Что такое холст для рисования
Как выбрать холст для рисования. Виды холстов
Качество будущей картины зависит не только от мастерства художника, выбранных кистей и красок, но и от основы для рисования. Именно этот фактор определяет, насколько комфортно вам будет работать и как долго проживет ваше творение.
Холст для живописи – не просто какая-то ткань, это специальный художественный материал, чьи характеристики: основа, ткань, зернистость, плотность, качество грунта, должны соответствовать ряду жестких требований. Далеко не каждое полотно может выдержать вес красок и испытание временем.
Содержание
Подрамник и виды основы для холста
Основа – одна из важнейших характеристик холста. Его либо натягивают на подрамник, либо наклеивают на оргалит (древесноволокнистую плиту, ДВП, МДФ) или толстый картон.
Пример холста в подрамнике
Подрамник представляет собой конструкцию из деревянных, алюминиевых или пластиковых реек, на которую натягивается полотно. Холст на подрамнике «дышит», а красочный слой сохнет быстрее и равномернее. Рейки обязательно имеют бортики, которые предотвращают его соприкосновение с основой. Если это произойдет, то он может приклеиться к рейкам, и тогда натяжение изменится.
Они отличаются и по конструкции.
У глухого подрамника рейки соединены между собой клеем или железными скобами. Отрегулировать натяжение полотна в случае его провисания нельзя.
У модульного подрамника рейки соединяются по принципу «шип-паз», в комплекте идут небольшие клинья (поэтому они также называют клиновыми). Если холст провиснет, то натянуть его можно, забив клинья в специальные пазы.
Плотная основа делает работу с холстом более удобной на пленэре, так как позволяет обойтись без мольберта. Кроме того, наклеенное полотно менее подвержено деформации и повреждениям, нет опасности, что оно провиснет и таким образом, ухудшит качество красочного слоя.
Какую ткань выбрать для холста?
Художники используют для своих работ самые разные ткани из натуральных, искусственных, смесовых волокон, однако они не одинаково пригодны для живописи. Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных вариантов.
Хлопковый холст
Хлопковая основа – гарантия приятной работы. Это очень послушный и довольно долговечный материал. Дело в том, что на нем начали писать относительно недавно, и испытание временем он еще не прошел.
Плюсы:
Минусы:
Хлопковые холсты предназначены в основном для ученических и любительских работ.
Льняной холст
Льняные холсты считаются классикой и предназначены для профессиональных работ. Их используют в живописи столетиями. После такого испытания временем они зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Холсты делают из волокон стебля льна, и потому они имеют характерный серый или желтоватый оттенок. Лен – очень прочный материал, устойчивый к деформации и механическим повреждениям, отлично сохраняет фактуру и форму, поэтому качество рисунка никак не страдает.
Плюсы:
Минусы:
Льняные холсты нужно уметь выбирать, и здесь новички могут попасть впросак. Дело в том, что полотно ткут как из длинного волокна, так из отходов обработки пряжи – короткого волокна и очеса.
Суровое и театральное полотно изготавливают как раз из коротких волокон и очеса, они имеют очень низкое качество, поэтому их лучше для живописи не использовать. Это технические ткани.
Синтетический холст
Холсты из искусственного волокна (100% полиэстер) появились не так давно, и о том, насколько они надежны и смогут ли обеспечить картине долгую жизнь, пока говорить рано.
Плюсы:
Минусом синтетических холстов считается их малое использование, то есть они еще не проверены временем, а потому профессиональные художники выбирают их редко.
Смесовые ткани
Это холсты, которые сотканы из нитей разных видов. Наиболее популярна комбинация хлопка и льна. Полотно объединяет плюсы обоих материалов:
Существенным минусом является высокая способность материала впитывать влагу. Холст, состоящий из хлопковых и полиэстеровых (лавсановых) нитей, отличается идеальной ровной и гладкой поверхностью, практически без фактурной зернистости
Плюсы:
Минусы: в различных условиях и хлопок, и синтетика будут вести себя по-разному, кроме того, смесовые ткани используются сравнительно недавно, и как долго картина сохранит свое первоначальное состояние, не скажет никто.
Опытные художники советуют выбирать холсты известных производителей и тщательно изучать состав полотна.
Зернистость холста
Это еще одна важная характеристика живописной основы, на которую нужно обратить внимание при покупке. Зернистость также называют фактурой. Говоря простыми словами, это толщина нити, из которой соткан материал. У негрунтованного качественного холста фактура одинакова с лицевой и изнаночной стороны.
Существуют и специфические виды холстов, например:
Переплетение холста должно быть или полотняным (для льна), или миткалевым (для хлопка). Это означает, что нити утка и основы переплетаются в ткани последовательно, образуя равномерное плетение.
Холст обязан строго соответствовать выбранной технике письма. Так, для гладкой живописи тонкими слоями следует выбирать мелкую или среднюю фактуру. Для пастозной живописи необходимо крупнозернистое полотно. Редкое переплетение не выдержит тяжести красок в любом случае.
Как выбрать правильный грунт? Виды грунта
Грунт – это специальный материал, который наносится на холст для того, чтобы создать прочную связь между основой и краской. Также он необходим для получения какой-то определенной фактуры или фона, которые предполагает задумка художника. Как правило, грунт наносится на основу в несколько слоев.
Многие холсты продаются уже грунтованными, то есть они полностью готовы к живописи, на них нанесены соответствующие проклейка и грунт. Это оптимальное решение для новичков, правда, и здесь есть свои нюансы при выборе, о них мы скажем чуть позже. Также встречаются грунтованный картон и бумага.
Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить основу к работе и приобретают негрунтованные холсты в рулонах или на подрамниках. От вида грунта зависит, насколько прочным будет красочный слой.
Как проверить качество грунтованной основы?
Именно поэтому готовые грунтованные холсты никогда не лишне доработать, то есть покрыть либо готовым акриловым грунтом, либо желатиновым клеем в 1-2 слоя.
Можно ли самостоятельно загрунтовать холст?
Этот вопрос волнует многих новичков. Да, можно, но для этого нужны определенная сноровка, терпение и время. Поделимся самым популярным рецептом.
Некоторые художники добавляют прямо в желатин истолченный мел или сухие цинковые белила, тогда нанесение белой фасадной краски не нужно.
Видео как загрунтовать холст:
Более подробно как загрунтовать холст вы сможете узнать, посмотрев вот это видео:
Решение проблем с холстом
Если вы начинающий художник, обязательно прислушайтесь к советам опытных товарищей. Итак, что делать, если…
Подоткните клинья-колышки в свободные пазы, и полотно выровняется.
Такое случается при неправильном хранении, когда на картину опираются подрамником работы меньшего формата. В этом случае сбрызнете полотно с обратной стороны водой из пульверизатора. При высыхании холст снова натянется без изъянов.
Практические советы при выборе холста
Вот и все, что нужно знать начинающему художнику о холстах. Желаем творческих успехов!
Холст для рисования: важные вещи простыми словами
Уважаемые друзья, подписчики и посетители блога!
Если вы заглянули на эту страничку, значит, интересуетесь, какой же холст для живописи лучше всего подобрать для работы. В какой бы технике вы не писали, в масляной или акриловой, принцип выбора холста один! В этой статье я расскажу вам простыми словами о видах и разнообразии, о преимуществах и недостатках, короче все-все о холстах для рисования.
История холстов
Вероятно, вы знаете, что художники не всегда использовали для живописи холст. Были времена, когда картины писались на деревянной поверхности, проще говоря, на доске. Представьте, даже известная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи написана на деревянной доске из тополя!
Изображение Джоконды на доске из тополя
А еще одно преимущество – это то, что стоимость холста намного ниже, чем деревянной доски. Картину на холсте удобнее и легче перевозить, можно даже свернуть в рулон при надобности. И конечно, самое главное достоинство холста – это замечательная поверхность, на которой живопись выглядит более выразительно и сочно.
В Западной Европе живописцы стали писать картины на холсте с начала 16 века. Причем первоначально холст появился в Италии, а затем уже фламандские и голландские художники тоже смогли оценить преимущества холста для живописи. В России для живописных работ полотно стали использовать чуть позже. Уж очень не хотели наши живописцы переходить на новую, мягкую и не прочную на вид поверхность:)
Виды холстов для рисования
Современным художникам еще легче! В магазине художественных товаров имеются холсты уже готовые к живописи, на подрамниках: купил, принес домой и рисуй.
По виду материала холсты могут быть:
— льняные
— хлопчатобумажные
— синтетические
— комбинированные
— из джута, рогозы…
Какой холст лучше?
Теперь давайте разберемся, какой же холст подойдет лучше для определенных техник, так сказать, все плюсы и минусы.
1. Льняные холсты
Холст французского производителя Лен/Lin
Недостатков у этого вида холста практически нет. Тем более что выпускаются они для разных живописных «задач». Вот, например, для небольших картин с детальной прорисовкой и миниатюр лучше выбрать мелкозернистый холст из льняных нитей. Он идеально подходит для многослойной живописи
Среднезернистые холсты иногда называют универсальными, потому что они подходят для большинства живописных работ. Формат картины при этом может быть средним или большим. Кстати, для начинающих художников тоже рекомендуется среднезернистый холст как оптимальный вариант.
Среднезернистый льняной холст
Холст художника, пишущего в технике пастозной живописи, крупными мазками, чаще всего крупнозернистый. Холст с крупнозернистой структурой сохраняет фактуру переплетений на уже готовом произведении. Думаю, вы обращали внимание на такие картины.
Есть холсты с еще более выраженными переплетениями нитей, так называемые рогожки или репинские.
Холст из ткани рогожка
Если внимательно рассмотреть это полотно, то можно увидеть, что его «рисунок» состоит из 4 вертикальных, 4 горизонтальных нитей. Как правило, это холст для очень больших картин, он очень прочный и фактурный. В принципе, это грубая ткань из натуральных волокон растения Рогоза
На заметку: для картины большого формата надо выбирать крупнозернистый или среднезернистый холст, чтобы избежать деформации полотна под тяжестью красок.
2. Хлопчатобумажные холсты
Холст из хлопка не менее популярен чем льняной. Как и его соратник выше, бывает мелкозернистый, среднезернистый и крупнозернистый. Также замечу, что у любой ткани для художественного холста помимо зернистости ткани, имеется и плотность. На это нужно обращать внимание при покупке холста. Толщина нити, особенности плетения и плотность ткани — важные характеристики качества холста!
Хлопчатобумажная ткань обладает несколькими весомыми преимуществами. Во-первых, хлопок дает очень ровную поверхность, ведь иногда для работы именно это и необходимо! А еще я вам скажу, что на таком холсте приятно работать, поэтому его можно рекомендовать для начинающих художников и учебных работ. Прекрасная альтернатива льну!
Холст французского производителя Хлопок/Coton
Во-вторых, хлопковый материал холста значительно дешевле льняного. Это преимущество не для всех очень значимо. Большинство художников стремятся выбрать дорогие исходные материалы, не скупясь на средствах. Главное- качество материала для холста, без прогнивших нитей и плохой грунтовки… с качественными холстами и красками приятнее работать, да и результат работы будет отличным на долгие годы!
Некоторые художники утверждают, что недостаток хлопчатобумажного холста – это провисание от повышенной влажности или под тяжестью красок. Позволю себе не согласиться, так как для большинства картин я использую именно coton, то есть хлопок. Если правильно выбирать холст и обращать внимание на качество подрамника и натяжку ткани, то в принципе, ничего не провисает.
Скорее всего, такой незначительный недостаток появиться у тех, кто работает в пастозной технике. Там краски щедро, апликационно накладываются… тоже самое касается и живописи мастихином.
На заметку 1: если вы остановили ваш выбор на хлопчатобумажном полотне для живописи, покупайте его в магазинах для художников. Специально для рисования изготавливается более плотная, необработанная реактивами материя.
На заметку 2: если ткань провисла, что в принципе, может случится с любой материей, то натянуть ее можно снова. Просто положите картину на стол и намочите хорошо ткань с обратной стороны. После высыхания, ткань снова натянется как струна.
3. Синтетические холсты.
4. Комбинированные холсты
В настоящее время в магазинах для художников продаются холсты из смешанных нитей, например, полульняные (лен+полиэстер, лен+полиэфир или лен+хлопок+синтетика). Эти холсты более светлые, чем льняные, и достаточно прочные.
Примеры комбинированных холстов
Комбинированная ткань хорошо себя зарекомендовала, но иногда встречаются мнения, что разного вида нити по разному впитывают краску и атмосферную влагу. Это приводит к деформации и быстрому разрушению живописного слоя картины. Не буду ни утверждать ни оспаривать, но знаю, что многие иностранные производители продают такие холсты и на них есть спрос.
5. Джут
С недавнего времени в магазинах для художника можно увидеть холсты из волокон натурального растения Джут. По плотности и грубости напоминает рогожку….Вы встречали его ранее в виде канатов или мешков. Как вы уже догадались, зернистость холста очень крупная, грубоватая. Многим художникам нравятся такие рельефные поверхности и мазок здесь получается интересный.
Холст из волокон Джута
По мимо холстов на подрамнике, встречаются и другие варианты. Например, мои подписчики спрашивают: а можно использовать для работы холст на картоне? и чем он лучше холста на подрамнике?
Конечно, можно! Кому то это покажется удобнее, чем стандартный холст. Холсты на картоне тоже могут быть из разного вида нитей, они предназначены для любого вида красок. Их достоинство в том, что они прочнее, то есть жестко крепятся к картонной основе. Это удобно для начинающих художников, а также для желающих порисовать на пленэре. Холст на картоне значительно дешевле, чем на подрамнике, но качество живописи от этого не страдает.
Пример холста на картоне
На фото вверху одна из моих мини-работ, выполнена на холсте, который приклеен на картон. Другие примеры картин, а также росписи стен и мебели можно посмотреть в моей Виртуальной Галерее.
Еще один эконом-вариант – это холст на оргалите. ДВП или оргалит, это листовой материал, похожий на очень плотный картон. Он очень прочный и долговечный, поэтому холст на оргалите — это оптимальный вариант для написания выставочных картин, которые часто «путешествуют».
Пример картины на оргалите
Также можно писать прямо на оргалите, как на фото вверху. Здесь я писала маслом на прогрунтовоном листе ДВП в технике Ванитас, натюрморт с черепом, который просуществовал в живописи не так долго. Немало художников, которые работают исключительно мастихином и любят оргалит за то, что он плотный, устойчивый и не прогибается под мастихином.
Вывод:
материал для холста может быть натуральный, синтетический или комбинированный. Плотность материи и зернистость также учитываются при покупке. Если есть возможность, то покупайте холсты иностранных производителей, они изготовлены качественнее: ткань не расползается от начала гниения и подрамники не искажены. Выбирайте холст исходя из ваших предпочтений в технике. О самых популярных техниках в масляной живописи читайте здесь.
Какой бы холст вы не выбрали, главное, чтобы красочный слой плотно и надежно удержался на правильно прогрунтовоном и проклееном холсте. Чтобы не пришлось спустя годы реставрировать свою картину! Небольшие восстановительные работы, можно сделать своими руками, если не большие разрушения красочного слоя.
Надеюсь, такие подсказки в выборе холстов будут вам полезны. Ведь, согласитесь, от правильно подобранного холста зависи т качество картины, ее живописность и приятный, творческий ход работы.
Если вы интересуетесь всему Арт-новому и современному, рекомендую вам прочитать философскую статью о Развитии современной живописи с примерами работ
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Что важно знать о холсте
Сегодня хочу рассказать о холсте, о способах его натяжки на подрамник, составе и нюансах ухода.
Стандартная натяжка
При такой натяжке холст крепится скобками по бокам подрамника. Работы написанные на холстах такой натяжки требуют оформления в багет, для того чтобы закрыть места крепления по бокам. Конечно же багет нужен не только для этой цели, в раме картина выглядит более дорого, богато, закончено. При помощи грамотно подобранного багетного оформления можно придать лоск, старой картине, сделать так, что она совершенно по-другому заиграет в вашем интерьере.
Галерейная натяжка
Скобки при таком виде натяжки закреплены с обратной стороны подрамника, это позволяет художнику прокрасить бока полотна, сделав их продолжением картины, а владельцам картин вешать полотно без багета, как это сейчас модно.
Состав холста
Так же холсты различаются по своему составу: есть чистый лен, есть смешанные, есть чистый хлопок, а есть и с синтетическим волокном. Каждый мастер отдает предпочтение разным производителям и материалам, из которых изготовлен холст.
Лен, как материал для холста :
Хлопок как материал для холста :
Синтетическое волокно, как материал для холста:
Натуральность — это прекрасно и актуально, а вот для наружных работ и полиграфии большей популярностью пользуются синтетические, искусственные холсты. Почему? Всё просто!
Почему холст провисает?
Провисает холст любой и это норма, потому как главная его ценность при написании картины — эластичность, за это приходится платить возможностью провисания полотна в некоторых случаях. К тому же натуральные волокна впитывают воду из воздуха, лен в небольшой степени, хлопок во много раз больше, это увеличивает вес полотна и как следствие — растяжение и провисание.
Факторы влияющие на провисание холста:
1. Размера полотна. Чем полотно больше по размеру, тем этот «дефект» просто заметнее.
2. Плотности холста: чем плотнее полотно, тем его провисание менее заметно.
3. Техники письма: зависит от типов разбавителей, лаков и красок, на каких они сделаны основах и в каких количествах используются.
4. Изначальной неправильной или некачественной натяжки холста.
Как устранить провисание или складки, заломы на холсте
Холст для рисования, какие бывают и как выбрать
Для рисования маслом или акриловыми красками наиболее подходящей основой является холст. Естественно, это не единственный вариант у художника, так как создавать шедевры можно и на грунтованном картоне. Тем не менее, именно холсту отдается предпочтение, причем на то есть масса объективных причин.
Две одинаковые картины, сделанные на разных основах, будут выглядеть совершенно по-разному.
Холст добавляет картине презентабельности, передает новые ощущения, дарит собственную фактуру. Выбрать материал не так просто, учитывая то разнообразие, в котором он представлен в продаже.
Этому вопросу следует уделить особое внимание, так как удачно подобранный холст позволяет самому художнику получить удовольствие во время работы, а также дает качественный результат.
Основа для холста
При выборе холста следует помнить о различных видах его классификации, однако в первую очередь потенциальный покупатель обращает внимание на то, в каком виде продается материал.
В зависимости от этого, отличают несколько видов основ, причем основа считается достаточно важной характеристикой любого холста. Холст обычно наклеивают на плиту МДФ, ДВП или же натягивают на подрамник. Реже в качестве основы выбирается толстый картон или оргалит.
Подрамник сделан в виде жесткого каркаса. Он собирается из деревянных, пластиковых или алюминиевых реек. Холст натягивается на конструкцию достаточно плотно, тем не менее, на раме он «дышит», поэтому краска высыхает равномерно и быстро.
По качеству подрамники бывают разными. Хорошие модели оснащены специальными бортиками.
Благодаря им, холст не соприкасается с самой основой.
Это очень важно в процессе рисования, так как незастывшая краска может приклеить полотно к рамке и при этом изменится его натяжение.
У деревянных подрамников рейки сделаны из березы, бука, сосны, дуба и прочих твердых пород древесины. Они отлично переносят перепады температуры и влажности, не деформируясь. Но при выборе подрамника все равно полезно проверить его геометрию, положив каркас на ровную горизонтальную поверхность.
Необходимо, чтобы все четыре угла одновременно касались поверхности.
Алюминиевые подрамники появились относительно недавно. Они обладают необходимой прочностью, а также малой массой, что незаменимо в художественном творчестве.
Но острые алюминиевые углы реек часто прорезают полотно, поэтому такие рамки приходится дорабатывать.
Подрамники из пластика обладают единственным достоинством – малой ценой. В остальном же такие конструкции уступают своим аналогам. Пластик гнется, поэтому полотно не удастся хорошо натянуть.
Отличаются подрамники и по своей конструкции. Различают глухие и модульные подрамники. Рейки глухого подрамника скреплены между собой металлическими скобами и клеем. Они остаются неподвижными друг относительно друга, поэтому отрегулировать натяжение холста в такой конструкции невозможно.
Кстати, достаточно часто возникает необходимость регулировки, так как холст может провисать.
Модульные подрамники собраны при помощи шипового соединения, поэтому есть возможность регулировать натяжение полотна путем установки специальных клиньев в пазы.
Жесткий каркас для холста позволяет избавиться от необходимости использования мольберта. Это очень удобно, особенно в работе на пленэре. Если полотно наклеено на основу, то оно в меньшей степени подвергается различного рода деформациям, уменьшается риск повреждения или провисания холста.
Таким образом, факторы, негативно влияющие на качество красочного покрытия, сводятся к минимуму. Основы из толстого картона востребованы начинающими художниками. Они недорого стоят и позволяют создавать этюды или эскизы небольших форматов. Таким образом, можно познавать различные приемы работы с маслом или акрилом. Готовую работу можно впоследствии вставить в стандартную раму.
Основа из древесно-волокнистой плиты или оргалита применяется в том случае, когда на холст накладывается краска в несколько слоев, а также картина переполнена декоративными элементами. Но у такой основы есть один существенный минус.
Он достаточно тяжелый и даже в центре может прогибаться под действием собственной тяжести.
Для написания картин большого формата удобнее приобретать холсты в рулонах. Художник отрезает кусок полотна нужного размера и фиксирует его на основе или на подрамнике самостоятельно. Минус заключается в том, что без должного опыта и навыка достаточно сложно правильно натянуть холст на подрамник.
Как выбрать ткань для холста
Холсты для рисования могут быть выполнены из разных тканей, причем как из натуральных, так и из синтетических. Но не все ткани схожи по своей применимости, а некоторые из них вовсе не подходят для живописи.
Рассмотрим популярные варианты хлопковых, льняных, синтетических и смесовых тканей.
Зернистость холста
Еще одной важной характеристикой, которую учитывают художники при выборе холста, является его зернистость.
Еще при покупке следует обратить внимание на эту деталь.
Зернистостью как раз и является та фактура, о которой мы постоянно говорим. Она напрямую зависит от толщины нити сотканного материала. Если холст не покрыт грунтовкой, то зернистость с его лицевой и изнаночной стороны должна быть одинаковой. Традиционно различают три степени зернистости холстов:
Мелкозернистые полотна обладают почти идеально гладкой поверхностью. Такие холсты обычно выбирают при работе над портретами, миниатюрами а также в тех жанрах, где необходима точная цветопередача и детальная прорисовка элементов.
Именно мелкозернистые холсты следует выбирать, если в работе планируется применять метод лессировки, то есть, работать с полупрозрачными слоями.
Например, если начинающий художник не знает, какой вариант холста выбрать, то рекомендуется начинать оттачивать свое мастерство на материалах со средней зернистостью. Он подходит для большинства техник и форматов.
Крупнозернистый холст (плотность до 600 г/м 2 ) предназначен для написания больших по размеру картин. Фактура ткани хорошо удерживает густые и тяжелые слои краски.
Не секрет, что при работе с акрилом или маслом используется специальный инструмент – мастихин. Крупнозернистые холсты в наибольшей степени подходят для нанесения краски художественным шпателем.
Классификация по типу плетения
В зависимости от того, как на холсте расположены волокна, различают несколько типов плетения. Этот вид классификации также считается популярным среди художников.
При выборе холста важно помнить, что он по своим свойствам и характеристикам должен, прежде всего, соответствовать той технике письма, которую планируется применять в работе.
К примеру, если предполагается накладывать тонкие слои краски для гладкой живописи (с отсутствием фактуры), то следует выбирать мелкозернистые холсты. Пастозная живопись ведется по фактурным полотнам, то есть используются крупнозернистые холсты с частым плетением, чтобы материя выдержала тяжесть краски.
Выбор грунта
Для более прочного скрепления основы и краски на холст наносится специальный состав – грунт. Параллельно с этим, грунт может выполнять и второстепенные функции, придавая холсту нужную фактуру или фон.
Обычно на полотно наносят несколько слоев грунтовки, но самостоятельно проделывать эту работу не придется, так как в большинстве случаев специальные холсты для рисования продаются предварительно обработанными проклейкой и грунтовкой.
Для новичков такие холсты будут настоящим подарком, хотя и здесь при выборе придется учесть некоторые нюансы.
Художники со стажем предпочитают обрабатывать основу самостоятельно, поэтому приобретают негрунтованный холст в рулонах.
Вид используемого грунта напрямую влияет на прочность красочного слоя.
При выборе готовых холстов приходится проверять качество грунта.
Оцените визуально состояние полотна.
На его поверхности не должно быть никаких ниток, зазубрин, точек. На мелкозернистых холстах фактура сквозь грунт не должна проступать. Целостность покрытия проверяется при помощи живописного льняного масла.
На поверхность полотна наносится слой масла. Если грунтовка качественная, то с основой ничего не произойдет, и она не поменяет своего цвета. Если же через мельчайшие трещины в грунте масло проникло на холст (о чем будет свидетельствовать появление темных пятен), то такая основа для рисования не подойдет.
В результате того, что краска протечет через мелкие трещины грунтовки, на картине будут образовываться затемнения, которые лаком подкорректировать или убрать не получится. Опытные мастера всегда дорабатывают готовые холсты, нанося на полотна слой акрилового грунта или желатинового клея.
Для самостоятельного грунтования холста потребуется определенный навык и сноровка, так что рано или поздно новичку придется начинать экспериментировать. Приведем один из многочисленных примеров алгоритма подготовки холста к работе.
Желатин разводится согласно инструкции, но желательно выбирать более насыщенные виды. Их можно отличить по характерному ярко-желтому цвету. Как только он загустеет, можно приступать к работе. Желатин на холст наносится обычным шпателем.
Необходимо стараться втереть вещество сквозь ячейки плетения.
Слой должен подсохнуть, а затем можно наложить еще один слои и тоже выждать время, чтобы он засох. Дальнейшие действия зависят от того, какой фон хочет получить художник. На слой желатина необходимо положить белую фасадную краску, а для получения фона в краску добавляют краситель.
Краска доводится до сметанообразной консистенции и наносится в два слоя при помощи широкой кисти. На финальной стадии холст покрывается фасадной пропиткой, но некоторые специалисты добавляют в краску мел или цинковые белила. Холст будет готов к работе примерно через 5-7 дней.
Советы для выбора холста
К сожалению, мы не всегда принимаем правильное решение, и цена ошибки может быть очень высокой. При неправильном выборе холста может пойти насмарку работа нескольких недель или даже месяцев.
Чтобы минимизировать риски, нужно уметь выбирать основу еще до ее приобретения. Но некоторые «неприятности» считаются нормальными, так как легко устраняются.
Например, если вы купили холст на деревянном подрамнике, и он провис, то исправить ситуацию поможет регулировка реек.
Для этого достаточно в специальные паза вставить клинья, и рейки разойдутся. При неправильном хранении холста на полотне образуются вмятины. Такое бывает, когда на материал опирается подрамник меньшего размера своим углом.
Усиливать натяжку холста не следует.
Ситуацию можно спасти простым смачиванием холста водой из пульверизатора. Останется только дождаться, когда холст высохнет.
При выборе холста обязательно проверяется качество волокон. На них не должно быть узлов и прочих ткацких дефектов. Такие дефекты даже после грунтовки могут портить слой краски и разрушать его.
Если вы приобретаете грунтованный холст, убедитесь в том, что он прогрунтован равномерно, даже по краям.
Именно от-за отсутствия грунта по краям краска начинает подниматься и быстро отваливается.
Пейзажи лучше рисовать на холсте с натуральным оттенком грунтовки (от бежевого до коричневого). С крупнозернистыми холстами без должного опыта работать сложно. Ячейки необхиомо прогрунтовать так, чтобы все пустоты закрылись.
Определенные требования предъявляются и к подрамнику. Для холстов, ширина которых в большей части не превышает 50 см, должен быть подрамник, состоящий из реек толщиной около 4 см.
При больших размерах полотна ширина рамки должна быть не менее 5,5 см. Работы крупных форматов выполняются на подрамнике, усиленном поперечными рейками. Как можно догадаться из вышесказанного, предпочтение лучше отдать модульному подрамнику. В полный комплект должны входить специальные клинья для регулировки реек.