 7).

Клиенты часто отказываются давать информацию о бенефициаре организации. Некоторые ссылаются на то, что сами не владеют ею. Но потенциальный контрагент обязан предоставить сведения о бенефициаре компании для полной идентификации: Ф.И.О, паспортные данные. Результаты идентификации бенефициара фиксируются в анкете, которая не должна содержать пустые графы и прочерки.

Ещё одна поправка внесена в подп. 1 п. 3 ст. 6.1: информацию о бенефициарах нужно фиксировать в анкете сразу после её изменения (ранее информацию меняли раз в год).

Если работник финансового мониторинга узнал о смене собственника организации из СМИ, он должен внести в анкету новые данные о клиенте.

Оформление отказа в обслуживании

Добавились 3 причины для отказа клиентам в обслуживании:

Клиенту нужно предоставить официальное письмо об отказе в обслуживании. После этого необходимо сообщить об этом ФЭС в Росфинмониторинг, указав причину отказа в сообщении.

Источник

Административная ответственность за дискриминацию потребителей

С 29 марта 2020 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен новым административным правонарушением в сфере защиты прав потребителей.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 18.03.2020 № 56-ФЗ в статью 14.8 КоАП РФ введена часть 5, предусматривающая административную ответственность за отказ потребителю в предоставлении товаров (работ, услуг) либо в доступе к ним по причинам, связанным с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности или возрастом. В примечании к статье 14.8. КоАП РФ указано, что административная ответственность наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.

Необходимость внедрения указанных изменений продиктована участившимися случаями отказа инвалидам, пожилым гражданам и другим социально уязвимым категориям лиц в доступе к объектам и услугам транспортной инфраструктуры, к сфере развлечения и отдыха по признакам наличия расстройства здоровья, ограничения жизнедеятельности, преклонного, детского возраста и иным подобным основаниям.

Принятие закона направлено на установление особых мер защиты прав социально уязвимых категорий граждан в потребительской сфере, поскольку позволит привлекать к ответственности продавцов, а также исполнителей услуг (работ) за проявление такого рода дискриминации.

За правонарушения виновному должностному лицу грозит административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей, юридическим лицам – от 300 000 до 500 000 рублей.

Следует отметить, что административная ответственность за отказ потребителю в предоставлении товаров и услуг не наступит, если такой отказ продиктован требованиями закона, например, если несовершеннолетнему отказали в продаже алкоголя, табачных изделий, информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей.

Не наступит ответственность и в том случае, если отказ в обслуживании потребителя обусловлен отсутствием у него средств индивидуальной защиты (маски) при введении режима их обязательного использования (подробнее см. http://24.rospotrebnadzor.ru/press/release/157271/ ).

Напоминаем, что Указом Губернатора Красноярского края от 12.05.2020 № 118-УГ на территории Красноярского края с 13 мая 2020 введен «масочный режим», обязывающий граждан использовать защитные маски при нахождении в общественном транспорте и такси, на остановочных пунктах, а также при посещении организаций, деятельность которых не приостановлена, в том числе магазинов и других объектов обслуживания потребителей.

Полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 статьи 14.8 КоАП РФ, наделена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), ее территориальные органы и структурные подразделения территориальных органов (статья 23.49 КоАП РФ). Возбуждать дела по указанной категории административных правонарушений вправе также органы прокуратуры, в рамках осуществления общего надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 28.4 КоАП РФ).

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю информирует граждан и хозяйствующих субъектов о наличии полномочий по реализации административных мер по фактам дискриминации потребителей, и призывает потребителей, чьи права нарушены вследствие противоправных действий (бездействия) продавцов (исполнителей), подпадающих под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.8 КоАП РФ, обращаться в уполномоченные органы с заявлениями о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Комментариев: 0

Оставить комментарий

Уважаемые посетители сайта! Здесь Вы можете оставить комментарий к данной статье. Оставить обращение в электронном виде можно заполнив специальную форму в разделе «Прием обращений граждан, общественных объединений и других юридических лиц»

Что такое отказ в обслуживании. Смотреть фото Что такое отказ в обслуживании. Смотреть картинку Что такое отказ в обслуживании. Картинка про Что такое отказ в обслуживании. Фото Что такое отказ в обслуживании

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2006-2021 г.

Адрес: 660049, г.Красноярск, ул. Каратанова, д. 21

Тел.: 8 (391) 226-89-50 (многоканальный), 8 (495) 380-28-43 (для звонков из Москвы). Телефон «горячей линии»: 8 (391) 226-89-50, Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции: 8 (391) 226-89-93, факс: 8 (391) 226-90-49

Источник

Новое в работе с клиентами по 115-ФЗ: причин для отказа в обслуживании стало больше

Во второй половине 2021 года законодательство о ПОД/ФТ вновь изменилось. Субъектов 115-ФЗ обязали проверять лицензии и сайты своих клиентов, а также отказывать в обслуживании тем, кто не предоставил сведения для идентификации.

Разбираемся, как соблюсти требования закона: какие лицензии проверять, что мониторить на сайтах организаций, как реагировать на нежелание клиента раскрывать бенефициара компании и другие вопросы.

Какие нормы вступили в силу

С конца июня по сентябрь 2021 года изменения в 115-ФЗ внесли сразу пять федеральных законов, вступило в силу новое Положение ЦБ РФ. Собрали главное в одну таблицу.

В cт. 3 сформулировали понятие «национальная оценка рисков». Законодатель трактует ее как деятельность, которую организуют уполномоченные органы, чтобы минимизировать риски легализации преступных доходов.

Выделили ст. 9.1, посвященную надзору в сфере ПОД/ФТ. Регуляторов стало больше, список пополнили:

Добавили обязанность обновлять сведения о бенефициарах по мере изменения информации, а не раз в год, как это было раньше (подп. 1 п. 3 ст. 6.1).

В закон ввели понятия «доверительный собственник иностранной структуры без образования юрлица» и «протектор» (ст. 3). Этих лиц нужно выявлять и идентифицировать при работе с иностранными структурами без образования юрлица.

Появились два дополнительных параметра для проверки юрлиц и ИП (п. 15. ст. 7):

Расширился список документов, которые можно использовать для идентификации физических лиц — нерезидентов. Чтобы подтвердить право иностранного гражданина или лица без гражданства находиться на территории РФ, можно использовать не только миграционную карту, но и другие документы (п. 1. ст. 7).

Закрепили обязанность по отказу клиентам в обслуживании без проведения идентификации (п. 2.2 ст. 7).

Положение ЦБ РФ от 30.03.2018 № 639-П утратило силу. Теперь компаниям, поднадзорным ЦБ РФ, нужно следовать нормам Положения ЦБ РФ от 15.07.2021 № 764-П.

Рассмотрим самые обсуждаемые изменения более подробно.

Как часто и какие лицензии проверять

Еще до вступления в силу изменений субъекты 115-ФЗ должны были проверять сведения о лицензиях. Однако требование ужесточили (п. 15. ст. 7).

Сейчас если у компании или ИП есть ОКВЭД, подлежащий лицензированию, но при этом нет лицензии, работать с клиентом нельзя. Смысл изменений в том, чтобы ограничить работу предпринимателей без необходимых разрешений.

Пока механизм проверки описан в законе недостаточно четко. Часть вопросов снял Банк России. Регулятор предоставил ответ на запрос участников рынка.

Как говорится в ответе ЦБ РФ, обновлять информацию о лицензиях нужно минимум раз в год или когда появились сомнения, что предоставленные клиентом сведения недостоверны. В этом случае на перепроверку информации дается 7 рабочих дней.

Призма предупредит вас, если деятельность клиента подлежит обязательному лицензированию

Сложным остается вопрос о том, какие ОКВЭД проверять: только основные или дополнительные тоже. Например, в ЕГРЮЛ организации два ОКВЭД. Оба подлежат лицензированию. При этом у компании есть только одна лицензия, по которой она и работает. По второму ОКВЭД деятельность не ведется. Что делать в такой ситуации?

В ответе на подобный вопрос регулятор подчеркивает, что закон не освобождает субъектов 115-ФЗ от проверки всех лицензий. Однако стоит выяснить, какую именно деятельность собирается вести клиент. Если выданная лицензия и специфика деятельности совпадают, то отказывать в обслуживании нет необходимости.

Представляется целесообразным исходить из заявленных клиентом целей установления и предполагаемом характере деловых отношений с управляющей компанией, а также о целях финансово-хозяйственной деятельности (о планируемых операциях).

Обратите внимание и на действующих клиентов. Если вы уже работаете с организацией без лицензии, а ее деятельность подлежит лицензированию, то нельзя проводить в пользу компании операции или оказывать услуги от ее имени. Однако запрет распространяется только на те случаи, когда клиент проводит операции в рамках лицензируемой деятельности.

Как проверять сайты организаций

Также в законе появилось требование сверять сайты клиентов с реестром запрещенных ресурсов (п. 15. ст. 7). При этом остается вопрос, в каких именно случаях отказывать в обслуживании.

Организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, запрещается принимать на обслуживание, а также осуществлять операции с денежными средствами и иным имуществом по поручению лиц, оказывающих услуги с использованием сайта в сети «Интернет», в случае, если доменное имя этого сайта, указатель страницы этого сайта содержатся в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из статьи можно сделать вывод, что ограничения распространяются только на те сайты, которые используются для оказания услуг. Однако в российском законодательстве нет четко сформулированного понятия и критериев для такой деятельности. А значит, можно считать, что сайт любой компании так или иначе используется для оказания услуг.

Что делать, если клиент не раскрывает бенефициара компании

Новое требование обязало субъектов 115-ФЗ отказывать в обслуживании клиентам без проведения идентификации (п. 2.2 ст. 7). Чаще всего клиенты не хотят раскрывать информацию о бенефициаре компании. Некоторые ссылаются на то, что сами не обладают такими сведениями. Если получить нужную информацию не удастся, то клиенту придется отказать в обслуживании.

Помните, что клиент должен предоставить сведения о бенефициаре компании в объеме, который позволяет провести идентификацию полностью. Это не только ФИО, но и паспортные данные. Результаты идентификации бенефициара нужно зафиксировать в анкете. Обратите внимание, что в ней не должно быть пустых граф и прочерков.

Подробнее об идентификации клиентов и типичных ошибках мы писали в статье «Как проводить идентификацию клиентов по 115-ФЗ».

Еще одна поправка касается сроков обновления информации о бенефициарах. Зафиксируйте новые данные в анкете, как только они поменяются, а не раз в год, как это было раньше (подп. 1 п. 3 ст. 6.1). Например, сотрудник финмониторинга может узнать из СМИ, что в компании клиента сменился собственник. В этом случае нужно запросить подтверждение у клиента и внести новые данные в анкету.

Как оформить отказ в обслуживании

В связи с изменениями в законодательстве появились еще три причины для отказа в обслуживании клиентам:

Предоставьте клиенту официальное письмо об отказе в обслуживании. Затем отправьте об этом ФЭС в Росфинмониторинг. Не забудьте указать в сообщении причину отказа.

Светлана Кирланова, эксперт Контур.Призмы по законодательству в сфере ПОД/ФТ и комплаенс-рискам

Копирование и любая переработка материалов Контур.Журнала запрещены

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Верховный Суд РФ подтвердил право торговых организаций отказать посетителю в обслуживании на кассе в случае, если он не использует средства индивидуальной защиты

Минпромторг России письмом от 11 мая 2020 г. N ЕВ-32091/15 направил в высшие органы исполнительной власти субъектов РФ Методические рекомендации на случай введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах РФ в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В частности, при обнаружении на территории торгового объекта посетителя, не использующего СИЗ, представителю организации торговли рекомендовано проинформировать посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима. В случае несогласия посетителя исполнять такие требования представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать посетителю в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.

Верховный Суд РФ, в частности, указал, что методические рекомендации разработаны во исполнение поручения Правительства РФ в целях принятия органами исполнительной власти субъектов РФ, организациями торговли и правоохранительными органами установленных законом и нормативными правовыми актами мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия граждан в случае введения в субъекте РФ или на его отдельных территориях режима обязательного использования населением в общественных местах СИЗ. Они не обладают признаками нормативного правового акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, носят рекомендательный характер. Методические рекомендации направлены исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки, в связи с чем отсутствуют основания для признания их недействующими в той мере, в какой они позволяют представителям организации торговли отказать посетителю в обслуживании на кассе в случае, если он не использует СИЗ.

Источник

Когда клиенту не рады: как меня забанил банк, и что делать в таких случаях

Что такое отказ в обслуживании. Смотреть фото Что такое отказ в обслуживании. Смотреть картинку Что такое отказ в обслуживании. Картинка про Что такое отказ в обслуживании. Фото Что такое отказ в обслуживании

В наше время только глухой не слышал про то, как банки «банят» фирмы и физлиц по закону 115-ФЗ, блокируют счета, заставляют подтвердить происхождение и расходование средств. Будучи сам предпринимателем со стажем, работая с несколькими банками, я допускал, что рано или поздно и мне придется доказывать, что я не верблюд. Но поскольку все доходы официальные, с однодневками не работаю и к услугам обнальщиков не прибегаю, особых опасений на этот счет не было. Неприятно, но всегда можно принести в банк налоговую декларацию, выписки, договоры. Однако то, с чем столкнулся на практике, вышло далеко за рамки моих ожиданий. Нет, законность движения денег на моих предпринимательских счетах под сомнение никто не ставил. Просто Банк ВТБ приравнял меня как физлицо к террористам и обнальщикам. Сейчас я расскажу эту банкстерскую историю. Если вы коллега-аудитор, то узнаете, что приключиться такое может даже с теми, кто сам проверяет банки и соблюдает закон 115-ФЗ. А если вы уже стали жертвой банковского произвола, то найдете по тексту ссылки на нормативные акты, которые позволят вам отстаивать свои права.

Что произошло?

Почему такое могло случиться?

Это первый вопрос, который я себе задал (а кому его еще задать, если банк на него не ответил). Почему банк может отказать гражданину в обслуживании и должен ли он объяснить причину? Но сначала отвечу на возможный вопрос, почему бы не плюнуть на этот банк и не пойти в другой. Вот почему нельзя так делать:

1) Вы действительно могли попасть в черные списки ЦБ или РФМ, возможно, по ошибке, и если не решить эту проблему, то отказы вас ждут и в других банках.

2) Пункт 13 ст. 7 федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязывает банки документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения обо всех случаях отказа от проведения операций. После того, как банк сообщит об отказе, вас включат в список, который ЦБ рассылает по банкам. В этом списке не будет указано, какой именно банк вам отказал и какова точная причина отказа. Но для других банков это будет поводом также отказать вам в обслуживании, не разбираясь в причинах первичного отказа.

Какие есть у банка законные основания, чтобы отказать клиенту в обслуживании?

Банк обязан заключить с вами договор банковского счета, что явно указано в ст. 846 ГК РФ. И это было большой проблемой для банков, которые не могли отказать даже в случае, если к ним придет Пабло Эскобар с чемоданом грязных денег. Было – до тех пор, пока не появился федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», где сказано: кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета … в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.«. Теперь начались перегибы в другую сторону.

Что такое отказ в обслуживании. Смотреть фото Что такое отказ в обслуживании. Смотреть картинку Что такое отказ в обслуживании. Картинка про Что такое отказ в обслуживании. Фото Что такое отказ в обслуживании

Положение Банка России № 639-П/550-П

Есть такое положение ЦБ от 30 марта 2018 г. № 639-П «О порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции…». Документ пришел на смену положению № 550-П аналогичного содержания. О нем широкому кругу известно меньше, чем о пресловутом законе 115-ФЗ, но проблем он может доставить не меньше. Работает это так. Какой-нибудь банк отказал вам в открытии счета или проведении операции. Информация попадает в ЦБ, тот добавляет ее в табличку, где не указывает, какой банк отказал, проставляя лишь общий код отказа. Эта таблица разлетается по банкам, и вот у вас уже есть черная метка, ждите проблем при обращении в любой банк.

Отказы банков, блокировки сейчас не редкость, но не всегда эта информация уходит в данный список. Как узнать, есть ли вы в этом «черном списке»? К сожалению (и нонсенс), в публичном доступе его нет. Есть два варианта: а) обратиться в банк, с которым у вас хорошие отношения, попросить их службу безопасности «пробить» вас; б) воспользоваться услугами дельцов из Телеграм-каналов, которые, используя связи в банках, оказывают данную информационную услугу за небольшую плату.

В мое случае проблем с данным списком выявлено не было, поэтому встал следующий вопрос.

Обязан ли банк сообщить о причинах отказа?

Еще пару лет назад банк, пользуясь нормами закона 115-ФЗ, мог отказать клиенту, не называя причину. Это вызвало понятную проблему – клиент не мог отстаивать свои права. Его просто «посылали», и сделать он ничего не мог. Ситуация изменилась, когда ЦБ разослал банкам письмо от 12.09.2018 года № ИН-014-12/61, и позднее – методические рекомендации от 22.02.2019 № 5-МР. В этих документам ЦБ обязал банки сообщать клиентам причину отказа в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов. Логично, если проблема и есть, то ее нужно озвучить клиенту, чтобы тот мог принять меры по исправлению ситуации.

К сожалению, Банку ВТБ Центробанк не указ, он до сих пор считает возможным «послать» клиента без объяснения причин. Это стоит учитывать, если вы решили стать клиентом ВТБ. Как это было в моем случае: не обратись я в банк ВТБ, жил бы и работал спокойно с другими банками. Теперь же у меня не осталось иных вариантов решить эту проблему, кроме как в судебном порядке.

Зачем тратить время на тяжбы с ВТБ, если счет можно открыть в другом банке?

Если вы уверены, что отказ не повлечет в будущем лавину проблем с другими банками, можно просто обидеться и уйти. Иначе не исключена ситуация, когда вы придете устраиваться на работу, и при открытии зарплатной карты работодателя будет ждать сюрприз. А в случае, если ваша профессия предъявляет особые требования к деловой репутации, то ситуация может оказаться и вовсе плачевной. В частности, если вы аудитор.

Закон «Об аудиторской деятельности» предъявляет к аудитору, помимо прочих, требование о наличии безупречной деловой репутации. Без нее аудитором на стать. Нужно ли говорить, чем для деловой репутации специалиста, в проф. обязанности которого входит, в том числе, проверка банков и соблюдение закона 115-ФЗ, чревата ситуация, когда банк фактически приравнивает его к террористам и отмывальщикам. В такой ситуации уже не имеет значения, хотите вы стать клиентом банка или уже нет, дорога только одна – в суд.

На что именно подавать в суд, если банк не говорит причину отказа?

В подобных случаях алгоритм решения проблемы может быть такой (на реальном примере моих взаимоотношений с ВТБ):

1. До обращения в суд отправить в банк письмо с просьбой заключить с вами договор банковского счета на основании ст. 846 ГК РФ. Или дать мотивированный отказ.

2. Ждем ответа. В моем случае ВТБ не удосужился дать даже отписку – полный игнор. Как долго ждать ответа в таких случаях, законодательство не говорит, поэтому по общим правилам ждем 30 дней и можно подавать в суд.

а) заключить договор банковского счета на основании ст. 846 ГК РФ;

б) или, как минимум, сообщить причину отказу (согласно Методическим рекомендациям Банка России от 22.02.2019 № 5-МР и информационному письму Банка России от 12.09.2018 года № ИН-014-12/61);

в) в случае незаконного отказа выплатить компенсацию на основании ст. 15 закона РФ «О защите прав потребителей». Взаимоотношения клиента с банком регулируются в том числе и этим законом, который позволяет требовать компенсации морального вреда независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Также обратите внимание, что при подаче в суд исков по закону о защите прав потребителей пошлина не уплачивается.

Иск подан, что дальше?

Иск принят судом, заседание назначено на конец октября. Как будут развиваться события, покажет время. Пока же я могу высказать только общее мнение о сложившейся ситуации, которая сильно меня встревожила не только как непосредственного участника, но и в более широком видении этой проблемы.

Крупнейший и к тому же государственный банк без объяснения причин отказывает гражданину в обслуживании. Это значит, ничего не мешает сделать подобное и всем другим банкам. В итоге вас фактически отрежут от финансовой системы государства:

Можно брать карандаш, Конституцию РФ и вычеркивать гарантированные гражданину права… Итогом такого «финансового бана» станет то, что вам придется покинуть Родину, уехав в какой-нибудь лагерь сирийских беженцев, где еду дают без денег. Надеюсь, такое будущее нас не ждет, тем более в эпоху тотального перехода на безналичные расчеты. Поэтому постараюсь призвать банк к ответу пусть даже в судебном порядке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *