что такое хариджиты в исламе

Кто такие хариджиты, и что стало причиной возникновения этого течения?

что такое хариджиты в исламе. Смотреть фото что такое хариджиты в исламе. Смотреть картинку что такое хариджиты в исламе. Картинка про что такое хариджиты в исламе. Фото что такое хариджиты в исламе

Кто такие Хариджиты?

Перед тем, как начать подробно рассматривать историю возникновения секты хариджитов и ее идеологию, необходимо попытаться описать ту историческую атмосферу, которая царила во время правления халифа Али (да будет доволен им Аллах) и началась во время правления его предшественника халифа Усмана бин Аффана.

Волна недовольства политикой Али не ослабла, и на следующий год произошло сражение, которое и положило начало секте хариджитов – битва при Сиффине. Мы не станем подробно останавливаться на ходе самой битвы, и упомянем лишь ее важнейший момент – третейский суд, когда враждующие стороны решили оставить разрешение их споров на суд Аллаха и обратились к Корану для поиска выхода из сложившейся ситуации. Судьями выступили Амр бин аль-Ас со стороны Муавии и Абу Муса аль-Ашари со стороны Али.

Негодуя тем, что Али пошел на поводу противников и согласился на третейский суд, от Али откололась значительная часть его войска, которая насчитывала около 12 тысяч человек. Они предъявили Али обвинение в отходе от Ислама, мотивировав свой вердикт тем, что только Аллах имеет право судить, а людям способность судить по справедливости недоступна. Выступив против Али и отколовшись от его войска и большинства мусульман, эта группа стала ядром только что образовавшейся секты хариджитов.

В целом являясь суннитами, хариджиты более строго относились к и религиозному и личному поведению мусульман. Например, хариджиты, в отличие от приверженцев ортодоксального Ислама, утверждали, что Ислама без деяний не существует, и любой, оставивший молитву, пост или закят считается неверным и подлежит соответствующему наказанию.

Основным пунктом их идеологии являлось утверждение о равенстве арабов и неарабов внутри Уммы, а халиф должен был выбираться среди достойнейших кандидатов, однако его власть должна была быть ограничена. Так, халиф имел право только на исполнительную власть. Судебная и законодательная власть, по мнению хариджитов, должна была принадлежать совету (Шура).

Хариджиты уравняли в своей идеологии большие и малые грехи, убивая любого согрешившего, чей проступок будет доказан, приравнивая совершение греха к вероотступничеству.

Хариджиты отличались своим особым рвением к выполнению религиозных предписаний, вели аскетическую жизнь. Отрицали аллегорическое трактование аятов Корана, буквально воспринимая его текст. В целом, хариджиты производили впечатление чрезвычайно набожных мусульман, часто молившихся и постившихся, что не мешало им, однако, убивать сподвижников Пророка, обвиняя их в неверии.

Хариджиты в свое время раскололись на большое количество течений, разойдясь в мнениях относительно политических или религиозных аспектов Ислама. Единственным течением хариджитов, дошедших до наших дней, является течение ибадитов, которое сформировалось в VII веке в Ираке и было названо по имени основателя течения Абудллаха бин Ибада, который сформулировал идеологию ибадитов.

По мнению современных мусульманских ученых, идеология ибадитов характеризуется следующими аспектами:

Современные ибадиты мало чем похожи на своих предшественников и их с трудом можно назвать хариджитами, за исключением некоторых богословских аспектов. Самые большие общины хариджитов-ибадитов находятся в Омане, Алжире, Тунисе и Ливии.

Примечательно сравнение хариджитов с последователями современного течения ваххабитов, которых некоторые ученые прозвали «неохариджитами». Приведем цитату видного ханафисткого алима Ибн Абидина (1784-1836) о «последователях ибн Абдуль-Ваххаба, хариджитах нашего времени»: «Они считали неверующими сподвижников пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), то это не является условием для того чтобы называться хариджитами. Это разъяснение о тех, кто вышел против Али, да будет доволен им Аллах. Чтобы считаться хариджитами хватает того, что они считают неверующими тех, против кого они вышли, как это и произошло в наши времена с последователями Ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди, который появился из Неджда и установил свой контроль над двумя священными Харамама (в Мекке и Медине). Они последователи имели обыкновение приписывать себя к мазхабу Ханбали, но они полагают, что только они являлись мусульманами и что, если кто выступает против их верований, то они являются многобожниками, таким образом они разрешили убийство тех, кто является Ахлю-Сунна и их ученых, пока Аллаху Всевышний не разрушил их энергию и власть, и не разрушил их города и пока не получили в них победу войска мусульман в 1233 году». [«Раддуль Мухтар аляд Дурриль Мухтар», том 4, стр. 262, глава относительно последователей ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди].

Также, существует множество других оснований, включая хадисы Посланника Аллаха, которые могут служить доказательством законности причисления последователей течения ваххабитов к неохариджитам. Некоторые из хадисов:

Под востоком в словах Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) подразумевается регион Неджда, который находится восточнее Хиджаза и из которого вышли лжепророк Мусайлима и основатель движения ваххабитов Мухаммад бин Абдульваххаб. Известно, что Посланник Аллаха отказался молиться за Неджд по просьбе местных мусульман, мотивировав свой отказ словами: «Там [Неджд] будут землетрясения и разногласия, и там вырастет рог Шайтана».

Источник

Что такое хариджиты в исламе

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Являются ли хариджиты и мурджииты мусульманами?

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Хариджиты являются самой ранней и зловредной сектой Ислама, о которой неоднократно предсказывал сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

«В конце времён появятся люди, молодые годами и глупые рассудком. Они будут (всего лишь) произносить самые лучшие из слов творений — будут читать Коран, который не пройдёт ниже их глоток. Они вылетят из религии подобно тому, как стрела пролетает сквозь мишень. Если вы встретите их, то убивайте их. Истинно, тому, кто их убьёт, за их убийство будет уготована награда у Аллаха в День воскресения» (аль-Бухари, Муслим).

«Поистине, среди потомков этого человека (прародителя хариджитов) появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток (их чтение) не пройдёт, и они вылетят из религии подобно тому, как (выпущенная) стрела пролетает сквозь (пробитую) мишень!»

Абу Са’ид аль-Худри, рассказавший этот хадис, добавил:

«И я думаю, что он сказал: «Если я застану их, я непременно стану убивать их подобно тому, как убивали самудян!»» (аль-Бухари, Муслим).

Ещё в одном предании Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предсказал:

«Они будут убивать приверженцев Ислама, оставляя (в живых) идолопоклонников, и вылетят из религии, словно стрела, проходящая сквозь цель навылет. Если я застану их, (дожив до тех дней), то обязательно убью их, как были убиты адиты» (аль-Бухари, Муслим).

Также от Абу Са’ида аль-Худри известно, что именно духовному праотцу всех хариджитов был адресованы священные аяты (см. «Сахих» аль-Бухари, 6534):

«Среди них есть такие, кто обвиняет тебя, (Мухаммад,) из-за милостыни, (которую ты раздаёшь). Если им досталось что-либо из этого, то они довольны, если же им ничего не досталось, то они приходят в ярость. Лучше бы они довольствовались тем, что дали им Аллах и Его Посланник, и сказали: «Нам достаточно Аллаха. Аллах одарит нас из Своих щедрот, а также Его Посланник. Воистину, мы устремляемся к Аллаху!»» (Коран, 9:58-59).

Ещё яснее природу этих мерзких сектантов дают понять слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Хариджиты — это псы Огня» (Ибн Маджа, Ахмад; хадис удостоверен аль-Хайсами. См. «Маджма’у-з-заваид», 6/232).

Сообщается, что Абу Галиб сказал:

«(Однажды) Абу Умама увидел (отрубленные) головы (хариджитов), выставленные на лестнице мечети Дамаска и сказал: «Собаки (из числа обитателей) Огня, худшие из когда-либо убитых под небосводом, а лучшие убитые – это те, кого убили они», а затем он прочитал аят:

«В тот День, когда побелеют одни лица и почернеют другие лица. Тем, чьи лица почернеют, (будет сказано): “Неужели вы стали неверующими после того, как уверовали? Вкусите же мучения за то, что вы не верили!”» (Коран, 3:106).

Я тогда спросил у Абу Умамы: «Ты слышал это от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Он ответил: «Если бы я слышал это от него лишь один, два, три или четыре раза — он досчитал до семи раз – я бы не стал рассказывать вам об этом»» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад. Достоверность подтвердили аль-Хайсами в «Маджма’у-з-заваид», 6/234 и аз-Захаби в комментариях в «Мустадраку» аль-Хакима, 2/437).

Возникает вопрос: можем ли мы считать хариджитов частью уммы Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) или нет? В целом учёные сошлись на том, что хариджитские секты не выходят из Ислама — хотя часть имамов полагала иначе (включая некоторых сахабов). Ибо подлинное вероотступничество состоит в отрицании достоверных текстов Корана и Сунны, крайне оскорбительном отношении к Аллаху и Его пророкам либо в почитании идолов. Те же хариджиты, которые не дошли до таких крайностей, остаются мусульманами, как говорил шейху-ль-ислам Ибн Таймия:

«Сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Али бин Аби Талиб и другие не обвиняли их в неверии тех хариджитов, с которыми они сражались. Отношение Али и прочих сахабов к хариджитам отличалось от их же отношения к вероотступникам, и никто не упрекал Али за это. Более того, известно о единогласной позиции сахабов, что они (хариджиты) не вышли из исламской религии» («Минхаджу-с-сунна», 5/163).

«(На вопрос о том), стоит ли обвинять хариджитов и рафидитов в неверии, от Ахмада и других (имамов) пришли спорные ответы и колебания» («Маджму’у-ль-фатава», 3/352);

«Юсуф бин Асбат, а затем Абдулла бин аль-Мубарак. сказали: «Основных ересей четыре: рафидиты, хариджиты, кадариты и мурджииты». Ибн аль-Мубарака спросили: «А джахмиты?» Он ответил: «Они не являются частью уммы Мухаммада»» («Маджму’у-ль-фатава», 3/350).

И первые поколения уммы не казнили каждого хариджита — как положено поступать с предателями Ислама, а лишь воевали против тех из них, кто покушался на их права.

В отношении мурджиитов передаются не менее суровые хадисы:

«Мурджииты и кадариты – огнепоклонники этой уммы, поэтому когда они заболеют, не навещайте их, а когда они умрут, не ходите на их похороны» (ат-Табарани);

«Две группы из мой уммы не будут подпущены к моему водоёму и не войдут в Рай – кадариты и мурджииты» (ат-Табарани; достоверность подтвердил аль-Хайсами в «Маджма’у-з-заваид», 7/207);

«Две группы из моей уммы, которым нет удела в Исламе – мурджииты и кадариты» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи);

«Две группы из моей уммы не получат моего заступничества – мурджииты и кадариты» (ат-Табарани).

Однако стоит обратить внимание на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал мурджиитов частью своей уммы, поэтому все учёные согласны с их статусом мусульман:

«Праведные предки и имамы не спорили с тем, что нельзя обвинять в неверии мурджиитов и шиитов, предпочитающих (Али другим праведным халифам — без такфира и проклятия), и им подобных. И нет никаких противоречий в текстах (преданий от имама) Ахмада относительно того, что они не впадают в неверие» («Маджму’у-ль-фатава» Ибн Таймии, 3/351).

Неверующими имамы признали лишь крайние группировки мурджиитов (а также кадаритов и шиитов), которые, смыкаясь с джахмитами, поставили под сомнение священный Коран и полностью отрицали некоторые имена и качества Аллаха либо не обязывали мусульман свидетельствовать о вере даже языком:

«Что же насчёт Джахма, то он говорил: «Поистине, вера — это простое признание Истины сердцем, даже если и не говорить о нём никому». Эти слова неизвестны ни от одного из учёных уммы и её имамов; Ахмад, Вакиа и другие (имамы) считали неверным того, кто сказал такое» («Маджму’у-ль-фатава», 13/47).

Все эти слова учёных ещё раз доказывают нам, насколько осторожно надо подходить к вопросу такфира, навешивающего на мусульман ярлыки вероотступников. Читайте также:

Источник

Течение «Хариджиты»

Хариджизм – это одно из ранних еретических направлений, представители которого выступают против законного мусульманского правителя и считают неверующими мусульман, которые совершают тяжкие грехи.

Определение термина «хариджиты»

Слово «хариджит» /хауаридж/ — является множественным числом от слова «хариджа», и означает группа /таифа/. См. «Фатх аль-Бари» 12/296 Ибн Хаджара.

Хариджиты были прозваны так по причине своего выхода /«хурудж»/ против лучших людей этой общины /сахабы/ и правителей мусульман /джама’ата/, которые были единогласно выбраны ими. См. «Фатх аль-Бари» 12/297.

Также эта секта была известна и под иными названиями и прозвищами.

Къады ‘Ийяд (ум. 544 г.х.) сказал: «Хариджитов называли „аль-марикъа“ (вышедшие), опираясь на высказывание Пророка ﷺ о них: „они выйдут из религии“». Сами же они были довольны любыми названиями, кроме этого. См. «Шарх Сунан ан-Насаи» имама ас-Суюты 7/85.

Их также называли «харуритами», так как свой первый мятеж они подняли в местности под названием Харура, в дальнейшем обосновавшись там. Харура — город располагающийся недалеко от Куфы. См. «Шарх Сахих Муслим» имама ан-Науауи 7/170 и «Шарх акидатуль вастиййа» Халида аль-Муслиха стр. 170.

Также их называли «люди ан-Нахрауана», так как именно в этой местности ‘Али выступил против них и нанес им сокрушительное поражение. См. «Шарх акидатуль вастиййа» стр. 170.

Они также были прозваны «аль-мухаккима». Это свое название они получили после того, как не признали мирное соглашение между ‘Али и Муауийей, да будет доволен ими Аллах, посчитав, что оно противоречит аяту: «Суд принадлежит только Аллаху», настаивая на продолжении сражения. См. «Макаляту ислямиййин» стр. 207, Абуль-Хасана аль-Аш’ари.

Хариджитов прозвали «аль-мухаккима» (производное от слова аль-хукм «суд») по причине их крайних взглядов и неправильного понимания вопроса «Суда не на основании ниспосланного Аллахом».

Они стали первыми, кто начал обвинять мусульман в неверии за совершение грехов, утверждая, что за большие грехи мусульманин пребудет вечно в Аду. Тех же, кто был не согласен с их взглядами, они также объявляли неверными, считая дозволенным для себя покушаться на их жизнь и имущество. См. «Итхафуль-джама’а» 1/274-275 шейха Хамуда ат-Тувейджири.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия и хафиз Ибн Касир говорили: «Поистине, первое нововведение /аль-бид’а/ и раскол в Исламской умме произошли из-за смуты хариджитов!» См. «Маджму’уль-фатауа» и «Тафсир Ибн Касир» 12/468.

Хадисы о хариджитах

Их появление было предсказано еще Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха:

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Появятся люди в моей общине со стороны востока, которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток! Они будут появляться каждый век и будут разгромлены, будут появляться каждый век и будут разгромлены», и Пророк ﷺ повторил эти слова больше двадцати раз, «будут появляться каждый век и будут разгромлены. И так будет продолжаться пока из их войска не выйдет Даджаль!» Ахмад 2/174, Ибн Маджах 173. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани. См. также «Сахих аль-джами’» 8171. Подобный хадис также приводит и имам ан-Насаи 4103, а хафиз Ибн Хаджар назвал его достоверным.

В этом хадисе сообщается, что тот хариджит считал себя лучше сподвижников Пророка ﷺ и даже самого Пророка ﷺ! Этот хадис указывает на то, что хариджиты плохо думают о других и хорошего мнения о себе.

От Анаса сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, появится среди вас народ, который будет настолько усердным в поклонении, что удивит людей и даже самих себя. Но они вылетят из религии так же, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!» Абу Я‘ля, 3/107. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 4/519.

Передают со слов Абу Гъалиба о том, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, (как-то) сказал: «Худшие из убитых под небосводом и лучшие из убитых те, кого они (хариджиты) убили! Собаки (из числа обитателей) Огня! Они были мусульманами, но стали неверными!» Я спросил: «О Абу Умама, это то, что ты говоришь (твоё мнение)?» Он ответил: «Нет, я слышал это от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Этот хадис передали Ахмад 5/256, ат-Тирмизи 3000 и Ибн Маджах 176. Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-‘Араби, шейх Ахмад Шакир, шейх Мукъбиль и шейх Шу’айб аль-Арнаут. См. «‘Аридатуль-ахвази» 6/110, «‘Умдату-т-тафсир» 1/400, «аль-Фатава аль-хадисиййа» 1/426, «Тахридж аль-муснад» 22262. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих Ибн Маджах» 146.

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Мас’уд сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „В последние времена появятся люди молодые в годах, бестолковые в умах, которые станут произносить лучшие речи людей, которые будут читать Коран, но он не пройдёт дальше их глоток! Они выйдут из Ислама подобно тому, как стрела вылетает из пробитой насквозь дичи, и пусть тот, кто их встретит — убивает их, ибо, поистине, тот, кто их убьёт получит вознаграждение от Аллаха!“» Этот хадис передали Ахмад 1/404, ат-Тирмиизи 2188 и Ибн Маджах 168. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 138, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8052.

Сообщается, что Абу Саляма сказал: «(Однажды) я сказал Абу Са’иду аль-Худри: «Слышал ли ты, как посланник Аллаха ﷺ говорил что-то относительно харуритов?[1]» И он сказал: «Я слышал, как он рассказывал про усердно поклоняющихся людей: „Любой из вас будет считать свою молитву ничтожной, по сравнению с их молитвой, а также свой пост по сравнению с их постом! (Но) они выйдут из религии подобно тому, как вылетает стрела из пробитой ею насквозь дичи. Он (метающий стрелу) взял свою стрелу и осмотрел её наконечник, но не увидел ничего[2]. И он посмотрел на её остриё, но не увидел ничего, посмотрел на древко (стрелы), но не нашёл ничего, и посмотрел он на её перья, но стал сомневаться, видит он что-нибудь или нет?!“» Этот хадис передали Ахмад 3/33, аль-Бухари 5058, Муслим 1064, Ибн Маджах 169 и Ибн Хиббан 6737. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 139, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8053, «Тахридж китабу-с-сунна» 923-926, 355.

[1] Так называли хариджитов, так как они появились в местности под названием Харураъ, которое находится поблизости Куфы в Ираке. См. «Сунан Ибн Маджах» с комментариями Мухаммада Фуада ‘Абдуль-Бакъи 1/60.

[2] То есть не увидел на нём прилипшей крови из-за того, что она (стрела) быстро пролетела (сквозь дичь). См. «Сунан Ибн Маджах» с комментариями Мухаммада Фуада ‘Абдуль-Бакъи 1/60.

Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, после меня в моей общине — или вскоре после меня в моей общине появятся — люди, которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток. Они будут выходить из религии подобно тому, как вылетает стрела из пробитой ею насквозь дичи, а затем они не станут возвращаться в неё. Они — худшие из людей и творений». ‘Абдуллах ибн ас-Самит сказал: «И я рассказал об этом Рафи’у ибн ‘Амру, брату аль-Хакама ибн ‘Амра аль-Гъифари и он сказал: „Я тоже слышал об этом от посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах“». Этот хадис передали Ахмад 5/31, Муслим 1067, Ибн Маджах 170 и Ибн Хиббан 6738. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 140, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2039.

Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах сказал: «(Однажды,) когда посланник Аллаха ﷺ находился в Джи’ране, он делил (между людьми) золото, серебро и трофеи, и он в это время был в комнате Биляля. Тогда один человек сказал: „О Мухаммад, будь справедлив, ибо, поистине, ты проявляешь несправедливость!“ (Пророк ﷺ) сказал: „Горе тебе! Кто же будет проявлять справедливость после меня, если я не буду проявлять справедливость?!“ Тогда ‘Умар (ибн аль-Хаттаб) сказал: „О посланник Аллаха, позволь мне отрубить ему голову, это лицемер!“ Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Поистине у него появятся последователи, которые будут читать Коран, но он не будет проходить их ключицы. Они выйдут из религии подобно тому, как вылетает стрела из пробитой ею насквозь дичи“». Этот хадис передали Муслим 1063 и Ибн Маджах 172. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 142.

Сообщается, что когда Зуль-Хувайсара, предок всех хариджитов, будучи недовольным разделом трофеев Пророком ﷺ сказал ему: «О Мухаммад! Побойся Аллаха, будь справедлив!» В другой версии сказано, что он сказал: «Это было сделано неискренне!», после того, как он ушёл, посланник Аллаха ﷺ сказал своим сподвижникам за его спиной: «Поистине, ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут казаться вам ничтожными. Среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток их чтение не пройдёт, и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой дичи. И если я застану их, то обязательно буду убивать их подобно тому, как был истреблён народ Самуд». аль-Бухари 4351, Муслим 1064.

Сообщается, что Ибн Абу ‘Ауфа сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Хариджиты — собаки Огня!“» Этот хадис передали Ахмад 4/355, Ибн Маджах 173, аль-Хаким 3/571. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 143, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3347.

В версии этого хадиса, которую приводит аль-Хаким сообщается, что Са’ид ибн Джумхан сказал: «(Однажды) я пришёл к ‘Абдулле ибн Абу ‘Ауфу — сподвижнику Пророка ﷺ и поприветствовал его, он же был слепым. Он спросил меня: „Кто ты?“ Я ответил: „Я — Са’ид ибн Джумхан“. Он спросил: „А что делал твой отец?“ Я ответил: „Его убили азракъиты“. (Тогда) он сказал: „Да проклянет Аллах азракъитов! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам, что они собаки Огня!“»

Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „В последние времена появятся люди (или он сказал: „в этой общине“), которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток (или: „горла“). Их приметы — бритые (головы). Если вы увидите их (или: „Если вы встретите их“), то убивайте их!“» Этот хадис передали Ахмад 3/197, Абу Дауд 4766 и Ибн Маджах 175. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 145, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8054, «Тахридж китабу-с-сунна» 940, 945.

Источник

Кто такие хариджиты?

Хариджатами (от арабского الخوارج [хаваридж] – «вышедшие», «покинувшие») принято называть членов группы, появившейся в ходе первой в истории ислама религиозно-политической смуты. Возникновение этой секты стало результатом кризиса власти, который наступил после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.).

История вопроса

Сиффинская битва 657 года (по Милади) считается первой смутой в истории ислама, когда одна группа мусульман решила не подчиниться воле праведного халифа Али (р.а.). Тогда на берегу реки Евфрат сошлись его войска с армией Муавии, основателя династии Омейядов.

Противостояние сахабов и одной из самых важных личностей в истории ислама было обусловлено теми проблемами, которые возникли после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.). Вопросы престолонаследия постоянно расширяющегося мусульманского государства не были разрешены, в связи с чем политический кризис стал нарастать как снежный ком. В особенности, непросто пришлось Али (р.а.), который занял пост халифа после убийства Усмана (р.а.). Многие известные мусульмане, в частности, жена Пророка Айша (р.а.), Тальха ибн Убайдилла, а также примкнувший к ним родственник Усмана Муавия, потребовали от Али (р.а.) скорейшего проведения расследования убийства третьего праведного халифа и наказания всех, кто был замешан в преступлении. Однако Али (р.а.) не проявлял должной активности в этом вопросе, что вызвало недовольство со стороны его оппонентов. Конфликт стал нарастать и вылился в Сиффинскую битву.

Ход битвы должен был ознаменоваться поражением Муавии. Однако особенностью этого военного столкновения стало то, что предводители конкурирующих групп решили провести третейский суд, тем самым попытавшись разобраться в конфликте сквозь призму Священного Корана. Изначально Али (р.а.) не рассматривал подобный вариант развития событий приемлемым, однако впоследствии уступил требованию принять предложение Муавии о третейском суде, которое стало исходить из рядов его же (Али) армии. Из состава двух конкурирующих лагерей были отобраны представители для проведения третейского суда – Амр ибн ‘Ас со стороны Муавии, Абу Муса Ашари со стороны Али (р.а.). Примечательно, что изначально Али не хотел отправлять на переговоры Абу Мусу, однако снова пошёл на поводу несогласных из его же лагеря бойцов.

Развитие хариджизма

Убеждения хариджитов в течение небольшого промежутка времени значительно прогрессировали в сторону оправдания ещё большего насилия и сеяния смуты. Хариджиты верили, что совершение греха аналогично выходу из ислама. Т.е. если человек сделает нечто предосудительное и не покается, то он автоматически попадает в категорию неверных. Кроме того, хариджиты рассматривали в качестве источника исламского права только Священный Коран, отказывая в этом статусе сунне Пророка и иджме (единому мнению мусульманских учёных по какому-то вопросу). Их отличало стремление к жертвенности, которая должна быть характерна не только для мужчин, но и для женщин.

Учитывая то, каким образом произошло образование этого течения, нетрудно догадаться, что хариджиты имели отличающиеся как от суннитов, так и от шиитов мнения по вопросам передачи власти. Например, хариджиты утверждают, что халиф не должен быть обязательно из племени Курайш. Любой богобоязненный мусульманин имеет право претендовать на этот пост. Хариджиты отстаивают наличие права на восстание против правителя, который уклоняется от их интерпретации ислама.

В настоящее время некоторые учёные прямыми потомками хариджитов считают приверженцев ибадизма, проживающих в Омане. Однако сами ибадиты коренным образом отвергают наличие каких-либо связей с хариджизмом. К тому же современный Оман является одним из самых миролюбивых государств, стремящихся во внутренней и внешней политике искать компромиссные решения. Ещё одним распространённым мнением относительно проявлений хариджизма в настоящее время является представление в подобном ключе современных радикалов из разнообразных преступных организаций.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) о хариджитах

Есть несколько хадисов Заключительного посланника Аллаха (с.г.в.), которые предрекали появление секты отступников:

«Передается со слов Юсайр ибн Амра. Я спросил у Сахля ибн Хунайфа:

– Слышал ли ты от Пророка (с.г.в.) что-нибудь об аль-хаваридж?

– Я слышал, как он говорил о них, указывая на Ирак: “Оттуда появятся люди, которые будут цитировать Коран, но он не будет выходить дальше их горла. Они будут выходить из ислама подобно стреле, выпущенной из лука”» (Бухари).

«Передаётся со слов Абу Саид аль-Кудри:

– Придут люди из Востока, которые будут цитировать Коран, но он не будет проходить дальше их глотки. Они будут проходить через религию, как стрелы, летящие в цель. Подобно тому, как стрелы не возвращаются обратно в лук, откуда были пущены, так и эти люди не вернутся в ислам» (Бухари).

«Поистине, после меня из моей уммы выйдет группа людей, которая будет цитировать Коран. Но он не будет проходить дальше их глотки. Эти люди будут, как стрелы, выходить из религии и никогда не вернутся к ней. Они будут самыми худшими из творений» (Муслим).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *