Что такое хронометраж урока

Сообщение на тему «Хронометраж и пульсометрия урока.»

Хронометраж и пульсометрия урока.

— непосредственное выполнение двигательных действий, необхо­димых для решения образовательных, оздоровительных, воспитатель­ных задач;

— прослушивание, просмотр заданий учениками, взаимообучение, обсуждение выполнения упражнений, исправление ошибок, оказание страховки;

— организационно-вспомогательные действия, когда учащиеся ус­танавливают снаряды, готовят в ходе урока места и инвентарь в тех случаях, если это нельзя сделать до урока из-за нехватки инвентаря, мелких снарядов;

— необходимый отдых и ожидание очереди;

— простаивание, когда учащиеся не выполняют то, что обеспечива­ет решение поставленных задач.

Технология хронометрирования урока включает следующую по­следовательность операций:

— перед уроком необходимо заранее подготовить форму протоко­ла;

— включить секундомер с окончанием звучания звонка на урок;

— при поочередном выполнении упражнений наблюдение следует вести за одним учеником;

— выключить секундомер с фактическим окончанием урока.

— обработку протокола начинать сразу после окончания урока, от­дельно по частям урока суммируется время каждого вида деятельно­сти в уроке в целом;

— высчитывается процент каждого вида деятельности в каждой части урока отдельно и в целом уроке (не забыть минуты превратить в секунды);

— вычертить шкалу плотности урока;

— дать письменный анализ полученных данных.

Метод пульсометрии предназначен для определения умения учителя регулировать физическую нагрузку на уроке в целом, в отдельных его частях или физических упражнениях, изменяя ее объем или интенсивность. Данный метод позволяет выявить характер соответствия физической нагрузки на уроке возрасту и индивидуальным особенностям отдельных учащихся, а также содержанию и условиям проведения урока. По материалам обработки этого протокола строится пульсовая кривая, на основе которой определяется целесообразность ее динамики или умение учителя регулировать физическую нагрузку на уроке.

Метод пульсометрии помогает получить показатели, характе­ризующие воздействие учебной нагрузки на учащихся, через регистрацию ЧСС, так как с повышением физической нагрузки этот показатель возрастает. Вместе с тем метод дает лишь приближенную к реальности информацию, однако повышает объективность материалов анализа урока, полученных другим путем.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Хронометрирование урока физической культуры

Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об общей моторной плотности урока, значительно уточняющих и углубляющих педагогический анализ урока.

Выполняя задания, студент заполняет протокол хронометрирования, проводит расчет общей и моторной плотности (в процентах), представляет данные хронометрирования в графическом оформлении и делает письменный анализ плотности урока.

Хронометраж плотности урока рекомендуется выполнять вдвоём, один студент наблюдает и сообщает время, затраченное на тот или иной вид деятельности, другой фиксирует эти сведения в протоколе. Для наблюдения выбирают одного ученика, который добросовестно выполняет задания учителя.

Общие сведения об уроке следует записывать в протокол до начала урока. Дальнейшее ведение протокола осуществляется непосредственно на уроке, причем заполняются только графы: «Виды деятельности» и «Время окончания действия». Секундомер включается со звонком. Хронометрирование проводится по скользящей стрелке секундомера. Обработка данных выполненного хронометрирования проводится после окончания урока.

По характеру работы в уроке Ф.К. различается несколько видов деятельности учителя и учащихся класса:

— «объяснение» (объяснение учителя и показ упражнений);

— «выполнение упражнений» (выполнение учащимися упражнений);

— «отдых» (ожидание учащимися выполнения очередного задания и отдых после выполнения упражнений);

— «организация» (построения, переход от одного вида занятий к другому, подготовка мест занятий, уборка оборудования и инвентаря, а также другие вспомогательные мероприятия).

Все эти виды деятельности входят в категорию рациональных затрат времени и определяют общую плотность урока.

При проведении урока могут быть случаи, когда затраты времени нельзя назвать рациональными, педагогически оправданными (опоздание класса к началу урока, окончание урока до звонка, затянувшаяся подготовка мест занятий, поиск инвентаря и др.) и в этом случае затраты времени определяются как «простой» и не входят в процент плотности.

общая плотность урока – отношение рационально затраченного времени к общему времени урока умноженное на 100 %.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна теоретически приближаться к 100 %. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

— неоправданные простои на уроке (опоздание, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря и т.п.);

— неподготовленность учителя к уроку, непродуманные содержание и организация урока, приводящие к неизбежной потере времени;

— излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

— нерациональное использование времени из-за неудовлетворительной дисциплины занимающихся, многократных повторений объяснения, команд и распоряжений учителем, замечаний ученикам.

моторная плотность урока – отношение времени, затраченного на выполнение упражнений (графа 5) к общему времени урока умноженное на 100 %.

В зависимости от типа и двигательной направленности урока показатели моторной плотности могут изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, моторная плотность на уроках по спортивным играм будет выше моторной плотности на уроках по гимнастике. На уроках совершенствования техники движений и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %. Для уроков направленных на обучение двигательным действиям и формирование знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность учащихся, моторная плотность может находиться на уровне 50 % и ниже. Оптимальной моторной плотностью на уроках физической культуры в IV-Vклассах принято считать плотность, равную 37-49 %; вVI-VIIIклассах – 50-60 %; в старших – до 70 %.

При вычислении плотности урока время необходимо перевести в секунды.

Подводя итоги хронометрирования урока, следует помнить, что сумма всех рациональных и непроизводительных затрат времени должны равняться общей продолжительности урока.

На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ деятельности учителя, и оценка его умения правильно и рационально использовать время урока. Оценивая плотность урока, необходимо учитывать поставленные перед уроком задачи и условия проведения. Необходимо проанализировать, какие специальные педагогические мероприятия были проведены преподавателем с целью более эффективного использования времени на уроке. В анализе плотности урока нужно конкретно изложить причины, которые обусловили соответствующие показатели. В заключение анализа должны быть внесены предложения по устранению отмеченных недостатков и указаны пути повышения плотности урока.

примерная запись протокола хронометрирования урока фк

Фамилия проводящего урок: Мирошниченко В.

1. Обучать прыжку ноги врозь через козла в ширину на высоте 100-110 см.

2. Совершенствовать кувырки вперед и назад.

3. Развивать координационные, силовые и скоростно-силовые способности.

4. Воспитывать чувство организованности и дисциплинированности.

В классе по списку 28 человек. Присутствовало 24 (из них 15 мальчиков, 9 девочек).

Наблюдение проводилось за учеником Ивановым В.Н.

Источник

ПЛОТНОСТЬ УРОКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ХРОНОМЕТРИРОВАНИЕ УРОКА.

ПЛОТНОСТЬ УРОКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ХРОНОМЕТРИРОВАНИЕ УРОКА.

Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, курирующих уроки физической культуры

Задавшись целью качественного проведения уроков, учитель физкультуры должен стремиться обеспечить в каждом из них возможно больший объем нагрузки, при котором простои и неоправданные затраты учебного времени на уроке сводились бы к минимуму. Этим самым повышается плотность урока, т. е. отношение времени, затраченного на выполнение движений к общей продолжительности урока.

В педагогической практике различают два вида плотности урока: общая плотность и двигательная (или моторная) плотность урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.

К педагогически оправданному использованию времени относятся следующие виды деятельности, или компоненты урока: восприятие учащимися объяснений, демонстраций, указаний учителя, анализ действия своих товарищей, выполнений упражнений, необходимый отдых, установка снарядов, рыхление песка в прыжковых ямах и т. д.

К неоправданным затратам учебного времени относятся: опоздание на урок, преждевременное завершение его, простои в занятиях, вызванные нарушениями дисциплины, поломкой инвентаря и т. д.

Время, затрачиваемое на выполнение упражнений, связано с понятием двигательной плотности, т. е. отношением этого времени ко всей продолжительности урока.

Двигательная плотность урока вычисляется следующим образом: за 100% принимается 45 мин., отведенные на урок. По отношению к этому времени и рассчитывается общая и моторная плотность урока. Например, если на выполнение движений было затрачено 20 мин., то расчет производится по формуле:

Следовательно, двигательная плотность урока в нашем примере составляет 44,4%.

В правильно организованном уроке общая плотность его колеблется в пределах 100%. Пределы же двигательной плотности урока должны достигать:

I — III классах —30-40%

IX — XI классах — 80%

По видам спорта двигательная плотность урока выглядит следующим образом:

Существует множество факторов, влияющих на повышение плотности урока. И прежде всего при проведении урока следует избегать длительных пауз на объяснения между упражнениями, хотя объяснение имеет такое же важное значение, как и непосредственное выполнение движений.

На повышение плотности урока влияет четкое планирование процесса обучения и воспитания, достаточное количество спортивного инвентаря, его расположение в зале, выбор мест занятий, всевозможные перестроения, применение дополнительных заданий в ходе урока, объяснение и показ, наличие наглядных пособий и т. д.

На основе данных педагогических наблюдений учитель обязан проводить педагогический анализ урока. Анализ каждого проведенного урока будет тем глубже и полнее, чем шире и рациональнее используются методы наблюдения.

МКОУ СОШ с. Карджин О.А.Богазов

Что такое хронометраж урока. Смотреть фото Что такое хронометраж урока. Смотреть картинку Что такое хронометраж урока. Картинка про Что такое хронометраж урока. Фото Что такое хронометраж урока

Одним из наиболее объективных приемов педагогиче c кого наблюдения является хронометраж. Сведения, получаемые в результате хронометрирования, значительно уточняют и углубляют педагогический анализ урока, так как показывают степень рационального использования времени на различные виды деятельности.

При проведении хронометража урока учитель оформляет следующие материалы хронометрирования:

1) протокол хронометрирования,

2) расчет общей и двигательной плотности урока (в процентах),

3) график хронометрирования,

4) текстовой анализ плотности урока.

Сущность хронометража урока физических упражнений заключается в измерении во времени конкретных действий в уроке для определения его плотности. Запись результатов метража производится различными способами. На распространенные из них — цифровой и графический (в виде круга с секторами, столбиков, кривых и т. п.). Этим самым данные о плотности урока представляются наглядно. (См. рис.1).

Наблюдение и запись времени по секундомеру требуют большого напряжения внимания. Поэтому протокол хронометрирования проводят два человека: один следит за ходом урока и по секундомеру отмечает время, затраченное на определенный вид деятельности, другой записывает данные хронометража со слов первого.

До начала урока учитель должен отметить в протоколе хронометрирования задачи и предполагаемый расчет времени на прохождение различных разделов или частей наблюдаемого урока. Для этого учитель должен составить конспект проводящего урок.

Цифровая запись результатов хронометрирования ведется по предлагаемой ниже таблице.

Последующая обработка данных состоит в том, что суммируются показатели времени, затраченного на отдельные виды деятельности. Наконец, вычисляется общая и моторная плотность урока.

Из приводимой таблицы видно, что на организацию учащихся потребовалось 8 мин. 10 сек; объяснение и показ заняли 12 мин. 50 сек. времени урока. Двигательная плотность урока в нашем примере (при 20-и минутах выполнения движений) достигла 44,4%, а общая плотность (при 4-х минутах неоправданно потерянного времени урока) составила 91,1%.

Оценки заслуживает общая плотность урока в том случае, если все 45 мин. были использованы рационально, без потерь.

Оценка двигательной плотности урока по количественным показателям секундомера представляет известную трудность.

Оптимальная (большая или меньшая) двигательная плотность зависит от ряда факторов (возраст учащихся, задачи урока, материальные условия для занятий физической культурой). Например, на уроке, в котором стояла задача ознакомить учащихся с техникой нового для них движения, целесообразно подробное объяснение способов выполнения движения, показ движения в целом и отдельных его элементов и, возможно, компьютерная демонстрация. Естественно, что на таком уроке двигательная плотность будет ниже, чем на уроках «разучивания» или «совершенствования» движений. Тем не менее целесообразность такого урока бесспорна, и при анализе его плотности все особенности педагогического процесса следует учитывать и отмечать в текстовом анализе плотности данного урока.

Рациональная общая и двигательная плотность урока физической культуры должны рассматриваться в плане соответствия всем поставленным задачам. Так, для решения оздоровительных задач имеет значение общий объем двигательной деятельности учащихся, интенсивность нагрузки, чередование нагрузки и отдыха, время, необходимое для обеспечения вырабатываемости и др. Для решения образовательных задач целесообразно оценить количество повторений упражнений учащимися, обеспечение времени, необходимого для содержательного объяснения сущности двигательных действий и анализа деятельности учащихся.

Источник

Хронометраж на уроке физ. культуры

Хронометраж урока физической культуры.

Учитель физической культуры: Бабкина Валентина Михайловна

Дата: 23 ноября 2016

Место проведения: спортивный зал школы №42

1. Образовательная: обучение технике кувырка вперед

2. Оздоровительная: развитие гибкости и координационных способностей

3. Воспитательная: воспитание чувства коллективизма

Тип урока: ознакомление с элементом «кувырок»

Наблюдение проводилось за Зеленским Кириллом

(фамилия, имя ученика)

Урок хронометрировал: Бабкина Валентина Михайловна

2. Объявление цели и задач урока

3. Строевые упражнения

4. Ходьба с выполнением упражнений в колонне по одному

5. Бег в колонне по одному

6. Ходьба с восстановлением дыхания

7. Построение в 3 шеренги для ОРУ

9. Перестроение в одну шеренгу

1. Подводящие упражнения к элементу «кувырок»

2. Пробный кувырок вперед, по одному

3. Построение в 2 колонны

1. Построение в одну шеренгу

2. Объявление выводов и заключений по окончанию урока

3. Построение и уход класса

Общая плотность урока: ОП = 5,01+34,04+0,55 × 100 % ≈ 100 %

Моторная плотность урока: МП = 34,04 × 100 % ≈ 85.1 %

Выводы и рекомендации

Анализируя хронометраж урока физической культуры во 2 «А» классе общеобразовательной школы № 42, проводимого Дьяковым Игорем Александровичем, отмечаем, что общая плотность урока составила 100 %. По методическим требованиям данный урок считается отличным (ОП не ниже 90%). Это, прежде всего, объясняется тем, что по общепринятой классификации данный урок относится к типу уроков совершенствования двигательных действий, характерной чертой которых является высокая плотность урока. Общего времени простоя за урок не было (своевременное построение класса после звонка, опоздание учеников на урок не было, четкое выполнение команд учителя к перестроению, своевременная подготовка инвентаря, всегда понятное и доступное для учеников объяснение учителя, своевременное окончание урока).

Двигательная плотность урока составила 85.1 Это высокий показатель (35 – 70 %) продуктивности занятий физическими упражнениями. Одной из причин данного цифрового показателя является правильное распределение времени. Для повышения еще большей плотности данного урока рекомендуем:

1. Более тщательно готовиться учителю к уроку, тщательно продумывая все его стороны: организационную, учебную, воспитательную.

2. Своевременно, точно со звонком, начинать и заканчивать урок.

3. Заблаговременно готовить спортивный инвентарь и раздаточный материал.

4. Поддерживать дисциплину и порядок на уроке (не допускать опоздание учеников и несвоевременное построение на урок).

5. Более тщательно готовиться к объяснению, показу упражнений и двигательных заданий;

6. Избегать лишних перестроений, перемещений, передвижений учеников и использовать в уроках совершенствования только хорошо знакомые детям перестроения.

Источник

Приемы рационального использования времени урока

В процессе урока занимающиеся обучаются двигательным дей­ствиям в целях развития способности управлять своими движениями,

физическим развитием, познания закономерностей движений своего тела. Умение правильно распределить средства, применить необхо­димые методы организации занимающихся, методы обучения двига­тельным действиям и развития физических качеств являются состав­ными характеристиками мастерства будущего педагога. Успех в ре­шении различных задач, стоящих перед уроком, возможен при высо­кой продуктивности (плотности) урока. Продуктивность урока во многом зависит от того, насколько бережно, экономно и эффективно расходуется время на различные действия (схема 2).

3.1 Определение плотности урока путем хронометража

— непосредственное выполнение двигательных действий, необхо­димых для решения образовательных, оздоровительных, воспитатель­ных задач;

— прослушивание, просмотр заданий учениками, взаимообучение, обсуждение выполнения упражнений, исправление ошибок, оказание страховки;

— организационно-вспомогательные действия, когда учащиеся ус­танавливают снаряды, готовят в ходе урока места и инвентарь в тех случаях, если это нельзя сделать до урока из-за нехватки инвентаря, мелких снарядов;

— необходимый отдых и ожидание очереди;

— простаивание, когда учащиеся не выполняют то, что обеспечива­ет решение поставленных задач.

подхода к снаряду учеником, несвоевременная подготовка мест заня­тий, инвентаря, оборудования.

Организационно-вспомогательные действия не относят ни к рационально затраченному времени, но и не относят к простою. Уста­новка в ходе урока оборудования для эстафет, полосы препятствий, подготовка станций, уборка и необходимая установка снарядов.

Ожидание очереди и необходимый отдых лучше осуществлять за счет смены упражнений, замены пассивного отдыха на активный. Тогда это время будет использоваться рационально.

Технология хронометрирования урока включает следующую по­следовательность операций:

— перед уроком необходимо заранее подготовить форму протоко­ла;

— включить секундомер с окончанием звучания звонка на урок;

— при поочередном выполнении упражнений наблюдение следует вести за одним учеником;

— выключить секундомер с фактическим окончанием урока.

— обработку протокола начинать сразу после окончания урока, от­дельно по частям урока суммируется время каждого вида деятельно­сти в уроке в целом;

— высчитывается процент каждого вида деятельности в каждой части урока отдельно и в целом уроке (не забыть минуты превратить в секунды);

— вычертить шкалу плотности урока;

— дать письменный анализ полученных данных.

Далее в таблице 3 и рис. 2 даны примерный протокол хрономет­ража плотности подготовительной части урока, способы обработки и наглядного представления полученных данных.

3.1.1 Протокол определения плотности урока путем хронометрирования

Таблица 3 Примерное распределение плотности урока (подготовительной части)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *