Что такое хорей на севере

Об экспонате

Что такое хорей на севере. Смотреть фото Что такое хорей на севере. Смотреть картинку Что такое хорей на севере. Картинка про Что такое хорей на севере. Фото Что такое хорей на севере

Оленеводство занимает важное место в традиционной хозяйственной деятельности лесных ненцев: благодаря оленям, они могут перемещаться на большие расстояния и зимой, и летом, а также обеспечивать семью едой и одеждой.

Как и все народы Севера до знакомства с русскими поселенцами, лесные ненцы для изготовления орудий оленеводства использовали природный материал. Орудия труда, которыми пользуются мужчины–оленеводы, не только функциональны, но и несут символическое значение. Ненцы считают, что они оберегают от злых сил и приносят удачу на охоте. Одно из таких орудий — хорей, круглый в сечении и слегка изогнутый шест для управления оленьей упряжкой. Обычно он вытачивается из березы.

Различаются мужские и женские хореи. Мужской длиннее женского, он может достигать пяти метров в длину. На переднем, более тонком конце, хорей имеет круглый костяной или деревянный наконечник, который предохраняет оленя от травм, на задний конец хорея надевается железный наконечник. Такая конструкция служит противовесом, в случае надобности наездник упирается им в землю. А форма в виде плоского меча со срезанным концом позволяет наносить удары при нападении диких животных.

Перед тем как сесть на нарту, лесной ненец берет хорей и особыми звуками или причмокиванием поднимает оленей. Когда животные трогаются с места, он идет некоторое время около нарт справа, держа в правой руке хорей, а в другой вожжу. Когда олени ускоряют шаг — садится на ходу на нарту. Посадка производится с правой стороны обычно боком, при этом левую ногу кладут на нарту, а правую — ставят на полоз. Хорей помогает удерживать равновесие.

Незаменим хорей и в соревнованиях на оленьих упряжках, которые традиционно проводятся в марте в День оленевода. Железный наконечник с одной стороны и костяной с другой позволяют участнику отлично балансировать, удерживаясь на нартах при быстрой езде, а также погонять оленей, не травмируя их.

В экспозиции музея представлен наконечник на хорей, переданный в фонды музея Енасятой Пяк, жительницей стойбища Рычи-Яха.

Источник

Хорей, шест

Смотреть что такое «Хорей, шест» в других словарях:

Хорей шест — употребляемый при езде на оленях шест около 7 аршин длины, на толстом конце которого надето железное копье, а на тонком плоский, широкий костяной наконечник; железным концом ездок в случае надобности упирается в землю, а тонким погоняет оленя … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

шест — См … Словарь синонимов

ХОРЕЙ — греч. choreios, от choros, хор. Стопа из одного долгого и короткого слога. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ХОРЕЙ иначе: трохей, в стихосложении стопа из двух … Словарь иностранных слов русского языка

ХОРЕЙ — или хореический стих, спондей, где в каждой стопе первый слог долгий, второй короткий. | Хорей, архан., самоед. оштол, шест, коим понуждают упряжных оленей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

хорей — 1. ХОРЕЙ [рэ] и [ре], я; м. [греч. choreios плясовой] Лит. Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо тоническом стихосложении (например: Мчатся / тучи, / вьются / тучи). 2. ХОРЕЙ [рэ] и [ре], я; м. [от ненецк. харед погоняй] Длинный … Энциклопедический словарь

ХОРЕЙ — 1. ХОРЕЙ1, хорея, муж. (от греч. choreios из cho reios pus хоровая стопа, хоровой размер (лит.). Двусложная стихотворная стопа (ударением на первом слоге, напр. буря | мглою | небо | кроет (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились,… … Толковый словарь Ушакова

ХОРЕЙ — 1. ХОРЕЙ1, хорея, муж. (от греч. choreios из cho reios pus хоровая стопа, хоровой размер (лит.). Двусложная стихотворная стопа (ударением на первом слоге, напр. буря | мглою | небо | кроет (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились,… … Толковый словарь Ушакова

ХОРЕЙ 2 — ХОРЕЙ 2, я, м. Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

хорей — ХОРЕЙ, я, муж. (спец.). Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. | прил. хореический, ая, ое. II. ХОРЕЙ, я, муж. Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

хорей — сущ., кол во синонимов: 5 • метр (13) • размер (43) • стопа (38) • тр … Словарь синонимов

Источник

Об экспонате

Что такое хорей на севере. Смотреть фото Что такое хорей на севере. Смотреть картинку Что такое хорей на севере. Картинка про Что такое хорей на севере. Фото Что такое хорей на севере

Оленеводство занимает важное место в традиционной хозяйственной деятельности лесных ненцев: благодаря оленям, они могут перемещаться на большие расстояния и зимой, и летом, а также обеспечивать семью едой и одеждой.

Как и все народы Севера до знакомства с русскими поселенцами, лесные ненцы для изготовления орудий оленеводства использовали природный материал. Орудия труда, которыми пользуются мужчины–оленеводы, не только функциональны, но и несут символическое значение. Ненцы считают, что они оберегают от злых сил и приносят удачу на охоте. Одно из таких орудий — хорей, круглый в сечении и слегка изогнутый шест для управления оленьей упряжкой. Обычно он вытачивается из березы.

Различаются мужские и женские хореи. Мужской длиннее женского, он может достигать пяти метров в длину. На переднем, более тонком конце, хорей имеет круглый костяной или деревянный наконечник, который предохраняет оленя от травм, на задний конец хорея надевается железный наконечник. Такая конструкция служит противовесом, в случае надобности наездник упирается им в землю. А форма в виде плоского меча со срезанным концом позволяет наносить удары при нападении диких животных.

Перед тем как сесть на нарту, лесной ненец берет хорей и особыми звуками или причмокиванием поднимает оленей. Когда животные трогаются с места, он идет некоторое время около нарт справа, держа в правой руке хорей, а в другой вожжу. Когда олени ускоряют шаг — садится на ходу на нарту. Посадка производится с правой стороны обычно боком, при этом левую ногу кладут на нарту, а правую — ставят на полоз. Хорей помогает удерживать равновесие.

Незаменим хорей и в соревнованиях на оленьих упряжках, которые традиционно проводятся в марте в День оленевода. Железный наконечник с одной стороны и костяной с другой позволяют участнику отлично балансировать, удерживаясь на нартах при быстрой езде, а также погонять оленей, не травмируя их.

В экспозиции музея представлен наконечник на хорей, переданный в фонды музея Енасятой Пяк, жительницей стойбища Рычи-Яха.

Источник

Цитата * из книги красноярского историка, археолога, сторонника евразийства и просто весёлого человека с богатым воображением очередного сборника «необъяснимых и ужасных», проще говоря, мистических историй, которые удалось собрать на обширных землях Сибири [для понимания читателем местного своеобразия, автор делает поясняющие вкрапления, как, например, енисейской навигации») («Истории, связанные с реками и озёрами»)]:

* Наши заголовки тематических абзацев написаны серым шрифтом, взяты в круглые скобки и выделены курсивом.

P. S.
(Выпад в сторону Запада)
Эх, погоняющий оленью упряжку…

ПРИЛОЖЕНИЕ
(Ссылка) статья «Оленеводство» в Большой советской энциклопедии это в основном мясное и молочное хозяйство и только в минимальной степени средство передвижения. А у обывателя обратное и неверное впечатление;
(Ссылка) — статья «Гляциология» в БСЭ. Гляциология наука о льде. Есть ли отдельно наука о снеге?
(Ссылка) статья «Эвенки» в БСЭ;
(Ссылка) книги в электронной «Библиотеке FictionBook.lib»;
(Ссылка) книги, фотография и биография в публичной библиотеке «Электронные полки Вадима Ершова»;
(Ссылка) — библиография в «Озон». Вот некоторые названия его книг: «Евреи, которых не было», «Петербург как географическое понятие», «Девочки: Инструкции по пониманию», «Мужчины: Инструкция по применению».

ПОСЛЕСЛОВИЕ
В издательскую орбиту вывел тогда уже активно печатающийся писатель заслуживший известность (и признание?) циклами фантастических и выдержанных примерно в том же стиле произведений «на тему» истории (в которых ставил под сомнение и осмеяние многие исторические события и их датировки). Имя послужило для книгоиздателей неким гарантом перспективности такого пока ещё неизвестного автора, как потому на обложке самого первого и следующего второго сборников «Сибирская жуть» стоят две фамилии: и Скорее всего, авторское участие в этих книгах маститого было минимальным, поскольку все остальные пять частей (с третьей по седьмую) вышли уже только за одной фамилией
Аналогично было и с книгой » на ней стояли две фамилии, но на этот раз это было чистое протеже (почти благотворительность) со стороны Если в создании первой и второй частей «Сибирской жути» из двоих авторов, указанных на обложке, минимальное участие принимал (давая книге лишь своё имя), то в этот раз уже номинально числился как автор, потому что несколькими годами ранее самостоятельно выпустил первую часть и, следует предположить, был почти полностью автором второй.

Источник

Mетание маута на хорей в структуре инициации в традиционной культуре эвенков

Хороших Павел Павлович

Дальневосточный федеральный университет, Школа искусств и гуманитарных наук, Департамент психологии и образования; Школа педагогики, лаборатория цифровой педагогики

690091, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8

Khoroshikh Pavel Pavlovich

Postgraduate student. the department of Psychology and Education, Far Eastern Federal University, School of Arts and Humanities

690091, Russia, Primoskii krai, g. Vladivostok, ul. Sukhanova, 8

Просмотров статьи: 6354 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация: Статья посвящена исследованию физической инициации как элемента традиционной культуры коренных народов Севера России. Физическая инициация как показатель перехода мальчиков в состояние юноши, а затем и взрослого мужчины происходит в процессе овладения традиционными хозяйственными навыками представителей Севера, одним из которых является метание маута на хорей. Подтверждение физических навыков может свидетельствовать о том, что будущей мужчина способен выжить в суровых условиях Крайнего Севера. В процессе воспитания подрастающего поколения происходит передача знаний, а также навыков и умений метанию аркана как виду национальной хозяйственной деятельности. Процесс инициации включает в себя не только отработку физических навыков, но также и умение изготовить аркан для метания, что происходит в ходе обучения от отца к сыну. Для подтверждения своего статуса ребенок демонстрирует умение бросать маут в ходе различных соревнований, которые являются частью процесса этнопедагогической деятельности и позволяют оценить степень подготовки. Результаты полевых исследований показывают, что у различных возрастных групп процесс соревнований организован по-разному. Кроме этого, данные исследования актуализируют внимание на процессы влияния природы на культуру Севера.

Ключевые слова: Север, эвенки, маут, хорей, традиционная культура, инициация, юноши, взросление, обряд, спорт

Abstract: This article is devoted to the research of physical initiation as an element of traditional culture of indigenous peoples of the Russian North. The physical initiation as a sign of transitioning of boys to young man and later a man, takes place in the process of commanding the traditional household skills of the representatives of the North, one of which is throwing a tynzyan (belt lasso) on a trochee. Confirmation of the physical skills can testify that the future man is capable of surviving in the harsh environment of the Far North. The upbringing process of the young generation is accompanied by transfer of knowledge, as well as skills of throwing the lasso as a type of household management activity. The initiation process includes not only practice of physical skills, but also ability to fashion the lasso for throwing, which takes place in the process of passing down knowledge from father to son. For confirmation of their status, a child demonstrates the ability to throw the lasso in the course of various competitions, which are a part of the process of ethnopedagogical activity and allows assessing the level of preparedness. The results of the field research demonstrates that the competitions are organized differently for different age groups. Additionally, this research actualizes the attention to the processes of influence of the nature upon the culture of the North.

growing, youth, initiation, traditional culture, khorey, maut, evenks, North, rite of passage, sport

Развитие культуры коренных народов всегда было связано с адаптаций к условиям проживания. Особый интерес, по нашему мнению, представляет собой изучение культур Северных народов, так как в процессе глобализации они сохраняют свою культурную и духовную идентичность. Важное место в этой структуре занимает культура народов Севера России, как одного из наиболее яркого примера сохранения традиционной культуры.

Инициация в традиционном обществе

В работах Эл. Э. Мендот с коллегами выдвигают гипотезу, что инициация у традиционных народов связана с решением определенной проблемы, решение которой может быть свидетельством обрядов жизненного цикла (Мендот, 2013). Дети, взрослея, идентифицируют себя со «значимыми другими», со своим полом, что является процессом конструкции и реконструкции своего гендера, дети также проходят обучение, получая при этом определенные навыки (компетенции). Целью всей этот системы социальных действий становится признание себя как исполнителя определенной социальной роли.

Однако, как отмечает большинство исследователей [1,3,4,5,7] не существует каких-либо социально признаваемых практик инициативных обрядовых действий, которые могли осуществляться у разных народностей по общей схеме. Таким образом, остается открытым и малоисследованным вопрос о возможности создания единой классифицированной и кодифицированной как традиция системы инициации.

Метание маута на хорей как элемент инициации

Обучение начиналось с малого раннего возраста, с использованием небольшого аркана. Длина аркана увеличивалась с ростом ребенка. Первые попытки метания маута включали в себя бросание на неподвижную цель – воткнутые в землю рога или чурку, либо на лежащую на земле палку. После отработки определенных навыков дети переходили на живые мишени, которыми могли служить собаки или молодые олени.

Изготовление аркана и хорея как передача традиционных знаний

Изготовление кожаного аркана-маута – летнее занятие мужчин-оленеводов. Маут изготавливается строго из кожи оленя. Костяшка-сармик – это часть боковой поверхности оленьего рога. Выполнение маута полностью из кожи и кости оленя носит как практический характер, так и сакральный смысл. Олень – это источник жизни кочевых народов крайнего Севера. К процессу изготовления аркана-маута привлекаются все мужчины семьи, в том числе и дети. Таким образом видно, что процесс выделки кожи оленя для маута – родовое мужское ремесло. Данное занятие требует навыков снятия шкуры с туши оленя, а также умения плести из кожи. Во время работы младшее поколение осваивают технику выделки кожи, приобретают специальные навыки и умения, необходимые кочевым оленеводам Севера. Также передаются родовые особенности данной деятельности, которые у каждой семьи и рода могут отличаться. Например, одной из особенностей маута, по которому можно определить, мужчины какого рода его изготовили, может служить его сечение, которое является произвольным. В дальнейшем, по качеству маута и техники его изготовления, самостоятельно выполненного юношами семьи можно судить об их возрасте и социальном статусе в роде – только настоящий оленевод может сделать качественный маут, который бы соответствовал всем требованиям. По нашему мнению, можно предполагать, что сам процесс изготовления маута уже является одним из этапов инициации юношей в традиционной культуре коренных народов, овладение которым свидетельствует о смене социального статуса в роде – из ребенка в оленевода-юношу.

Хорей – это деревянная палка высотой около трех метров, имеющая диаметр три-пять сантиметров. Оленеводы используют эту палку для погони оленей в стаде.

Следует отметить, что проведение соревнований по метанию маута на хорей подразумевает деление участников на две возрастные группы. Метание маута на дальность проводится для юношей десяти-четырнадцати лет и служит первым испытанием для молодых оленеводов. Метание на точность уже может считаться одним из конечных испытаний в процессе инициации юноши в мужчину.

Правила метания маута на хорей отличаются от правил, предъявляемых для детей при метании маута на дальность. При метании на хорей главное не только продемонстрировать само умение обращаться с маутом, и дальность полета, но и меткость, умение учитывать погодные условия и другие качества. Каждый участник выступает со своим маутом. Игроки встают к хорею боком таким образом, чтобы ближняя к нему нога находилась на расстоянии не менее пятидесяти метров от него. Юноши отматывают только необходимую по длине для метания на хорей часть маута, а оставшуюся часть прижимают к земле ближней к хорею ногой. Затем маут бросается вверх броском руки снизу через сторону таким образом, чтобы зацепиться петлей за верх хорея или охватить его.

По правилам, участник имеет право на три попытки. При этом стоит учитывать, что каждая попытка продолжается до первого промаха. Таким образом, с первым промахом попытка считается совершенной. В зачет идет лучший результат из трех попыток. Для набора маута участнику дается три минуты. Отсчет времени начинается с момента вызова игрока. Ограниченность времени выполнения метания маута связано с условиями использования его в реальной жизни оленеводов Севера. В стаде оленей необходима быстрая реакция и сноровка при метании маута, ведь олени постоянно перемещаются и скорость их перемещения порой очень высока. Поэтому медлительность может стать причиной того, что олень отойдет на недосягаемое расстояние и оленеводу придется его преследовать, чтобы поймать. Это, в свою очередь, требует наличия дополнительных сил. А условия жизнеобеспечения у коренных народов в условиях крайнего Севера требуют грамотного распределения всех имеющихся сил. Следовательно, умение метко и быстро метать хорей – это важное качество настоящего оленевода. Наличие этого качества у юноши может, как элемент инициации, свидетельствовать о признании его в роду мужчиной и выдвигать на новую социальную ступень в социальной структуре рода и семьи.

После набора небольших колец правее сармика, саму костяшку юноша тоже зажимает в правой руке, вместе с набранными кольцами. На этом набор ловчей петли завершается. Набранные кольца уже можно метнуть. Однако, пролетит маут недалеко, потому что энергия броска погасится на то, чтобы потянуть за собой по земле остальную часть маута. Чтобы этого избежать, и добиться того, чтобы петля летела далеко, юноша набирает в левую руку большие кольца шнура. На этом завершается подготовительный этап метания маута на хорей. В правой руке у юноши находится собранная ловчая петля, которые представляет собой маленькие кольца и костяшку-сармик. В левой руке юноша держит остальную часть маута, собранную большими кольцами.

Таким образом, метание маута на хорей как часть северного многоборья играет огромную роль в культуре народов Севера. Данный вид состязания позволяет продемонстрировать участнику основные навыки и умения, необходимые для трудовой деятельности оленевода крайнего севера. Участие в соревнованиях по данному виду спорта ограничивается несколькими возрастными группами, для каждой из которых существуют свои правила и требования к уровню владения маутом. Способность показать уровень овладения техникой метания маута для мальчиков и юношей различных возрастных групп может быть одним из элементов процесса инициации мужчин в традиционной культуре Северных народов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *