Что такое хозяйственная деятельность предприятия
Что входит в понятие хозяйственной деятельности предприятия?
Содержание статьи
Понятие хозяйственной деятельности
Хозяйственная деятельность – это любая деятельность предприятия, которая связана с реализацией товаров, услуг и с получением максимальной прибыли.
Хозяйственная деятельность включает в себя целый комплекс экономических процессов, таких как:
1. Использование средств производства. Под средствами производства подразумеваются основные средства, амортизация, различное оборудование, то есть объекты, которые принимают непосредственное участие в процессе получения прибыли.
2. Использование предметов труда. К предметам труда относятся материалы. Их расход должен быть экономным и нормируемым, тогда это положительно отразится на финансовом итоге.
3. Использование трудовых ресурсов; К трудовым ресурсам относятся: наличие квалифицированной рабочей силы, оптимальное использование рабочего времени и фонда оплаты труда.
4. Производство и сбыт продукции; Здесь рассматриваются показатели качества продукции, сроков реализации, объемы отгрузки, стоимость продукции.
5. Показатели себестоимости продукции. В расчет берутся все затраты, понесенные при производстве и реализации продукции.
6. Показатели прибыли и рентабельности. Качественные показатели итогов работы предприятия.
7. Финансовое состояние предприятия.
8. Прочие хозяйственные процессы.
Все вышеперечисленные показатели входят в понятие хозяйственной деятельности предприятия и находятся в постоянной тесной связи и зависимости, поэтому требуют периодического анализа и учета.
Фиксирование фактов хозяйственной деятельности
Большинство предприятий осуществляют свои функции с целью получения дохода. Для четкой работы всех отделений фирмы требуется постоянный контроль. Необходимо вести непрерывную работу с документами, в которых отражаются данные по всем хозяйственным операциям.
Важно проводить анализ хозяйственной деятельности предприятия для постоянного контроля над этими процессами. Хозяйственная деятельность находит свое отражение в бухгалтерских регистрах и сводах:
— анализ счета;
— карточка счета;
— оборотно-сальдовая ведомость;
— шахматка.
Главным отчетом любой компании является бухгалтерский баланс. По данным этого документа знающий человек сразу может проанализировать экономическое состояние фирмы. Ни одна операция, совершенная в ходе хозяйственной деятельности не проходит сама по себе, все действия отражаются в регистрах и учитываются при составлении отчетности, анализе и прогнозировании.
Определение хозяйственного учета
Что понимается под учетным измерителем: понятие и его виды
Учетные измерители — единицы измерения хозяйственных фактов, явлений и процессов, необходимые для их отражения в учете. С помощью измерителей выявляются: объем, количество, время и прочие показатели деятельности предприятия.
Существуют три вида учетных измерителей: натуральные, трудовые и денежные.
Натуральные измерители, такие как кг, м, шт., кв. м, необходимы для количественного отражения объектов учета: готовой продукции, штата, материалов и пр. в единицах длины, массы, объема, счета. Они нужны для надзора за сохранностью ценностей, объемом заготовления, производства и реализации, для анализа отчетных показателей.
С помощью таких трудовых измерителей, как человеко-час, человеко-день, можно определить затраченный труд и измерить его в единицах рабочего времени. Данный вид измерителей используют одновременно с натуральными. На их основе устанавливаются различные нормативы, рассчитывается зарплата, определяется производительность труда.
Денежные измерители — центральные и обобщающие измерители учета, т. к. этот вид измерителей позволяет выразить все хозяйственные явления и процессы в денежном эквиваленте. На их основании определяется стоимость имущества, себестоимость продукции, производятся расчетные процедуры, составляются баланс и отчеты.
Что представляют собой виды хозяйственного учета
Управление предприятием невозможно без учета хозяйственного деятельности, который включает в себя: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый учет. При этом бухгалтерский учет состоит из финансового (для внешних пользователей) и управленческого (для внутренних целей). Остановимся на каждой из составляющих подробнее.
Оперативный учет
Необходим для быстрого получения информации по отдельным этапам хозяйственной деятельности. Оперативный учет помогает своевременно принимать управленческие решения по возникающим ситуациям в хозяйственной деятельности, повышает эффективность работы всех служб предприятия.
Оперативный учет осуществляется на местах производства (выполнения работ, оказания услуг): учет выработки, выпуска продукции, ее отгрузки, реализации, учет на складах (наличие запасов), учет данных по сотрудникам (прием, увольнение) и т. п.
Оперативный учет выполняет задачи каждодневного аккумулирования данных по всей деятельности предприятия для своевременного реагирования на возникающие вопросы, которые требуют неотлагательного решения.
1. Данные по объему выпуска продукции за месяц в случае необходимости помогают принять решение по изменению технологии производства.
2. Учет расходования сырья и выявленные отклонения от норм помогают контролировать его сохранность и использование.
Таким образом, целью оперативного учета является возможность своевременно реагировать на отклонения от принятых нормативов, выявление скрытых резервов, контроль производственных затрат.
Бухгалтерский (финансовый) учет
Бухгалтерский учет подразумевает под собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании первичных документов в различных измерителях.
В бухгалтерском учете ведется учет всех без исключения свершившихся и документально оформленных фактов, называемых хозяйственными операциями. Таким образом, раскрывается особенность сплошного отражения деятельности предприятия.
Принцип непрерывности характеризуется в постоянном наблюдении и записи операций в документах.
Особенность взаимосвязанного отображения означает отражение в учете любой хозяйственной операции как одновременное изменение двух или более взаимосвязанных объектов. Например, выплата зарплаты из кассы уменьшает задолженность предприятия перед сотрудниками и средства в кассе.
Этим бухгалтерский учет отличается от других видов учета и повышает его роль и значение в общей системе учета.
Какими нормативными актами регламентирован бухгалтерский учет, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Рекомендации по совершенствованию ведения бухучета вы получите в статье «Совершенствование бухгалтерского учета на предприятии».
Управленческий учет
Управленческий учет представляет собой наблюдение, измерение, регистрацию и документальное оформление операций производственно-хозяйственной деятельности.
Он необходим на каждом этапе деятельности предприятия.
Управленческий учет помогает принимать решения, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия, что способствует росту его конкурентоспособности.
Методы управленческого учета: планирование, нормирование, анализ, организация управления.
Объектами управленческого учета являются: ресурсы, структурные подразделения, внутренние бизнес-процессы, количественные и качественные показатели.
Получить исчерпывающую информацию о методах и принципах данного вида учета вы сможете в материале «Что является объектами управленческого учета (перечень)?».
Управленческий учет в отличие от обязательного финансового ведется по желанию компании.
Разобраться в отличительных признаках бухгалтерского и управленческого учета поможет статья «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».
Налоговый учет
Полнота, своевременность начисления и уплаты налогов и сборов являются одними из важнейших задач бухгалтерской службы предприятия.
Общие принципы построения налоговой системы в РФ устанавливает Налоговый кодекс. В нем указан перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, ставки, объекты налогообложения, а также размеры финансовых санкций за неисполнение налогового законодательства.
Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения.
Как вести регистры налогового учета? Ответ на этот вопрос есть в типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Статистический учет
Целью данного вида учета является наблюдение за экономическими и социальными процессами общественной жизни, сбор информации о ценах, объемах производства, прочих данных и, как следствие, формирование прогноза социально-экономического развития общества.
Методы статистического учета: наблюдение и регистрация, перепись, использование данных оперативного и бухгалтерского учета. Обязанности по ведению статистического учета возложены на бухгалтерию предприятия.
Данные статистического учета используются не только предприятием, но и внешними органами управления отраслью и народным хозяйством.
Итоги
Совокупность применения всех видов учета, их своевременность, полнота и объективность позволяют предприятию осуществлять эффективную деятельность, не допуская непроизводительных затрат, потерь от брака, изыскивать резервы производства, снижать себестоимость, увеличивать прибыль.
Что такое хозяйственная деятельность предприятия
1. Основные определения и понятия
Экономическая деятельность имеет место тогда, когда для производства конкретных товаров и услуг происходит объединение таких ресурсов, как материальные средства, труд, технологии производства или промежуточные товары. Таким образом, для экономической деятельности характерно задействование ресурсов, производственный процесс и выпуск продукции (товаров или услуг).
Различают: основные, второстепенные (вторичные) и вспомогательные виды экономической деятельности.
Основным видом экономической деятельности является тот вид экономической деятельности, который создает наибольшую часть валовой добавленной стоимости. Необязательно, чтобы основной вид экономической деятельности составлял 50% или более валовой добавленной стоимости.
Второстепенным (вторичным) видом экономической деятельности является любая другая (не определенная как основная) деятельность по производству товаров и услуг. Добавленная стоимость, создаваемая второстепенным видом деятельности, должна быть меньше, чем создаваемая основным видом деятельности.
Продукция основных и второстепенных видов деятельности, как правило, предназначена для сбыта на рынке для третьих сторон.
Вспомогательным видом экономической деятельности является деятельность, которая выполняется в рамках организации с целью обеспечения или облегчения производства этой организацией товаров и услуг, предназначенных для продажи на сторону. Сама продукция этих вспомогательных видов экономической деятельности не поставляется третьим сторонам. Большинство вспомогательных видов экономической деятельности производят услуги (деятельность администрации, бухгалтерии, обработка данных, сбыт, маркетинг, складское хранение, транспортирование, услуги по уборке и охране и т.д.).
Вспомогательные виды экономической деятельности не учитываются при определении основного вида экономической деятельности, но при разработке статистических данных сведения по ним, как правило, включаются в данные по основному виду экономической деятельности организации.
Этой деятельностью занято один или более человек постоянно или достаточно длительное время. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Все подразделения предприятия, расположенные на одной территории (по одному почтовому адресу) относятся к одному обособленному подразделению; части предприятия, расположенные на разных территориях, отражаются как разные обособленные подразделения.
Части предприятия, расположенные по разным почтовым адресам на небольшом расстоянии друг от друга (например, в границах одного муниципального района или городского округа), могут отражаться как одно обособленное подразделение, если их деятельность технологически тесно связана друг с другом (например, отдельные участки одного и того же производства). Торговые объекты юридического лица (магазины, палатки, киоски и пр.), расположенные в границах одного муниципального района, городского округа, одной внутригородской территории городов федерального значения, могут отражаться как одно обособленное подразделение. Части предприятия, расположенные на территории разных муниципальных районов и городских округов, считаются разными обособленными подразделениями.
Определение приведено в целях настоящих Методических указаний.
Раздел 1. Характеристика предприятий
Цели, задачи: Раскрыть место и роль предприятия в рыночной экономике. Для этого необходимо уяснить сущность предпринимательства и его организационную форму в рыночной экономике. Поскольку предприятие функционирует в определенной среде, то важно знать, как формируется эта среда, ее структуру и влияние на деятельность предприятия. Знание классификационных признаков предприятий позволяет глубже понять особенности организационно-правовых форм предприятий.
Оглавление
2.1. Предпринимательство и предприятие в рыночной среде. Юридическое лицо и его признаки
Хозяйственная деятельность в рыночной экономике осуществляется, как правило, в виде предпринимательской деятельности. Из экономической теории известно, что предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей в форме спроса и получения прибыли. Предпринимательство отличают следующие черты:
В российской экономике предпринимательской деятельностью, в соответствие с хозяйственным правом, могут заниматься граждане (физические лица) и предприятия (юридические лица). В России уже сложилась правовая основа для осуществления предпринимательства. Законы России гарантируют:
Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием юридического лица и без его образования. Предпринимательская деятельность, осуществляемая отдельным гражданином в форме индивидуальной предпринимательской деятельности, прошедшим государственную регистрацию, осуществляется без образования юридического лица. Любая другая предпринимательская деятельность, как правило, требует для ее осуществления образование юридического лица.
Понятие юридического лица
Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.
Юридическое лицо характеризуется следующими основными признаками:
В рыночной экономике основной формой организации предпринимательской деятельности является предприятие. Предприятие как понятие обозначает самостоятельного хозяйствующего субъекта с правом юридического лица, созданного в порядке, установленном законом, для производства продукции (услуг) в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Принципы организации предприятий
Организация и функционирование предприятия основывается на следующих принципах:
Экономичность как принцип хозяйственной деятельности состоит в том, что в основе достижения результатов предпринимательской деятельности должны лежать минимальные затраты. Финансовая устойчивость предпринимательской деятельности проявляется в способности предприятия на каждый момент времени произвести необходимые платежи, т. е. быть способным выполнять свои финансовые обязательства перед контрагентами. Принцип доходности предпринимательской деятельности означает, что хозяйственная деятельность должна быть так организована, чтобы были обеспечены прибыль и рентабельность.
В ходе хозяйственной деятельности предприятие решает следующие задачи:
Ликвидация предприятия возможна по следующим причинам:
2.2. Внутренняя и внешняя среда предприятий
Любое предприятие как организационное целое функционирует в рыночной среде. Эта среда представляет собой совокупность сил и факторов, воздействующих на предприятие. Все эти факторы можно объединить в две группы. Одна группа факторов не зависит от предприятия и образует внешнюю среду по отношению к предприятию. Другая группа факторов, образующая структуру предприятия, формирует внутреннюю среду предприятия.
Факторы внешней среды можно разделить на две группы.
Первая группа факторов характеризуется тем, что предприятие не может воздействовать на них, но и должно учитывать их роль в своей деятельности. К ним относятся:
Внутреннюю среду предприятия формируют следующие факторы:
Производственно-технические факторы отражают влияние материально-технической базы (средств производства), сырья, полуфабрикатов технологии производства продукции на результаты хозяйственной деятельности предприятия. Использование высоких технологий в современных условиях ведет к многократному возрастанию воздействия на все элементы внутренней среды предприятия.
Роль персонала на предприятии многообразна. Результаты хозяйственной деятельности непосредственно зависят от профессионального состава, квалификации, интересов работников предприятия. В последние годы особое внимание уделяется формированию организационной культуры, отражающей морально-нравственные нормы поведения и взаимоотношений между работниками, что позволяет успешно решать стоящие перед предприятием задачи и достигать поставленные цели.
Наличие достаточной суммы финансов способствует своевременности расчетов с кредиторами, поставщиками, персоналом и пополнению основных и оборотных фондов предприятия.
Особую роль играет информация. Она включает коммерческую, техническую и оперативную информацию. Коммерческая информация позволяет определить, что, в каком количестве и для кого производить. Техническая информация содержит характеристики производимой продукции, технологии производства, необходимых машин и механизмов для обеспечения производственного процесса. Оперативная информация содержит задания персоналу, расстановку работников по рабочим местам, регулирование хода производственного процесса и корректировку управленческих решений.
2.3. Типы предприятий
Разнообразие видов и форм предпринимательской деятельности обусловливает появление большого числа разнообразных предприятий. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности, выявления специфических закономерностей организации и ведения хозяйственной деятельности предприятия можно классифицировать по целому ряду признаков.
Таблица 1. Типы организаций |
Рис. 1. Структура организационно-правовых форм коммерческих предприятий
Товарищество является договорным объединением и действует на основе договора, а не устава. Участниками товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, а в обществах такого ограничения нет. Участники товарищества несут неограниченную солидарную ответственность по его обязательствам. На участников общества такая ответственность может быть возложена по ограниченному кругу оснований предусмотренных Гражданским кодексом (см. ст. 56, 95, 105 и комментарий к ним). Лицо может быть участником в качестве полного товарища только в одном товариществе. Товарищество не может быть создано одним лицом, а для общества такая допускается. Одним из основных условий деятельности общества является его надлежащая капитализация. Закон определяет минимальную величину уставного капитала общества. В товариществе нет органов управления, характерных для обществ. Дела в товариществе ведут сами участники, а в обществе эти функции выполняют наемные менеджеры. Фирменное название товарищества должно включать имя (наименование) хотя бы одного из участников. У обществ может быть произвольное название. Участие в обществе передается более свободно, чем в товариществе. Изменение состава участников в обществе не сказывается на его существовании. А в товариществе выбытие полного товарища, как правило, влечет прекращение деятельности этого товарищества.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в одной из двух форм: полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). В полном товариществе участники (полные товарищи) в соответствии с договором ведут деятельность от имени товарищества, несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. При этом лицо может быть участником только одного полного товарищества. Решение в полном товариществе принимается единогласно и каждый товарищ имеет только один голос. Прибыль и убытки распределяются между участниками пропорционально их долям в уставном (складочном) капитале. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) представляет объединение полных товарищей с участниками-вкладчиками (коммандитистами). Последние несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества.
Хозяйственные общества как объединение капиталов выступают в трех формах: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерное общество(АО).
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – форма предпринимательской деятельности, которая учреждена одним или несколькими лицами, уставный капитал разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность ООО, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14 от 8 февраля 1998 г. Особенности организации ООО включают:
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является разновидностью хозяйственных обществ. Его особенность состоит в том, что участники ОДО в случае недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества их личным имуществом в солидарном порядке. Но размер этой ответственности ограничен одинаковым кратным размером дополнительного взноса к сумме первоначально внесенных вкладов (например, трехкратный размер), а не всей суммой личного имущества участников ОДО. Поэтому ОДО представляет переходную форму от товарищества с неограниченной ответственностью к обществу, исключающего такую ответственность.
Акционерное общество (АО) – форма предпринимательской деятельности, в которой уставный капитал образуется за счет номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельности АО является Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных общества» от 26 декабря 1995г. В число особенностей АО входят:
К преимуществам АО можно отнести:
Уставный капитал АО формируется одним из способов:
В первом случае создается открытое акционерное общество, во втором – закрытое. Федеральным законом установлена минимальная величина уставного капитала АО: для открытого АО минимальный размер уставного капитала составляет 1000-кратную сумму МРОТ на момент регистрации, для закрытого АО – не менее 100-кратного МРОТ на момент регистрации. Открытое АО характерно для крупных предприятий. Число участников закрытого АО не должно превышать 50 чел.
АО одного типа может быть преобразовано в общество другого типа. Но есть определенные ограничения в этих преобразованиях. Так, открытое АО не может стать закрытым, если:
В свою очередь, закрытое АО не может стать открытым, если его уставный капитал ниже 1000-кратного МРОТ.
Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членов на основе имущественных паевых взносов. Основными нормативными документами, регулирующими деятельность производственных кооперативов, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах», Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации».
Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размере и порядке, установленном законом. Учредительным документом производственного кооператива является устав, утвержденный общим собранием. Число членов кооператива не должно быть менее 5 чел. Имущество кооператива делится на паи его членов в соответствие с уставом предприятия. Кооператив не может выпускать акции. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с трудовым участием, если не предусмотрен иной порядок. Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов.
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам. Унитарные предприятия создаются и действуют на основе одной формы собственности: государственной или муниципальной. Поэтому учредителями выступают государство или муниципальное образование. Создание юридического лица невозможно. Собственник имущества, создавая предприятие, не утрачивает прав на него. Имущество, закрепленное собственником за унитарным предприятием, формирует его уставный фонд. Учредительным документом для унитарного предприятия является устав. В этом документе отражены предмет, цели деятельности, фирменное название унитарного предприятия с указанием собственника и принадлежности к государственному или муниципальному предприятию.
Картель – объединение предприятий, производящих однородную продукцию. Участники картеля вырабатывают единую рыночную стратегию, которая включает общую ценовую политику. Как правило, предприятия, вошедшие в картель, сохраняют хозяйственную, финансовую, юридическую самостоятельность.
Синдикат – объединение предприятий, в котором создается единый центр по сбыту продукции участников синдиката.
Трест – объединение предприятий, принадлежавших разным предпринимателям и слившихся в единый производственный комплекс, теряя при этом юридическую и хозяйственную самостоятельность. Вертикальное комбинирование в тресте позволяет объединить в одной компании производства, связанные в одну технологическую цепочку, или разных отраслей производства.
Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).
Холдинг – головная компания, которая обладает контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.
Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, в состав которых входят наряду с предприятиями материального производства и финансовые организации, банки. Главная задача таких объединений состоит в соединении банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом банка, входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы производственных предприятий. Банки и предприятия, входящие в ФПГ, могут быть участниками неограниченного числа других объединений. Поэтому ФПГ с учетом их прямых и опосредованных связей могут охватывать целый сектор экономики страны.
Консорциум – временное объединение предприятий для решения конкретных задач в течение определенного периода времени. Участники консорциума сохраняют самостоятельность и могут одновременно быть участниками других ассоциаций, совместных предприятий. После выполнения своей задачи консорциум прекращает существование.
- к какому семейству относится клоповник
- Что такое приемка детского сада