Что такое отиз на предприятии

Что такое отиз на предприятии

Что такое отиз на предприятии. Смотреть фото Что такое отиз на предприятии. Смотреть картинку Что такое отиз на предприятии. Картинка про Что такое отиз на предприятии. Фото Что такое отиз на предприятии

Аббревиатура ОТИЗ означает отдел труда и заработной платы. Иными словами, это такое подразделение организации, сотрудники которого занимаются вопросами кадрового делопроизводства, включая начисление и расчет вознаграждения персоналу. Не все предприятия имеют в своем составе подобный отдел. Если компания маленькая, обязанности кадровика может выполнять главный или штатный бухгалтер.

Задачи и функции ОТИЗ

Если ознакомиться с законодательством Российской Федерации, становится понятно, что в нормативных актах не содержится определения отдела труда и зарплаты. Однако многие управленцы не понаслышке знакомы с этим термином. В крупных предприятиях, имеющих структурные подразделения и большое число сотрудников, создание ОТИЗ является необходимостью. Ведь именно этот отдел занимается приемом и увольнением персонала, оформлением всех обязательных документов, разработкой СОТ (система оплаты труда), расчетом выплат и т.д.

Одна из структур управления условиями труда ОТИЗ наравне с руководителем компании организует трудовые процессы с учетом отраслевых особенностей, правового статуса, масштабности бизнеса и прочих факторов. Основная цель отдела – повышение общей производительности труда на предприятии. В связи со сказанными к задачам отдела зарплаты относятся:

Функционал ОТИЗ включает в себя:

Точные функции отдела могут различаться: каждое предприятие вправе самостоятельно утверждать необходимые обязанности, равно как и определять число сотрудников ОТИЗ. Многие руководители, особенно небольших фирм, предпочитают перекладывать функции кадровика на секретаря или бухгалтера. С точки зрения экономии средств это, безусловно, принесет выгоду. Но с позиции соблюдения нормативных требований организация скорее проиграет, поскольку решение кадровых вопросов требует четкого знания законодательства и безупречного оформления всей документации.

Как создать на предприятии отдел заработной платы

Как же создать отдел зарплаты? В настоящее время существует несколько вариантов. Можно принять в штат кадровика, организовать полноценное подразделение, переложить обязанности на другого сотрудника или привлечь стороннюю компанию путем заключения договора на обслуживание. Рассмотрим немного подробнее каждый из способов:

Обратите внимание! Когда предприятие решает создать полноценный ОТИЗ, в первую очередь следует определиться с числом сотрудников и организационной структурой будущего отдела. Обязательно должен быть назначен руководитель, подконтрольный высшему управленцу компании. В штатное расписание отдела необходимо включить зарплату кадровых сотрудников и общее число специалистов.

Регламент работы ОТИЗ

Механизм работы отдела лучше утвердить отдельным положением. При разработке функционала следует учесть, что это подразделение предприятия тесно взаимодействует с другими – экономическим отделом, бухгалтерией, АХО, снабжением, производственным и т.д. К примеру, при составлении трудовых договоров предложения для включения в коллективный договор принимаются со стороны не только кадровика, руководителя, но и от главных технологов, механиков, конструкторов и других ведущих сотрудников.

А при расчете фондов оплаты труда структурных подразделений, необходимо тесно проработать соответствующий ЛНА с бухгалтерией организации. Организация же рабочего времени по повышению квалификации требуется согласования как с направляемыми на обучение сотрудниками, так и с директором компании. Образец положения по работе ОТИЗ можно найти в интернете и переработать документ «под себя».

Нормативные аспекты положения о структурном подразделении

Как уже говорилось выше, на законодательном уровне четко не определено, что такое ОТИЗ и какими обязанностями отличается. При составлении положения за основу рекомендуется взять должностную инструкцию начальника кадрового отдела, принятую еще на советских предприятиях (Постановление Госкомтруда СССР № 400 от 08.10.69 г.). В том числе, в ч. II этого Квалификационного Справочника представлены инструкции для различных руководящих должностей, связанных зарплатой и организацией труда.

Вывод – в этой статье мы пояснили, что подразумевает термин ОТИЗ. Задачи и обязанности этого отдела утверждает руководитель предприятия применительно к деятельности и правовой форме бизнеса. Необязательно создавать отдельное подразделение в организации, можно поручить выполнение кадровых функций другому сотруднику или же нанять бухгалтерскую компанию. Принятие решения о целесообразности отдела выполняется с учетом масштабности предприятия.

Источник

Что такое отиз на предприятии

Многие работодатели ищут в законодательстве расшифровку ОТИЗ – что обозначает данная аббревиатура? Однако понятие ОТИЗ не содержится в Трудовом Кодексе. Под ОТИЗ принято понимать отдел, который занимается управлением персоналом, кадровым делопроизводством и расчетом заработной платы.

Какие функции выполняет отдел в организации? Можно говорить, что это отдел кадров с некоторыми дополнительными функциями. Так, например, на ОТиЗ могут быть возложены функции по расчету заработной платы, уплате налогов с нее, произведение выплат работникам компании.

Необходимо ли создавать ОТИЗ в организации?

Некоторые работодатели ошибочно полагают, что функции отдела труда и заработной платы можно выполнять только своими силами. Это не так. Можно привлекать к такому виду работ и сторонние организации.

С учетом количества работников и объема документооборота в компании работодатель может:

Работодатель вправе выбрать любой из способов и не создавать ОТиЗ отдельно. В данном случае целесообразно принимать решение, отталкиваясь от количества и характера работ, численности персонала компании. Так, если компания является крупной с большим количеством работников, то целесообразно создать отдельное структурное подразделение, которое будет заниматься всеми кадровыми вопросами. Если компания не очень большая, то можно поручить данные обязанности одному или двум сотрудникам. Стоит помнить, в случае, если не создано отдельное подразделение и ведение дел никому не поручено, за выполнение данных функций отвечает руководитель организации.

Как создать ОТиЗ в организации

Если работодатель принимает решение создать отдельное структурное подразделение, то сделать это необходимо в следующем порядке.

Работодателю необходимо помнить, что он вправе не организовывать отдел кадров или отдел труда и зарплаты. И даже не поручать соответствующие должностные обязанности на кого-либо. Но в таком случае функции, которые должен выполнять этот отдел (сотрудник), будут возложены на руководителя компании.

Источник

ОТиЗ: важная структурная единица предприятия

Аббревиатуру ОТиЗ, очевидно, изобрели руководители и бухгалтеры крупных предприятий: в нормативной документации, действующих законодательных актах она не встречается. Однако в различных отраслевых нормативных актах и соглашениях, касающихся нормирования или оплаты труда, нередко можно встретить упоминание должности начальника отдела, занимающегося учетом и начислением заработной платы, что косвенно подтверждает популярность подобной структурной единицы на больших промышленных объектах. Таким образом, определение термина ОТиЗ — расшифровка аббревиатуры — угадывается достаточно просто. Необходимо ли такое структурное подразделение, чем его сотрудники занимаются, подробнее поговорим об это далее в статье.

Нужен ли ОТиЗ

На каждом конкретном предприятии вопрос организации учета и оплаты труда решается самостоятельно. Кто может осуществлять такие функции:

Очевидно, что отдел организуется на больших предприятиях со значительным штатом работников. Кроме того, способ решения вопроса организации учета и оплаты труда зависит и от других факторов: например, какова отраслевая принадлежность компании, структура организации.

Кроме того, ОТиЗ — это общее название, на практике можно обнаружить, что под этой аббревиатурой скрываются также:

Возможны и другие варианты. Все эти подразделения выполняют сходные функции в структуре организации.

Чем занимается, какие задачи решает

Число и конкретное содержание функций ОТиЗ зависит от структуры каждой конкретной компании, ее особенностей. Примерные должностные инструкции начальника подобного подразделения приведены в части второй Квалификационного справочника должностей служащих (приложение к Постановлению Госкомтруда СССР, которое было принято еще в 1969 г., под номером 409).

Обозначим общие направления деятельности этого структурного подразделения:

Также это подразделение может заниматься и оформлением кадровой документации или ее части. ОТиЗ, можно сказать, ответственен за учет работы персонала, правильность расчета и выплаты гонораров.

Источник

Положение об отделе труда и заработной платы

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ПАО «Компания»
____________ П.П. Петров

Положение об отделе труда и заработной платы

1 Общие положения

1.1 Отдел труда и заработной платы (далее по тексту ОТиЗ) является самостоятельным структурным подразделением ОАО «Компания» (далее по тексту Предприятие). Отдел создается и ликвидируется приказом генерального директора предприятия.

1.2 Отдел подчиняется непосредственно директору по экономике предприятия.

1.3 Отдел возглавляет начальник отдела, назначаемый на должность приказом генерального директора предприятия по представлению директора по экономике.

1.4 В своей деятельности отдел руководствуется:
— действующим на территории Российской Федерации трудовым Законодательством;
— Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;
— Уставом предприятия;
— инструктивными, методическими и иными нормативными материалами по вопросам организации и оплаты труда, табельного учета, установленными на предприятии нормами и правилами;
— Приказами, указаниями и распоряжениями вышестоящих руководителей;
— формами и методами бухгалтерского и налогового учета в соответствии с учетной политикой предприятия;
— Политикой предприятия в области качества;
— документацией системы менеджмента качества предприятия;
— настоящим Положением.

2 Цели

2.1 Организация и совершенствование форм и систем оплаты труда, нормирования труда, материального стимулирования с учетом достижений науки, техники и передового опыта в целях повышения производительности труда.

2.2 Контроль за соблюдением трудового законодательства, постановлений, распоряжений и других нормативных актов по вопросам организации труда и заработной платы.

2.3 Ведение учета показателей по труду и составление установленной отчетности. Анализировать степень обоснованности и напряженности норм на однородных работах, выполняемых при одинаковых организационно-технических условиях.

2.4 Вести учет количества, состава и уровня выполнения норм трудовых затрат.

2.5 Изучать степень и причины несоответствия фактических затрат времени нормативным, участвовать в подготовке предложений, обеспечивающих выполнение установленных норм.

2.6 Своевременно, с надлежащим качеством и в установленные сроки представлять формы государственной статистической отчетности по труду.

2.7 Готовить проекты приказов, распоряжений и другие документы, связанные с оплатой труда работников предприятия.

2.8 Разрабатывать и внедрять положения о премировании работников предприятия.

2.9 Принимать участие в разработке мероприятий по устранению потерь рабочего времени и улучшению его использования.

3 Функции и задачи

Для выполнения поставленных задач отдел труда и заработной платы осуществляет следующие функции:

3.1 В области организации труда:

3.1.1 Организация и проведение систематического изучения использования рабочего времени всеми категориями работников предприятия путем применения фотографий рабочего дня, хронометражных наблюдений и других методов изучения рабочего времени.

3.1.2 Выявление и анализ причин потерь рабочего времени, разработка предложений по улучшению использования рабочего времени и осуществление контроля за их внедрением.

3.1.3 Изучение и подготовка совместно с другими отделами и цехами предложений о наиболее рациональной расстановке рабочей силы и осуществление контроля за их выполнением.

3.1.4 Разработка совместно с соответствующими отделами и службами предложений по совершенствованию управления производством; изменений структуры подразделений предприятия, направленных на возможное уменьшение численности и удешевление управленческого
аппарата, повышение уровня его использования; осуществление контроля за соблюдением штатной дисциплины.

3.1.5 Участие в разработке рациональных режимов работы, графиков сменности работы бригад, участков, цехов и осуществление контроля за их выполнением.

3.1.6 Участие совместно с другими подразделениями предприятия и профсоюзной организацией в изучении и распространении передового опыта организации труда (хозрасчетные бригады, совмещение профессий, многостаночное обслуживание и т.п.).

3.1.7 Участие в разработке организационно-технических мероприятий,направленных на повышение производительности труда и снижение трудоемкости продукции.

3.1.8 Участие совместно с отделом кадров и другими подразделениями предприятия в анализе причин текучести кадров и разработке мероприятий по их закреплению.

3.1.9 Осуществление контроля за соблюдением на предприятии действующего трудового законодательства и правил внутреннего распорядка.

3.1.10 Подготовка совместно с профсоюзной организацией и соответствующими подразделениями предприятия проектов коллективных договоров и организация проверки их исполнения.

3.2 В области организации заработной платы:

3.2.1 Изучение эффективности применения действующих систем оплаты труда, разработка мероприятий по совершенствованию организации заработной платы всех категорий работников предприятия.

3.2.2 Разработка применительно к конкретным условиям предприятия положений о премировании работников, осуществление контроля за правильностью их применения.

3.2.3 Осуществление контроля и проведение анализа расходования фонда оплаты труда, правильности соотношения в уровнях заработной платы работающих, соблюдения штатной дисциплины.

3.2.4 Осуществление контроля за правильностью применения тарифных ставок, окладов, надбавок, доплат и коэффициентов к заработной плате, правильностью тарификации работ и установления разрядов рабочим.

3.2.5 Составление штатного расписания подразделений предприятия, своевременное отражение в нем изменений, происходящих на предприятии, а также в соответствии с текущими производственными задачами.

3.2.6 Ежемесячный расчет заработной платы работникам предприятия, начисление всех видов оплат, доплат, надбавок, премий, применяемых на предприятии. Начисление налогов, страховых взносов согласно действующему налоговому законодательству.

3.2.7 Выдача справок о заработной плате для оформления пенсии работникам, оформления кредитов, субсидий.

3.2.8 Проведение анализа организации и структуры заработной платы по подразделениям предприятия, отдельным категориям и профессиям работников.

3.2.9 Проведение бесед и консультаций по вопросам организации труда и заработной платы, табельного учета с рабочими, специалистами и служащими предприятия.

3.3 В области планирования труда и заработной платы:

3.3.1 Разработка предложений по совершенствованию планирования трудовых показателей по участкам, цехам и предприятию в целом в направлении более полного использования рабочего времени, правильного и экономного использования фондов заработной платы и снижения
трудовых затрат на изготовление продукции.

3.3.2 Разработка совместно с технологическими службами и утверждение в установленном порядке структурным подразделениям заданий по снижению трудоемкости и уменьшению численности работающих за счет внедрения организационно-технических мероприятий.

3.3.3 Проведение анализа причин отклонений от запроектированных показателей трудозатрат.

3.3.4 Осуществление контроля за расходованием фонда заработной платы в цехах, отделах и службах предприятия; принятие мер по устранению выявленных недостатков.

3.4 В области нормирования труда:

3.4.1 Разработка и внедрение норм затрат труда во всех звеньях производства, обеспечение широкого применения технически обоснованных норм выработки и норм обслуживания для рабочих,
специалистов и служащих.

3.4.2 Анализ качества применяемых норм и нормативов. Разработка совместно с цехами и другими службами календарных планов пересмотра норм выработки и осуществление контроля за их
выполнением.

3.4.3 Работа по пересмотру норм времени и обслуживания и замене их новыми, более прогрессивными.

3.4.4 Проведение анализа выполнения действующих норм выработки по цехам, участкам, профессиям рабочих, изучение причин невыполнения норм выработки отдельными рабочими, разработка предложений по устранению этих причин, контроль за выполнением мероприятий,
обеспечивающих освоение норм.

3.4.5 Обеспечение подразделений предприятия нормативными материалами по труду.

3.4.6 Участие в разработке заданий по снижению трудоемкости продукции (совместно с техническими службами).

3.5 В области подготовки персонала:

3.5.1 Планирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на основе заявок структурных подразделений; необходимых требований к квалификации отдельных работников; норм и правил охраны труда и техники безопасности; возможностью опережающего обучения.

3.5.2 Подготовка договоров с учреждениями профессионального образования, курсами повышения квалификации, организациями по обучению и стажировке персонала.

3.5.3 Направление работников на учебу в соответствии с заключенными договорами.

3.5.4 Организация производственной практики студентов и учащихся в подразделениях предприятия.

3.6 В области условий и режимов труда и отдыха:

3.6.1 Подготовка и утверждение в установленном порядке Перечня работ и профессий рабочих, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам в связи с тяжелыми и вредными условиями труда, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

3.6.2 Подготовка в соответствии с действующим законодательством списка цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.

3.6.3 Разработка производственного календаря и участие во внедрении оптимальных режимов труда и отдыха, рациональной организации труда.

3.6.4 Составление отчетности по Перечню льготных профессий в ПФ РФ поквартально.

4 Внутренняя структура

4.1 Структуру и штатную численность отдела утверждает генеральный директор предприятия.

4.2 Распределение обязанностей между работниками отдела производится начальником отдела.

4.3 Работники отдела труда и заработной платы принимаются и освобождаются от должности приказом генерального директора предприятия по представлению начальника отдела.

4.4 В своей деятельности работники руководствуются:

4.4.1 Инструктивными, методическими и иными нормативными материалами по вопросам нормирования и оплаты труда, трудового законодательства, положениями по заработной плате, установленными на предприятии нормами и правилами.

4.4.2 Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

4.4.3 Приказами, указаниями и распоряжениями генерального директора и директора по экономике предприятия.

4.4.4 Политикой предприятия в области качества, документацией системы
менеджмента качества предприятия.

5 Права

Отдел труда и заработной платы имеет право:

5.1 Требовать и получать от подразделений необходимую информацию и материалы для осуществления работы, входящей в компетенцию ОТиЗа (составление отчетов по установленным формам, справок, ответов на запросы в различные организации и т.д.).

5.2 Давать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для исполнения указания по вопросам, относящимся к компетенции отдела.

5.3 Самостоятельно вести переписку по вопросам, входящим в компетенцию отдела и не требующим решения директора по экономике предприятия.

5.4 Представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела, во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями, в том числе профсоюзами, социальными фондами и службами занятости.

5.5 Требовать и получать от отделов и цехов отчеты о ходе выполнения планов по производству, труду и рентабельности.

5.6 Приостанавливать действие распоряжений и указаний руководителей цехов, отделов и служб, противоречащих законодательству, инструкциям и положениям по вопросам труда и заработной платы, с доведением об этом до сведения руководства предприятия для принятия соответствующих мер.

5.7 Осуществлять анализ деятельности и контроль загрузки специалистов и служащих производств, цехов, отделов.

5.8 Привлекать в установленном порядке работников подразделений для подготовки проектов документов по вопросам труда и заработной платы, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых отделом в соответствии с возложенными на него обязанностями и функциями.

5.9 Контролировать соблюдение работниками предприятия Правил внутреннего трудового распорядка и других нормативных документов.

5.10 Вносить предложения руководству предприятия о поощрении работников за активную работу по улучшению организации труда, технического нормирования и заработной платы.

5.11 Вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, а также о привлечении к материальной ответственности работников предприятия за нарушения в нормировании труда и расходовании фонда заработной платы.

5.12 Визировать документы об установлении окладов, тарифных ставок, выплате премий, надбавок к заработной плате, приеме и переводе работников на другую работу, оформлении работы в выходные и праздничные дни и сверхурочные часы, документов на проведение обучения по различным направлениям, стажировок и др.

6 Взаимоотношения с другими подразделениями

6.1 Для выполнения функций, предусмотренных настоящим положением, отдел труда и заработной платы взаимодействует со всеми подразделениями предприятия по вопросам:

— определения потребности в персонале подразделений;

— нормирования труда сотрудников подразделений;

— распределения фондов заработной платы;

— составления штатных расписаний;

— установления форм и условий оплаты труда;

— предоставления: информации по начисленной заработной плате, ее видам в пределах структурного подразделения, отдельного работника; сведений об использовании фондов оплаты платы и фондов материального поощрения; положений о премировании, норм труда; расчетов трудоемкости продукции;
анализа уровня оплаты труда по профессиям; расчетов затрат труда на единицу продукции; информации по табельному учету в подразделениях и отдельным работникам, отчетов об использовании рабочего времени;
консультаций по трудовым вопросам; положений о порядке премирования работников отделов и служб из фонда материального поощрения; материалов хронометражных наблюдений и фотографий рабочего дня для разработки мероприятий по устранению выявленных недостатков; утвержденные штатные расписания подразделений; обеспечение подразделений предприятия нормативными материалами по труду.

— получения: норм затрат времени на изготовление продукции; предложений по изменению норм выработки; технически обоснованные нормы затрат времени; предложений по наиболее рациональной расстановке рабочих на производстве и техническом обслуживании; материалов, необходимых для
организации нормирования труда и заработной платы (от конструкторско-технологичекого центра); проекты штатных расписаний; необходимые материалы по вопросам организации нормирования труда и заработной платы, сведения о выполнении планов производства продукции в номенклатуре;
материалы по фотографиям и самофотографиям рабочего дня по профессиям; справку по выполнению плана производства для расчета премии машиностроительному и чугунолитейному производству.

6.2 С ведущим инженером по СМК по вопросам:
— получения и предоставления необходимой документации в рамках системы
менеджмента качества предприятия.

7 Ответственность начальника подразделения

7.1 Ответственность за ненадлежащее и несвоевременное выполнение отделом функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник отдела.

7.2 На начальника отдела труда и заработной платы возлагается ответственность за:

7.2.1 Ненадлежащую организацию деятельности отдела по выполнению задач и функций, возложенных на отдел.
7.2.2 Ненадлежащую организацию в отделе оперативной и качественной подготовки и исполнения документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями.
7.2.3 Несоблюдение сотрудниками отдела трудовой и производственной дисциплины.
7.2.4 Не обеспечение сохранности имущества, находящегося в отделе, и несоблюдение правил пожарной безопасности.
7.2.5 Подбор, расстановку и деятельность сотрудников отдела.
7.2.6 Соответствие действующему законодательству визируемых (подписываемых) им проектов приказов, инструкций, положений, постановлений и других документов.
7.2.7 Ответственность сотрудников отдела устанавливается должностными
инструкциями.

8 Заключение

8.1 Настоящее Положение составлено в соответствии с:

8.1.1 Типовым положением об отделе;
8.1.2 Действующей на предприятии организационной структурой;
8.1.3 Штатным расписанием отдела труда и заработной платы;
8.1.4 МИ СМК.

8.2 В настоящее Положение имеет право вносить предложения об его
изменении директор по экономике предприятия, начальник отдела.

8.3 Сроком введения в действие настоящего Положения считать дату
утверждения Положения Генеральным директором предприятия.

8.4 Срок окончания действия данного Положения — 5 лет.

Начальник отдела труда и заработной платы Т.Т. Трудолюбивов

Начальник отдела кадров И.И. Иванов

Начальник отдела менеджмента качества В.В. Васильев

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *