Что такое хризма церковный символ
Хризма
Хризма или хрисмон (Хи-Ро) — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ХРИСТОС) — Х (хи) и Р (ро), скрещённых между собой.[13] По краям монограммы помещают греческие буквы «альфа» и «омега». Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр.1:8; см. также Откр.22:13). Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам.[1] Возможно, что её происхождение связано со словами Апокалипсиса: «печать Бога живаго» (Откр.7:2).
Исторически наиболее известно использование хрисмона для лабарума (лат. Labarum) — древнеримского военного штандарта (вексиллума) особого вида. Император Константин Великий ввел его в войсках после того, как увидел на небе знамение Креста накануне битвы у Мильвийского моста (312 год). Лабарум имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (слав. «Сим побеждай», букв. «Этим побеждай»)[14]. Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320). [wikipedia]
Мне кажется, что смысл этой надписи несколько иной, символ появился задолго до Константина и на первых порах не имел отношения к Иисусу. Христианская трактовка возникла позже с заменой языческих символов и праздников на христианские.
На рис. 1 начертан греческий глагол
Глагол «архо» означает «первенствовать, являться началом». Вот полный список значеий этого слова:
1) начинать, приступать
2) идти впереди, вести
3) служить началом, быть причиной
4) править, управлять, властвовать, предводительствовать, начальствовать, командовать
5) быть архонтом
Латинское im–pero, avi, atum, are [paro I]
1) приказывать, повелевать (aliquid Cs, C etc.): i. alicui ut abeat Pl приказать кому-л. уйти; i. cenam C распорядиться насчёт обеда; aliquo imperante Eutr по чьему-л. приказанию; i. alicui aliquid Cs etc. предписать (предложить) кому-л. доставить что-л.; i. civitatibus milites Cs (frumentum C) предложить общинам выставить солдат (поставить хлеб); i. exercitum Vr, AG созывать народ в центуриатные комиции || (о врачах) предписывать (aliquid aegrotanti Sen);
2) властвовать, господствовать, начальствовать (omnibus gentibus C; i. in pace C): illo imperante Nep под его начальством (командой);
3) управлять, совладать, обуздывать (cupiditatibus C; irae O): i. sibi C владеть собой; non i. alicui Pt не уметь справиться с кем-л.;
4) осуществлять верховную власть, быть императором (i. coepisse PJ);
5) обрабатывать, возделывать (agris Sen; arvis V; vitibus Col): terrae seges imperatur T земля обрабатывается под хлебные злаки.
АРХО=Impero. АРХО = ИМПЕРАТОР.
labo, avi, atum, are
1) шататься, колыхаться, колебаться (labant dentes CC): littera labat O буквы (выводимые дрожащей рукой) выходят неровными || качаться, спадать (labant vincula O): labat ariete crebro janua V от частых ударов тарана сотрясаются ворота;
2) быть нетвёрдым, колебаться, дрогнуть (fides sociorum labat L). — См. тж. labor I.
labor, lapsus sum, labi depon.
1) скользить (anguis lapsus V); опускаться, спускаться (effigies de caelo lapsa V); катиться, спадать, медленно падать (folia lapsa cadunt V; stellae labuntur caelo V); l. per funem V спускаться по верёвке;
2) виться, обвиваться (circa tempora O);
3) скатываться (ex rupe QC; per gradus L); сваливаться (equo H или ex equo L); ниспадать (labens undique toga Q); свисать, обвисать (malae labentes Su).
Знамя колышется и свисает.
Носившие лабарум назывались драконариями или векзилиферами. Считается, что происхождение слова «лабарум» неизвестно (некоторые произносят laborum).
***Свисало*** пурпурное полотнище.
Считается, что драконарий как-то связан с драконами.
II draco, onis m (греч.)
1) змея (из группы крупных неядовитых) C etc.; дракон, баснословный змей C;
2) (лат. Serpens и Anguis) созвездие Дракона (в сев. полушарии) C;
3) прибор со змеевиком для быстрого нагревания воды Sen;
4) d. (marinus) PM морской дракон (рыба Trachinus Draco, L.);
5) военный значок (знамя) когорты (заимствованный у парфян) Veg, VF.
Еще более удивительным кажется появление «христограммы» на драхме так называемого псевдо-родосского чекана из города Миласа (Mylasa) (рис. 4), датируемой 2 веком до н.э. Думается, он обозначал тогда первые буквы в имени монетария или органа (магистрата), который производил монетный выпуск.»
Слову «АРХО» родственно латинское REX (царь).
С другой стороны, на монете Птолемеев (рис. 3) мы видим сокола или ястреба, символизирующего египетского бога ХОРа, а под ним ХРИЗМУ (ХР), которая является буквенным сокращением имени ХОР.
Гор, Хор (hr, «высота», «небо») — бог в древнеегипетской мифологии, сын Исиды и Осириса. Гор — бог неба, царственности; живого древнеегипетского царя представляли — воплощением бога Хора.
Гор упоминается рядом греческих авторов. Сын Осириса, египетское божество. У Геродота он отождествлялся с Аполлоном. Созвездие Гора греки называли Орионом. Легендарный бог Света. Также был в древности богом Неба. Также был богом Солнца.
Изображался как человек с головой сокола. Или в виде самого сокола.
В египетской мифологии бог-сокол, особый покровитель царского дома и лично царя. Имя Гора входило в царскую титулатуру и слово «Гор» пред именем обозначало тоже что и «царь». А знак «сокола» обозначал термин «бог».
Вероятно, истоки ХРИЗМЫ гораздо древнее, чем мы представляем. Предположительно в 105 г. до н.э. при участии известного римского полководца сенатора Мария введен РИМСКИЙ ОРЕЛ (возможно, заимствован из Египта), который превращается не только в символ легиона, но и в священный знак, перед которым приносилась присяга, и потеря которого каралась бесчестьем и роспуском легиона. В гражданской войне оба римских войска должны были сражаться под одинаковыми знаменами с орлами. В целях отличия от противника Константин мог заменить традиционного римского орла на его же буквенное выражение «ХР».
Что такое хризма?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Две скрещённые буквы, заключенные в круг, — этот знак чертили еще первые христиане на стенах катакомб. Тайнопись была им нужна для того, чтобы узнавать друг о друге, а главное — символически обозначать и передавать основы веры.
И вот хризма как раз и обозначает главное в христианстве — Иисуса Христа. Это монограмма Его имени — по-гречески ΧΡΙΣΤὈΣ. Она состоит из двух букв — Χ («хи») и Ρ («ро»). По краям монограммы мы часто видим буквы α — «альфа» и ω — «омега». Они также символизируют Христа, отсылая нас к к тексту Откровения: Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр 1:8).
С чудесного явления хризмы началась христианская эпоха в Византии. По преданию, в 312 году император Константин, готовясь к важной битве, увидел в небе «составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: “Сим победиши!”» Позже во сне Константину явился Христос и повелел начертать буквы ΧΡ на щитах и знамёнах. Так появился лабарум — штандарт, крестообразное знамя. На самом знамени была надпись: Hoc vince («Сим победиши!») На конце древка помещалась монограмма Христа, обрамленная золотым венком.
В той битве император Константин одержал победу. Вскоре он издал Миланский эдикт о веротерпимости, что позволило христианам исповедовать веру открыто. Из тайного символа хризма превратилась в видимый знак победы, торжества. Хризму изображали на щитах и шлемах, на монетах Константина, в храмовых мозаиках, резьбе саркофагов. Монограмму украшали символом триумфа и славы — пальмовыми ветвями или лавровыми листьями.
Символ с 2000-летней историей знаком многим: сегодня мы можем встретить хризму и высеченной на храмовых стенах, и включенной в роспись, и вышитой на облачениях священников. Наша мастерская изображает хризму на иконах первых христианских святых, среди которых и образ святого равноапостольного Константина Великого.
Хризма символ православной церкви что означает
Обращали внимание на машины с наклейкой в виде рыбки? Думаете, это заядлые рыбаки? Ничего подобного! Рыба – один из самых древних христианских символов. В наше время, к сожалению, рыбку почти полностью «монополизировали» протестанты самых разных мастей. Но на одной лишь рыбе не заканчиваются христианские символы, многие из которых сейчас незаслуженно забыты.
Для чего первым христианам нужны были эти символы? Первые века истории Церкви – это века гонений, ночных собраний в катакомбах и определенной конспирации. Первым христианам нужно было обозначить своих и чужих, и первые изображения носили символический характер и были понятны только посвященным.
Начнем как раз с уже упомянутой рыбки. «Рыба» по-гречески звучит как «Ίχθύς». Христиане стали использовать это слово как монограмму имени Спасителя.
То есть получается целое небольшое исповедание веры! «Веруем в то, что Иисус Христос является Сыном Божиим и Спасителем» – так можно расшифовать этот древний символ.
Зачастую рыбу изображали и с хлебом, что напоминало о самом главном таинстве Церкви – Евхаристии – и о «хлебе жизни»: «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6, 48).
Хризма
Еще одним символом, который известен несколько больше и даже встречается на облачениях, – это хризма. Хризма – это монограмма с буквами Х и Р (то есть Христос), а также греческими буквами альфа и омега. С этими буквами все несколько сложнее. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель» (Откр. 1, 8). «Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий всё, безначальный и безконечный: Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела», – так толкует этот отрывок из Писания святитель Андрей Кесарийский.
Хризма использовалась в военном штандарте императора Константина Великого и в целом более широко известна христианскому миру.
Агнец
Еще одним символом Христа является агнец. Тут вряд ли нужно много пояснять. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29) – сказано в Евангелии от Иоанна об Иисусе Христе. Вообще раннехристианское искусство очень любило изображения Христа как агнца, и оно было весьма и весьма распространено.
Корабль и якорь
Корабль символизирует Церковь, а якорь – это символическое изображение креста. Тут все понятно: Церковь в бушующем море жизни, а якорь удерживает ее.
Пеликан и петух
А вот это уже гораздо менее известные символы.
Древние легенды утверждали, что пеликан – птица, питающая детей своей плотью. Поэтому ее изображения использовались первыми христианами как символ Христа, который пролил Свою Кровь ради спасения человечества. Вспомните: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26).
Образ петуха – это явная аллегория. С одной стороны, это напоминание об отречении Петра: «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26, 34). С другой, подобно тому как крик петуха пробуждает от сна, так и христиане должны помнить о грядущем восстании, о воскресении мертвых.
Конечно же, этим не исчерпываются раннехристианские символы, равно как и варианты их толкования. Наклеивать или не наклеивать рыбку на машину – личное дело каждого, но знать эти символы необходимо также каждому православному христианину.
Описание Нагрудный знак — «Хризма» (с позолотой) — арт. ЗС057-1
Предлагаемый нагрудный знак представляет собой один из самых древних, а с Константиновских времен и самый распространенный символ Спасителя — монограмму имени Христова, состоящую из двух греческих букв X (хи) и Р (ро). Она традиционно дополнена греческими буквами ɑ (альфа) и ω (омега) и окружена пальмовым венком. Ее называют христограмма, хризм, хризма или хрисм, хрисма.
Знак этот был известен еще с дохристианских времен. В Греции, где криптографическое письмо было очень популярно, он являлся сокращением слов χρηστος (добрый, хороший) или χρηστου (доброта) и служил как благой знак, отмечающий доброе дело и важный переход. Но уже с апостольских времен этому знаку придается христианский смысл. В надписях, широко встречающихся в катакомбах первых христиан, он обозначает латинское слово РАХ (мир) и Самого Христа.
Широкое распространение хризма получила во времена императора Константина Великого. По преданию, переданному нам историком Церкви Евсевием Памфилом и записанному им со слов самого Константина Великого, императору перед битвой с Максенцием (312) было явлено на небе «составившееся из света и лежащее на солнце знамение Креста с надписью τουτω νικɑ (сим побеждай)», а затем ночью ему «во сне явился Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов». Изготовленное по приказу императора знамя (лабарум) имело форму креста, образованного копьем и поперечной реей, на котором крепился императорский штандарт. Навер- шие копья венчалось монограммой Иисуса Христа, состоящей из двух греческих букв X и Р (начальные в слове Христос), окруженных золотым венком. Такой же знак по приказу императора был начертан на щитах и шлемах воинов.
Так как и до Константина римские знамена имели аналогичную крестообразную конструкцию, только завершающуюся не хризмой, а имперским орлом, логично предположить, что световое знамение Креста, явленное Константину Великому на небе, представляло собой не плоский четырехконечный, а пространственный шестиконечный крест, аналогичный трем осям координат. Подобные кресты можно и сейчас увидеть на куполах некоторых храмов и в их внутреннем пространстве. Естественно, что в плоскости такая геометрическая фигура представляет собой монограмму Христа, оставаясь при этом прикровенным знамением Креста.
Рассмотрим другие символические элементы, дополняющие в нагрудном знаке Божественную монограмму. Венок с древних времен является символом награды и победы. В этом значении он упоминается во многих книгах Нового Завета: «венец правды» — второе послание к Тимофею (2 Тим. 4.8); «венец нетленный» — первое послание к коринфянам (1 Кор. 9.25); «венец славы» — первое послание Петра (1 Пет. 5.4); «венец жизни» — послание Иакова (Иак. 1.20) и Апокалипсис (Откр. 2.10). Пальма также являлась символом победы как у иудеев, так и греков и римлян. Этот же символизм сохранился и у христиан, только значение победы земной было перенесено на духовную победу, рождение в Духе и Воскресение. Слова Апокалипсиса (Откр. 7.9) о праведниках, стоящих перед престолом и Агнцем с пальмовыми ветвями в руках, подтверждают это значение.
Этот знак Господь даровал людям через императора Константина как победный, и сегодня он имеет то же значение, так как победа возможна только во Христе и со Христом.
Самые ранние христианские символы относятся к I – III векам, то есть к временам гонений на христиан в Римской империи. Мы находим их, например, в Римских катакомбах (местах погребения христиан тех времен). Тогда символы употребляли, прежде всего, как тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Эти символы были, подобно дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь для христиан.
Стоит сказать, что поскольку первые христиане были в основном выходцами из иудейской среды, за основу многих символов были взяты символы Ветхого Завета.
Катакомбы святого Каллиста в Риме — одни из самых известных и крупных из сохранившихся катакомб |
Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви: Спасителем, Его крестной смертью и Причащением — таинством Богообщения (Евхаристии).
Давайте сначала рассмотрим символы, связанные с Господом Иисусом Христом.
Конечно, главным символом христианства считается Крест. Наверное каждый знает этот символ, который мы всегда носим на своей груди, тем самым, вспоминая, о страданиях распятого Господа Иисуса Христа. Стоит отметить, что видов крестов множество, самыми известными являются: Крест с Распятием, четырехконечный, шестиконечный, осмиконечный, греческий («корсунчик»), андреевский и многие другие.
Катакомбы святого Каллиста в Риме — одни из самых известных и крупных из сохранившихся катакомб |
Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви: Спасителем, Его крестной смертью и Причащением —
таинством Богообщения (Евхаристии).
Давайте сначала рассмотрим символы, связанные с Господом Иисусом Христом
Конечно, главным символом христианства считается Крест
. Наверное каждый знает этот символ, который мы всегда носим на своей груди, тем самым, вспоминая, о страданиях распятого Господа Иисуса Христа. Стоит отметить, что видов крестов множество, самыми известными являются:
Крест с Распятием, четырехконечный, шестиконечный, осмиконечный, греческий («корсунчик»), андреевский
и многие другие.
Крест с Распятием «Византийский» Андреевский флаг с андреевским крестом – главный флаг ВМФ |
Подвеска «Христианский символ» Стоит упомянуть еще один символ, связанный с именем Спасителя, — хризму — монограмму имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени По краям монограммы расположены греческие буквы α и Хризма в ПравославииСимволизм христианства – это проявление видения мира. Хризма в Православии выражает вечность и совершенство создателя. Монограмма Христа – символ Солнца, изображающаяся в форме колеса. Именно колесо подчеркивает победный характер такого знака. Символом вечности выступает кольцо. Оно дает нам знать, что бытие вечно. Если разобраться с полным значение такого знака, то здесь можно обнаружить сомнения. Линия, расположенная вертикально, может обозначать Космическое Древо. Есть данные, которые показывает, что христограмма существовала еще до появления христианства. Она использовалась ранее народами как символ солнца. На первый план в каждой христограмме выходит крест. Одной из особенностей является то, что происходит совмещение греческих букв «Р» и «Т». Если вникнуть в обозначение, то можно понять, что «Р»-это небесный царь, а «Т»-крест, на котором он был распят. Перед нами является символ распятия. Хризма — основа христианства. За счет этой вещи Бог показывает нам процессы с помощью символов, которые несут в себе силу и энергию. Понимание, какую жизнь прожил Бог — основа учения православной веры, которая раскрывается через христограмму. Приобретая такое изделие, вы обретаете духовный символ. Наследие народов, память, спокойствие, красоту, равновесие можно получить в одном кулоне из бронзы. Такой кулон обязательно принесет в вашу жизнь добро и здоровье, избавит от горечи и печали. Общее[править]Лаба́рум лат. Labarum Императорская хоругвь Константина Великого; Штандарт Хрисмон Константин Великий Вексиллум Происхождение слова считается неизвестным, основные версии: Читайте также: Текст книги «Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.)» Легендарное знамя римского императора Константина I-го Великого (274—337). Исходя из логики возникновения, лабарум первоначально представлял собой вариацию римского вексиллума с заменой языческих символов на христианские символы. Традиционный вексиллум римского легиона Внешний вид и описания лабарума разнятся от источника к источнику: Нередки указания о портретных изображениях на полотнище (обычно, самого Константина). IN HOC SIGNO VINCES То обстоятельство, что в позднейших и весьма друг от друга отличающихся изображениях лабарума монограмма Христа является единственных непременным элементом всех разновидностей, способствовало соотнесению термина «лабарум» в современных западных изданиях более с монограммой, нежели со знаменем. Появление Под таким знаменем он одержал победу над Максенцием. Появление лабарума связано с состоявшейся 27 октября 312 года у моста Милвиана (Мульвийский мост) битвой между Константином и одним из его соправителей Максенцием. Согласно христианской традиции победа в этой битве и предшествовавшие ей видения способствовали обращению Константина и принятию им новой веры. Благодаря принятию в 313 году эдикта о разрешении исповедания христианства междоусобная по своей сути битва стала ассоциироваться у христиан с переломом в противостоянии язычества и христианства, а лабарум стал восприниматься как знамя победы евангельского учения. По свидетельству биографа императора Евсевия Константин увидел знамение по дороге в Рим. Оно явилось ему на небе, на фоне солнца (Факт, объясняющий восприятие Константином Христа как воплощения солнца) в виде христограммы, сопровождаемой надписью «In hoc vinces» — Сим победише. По другой версии во сне перед битвой император услышал голос — In hoc signo vinces, — «Сим знаком (знамением) победише» / «Под этим знаком ты победишь». Нередко видение и голос во сне представляются последовательными событиями. Впрочем, достоверных сведений, что воспринятый символ имел для Константина какое-либо христианское значение, нет. Появлению хрисмона на знаменах его армии находится самое прозаическое объяснение: войска обоих императоров имели практически неотличимые друг от друга воинские инсигнии. Константин просто заменил один символ Юпитера (орла и перуны) на другой — шестичастное колесо (Возможно, с дугой справа от конца верхней ветви, то есть в виде монограммы слова «мир» — Pax). Благодаря этому легионеры получали не столько «защиту Христа», сколько возможность отличить «своих» от «чужих». После утверждения в 325 году единоличной власти Константина лабарум утвердился как боевое знамя императорских войск. Единообразный лабарум постепенно заменил собой индивидуальный символ легиона — вексиллум. Со времени битвы у Мульвийского моста хрисмон становится постоянным символом на штандартах римской армии. После победы на Мильвийском мосту (313), Константин сделал лабарум имперским флагом Западной империи, а с 324 года — всей империи. С этого времени он присутствует на монетах вплоть до Присциния Аттила (409—410) и далее у византийских императоров. Лабарум изображён на монетах Константина 314 года. В словаре Бр-Э Символика Изображение лабарума на монетах служит указанием на христианство. Варианты и параллели Как графема хрисмон обнаруживает сходство с лабрисом, бабочкой, кириллической литерой «Ж — живете». Близость христограммы по графике к букве «живете» делает лабарум также знаком Воскресения и жизни вечной во Христе. Часто дополняется альфой и омегой по сторонам пересечения «хи» и «ро». Производным от лабарума считается Кантабрийский крест (Cantabrian labarum) Иллюстрации[править]Крест увенчанный Хи-Ро монограммой в обрамлении лаврового венка. Латеранский саркофаг. Центральная панель, 4 в., найден на катакомбы Домициллы (Рим), Латеранский музей. Фигуры спящих солдат указывают, что изображение служит символом победоносного Воскресения Христа. Источник: New Catholic Encyclopedia (1967) Vol. IV p. 476. Император Гонорий, держащий лабарум. Пластинка слоновой кости, диптих из собора в Аосте (Aosta), Италия. Источник: New Catholic Encyclopedia (1967) Vol. VIII p. 275, 276. INNOMINE XPI.VINCAS SEMPER
|