что такое халколиван в библии
Почему Господь медлит с судом?
Весь этот месяц в своих молитвах я был сосредоточен на теме видения Иоанна о Вознесенном Христе из Книги Откровения 1:12-20. Эти стихи просто пронизаны истиной, открывающей нам, Кем является Иисус для Церкви сегодня. И я мог бы сказать очень много об этом удивительном откровении – больше, чем может вместить одна статья. Поэтому сегодня я решил сосредоточиться только на одной части этого откровения – ногах Иисуса.
В этом месяце статья будет несколько глубже, чем обычно. Но если Вы прочтете ее до конца, думаю, Вы будете рады, что сделали это. Итак, начнем.
ЧТО ТАКОЕ ХАЛКОЛИВАН?
В Откровении 1:15 Иоанн пишет, что он взглянул на ноги Иисуса. Иоанн описывает это так:
«И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи…»
Иоанн описал ноги Иисуса как «подобные халколивану». Греческое слово chalkolibanon, переведенное как «халколиван» – это очень необычное соединение двух греческих слов, образованных от chalkos и libanos.
Естественным образом, в природе, ладан и бронза не смешиваются, поэтому слова «подобны халколивану» несут аллегорическое послание о Христе для Церкви на все времена. Оно соединяет в себе символическое значение меди (бронзы) и ладана, чтобы наглядно продемонстрировать картину суда и молитвы.
ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ?
Фактически Иоанн написал, что ноги Христа выглядели «как раскаленные в печи». Это говорит нам, что метал ещё не застыл. Иначе говоря, процесс принятия решения всё ещё находился «в плавильном котле». Метал уже был расплавлен и залит, но из-за того, что он ярко светится, мы понимаем, что процесс затвердевания ещё не завершен. Изделие из бронзы – или исполнение приговора – еще не завершено.
ХРИСТОС НИКОГДА НЕ СПЕШИТ С СУДОМ. НИКОГДА!
Здесь Христос открывается как Тот, Кто желает идти вперёд, чтобы принести обличение, вразумление или даже суд, если это необходимо. Иисус не спешит судить. Тот факт, что Его ноги похожи на бронзу, означает, что когда Он идет вершить суд, то поднимает их медленно, одна за другой. Здесь мы видим, что Он идет достаточно медленно, чтобы дать возможность каждому человеку избежать суда и покаяться, прежде чем столкнуться с последствиями продолжительной ошибки или греха.
ХРИСТОС МОЛИТСЯ О ТОМ, ЧТОБЫ ВЫ ИСПРАВИЛИСЬ
Да! Эти строки просто лишают меня дара речи.
Если говорить о суде, Иисус сделает то, что должен. Но Он не спешит никого судить. Он обличает, а затем дает человеку время, чтобы он исправился. И даже если человек не делает этого, Иисус продолжает идти медленно. Суд, который Он несет тому, кто ослушался, облечён в молитву. Молитву о том, чтобы человек услышал, покаялся и исправился. И тогда Иисусу не придется выходить на сцену и применять более жесткие меры.
Подумайте о тех случаях, когда Святой Дух обличал Вас, но затем давал время, чтобы Вы всё осознали, исправили и привели в порядок. Разве Вы не благодарны Ему за терпение?
Да, Христос принесет наказание, если это абсолютно необходимо. Но это никогда не было Его наилучшей и наивысшей волей. Его самое большое желание – чтобы каждый христианин услышал Его наставляющий голос и исправился. И тогда суд никогда не состоится. Вот о чём молится Иисус для каждого из нас!
Я уже говорил Вам, что этот месяц будет не совсем такой, как обычно. Но нам очень важно услышать всё, что хочет сказать Бог. И Христос четко показывает нам это в Книге Откровение 1:15. Когда дело касается небесного суда, для нас жизненно важно понять милостивую и медлящую сущность Христа.
Толкование на Откровение 1:15
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Откровение 1:15 / Откр 1:15
Андрей Кесарийский (ок. VII в.)
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Под ногами Григорий Назианзин разумеет домостроительство Божие, ибо ноги Его суть плоть, которою сошедшее Божество соделало наше спасение. Ноги суть и Апостолы, как утверждение церкви. — Халколиваном врачи считают благовонный фимиам, называемый у них сильным, мужеским. Или иначе: халк (медь) означает естество человеческое, ливан (ладон) — Божеское, а совокупленные в одно слово — «халколиван» — благоухание веры и неслиянное единство естеств. Еще: халк означает благозвучие учения Христова, а ливан — обращение язычников, почему и повелевается прийти невесте (Песн. 4, 8). Ноги Христовы суть Апостолы разожженные, в подражание Христу, в горниле искушений.
Ст. 15−16 И голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обоих сторон мечь, и лице Его как солнце, сияющее в силе своей
Совершенно правильно говорит, что голос Его — как река вод многих, ибо он один и тот же, как у Него, так и у Духа, Которым «из чрева верующих истекают реки воды живы» (Иоан. 7, 38) и во всю землю ясно проповедуют. — Семь звезд далее называет Ангелами церквей. — Обоюду острым мечем называет или нечестивых отлучение, «острейшее паче всякого меча обоюду остра» (Евр. 4, 12), или меч духовный, поражающий нашего внутреннего человека. — Его лице сияет, якоже солнце не чувственным светом, но духовным: как Солнце правды. Он сияет Своею собственною силою и властью, но не как солнце чувственное, которое, будучи тварью, светит по Божьему велению и Богодарованною силою.
Источник: Толкование на Апокалипсис.
Викторин Петавийский († 303/4)
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Голос Его, как шум вод многих. Под многими водами понимаются народы, но также и дар крещения, который Он ниспослал по Своей заповеди, чтобы он распространился для спасения людей. Ноги Его подобны халколивану, как закаленные в печи. Иоанн говорит об апостолах, поскольку раскаленные страданием они проповедовали слово Его: ведь через них распространяется проповедь, и они заслуженно именуются ногами. Откуда пророк и предвосхитил, говоря: поклонимся, где стояли ноги Его (Пс 131:7), ибо, где они, как первые, стояли и основали Церковь, то есть Иудею, там соберутся все святые и поклонятся Богу своему.
Источник: Толкование на Апокалипсис.
Ириней Лионский († кон. II в.)
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Бог разнообразными способами устрояет человеческий род в согласие спасения. Поэтому Иоанн говорит в Откровении: голос Его, как шум вод многих. Ибо поистине много вод Духа Божия, потому что Отец и богат, и велик. И Слово, проходя среди людей, доставляло пользу всем, независтно повинующимся Ему, начертывая для всего творения сообразный и пригодный закон.
Апрингий († сер. VI в.)
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Ноги здесь — это пребывающая в Нем человеческая природа, которую Он воспринял ради нашего спасения. Ибо как медь в печи, краснея на поверхности, никакими пузырями и никакой ржавчиной не покрывается, так чистейшая и совершеннейшая плоть воспринятого человека, присоединенная Божеством и сохраненная в Божестве, сберегается без повреждения человеческой природы и без родительской вины.
Источник: Трактат на Откровение.
Беда Достопочтенный (672−735)
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Ноги раскаленные следует отнести к Церкви последних времен, которая испытывается пламенем и скорбями. Ведь халколиван — это медь, которая приобрела золотой цвет под воздействием очень жаркого огня и красящих веществ. Из другого перевода, в котором говорится о расплавленной ливанской меди, мы можем понять, что в Иудее, где и находится гора Ливан, Церковь будет преследуема, особенно в последние времена. Ведь и храм часто именуется Ливаном: Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои (Зах 11:1).
Источник: Изложение Откровения.
Источник: Против ересей.
Экумений († X в.)
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
По словам Иоанна: и голос Его, как шум вод многих. И по достоинству — ведь как достиг бы всей земли Его голос, а возвещение о Нем — пределов вселенной, если бы не были они доступны слуху? Не из-за чувственно воспринимаемой громогласное, но по силе возвещения.
Халколиван
Смотреть что такое «Халколиван» в других словарях:
Халколиван — (в словарях (Библейская энциклопедия)), (Откр. I, 15) зеленая медь, или бронза, род металла из золота и серебра. Согласно другим источникам, это слово означает текущую медь, в расплавленном состоянии, раскаленную добела, и вследствие того… … Википедия
Халколиван — (Отк.1:15 ) зеленая медь, или бронза, род металла из золота и серебра. По другим, это слово означает текущую медь, в расплавленном состоянии, раскаленную до бела, и вследствие того производящую ослепительный блеск … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
халколиван — ливанская медь; янтарь … Cловарь архаизмов русского языка
Халколиван — (Отк. 1:15; 2:18) обозначает какой то ценный металл или сплав металлов, который излучал яркий блеск. Его сравнивают с упоминаемой у Езд. 8:27 «лучшей блестящей медью», Дан. 10:6 «блестящая медь» и с Иез. 1:4,27; 8:2, где это еврейское слово… … Словарь библейских имен
халколиван — ливанска мед; янтар … Църковнославянски речник
Библия — Б’иблия Священное Писание, откровение слова Божия, изложенное на том или ином языке. Книги Священного Писания писались сорока двумя различными авторами, руководимыми Духом Святым, в различное время в продолжение более двенадцати столетий (книги… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Библия — Б’иблия Священное Писание, откровение слова Божия, изложенное на том или ином языке. Книги Священного Писания писались сорока двумя различными авторами, руководимыми Духом Святым, в различное время в продолжение более двенадцати столетий (книги… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи | ноги подобны халколивану
Слово халколиван (χαλκολίβανον) встречается в Библии всего в двух местах, которые находятся в Откровении. В небиблейских источниках такого слова не встречается, поэтому точно определить что такое халколиван затруднительно. В основном комментаторы склоняются к тому, что халколиван – это какой-то ценный металл или сплав металлов в составе которого есть медь (χαλκός – медь, λίβανος – ладан или страна Ливан).
В видениях ветхозаветных пророков можно найти места аналогичные рассматриваемому. В книге пророка Даниила есть описание видения «мужа в льняных оде ждах»[1]:
и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его—как топаз, лице его—как вид молнии; очи его—как горящие светильники, руки его и ноги его по виду—как блестящая медь (נחשׁת – “нэхошэт”, медь, в Септуагинте – χαλκός), и глас речей его—как голос множества людей ( Дан.10:5-6 )
Пророк Иезекииль описывает видение престола и Сидящего на нём:
И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние (חשׁמל – “хашмал”, бронза, медь или блестящий металл, в Септуагинте переводится как φέγγος – свет) вокруг него ( Иез.1:4 )
А над сводом, который над головами их, [было] подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл (חשׁמל – “хашмал”, в Септуагинте переводится как ήλεκτρον – драгоценный сплав электрон или янтарь), как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние [было] вокруг него ( Иез.1:26-27 ).
В описании ангельских существ, находящихся возле престола, также присутствует сравнение с медью:
и из средины его видно было подобие четырех животных, –и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их–ноги прямые, и ступни ног их–как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь (נחשׁת – “нэхошэт”, медь, в Септуагинте – χαλκός) ( Иез.1:5-7 ).
Далее Иезекииль описывает видение подобия человека:
И увидел я: и вот подобие [мужа], как бы огненное, и от чресл его и ниже–огонь, и от чресл его и выше–как бы сияние, как бы свет пламени (חשׁמל – “хашмал”, в Септуагинте – ήλεκτρον) ( Иез.8:2 ).
В Ветхом Завете для обозначения крепости чего-либо, часто используется архаичное слово נחושה – “нэхуша”, которое можно перевести и как “медь” и как “твердая” или “непоколебимая”:
Встань и молоти, дщерь Сиона, ибо Я сделаю рог твой железным и копыта твои сделаю медными (נחושה – “нэхуша”), и сокрушишь многие народы ( Мих.4:13 );
Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой–медный (נחושה – “нэхуша”) ( Ис.48:44 );
Протоиерей Александр Мень в своих комментариях к Откровению пишет, что образ воскресшего Иисуса Христа, с белыми волосами, с огненными ногами, является, в какой-то степени, антиподом истукана с золотой головой и глиняными ногами из книги пророка Даниила ( Дан.2:31-33 ), который символизирует царства мира[2].
Ниже рассмотрим как толкователи Откровения объясняют символику в описании ног воскресшего Иисуса Христа.
Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. VII в.):
Под ногами Григорий Назианзин разумеет домостроительство Божие, ибо ноги Его суть плоть, которою сошедшее Божество соделало наше спасение. Ноги суть и Апостолы, как утверждение церкви. – Халколиваном врачи считают благовонный фимиам, называемый у них сильным, мужеским. Или иначе: халк (медь) означает естество человеческое, ливан (ладон) – Божеское, а совокупленные в одно слово – «халколиван» – благоухание веры и неслиянное единство естеств. Еще: халк означает благозвучие учения Христова, а ливан – обращение язычников, почему и повелевается прийти невесте ( Песн. 4, 8 ). Ноги Христовы суть Апостолы разожженные, в подражание Христу, в горниле искушен ий[3].
Ноги же и халколиван означают благоухание в спасаемых мысленного Христова мира и нераздельно-неслиянное соединение Божества с человечеством. Как разжженное Божественным Духом, оно не доступно для человеческого разумен ия[4].
Священномученик Викторин Петавийский (230-303/4):
Иоанн говорит об апостолах, поскольку раскаленные страданием они проповедовали слово Его: ведь через них распространяется проповедь, и они заслуженно именуются ногами. Откуда пророк и предвосхитил, говоря: поклонимся, где стояли ноги Его ( Пс 131:7 ), ибо, где они, как первые, стояли и основали Церковь, то есть Иудею, там соберутся все святые и поклонятся Богу своему[3].
Византийский богослов Экумений, епископ Триккский (†. ок. 945 г.):
И ноги Его подобны халколивану, что обозначает или твердость и неколебимость веры в Него, или умное благоухание евангельских учений[4].
Церковный писатель Апрингий († сер. VI в.):
Ноги здесь – это пребывающая в Нем человеческая природа, которую Он воспринял ради нашего спасения. Ибо как медь в печи, краснея на поверхности, никакими пузырями и никакой ржавчиной не покрывается, так чистейшая и совершеннейшая плоть воспринятого человека, присоединенная Божеством и сохраненная в Божестве, сберегается без повреждения человеческой природы и без родительской вины[3].
Его непорочная плоть светится, словно медь, ярко сверкающая в огне[4].
Церковный историк Беда Достопочтенный (637 — 735):
Ноги раскаленные следует отнести к Церкви последних времен, которая испытывается пламенем и скорбями. Ведь халколиван – это медь, которая приобрела золотой цвет под воздействием очень жаркого огня и красящих веществ. Из другого перевода, в котором говорится о расплавленной ливанской меди, мы можем понять, что в Иудее, где и находится гора Ливан, Церковь будет преследуема, особенно в последние времена. Ведь и храм часто именуется Ливаном:Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои ( Зах 11:1 )[3].
Каждое из семи посланий Асийским церквам начинается одним из описаний Иисуса Христа, содержащихся в первой главе. Среди них есть и выражение “ноги подобны халколивану”:
[1] Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. ДАНИИЛ https://www.pravenc.ru/text/171183.html
[2] Протоиерей Александр Мень. Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова. Комментарий https://www.ubrus.org/data/library/pages/313/Main.htm
[3] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:01:15
[4] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:02:18
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Откр. 1:15
Свт. Андрей Кесарийский
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Ст. 15-16 И голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обоих сторон мечь, и лице Его как солнце, сияющее в силе своей
Толкование на Апокалипсис.
Сщмч. Викторин Петавийский
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Голос Его, как шум вод многих. Под многими водами понимаются народы, но также и дар крещения, который Он ниспослал по Своей заповеди, чтобы он распространился для спасения людей. Ноги Его подобны халколивану, как закаленные в печи. Иоанн говорит об апостолах, поскольку раскаленные страданием они проповедовали слово Его: ведь через них распространяется проповедь, и они заслуженно именуются ногами. Откуда пророк и предвосхитил, говоря: поклонимся, где стояли ноги Его (Пс 131:7), ибо, где они, как первые, стояли и основали Церковь, то есть Иудею, там соберутся все святые и поклонятся Богу своему.
Толкование на Апокалипсис.
Сщмч. Ириней Лионский
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Бог разнообразными способами устрояет человеческий род в согласие спасения. Поэтому Иоанн говорит в Откровении: голос Его, как шум вод многих. Ибо поистине много вод Духа Божия, потому что Отец и богат, и велик. И Слово, проходя среди людей, доставляло пользу всем, независтно повинующимся Ему, начертывая для всего творения сообразный и пригодный закон.
Апрингий
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Трактат на Откровение.
Беда Достопочтенный
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Изложение Откровения.
Против ересей.
Экумений
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Комментарий на Откровение.
Лопухин А.П.
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих