Что такое официальный бланк организации
Вы здесь:
В любой организации, компании или у индивидуального предпринимателя существует своя система делопроизводства. Она предполагает использование фирменных бланков. Их использование не является обязательным, но в некоторых случаях по определенным причинам такие бланки лучше использовать.
Для чего нужен фирменный бланк организации
Вести деловую переписку и оформлять приказы можно и без использования специальных бланков, однако их использование говорит не только о солидности компании, но и позволяет создать впечатление солидности и серьезных намерений.
Это своеобразный инструмент, демонстрирующий фирменный стиль компании, что наравне с фирменными визитками и конвертами позволяет создать имидж серьезной организации и надежного партнера.
На бланках такого типа оформляются самые разные документы:
Текстовая составляющая в данном случае важна, но дизайн и оформление такого документа также играет свою роль. По этой причине этот элемент должен выглядеть красиво, оригинально, но без излишеств, при этом все детали оформления желательно оформить так, чтобы их было легко заметить, а адресат мог при этом получить всю необходимую информацию.
Создать бланк можно тремя способами:
Фирменный бланк, образец которого расположен на данной странице, может быть выполнен в любом стиле и содержать любые необходимые вам элементы дизайна, однако при оформлении стоит придерживаться определенных правил.
Оформление бланка
Что касается логотипа – по этому поводу у разных дизайнеров точки зрения отличаются. Одни считают, что уделять этому особе внимание не нужно, так как при заказе печати бланков в типографии такой вариант будет стоить дороже, а пользы от него не так много.
Другие утверждают, что логотип – это фирменный знак, по которому компанию будут узнавать, поэтому его надо буквально «навязать» адресату. Обе эти точки зрения можно считать крайностями, и лучше использовать компромиссное решение: логотип можно использовать где-то в углу бланка или рядом с наименованием организации, но не стоит размещать его несколько раз на одном листе и тем более не желательно использовать логотип в качестве фонового рисунка.
Последнее объясняется не столько нюансами дизайнерского искусства, сколько практическими доводами: во многих организациях для передачи документов используется факс, и пересылка «перегруженных» графическими элементами документов на таких бланках может оказаться затруднительной.
Нюансы
Оптимальный образец фирменного бланка ООО или ИП не должен содержать лишних конструкций и элементов, но при этом обязан выделяться среди обычных документов, отпечатанных на обычной бумаге. Добиться хорошего оформления и при этом не «перегрузить» документ ненужными деталями довольно легко, если следовать определенным правилам.
В основном это касается используемых шрифтов. По большому счету шрифт не может быть объективно «плохим» или «хорошим», так как у каждого человека разное визуальное восприятие. Но точно не стоит использовать для таких бланков различные готические, сложно читаемые или экзотические шрифты, особенно если бланк используется крупной солидной компанией. Также стоит избегать смешение стилей и шрифтов и не использовать без крайней необходимости подчеркивания, курсив, изменение размеров шрифта.
Не используйте слишком мелкий шрифт, особенно при указании на бланке атрибутов и наименования организации: при пересылке факсом это иногда приводит к тому, что адресат получает не читаемую копию документа.
Скачать образец фирменного бланка
Шаблон бланка с реквизитами, расположенными по центру.
Шаблон бланка с реквизитами, расположенными слева на листе.
Фирменный бланк организации образец ооо скачать.
Фирменный бланк ип образец скачать в формате Word.
Как создать бланк организации: 4 онлайн сервиса + правила оформления
Фирменный бланк организации — это инструмент строго делового документооборота. Обязательный элемент корпоративной документации.
Официальный бланк, в первую очередь — документ с неизменным содержимым: элементами, которые создают некий шаблон для дальнейшего заполнения. Его используют для деловой переписки, отправки коммерческих предложений и других вариантов корпоративной документации: классическим почтовым способом, электронной почтой или в виде фотокопий.
Визуальное оформление документов иногда имеет решающее значение для бизнеса и репутации компании. Так что к разработке шаблона нужно подойти максимально ответственно. В статье мы расскажем, как создать фирменный бланк компании и рассмотрим несколько подходящих способов.
Что должно быть на фирменном бланке
В России действует государственный стандарт, регламентирующий содержание фирменных бланков организаций. Согласно его требованиям, а также общепринятым правилам делового документооборота, он может включать:
Стандарт устанавливает требования к типу бумаги, формату формуляра, а также размеру полей.
Важно. Негласное требование — избегать сокращений и неизвестных аббревиатур, указывать полное название организации.
Как сделать фирменный бланк
Сделать фирменный бланк предприятия не так сложно. Важно соответствовать стандартам. Но решающее значение имеет также дизайн формуляра. Рассмотрим подробнее способы их создания.
Мы выбрали варианты, которые подойдут каждому заинтересованному пользователю: простые и не требующие специфических знаний в области дизайна и типографики.
– В специализированных сервисах
На рынке много разных программ для создания фирменных бланков, среди них обязательно найдутся те, которые гораздо лучше других или те, которые совершенно не выдерживает конкуренции. Чтобы упростить задачу, даю Вам ТОП-4 онлайн-сервиса с готовыми решениями для создания формуляров и фирменного стиля организации в целом (указана стоимость максимального тарифного плана, включающего много других услуг).
Посмотреть другие конструкторы и отзывы на них можно здесь.
– Через MS Word
Этот способ не такой удобный, так как требует больших затрат времени и хотя бы минимальных навыков разработки дизайна. Перед созданием желательно нарисовать черновую версию от руки, чтобы понимать, какие элементы использовать и где они должны быть расположены.
Хоть создание бланка на MS Word потребует больше времени, но при этом Вы точно сможете быть уверены, что он уникален. А создать его можно двумя способами:
1. Вручную
Создайте и сохраните новый документ. В нем, пользуясь инструментами выбора шрифта и кегля, пропишите основные элементы. До банального простой вариант.
Есть несколько рекомендаций: название организации должно в 2 раза превышать текст адреса, а по цвету и стилю соответствовать лого. Для остальных элементов желательно использовать один шрифт, меняя его размеры.
2. С помощью шаблона
Среди типовых документов Word есть шаблоны бланков. Достаточно выбрать подходящий и настроить, заполнив все предусмотренные поля. Далее — просто сохранить документ.
Как сделать бланк в конструкторе
Как создать фирменный бланк через онлайн-сервис мы рассмотрим на примере Logaster. Сервис подойдет для разработки фирменного стиля и всех элементов, которые должны быть на официальных документах компании. Однако и у других из таблицы есть необходимый функционал.
Шаг 1. Логотип
Создать логотип можно с помощью пошагового онлайн-конструктора. В инструментах редактирования лого есть категория “Бланки”, необходимо перейти в них. После этого Вам предложат создать лого, через значок “Создать”.
Шаг 2. Дизайн
Здесь Вы сможете выбрать подходящий дизайн из предложенных вариантов и заняться их редактированием. После этого продолжаем настройки кнопкой “Далее”.
Шаг 3. Реквизиты
Тут Вы сможете ввести реквизиты и другие данные для отображения в бланке. После чего продолжить настройку кнопкой “Далее”.
Шаг 4. Скачивание
Кнопка “Скачать” – последняя в этой цепочке. Она позволяет получить готовый шаблон бланка в подходящем формате.
Интересно. Фирменный бланк в большинстве случаев отправляют по электронной почте, и для автоматизации данного процесса используют сервисы Email рассылок. На сегодняшний день самый ТОПовый сервис – это Notisend.
Образцы фирменных бланков
С одной стороны, бланк — строгий деловой документ, поэтому вольности с его дизайном не приветствуются. С другой — небольшие визуальные отличия могут и должны быть. Хотя бы по тематике документов: например, будет логично, если бланк медицинского учреждения будет визуально отличаться от бланка юридической фирмы. Мы выбрали несколько примеров, чтобы показать это.
Кстати. Эти правила применимы и для другой печатаной продукции компании, например, при оформлении визиток. Корпоративные цвета, шрифт и уникальные визуальные элементы бренда должны работать на его узнаваемость все вместе.
1. Бланк медучреждения
В этом документе не приветствуются декоративные элементы. Макет должен быть лаконичным и аккуратным. Упор делается на конкретные данные: от контактов и ФИО медицинского персонала до информации, содержащейся в основном сообщении.
Источник: logobrand.ru
2. Бланк юридической компании
Выгодно смотрится монохромный дизайн, подчеркивающий авторитетность организации. Стиль — лаконичный. В информации — ничего лишнего. Рекомендуется сделать визуальный акцент на логотипе компании.
Источник: atlant2003.ru
3. Бланк строительной компании
Минимализм и небольшое проявление творчества — рекомендуемые характеристики документа для такой компании. Эффектно смотрятся геометрические визуальные элементы. Можно попробовать передать с помощью них специфику работы компании.
Источник: wedesigngroup.ru
4. Бланк туристической компании
В этом случае позволяется отступить от обязательного требования лаконичности. Даже наоборот: фирменные бланки туркомпаний должны быть красочными и яркими, сохраняя в себе атмосферу путешествий. Теплая цветовая гамма, декоративные графические элементы и даже фото только приветствуются.
5. Бланк учебного заведения
Рекомендуется официальный стиль, приглушенная цветовая гамма и визуальный акцент на логотипе, чтобы подчеркнуть солидность образовательного учреждения. Можно добавить на фон водяные знаки, чтобы создать объемный эффект документа.
Источник: dribbble.com
Лайфхак. Подобрать оптимальное цветовое решение для Вашего бренда поможет нейромаркетинг. Читайте подробности в статье.
Советы по созданию дизайна фирменного бланка
Так как бланк — важный атрибут айдентики бренда, он должен работать на него. То есть, обеспечивать в том числе идентичность, выглядеть узнаваемым и повышать узнаваемость компании. Как этого достичь:
Фирменный бланк организации: как сделать
Фирменный бланк представляет собой маркированный и декорированный уникальными элементами (логотипом, товарным знаком, зарегистрированными орнаментами, узорами, надписями и т.д.) лист формата А4, на котором содержатся контакты и реквизиты компании.
Создайте свой логотип онлайн. Более 50 тысяч брендов по всему миру уже используют логотипы от Турболого.
Как правило, крупные, развивающиеся организации стремятся вести делопроизводство, используя фирменные бланки как для внутренней, так и внешней документации. Соответственно, их разработке и изготовлению уделяется повышенное внимание.
Функции фирменного бланка
Фирменный бланк реализует несколько основных задач:
Как сделать фирменный бланк организации
О том, как создать фирменный бланк предприятия задумываются многие. Сегодня доступны два варианта — заказать дизайн у профессионалов или создать макет самостоятельно. Если Вы решили взять инициативу в свои руки, для достижения наилучшего результата соблюдайте следующую последовательность:
Как должен выглядеть фирменный бланк организации
Как выглядит фирменный бланк организации? Этим вопросом задаются те, кто хочет, чтобы документы внушали надёжность и вызывали доверие. Перед тем, как сделать бланк, важно уяснить, что он не должен быть слишком ярким (информационно и графически «шумным», переполненным). Помните, что цель использования бланка — привлечение аудитории. Также в оформлении обязательны оттенки стиля компании.
Заключение
О том, как выглядит фирменный бланк сегодня, к сожалению, знают не все. Чтобы не допустить распространённых ошибок, опирайтесь на интуицию, чувство вкуса и стремитесь к минимализму.
Продуктовый и графический дизайнер с опытом работы более 10 лет. Пишу о брендинге, дизайне логотипов и бизнесе.
Фирменный бланк для ООО и ИП
Фирменный бланк не является обязательным атрибутом субъекта предпринимательской деятельности (ИП или ООО). Его наличие – это, скорее, вопрос престижа, нежели реальная необходимость. Применение фирменного бланка можно рекомендовать фирмам и компаниям, деятельность которых связана с множеством договорных отношений либо с необходимостью ведения обширной деловой переписки.
Образцы фирменных бланков
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Регламентация реквизитов
Сведения, подлежащие включению в фирменный бланк, регламентированы Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 6.30-2003, введенным в действие Постановлением 65-ст Госстандарта РФ от 3.03.2003 года.
В соответствии с указанным ГОСТ-ом, обязательным требованием к содержанию фирменного бланка является наличие в нем реквизитов, позволяющих адресату письма идентифицировать владельца фирменного бланка.
К числу реквизитов относятся:
Ошибочные представления
Принято считать, что фирменные бланки – это частичный эквивалент печати для субъектов предпринимательской деятельности, не обладающих печатью. Это заблуждение объясняется народной памятью о делопроизводстве СССР 70-х годов, когда фирменные бланки имелись только у Совета Министров и КГБ.
При отсутствии частной предпринимательской деятельности документационное обеспечение предприятий и организаций в СССР осуществлялось централизованно на государственном уровне. Предприятия и организации обеспечивались так называемыми штампами, оттиск которых содержал в себе все необходимые идентификационные реквизиты. Эти штампы действительно могли исполнять роль печати в определенном сегменте деловой переписки.
С развитием цифровых технологий и частного бизнеса возможность разработки и использования бланка имеют даже те, кто бизнесом вообще не занимается. Это означает, что фирменный бланк является эквивалентом стандартной визитки, но исполненной на листе бумаги и сопровождаемой текстом письма.
Исключение из закона требований о наличии печати у юридических лиц не сделало фирменные бланки эквивалентом отсутствующей печати. В сфере договорных отношений и отношений с государственными органами эквивалентом печати стала подпись руководителя предприятия.
А за фирменными бланками, как уже было сказано выше, сохранилась «представительская» функция, призванная вызвать доверие адресата к ее владельцу как к субъекту предпринимательской деятельности.
Использования
Сразу скажем, что договоры на фирменных бланках не оформляются, поэтому договорные правоотношения из сферы применения бланков можно исключить сразу.
Фирменный бланк применяется при оформлении таких документов как:
Заметьте, в деловой или рекламной переписке использование фирменных бланков не ограничено.
Изготовление бланка
Специалистов и фирм, специализирующихся на разработке фирменных бланков, существует множество. Как правило, услуги по разработке включают в себя и дизайн логотипа ИП или ООО.
При обращении к услугам разработчиков, следует хотя бы поверхностно ознакомиться с ГОСТ Р 6.30-2003 и проверить, насколько разработчики руководствуются в своей деятельности положениями этого нормативного акта.
Вполне допустимо, если есть желание и возможность, создать фирменный бланк самостоятельно, благо Интернет предоставляет для кустарных разработчиков массу стандартных логотипов и шаблонов.
Форма бланка
Существуют два способа функционирования фирменных бланков. Первый – это собственно типографское произведение, заказанное субъектом предпринимательской деятельности определенным тиражом и возобновляемое при необходимости. Это не самый дешевый способ и вряд ли пригодится тем ИП и ООО, у которых обширная деловая переписка или обширные рекламные акции.
Форма и структура бланков, отпечатанных типографским способом, всецело определяются амбициями или потребностями субъекта предпринимательской деятельности.
Так, можно заказать цветные фирменные бланки, бланки с водяными знаками или явно выраженной фактурой бумаги.
Второй способ – это интегрирование фирменного бланка в офисный компьютер. При необходимости любое письмо можно отпечатать непосредственно в теле бланка и вывести на принтер. Бланк отпечатается вместе с текстом.
Главное о бланках организаций
С бланками документов, составляемых внутри организации, мы имеем дело довольно часто, будь то оформление писем, приказов, распоряжений или множества других документов, составлять которые – наша обязанность. В этой статье мы поясним, что такое бланк, какие бывают бланки, а затем рассмотрим, как их утверждают, учитывают и хранят.
Что является бланком
Сегодня в различных организациях можно увидеть множество вариантов бланков, среди которых нетрудно потеряться: это русскоязычные бланки и двуязычные (оформленные на русском и иностранном языках), бланки с немыслимыми логотипами и иными подобными обозначениями и без таковых, бланки с большим количеством справочной информации об организации или с полным ее отсутствием, цветные и черно-белые…
Между тем в современном делопроизводстве понятие «бланк» довольно точно определяется в государственных стандартах и иных документах, составляющих основу деятельности делопроизводителей и документоведов.
Определение бланка документа содержится в известном нам ГОСТ Р 51141-98 «делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»:
Извлечение
из ГОСТ Р 51141-98
2.2. делопроизводство
2.2.1. Документирование
44) бланк документа: набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа […]
Извлечение
из Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-20035.
5. Разработка стандартных бланков
Бланк представляет собой лист бумаги стандартного формата, на котором различными техническими средствами нанесены реквизиты, содержащие постоянную для данного вида документа информацию, включая постоянные части текста. Это могут быть название вида документа, справочные данные об организации, всевозможные символы и другая, постоянная для данной группы документов информация, включающая постоянные (трафаретные) части текста.
В п. 5.2 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 указывается, что в бланк документа обязательно включаются реквизиты, идентифицирующие автора письменного документа: официальное название организации – автора документа, ее ведомственная принадлежность и организационно-правовое положение, юридический (фактический) адрес или название населенного пункта, в котором размещается руководящий орган организации. Кроме того, в состав бланка входят также графические отметки, предназначенные для размещения обязательных реквизитов документов, которые будут изготавливаться на бланках.
Из вышеизложенного следует, что набор реквизитов для бланков документов может быть разным – главное, чтобы они идентифицировали организацию, издающую тот или иной документ. Таким образом, каждая организация самостоятельно определяет, какими должны быть бланки составляемых в ней документов.
Обратите внимание! В соответствии с п. 5.2 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 понятие бланка в полной мере применимо только к письменным бумажным документам, так как правила записи информации и ее размещения на машинных носителях принципиально иные. Вместе с тем при автоматизации ДОУ (документационного обеспечения управления) практикуется создание машинных шаблонов или унифицированных бланков (электронных форм), использование или заполнение которых позволяет создавать юридически полноценные документы, соответствующие современным правилам и действующим бумажным формам.
Требования к бланкам
Требования к бланкам документов установлены ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». ГОСТ Р 6.30-2003 носит рекомендательный характер, но для того, чтобы бланки организаций были более упорядоченными, все же следует руководствоваться его положениями.
Общие требования к бланкам следующие (раздел 4 «Требования к бланкам документов» ГОСТ Р 6.30-2003):
К сведению. Для организаций – субъектов Российской Федерации, имеющих наряду с государственным языком Российской Федерации государственный язык субъекта Российской Федерации, реквизиты «Наименование организации», «Справочные данные об организации» и «Место составления или издания документа» печатают на двух языках: русском (слева) и национальном (справа) на одном уровне.
В свою очередь, в п. 5.3 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 предусмотрено, что организация имеет право сама решать, какие размеры полей целесообразно установить для различных видов документов, но не менее тех размеров, которые установлены ГОСТ Р 6.30-2003. Также отмечается, что формат бланка выбирается в зависимости от объема текста и количества реквизитов, которые должны быть размещены при подготовке документа, и что на практике могут использоваться также комбинированные форматы бланков, обусловленные характером документов, например с использованием горизонтального расположения большей стороны бланка. При этом при подготовке документа на нескольких листах все листы имеют одинаковые размеры полей.
К сведению. Как правило, первая страница документа печатается на бланке, а остальные – на обычных листах бумаги, которые имеют аналогичные бланку формат, размер полей и цвет.
Разновидности бланков
В зависимости от расположения реквизитов ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает два варианта бланков: угловой и продольный (п. 4.4). Использование углового или продольного бланка не влияет ни на юридическую силу документа, ни на его правовой статус.
Как отмечено в п. 5.4 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003, угловой бланк является наиболее удобным для обработки и экономичным с точки зрения использования площади листа. В этом случае правая сторона верхней части листа может быть использована для размещения реквизитов «Адресат» и «Гриф утверждения», резолюций, отметок о рассылке и др. Также целесообразно изготовлять угловые бланки в случае, когда реквизиты, напечатанные на национальном и русском языках, размещаются в пределах площади, отводимой для углового варианта. При этом каждый реквизит указывается сверху на русском языке, а ниже – на национальном.
Согласно п. 5.4 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 на продольных бланках название организации, вида документа и другие необходимые реквизиты размещаются вдоль верхнего поля и центруются (центрируются). Продольный бланк письма целесообразно использовать в случаях, когда наименование организации содержит большое количество печатных знаков, например, в случае, когда реквизиты бланка даются на двух и более языках. При этом слева следует печатать реквизиты на русском языке, а справа – на национальном, на одном уровне. Если количество используемых национальных языков более одного, сверху следует указывать реквизиты на русском, а ниже – на национальном языке, продлевая строку до границы правого поля.
Следуя этим правилам, бланк можно изготавливать не только на русском и национальном языках, но также на русском и любом из иностранных языков. Например, если известно, что партнеры организации – в основном зарубежные компании, находящиеся в разных странах мира, то такая организация может изготовить бланки для работы с разными партнерами на русском и на известном им иностранном языке. Чаще всего это практикуют российские компании с иностранным капиталом, международные сетевые компании, представительства и филиалы зарубежных компаний в России, а также российские компании, имеющие тесные взаимоотношения с зарубежными партнерами.
Эмблему организации (включая фирменное наименование, товарный знак или знак обслуживания) на бланках с угловым расположением реквизитов помещают на верхнем поле бланка над серединой строк реквизита «Наименование организации», а на бланках с продольным расположением реквизитов – в центре верхнего поля. Возможно расположение эмблемы организации на части площади, занимаемой реквизитом «Наименование организации», а также на левом поле бланка на уровне реквизита «Наименование организации». Эмблема организации может быть выполнена в цветном или черно-белом варианте с использованием графических элементов, символов, рисунков, а также оригинального написания наименования организации – все это отличает организацию от других.
Важно помнить о том, что на бланке возможно размещение эмблемы организации, включающей в себя фирменное наименование и товарный знак (знак обслуживания), исключительное право использования которых принадлежит непосредственно данной организации. Следовательно, нельзя использовать фирменное наименование, тождественное или сходное до степени смешения с фирменным наименованием другой организации, если ее деятельность носит аналогичный характер и зарегистрирована она в едином государственном реестре юридических лиц под этим наименованием ранее вашей организации. То же касается и товарного знака (знака обслуживания): нельзя использовать обозначение, сходное до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком другой организации в отношении товаров, выпускаемых под этим знаком, или однородных товаров, без ее разрешения. Приведем выдержки из Гражданского кодекса Российской Федерации:
Извлечение
из Гражданского кодекса Российской Федерации
Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование
1. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования 3 в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.
2. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.
3. Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
4. Юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 настоящей статьи, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.
Статья 1484. Исключительное право на товарный знак
1. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
2. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Пункт 4.6 ГОСТ Р 6.30-2003 и п. 5.8 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливают также следующие виды бланков: общий бланк (для изготовления любого вида документов, кроме письма), бланк письма, бланк конкретного вида документа (кроме письма).
Общий бланк организации (Пример 1) может включать следующие основные реквизиты 4 :
а также ограничительные отметки для следующих реквизитов: