что такое хаб в авиации
Хаб (авиация)
Хаб авиакомпании (англ. airline hub ) — это аэропорт, который используется авиакомпанией или альянсом авиакомпаний как пункт пересадки пассажиров. Хаб является элементом так называемой звездообразной (веерной) сети маршрутов, в которой пассажиры, путешествуя между аэропортами, не связанными прямыми авиарейсами, могут достигнуть пункта назначения, совершив пересадку с одного рейса на другой. Часто хаб авиакомпании располагается в ее базовом аэропорте, или в аэропорту того же города, что и головной офис.
Авиакомпании могут использовать как один, так и несколько хабов. Хабы используются и в пассажирских, и в грузовых перевозках.
В сети маршрутов авиакомпаний могут формироваться узловые пункты — аэропорты, не являющиеся пересадочными пунктами, но из которых авиакомпания совершает несколько рейсов в разных направлениях. Крупные узловые пункты неофициально называют «вторичными хабами».
Во многих случаях хабом авиакомпании является крупнейший аэропорт страны (например, Дубай для авиакомпании Emirates Airline).
Список крупнейших авиакомпаний России и их хабов
Список крупнейших мировых авиакомпаний и их хабов
Коммерческие авиаперевозки | |
---|---|
Авиалинии | Список авиакомпаний • Список пассажирских авиалиний |
Организации | IATA • ICAO • ISTAT • SITA |
Авиационные альянсы | Oneworld • Star Alliance • SkyTeam |
Бронирование мест и оформление билетов | Глобальная дистрибьюторская система • Система бронирования авиабилетов • Сирена (сеть) • Авиабилет • Лоу-кост-авиакомпания • Код-шеринг • Эйрпасс • Электронный билет (воздушный транспорт) • Бонусные программы авиакомпаний • Open-jaw • Ночной полёт (авиация) • Кругосветный билет • Туристическая поисковая система • Турагент• Варшавская конвенция 1929 года |
Аэропорт | Хаб (авиация) • Аэропорт • ВИП-зал • Местный аэропорт • Международный аэропорт • Региональный аэропорт |
Багаж | Багажная бирка • Норма провоза багажа • Ручная кладь• Багажная лента • Выдача багажа • Розыск багажа |
Регистрация | Стойка регистрации • Посадочный талон • Список на подсадку • Предполётный досмотр • Посадка • Выход на посадку • Пассажирский трап |
Посадка | Место в самолёте • Первый класс • Бизнес-класс • Эконом-класс • Туристический класс |
На борту | Бортовое питание • Программа развлечений на борту • Торговля на борту • Бортовой туалет • Пакет для тех, у кого воздушная болезнь |
Экипаж | Deadheading • Стюард • Пилот |
Паспортный контроль | Карточка прибытия • Карточка убытия |
Безопасность | Управление воздушным движением • Инструкция по безопасности на борту • Авиационная безопасность • Администрация аэропорта • Полиция аэропорта • Ведомства воздушного транспорта • Бортовой самописец • Демонстрация безопасности в полёте • Аварийный выход на крыло |
Полезное
Смотреть что такое «Хаб (авиация)» в других словарях:
Черный ящик (авиация) — Бортовой самописец. Надпись гласит «Бортовой самописец. Не открывать» Бортовой самописец самолёта ТУ 22М3 Бортовой самописец или «чёрный ящик» устройство, в основном используемое в авиации для регистрации основных параметров полёта, внутренних… … Википедия
Чёрный ящик (авиация) — Бортовой самописец. Надпись гласит «Бортовой самописец. Не открывать» Бортовой самописец самолёта ТУ 22М3 Бортовой самописец или «чёрный ящик» устройство, в основном используемое в авиации для регистрации основных параметров полёта, внутренних… … Википедия
Узловой аэропорт — Пример звездообразной (веерной) сети маршрутов. Узловой аэропорт[1] (иногда используется название Хаб (англ. … Википедия
Бюджетная авиакомпания — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
Лётчик — У этого термина существуют и другие значения, см. Пилот (значения). Лётчик человек, управляющий летательным аппаратом, а также означает профессию и хобби. Синонимы: аэронавт, пилот, авиатор. Содержание 1 Общая информация 2 … Википедия
Международная организация гражданской авиации — Запрос «ИКАО» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Международная организация гражданской авиации International Civil Aviation Organization … Википедия
Управление воздушным движением — Авиадиспетчеры за работой Управлен … Википедия
Электронный билет (воздушный транспорт) — Пример электронного билета Эта статья посвящена технологии электронного билета, которая применяется в гражданской авиации в мире и в России. Информацию о применении аналогичных технологий в других отраслях сферы услуг следует искать и размещать в … Википедия
Бортовой самописец — Аварийный регистратор полётных данных системы МСРП 12 96 Бортовой самописец, или бортовой регистратор устройство, в основном … Википедия
Список авиакомпаний — Содержание 1 Австралия и Океания 2 Азия 3 Африка … Википедия
FrequentFlyers.ru
Ликбез
Чем отличается базовый аэропорт от хаба
26/07/2021
.Многие путают два близких, но все-таки разных понятия: базовый аэропорт авиакомпании и хаб авиакомпании. Это совершенно не одно и то же, и сейчас мы расскажем, в чем между ними разница.
Базовый аэропорт, он же аэропорт базирования или просто база у некоторых ассоциируется с авиабазой, то есть, чем-то большим и масштабным: и у военных это действительно так. Однако в гражданской авиации достаточно держать в аэропорту всего один самолет и какое-то количество экипажей. Если маршрутная сеть авиакомпании построена таким образом, что один самолет выполняет рейсы из конкретного аэропорта и потом туда возвращается, там же проходит короткие формы техобслуживания, и туда же возвращаются экипажи, то вот вам и база. Причем вовсе не обязательно, что забазирован будет конкретный борт. Нет, сами самолеты могут меняться в зависимости от маршрутной сети, но количество возвращающихся к концу дня самолетов постоянное и главное, что экипажи возвращаются домой.
В постсоветской России часто авиакомпании и базовые аэропорты назывались одинаково. Аэропорт Пулково, 2005 г. Фото: Дмитрий Авдеев
Если же борт просто ночует в аэропорту, прилетев поздно вечером и улетев рано утром, а экипажи живут в гостинице, то такой аэропорт базовым не считается даже при продолжительной стоянке. Нет экипажей — нет базы.
Бывает даже так, что самолет в аэропорт выполняет разворотные рейсы, а экипажи есть: тогда это называется базой иностранных экипажей (foreign crew base). Они используются для дальнемагистральных рейсов, например, такие базы существовали до пандемии у Cathay Pacific (Гонконг) в Канаде.
Небольших баз с 1-2 самолетами особенно много у европейских лоукостеров вроде Ryanair или Wizz Air. Там большое количество местных экипажей решает еще и задачу языкового барьера: неважно, поляк вы, летящий из Польши, испанец из Испании или венгерец из Венгрии (или обратно) — с вами будут говорить на родном языке.
Хабовый аэропорт, он же узловой, он же хаб — это понятие, связанное не с базированием самолетов и не с экипажами, а с маршрутной сетью. Хабовая модель предполагает маршрутную сеть с топологией типа «звезда»: из одного хабового аэропорта выполняются рейсы в множество других; из одного в другой можно попасть только с пересадкой в узловом аэропорту. Такая модель долгое время доминировала в России, когда авиасообщение между регионами было замкнуто на Москву; сейчас усилиями правительства (точнее, его субсидиями) развивается прямое сообщение: в 2017 году минуя Москву летали лишь 23% пассажиров, в 2018 году В.Путин поставил задачу довести количество маршрутов в обход Москвы до 50% к 2024 г.
В маленьких странах хабовый аэропорт, как правило, один: например, Амстердам в Нидерландах или Хельсинки в Финляндии. В больших странах типа США, Канады и России у каждой крупной авиакомпании по несколько хабовых аэропортов. Например, у Air Canada хабы в Ванкувере, Калгари, Торонто и Монреале, «Аэрофлот» в этом году запустил хаб в Красноярске в дополнение к московскому и петербургскому (оттуда выполняются рейсы дочерней «России» под коммерческим управлением нацпера) и т.п.
Хабовый аэропорт обычно является и базовым для той же авиакомпании. Можно даже сказать «всегда является», потому что мы не знаем ни одного исключения из этого правила, кроме так называемых scissors hub с полетами по 5-ой свободе воздушного пространства, о чем мы напишем отдельную статью. В остальном любой хаб — это база, но не любая база — хаб. У многих авиакомпаний есть только базы, но нет хабов, потому что их маршрутная сеть строится условно по принципу «каждый с каждым», то есть, point-to-point, когда пары городов соединяются друг с другом напрямую.
АВИАХАБ (AIRLINE HAB)
При поиске и бронировании авиабилетов мы часто встречаем значение хаб-аэропорт (airline hub), которое многим путешественникам не совсем понятно полностью. А между тем, значение узлового аэропорта в перелётах существенно как на дальних международных рейсах, так и на внутренних. В нашей статье мы расскажем подробно какие бывают хабы по типу, основные особенности и отличия их от обычных аэропортов.
Что такое хаб аэропорт?
Это узловой аэропорт, являющийся базой одной или нескольких авиакомпаний объединённых в альянс для пересадки пассажиров на стыковочные рейсы. Это позволяет связать вместе разные точки маршрута в хабе если между аэропортами нет прямого сообщения.
Это создает эффект большего масштаба, который позволяет авиакомпании обслуживать (через промежуточное соединение) пары городов, которые в противном случае не могли бы обслуживаться экономически на постоянной основе.
Эта система отличается от модели «точка-точка», в которой нет хабов, и вместо этого предлагаются беспосадочные перелеты между городами на прямую.
Как правило в узловых аэропортах, авиакомпании концентрирует основную часть своей управленческой деятельности и обеспечивает техническое обслуживание своих самолетов. И конечно хаб используется как аэропорт основного пункта назначения для своих рейсов и основой логистики.
Основных аэропортов авиакомпаний может быть несколько. Это часто аэропорты, в которых были созданы компании, которые объединились в текущий альянс. Например, Air France — KLM по-прежнему поддерживает два основных центра в Париже и Амстердаме.
Некоторые из наиболее важных центров для крупнейших авиакомпаний мира известны как «закреплённый» узел; в таких аэропортах, как правило, доминирует одна авиакомпания, которая может отвечать за более 70% воздушного движения в определённом хабе.
В Европе примерами таких аэропортов являются аэропорт Схипхол для KLM, аэропорт Хитроу для British Airways, аэропорт Шарля де Голля для Air France, международный Франкфуртский для Lufthansa или Мадрид-Барахас для Iberia.
Типы аэропортов-хабов
Основными закреплёнными за флагманскими авиакомпаниями часто являются главные международные столичные аэропорты, например, Хитроу для British Airways или Пирсон в Торонто для Air Canada.
Исходя из выше написанного можно дать чёткое определение термину узлового аэропорта-это центральная точка пересадки пассажиров для дальнейшего следования, в которой пересекаются не связанные между собой маршруты.
Ещё статьи на эту тему:
[su_divider top = «no» style = «dashed» size = «1» margin = «10»]
[su_divider top = «no» style = «dashed» size = «1» margin = «10»]
[su_divider top = «no» style = «dashed» size = «1» margin = «10»]
Хаб с глобальными амбициями
В феврале 2019 года правительство РФ утвердило «Стратегию пространственного развития страны на период до 2025 года». Одним из основных направлений в ней названа ликвидация инфраструктурных ограничений, в числе важнейших — задача сокращения межрегиональной дифференциации по социально-экономическому уровню. На это же нацелен «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года», ставший тринадцатым национальным проектом. Стоимость плана — 6,35 трлн руб. Это почти четверть всех средств, заложенных правительством на реализацию всех нацпроектов. В «Стратегии пространственного развития…» особо отмечено, что сохраняется «высокий уровень централизации авиационных пассажирских перевозок вследствие недостаточного развития крупных узловых аэропортов». Решать транспортные проблемы предполагается в том числе за счет формирования международных аэропортов-хабов, создания и развития узловых аэропортов в крупных городских агломерациях, реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву.
Шанс для регионов
Мировой и российский опыт показывает, что ни один регион не может быстро расти при слабой транспортной связанности с другими территориями. Возможность принимать большой пассажиро— и грузопоток сама по себе стимулирует деловую активность и туристическую отрасль. «Если аэропорт маломощный, то рейсов в нем будет мало, но если это хаб, то можно иметь расписание с высокой частотой рейсов, а значит, и пассажиров будет много. Это абсолютно другая экономика. Вокруг этого хаба будет развиваться жизнь», — уверен директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
«В России 16 городов с населением более 1 млн человек. Половину из них можно превратить в региональные хабы. Есть поток через Москву, который надо «спрямить», и это может дать экономию в несколько тысяч рублей на билет. А удешевление и спрямление рейсов, в свою очередь, увеличит спрос», — рассуждает Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс». Правда, по его оценке, может не хватить времени, чтобы купить необходимое количество самолетов и подготовить экипажи, восполнить недостаток инфраструктуры — аэропортовой, топливной, авиационной. Чтобы сделать хаб, должны договориться авиакомпании, местные власти, федеральные, частные заправщики, собственники аэропорта. Это очень сложный и длительный процесс, отмечает Георгий Ващенко.
Михаил Блинкин полагает, что в России вряд ли скоро появятся гигантские аэропортополисы, как вокруг крупнейших транспортных узлов в Северной Америке, Европе и Азии, «хотя то, что построено вокруг аэропорта Новосибирска, похоже на североамериканские аналоги». Новосибирские результаты красноречивы: аэропорт Толмачево в прошлом году увеличил пассажиропоток на 900 тыс. человек, до 5,9 млн. В ближайшие годы запланированы капитальный ремонт одной из двух взлетно-посадочных полос, реконструкция аэровокзального комплекса и прочие работы стоимостью свыше 20 млрд руб. Новосибирск станет одним из региональных узловых аэропортов «Аэрофлота». Показателен и пример Крыма. В прошлом году благодаря новому аэропортовому комплексу Симферополя и открытию движения по Крымскому мосту полуостров принял рекордное число туристов — 6,8 млн человек, это рекордный показатель за весь постсоветский период. Пассажиропоток симферопольского аэропорта в прошлом году составил 5,146 млн человек (примерно поровну на прилет и вылет), а 30 декабря был поставлен суточный рекорд по трафику с момента присоединения Крыма к России — 10,5 тыс. пассажиров. Министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко недавно рассказал, что туристы оставили на полуострове в прошлом сезоне около 500 млрд руб.
Новый аэропортовый комплекс Ростова-на-Дону Платов, открытый к ЧМ-2018 в декабре 2017 года, в 2018-м обслужил 3,2 млн пассажиров, что на 19% выше показателя предыдущего года. Пресс-служба Платова сообщала, что основной прирост трафика дали межрегиональные перевозки. «Чемпионы по этому показателю — Сочи, Екатеринбург и Казань», — отметили в Платове. В этом году должна быть введена в эксплуатацию новая четырехполосная автодорога с освещением, соединяющая аэропорт с городом, а территорию старого аэропорта планируется отдать под реконструкцию и жилую застройку.
Красноярские ворота
В аэропортах Сочи, Новосибирска и Екатеринбурга «Аэрофлот» предполагает до 2023 года создать свои региональные базы. А в Красноярске лидер российской гражданской авиации организует международный хаб. Такие решения записаны в стратегии развития группы до 2023 года, которая называется «100 миллионов пассажиров к 100-летию «Аэрофлота». В числе основных целей — втрое увеличить региональные перевозки, с 7 млн пассажиров в 2017 году до 19 млн в 2023-м. Еще одна задача — нарастить международный транзитный пассажиропоток с 5 млн пассажиров в 2017 году до 10–15 млн в 2023-м. Ведущая российская авиакомпания выигрывает до трех часов времени транзита по сравнению с конкурентами, имеет самые низкие затраты в коридоре Европа — Азия и уже занимает первое место по перевозкам на ряде направлений из крупных европейских центров в города Китая.
В конце марта «Аэрофлот» подписал соглашение с аэропортом Красноярск о создании авиационного хаба. Красноярск станет для «Аэрофлота» вторым базовым аэропортом, в нем будут базироваться современные самолеты, включая отечественные Superjet 100. Начало работы международного хаба запланировано на 2020 год, а к 2023-му годовой пассажиропоток «Аэрофлота» в Красноярске может достичь 1 млн человек.
«В соответствии с новой стратегией группы «Аэрофлот» мы приступаем к созданию международного хаба в Красноярске. Бизнес-модель хаба с комфортными стыковками позволит нам привлекать транзитный пассажиропоток на внутренних и международных линиях, а наши перспективные планы предусматривают создание ряда региональных баз в России», — сказал заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ПАО «Аэрофлот» Андрей Панов.
В Красноярске планируется создать хаб, играющий глобальную роль. «Нарастает транзитный пассажиропоток из Китая. Они уже сейчас массово летают через Россию в Европу. Но пропускная способность воздушного пространства над Москвой ограниченна. Поэтому Красноярск и рассматривается как альтернатива Москве. Он удачно расположен, и часть рейсов можно заводить туда. Китайцы будут слетаться в Красноярск, а дальше разлетаться в Европу и китайские города», — поясняет Роман Гусаров, руководитель портала Avia.ru.
Губернатор Красноярского края Александр Усс видит в сотрудничестве с «Аэрофлотом» много преимуществ. Он напомнил, что новый аэропорт открылся в краевой столице полтора года назад и «он должен жить и развиваться, а для этого требуется надежный базовый перевозчик». «Сегодня во главу угла поставлена тема Енисейской Сибири — огромной территории, которой необходима надежная транспортная система. В создании хаба я вижу перспективы увеличения доступности территории края, российских регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья, а также создания рабочих мест и дополнительных сервисов», — отметил Александр Усс, комментируя подписание совместного документа.
«Енисейская Сибирь» — это комплексный инвестиционный проект, который объединяет Красноярский край, Хакасию и Туву. В него включены 32 инвестпрограммы. Директор Корпорации развития Енисейской Сибири Сергей Ладыженко рассказывал на пресс-конференции в апреле текущего года, что в результате только в Красноярском крае может быть создано порядка 40 тыс. рабочих мест. Одна из программ — создание грузового хаба в Емельяново, этот проект был представлен в 2018 году на Красноярском экономическом форуме (помимо пассажирского хаба, который создается в сотрудничестве с «Аэрофлотом»). Он займет 245 га, а площадь логистических и промышленных площадей может достичь 830 тыс. кв. м, инвестиции оцениваются в 65 млрд руб. Генеральный директор аэропорта Андрей Метцлер говорил журналистам, что проект ориентирован на грузопоток из Юго-Восточной Азии в Европу.
Таким образом, международный пассажирский хаб, создаваемый «Аэрофлотом», будет работать в комплексе с грузовым, в результате Красноярский край должен выйти на новый уровень развития.
Понятия об узловом аэропорте (хабе), транзитном и трансферном пассажирах
В последнее время в печати и на телеэкране неоднократно обсуждается вопрос о возможности и необходимости создания узлового аэропорта в Московском авиационном узле. Занимаясь этой проблемой на протяжении вот уже почти пяти лет, мы решили поделиться своим видением этой проблемы. Однако для начала напомним некоторые определения.
Вместе с этим это своеобразный пассажир. В отличие от местного, который прилетит в конечный пункт своего пути в любом случае, у трансферного почти всегда есть выбор. Поэтому в Москву он прилетит только в том случае, если пересадку в Москве можно будет сделать быстрее и удобнее, чем в аэропортах других городов.
В настоящее время пассажиры прямого транзита составляют крайне малую часть общего пассажиропотока и по данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), по итогам за 2003 г. не превышают 1% от общего количества от авиапассажиров.
Для возможности оценки доли трансферных авиапассажиров в некоторых крупных зарубежных аэропортах и у нас приведем некоторые данные. Количество трансферных пассажиров в аэропортах Франкфурта, Амстердама, Копенгагена составляет более 40% от числе пассажиров регулярных рейсов, в Брюсселе и Хитроу более 30%, а у нас в Шереметьево около 3%.
Следует отметить, что трансферные пассажиры могут быть только на регулярных линиях, как международных так и внутренних. Пассажир заранее знает, каким рейсом и когда он должен лететь дальше из аэропорта пересадки.
В имеющихся прогнозах авиаперевозок считается, что количество трансферных пассажиров в МАУ будет расти и достигнет 7 млн. чел. к 2020 г., но для этого необходимо формирование узлового аэропорта (хаба) со стыковочными волнами и соответствующей инфраструктурой.
Требования к узловому аэропорту (хабу)
Оптимальное время стыковки достигается за счет сосредоточения входящих и исходящих международных и внутренних пассажиропотоков в едином аэровокзальном комплексе и наличия соответствующей системы обработки багажа. По мировой практике время, необходимое для транзитной пересадки в аэропорту, составляет 30-60 минут (Вена, Франкфурт, Амстердам), а при выполнении таможенных процедур до 2-3 часов (США).
Площадь аэродрома, количество и расположение взлетно-посадочных полос, расстояние от аэродрома до населенных пунктов и водоемов, наличие или отсутствие земельных резервов для развития аэродрома накладывают ограничения на пропускную способность и возможность развития всего аэропорта.
Как правило, узловые аэропорты имеют две и более ВПП, что позволяет более эффективно использовать возможности по увеличению пассажиропотока.
В таблице 1 приведены данные по некоторым крупным узловым аэропортам мира.
Таблица 1
Наименование аэропорта, страна | Итоги 2002 г. | Количество ИВПП | Площадь, га | ||
---|---|---|---|---|---|
Пассажиров, млн. | Грузов, тыс.т. | ВПО, тыс. | |||
Атланта, США | 76,8 | 734 | 890 | 4 (паралл.) | 1518 |
Чикаго, США | 65,1 | 1436 | 922 | 7 | 2832 |
Орландо, США | 26,7 | 218 | 288 | 4 (паралл.) | 5869 |
Нью-Йорк, США (им. Дж. Ф. Кеннеди) | 29,9 | 1914 | 287 | 4 | 1995 |
Хитроу, Англия | 63,4 | 1234 | 461 | 3 | 1200 |
Мюнхен, ФРГ | 23,3 | н/д | 319 | 2 (паралл.) | 1500 |
Шарль де Голль, Франция | 71,5 | 1750 | 709 | 4 | 3100 |
С вопросами нехватки пропускных способностей взлетно-посадочных полос уже столкнулись в ряде базовых узловых аэропортов. Возможности строительства новых ВПП жестко ограничены законами об окружающей среде и отсутствием соответствующих зарезервированных площадей. В этой ситуации расширение пропускной способности других аэропортовых объектов, например, пассажирских терминалов и других, становится бессмысленным. С такими проблемами столкнулись ведущие аэропорты, такие как Хитроу (Лондон), Орли, Шарль де Голль (Париж), Амстердам, Франкфурт, Нарита (Токио) и др.
Для успешной конкуренции пропускная способность узловых аэропортов должна иметь резервы развития и те, у кого их будет больше, наиболее успешно могут справиться с растущими потребностями рынка, захватывая все большую его часть.
Являясь одной из основных зон, влияющих на обеспечение безопасности полетов, аэродромный комплекс создается и функционирует в соответствии с крайне жесткими нормами.
В США в 2003 г. 31 аэропорт был классифицирован как крупный хаб в связи с тем, что на каждый из них приходилось более 1% посадок в самолет от общего количества пассажиров, садящихся в самолеты (в целом в США). Эти аэропорты пропустили через себя 493 911 466 пассажиров. В эту категорию попали такие аэропорты как Chicago O’Hare, Atlanta, Los Angeles, Dallas-Ft, Worth и др.
Обычно авиакомпании имеют в своем распоряжении систему хабов по трассам и маршрутам, которые обслуживаются этими компаниями. хабами United Airlines являются Washington Dulles, Chicago O’Hare, Denver и San Francisco. Continental использует в качестве хабов Newark, Cleveland и Houston.
Аэропортам, которые являются хабами для определенных авиакомпаний, необходимо определять численность пассажиров, делающих пересадку, так как посадка, высадка и пересадка пассажиров выдвигают различные требования по исполнению различных функциональных зон в пределах терминала и требуют соответствующего отведения площадей.
Требования по объектам летного поля аэродрома в аэропорту хабе определяются «по расчетному или критическому самолету». Это самолет, который выполняет или ожидается, что выполнит, по меньшей мере, 500 ВПО (взлетно-посадочных операций) за один год. Скорость при заходе на посадку и размах крыльев расчетных самолетов устанавливают стандарты бокового эшелонирования, которые необходимо иметь между рабочими зонами, такие как ВПП и параллельные РД, ширину ВПП и РД, размер полос безопасности и другие проектные стандарты.
В целом подведя краткие итоги можно представить себе аэропорт, который на последующие 2-3 десятка лет удовлетворит требованиям к узловому аэропорту и обеспечит нарастающий объем авиаперевозок.
Такой аэропорт имеет несколько (не менее двух) параллельных ИВПП, разнесенных в соответствии с требованиями ИКАО, обеспечивающих возможность одновременного, независимого выполнения ВПО с них. Должен быть резерв земли для увеличения при необходимости количества ВПП. Пассажирский терминал располагается посередине между ВПП и может расширяться по модульному принципу. К терминалу подходит автомагистраль, железнодорожная ветка или линия метро. Посадка на все виды транспорта производится в здании аэровокзала или на площади перед ним.